Скоро защита?
Меню Услуги

Роль государственно-частного партнерства в стратегическом управлении фирмой (на примере компании АО «Акванова Рус»)

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


Оглавление

Введение
Глава 1 Теоретические основы государственно-частного партнерства и его роль в стратегическом управлении предприятием
1.1. Стратегическое управление фирмой: сущность и структура
1.2. Сущность, основные понятия и формы реализации государственно-частного партнерства
1.3. Мировой опыт развития государственно-частного партнерства и его практическое применение в России
Глава 2 Государственно- частное партнерство в стратегическом управлении АО « Акванова Рус»
2.1. Общая характеристика компании
2.2. Участие компании в ОЭЗ ТВТ «Дубна» как форма реализации проекта ГЧП
2.3. Основные преимущества и недостатки ГЧП при стратегическом управлении компанией
Глава 3 Рекомендации по повышению эффективности механизма государственно-частного партнерства в стратегическом управлении АО «Акванова Рус»
3.1. Разработка основных направлений повышения эффективности механизма государственно-частного партнерства в стратегическом управлении компанией
3.2. Оценка эффективности предложенных мер
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1Эволюция партнерства государства и бизнеса
Приложение 2 Годовой отчет АО « Акванова Рус» на 31 декабря 2019г.
Приложение 3Форма заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности
Приложение 4 Данные сайта Федресурс по заключенным контрактам в рамках госзаказа

Введение

Государственно-частное партнерство представляет собой одну из форм взаимодействия государства с частным предпринимательским сектором, способную оказать положительное воздействие на уровень жизни общества в целом и компенсировать часть негативных последствий провалов рынка. Поддержка и развитие государственно-частного партнерства является одним из важнейших приоритетов внутренней политики любой страны. Государственные инвестиции в экономику стимулируют рост частных инвестиций, формируют современную инфраструктуру и создают мультипликационный эффект на всю экономику страны.
В условиях, когда в России постепенно формируются новые экономические отношения, а ее экономика становится все более интегрированной в мировое сообщество, возникает острая необходимость в структурных изменениях и более тесном взаимодействии государства и частного сектора. В этой связи ГЧП играет все более значимую роль. Повышение интереса к данной форме взаимодействия государства и частного бизнеса объясняется тем, что во многих странах оно позволяет эффективно решать крупные социальные и экономические проблемы путем объединения ресурсов государственного и частного секторов. С другой стороны, механизм ГЧП помогает и развитию частных компаний, поэтому представляет интерес его рассмотрение с точки зрения стратегического управления фирмой. Этим объясняется актуальность темы исследования диссертации.
Объектом исследования выступают экономико-правовые отношения, возникающие при использовании механизмов государственно-частного партнерства в стратегическом управлении АО «Акванова Рус».
Предметом исследования являются особенности использования механизмов государственно-частного партнерства в стратегическом управлении фирмой.
Цель работы – исследование роли государственно-частного партнерства при стратегическом управлении фирмой и разработка предложений по совершенствованию его механизма.
Ключевая гипотеза исследования – необходимо повышать роль государственно-частного партнерства в стратегическом управлении инновационным предприятием.
Для выполнения поставленной цели и подтверждения ключевой гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
• исследовать сущность, основные принципы и структуру стратегического управления фирмой;
• исследовать сущность, основные понятия и правовое регулирование государственно-частного партнерства;
• оценить зарубежный опыт применения механизмов государственно-частного партнерства и его практическое применение в России;
• исследовать роль государственно-частного партнерства в стратегическом управлении АО «Акванова Рус»;
• выявить преимущества и недостатки ГЧП при стратегическом управлении исследуемой компанией;
• разработать направления повышения эффективности механизма государственно-частного партнерства в стратегическом управлении АО «Акванова Рус» и оценить их эффективность.
Структура работы обусловлена целями, задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих 3 параграфа, заключения, списка литературы. Во введении приводится обоснование выбора темы работы и ее актуальности, определены объект и предмет исследования, сформулированы цели и основные задачи проводимого исследования. Даны краткая характеристика структуры работы, обзор литературы, используемой при проведении исследования. Приведено обоснование основных теоретических выводов по результатам исследования.
Основная часть состоит из трех глав. В первой главе работы проведено исследование теоретических основ государственно-частного партнерства и его роли в стратегическом управлении предприятием, рассмотрены основные понятия и правовое регулирование государственно-частного партнерства, исследован зарубежный опыт применения механизмов государственно-частного партнерства. Во второй главе проведено исследование роли государственно-частного партнерства в стратегическом управлении АО «Акванова Рус», определены его основные преимущества и недостатки. В третьей главе предложены основные направления повышения эффективности механизма государственно-частного партнерства в стратегическом управлении АО «Акванова Рус» и оценена их эффективность.
Заключение содержит краткие результаты проведенного исследования.
Список литературы представлен нормативно-правовыми источниками и научной литературой по теме исследования.
Методологическую основу работы составляют как общенаучные методы познания, такие как обобщение, сравнение, так и частнонаучные методы: исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и др.
Исследованию вопросов стратегического управления предприятием, государственно-частного партнерства посвящены труды многих ученых и практиков. Рассмотрены труды таких авторов как И. Ансофф, М. Старр, К. Хаттен, А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд, в которых раскрыто содержание термина «стратегическое управление предприятием», определены основная цель и задачи стратегического управления предприятием. Маврина И. Н., Джуха В. М., Штапова И. С., Жуковская Н. П., Масленникова И.А и другие исследователи раскрыли содержание принципов стратегического управления предприятием, а также рассмотрели его структуру.
В данной работе рассмотрены труды таких авторов как Алеев Б. Р.,Белицкая А.В., Варнавский В.Г., Дятлова Н.А.,Елкибаева Л. Г., Зимина И.В., Фарафонова А.Ю., Юрош Т.Д., в которых раскрыто содержание термина «государственно-частное партнерство», проанализированы основные признаки государственно-частного партнерства, даны характеристики его формам. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства изучен на основе аналитических исследований, проведенных Всемирным банком, иными аналитическими зарубежными и российскими компаниями.
Теоретическая значимость результатов данного исследования состоит в успешно проведенном исследовании экономико-правовых отношений, возникающих при использовании механизмов государственно-частного партнерства в стратегическом управлении фирмой. Полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения роли государственно-частного партнерства в стратегическом управлении фирмой.
Практическая значимость исследования отражается в возможности использования полученных результатов для совершенствования механизма государственно-частного партнерства в стратегическом управлении инновационным предприятием на федеральном, региональном и местном уровнях.

Глава 1 Теоретические основы государственно-частного партнерства и его роль в стратегическом управлении предприятием

1.1. Стратегическое управление фирмой: сущность и структура

В условиях трансформации экономики использование стратегического управления предприятием является основой для успешного функционирования любого предприятия, преодоления сопутствующих ему рисков. Рассматривая вопрос стратегического управления предприятием, следует отметить, что не все предприятия имеют стратегию развития. Кроме того, не всегда выбранная предприятием стратегия реализуема самим предприятием. Тем не менее, сегодня наличие стратегии предприятия позволяет ему планомерно вести подготовку и внедрять те новшества, без которых выпускаемая продукция предприятия будет неконкурентоспособна на рынке.
Понятие «стратегическое управление» стало использоваться в научных трудах авторов, занимающихся вопросами стратегического менеджмента, в 60-70 годах XX века. Целью внедрения данного термина было разграничение понятия «управление» между операционным управлением, осуществляемым на уровне производства и управлением, осуществляемым высшим менеджментом предприятия. Как отмечал И. Ансофф, один из основоположников теории стратегического управления, на предприятии выделяются два основных потока деятельности: первый из них связан с материальной деятельностью, второй – с управленческой деятельностью. Кроме того, в составе управленческой деятельности исследователь выделил два режима управления, а именно оперативное управление и стратегическое управление. (Ансофф, 1989) Теория стратегического управления формировалась также на исследованиях М. Старра, К. Хаттена, А. А. Томпсона, А. Дж. Стрикленда и др. В качестве академической дисциплины стратегическое управление начало свое формирование с публикаций в 1974г. Р. Румельтом книги «Стратегия, структура, результаты», в 1980г. М. Портером книги «Конкурентная стратегия».
Таким образом, исследуемое направление науки и дисциплины является достаточно молодым, при этом исследует сложные управленческие процессы, присущие на данном этапе современному предприятию, поэтому авторами даются различные определения термину «стратегическое управление», которые не раскрывают достаточно его сущность, потому как выделяют те или иные его аспекты.
Рассмотрим основные определения, данные авторами термину «стратегическое управление предприятием». (см.табл.1)

Таблица 1. Основные интерпретации термина «стратегическое управление предприятием»

Автор Определение
И. Ансофф Автор определяет «стратегическое управление как деятельность, связанную с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением» [Ансофф, 1989, с. 143].
Д. Шендел,

К. Хаттен

Авторы ввели термин «стратегическое управление», по которым понимали «управленческий процесс установления и поддержания жизнеспособной взаимосвязи между организацией и её средой посредством следования избранным целям, а также экономически эффективного размещения ресурсов для поддержки основных программ и политик развития» [Shendel, Hatten, цит. по Усачева, Демина, 2017, с.63].
Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. это «деятельность по стратегическому менеджменту, связанная с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиться своих целей, соответствуют се внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям» [Томпсон, Стрикленд, 1998, с.565]
Смит Г., Арнольд Д., Биззел Б.  это «процесс оценки внешней среды, формулирования организационных целей, принятия решений, их реализация и контроль, сфокусированные на достижение целей в настоящей и будущей внешней среде организации. [Смит, Арнольд ,Биззел, цит. по Зеленкова, 2018].
Маврина И. Н.

 

«Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует» » [Маврина, 2014, с.6]
Джуха В. М., Штапова И. С., Жуковская Н. П. это «функция управления (менеджмента), распространяется на долгосрочные цели и действия компании. При этом четкая формулировка стратегии (как образа действий) и инструментарий ее обоснования являются основой управления и существенным признаком хорошего менеджмента компании.» [Джуха и др., 2017, с.8]

это «разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов» [Джуха и др., 2017, с.9]

Мардас А. Н., Гуляева О. А.,. Кадиев И. Г «основным содержанием стратегического менеджмента является выбор наилучших вариантов развития организации в условиях неполноты информации. В экономике это означает достижение перспективных целей за счет адекватного реагирования на  изменения в  среде организации путем формирования и последующего удержания конкурентных преимуществ» [Мардас и др., 2019, с.10]
Тебекин А. В. это «сочетание теории и практики обеспечения конкурентоспособности и эффективности управленческих решений с применением разработанных стратегий организации»  [Тебекин, 2019, с.6]

 

Исходя из определений термина «стратегическое управление», приведенных в таблице 1, можно обобщить и уточнить определение следующим образом: стратегическое управление предприятием это тип управленческой деятельности, связанный с разработкой и реализацией долгосрочных целей и задач, позволяющих удержать уровень конкурентоспособности предприятия, обеспечить предприятию успешное выживание с учетом его внутренних возможностей и требований внешней среды на долгосрочной основе.
Для поддержания способности предприятия выживать и эффективно осуществлять свою деятельность в долгосрочной перспективе необходимо развивать потенциал предприятия, что является основной целью стратегического управления предприятием. Для достижения цели стратегического управления предприятие должно решить следующие основные задачи стратегического управления:
1. Определение сфер, в которых предприятие планирует осуществлять свою деятельность в будущем, т.е. формирование будущего образа предприятия;
2. Постановка стратегических целевых установок, на достижение которых должна быть направлена деятельность предприятия, то есть формирование программы или плана стратегического развития. Определение основных стратегических задач для достижения поставленных целевых установок;
3. Определение стратегии достижения поставленных целевых установок, разработка этапов реализации и источников финансирования реализации программы, плана стратегического развития предприятия;
4. Реализация стратегии, в т.ч. осуществление контроля за ходом реализации стратегии на каждом этапе реализации;
5. Проведение оценки достигнутых результатов по реализации стратегии, при необходимости и зависимости от ситуации внесение в нее корректировок, уточнение целей, задач, используемых методов и инструментов ее реализации.
Основные принципы стратегического управления приведены на рис.1.

Рисунок 1. Принципы стратегического управления

Принцип перспективности стратегического управления реализуется через ориентир принимаемых стратегических решений на долгосрочную перспективу. Именно поэтому является важным обеспечить правильный выбор стратегии предприятия, недопущение стратегических ошибок, исправление которых является сложным в процессе реализации стратегии.
Принцип приоритетности стратегического управления означает, что тактическое (внутренние) управление на предприятии должно придерживаться в качестве приоритетов стратегических установок. Также принцип приоритетности стратегического управления означает, что в процессе реализации стратегии и внесении в нее изменений, корректировки должна сохраняться концепция стратегического развития предприятия. Стратегический план развития предприятия является основой для выработки оперативных, краткосрочных, среднесрочных планов, реализуемых предприятием.
Принцип реализуемости стратегического управления означает, что при разработке стратегии развития предприятия ее формирование должно учитывать фактические возможности предприятия. Кроме того, поставленные стратегические цели должны быть достаточно определенными, достигаемыми. А стратегические задачи – решаемыми. Несоблюдение данного принципа при утверждении целевых установок, превышение возможностей предприятия как внутри самого предприятия, как и во внешней среде может привести к отрицательным для предприятия последствиям.
Принцип итеративности стратегического управления или его поэтапности означает, что реализация стратегии представляет собой многоэтапный процесс, при котором поэтапно реализуются краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные инициативы. Многоэтапность реализации стратегии предприятия требует проведения анализа и контроля выполнения целевых установок на каждом этапе реализации стратегии предприятия, то есть анализ и контроль реализации стратегии предприятия на каждом этапе представляют собой логически завершающий процесс этапа реализации стратегии.
Принцип комплексности стратегического управления означает, что разработка и реализация стратегии предприятия должно строиться на максимально возможном учете и анализе всех факторов, влияющих на деятельность предприятия как внешних, так и внутренних. Комплексный анализ изменений факторов внутренней и внешней среды предприятия, информация о последствиях их изменений должны быть в основе корректировки стратегии предприятия. Следовательно, важен максимально возможный учет всех факторов внешней и внутренней среды при разработке и реализации стратегии предприятия.
Процесс управления в стратегическом управлении предприятием состоит из последовательного выполнения основных функций, которые формируют в своей последовательности циклическую структуру процесса управления. Наиболее наглядная схема цикла стратегического управления предложена Масленниковой И.А., потому как в ней кроме самого цикла стратегического управления, также приведен подробно процесс корректировки стратегии на всех этапах основного цикла стратегического управления.(см.рис.2)

Рисунок 2. Структура стратегического управления [Масленникова, 2011]

Рассмотрим подробнее структуру стратегического управления, приведенную на рисунке 2. Анализ внутренней и внешней среды представляет собой исходный процесс стратегического управления, основной целью проведения которого является создание информационно-аналитической базы. Полученная аналитическая информация должна дать ответ на вопрос о текущем положении предприятия и стать основой для определения миссии предприятия, целевых установок и направлений стратегического развития предприятия. Также полученная информация на основе анализа совокупности факторов внешней и внутренней среды предприятия позволяет выявить угрозы и возможности внешнего окружения предприятия, определить сильные и слабые его стороны. Полученная аналитическая информация является основой для выработки альтернативных стратегий и их оценки.
Следующим процессом в структуре стратегического управления является определение миссии предприятия и целей его стратегического развития. При завершении данного процесса должен быть сформирован ответ на сущностный вопрос о положении предприятия, в котором хотелось бы, чтобы оно находилось в долгосрочной перспективе. Определение миссии предприятия означает определение смысла существования предприятия, его предназначение в настоящем и будущем. Кроме установления миссии в рамках данного процесса предприятием определяются стратегические, среднесрочные, краткосрочные цели. Итогом процесса является ответы на следующие вопросы:
— зачем существует и функционирует предприятие?
— к чему стремится предприятия?
Следующим в цикле стратегического управления является процесс выработки различных альтернативных вариантов стратегии развития предприятия. Из полученной совокупности альтернативных вариантов развития предприятия с помощью различных методов производится их оценка и выбор лучшей стратегии развития. Используемые в процессе инструменты стратегического управления представляют собой методы прогнозирования, метод сценариев, портфельный анализ и т.п.
После того как был выбран наилучший вариант стратегии развития осуществляется его реализация. От итогов осуществления данного процесса в прямой зависимости находится достижение предприятием своих стратегических целей. В процессе реализации стратегии развития предприятием осуществляется реализация пакета разработанных стратегических проектов, программ стратегического развития, различных бюджетов, иных инициатив и мероприятий, цель реализации которых является достижение стратегических целей.
Процесс контроля реализации стратегии, а также определения эффективности стратегического управления считается завершающим процессов в цикле стратегического управления. Контроль реализации стратегии позволяет проконтролировать ее реализацию и достижение поставленных стратегических целей. По результатам контроля и оценки эффективности принятой стратегии возможна корректировка. Следует отметить, что корректировка по полученным в данном процессе результатам может вернуть к анализу среды, корректировке миссии предприятия и стратегических целей, также возможен пересмотр альтернативных вариантов стратегии, внесение корректировок в реализацию стратегии развития предприятия.
Таким образом, стратегическое управление является достаточно молодым направлением науки и видом дисциплины, при этом исследует сложные управленческие процессы, присущие современному предприятию. На основе анализа приведенных в работе определений, данных термину «стратегическое управление», было сформулировано автором свое видение термина «стратегическое управление», а именно: стратегическое управление предприятием это тип управленческой деятельности, связанный с разработкой и реализацией долгосрочных целей и задач, позволяющих удержать уровень конкурентоспособности предприятия, обеспечить предприятию успешное выживание с учетом его внутренних возможностей и требований внешней среды на долгосрочной основе. Для достижения цели стратегического управления предприятие должно в первую очередь определить сферу своей будущей деятельности.
Рассмотрены основные принципы, приведена структура стратегического управления.

1.2. Сущность, основные понятия и формы реализации государственно-частного партнерства

Существующие реалии трансформации экономики России, дефицит бюджетных средств, бюджетного финансирования для решения приоритетных задач по регулированию экономики на всех уровнях государственной власти требуют разработки и использования различных инструментов стимулирования экономической активности и взаимодействия государственных структур различного уровня и частного бизнеса, цель которых заключается в изыскании внебюджетных источников финансирования различных направлений государственной политики, в том числе на финансирование реализуемых инфраструктурных проектов.
Одной из форм взаимодействия государства и бизнеса, которая получила достаточно широкое распространение в мировой и отечественной практике, является государственно-частное партнерство (далее — ГЧП). Сегодня перед государственными структурами ставится задача активного использования различных форм реализации ГЧП, актуализация нормативно-правовой базы ГЧП для эффективного, взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса, достижения согласованных результатов на основе выполнения принятых партнерских обязательств.
Вопросы активизации взаимодействия государства и бизнеса, развития правоотношений в рамках ГЧП приобретают стратегический характер, потому как в условиях глобальной конкуренции, ускоренного развития мировых экономик главным вопросом становиться выживаемость государств, их конкурентоспособность. ГЧП это один из основных инструментов повышения эффективности развития экономики как государства в целом, так и ее регионов. Кроме того, развитие форм реализации ГЧП становится одной из приоритетных государственных задач в связи с требованием перевода экономики на инновационный путь развития. О необходимости привлечения бизнес — структур к финансированию инновационных проектов и дальнейшего развития механизма ГЧП было отмечено в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию. Например, в данном документе указано на необходимость «на основе лучших мировых стандартов следует настроить механизмы государственной поддержки инструментов прямого и венчурного финансирования» [Президент РФ, 2020]. При этом венчурное финансирование инновационных проектов представляет собой «долгосрочные (5—7 лет) высокорисковые инвестиции частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний, ориентированных на разработку и производство наукоёмких продуктов, для их развития и расширения, с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств» [Википедия, 2020].
Отмечая, что становление ГЧП в последние десятилетия в качестве востребованного механизма при решении стратегических социально-экономических задач, включая создание транспортной инфраструктуры, применение в отраслях строительства, науки и образования, коммунального хозяйства и т.п., Юрош Т.Д. отмечает, что «основная задача данного механизма заключается в том, что при сотрудничестве с бизнесом у государства появляется возможность снизить нагрузку на бюджет и использовать более гибкую и менее бюрократическую систему управления проектом» [Юрош,2017, с.318-319]. Кроме того, Юрош Т.Д отмечает, что проекты ГЧП имеют специфику развития в зависимости от сферы экономики, поэтому «стратегии их развития должны отвечать индивидуальным характеристикам каждого сектора экономики» [Юрош,2017, с.319]. Становясь участником ГЧП и партнером государственных структур, бизнес- структуры имеют приоритетные возможности по управлению государственными активами. Набор гарантий, получаемый бизнесом, включает различные льготы и преференции при сотрудничестве с государством в рамках ГЧП. Несмотря на то, что последние годы активно ведутся исследования, расширяется и совершенствуется теоретико-методологическая база ГЧП, необходимо отметить, что явление ГЧП требует дополнительных исследований для обобщения практики и повышения эффективности использования механизмов ГЧП.
Рассмотрим основные определения понятию «государственно-частное партнерство». (см.табл.2)

Таблица 2. Определения термина «государственно-частное партнерство»

Автор, источник Определение
Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 13.07.2015 N 224-ФЗ(далее – Федеральный закон)

 

это «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [КонсультантПлюс, 2015]
Worbankld это «механизм, позволяющий правительству закупать и реализовывать государственную инфраструктуру и/или услуги с использованием ресурсов и опыта частного сектора. Там, где правительства сталкиваются со старением или отсутствием инфраструктуры и нуждаются в более эффективных услугах, партнерство с частным сектором может помочь найти новые

Продолжение таблицы 2

решения и привлечь финансирование» [Worbankld, 2016] .
Министерство экономического развития РФ

(далее — Минэкономразвития РФ)

это «один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании» [Минэкономразвития РФ, 2018]
Варнавский В.Г. это «институциональный и организационный альянс государства (или муниципальной власти) и бизнеса, подразумевающий объединение материальных и нематериальных ресурсов обеих сторон на взаимовыгодной договорной основе в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре сфер деятельности: от базовых отраслей промышленности и НИОКР до оказания общественных услуг» [Варнавский,2009].
Белицкая А.В.

 

это «юридически оформленное на определенный срок, основанное на объединении вкладов и распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнеров в целях решения государственных и общественно значимых задач, осуществляемое путем реализации инвестиционных проектов в отношении объектов, находящихся в сфере публичного интереса и контроля» [Белицкая, цит. по Крысанова, 2013, с. 100]
Лосев В. В. соглашения между публичным и частным партнерами, основанные на их взаимовыгодном сотрудничестве при использовании ресурсов и распределении рисков, регулируемые федеральным законодательством, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, и направленные на реализацию функций, закрепленных за публичным партнером [Лосев,2016, с. 36].
Фарафонова А.Ю. «это сотрудничество частного сектора (предпринимательских структур) и публичного (государственного) сектора для осуществления задач государственного сектора в сфере экономики с разделением доходов, затрат, рисков, обязательств, компетенций, в основе которого лежит инвестиционное проектирование и совместная реализация инвестиционных проектов публичными и частными партнерами» [Фарафонова,2017, с. 25]

 

В таблице 2 приведены лишь некоторые определения, данные различными авторами либо приведенные в нормативно-правовых источниках. Следует отметить, что проведенное автором исследование показало, что в научной литературе, нормативно-правовых документах имеются различные трактовки понятия «государственно-частного партнерства», существуют различные мнения и суждения по трактовке данного термина. В большинстве авторы сходятся на мнении, что понятие «государственно-частное партнерство» следует с двух точек зрения – в широком и узком смысле. [Варнавский,2009, Белицкая, 2014, Кондратьева, 2016, Dmitrieva, Guseva, 2017] О возможности рассмотрении исследуемого термина в широком и узком смысле, по мнению автора, наиболее приемлемым является разъяснение, данное Белицкой А.В., а именно: «в широком оно понимается как любое взаимодействие государства и бизнеса, направленное на достижение общественно полезного результата (например, совместная работа по улучшению инвестиционного климата), в узком представляет собой инвестиционный проект с участием государства и частного предпринимателя, построенный на паритетных началах».

До принятия Федерального закона не было определения ГЧП, закрепленного официально на уровне федерального закона, но использование термина в иных нормативно-правовых актах имело распространение. Так, Дятлова Н.А. в перечень нормативно-правовых актов, в которых использовался исследуемый термин, включает Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития», Федеральный закон от 17 июля 2009 г. №145- ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и т.п. [Дятлова,2017, с. 34]

До принятия Федерального закона термин «государственно-частное партнерство» многими авторами предлагалось рассматривать в формате «публично-частного партнерства» потому как в качестве стороны – партнера бизнеса могли выступать не только государственные структуры, но и муниципальные структуры, то есть публичные стороны. Так, к примеру, Зимина И.В. считала, что «представляется методологически верным использование термина «публично-частное партнерство» (ПЧП), и выделение его видов (обладающих всеми свойствами ПЧП, но имеющих специфические свойства с точки зрения его участников-субъектов публичного сектора): государственно-частное партнерство и муниципально-частное партнерство (МЧП)» [Зимина, 2013, с. 147]. Лосев В. В., отмечая логичность применения термина «публично-частное партнерство», ссылается на ст.12 Конституции РФ, согласно которой «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» [Российская газета, 1993],  но относится к органам, осуществляющим публичную власть. [Лосев,2016, с. 36].

После публикации Федерального закона, по мнению автора, необходимость законодательного закрепления термина ПЧП отпала, потому как в принятом Федеральном законе были законодательно закреплены как термин «государственно-частное партнерство», так и термин «муниципально-частное партнерство». Необходимо отметить, что после принятия Федерального закона авторами было отмечено, что определение термина, приведенное в данном нормативно-правовом документе, представлено в узком понимании. Определение термина, данное в нормативном документе, приведено в таблице 2. Следует отметить, оно действительно сводит суть ГЧП к соглашению, при этом иные формы (концессионное соглашение, контракт жизненного цикла, инвестиционное соглашение) не получают охвата предложенным определением.

Обобщая лучшие практики по ГЧП, Минэкономразвития РФ в Рекомендациях по реализации проектов государственно-частного партнерства отмечает один из основных признаков ГЧП – это долгосрочный характер взаимоотношений государства и бизнеса в рамках ГЧП. Следует отметить, что на среднесрочность и долгосрочность в качестве существенных признаков ГЧП указываются многие исследователи, при этом срок соглашений, заключаемых в рамках ГЧП должен быть не менее трех лет. Признак долгосрочности ГЧП связан с необходимостью окупить проект. [Кадыров,2015, Алеев,2016, Елкибаева,2018].

Еще одним из важнейших признаков ГЧП является то, что целью соглашения между государственными структурами и бизнесом в рамках ГЧП является реализация общественно-значимых проектов.[Варнавский,2009].

Следующий основной признак ГЧП связан с распределением рисков и ответственности, то есть на бизнес перераспределяются ответственность и риски публичного партнера. В качестве признаков ГЧП также называются привлечение частного бизнеса к созданию и финансированию (полному либо частичному) объектов общественной инфраструктуры, к последующей их эксплуатации и техническому обслуживанию[КонсультантПлюс, 2015, Алеев,2016, Халимовский, цит. по Шпак,  2017].

Рассмотрим основные формы ГЧП и дадим им краткие характеристики. Так, согласно ст.6 Федерального закона формы ГЧП определяют в момент принятия решения уполномоченным органом о реализации проекта ГЧП. Следует отметить, форма ГЧП согласно данной статьи Федерального закона определяется исходя из «обязательных элементов соглашения и определения последовательности их реализации. Обязательными элементами соглашения являются:

1) строительство и (или) реконструкция (далее также — создание) объекта соглашения частным партнером;

2) осуществление частным партнером полного или частичного финансирования создания объекта соглашения;

3) осуществление частным партнером эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения;

4) возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения при условии обременения объекта соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом» [КонсультантПлюс, 2015].

Кроме обязательных элементов соглашения, форму ГЧП также могут определять необязательные элементы, перечень которых также перечислен в ст.6 Федерального закона. Исходя из вышесказанного, в практике ГЧП принято выделять следующие формы:

— договор о государственно-частном партнерстве;

— концессионное соглашение.

Классификация форм ГЧП, форм Квази-ГЧП и иных форм договорных отношений, смежных к формам ГЧП представлена в трудах многих авторов, исследовательских коллективов. [Белицкая, 2014, Кондратьева, 2016, Белицкая, 2017, Дятлова, 2017, Елкибаева, 2018]. В данной работе на основе анализа исследованных работ авторов, исследовательских компаний проведена классификация форм ГЧП и форм, смежных к формам ГЧП. (см.рис. 3)

Рисунок 3. Классификация форм ГЧП и квази-ГЧП

В данной работе рассмотрим подробнее характеристики форм ГЧП, а именно — договора о государственно-частном партнерстве и концессионного соглашения. В таблице 3 приведены основные сходства и отличия договора о государственно-частном партнерстве и концессионного соглашения.

Таблица 3. Основные отличия  и сходства форм ГЧП

Содержание форм Форма ГЧП, МЧП
Договор о государственно-частном партнерстве Концессионное соглашение
Основные нормативно-правовые документы, регулирующие область применения Федеральный закон № 224-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [КонсультантПлюс, 2015] Федеральный закон № 115-ФЗ от 21.07.2005 г. «О концессионных соглашениях» [КонсультантПлюс, 2005а]
Основные отличия между формами
Форма заключения соглашения гражданско-правовой договор о ГЧП договор, « в котором содержатся элементы различных договоров» [КонсультантПлюс, 2005а]
Право собственности на объект по договору наличие права частной собственности на операционной стадии проекта объект в собственности публичной стороны соглашения
Срок по договору не менее 3 лет ст.6115-ФЗ

ограничений по сроку нет, может быть продлен, но не более чем на 5 лет  [КонсультантПлюс, 2005а]

Юридический статус бизнес-партнера российское юридическое лицо. Не могут быть юрлица, образованные, контролируемые государственными и муниципальными органами. ИП, юридические лица , в форме товарищества без образования юрлица. Возможно участие иностранных инвесторов в качестве концессионера
Инвестиционный механизм, порядок заключения соглашения
Основные сходства между формами
Цели заключения соглашений идентичны – привлечение инвестиций, повышение уровня качества предоставляемых товаров, работ и услуг, находящихся в ведении государственных, муниципальных органов власти
Объекты в большинстве случаев совпадают и находятся в сфере публичного интереса, а именно: автодороги, дорожная инфраструктура , объекты жд, трубопроводного транспорта, инфраструктура аэропортов, морских портов объекты образования, здравоохранения, культуры и т.п [КонсультантПлюс, 2005а, КонсультантПлюс, 2015]
Порядок определения частного партнера – по результатам конкурса

 

Как отмечено в таблице 3, одним из сходств между анализируемыми формами ГЧП является порядок определения частного партнера по результатам проведенного конкурса. Общая схема поэтапной реализация проекта ГЧП, а также установленные сроки рассмотрения разработки, представления, оценки, согласования проектов как со стороны частного партнера, так и публичного на каждом этапе реализации проекта ГЧП приведены на рисунке 4.

Рисунок 4. Этапы реализации проекта ГЧП [Минэкономразвития РФ, 2018, с.39]

 

Приведенная на рисунке 4 схема разработана Минэкономразвития РФ в соответствии с Федеральным законом «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ [КонсультантПлюс, 2015] и на основе исследования лучших практик ГЧП/МЧП. Следует отметить, что из всех форм государственно-частного партнерства наиболее активно используемыми являются концессионные соглашения. Для частного сектора заключение договоров концессии является наиболее приемлемым, причинами которого являются:

— долгосрочность заключаемых соглашений, что позволяет вести планомерную работу по управлению стратегическим развитием предприятия;

— данная форма ГЧП предоставляет полную свободу в принятии управленческих решений.

Для публичной стороны концессии данная форма соглашения также позволяет пользоваться достаточным объемом рычагов воздействия на частного партнера. Например, рычаги воздействия публичной стороне концессии необходимы в случае нарушения им условий соглашения, законодательства, также при необходимости для защиты публичных интересов в ходе реализации концессионного соглашения. В России концессионное соглашение как форма ГЧП имеет статус нормативно правового акта. К примеру, при заключении на федеральном уровне, концессионному соглашению присваивается статус постановления либо распоряжения, утвержденного на уровне Правительства РФ.

Таким образом, можно обобщить признаки ГЧП:

— востребован в сфере публичных интересов (транспорт, коммунальная сфера, социальная сфера и т.д.);

— в рамках заключенных форм ГЧП частный партнер принимает участие в создании либо реконструкции объекта, дальнейшем его техническом, сервисном обслуживании в целях производства товаров, предоставления услуг;

— финансирование создания, реконструкции объекта частным инвесторов за счет собственных средств, привлеченных ресурсов (в полном или частичном объеме) с возможностью последующей компенсации за счет средств бюджетов всех уровней;

— долгосрочный характер соглашений, распределение рисков и ответственности между сторонами соглашений – публичным и частным партнерами;

— использование имущества, принадлежащего публичной стороне (недвижимость, в т.ч. земельные участки, движимое имущество).

Основным преимуществом соглашений в рамках ГЧП для публичной стороны являются получение возможности по использованию ресурсов и компетенций частного партнера для оказания социально значимых услуг, повышения их качества, а также возможности по расширению деятельности как публичного, так и частного партнеров, повышению финансовой устойчивости и повышению конкурентоспособности партнеров в результате реализации совместных проектов ГЧП.

 

1.3. Мировой опыт развития  государственно-частного партнерства и его практическое применение в России

Как показывает мировой опыт взаимодействия государства и бизнеса, государственно-частное партнерство в зарубежных странах нашло успешное применение во многих отраслях экономики. Согласно Зеленой книге по государственно- частному партнерству и общинному законодательству (выпущена Евросоюзом в 2004г.) такими отраслями являются «транспорт, здравоохранение, образование, национальная безопасность, управление отходами, распределение воды и энергии» [CommissionoftheEuropeanCommunities, 2004]. Следует отметить, что несмотря на активное использование ГЧП для реализации инфраструктурных проектов, в целом в мире за последнее десятилетие объемы инвестиций в инфраструктурные проекты с участием частного сектора снижаются. (см. рис.5)

Рисунок 5. Мировые инвестиции в инфраструктурные ГЧП -проекты

за период 2011-1 полугодие 2020г. [TheWorldbank, 2020]

 

По данным Всемирного банка, приведенным на рисунке 5, за рассматриваемый период объемы вложений в инфраструктурные проекты снизился. Всемирный банк приводит следующие данные по ГЧП за 1 полугодие 2020 года: инвестиции «составили 21,9 миллиарда долларов США по 128 проектам, что на 56 процентов меньше, чем в первом полугодии 2019 года. Уровень инвестиций в первом полугодии не был таким низким с первого полугодия 2005 года, когда инвестиции составили 21,5 миллиарда долларов США» [TheWorldbank, 2020]. Как отмечается в исследовании, что даже в условиях мировых финансовых кризисов не было такого значительного снижения уровня инвестиций. К примеру, в период кризиса 2008-2009гг показатель, отражающий объемы инвестиций по ГЧП-проектам, показал снижение на 14,0%. Такая же тенденция, по мнению экспертов Всемирного банка, сохранится и во 2 полугодии 2020г. Причиной падения объемов инвестиций в ГЧП – проекты в 1 полугодии 2020 года является пандемия COVID-19.

Несмотря на непростую ситуацию в области реализации ГЧП, сложившуюся в мире в связи с пандемией, надо отметить, что мировая практика насчитывает огромное число проектов, реализованных при помощи государственно-частного партнерства. Следовательно, мировой опыт подтверждает, что использование механизма ГЧП повышает эффективность во всех отраслях экономики. Особенно интерес к ГЧП стал повышаться в связи с замедлением экономического роста во всем мире и необходимостью привлечения инвестиций частного инвестора для финансирования проектов по традиционным общественным услугам, в том числе проектов общественного транспорта, иных проектов по строительству или реконструкции социальной, коммунальной, энергетической инфраструктур. Для России является важным опыт реализации проектов ГЧП для строительства школ, больниц, платных дорог, коммунальных объектов.

Криворотько Ю. пишет, что за рубежом «.ГЧП начало появляться в 1990-х гг. наряду с другими новыми методами управления общественными услугами» [Криворотько, 2017, с.82]. Важность изучения зарубежного опыта применения механизмов ГЧП отмечает Фадюшин И.С., потому как «применение ГЧП является одним из наиболее оптимальных способов решения социально-экономических проблем» [Фадюшин, 2019, с.39]. Фадюшин И.С., также как и Дружинин Н.Л. рассматривают опыт использования ГЧП в Великобритании, потому как считают «признанным лидером эффективного использования ГЧП в различных секторах экономики является Великобритания, опыт которой насчитывает сотни проектов» [Дружинин, 2015, с.82]. Кроме того, Великобритания это одна «из первых стран, где государственно-частное партнерство получило законодательное оформление» [Фадюшин, 2019, с.39].

По данным годового отчета по основным проектам 2019-2020гг. в Великобритании первые проекты появились в начале 1990-х годов, в дальнейшем число проектов устойчиво росло и «большая часть деятельности осуществлялась под брендом частной финансовой инициативы (PFI)» [IPA, 2020, с.6]. Следует отметить, что в Великобритании, кроме PFI, активно используются и другие формы ГЧП, а именно, совместные предприятия, концессии. Число проектов, открытых и реализуемых в анализируемой стране в 2019-2020гг., существенно. (см.рис.6)

Рисунок 6. Суммарное количество крупных госпроектов ГЧП Великобритании в 2019-2020гг[IPA, 2020, с.7].

По данным рисунка 6 видно, что крупные госпроекты ГЧП Великобритании в 2019-2020гг включают инфраструктурные и строительные проекты, проекты цифровой трансформации системы предоставления государственных услуг, проекты в области повышения военного потенциала страны, информационно-коммуникационных технологий. На сегодня число реализуемых проектов составляет 125 проектов на общую сумму 448 млрд. евро.

Рассматривая технологии ГЧП в Великобритании, можно отметить, что используемая на первых этапах концепция «Частная финансовая инициатива» (PrivateFinanceInitiative, PFI) успешно использовалась до мирового кризиса 2008 года. Основные моменты модели данной концепции заключались в следующем:

— государство передавало частным компаниям объекты социальной инфраструктуры, которые были государственной собственностью. Частным компаниям были переданы  функции по строительству, реконструкции, эксплуатации этих объектов;

— государство частично возмещало затраты, понесенные частным партнером и обязалось обеспечивать норму прибыли после ввода построенного социального объекта в эксплуатацию за счет регулярного финансирования из бюджета.

Следует отметить, что данная форма взаимодействия государства и бизнеса возможна только при постоянной финансовой поддержке с публичной стороны соглашения. На данном этапе для России такая форма взаимодействия не найдет распространения ввиду отсутствия возможности финансирования с бюджетов всех уровней.

На сегодня в Великобритании основными формами ГЧП являются:

—  акционирование посредством передачи государственной собственности частной стороне соглашения ГЧП (продажи акций госкомпаний, создание совместных предприятий);

— частная финансовая инициатива (PrivateFinanceInitiative, PFI). Условия концепции сохранились;

— передача в частные руки системы предоставления государственных услуг (аутсорсинг).

Наибольшее число проектов реализуется в сферах  здравоохранения и образования, больше всего инвестиций направлено в проекты транспортной сферы. Следует отметить, что в Великобритании реализуется новая модель PF2, особенностями которой являются повышенная бюджетная эффективность, присутствие государства в качестве миноритарного инвестора проекта ГЧП (не более 30,0%), обеспечение централизованного проведения закупок, разделение рисков проекта между сторонами соглашения. Эта модель нашла применение в рамках реализации Программы по приоритетному строительству школ (PrioritySchoolBuildingProgramme), принятой в 2011 году на период до 2021 года. Для России опыт использования новой модели PF2 интересен, потому как сфера образования России недофинансирована, и использование опыта разработки и реализация Программ по строительству частных школ в рамках ГЧП возможно.

Несмотря на то, что опыт развития ГЧП стран ЕС имеет большое значение. Сегодня лидерами по объемам инвестиционных обязательств лидируют страны Латинской Америки и Азии. В таблице 4 приведена первая пятерка стран, у которых в первом полугодии 2020 года были наибольшие объемы инвестиционных обязательств в рамках ГЧП-проектов.

Таблица 4. Первая пятерка стран по объемам инвестиционных обязательств по ГЧП [TheWorldbank, 2020]

Страна Объемы инвестиций, млн. долл. США в % от объема ВВП страны в 1 полугодии 2020г. в % от объема ВВП страны в 1 полугодии 2019г.
Мексика 4,015 0.32% 0.10%
Бразилия 3,543 0.19% 0.62%
Китай 1,762 0.06% 0.16%
Пакистан 1,912 0.69% 0.60%
Индия 2,859 0.02% 0.13%

 

По данным таблицы 4 видно, что первая пятерка стран, ранжируемая по объемам инвестиций ГЧП – проектов, в основном географически расположены в Латинской Америке и в Азии. На современном этапе в странах Латинской Америки «основное внимание уделяется цифровым и электрическим взаимосвязям» [CMS Legal, 2020а], строительству трубопроводного транспорта. Так, к примеру, Бразилия ведет работы по реализации мега — проекта создания трансатлантической системы (инновационная подводная кабельная система EllaLink протяженностью 9300 км), которая будет соединять Латинскую Америку и Европу, при этом не потребуется использование перехода через США. В мае 2018 года к реализации данного проекта присоединился фонд Marguerite (Европейскийфонд энергетики, изменения климата и инфраструктуры). Для России, имеющей протяженную территорию, реализация инновационных программных решений имеет интерес. Со своей стороны, Россия, в лице российской компании IVA Technologies, разработавшей «модульный комплекс подводной связи IVA S/W, не имеющий аналогов в мире» [CNews, 2020] может предложить участие в реализации  мега — проекта создания трансатлантической системы. Следует отметить, что реализуемые в Латинской Америке в рамках ГЧП мега-проекты интерконнективности создают цифровую инфраструктуру будущего.

Использованию цифровых технологий в разработке проектов ГЧП в Германии, Великобритании, США уделяется в последние годы значительное внимание. Внедрение цифровых технологий, к примеру, при проектировании, строительстве и эксплуатации инфраструктурных объектах, обеспечивает прозрачность всех процессов на этапах реализации проектов ГЧП, позволяет существенно сократить расходы на реализацию и повысить эффективность проекта.

Лидером по применению технологии информационного моделирования BuildingInformationModeling (далее –BIM) является Великобритания, потому как цифровизация проектов ГЧП поддерживается на уровне государства. Начиная с 2016 года проекты ГЧП обязаны использовать BIM не ниже 2 уровня, Примером реализации технологии информационного моделирования является проект ГЧП «Министерства Юстиции — расширение тюрьмы Кукхэм Вуд в Кенте» [PlanRadar, 2020]. В США порядка 70,0% строительных фирм используют BIM, цифровые технологии внедрены во все проекты «по обслуживанию общественных зданий с 2003 года» [PlanRadar, 2020]. Следует выделить в США штат Висконсин, который «сделал обязательным применение BIM для госпроектов, если их общий бюджет начинается от  $5 млн.» [PlanRadar, 2020].

В России, по данным Минстроя РФ и обзору практики применения BIM, выпущенному компанией PwC, технологии информационного моделирования BIM «используют всего 5-7% компаний, по большей части в крупных городах и для реализации мегапроектов. А объем российского рынка BIM составляет $67-77млн.» [АНСБ , 2020].  Наибольшей активизации вопросы по внедрению цифрового моделирования достигли в 2018 году после выхода поручения Президента РФ № Пр-1235 «О модернизации строительной отрасли и повышении качества строительства» На сегодня, принято решение о обязательности применения BIM- технологий при строительном государственном заказе с 2021 года.

Рассматривая страны североамериканского континента можно отметить, что Канада и США ведут активную работу по реализации проектов ГЧП. Так, по данным CMS Legal, Канада уже более 15 лет реализует проекты в рамках ГЧП. По данным Центра общественного воздействия, Фонд BCG (TheCentreforPublicImpact, a BCG Foundation) «первым инфраструктурным проектом ГЧП в Канаде принято считать строительство в 1997 году моста Конфедерации через Нортумберлендский пролив» [TheCentreforPublicImpact, 2016]. На сегодня реализовано более 200 проектов ГЧП и Правительство Канады продолжает активно поддерживать привлекательность проектов ГЧП для частных инвесторов- потенциальных партнеров в рамках ГЧП. Несмотря на то, что основное внимание в данном государстве уделяется традиционным инфраструктурным проектам (автодороги, трубопроводный транспорт и т.п.), расширяются возможности для реализации ГЧП проектов по строительству, техническому обслуживанию, сервису объектов социальной инфраструктуры. К примеру, в мае 2019 года был реализован проект совместный со строительной компанией Aeconнап сумму 639,8 млн. канадских долларов. В июне 2019 года была размещена заявка некоммерческого поставщика медицинских услуг ProvidenceHealthCare по проведению конкурса на строительству нового корпуса ковид-больницы в Ванкувере на сумму 1,9 млрд. канадских долларов, то есть в Канаде активно ведутся и традиционно- инфраструктурные проекты, а также реализуются проекты по социальной инфраструктуре. Следует отметить, что при рассмотрении проектов ГЧП стоимостью более 100 миллионов канадских долларов, частные инвесторы должны были пройти отбор«P3» фонда NewBuildingCanada, состоящий из двух этапов:

  1. Отбор с использованием бальной оценки через матрицу отбора. При наборе необходимой взвешенной суммы баллов проект переходил на следующий этап;
  2. Проведение анализа вариантов закупок, составление бизнес-кейсов, определение выгодного проекта.

В дальнейшем такой порядок работы корпорации PPP Canada с проектами ГЧП потерпел крах, потому как организация была обвинена в коррупции и была распущена.

Активно используют возможности ГЧП США. США решает проблемы старения инфраструктуры, т.е. реализует проекты ГЧП по реконструкции автодорог, мостов, железных дорог. Сложности продолжения таких проектов заключаются в необходимости получения согласия Конгресса США на выделение бюджетного финансирования. Активно расширяется в структуре проектов ГЧП реализация корпоративных ГЧП проектов сектора возобновляемых источников энергии. Среди сделок в рамках ГЧП доминируют компании Facebook, Microsoft и Starbucks. Эволюция форм партнерства государства и бизнеса приведена в Приложении 1. На нынешнем этапе партнерство государства и бизнеса в рамках ГЧП стремится к условиям совместной реализации инвестпроектов при условии гибкого распределении рисков между сторонами соглашений ГЧП, реализуется в различных формах и по более широкому перечню отраслей.

Минэкономразвития РФ ведет ежегодную аналитику о развитии сектора ГЧП. Как было отмечено ранее, наиболее распространенной формой ГЧП является концессия. Так, если «по состоянию на начало 2020 года в РФ заключено почти 3,1 тыс. концессионных соглашений с общим объемом инвестиционных обязательств 1,7 трлн. рублей» [Минэкономразвития РФ, 2020]. Распределение числа концессионных соглашений и объемов инвестиционных обязательств по административным уровням приведено на рисунке 7.

Рисунок 7. Распределение числа концессионных соглашений и объемов инвестиционных обязательств по административным уровням [Минэкономразвития РФ, 2020].

При рассмотрении статистики ГЧП/МЧП соглашений «на всех административных уровнях заключено 25 соглашений о ГЧП, МЧП (1 — федеральное, 6 — региональных, 18 — муниципальных) с общим объемом инвестиций 59,6 млрд. рублей, из которых 45,5 млрд. рублей являются внебюджетными инвестициями» [Минэкономразвития РФ, 2020], при этом согласно данным рисунка 7 на муниципальном уровне реализуется порядка 94,0% от всех реализуемых проектов ГЧП. Следует отметить, что большая доля соглашений ГЧП/МЧП реализуется в сфере образования. Следовательно, для того, чтобы получить общее представление о реализации проектов ГЧП, является достаточным проведение анализа показателей по заключенным концессионным соглашениям.

Динамика заключения концессионных соглашений приведена на рисунке 8.

Рисунок 8. Динамика заключения концессионных соглашений в РФ по годам [Минэкономразвития РФ, 2020].

Так, если в 2014 году рост числа концессионных соглашений был обеспечен за счет заключения концессии по передаче объектов ЖКХ для управления частному партнеру, то в последующем реализовались или реализуются крупные транспортные концессии, в т.ч. реализован инфраструктурный проект по строительству «скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва — Санкт-Петербург» (77 млрд. рублей), которая была введена в эксплуатацию в ноябре 2019 года» [Минэкономразвития РФ, 2020]. В 2017-2018 гг. заключены также другие крупные транспортные концессионные соглашения, в том числе по реализации инвестиционных мер аэропорту Шереметьево (61 млрд. рублей), по железнодорожному Северному широтному ходу (130 млрд. рублей), железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино (127 млрд. рублей). [Минэкономразвития РФ, 2020].

Средний срок реализации ГЧП проектов в соответствии с заключенными концессионными соглашениями составляет от 10 до 20 лет. Кроме того, «отбор инвесторов для целей заключения концессии в большинстве случаев (62%) осуществляется в рамках публичной инициативы, остальная часть заключенных концессионных соглашений –за счет частной инициативы, а это свою порядка 30,% от всех концессионных соглашений. Интересным является структура концессионных соглашений на федеральном и муниципальном уровне. Так, если на федеральном уровне более 90,0% составляют крупные инфраструктурные концессионные соглашения, то на муниципальном уровне более 90,0% приходится на концессии по передаче объектов ЖКХ частной стороне концессионного соглашения для управления ими.

Как и все страны мира, Россия испытывает нехватку инвестиций при проектировании и реализации инфраструктурных концессий, но Россию отличает высокий уровень нехватки в процентах от ВВП. Так, если нехватка инвестиций у Великобритании и Канады составляет порядка 0,16% и 0,04% от ВВП соответственно, то для России уровень составляет 1,6% от ВВП. Кроме того, ухудшение показателей реализации ГЧП проектов связано с необходимостью перераспределения бюджетных ресурсов, недостатком частных инвестиций в период пандемии, что подтверждается данными рисунков 5 и 8, на которых приведена динамика инвестиций в проекты ГЧП за последние 10 лет.

Таким образом, основной формой реализации ГЧП в мире и в России является концессия. Основные ГЧП проекты, реализуемые на федеральном уровне, представляют собой крупнейшие инфраструктурные проекты, которые охватывают вопросы создания, реконструкции, эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, цифровой трансформации. На муниципальном уровне заключаются классические ГЧП/МЧП –соглашения, которые охватывают проекты, реализуемые в социальной сфере (образование, здравоохранение, культура) и сфере ЖКХ.

Анализ международного опыта реализации ГЧП проектов имеет для России большое значение, потому как позволяет изучить и адаптировать наиболее эффективные для условий России механизмы реализации ГЧП, что особенно важно на данном этапе трансформации экономики, в условиях недостатка инвестиционных ресурсов.


Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф