1.2. Место конституционного права в системе права Российской Федерации
Как уже отмечалось, конституционное право является ведущей от-раслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
По сути дела, во всех отраслях российского права получают вопло-щение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, кон-ституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
Все отрасли основываются на закрепленных конституционным пра-вом принципах организации системы власти, компетенции и принципах де-ятельности всех органов государственной власти, выступающих субъекта-ми соответствующих отраслевых правоотношений.
Роль конституционного права как ведущей отрасли права обуслов-лена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, со-отношение их юридической силы. Нормы Конституции — основного источ-ника конституционного права — являются исходными для всех отраслей права.
Все эти общие положения можно конкретизировать на примере со-отношения конституционного права и ряда других отраслей права. Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права.
Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной си-стемы Российской Федерации, нормы конституционного права предопре-деляют основы финансового права. Устанавливая систему органов судеб-ной власти, конституционные принципы правосудия, права граждан в сфе-ре судопроизводства, конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.
Конституционное право в области обеспечения национально без-опасности закрепляет основы конституционного строя в качестве объекта обеспечения национальной безопасности, а также устанавливает правовые основы обеспечения национальной безопасности и определяет основопола-гающие источники права, которые регулируют обеспечение национальной безопасности.
Конституционное право, как все право в целом, развивается и изме-няется, отражая те процессы, которые происходят в социальной, политиче-ской, экономической жизни общества. С прекращением существования Союза ССР, становлением бывших союзных республик как самостоятель-ных, независимых, суверенных государств в них начался сложный процесс формирования собственных правовых систем. На этом переходном этапе шло динамичное развитие законодательства во всех отраслях права, прежде всего конституционном праве.
Формирующееся конституционное право Российской Федерации в определенный период времени включало значительное число конституци-онно-правовых норм союзного законодательства. Вычленение отрасли из союзного законодательства происходило постепенно. Начальным этапом в этом процессе явилось принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государ-ственном суверенитете РСФСР. В ней было закреплено верховенство Конституции и других законов России на всей ее территории и предусмот-рено, что действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суве-ренными правами Российской Федерации, приостанавливается республи-кой на всей ее территории.
Вносились многочисленные дополнения и изменения в Конституцию РСФСР 1978 года, принимались законы, отражающие происходящие в России преобразования в политической, экономической, социальной сфе-рах, в федеративном устройстве, в системе органов государственной вла-сти, в избирательной системе.
Стержневым направлением в формировании отрасли российского конституционного права явились разработка и принятие в 1993 году но-вой Конституции РФ.
Развитие отрасли конституционного права на современном этапе свя-зано с осуществлением следующих основных задач:
1) совершенствование структуры, принципов и методов деятель-ности государственного аппарата, сокращение имеющихся излишних зве-ньев, обеспечение должной координации территориальных органов феде-ральных исполнительных органов государственной власти, действующих в субъектах Федерации;
2) расширение гарантий, реального обеспечения конституцион-ных прав и свобод человека и гражданина;
2) укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти;
3) совершенствование федеративного устройства России, принципов разграничения полномочий между органами государственной власти Фе-дерации и ее субъектов;
5) обеспечение единства конституционно-правового законодательства путем устранения имеющегося несоответствия положений Конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации федеральным Консти-туции и законам;
6) развитие процессов формирования гражданского общества, ста-новление подлинной многопартийной системы;
7) развитие законодательства, способствующего практическому утверждению местного самоуправления;
8) завершение процесса разработки и принятия всех предусмотрен-ных в Конституции федеральных конституционных законов и федераль-ных законов.
Осуществление указанных и иных вытекающих из них задач является важным условием формирования Российской Федерации как правового государства и требует активного воздействия конституционно-правового законодательства.
1.3. Конституционно-правовые нормы: понятие, виды, класси-фикация. Конституционно-правовые институты.
Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправ-ления; виды органов; правовой статус органов законодательной, исполни-тельной и судебной власти, порядок их образования; компетенцию; формы деятельности; издаваемые ими акты, систему местного самоуправления.
Посредством такой правовой регламентации обеспечивается система управления обществом, определяются основные организационные струк-туры, задействованные в процессе реализации социально значимых функ-ций общества.
Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, надо прежде всего отметить, что им свойственны общие признаки. По сравнению с нор-мами других отраслей права они отличаются: сферой общественных от-ношении, на регулирование которых они направлены; источниками, в ко-торых они выражены; своеобразием вида норм. Основополагающие, наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе — в Конституции Россий-ской Федерации.
В конституционном праве значительно больше, чем в других отрас-лях, норм общерегулятивного, а не конкретно регулирующего характера. К таким нормам относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи и т. п. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.); учредительным характером содержащихся в них предписаний.
Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают обязательный для создания всех правовых норм других отраслей порядок: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликова-ния, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов.
Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти; особым механизмом реализации. Многие консти-туционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновени-ем конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации); специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены.
Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы; особенностями структуры.
Обладая специфическими чертами по сравнению с правовыми нор-мами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, в которых выражаются основы конституционного строя, дру-гие — с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи — с федеративным устройством, четвертые — с системой органов государства. Внутри этих наиболее крупных группировок норм по содер-жанию выделяются в свою очередь и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отноше-ний.
При применении норм важным условием является установление всех этих взаимосвязей, определение их места в системе других норм, регули-рующих данную сферу общественных отношений. Только при этом усло-вии может быть обеспечено достаточно квалифицированное их толкование и применение, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия, кото-рое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной.
Ни одна правовая норма не может противоречить конституции. Сре-ди других правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные законы. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты. От уровня юридической силы нормы зависит та юридическая база, на ос-нове которой формируется ее содержание. Этот же фактор определяет и порядок отмены нормы, линии ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.
Институты конституционного права.
В системе конституционного права принято выделять следующие ин-ституты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы закрепляющие:
1. Основы конституционного строя.
2. Основы правового статуса человека и гражданина.
3. Федеративное устройство государства.
4. Систему органов государственной власти и систему местного са-моуправления.
Такое строение конституционного права соответствует внутренней системности той сферы общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна специфичность каждой из соответствующих сфер обще-ственных отношений — по объекту отношений, по субъекту, необходимой мере и форме должного правового воздействия, его характера. Все эти особенности регулируемых нормами права общественных отношений предопределяют систему отрасли, однако не выступают как ее основа.
Каждый элемент системы отрасли конституционного права, его наиболее крупный институт характеризуется наличием особых, имеющих правовую природу черт, которые свойственны нормам данного института, отличают их качественно от норм других институтов. Признаки, по кото-рым можно проводить различия, отражающие специфику каждого из ин-ститутов, многообразны. К ним можно отнести различия: по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отноше-ний.
Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допуще-ния и т. д.; по особенностям механизма действия правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоот-ношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотно-шения или через правоотношения общего характера; по степени конкрет-ной направленности правового регулирования.
Одни институты устанавливают лишь принципы правового воздей-ствия на обширные сферы общественных отношений, другие — конкретно регулируют; по субъектному составу. Нормы одних институтов адресова-ны к конкретным субъектам, либо типовому виду субъектов, других — ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам.
Функции каждого правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования; по принципам, свойственным каждому из институтов, тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех его норм.
Специфические особенности в своей совокупности определяют ха-рактер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли. Так, институту, ко-торый объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Его нормы:
1. Воздействуют на общественные отношения путем закрепления, установления определенных начал устройства общества и государства.
2. Предполагают для практической и правовой реализации со-держащихся в них целей включение всей правовой системы государства, всех отраслей права.
3. По своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями.
4. Определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности.
5. По целенаправленности призваны обеспечить системное за-крепление концептуальных идей, признанных основополагающими для данного общества и государства.
6. Устанавливаются в конституционной форме.
7. Адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам.
8. Как правило, не порождают конкретные правоотношения.
Совокупность норм данного института по своим функциям является определяющей для всех других институтов конституционного права. Они играют направляющую роль для всего конституционно-правового регу-лирования. Институту «Основы правового статуса человека и граждани-на» также присущи свои особые черты как относительно самостоятельной части системы конституционного права. Его нормы:
1. Предусматривают особую систему охраны, не могут быть пе-ресмотрены без принятия новой Конституции.
2. Предполагают для своей практической реализации подключе-ние многих других отраслей права, в которых реализация конституцион-ных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных пра-воотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).
3. Реализуются по преимуществу вне конкретных правоотноше-ний; относятся к сфере взаимоотношений государства и личности.
4. В качестве субъекта права в них выступает человек, гражданин, личность как таковая вне связи с каким-либо особым правовым статусом.
5. Осуществляют правовое воздействие на общественные отноше-ния в основном путем провозглашения, признания государством есте-ственными, неотчуждаемыми прав человека.
Институт, объединяющий нормы, регулирующие федеративное устройство России, отличается характером субъектов, возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, их особой правоспособно-стью. Эти нормы в части установления правового статуса субъектов имеют не только конституционный, но и договорный характер. В Федеративном Договоре фиксируется разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами. Следовательно, нормы этого института закрепляются не толь-ко в Конституции, но и в особых договорах, соглашениях. Для этих норм предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизии, воз-никающих в процессе применения норм — путем согласования или про-цесса конституционного судопроизводства через Конституционный Суд Российской Федерации. Применительно к институту, нормы которого определяют системы государственной власти и местного самоуправления, можно указать на следующие особенности:
1. Это нормы прямого регулирующего действия.
2. Реализуются в конкретных правоотношениях.
3. В качестве субъектов возникающих на их основе правоотно-шений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия.
4. Преобладающая по количеству часть норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок их образования, компетенцию, формы деятельно-сти.
5. Для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и действую-щих на территории каждого из 87 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправле-ние.
1.4. Конституционно-правовые отношения и их субъекты и объ-екты
Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наиболь-ший интерес и споры в науке конституционного права. В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отноше-ния, которые урегулированы нормами права.
При реализации норм конституционного права возникают конститу-ционно — правовые отношения. Юридические связи образуются между со-ответствующими субъектами, как правило, с корреспондирующими другу правами и обязанностями.
Под конституционно-правовыми отношениями понимают обществен-ные отношения, урегулированные нормами конституционного права, со-держанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.
Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:
— возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституци-онного права;
— конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъ-ектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участни-ками других видов правоотношений;
— характеризуются значительным разнообразием, создающим много-слойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в опре-деленных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.
— конституционные отношения есть объективные, фактические отно-шения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.
Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, большие социальные общности людей, государство и т.д.
Объектами конституционных отношений являются власть, суверени-тет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.
Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.
Конституционно-правовые отношения: понятие, характеристика, основные виды
Конституционно-правовые отношения могут иметь общий и конкрет-ный характер. Примером отношений общего характера могут служить от-ношения между гражданином и государством, которые регулируются, в частности, нормами, закрепляющими основные права и обязанности граж-дан. Отношения общего характера — это отношения постоянные. Они длят-ся в течение всего времени, пока существуют субъекты, являющиеся их сторонами, т.е. срок их действия не определен.
Отношения конкретного характера всегда связаны с реализацией той, или иной конституционно-правовой нормы, с непосредственным осу-ществлением прав и обязанностей. Например, отношения между Прези-дентом и Парламентом в случае внесения последним предложения о про-ведении референдума. Если такое отношение возникает, оно носит кон-кретный характер. Президент не позднее 3-х месяцев со дня издания указа о проведении референдума назначает дату его проведения.
Отношения конкретного характера — временные. Они существуют до тех пор, пока не выполнены действия, предусмотренные правовой нормой, либо истек срок их действия. Например, в вышеуказанном примере отно-шения между Президентом и Парламентом прекращаются с момента опре-деления даты референдума. По содержанию конституционно-правовые от-ношения можно разделить на четыре крупные группы:
1. Отношения, возникающие при закреплении и охране конституци-онно-правового статуса человека и гражданина в России. Речь идет, преж-де всего, о равноправии, гражданстве, конституционных правах и свобо-дах граждан России, механизмах их действия.
2. Отношения, возникающие при закреплении и охране формы госу-дарства, прежде всего, формы государственного устройства.
3. Отношения, возникающие при закреплении и охране системы, ос-нов организации и деятельности органов государственной власти и мест-ного самоуправления. Речь идет о механизмах разделения властей, статусе отдельных органов государственной власти, в первую очередь организа-ции и функционировании законодательной власти, ее взаимоотношениях с Президентом РФ и другими ветвями власти. К этой группе примыкают и правоотношения, связанные с установлением и функционированием мест-ного самоуправления в России.
4. Отношения, возникающие при закреплении и охране основ кон-ституционно-правового строя России. Речь идет об отношениях народо-властия и основных формах его осуществления, статусе государства, об-щества, положении человека в системе основ конституционно-правового строя России.
Практически любое конституционное правоотношение имеет полити-ческое значение, которое, разумеется, нередко будет различно для разных политических сил. Проблема не в том, чтобы деполитизировать конститу-ционно-правовые отношения, что в принципе невозможно, а в том, чтобы подчинить им политические отношения. Если правящей партии необходи-мо решение, выходящее за рамки дозволенного действующим конституци-онным правом, то до принятия такого решения необходимо либо изменить правовое регулирование, либо признать недопустимость подобного реше-ния как в принципе неправового и отказаться от изменения конституцион-ного законодательства и права.
К сожалению, история России и современная действительность пол-ны примеров преобладания политических подходов над правовыми. К числу других особенностей конституционно-правовых отношений нужно отнести переплетение их с другими правоотношениями в реальных обще-ственных отношениях. Например, в ходе выборов возникают преимуще-ственно конституционно-правовые отношения. Однако процесс и результа-ты выборов обеспечиваются также и иными правоотношениями: трудовы-ми, гражданско-правовыми, административно-правовыми.
Конституционно-правовые отношения имеют нередко своим объек-том самые высокие или достаточно высокие социальные ценности: основ-ные права и свободы человека, целостность государства, суверенитет и т.д. Таким образом, если максимально кратко сформулировать, в чем сущность конституционно-правовых отношений, то можно сказать следу-ющее: ими является та часть общественно-политических отношений, кото-рые возникают, изменяются, прекращаются в результате действия норм конституционного права.
Для того, чтобы конституционно-правовые отношения могли воз-никнуть, недостаточно наличия только норм права — Конституции, консти-туционных законов и других источников. Необходимо наличие субъекта конституционно-правовых отношений, необходим объект конституционно-правовых отношений, необходимо основание возникновения конституци-онно-правовых отношений, т.е. элементами конституционно-правовых от-ношений являются субъекты, объекты и то, что в праве называется юриди-ческие факты.
Субъекты конституционно-правовых отношений
Субъекты конституционного права — это лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают конституцион-но-правовые отношения. Это, иначе говоря, стороны, между которыми эти отношения происходят. В отличие от других отраслей права, скажем, от гражданского права, конституционно-правовые отношения никогда не могут возникнуть между двумя гражданами или, иначе говоря, физиче-скими лицами.
Наиболее характерной чертой конституционного права является то обстоятельство, что практически всегда одним из субъектов выступает гос-ударство. То есть, всегда одним из субъектов выступает государство в виде какого-либо органа или должностного лица. Кстати говоря, поэтому кон-ституционное право может называться и очень часто называется государ-ственным правом.
Классификация субъектов конституционного права — вопрос доста-точно неоднозначно определенный в науке. Есть много вариантов класси-фикации субъектов конституционного права. Не останавливаясь подробно на всех этих вариантах, рассмотрим следующую классификацию субъектов конституционно-правовых отношений:
Субъект номер один — это государство и его органы, т.е. парламент, глава государства, глава правительства или правительство как коллеги-альный орган, парламентские комиссии и другие государственные органы, обладающие властными полномочиями. Номер два, хотя этот субъект мо-жет быть назван и номером один, — это субъект, который в демократиче-ском государстве всегда является источником власти, т.е. народ, нация или избирательный корпус.
К третьей группе субъектов конституционного права следует отнести политические партии. Политические партии в современном мире — это та-кой элемент, без которого невозможно существование государства.
Безусловно, также в качестве субъекта следует назвать такое обще-ственное формирование, которое по нашим традициям называется «обще-ственные организации», на западе эти общественные формирования, чаще всего, называются «союзы и ассоциации». Т.е. это не политические в чи-стом виде организации, а организации, которые принимают участие в по-литической жизни: союзы предпринимателей, профессиональные союзы и т.д.
Безусловно, субъектом конституционного права являются террито-риальные образования, такие, как составные части федеративного госу-дарства, субъекты федерации, например, штаты в США, кантоны в Швей-царии, земли в ФРГ. А также отдельно в качестве субъекта можно назвать автономные единицы, обладающие определенным юридическим и полити-ческим статусом. Например, такие единицы, как Андалусия, Галисия, Ка-талония в Испании.
В качестве субъектов выступают органы местного самоуправления, например, муниципалитеты городов, мэры городов, городские советы. Естественно, они в качестве субъектов выступают редко, но все же такие ситуации бывают. Например, ряд органов местного самоуправления в не-которых государствах образуют верхнюю палату парламента, т.е. изби-рают членов этой верхней палаты.
В качестве субъекта конституционного права следует назвать судеб-ные органы. Судебные органы, безусловно, выполняют определенные, ха-рактерные для них обязанности, т.е. осуществляют правосудие в сфере гражданского, уголовного права. Но в ряде случаев судебные органы участвуют в государственно-правовых отношениях и являются субъектами конституционного права. Например, в тех случаях, когда суды выступают в качестве органов конституционного надзора и признают нормативные акты неконституционными. Также суды, в тех случаях, когда они имеют право законодательной инициативы и вносят какие-то законодательные предложения, безусловно, являются субъектами конституционного права.
Субъектами российского конституционного права являются возмож-ные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.
Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы:
1. Государство — Российская Федерация; субъекты в составе Россий-ской Федерации (республики, края, области, города федерального значе-ния, автономная область, автономные округа).
2. Должностные лица. Субъектами конституционного права являют-ся: Президент, Председатели палат парламента — Федерального Собрания; Председатель Правительства, Председатель Конституционного Суда, Ге-неральный Прокурор и др.
3. Административно-территориальные единицы (районы, города, районы в городах, поселки).
4. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этниче-ские общности (народности).
5. Органы государственной власти и местного самоуправления. В Российской Федерации ими являются: Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд и др.
6. К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся избиратели и депутаты (различных предста-вительных органов).
7. Политические партии, иные общественные объединения.
8. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях, осуществляя свои конституционные права, свободы и обязан-ности.
Такова система субъектов конституционного права России, которые, участвуя в конституционно-правовых отношениях, реализуют свои права и свободы, исполняют обязанности, закрепленные в Конституции Россий-ской Федерации. Таким образом, можно сказать, что круг субъектов кон-ституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специ-фические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государ-ственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.
Объекты конституционно-правовых отношений
Под объектом правоотношения понимается то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. то, по по-воду чего возникают правоотношения. В конституционном праве Россий-ской Федерации выделятся следующие объекты конституционно-правовых отношений:
1) Государственная территория.
В Конституции Российской Федерации имеется норма, согласно ко-торой границы между субъектами Российской Федерации могут быть из-менены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67). На основе этой нормы возни-кают конституционно-правовые отношения, связанные с частью государ-ственной территории России.
2) Предметы материального мира (материальные ценности).
Нормы конституционного права устанавливают круг объектов раз-личных форм собственности (ст.8, 9, 34, 35 Конституции РФ) и право со-ответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.
3) Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, до-стоинство).
Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты: каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20);
4) Достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21) и др. На основе ст. 98 Конституции РФ и, устанавливающей депутатскую неприкосновенность, могут возникать соответствующие конституционно-правовые отношения, связанные с охраной чести депутата.
Например, действия депутата Государственной Думы, внесшего за-конопроект в данную палату парламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта. Подписа-ние Президентом РФ указа, несоответствующего Конституции РФ, состав-ляет объект (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Российской Феде-рации.
Конституционные отношения разнообразны по содержанию, струк-туре, связаны сложной иерархией и могут быть классифицированы на раз-личные виды. Исходя из критерия времени, конституционно-правовые от-ношения подразделяются на постоянные, например, нахождение субъектов Российской Федерации в ее составе; периодически повторяющиеся, напри-мер, формирование Совета Федерации Федерального Собрания России, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта Россий-ской Федерации. Возможны временные конституционно-правовые отно-шения. Они прекращаются с достижением того результата, ради которого возможны, например, формирование окружных и участковых избиратель-ных комиссий в период избирательной компании и др.
Юридическое содержание конституционного правоотношения пред-ставляет единство субъективных прав и обязанностей, оказывающих ак-тивное влияние на поведение участников этого отношения, и выражается главным образом в строго определенной всеобщности прав и обязанно-стей, в том, что все субъекты являются носителями данных субъективных прав и обязанностей.
В конкретных конституционных правоотношениях субъективное право представлено уже в обычном виде — это допустимая и гарантируемая Конституцией возможность определенного поведения субъекта, наделенно-го этим правом. Субъективная обязанность выступает как установленная конституционными нормами необходимость действий субъекта, на которое данная обязанность возложена.
Юридическое содержание общих конституционных правоотношений проявляется через правовой статус их частников. Так, Конституция Рос-сийской Федерации закрепляет правовой статус человека и гражданина, определяет их основные права, свободы и обязанности. Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны. Одни носят всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов, другие опре-деленного вида субъектов, третьи конкретного адресата.
Динамика конституционно-правовых отношений связана с юридиче-скими фактами, которые как бы вводят субъективные права и обязанности в действие. Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятель-ства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Конкретные конституционные правоотно-шения нуждаются в более точно фиксированных юридических фактах. В зависимости от характера связи с индивидуальной волей лиц они делятся на события и действия. Событиям — это факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений. Например, смерть депутата — событие, которое влечет прекращение конституционно-правовых отно-шений между депутатом и избирателями. Рождение ребенка, признаваемо-го гражданином Российской Федерации, влечет возникновение отношений, связанных с гражданством.
Таким образом, под объектом конституционно-правовых отношений понимают то, по поводу чего возникают эти отношения.
В более сложной формулировке под объектом конституционного права понимают то, на что направлено конкретное право, и соответствую-щая ему обязанность с целью удовлетворения стремлений, притязаний, по-требностей какого-то конкретного лица либо органа. Объекты конституци-онно-правовых отношений, чаще всего, делятся на три группы. Это мате-риальные объекты, иногда их называют имущественные блага, вторая группа — неимущественные блага, и третья группа – действия.
В иных случаях можно представить объект конституционного права, в других это сделать достаточно сложно. Например, если два субъекта фе-дерации определяют статус какого-то участка земли, кому он будет при-надлежать, то объектом будет территория. Не сама земля, как сельскохо-зяйственный объект или географическое понятие, а территория, как поли-тико-юридическое понятие. А вот, например, при выборах, когда граж-дане участвуют в голосовании, объектом этого политического действия будет будущая власть, которую предстоит осуществлять избранному ими депутату. Власть представить, как нечто осязаемое невозможно, но это ка-тегория реальная. Вопрос об объектах конституционного права весьма сложен и в некоторых случаях даже видные теоретики, говоря об объектах конституционно-правовых отношений, называют их условно, или ссыла-ются на то, что их с достаточной степенью условности можно определять, так или иначе. То есть объекты конституционного права зачастую неосяза-емы, не поддаются рамкам дефиниций, но, в то же время, весьма реальны, потому что из-за них бывают серьезные споры, конфликты и даже войны.
Таким образом, объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения. Под объектами этих отношений понимают социально-экономические и социально-политические ценности, националь-ные отношения, основные права и свободы человека и др. Конституцион-но-правовые отношения представляют собой специфическую форму мно-гих политических отношений.
Итак, конституционно-правовые отношения – это разновидность правовых отношений между гражданином и государством, между феде-ральными органами власти и органами власти субъектов РФ, др. субъек-тами, связанные с удовлетворением их интересов конституционно-правовыми средствами.
Подводя итог, можно сделать вывод, что рассматриваемые конститу-ционно-правовые отношения имеют фундаментальный, первичный харак-тер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их воз-никновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существо-вания. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционно-го права в правовой системе государства, поэтому немаловажно значение конституционного права в обеспечении государственной безопасности.
Так, в данной главе настоящей дипломной работы мы рассмотрели конституционное право, как отрасль права, а также ее источники, институ-ты и нормы. Далее перейдем к исследованию значения конституционного права в обеспечении государственной безопасности.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф