Глава 2. Значение конституционного права в обеспечении госу-дарственной безопасности
Актуальность выбранной темы дипломной работы определяется тем, что государство и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке (хотя в данных областях влияние государства в настоящее время ощущается чуть меньше), к социальному обеспечению, здравоохранению, образова-нию.
Одной из самых важных задач государства и государственных орга-нов (и это подчеркивает действующая Конституция РФ) является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонару-шениями и преступностью. В той или иной мере данными проблемами за-нимаются все государственные, муниципальные органы, многие обще-ственные организации.
Задачами данной главы настоящей дипломной работы являются:
– рассмотреть сущность и содержание понятий «безопасность», «национальная безопасность»
– раскрыть роль институтов конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности;
– проанализировать систему национальной безопасности в Россий-ской Федерации;
– определить место и роль конституционного права в современной системе правового обеспечения национальной безопасности России;
2.1. Сущность и содержание понятий «безопасность», «нацио-нальная безопасность»
Безопасность в буквальном смысле слова означает отсутствие опас-ности. Именно этот аспект прежде всего отмечали в своих словарях извест-ные авторы-составители В.И. Даль и С.И. Ожегов. В.И. Даль указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, сохранность, надежность». По мнению С.И. Ожегова, «безопасность — положение, при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь». Однако такое состояние, когда отсутствуют какие-либо угрозы, является идеальным. В реальности же все-гда существует определенная опасность или возможность ее возникнове-ния. Поэтому в понятие безопасности включают способность системы про-тивостоять возможным угрозам.
К основным объектам безопасности относятся: личность, общество и государство. Все эти объекты безопасности органически взаимосвязаны, и главным связующим звеном между ними является личность. Защита ее жизни и здоровья, прав и свобод, достоинства и имущества имеет перво-степенное значение по сравнению с другими видами безопасности.
Личная безопасность граждан Российской Федерации состоит в ре-альном обеспечении конституционных прав и свобод; повышении качества и уровня жизни; физическом, духовном и интеллектуальном развитии.
Безопасность общества включает защиту его материальных и духов-ных ценностей, законности и порядка, упрочение демократии; достижение и поддержание на основе принципа социальной справедливости обще-ственного согласия; повышение созидательной роли активности населения, а применительно к сегодняшней России — национальное и культурное ее возрождение.
Безопасность государства заключается в защите его конституционно-го строя, суверенитета и территориальной целостности; установлении по-литической, экономической и социальной стабильности; безусловном ис-полнении законов; решительном противодействии деструктивным силам, коррупции, бюрократизму, попыткам узурпации власти в эгоистических интересах и осуществляется в соответствии со Стратегией национальной безопасности 2015 года.
Безопасность следует интерпретировать как свойство системы, вклю-чающей в себя потенциальные жертвы и угрозы для них. Она обеспечива-ется стабильностью, устойчивостью, живучестью жертвы и использованием ею следующих методов: уклонение, защита либо уничтожение источников опасности, угроз и вызовов. Под устойчивостью подразумевается способ-ность нормально функционировать при возмущениях; под стабильностью – совокупность устойчивостей к длительно действующим возмущающим факторам, а под живучестью – способность системы сохранять функцио-нирование в условиях целенаправленного противодействия.
Конечно, обеспечение безопасности — явление для России далеко не новое. За свою многовековую историю Россия неоднократно обращалась к этому вопросу. В историю России навеки вписаны великие победы над за-хватчиками в Ледовом побоище, Куликовской битве, Отечественной войне 1812 года, Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) и др.
Субъектами безопасности являются граждане, общественные и иные организации и объединения.
Государство обеспечивает национальную безопасность всей своей совокупной мощью, которая определяется его природными ресурсами, уровнем развития экономики, морально-политическим потенциалом насе-ления, геополитическим положением страны и состоянием военной мощи. Поэтому, чем сильнее государство, тем надежнее обеспечивается нацио-нальная безопасность.
Обеспечение национальной безопасности — долг всех государствен-ных органов, а не только отдельных ведомств. Задача состоит в том, чтобы органы государственной власти и государственного управления всех уровней осознали свою обязательную сопричастность решению проблем обеспечения национальной безопасности.
Государство осуществляет функции в области обеспечения безопас-ности через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Органы законодательной власти формируют законодательную базу в сфере обеспечения безопасности; в пределах своего ведения принимают решения по вопросам использования сил и средств обеспечения безопасно-сти, в том числе применения военной силы; рассматривают и принимают федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации междуна-родных договоров Российской Федерации в области безопасности.
Органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопас-ности; организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности; осуществляют систему мероприятий по обеспе-чению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции; в соответствии с законом формируют, реорганизуют и лик-видируют государственные органы обеспечения безопасности.
Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией и законами Россий-ской Федерации, конституциями и законами республик в составе Россий-ской Федерации; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, по-сягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечива-ют судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объ-единений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспече-нию безопасности.
Государство в соответствии с действующим законодательством обес-печивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее преде-лами, государством гарантируется защита и покровительство.
Государство, кроме того, обеспечивает правовую и социальную за-щиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с за-коном.
Безопасность достигается проведением единой государственной по-литики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, опреде-ляются основные направления деятельности органов государственной вла-сти и управления в данной области, формируются или преобразуются ор-ганы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их дея-тельностью.
Таким образом, можно сказать, что систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государ-ственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с зако-ном, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Основными функциями системы безопасности являются:
— выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жиз-ненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализа-ции;
— создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
— осуществление системы мер по восстановлению нормального функ-ционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в резуль-тате возникновения чрезвычайной ситуации;
— участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией;
— управление силами и средствами обеспечения безопасности в повсе-дневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
В советском обществе безопасность отождествлялась с государствен-ной безопасностью, под которой понималась совокупность мер по защите существующего государственного и общественного строя, территориаль-ной неприкосновенности и независимости государства от подрывной дея-тельности разведывательных и иных специальных служб враждебных гос-ударств, а также от противников существующего строя внутри страны. Однако это нередко приводило к недооценке опасностей и угроз в других сферах жизни. В связи с этим после распада Советского Союза и измене-нием взглядов военно-политического руководства Российского государ-ства на систему обеспечения его безопасности в официальные документы был введен термин «национальная безопасность».
Понятие «национальная безопасность» появилось в политическом лексиконе сравнительно недавно. Впервые термин «национальная безопас-ность» был употреблен в 1904 году в послании президента США Теодора Рузвельта Конгрессу, где он обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности» США. В последующем эта проблема стала стержневой в исследованиях американских политоло-гов.
В Российской Федерации определение национальной безопасности впервые появилось в Послании Президента Российской Федерации Феде-ральному Собранию в 1996 году. В этом документе было подчеркнуто: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».
Национальная безопасность представляет собой сложную, много-уровневую, открытую, динамическую систему, в основе которой лежит триединство отношений базовых социальных субъектов — личности, обще-ства и государства. Причем формирование и функционирование этой си-стемы обусловлено воздействием множества факторов: исторических, гео-графических, этнических, демографических, социально-политических, эко-номических, культурных, религиозных и т.д.
Теоретические исследования системы национальной безопасности позволили российским ученым разработать категориальный аппарат и общепринятые подходы к её исследованию. Результаты этих исследований легли в основу практической разработки «Концепции национальной без-опасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Рос-сийской Федерации от 17.12.1997 г. № 1300, а также в её изменения и до-полнения, внесенные Указом Президента Российской Федерации от 10.01.2000 г. № 24.
Ее разработка и принятие было вызвано: наличием кризисных явле-ний в экономической сфере, в системе общественных отношений и в воен-ной области; отсутствием духовной основы, способной объединить обще-ство; необходимостью приведения всей системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (силы, средства, органы, нормативно-правовая база их функционирования) в соответствие с реалиями междуна-родной обстановки, экономическими возможностями государства, уровнем духовной готовности общества к переменам, которая должна отражать се-годняшние и перспективные приоритеты безопасности и обеспечивать устойчивость развития общества и государства.
Концепция национальной безопасности как политический документ должна была стать основой для разработки конкретных программ и орга-низационных документов, для планирования и реализации всего процесса государственного строительства в области обеспечения безопасности.
Следует понимать, что процесс совершенствования системы обеспе-чения национальной безопасности не закончился принятием данной редак-ции Концепции. Со временем появляются новые угрозы безопасности страны, развивается наука и практика ее обеспечения, все это, несомненно, вызывает жизнь новых документов такого характера.
Сегодня базовые положения теории национальной безопасности представлены в I главе Стратегии национальной безопасности 2015 года, пришедшей на смену Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, принятой 12 мая 2009 года . Она, в свою очередь, стала заменой Концепции национальной безопасности РФ от 17 декабря 1997 г.
Если исходить из логики Стратегии национальной безопасности РФ, подписанной Президентом 31 декабря 2015 года , то обеспечение нацио-нальной безопасности связано в ней с защитой определенных элементов. Это – оборона страны; государственная и общественная безопасность; ка-чество жизни российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых систем и ра-циональное природопользование; стратегическая стабильность и равно-правное стратегическое партнерство.
Таблица 1 — Понятие «национальная безопасность»
Концепция национальной безопасности | Стратегия национальной безопасности 2009 | Стратегия национальной безопасности 2015 |
национальная безопасность- это безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ(преамбула)
| национальная безопасность- состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства (п. 6) | национальная безопасность- состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан РФ, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие РФ (п. 6) |
С правовой точки зрения очень важно, что в новой Стратегии нацио-нальной безопасности предпринята попытка четко определить основные понятия, которые ранее неоднозначно формулировались в разных право-вых актах, и, в первую очередь, само понятие национальная безопасность (табл. 1).
Одним из важнейших новых моментов в формулировке понятия «национальная безопасность» в Стратегии национальной безопасности 2015 года является то, что были впервые четко сформулированы виды национальной безопасности. Не существовало строгого законодательного оформления видов безопасности. Не решал, а, пожалуй, еще более запуты-вал ситуацию, и ФЗ «О безопасности» 2010 года.
В Стратегии национальной безопасности 2015 года четко показано, что национальная безопасность является комплексом составляющих ее ви-дов безопасности и включает в себя оборону страны и все виды безопасно-сти, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законода-тельством Российской Федерации, прежде всего государственную, обще-ственную, информационную, экологическую, экономическую, транспорт-ную, энергетическую безопасность, безопасность личности (п. 6).
Подводя итог вопросу развитию понятийного аппарата теории наци-ональной безопасности, хочется сделать вывод о роли Стратегии нацио-нальной безопасности, принятой в 2015году. Стратегия предоставляет но-вые возможности для развития теории национальной безопасности России, ее категориальной однородности. Внесены уточнения и корректировки в уже официально оформленные определения, добавлены новые, обобщены виды национальной безопасности РФ.
2.2. Роль институтов конституционного права в реализации Стратегии национальной безопасности РФ
Система обеспечения национальной безопасности РФ создается и развивается в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, с федеральными программами в этой области.
Национальные интересы России обеспечиваются институтами госу-дарственной власти, важнейшими из которых выступают Президент и воз-главляемый им Совет безопасности, Федеральное Собрание и Правитель-ство, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнитель-ной власти субъектов, судебная власть. Названные органы осуществляют свои функции и полномочия во взаимодействии с общественными органи-зациями, действующими на основе Конституции и законодательства Рос-сийской Федерации.
Нормы и институты конституционного права играют основополага-ющую роль в закреплении полномочий различных органов государствен-ной власти в области обеспечений национальной безопасности Российской Федерации. Так, Конституция устанавливает, что Президент определяет направления внутренней и внешней политики государства, в пределах сво-их полномочий руководит органами и силами обеспечения национальной безопасности России, в соответствии с российским законодательством формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности, выступает с посланиями и обра-щениями по проблемам национальной безопасности, в том числе с ежегод-ными посланиями Федеральному Собранию РФ, в которых могут уточ-няться отдельные положения Стратегии национальной безопасности, при-нятой в 2015 году.
Президент РФ может вводить режим чрезвычайного или военного положения, ему принадлежит право утверждать военную доктрину. Пре-зидент РФ обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Фе-дерации.
Федеральному Собранию РФ принадлежит особое место в системе обеспечения национальной безопасности, поскольку именно парламент формирует законодательную базу в рассматриваемой области. В феде-ральных законах определяется правовой статус, компетенция различных органов государства, обеспечивающих национальную безопасность. С по-мощью этих нормативных правовых актов вырабатывается механизм за-щиты прав и свобод личности. В палатах Федерального Собрания РФ об-разуются комитеты и комиссии, деятельность которых напрямую связана с вопросами обеспечения национальной безопасности.
Органы исполнительной власти также выполняют значительный объ-ем работы по практической реализации такой функции государства, как обеспечение национальной безопасности.
Правительство, согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» , осуществляет систематиче-ский контроль за федеральными органами исполнительной власти, в том числе имеющими функции по обеспечению национальной безопасности. Это прежде всего: контроль за соответствие законодательству норматив-ных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; кон-троль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельно-сти федеральных органов исполнительной власти; контроль за разработ-кой и реализацией мер по обеспечению национальной безопасности этими органами.
В функциях и полномочиях различных звеньев судебной системы находит отражение место судебной власти в системе обеспечения нацио-нальной безопасности. Так, среди целей Конституционного Суда РФ ФКЗ называет защиту основ конституционного строя, защиту прав и основных свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого дей-ствия Конституции РФ. Другие звенья судебной системы РФ также имеют цели и задачи в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Национальные интересы России в различных сферах заключаются в соблюдении и защите конституционных прав и свобод человека и гражда-нина. Конституция РФ содержит обширный перечень личных, политиче-ских, экономических, социально-культурных прав и свобод. В качестве примера можно привести ст. 42 Конституции РФ, которая провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную ин-формацию о ее состоянии. Истощение природных ресурсов страны нахо-дится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности обще-ства осознать глобальность и важность этих проблем.
Развитие топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитость законодательной основы природоохранной деятельности, ограниченное использование природосберегающих технологий, перера-ботка и захоронение на территории страны опасных для окружающей среды материалов и веществ создают реальную угрозу ухудшения эколо-гической ситуации.
Поэтому в числе приоритетных направлений деятельности государ-ства в экологической сфере Стратегия национальной безопасности называ-ет: рациональное использование природных ресурсов и предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных, химиче-ских и радиоактивных отходов: создание и внедрение безопасных произ-водств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии; принятие неотложных природоохранных мер в эко-логически опасных регионах России.
В современный период существует еще одна сфера конституционно-правового обеспечения национальной безопасности — информационная безопасность. В этой сфере угрозу национальной безопасности представ-ляет стремление ряда стран к доминированию в мировом информацион-ном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информа-ционных рынков; нарушение нормального функционирования информа-ционных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информа-ционных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
На конституционном уровне эта сфера получила правовую защиту в ст. 29, закрепляющей право индивида свободно искать, получать, переда-вать, производить и распространять информацию любым законным спо-собом. Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности РФ являются: реализация названных основных прав человека и граждани-на; правовая защита информационных каналов, компьютерных сетей, со-вершенствование и защита отечественной информационной инфраструкту-ры, интеграции России в мировой информационное пространство; проти-водействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфе-ре.
Главной в реализации задач обеспечении национальной безопасности является конституционно-правовая база, на которой основана политиче-ская воля государства, происходит объединение усилий всех органов, сил и средств, входящих в государственную, систему обеспечения националь-ной безопасности, координация их деятельности с негосударственной си-стемой, включающей граждан и их объединения, политические партии.
2.3. Система безопасности в Российской Федерации
Основным субъектом, на которого возложено обеспечение безопас-ности в Российской Федерации, признается государство. Государство че-рез органы законодательной, исполнительной и судебной власти обеспечи-вает безопасность граждан на территории Российской Федерации; за ее пределами оно гарантирует им защиту и покровительство. Граждане, об-щественные, иные организации и объединения обладают правами и обя-занностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с зако-нодательством Российской Федерации и ее субъектов.
Деятельность субъектов по обеспечению безопасности неоднородна, в ней выделяется ряд основных направлений (функций). К ним относятся:
— выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жиз-ненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализа-ции;
— создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности и управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
— осуществление системы мер по восстановлению нормального функ-ционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в резуль-тате возникновения чрезвычайных ситуаций;
— участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными и признанными Российской Федерацией.
Функции безопасности реализуются через систему безопасности в соответствии с Законом «О безопасности», которую и образуют: органы законодательной, исполнительной и судебной власти; государственные, общественные и иные организации и объединения; граждане, принимаю-щие участие в обеспечении безопасности согласно Закону; законодатель-ство, регламентирующее отношения в сфере без опасности (ст. 8 Закона). Обеспечение безопасности личности, общества и государства достигается на основе разграничения полномочий органов власти в системе безопасно-сти.
Непосредственное выполнение функций по обеспечению безопасно-сти личности, общества и государства возложено на государственные ор-ганы обеспечения безопасности, которые в соответствии с Законом обра-зуются в системе исполнительной власти и составляют силы обеспечения безопасности.
Силы, посредством которых обеспечивается безопасность, включают в себя: Вооруженные Силы; органы ФСБ России, органы СВР России, ор-ганы ФСО России, служба судебных приставов и уголовно-исполнительная система Минюста России, другие органы обеспечения без-опасности, действующие в соответствии с законодательством.
Рассмотри более подробно место и роль конституционного права в современной системе обеспечения национальной безопасности России.
2.4. Место и роль конституционного права в современной си-стеме правового обеспечения национальной безопасности России
Конституционное право России является ведущей отраслью в системе права России, поскольку оно определяет основы устройства государства и общества, а также основы взаимоотношений между человеком, обществом и государством. Ведущая роль данной отрасли обусловлена также тремя специфическими чертами предмета правового регулирования.
Во-первых, отрасль конституционного права регулирует широкий спектр отношений, которые складываются во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области национальной безопасности.
Например, в политической сфере конституционное право регулирует отношения, касающиеся определения субъектов политического процесса, общих основ властных отношений, используемых для управления разви-тием общества и государства, источников власти, принципов, форм и при-емов ее осуществления, порядка организации и деятельности властных субъектов и их полномочий, устанавливает формы государства.
В экономической сфере конституционное право закрепляет основы построения экономических отношений, различные формы собственности и их соотношение друг с другом, регулирует осуществление предпринима-тельской и трудовой деятельности, распределение и использование това-ров, услуг и финансовых средств.
В социальной сфере конституционное право устанавливает и регули-рует отношения, касающиеся определения условий труда, социального обеспечения, образования, уровня жизни людей, взаимоотношений между различными этническими и социальными группами по поводу социальных условий их жизни.
В духовной сфере конституционное право регулирует отношения, связанные с созданием, распространением и усвоением духовных ценно-стей, взаимоотношения между человеком, обществом и государством в идеологической и религиозной сферах.
Регулируя общественные отношения, конституционное право в обла-сти обеспечения национальной безопасности:
— закрепляет основы конституционного строя в качестве объекта обеспечения национальной безопасности и устанавливает правовые основы обеспечения национальной безопасности, а также определяет основопола-гающие источники права, регулирующие обеспечение национальной без-опасности;
— закрепляет содержание основополагающих терминов, которые ис-пользуются в процессе правового регулирования обеспечения националь-ной безопасности («безопасность», «обеспечение безопасности», «угроза», «экстремизм», «оборона», «мобилизация», «исключительные экономиче-ские меры» и др.), а также закрепляет систему субъектов обеспечения национальной безопасности, основы, порядок их организации и деятель-ности по обеспечению национальной безопасности, компетенцию и поря-док наделения соответствующими полномочиями.
Другие отрасли права регулируют иные общественные отношения в области обеспечения национальной безопасности. Например, отрасль уго-ловного права определяет перечень противоправных деяний, признавае-мых преступлениями, и устанавливает наказания за их совершение. Уго-ловно-процессуальное право определяет порядок производства по уго-ловным делам. Административное право регулирует управленческие от-ношения, порядок управления, общественный порядок.
Во-вторых, отрасль конституционного права регулирует наиболее важную, базовую группу общественных отношений в политической, эко-номической, социальной и духовной сферах. Эти отношения носят систе-мообразующий характер для общества и государства, так как они являют-ся основой организации и деятельности наиболее важных государственных и общественных институтов.
Более детальное регулирование этих отношений в той или иной сфе-ре осуществляется нормами других отраслей права. Например, нормами отрасли конституционного права устанавливаются основы противодей-ствия терроризму и экстремизму, основы осуществления контрразведыва-тельной, оперативно-розыскной деятельности, борьбы с преступностью и т.д., а нормами уголовного и уголовно-процессуального права регулиру-ются отношения, связанные с определением составов преступлений, поря-док проведения дознания, предварительного следствия и т.д.
В-третьих, нормы конституционного права регулируют процесс со-здания норм других отраслей права. Именно конституционное право уста-навливает различные виды форм (источников) права, в том числе и регу-лирующих обеспечение национальной безопасности, а также порядок их разработки, принятия, изменения, отмены, вступления в силу.
Нормы конституционного права России характеризуются рядом спе-цифических особенностей, которые обусловлены их отраслевой принад-лежностью. Они обладают верховенством и носят учредительный харак-тер, так как они определяют процесс дальнейшего правового регулирова-ния в различных сферах общественной жизни, а их реализация обеспечи-вается деятельностью всего механизма государства.
Нормативно-правовую базу в нашей стране образуют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, норма-тивные правовые акты Президента РФ и Правительства, международные договоры и соглашения РФ в сфере обеспечения международной и нацио-нальной безопасности.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы, зако-ны Российской Федерации составляют основную массу нормативных пра-вовых актов, с помощью которых осуществляется законодательное регу-лирование конституционно-правовых отношений, в том числе в сфере обеспечения национальной безопасности. Они отличаются друг от друга по ряду признаков:
1. Федеральные конституционные законы принимаются только по тем вопросам, которые прямо указаны в Конституции.
2. Федеральные законы не должны противоречить федеральным кон-ституционным законам.
3. Законы Российской Федерации – это законы, которые были приня-ты до вступления в силу действующей Конституции Российской Федера-ции, но сохраняют свое действие. Изменения в эти акты вносятся путем принятия федерального закона.
Наиболее важными актами данной группы, регулирующими отно-шения в сфере обеспечения национальной безопасности, являются феде-ральные конституционные законы «О чрезвычайном положении», «О во-енном положении», «О судебной системе Российской Федерации», «О во-енных судах Российской Федерации», федеральные законы «О безопасно-сти», «О федеральной службе безопасности», «О внешней разведке», «О государственной охране», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации» и др.
Ключевую роль в определении конституционно-правовых основ обеспечения национальной безопасности современной России играет Кон-ституция Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что Конституция Российской Федерации выступает одновременно источником и основой правовых норм в сфере обеспечения национальной безопасности совре-менной России.Так, согласно ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –обязанность государства» .
В этой статье содержатся исключительные нормы и приоритетность в обеспечении национальной безопасности. Речь идет о том, что первона-чальным, основным объектом национальной безопасности выступает чело-век, его права и свободы. Таким образом, конституционные нормы не только регулируют отношения гражданина и государства в сфере безопас-ности, но и устанавливают их первенство в обеспечении. К тому же ст. 7 Конституции гласит, что «осуществление прав и свобод человека и граж-данина не должно нарушать права и свободы других лиц», а это пред-определяет отношения безопасности между гражданами. Права человека и гражданина, их сохранение, защиту и реализацию следует считать не только конституционным интересом, но и базовой ценностью, показываю-щей уровень национальной безопасности. Иными словами, конституцион-ные нормы в области прав и свобод человека и гражданина выступают тем основанием, нарушение которого влечет потерю безопасности Российской Федерации.
Особую значимость в обеспечении национальной безопасности имеет конституционная норма, напрямую определяющая требование к незыбле-мой основе национальной безопасности –территории. Согласно п.3 ст. 4 Конституции, «Российская Федерация обеспечивает целостность и непри-косновенность своей территории». Это означает, что любые попытки или нарушение территориальной целостности, независимо от того, чем оно вы-звано: внешними или внутренними факторами, следует рассматривать как угрозу национальной безопасности .
Очевидно, что потеря территории, независимо от того, какие этниче-ские представители на ней проживают и каково их желание в ее отноше-нии, приводит к нарушению всей системы общественных отношений, регу-лируемых данной нормой-принципом. Поэтому территориальный вопрос –это всегда вопрос нации и ее безопасности и требует всеобщего решения.
Анализ Стратегии национальной безопасности 2015 года позволяет утверждать, что, исходя из содержания и особенностей тех или иных сфер жизни общества и угроз безопасности личности, общества и государства, национальную безопасность можно разделить на государственную, эконо-мическую, социальную, экологическую, информационную, военную и дру-гие виды безопасности.
Государственная безопасность- такое состояние политической систе-мы, которое гарантирует права и свободы граждан, социальных групп, обеспечивает баланс их интересов, стабильность и целостность государ-ства, его благоприятное международное положение. Государственная без-опасность-это составная часть, главное звено и основа национальной без-опасности. Неотъемлемым признаком государственной безопасности явля-ется суверенитет. Это понятие определяется как возможность ведения гос-ударством независимой внешней и внутренней политики. Другими слова-ми, суверенитет -это верховенство государственной власти внутри страны, означающее подчинение ему всех лиц и организаций в пределах государ-ственной территории и независимость в международных отношениях.
Экономическая безопасность-состояние жизнедеятельности личности, социальной группы и общества в целом, при котором гарантируется защи-та их материальных интересов, гармоничное, социально ориентированное развитие экономики, обеспечивается способность государства определять без вмешательства извне пути и формы своего экономического развития.
Социальную безопасность можно определить, как такое состояние развития личности, различных групп населения, общества и государства, при котором они сохраняют удовлетворенность своим социальным стату-сом, а отношения внутри них и между ними не носят конфронтационный характер.
Под информационной безопасностью понимается способность госу-дарства защищать все сферы общественной жизни, сознание и психику граждан от негативного информационного воздействия, обеспечение управленческих структур достоверными данными для их успешного функ-ционирования, недопущение утечки закрытой общественно ценной инфор-мации и сохранение постоянной готовности к информационному противо-борству внутри страны и на мировой арене.
Военная безопасность-это состояние, при котором нация не жертвует своими интересами из-за боязни оказаться вовлеченной в войну и способна надежно и эффективно защищать их военными средствами и методами, ес-ли войны избежать не удалось. Специфика этого вида безопасности заклю-чается в том, что военная безопасность служит условием обеспечения мно-гих других видов безопасности и в то же время обеспечивается на их осно-ве.
Исторический опыт показывает, что отсутствие или слабость госу-дарства в военном отношении часто подталкивали другие страны к во-оруженной агрессии, осуществлению своих интересов в конкретном реги-оне за счет игнорирования или ущемления чужих.
Так, «Стратегия национальной безопасности РФ от 31.12.2015 года» определяет, что национальная безопасность- состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, кото-рое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные ка-чество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целост-ность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопас-ность государства.
Таким образом, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации – это принципиально новый документ. В нем впервые четко отражены стратегические национальные приоритеты и обозначены основ-ные критерии оценки состояния национальной безопасности.
В целом, реализация Стратегии призвана стать мобилизующим фак-тором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепле-ния национальной обороны, государственной безопасности и правопоряд-ка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Рос-сии.
Основное содержание обеспечения национальной безопасности со-стоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации. Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспече-ния национальной безопасности. Важно отметить, что безопасность обще-ства в целом зависит от состояния защищенности всех его сфер (областей), таких как здравоохранение, образование, культура, наука, экология и т.д.
Таким образом, анализ конституционно-правовых основ обеспечения национальной безопасности Российской Федерации показывает, что наци-ональными интересами России на современном этапе развития российско-го общества и государства являются: предотвращение угроз национальной безопасности России по всему их спектру; территориальная целостность страны; сохранение гражданского мира, свободы и обеспечение прав че-ловека; обеспечение интересов России в политической и геополитической сфере; обеспечение экономических интересов Российской Федерации.
К основным объектам национальной безопасности относятся: лич-ность, ее права и свободы; общество, социальный мир и согласие; государ-ство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целост-ность.
Так, в данной главе настоящей дипломной работы мы рассмотрели вопрос о роли и значении конституционного права в обеспечении государ-ственной безопасности.
Заключение
Так, в ходе исследования было определено, что для любого государ-ства обеспечение национальной безопасности и защиты национальных ин-тересов является одной из стратегических целей. В этом проявляется суве-ренитет государства, который предполагает его право выступать самосто-ятельным субъектом международных отношений, определять свою внеш-нюю и внутреннюю политику в своих интересах и самостоятельно решать вопросы внешнеэкономической деятельности.
Целый ряд статей Конституции Российской Федерации можно отне-сти к основам национальной безопасности. Защита конституционных норм, создание гарантий для их соблюдения — одна из задач национальной без-опасности.
Уровень национальной безопасности зависит от состояния политиче-ских институтов, ответственных за поддержание оптимальных условий су-ществования и развития личности и общества. Национальная безопасность отражает связь безопасности с нацией, включает в себя общественные от-ношения и общественное сознание, институты общества и их деятельность по обеспечению реализации национальных интересов в конкретной исто-рической обстановке.
Также было установлено, что выделяют три уровня национальной безопасности: безопасность личности, общества и государства. Их место и роль определяются характером общественных отношений, политическим устройством, наличием внутренних и внешних угроз. В содержание поня-тия «национальная безопасность» входят, как правило, политическая, эко-номическая, военная, экологическая, информационная безопасность и без-опасность культурного развития нации.
В Российской Федерации процесс создания и развития системы наци-ональной безопасности базируется на основании конституции РФ, феде-ральных законов, а также программам федерального уровня в этой сфере. Институты государственной власти выступают в качестве фактора, обеспе-чивающего национальные интересы России.
Органы государственной власти РФ, находясь в тесном взаимодей-ствии с общественными организациями осуществляют свои функции и полномочия. Конституционные нормы являются базисом для определения полномочий государственных органов в сфере обеспечения национальной безопасности РФ.
Президенту РФ принадлежат функции по руководству органами, обеспечивающими национальную безопасность, обозначению направле-нию внутренней и внешней политики государства, кроме того он выступает с посланиями касающиеся национальной безопасности. Исключительное право назначения и освобождения от должности должностных лиц феде-ральных органов исполнительной власти также закреплено за Президен-том РФ в случае если их деятельность осуществляется в области нацио-нальной безопасности.
Поскольку законодательная база формируется в сфере национальной безопасности Федеральным Собранием РФ, то ему отведена немаловажная роль. Именно федеральные законы определяют правовой статус государ-ственных органов, деятельность которых направлена на реализацию кон-цепции национальной безопасности. Именно эти нормативно правовые ак-ты выступают в качестве средств разработки способов защиты прав и сво-бод личности. По данному вопросу в палатах Федерального Собрания формируется комиссии и комитеты.
На сегодняшний день Стратегия национальной безопасности 2015 года может стать основой для прогнозирования новейших рисков при принятии политических решений по защите и реализации национальных интересов современного Российского государства.
Практическая реализация данной концепции возложена на плечи ис-полнительной власти, то есть Правительства РФ. В круг полномочий Пра-вительства РФ включает исполнения мер для обеспечения обороны стра-ны, безопасности государства, гарантий прав и свобод граждан. Кроме то-го, контроль за органами исполнительной власти по обеспечению нацио-нальной безопасности также возложен на Правительство РФ.
Также можно сделать вывод, что реализация Стратегии призвана способствовать развитию национальной экономики, улучшению качества жизни граждан, укреплению политической стабильности в обществе, обес-печению обороны страны, государственной и общественной безопасности, повышению конкурентоспособности и международного престижа России.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации явля-ется базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты стра-ны, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности государства и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.
В Стратегии прописаны задачи для органов власти и институтов гражданского общества, исполнение которых позволит достигнуть значи-тельного повышения качества жизни россиян. Среди них — рост социаль-ной поддержки нуждающихся, обеспечение инвалидов всем необходимым, сокращение бедности, рост оплаты труда, развитие пенсионной системы и т.д.
Так, в ходе исследования были доказаны основные положения, кото-рые выносились на защиту:
1. Определено, что конституционное право является ведущим в си-стеме правового регулирования обеспечения безопасности РФ.
2. Изучена система нормативно-правовых актов, которые регулиру-ют общественные отношения в целом.
3. Определены основные объекты национальной безопасности.
Роль национальной безопасности в обеспечение прав, свобод, обя-занностей человека и гражданина является важной конституционно – пра-вовой задачей во взаимоотношениях личности и государства на современ-ном этапе преобразования российского законодательства, поэтому столь актуальна в настоящий момент выбранная тема дипломной работы.
Все задачи исследования выполнены. Материал, представленный в данной дипломной работе, позволяет сформулировать главный вывод: в основе функционирования системы национальной безопасности современ-ной России лежат принципы правового, демократического государства.
Россия имеет современную систему права, соответствующую самым высоким международным стандартам. Россия проявляет приверженность общепризнанным принципам поддержания международного мира и меж-дународной безопасности и призывает к неукоснительному соблюдению этих принципов всех без исключения субъектов международного права.
В качестве основополагающих принципов внутренней безопасности Конституция РФ устанавливает разделение ветвей государственной власти и разграничение соответствующих полномочий, признание и защиту мест-ного самоуправления как формы народовластия, стремление государства реализовать социальную функцию через создание необходимых условий, обеспечивающих высокий уровень и надлежащее качество жизни граждан России, обеспечение законности во всех сферах общественного бытия.
Вместе с тем необходимо понимать, что Российская Федерация – од-но из самых молодых государств мира – несмотря на многовековую свою историю. Правовая система Российской Федерации, включая правовые ос-новы обеспечения национальной безопасности России, формировались всего в течение последних двух десятилетий. Это – очень короткий срок, недостаточный для того, чтобы правовые устои государства «переброди-ли», обрели необходимую зрелость.
В этой связи понятна критика, подчас звучащая в адрес правовой и организационной основы национальной безопасности России , проводи-мой государством социальной политики.
Задача правового государства – знать и учитывать справедливую критику в свой адрес. Задача каждого причастного к обеспечению нацио-нальной безопасности, в том числе сотрудника органов внутренних дел – сознавать свой долг перед Отечеством и соответствовать в своих действиях установленным законам требованиям.
Список использованной литературы
1) Федеральный Конституционный Закон от 12 декабря 1993 г. «Конституция Российской Федерации»
2) Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации»
3) Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
4) Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (ред. от 01.07.2014 г.)
5) Указ Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300 «Об утвержде-нии Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (ред. от 10.01.2000 г.)
6) Декларация от 12 июня 1990 г. «О государственном суверени-тете РСФСР»
7) Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 23.02.1996 г.
8) Авакьян С.А. Конституционное право России. Учеб. пособие для студентов вузов/ М.: Городец, 2013 г. – 342 с.
9) Баймаханов Т.И. Конституционные основы статуса союзной республики / М. Алма-Ата, 2015. – 244 c.
10) Баранов Н.А. Проблемы национальной безопасности и пути их разрешения, 2016 г. – 423 с.
11) Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: в 3-х томах. – М.: ООО «Профобразование», 2011. – 521 с.
12) Васенкова Г.Н., Георгиевская Т.Е., Ефимова Е.Б. Учебное по-собие «Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в России и зарубежных странах» / Москва 2015г. -121 c.
13) Воронов А.М. Концепция общественной безопасности: вопросы правовой реализации /– М.: Статут, 2015. – 243 с.
14) Гоголевский А.В., Ковалев Б.Н. Конституционализм. Истори-ческий путь России к либеральной демократии: сб. документов /– М.: Юрист, 2010. – 624 с.
15) Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Иллюстрирован-ное издание/ Эксмо, 2015 г. – 896 с.
16) Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учеб-ник. – М.: Юристъ, 2010. – 467 с.
17) Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы тео-рии и практики. – М.: Юристъ, 2010.
18) Золотарев, В.А. Национальная безопасность страны. / В.А. Зо-лотарев. М.: — 2013. – 289 с.
19) Ирошников Д.В. Правовая политика Российской Федерации в сфере государственной безопасности: теоретический аспект/ Тамбов, 2011. 24с.
20) Катков Д.Б… Карчиго Е.В. Конституционное право: Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2012. – 98 c.
21) Кокотов А.Н. Конституционное право России: Учебник / – Ека-теринбург: Изд-во УрГЮА, 2011. – 348 c.
22) Колюшкин Е.И. Конституционное (государственное) право России. Курс лекций. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. – 179 c.
23) Костюков А. Н. Муниципальное право России: учебник для студентов вузов / — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 501 c.
24) Кудинов О.А. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие. – М.: Ось-89, 2015. – 106 c.
25) Кутафин, О.Е. Предмет конституционного права / О.Е. Кута-фин. – М.: ЮР-ЛИТ, 2011. – 443 с.
26) Кутафин О.Е. Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 343 c.
27) Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2012. – 376 c.
28) Лазарев В.В.- Конституционное право: Учебник для вузов / Отв. ред. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2014. – 331 c.
29) Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России: Учебник для вузов.- Москва: Книжный мир, 2016 – 647 c.
30) Лукин В. Доклад Уполномоченного по правам человека в Рос-сийской Федерации. / Российская газета. 2015. — № 78 (4341). –16 С.
31) Матюшкин В.Ф. Конституционное (государственное) право РФ: уч. пособие. – М.: Былина, 2010. – 112 c.
32) Малиновская В.М. Конституционное право России в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2014. – 97 c.
33) Малько А.В. Конституционное право России: Учебно-методическое пособие / М.: Изд-во Норма, 2012. – 103 c.
34) Некрасов С.И. Конституционное право России: учебное посо-бие/ –М.: Юрайт, 2012. – 351 с.
35) Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: Конспект лекций.- 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Юрайт, 2012. – 276 c.
36) Ницевич В.Ф. Национальная безопасность России.М., 2012 –358 с.
37) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / АСТ, Мир и Образование – 2017 г. – 736 с.
38) Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 2012. – 178 c.
39) Постникова А.Е. Конституционное право России: Учебник / Москва: Проспект, 2013. – 464 c.
40) Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности: Учебник / — М.: Изд-во РАГС, 2012. — 320 с.
41) Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федера-ции: Учебник для вузов.- М.-Ростов н/Д: МарТ, 2013. – 196 c.
42) Смоленский М.Б. Конституционное право России для ССУЗов. – М: КноруС, 2016. – 232 с.
43) Степанов И. М. Конституция и политика. М., 2015. – 132 c.
44) Стрекозов В.Г. Конституционное право России: учебник/4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 316 с.
45) Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоот-ношений. М., 2013. – 344 c.
46) Червонюк В.И. Конституционное право России: Учеб. пособие для вузов.- М.: ИНФРА-М, 2013. – 273 c.
47) Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник для ву-зов.- 2-е изд., перераб. доп.- М.: Юристъ, 2013 – 521 c.
48) Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 2013. – 146 c.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф