Страницы: 1 2
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
2.1 Характеристика проведения опытно-экспериментальной работы
Чтобы способствовать формирoванию патриотических качеств у учащихся младших классов, нами разработан и создан «Сборник текстовых задач по математике на основе краеведческого материала о Чеченской республике». Данный подход позволяет объединить математику и краеведение в единую систему и сформировать у учащихся восхищение, гордость и любовь к родному краю, тем самым развивая творческое воображение, наблюдательность, активность, самостоятельность, математическую культуру, логическое мышление.
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов, которые отражают комплекс педагогических условий для формирования познавательного интереса младших школьников в процессе изучения математики.
1) Констатирующий этап – изучение уровня сформированности основных мыслительных операций у четвероклассников на начало эксперимента.
2) Формирующий этап – происходила реализация комплекса условий формирования познавательного интереса в ходе учебной деятельности. Определялись промежуточные результаты.
3) Контрольный этап предусматривал методы и формы организации краеведческих занятий на уроках математики
Итак, ученики начальных классов, прежде всего должен уметь добывать и перерабатывать информацию, превращая знания в инструмент познания и других видов деятельности; быть всегда понятен в изложении своих мыслей, оперируя математическими терминами; уметь аргументировано доказать собственную точку зрения и убедить в ее правильности, опираясь на знание определенных закономерностей.
С целью выявления уровня формирования интереса младших школьников в процессе изучения математики был проведен констатирующий эксперимент на базе МБОУ «Каршига-Аульской СОШ». Для проведения экспериментальной работы был выбран 4 класс (11 учеников).
На данном этапе мы определили следующие задачи:
— составить программу экспериментального исследования;
— дать качественную и количественную характеристику по критериям и показателям формирования интереса младших школьников в процессе изучения математики.
Цель: определить коэффициент полноты усвоения краеведческих знаний младшими школьниками.
На данном этапе был проведен тест. Тест выполнялся по одному варианту на протяжении 25 минут.
Обучающимся было предложено 6 вопросов.
Ниже приводятся вопросы теста для обучаемых (в скобках – количество элементов знаний).
1. Напиши свой адрес: страна, город, улица, дом. (4)
2. В какой республике ты живешь? (1)
3. 3. Выбери герб города Грозный (1).
- Напиши название реки, расположенного в вашем районе (1).
- Напиши название одного предприятия вашего района (1).
- Напиши название двух достопримечательностей своего района (2).
После проведения тестирования рассчитывался коэффициент полноты усвоения знаний обучающимися по формуле (1) предложенной Г.М. Муртанзиным.
Ка=а⁄Р, (1)
где а – число правильных ответов;
Р – количество элементов знаний в анкете;
Ка – коэффициент полноты усвоения знаний обучающимися.
Основываясь на индивидуальной обработке каждого результата, подводится итог усвоения детьми краеведческих знаний:
- рассчитывался коэффициент полноты знаний каждого обучающегося;
- в процентах указывалось, сколько обучаемых имеют коэффициент усвоения от 0,1 до 1.
Таким образом коэффициент усвоения знаний обучающихся диапазон от 0 до 0,7- деятельность обучающихся обладает неустойчивым качеством, они систематически повторяют ошибки, т.е. процесс обучения является незавершенным.
Выше 0,7- процесс обучения можно считать завершенным
Результаты наглядно представлены в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1 – Уровень усвоения краеведческих знаний обучающимися 4 класса
№ | Имя | Вопросы | Коэффиц иент усвоения | Уровень | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 2б | 1б | 1б | 1б | 1б | 1б | 0,9 | Высокий | |
2 | 0б | 0б | 1б | 0б | 1б | 1б | 0,4 | Низкий | |
3 | 2б | 1б | 0б | 1б | 0б | 0б | 0,5 | Низкий | |
4 | 1б | 1б | 1б | 0б | 1б | 0б | 0,5 | Низкий | |
5 | 2б | 1б | 1б | 1б | 1б | 2б | 1 | Высокий | |
6 | 0б | 0б | 1б | 0б | 1б | 2б | 0,5 | Низкий |
7 | 1б | 0б | 1б | 1б | 0б | 0б | 0,4 | Низкий | ||
8 | 2б | 0б | 0б | 1б | 1б | 0б | 0,6 | Низкий | ||
9 | 1б | 0б | 1б | 0б | 0б | 1б | 0,4 | Низкий | ||
10 | 1б | 1б | 1б | 1б | 1б | 0б | 0,6 | Низкий | ||
11 | 1б | 1б | 1б | 0б | 0б | 0б | 0,4 | Низкий |
Рисунок 2 – Коэффициент полноты усвоения краеведческих знаний обучающихся 4 класса (констатирующий этап эксперимента) Обработка результатов показала низкий уровень усвоения детьми краеведческих знаний. Средний коэффициент усвоения в 4 классе равен 0,5.
У обучающихся возникли затруднения при ответе на следующие вопросы: «Напиши название реки, расположенного в вашем районе. Напиши название одного предприятия вашего района. Напиши название двух достопримечательностей своего района или села». Не все смогли правильно выбрать герб Грозного.
Эти результаты доказывают необходимость организации краеведческих занятий по изучению особенностей Чеченской республики.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что в школьной практике сложилась система преподавания математики, акцентированная на формирования интереса школьников. Тем не менее, она позволяет формировать у большинства из них только средний уровень освоения основных логических операций.
2.2. Реализация комплекса педагогических условий для использования элементов краеведения на уроках математики
С целью повышения уровня формирования интереса младших школьников через краеведение в процессе изучения математики был проведен формирующий эксперимент.
Экспериментальная работа проводилась в 4 классе (11 учеников).
Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах.
Местный материал доступен обучающимся для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Обучающиеся, познающие новые, неизвестные для них страницы истории своей малой родины, чувствуют себя первооткрывателями. Так воспитывается гражданственность, чувство собственной значимости.
Краеведческая работа, расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество.
Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и обучающихся. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, окружающего ребенка макромира.
На первом этапе использовались задачи, направленные на развитие мыслительной операции. В течение 3-5 минут проводился устный счет, в который включались задания на логическое мышление, это было последовательное выполнение действий, решение устных текстовых задач.
На втором этапе ученикам предлагалась конкретная учебная задача на развитие логического мышления. Управляющая роль при актуализации логической мыслительной деятельности принадлежала учителю.
На третьем этапе происходило решение задачи. Ведущая роль здесь принадлежала ученикам. На этом этапе использовались преимущественно групповые формы работы и работа у доски.
Считаем, дети будут с удовольствием решать такие задачи, побуждающие к познанию своего прошлого. И, если задача не только возбудит творческую мысль учеников, заставит их работать, будет побуждать к анализу реальных процессов и явлений, то польза от нее будет двойная.
В работе использовались несложные задачи с элементами страноведения, которые применялись на разных этапах урока математики.
Начнем с тех, которые знакомят учеников с выдающимися россиянами, имена которых вписаны в летопись нашей страны. Такие задачи в значительной мере повышают интерес школьников к учебной деятельности. Ведь они не просто выполняют действия, или упрощают выражение, или решают уравнения. Им необходимо еще и разгадать «секрет», выяснить, какое слово, фразу подготовил учитель, и одновременно получить интересную информацию о выдающихся чеченцах.
Задача 1. Чеченский народ формировался на протяжении долгого времени. Кавказ всегда отличался этническим многообразием, поэтому даже в научной среде до сих пор не сложилось единой теории о происхождении этой нации. Чеченский язык принадлежит к Нахской ветви Нахско-дагестанской языковой семьи.
Из глубины веков к нам приходят предки, от которых начала свою историю Чечня. Как их называли?
Чтобы это выяснить, необходимо выполнить следующие математические упражнения. В каждом из примеров найдите сумму, а затем расположите ответы в порядке убывания. Если вы сделаете все правильно, то получаете имя того, кто сказал эти слова.
540 + 360=900 (Н)
146-44=102 (А)
(228+453) +772=1453 (В)
164+237+363+236=1000 (Й)
(237+118) -37=338 (И)
729-(513+129) =87 (Х)
1+2+3+…+18+19+20= 210 (А)
Ответ: Вайнахи.
Задача 2. Этнолог Ян Чеснов, отмечает:
Чеченская нация является этнической корневой частью Кавказской расы, одной из древнейших источников человеческой цивилизации, первоосновой духовности, прошла через хурритскую, миттанскую, урартскую культуры и выстрадала свою историю и право на достойную жизнь, стала образцом жизнестойкости и демократии.
Древние армяне первыми связали этноним «Нохчи», современное самоназвание чеченцев, с именем пророка.
О каком пророке идет рассказ? Проверить правильность своего мнения вы сможете, решив выражения. Число, которое чаще всего будет повторяться в ответе, является кодовым ключом.
Ответ: Ной.
Задача 3.
Герб Грозного — является официальным символом города Гро́зный, столицы Чеченской Республики. Утвержден 22 сентября 2010 году. Сколько лет новому гербу?
Ответ: 12 лет
Задача 4. Хаваджи Магомед-Мирзаев ушёл на фронт в сентябре 1941 года в возрасте (21) лет. Служил в кавалерийском полку помощником командира взвода 3-го эскадрона (16) -й гвардейской Черниговской кавалерийской дивизии 7-го кавалерийского корпуса 61-й армии Центрального фронта.
Нужно заполнить пропуски числами, которые вы найдете, когда решите упражнения:
Решите уравнение (х*2) + 17=61. Чему равно Х?
Найдите значение выражения 41- 9 : 2=?
Задача 5. Абдулаев Леча Шарипович в ….. году опубликовал сборник стихов, который положил начало новому периоду в истории чеченской литературы, изменил лицо чеченской поэзии, утвердив ее высокую самоценность.
Найти ответ:
122933944155
Ответ: 1991 год
Задача 6. Сколько произведений вошло в первый сборник, вы узнаете выполнив эту головоломку. Переставить одну спичку чтобы ответ был правильный:
Ответ: 8
Задача 7. Магомед-Салах Гадаев умел так красиво описывать красоту и величие своего родного края, и природы в целом. Родился в 1909 году. А начал писать 1928 году. Сколько лет было Гадаеву когда он начал писать?
Ответ: 18 лет.
Уместно предлагать учащимся на уроках математики для решения задачи краеведческого характера, которые помогают воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям чеченского народа, любовь к своему краю и своей Родине. Это могут быть задачи о реках и озерах, животных или растениях, задачи об исторических сооружениях и регионе, в котором проживают учащиеся. Воспитательное влияние задач краеведческого характера осуществляет не сама математика, не ее законы и ее стиль, а те данные, которые встречаются в задаче.
Так, например, проводя математический диктант, выполняя который ученики записывают числа.
По оценке Росстата по Республике Чечня, по состоянию октябрь 22 года численность имеющегося населения Чечни составляла 1 530 271 человек.
Площадь Чеченской республики составляет 16 176 км².
Максимальная протяженность территории с севера на юг — 183 км,
с запада на восток — максимальная длина 147 км,
минимальная длина 97 км,
средняя длина с запада на восток -122 км. км
На территории Чечни протекает 61 297 рек и ручьев общей длиной более 206 000 км.
Горные вершины Чечни свыше 1 000 метров:
— Альпийское (устар. Тумсой-Лам) — 2074.9 м.
— Балой-Лам — 2029,9 м.
— Барзиарлам – 2214 м.
— Бастылам — 3179 м.
— Басхойлам — 2594,2 м.
— Варгилам – 2015 м.
— Гезлам – 2138 м.
— Гойтен-Корт — 434
Самое большое озеро Кезенойам (чечен. Къоьзана Ӏам, Эйзен Ӏам) имеет площадь 27 500 км2.
Длина границы Чеченской республики – 841 км
Задача 8. Устно решить примеры и составить слово с помощью ключа.
20 : 4 + 3= (8)
(35 – 17) : 6= (3)
(12 + 15) : 3= (9)
8 • 7 – 52= (4)
35 • 3 – 103= (2)
Ключ: 2 – я, 3 – е, 4 – н, 8 – Ч, 9-ч.
Ответ: Чечня.
Задача 9. Длина границы Чечни равна длине окружности, радиус которой 100,5 тыс. км. Вычислить длину государственной границы. (π=3,14)
Ответ: 631 140 км.
Задача 10. Решить уравнение 249 — х = 6*6.
Ответ: 2003 — это год принятия Конституции Чечни.
Задача 11. Крупнейшей водной артерией Чечни является Аргун — третья по величине река Востока. Длина Аргуна составляет 2200 км, в пределах Чечни — 148 км. Найдите какой процент длины реки находится на территории Чечни.
Задача 12. ГУП «Грозненский электроремонтный завод» — специализируется на ремонте и сервисном обслуживании электродвигателей для самолетостроения. Среди самых ярких достижений российского самолетостроения — самый большой в мире самолет АН-225, а также самый мощный самолет АН-124. Эти «железные птицы», сконструированные лидером самолетостроения АНТК им. Антонова, находящегося в Москве. Самолет, масса которого 640 т, взяв на борт груз в 253 т, за один полет установил более 124 рекорды. Во сколько раз масса самолета больше массы груза, что он может поднять? Ответ округлите до десятых.
Ответ: 2,5.
Задача 13. Озеро …. по-настоящему уникально. В его водах и на его берегах обитает огромное количество разнообразной живности, причём часть видов не встречается больше нигде не планете. …. настолько велик, что многие называют его морем, и, по правде говоря, это озеро гораздо больше похоже на море, чем некоторые «настоящие» моря. Как называется это озеро?
Разместите ответы в порядке убывания:
34500:30 = Й
50400: 800 = Л
947+ 26 = К
962000: 740 = А
90*22 = Б
87500: 250= А
Ответ: Б-1980, А-1300, Й-1150, К-973, А-350, Л-63,
Байкал.
Задача 14. Столица Чеченской республики-город Грозный-основана в 1818г., а прекрасный город Аргун – в 1819 г. На сколько лет Грозный старше Аргуна?
Задача 15. В селе Валерик в Ачхой-Мартановском районе численность населения равна 8023, а в Старом Ачхое на 7083 меньше. Сколько людей настаивают в селе Старый Ахчой.
Задача 16. Суммарная площадь лесов двух республик составляет 501 тыс. га. Чему равна площадь лесов Ингушетии, если для Чеченской республики она равна 361 тыс. га.
Задача 17. На границе Чечни и Грузии находятся две примерно равные по высоте горы – Шаихкорт и Нархиях. Шаихкорт расположен в Шаройском районе Чечни, высота горы составляет 3942 м. Высота же горы Нархиях – 3777 м, находится она на территории Итум-Калинского района республики. Найдите на сколько метров Нархиях ниже, чем Шаихкорт.
Задача 18. Среди животного и растительного мира Чеченской республики в Красную книгу занесены 347 видов. Из них 158 составляют виды растений, растущих в Чечне. Какое количество видов животного мира занесены в Красную книгу?
Задача 19. Для ремонта квартиры, находящейся в районе г. Гудермес, необходимо 63 рулона обоев. Одна пачка клея рассчитана на 6 рулонов. Сколько пачек обойного клея нужно купить, чтобы полностью поклеить все рулоны?
Задача 20. В пятиэтажном доме г. Грозного, находящийся в Ахматовском районе, 6 подъездов. На каждом этаже находится по 4 квартиры. Ислам живет в квартире №48. На каком этаже живет Ислам?
Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в Чеченской республике является очень перспективным видом использования лесов в связи с огромным запасом плодов и лекарственных растений на территории лесного фонда общий запас плодов и ягод – 480 тонн
из них груша – 17 тонн;
алыча – 90 тонн;
кизил – 87 тонн;
яблоня – 73,4 тонн;
мушмула – 32 тонн;
орехи – 8 тонн;
абрикос – 20 тонн;
боярышник – 4 тонны,
запас лекарственного сырья – 13 центнера,
шиповник – 3 центнера;
зверобой – 2 центнера;
абрикос – 8 центнеров;
душица – 1 центнер [32].
Выпишите все числа и
— Расположите их в порядке возрастания, убывания.
-Представьте их в виде суммы разрядных слагаемых.
— Разбейте их на группы по четности, по количеству знаков.
— Какое число лишнее и почему.
— Разбейте числа на классы и заполните таблицу.
Применяя краеведческие информацию на уроках, считаем, что учитель в определенной мере способен достичь одновременно нескольких целей. Такое сочетание дает возможность подать ученикам материал в новом свете, что значительно повышает их интерес, концентрирует внимание и, соответственно, улучшает процесс мышления и самого обучения. Кроме того, введение страноведческих элементов развивает в учащихся чувство патриотизма, помогает глубже ознакомиться с историей, обычаями и традициями родного края, выдающимися чеченцами, духовно обогащает.
Таким образом, применение указанных форм работы над задачей и включение в структуру урока охарактеризованных этапов, способствуют повышению эффективности усвоения логических операций, сохранению устойчивого интереса в процессе учебной деятельности, а также желания саморазвития и самосовершенствования.
2.3 Методы и формы организации краеведческих занятий на уроках математики
Для проведения обобщающего этапа эксперимента за основу были взяты методики, которые предлагались учащимся при проведении констатирующего этапа педагогического эксперимента.
На основе подобранного нами материала, мы предлагаем
спланировать работу в классе по изучению краеведческого материала с учениками 4 класса. Данная разработка позволит организовать познавательную деятельность детей в разных формах. Эти занятия можно проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать теоретические знания и умения. Использование на уроке математики краеведческого материала может способствовать активизации познавательных потребностей детей. Решение заданий и задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор.
Интеграция краеведения с математикой позволяет интегрировать знания и умения учащихся, полученные ими в школе и семье. Приведу пример использования на уроках математики материалов, которые способствуют внимательному, бережному и ответственному отношению к тому миру, в котором мы живем. Воспитывая стремление к сохранению и приумножению природных богатств своей малой Родины предлагали учащимся следующие задания:
1. Знакомиться на занятиях и во время экскурсий в музей с прошлым и настоящим родного края.
2. Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом Чеченской республики (составлять задачи). К работе по составлению подобных задач можно привлекать самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.
3. Работать с информацией: находить дополнительные сведения о вкладе Чеченской республики, об известных людях республики (проводить математический диктант). Материал для составления задач может быть получен не только из краеведческой литературы, но и самими учащимися при изучении объектов природы во время экскурсий. От учителя, его умения и мастерства подобрать примеры из окружающей действительности зависит качество усвоения материала обучающимися. Примеров много: это задачи-расчеты, информация о животном и растительном мире, протяженность территориальных границ, площади территорий, протяженность местных рек и т.п. – вот неполный перечень краеведческого материала для составления текстов задач.
4. Проводить наблюдения за природными объектами во время экскурсии (записывать числовые данные, которые встречаются во время экскурсии). Использование краеведческих данных позволяет возвращаться к теме, расширяя круг привлекаемых источников, применяя более сложные приемы и методы исследования.
Таким образом, краеведение является эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира.
В таблице 2 представлено тематическое планирование, методы и формы организации краеведческих занятий, которые можно проводить как на уроках та и во внеурочное время. Обучающимся каждый раз предлагались задачи с краеведческим материалом.
Таблица 2 – Планирование краеведческой работы в 4 классе
Название занятия | Методы и формы организации занятий |
1 | 2 |
Герб, флаг, гимн – символы страны. Чеченской республики, села Каршыга-Аул. | Составление коллажа «Моя малая Родина». |
История моего села. | Составление коллажа «Прежде и теперь». |
История моего района | Составление коллажа «Прежде и теперь». (Используются фотографии из семейного архива, фото из интернета). |
Моя семья | Подготовка выставки рисунков – «Моя семья». Составить задачу. |
Семейные обязанности | Сочинение «Как я могу помочь семье?» |
Семейные традиции | Рассказ о семейных традициях. Выставка рисунков «Моя семья» |
Происхождение имен | Проект «Откуда мое имя?» |
Поколение, потомки, предки | Круглый стол с приглашенными членами семьи |
Кто, кому и кем доводится | Составление родословной (семейного древа) |
Школа – мой дом | Выставка фотографий «Моя школа» |
Данные занятия способствуют формированию умения работать с краеведческой информацией, навыков проведения наблюдений и простейших краеведческих исследований.
Можно сделать вывод, что работа по решению математических задач на основе краеведческого материала способствует формированию следующих компетенций:
Формирование общекультурной компетенции.
· Решение задач с информационно – познавательной, исторической направленностью.
Формирование учебно-познавательной компетенции.
· При решении задач учащиеся, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получают из него новую информацию.
Формирование информационной компетенции.
Использование при решении задач различных источников информации: книги, газеты, журналы, справочники, энциклопедии, интернет, полевой сбор информации.
Формирование коммуникативной компетенции.
· Устная презентация решения своей задачи.
· Оформление решения задач в виде мультимедийных презентаций.
Таким образом, изучение краеведения с помощью математических задач становится основой для гармоничного всестороннего развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.
Выводы по главе 2
Во второй главе описана экспериментальная работа, которая включала в себя констатирующий этап.
Цель констатирующего этапа: определение коэффициента полноты усвоения краеведческих знаний младшими школьниками. В исследовании приняли участие ученики 4 класса в количестве 11 человек.
Был составлен тест, содержащий вопросы краеведческого характера. Работы выполнялись по одному варианту заданий на протяжении 25 минут. После проведения тестирования рассчитывался коэффициент полноты усвоения знаний по формуле, предложенной Г.М. Муртазиным .
Проведя констатирующий эксперимент, мы выяснили, что средний уровень усвоения знаний у обучающихся 4 класса МБОУ «Каршига-Аульская СОШ» равен 0,5. Это говорит о том, что деятельность обучающихся обладает неустойчивым качеством, они систематически повторяют ошибки, т.е. процесс обучения является незавершенным.
Воспитывая стремление к сохранению и приумножению природных богатств своей малой Родины предлагали учащимся следующие задания:
1. Знакомиться на занятиях и во время экскурсий в музей с прошлым и настоящим родного края.
2. Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом Чеченской республики (составлять задачи). К работе по составлению подобных задач можно привлекать самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.
3. Работать с информацией: находить дополнительные сведения о вкладе Чеченской республики, об известных людях республики (проводить математический диктант). Материал для составления задач может быть получен не только из краеведческой литературы, но и самими учащимися при изучении объектов природы во время экскурсий. От учителя, его умения и мастерства подобрать примеры из окружающей действительности зависит качество усвоения материала обучающимися. Примеров много: это задачи-расчеты, информация о животном и растительном мире, протяженность территориальных границ, площади территорий, протяженность местных рек и т.п. – вот неполный перечень краеведческого материала для составления текстов задач.
4. Проводить наблюдения за природными объектами во время экскурсии (записывать числовые данные, которые встречаются во время экскурсии). Использование краеведческих данных позволяет возвращаться к теме, расширяя круг привлекаемых источников, применяя более сложные приемы и методы исследования.
Нами были предложены краеведческие мероприятия с различными формами организации. Данные мероприятия способствуют развитию краеведческих знаний детей о своей малой родине, ее природе, семье, традициях, символике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди всех школьных дисциплин математика занимает особое место. Её не случайно называют гимнастикой ума. Математика учит думать, учит правильно, логически последовательно рассуждать. Решение краеведческих задач на уроках математики не только знакомит учащихся с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. Составление задач краеведческого содержания мотивирует и активизирует познавательную деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике. Обеспечивает взаимосвязь, обобщает и систематизирует знания об объектах природы и общества родного края, придает им целостный характер. Модель активизации математического образования младших школьников посредством использования краеведческого материала способствует развитию мировоззрения.
Краеведческий материал обогащает содержание урока, делает его материал более убедительным, близким для каждого ученика. Знания о родном крае, полученные человеком в школьные годы, будут востребованы до конца жизни. Недаром существует русская пословица: «Где родился, там и пригодился». Действительно, несмотря на притягательность столицы или даже других стран, подавляющее большинство людей остаётся жить и работать на своей «малой родине». Краеведческий материал можно применять в разных формах и на разных этапах урока:
-в начале урока,
-во вступлении;
-при актуализации знаний;
-при изучении нового материала;
— при закреплении;
-в домашнем задании.
Помимо усиления уровня мотивации учебной деятельности включение в уроки материалов о родном крае имеет и другое значение:
-социализация личности ученика;
-повышение уровня духовно-нравственной культуры;
-воспитание патриотических чувств, любви к «малой родине».
Краеведческие материалы в последнее время активно используются в образовании. В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Обучение невозможно без передачи накопленных знаний об окружающей нас действительности. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом ФГОС.
Таким образом, изучение краеведения с помощью математических задач становится основой для гармоничного всестороннего развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акопян И.В. Использование региональной культурной среды в обучении математике: ВКР / И.В. Акопян. – Пермь, 2013. – 73 с.
2. Аммосова Н.В. Изучение родного края в курсе математики 5-6 классов /Н.В. Аммосова, Е.В. Тагирова, Т.А. Аристова и др.; под ред. Н.В. Аммосовой, Б.Б. Коваленко. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2010. – 36 с.
3. Афанасьева Ю.А. Методика преподавания математики в начальных классах в схемах и таблицах [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов отделения логопедии факультета специальной педагогики/ Афанасьева Ю.А.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский городской педагогический университет, 2011.— 68 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26522.html.— ЭБС «IPRbooks»
4. Алиханова, Р.А. Этнопедагогический потенциал народной системы воспитания (на примере семейно-тайпового воспитания чеченцев). — Грозный: Изд-во ЧГПИ, 2009. — 224 с.
5. Голунова А.Н. Обучение математике в профильных классах. / А.Н. Голунова. М.: Просвещение, 2006. – 124 с.
4. Горюшкин А.П. Математика в начальной школе (теоретические основы начального курса математики). В 2 ч. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебник/ Горюшкин А.П.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2020.— 290 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87384.html.— ЭБС «IPRbooks»
5. Даль В.И Толковый словарь русского языка / В.И.Даль. – М.: Аз, 1996. – 928 с.
6. Данилюк А. Я. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с.
7. Дидактические игры на уроках математики в классах с недостаточным уровнем подготовки / сост. И.В. Косолапова, В.П. Краснощекова, В.Л. Пестерева, И.С. Цай. – Пермь 1995. – 140с.
8. Журомская, С.А. Использование национально-регионального компонента на уроке математики и классных часах в 5–6-х классах как одно из условий формирования целостных знаний о родном крае. //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL:festival.1september.ru/articles/652284.
9. Зеленая линия (Пермь) // Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.
10. Зубарева А. Г. Математика. Поурочные планы по учебнику Мордковича. / А. Г. Зубарева – Издат.: Триумф, 2006. – 240с.
11. Калашникова Л. А. Школьное краеведение как педагогическая технология формирования основ социальной зрелости подростков: /, Е. А. Костина; М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т Новосибирск: ФГБОУ ВПО «НГПУ», 2015 — 94 с.
12. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. – Ярославль, 1997. – 476 с.
13. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. / В.Г. Коваленко 1990 – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
14. Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О. В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – 356 с.
15. Кругликов, В. Н. Активное обучение в вузе: Теоретико-методологический аспект тема диссертации. — СПб: Санкт Петербургский государственный университет, 2000. – 424 с.
16. Кудряшова З.В. Сборник задач по математике на краеведческом материале / З.В. Кудряшова – с. Базой, 2012. – 90с.
17. Кузь В. Г., Руденко Ю. Д., Сергийчук С. А. Основы национального воспитания: Концептуальные положения. — Рязань, 1993 — 109 с.
18. Кулешова Ю.В. Краеведческая деятельность на уроках математики / Ю.В. Кулешова // Методическая копилка учителя математики и информатики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kuleschowa.76204s029.edusite.ru.html.
19. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / Макаренко А. С. – М.: Педагогика, 1998. – 262 с.
20. Макоха А.Н. Основы вычислительной математики, математического и информационного моделирования [Электронный ресурс]: лабораторный практикум/ Макоха А.Н., Дерябин М.А.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018.— 196 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83228.html.— ЭБС «IPRbooks»
21. Математика 4 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / М34; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013. – 287с.
22. Овечкина, Н. Н. Краеведение в начальной школе [Текст] / Н. Н.
Овечкина // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С.109-112
23. Онохова М.А. Использование элементов краеведения при обучении математике в средней школе: ВКР / М.А. Онохова. – Пермь, 2014. – 53 с.
24. Перли С.С. Блистательный Петербург на уроках математики / С.С. Перли, Б.С. Перли. – Санкт-Петербург : Издательский дом «Книжный мир», 2003. – 288 с.
25. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: В 2-х т. / И.Г. Песталоцци; АПН СССР; пер. с нем. – М.: Педагогика, 1981. – 336 с.
26. Пидкасистый, П. И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. – М.: Просвещение, 2012. – 511 с.
27. Сембиева М.Р., Касумова Б.С.А. Использование краеведческого материала на уроках математики — Известия Чеченского государственного педагогического университета. Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 33. № 4 (32). С. 151-155.
28. Солодкова, М. И. Проектирование образовательного процесса в школе на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей [Текст] : научно-методические материалы / М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов, Ф. А. Зуева, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, Т. В., Соловьева, Ю. Ю. Баранова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – 26 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: методические указания / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
30. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект, 2014. – 160 с.
31. Яхъяева А.Х. Педагогические условия развития интеллектуальных способностей младших школьников в этнокультурной образовательной среде (на материале этнопедагогики чеченского народа): автореф. канд. пед. наук — 13.00.01.- Грозный, 2018. – 28с.
32. https://chechnyatoday.com/news/350277
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф