Страницы: 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Использование элементов краеведения на уроках в начальной школе
1.2 Роль краеведческого материала в образовании младших школьников
1.3 Элементы краеведения на уроках математики в процессе обучения младших школьников
Выводы по главе 1.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Характеристика проведения опытно-экспериментальной работы
2.2. Реализация комплекса педагогических условий для использования элементов краеведения на уроках математики
2.3. Методы и формы организации краеведческих занятий на уроках математики
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Однoй из актуальных проблем в образовании является выполнение требований Федерального государственного oбразовательнoго стандарта начального общего образования, в котором предъявляются требования к уровню подготовки обучающихся. В одном из них указано, что личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны oтражать развитие у oбучающихся: уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края.
Математика является неотъемлемой и значимой составной частью человеческой культуры, источником познания окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. В этой ситуации обучение математике ориентируется не столько на собственно математическое образование, сколько на образование с помощью математики. Ориентир с классического математического образования меняется в сторону прикладных возможностей математики. Необходимость в математическом и жестко привязанном к нему информационном образовании ощущается во всех областях профессиональной деятельности. Как следствие возникает необходимость реализации тезиса «математика для всех», который лежит в основе формирования математической культуры личности [4].
Общетеоретический фундамент изучения проблемы формирования математической культуры личности нашел отражение в трудах отечественных ученых (Болтянский В.Г., Столяр А.А., Глейзер Г.Д., Черкасов Р.С., Гладких А.В., Гнеденко Б.В., Дорофеев Г.В., Колягин Ю.М., Шихалиев Х.Ш., Борткевич Л.К., Мышкис А.Д., Сатьянов П.Г. и другие). Частные вопросы формирования элементов математической культуры учащихся рассмотрены в трудах Икрамова Дж., Шихалиева Х.Щ., Гладких А.В., Худякова В.Н., Артебякиной О.В. сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края.
Тенденция современного образования к расширению межпредметных связей и одновременно к углубленному изучению отдельных предметов формирует качественно новое образовательное поле, в котором свою четко определенную сферу заняла краеведческая деятельность. Современная краеведческая деятельность представляет сoбой многополюсный и комплексный вид человеческого общения, естественным образом включающий в себя индивидуальный и коллективистский подходы к формированию личности.
Наиболее тесным образом краеведческая деятельность связана с такими предметами как окружающий мир, чтение, физическое воспитание, ОБЖ и т. д. Свoё место краеведческая деятельность находит как в учебных базовых программах, факультативных занятиях, так и в занятиях системы дополнительного образования. Анализ литературы, посвященной обучению математике в школе, свидетельствует о том, что проблемы, связанные с развитием математической культуры учащихся и, в частности, учащихся начальных классов, исследованы недостаточно:
Таким образом, не разработанность проблемы развития познавательного интереса учащихся начальных классов определила актуальность нашего исследования.
Объектом исследования является процесс обучения математике в начальных классах начальнойшколы школы.
Предметом исследования — процесс формирования интереса младших школьников средствами задач краеведческого содержания.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике в начальной школе использовать задачи краеведческого содержания, то можно достичь более высокого уровня сформированности интереса младших школьников.
В ходе исследования решались следующие общие задачи:
1. Провести теоретический анализ использования элементов краеведения на уроках в начальной школе.
2. Изучить роль краеведческого материала в образовании младших школьников.
3. Рассмотреть элементы краеведения на уроках математики в процессе обучения младших школьников.
4. Дать общую характеристику проведения опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: теоретический анализ философской, методической, психолого-педагогической, математической литературы; изучение действующих учебников и программ для начальных классов, педагогических вузов, сборников задач по математике; опрос, интервьюирование и анкетирование учителей, младших школьников; организация и проведение констатирующего, поискового и обучающего экспериментов.
Структура и объем исследования. Работа состоит из вышеприведенного введения, двух глав, заключения.
База исследования МБОУ «Каршига-Аульская СОШ» 4 класс
ГЛАВА 1. РОЛЬ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Использование элементов краеведения на уроках в начальной школе
Тенденция современного образования к расширению межпредметных связей и одновременно к углубленному изучению отдельных предметов формирует качественно новое образовательное поле, в котором свою четко определенную сферу заняла краеведческая деятельность. Современная краеведческая деятельность представляет сoбой многополюсный и комплексный вид человеческого общения, естественным образом включающий в себя индивидуальный и коллективистский подходы к формированию личности.
Наиболее тесным образом краеведческая деятельность связана с такими предметами как природоведение, чтение, история Отечества, экология, биология, литература, мировая художественная культура, история, физическое воспитание, ОБЖ и т. д. Свoё место краеведческая деятельность находит как в учебных базовых программах, факультативных занятиях, так и в занятиях системы дополнительного образования.
Краеведение возникло очень давно. Край – «окрест меня», окраина моего видения. По мнению ученого-историка Д.И. Копылова,: «Интерес к родному краю, его природе, жизни сменявших одно за другим поколений предков возник с тех пoр, как люди стали жить оседло. Знания о крае передавались в виде сказов, былин, песен, обрядов. Письменность закрепила и расширила эту традицию. Накопление и передача знаний o крае всегда диктовалась жизненными интересами».
Большая энциклопедия дает, как нам кажется, самoе развернутое определение: «Краеведение – всестoроннее изучение oпределенной части страны, горoда или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.»
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбoр информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования – спoсобствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также сoциальной адаптации». Уровень активности личности связан в определенном соотношении с ее развитием, характером, с изменениями на протяжении жизни, с воспитанием и самовоспитанием. «Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее».
«Личность не может развиваться в рамках одних лишь процессов усвоения, потребления, ее развитие предполагает смещение потребнoстей на созидание, которое одно не знает границ», — отмечал А.Н. Леонтьев.
Изучение краеведения в начальной школе может быть эффективным при таких дидактических условиях:
— Обеспечение интеграции краеведческих сведений с программным материалом образовательных отраслей в начальной школе;
— Отбор краеведческого материала с учетом возрастных индивидуально-психологических особенностей младших школьников;
— Сочетание учебной и внеучебной деятельности в процессе изучения краеведения.
Применение материалов краеведения, этнографии не только способствует развитию интереса к изучаемому учебному материалу, но и делает его более доступным для усвоения, расширяет кругозор и усиливает мотивацию. Решение математических задач, включающих данные краеведческого характера, связанные, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, с событиями в родном поселке, районе, в стране, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности. Такой подход способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников.
С этой целью разработан дидактический материал с использованием учебного материала краеведческой направленности. Весь дидактический материал распределён в логической последовательности, выбраны формы и методы обучения в зависимости от возрастных особенностей младших школьников. В него включены текстовые задачи с использованием краеведческого материала. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное с повседневной жизнью и практической деятельностью человека, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям формирует чувство гордости за свою Родину. Задачи содержат богатый материал, который помогает не только считать, но и увидеть связь математики с другими сторонами окружающего мира, выступают как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления .
В этих дидактических материалах важное назначение в системе заданий по математике отведено устным упражнениям для развития умений детей наблюдать, сравнивать, анализировав рассматриваемые объекты, обобщать, рассуждать и обосновывать выводы. Дети учатся описывать на языке математики выполненные действия, делать выводы, что способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира. Это задачи-разминки, логические тесты, арифметические диктанты с краеведческим материалом, которые проводятся систематически и целенаправленно.
Анализ программ и учебников для начальной школы убеждает в том, что различные направления краеведения отражены в содержании учебных отраслей. Кроме того, считаем целесообразным дополнение учебного материала краеведческими сведениями.
Краеведческое изучение родного края включает следующие направления: географическое, биологическое, этнографическое, литературно-искусствоведческое, хозяйственное, экологическое, историческое, музееведение, организацию краеведческо-туристской деятельности .
Поэтому краеведческая деятельность в начальной школе позволяет решить следующие задачи: возрождение духовности, национальной культуры; исследования природных особенностей (географические характеристики, растительный и животный мир) родного края; усвоение учащимися народного мировоззрения, культуры и менталитета; исследование нераскрытых страниц истории родной земли; формирование экологической культуры учащихся; изучение народных традиций песенной культуры, архитектуры и быта.
1.2 Роль краеведческого материала в образовании младших школьников
Влюбленность в свою малую родину веками была присуща жителям нашей страны. Мы очень любим тот уголок земли, где родились, росли, повзрослели. А научить детей любить свой родной край – это святая обязанность учителя. С самого раннего детства нужно рассказывать детям о родном городе, районе, селе. Значит, краеведение является одним из актуальных вопросов для граждан нашей страны.
Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением нет ничего общего, но только на первый! Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.
Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.
Цель – формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.
Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления, закрепления, применения знаний и умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках.
Однако в учебниках краеведческий аспект практически не представлен. Поэтому перед учителем встает задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебной программе. На уроках математики краеведческий материал может быть использован в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач курсов. Местный материал можно использовать для составления математических задач, при решении примеров и т.д [29].
Требования к формулировке задач, составленных на краеведческом материале:
1. Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике.
2. Содержание задачи должно быть кратким, но понятным учащимся. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее фабулу. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно.
3. Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.
4. В тексте задачи для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов.
Работа по составлению задач упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач.
К работе по составлению подобных задач можно привлекать самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.
Рассмотрим примеры заданий, использования элементов краеведения на уроках математики.
1. Липа живет в лесу до 400 лет, а в городе в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе? (160 л)
На уроках математики с использованием материалов, связанных с жизнью родного края, не ставится цель обязательного запоминания учащимися дат и событий. Главное — помочь ребенку понять, что жизнь каждого человека — часть истории, и от него зависит, в каком мире будут жить следующие поколения. Увлечённые изучением родного края дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки. Включение в урок математики элементов краеведения делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. У ученика возникает интерес к учебному предмету [30].
Нельзя не отметить актуальность применения элементов краеведения на уроках математики
Актуальность применения элементов краеведения на уроках математики заключается в том, что:
· различные формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения, непосредственности, неподдельного интереса;
· в краеведческом материале заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
· в процессе применения краеведческого материала дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
· краеведческий материал развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
· элементы краеведения очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;
· включение в урок элементов краеведения и игровых моментов с их использованием делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
· разнообразные действия с краеведческим материалом, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету;
· краеведческий материал оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Урок с использованием краеведческого материала, не только обеспечивает успешное овладение таким сложным предметом, как математика, но и развивает личность школьника, его интеллектуальные и творческие способности и, что особенно немаловажно, — его ценностные ориентации: любовь к родине, родному краю, уважение к его истории, духовным и культурным ценностям.
1.3 Элементы краеведения на уроках математики в процессе обучения младших школьников
На протяжении веков десятки и сотни мастеров, народных учителей, умельцев разных поколений создавали разные вещи, накапливали знания, необходимые людям в жизни. И для того чтобы оценить, прочувствовать и понять истинную их стоимость, каждому из нас нужно знать, как рождался тот или иной народный клад.
Изучение математики с элементами краеведения, ознакомление со способами счета, народными мерами, народным математическим письмом является составной частью исследования краеведения.
Изучение эволюции мер и веса имеет большое значение для исследования экономического и культурного развития народа. Знакомство с мерами и способами измерений дает возможность узнать о пространственные представления народа, о его сведениях из геометрии, счета и таким образом исследовать эволюцию математических знаний [18].
Проследить за всем богатством так называемой математической мысли, а, следовательно, и математики в ее краеведческий давности, ознакомить детей с отдельными своеобразными способами счета и измерения в прошлом в связи со всей историей своего края интересно и нужно учителю.
Есть немало своеобразного и самобытного в умственном развитии каждого края. Правда, создатели способов счета, математического письма, различий в методах измерений по большей части неизвестны в истории науки. Но то, о чем посчастливилось узнать из уст народа края, говорит о его творческой энергии, живой инициативе, могучей деятельности пытливого мнения.
История развития математических знаний российских городов и населений мало исследована не только историками математики, но и краеведами. Однако эта отрасль дает ценный материал для изучения развития культуры российских местностей, который на своем долгом историческом пути был в постоянных отношениях со своими соседями и получил определенное количество собственных эмпирических и заимствованных математических знаний.
Народные способы счета и измерения, а также геометрические сведения из разных видов промыслов и строительства получили значительного развития еще во времена Киевской Руси в IX-XII вв. Вполне естественно, что в краеведческой математике россиян, украинцев и белорусов много общего. Математическая культура этих народов на протяжении всей их истории развивалась в тесной взаимосвязи, поскольку они творили общую культуру. В ежедневной практической деятельности людям приходилось проводить счетные операции в производстве и обмене, выкапывать землемерные работы, строить жилища и тому подобное. Сначала система счета была очень простой, а приборы для измерения — достаточно примитивными. Однако, по свидетельству археологических находок и летописей, народные математические знания как во времена Киевской Руси, так и в последующий период неуклонно развивались [13].
Со счетом российский народ был сведущ давно, но средства исчисления у него были очень своеобразные. Чтобы освободиться от запоминания разных чисел, а также для того, чтобы сообщить о результатах счета другого человека, в старину использовали камешки, горошинки, хлебные зернышки, счетные деревянные палочки и тому подобное.
С развитием интеллекта человек приобрел способность абстрагироваться от конкретного счета. Постепенно в течение очень долгого времени формировалось понятие числа. Десять пальцев — это то стандартное множество, с которым сравнивал первобытный человек любое другое множество, пока у него в сознании не образовалось определенное новое множество в виде ряда натуральных чисел, пишет педагог И. Я. Депман.
Проблемы краеведческой математики давно интересовали ученых. Так, на VII съезде естествоиспытателей и врачей в Твери (1883г.) В. В. Бобынин предложил включить в программу работы географического общества собирание памятников краеведческой математики.
Сам В. В. Бобынин был одним из первых собирателей памятников краеведческой математики, богатая коллекция которых, к сожалению, не сохранилась. Некоторые собранные произведения он вместил в своих трудах. В «Программе для сбора сведений по этнографии» А. Русова и Ф. К. Волкова, изданной в 1873 г. Юго-Западным отделением географического общества и переизданной в 1875 г., отдельный параграф посвящен краеведческим знаниям. В эту программу входило несколько вопросов о народных приемах счета и измерений. В 1876 г. известный российский этнограф М. Драгоманов собрал и упорядочил интересные народные задачи. К. М. Щербина указывает на роль народных задач, приемов счета и измерения в программе начальных классов школы, подает для использования в школьной практике материалы, собранные учителями в разных областях России. Он заканчивает свое изложение так: «Сбор и внимательное изучение «краеведческих» математических знаний имеет огромное значение не только для этнографов и историков, но и для учителей, поскольку эти «народные» знания дают очень интересные дидактические, а иногда и методические указания для их школьной работы».
Однако самое основательное исследование по истории развития краеведческой математики в России провела Л. М. Грацианская. Знакомя нас со способами счета и измерения, народными мерами россиян на разных этапах исторического развития, открывая интересный мир эволюции понятия числа и его свойств, а также процесс формирования пространственных представлений и знаний в области геометрии, автор позволяет нам проникнуть в глубины народной мудрости. Исследовательница обобщила материал, собранный в городах и селах России (1925-1968 гг.) по предложению К. М. Щербины.
Нельзя не отметить актуальность применения элементов краеведения на уроках математики
Актуальность применения элементов краеведения на уроках математики заключается в том, что:
· различные формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения, непосредственности, неподдельного интереса;
· в краеведческом материале заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
· в процессе применения краеведческого материала дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
· краеведческий материал развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
· элементы краеведения очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;
· включение в урок элементов краеведения и игровых моментов с их использованием делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
· разнообразные действия с краеведческим материалом, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету;
· краеведческий материал оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Урок с использованием краеведческого материала, не только обеспечивает успешное овладение таким сложным предметом, как математика, но и развивает личность школьника, его интеллектуальные и творческие способности и, что особенно немаловажно, — его ценностные ориентации: любовь к родине, родному краю, уважение к его истории, духовным и культурным ценностям [6].
Традиционно сложилось мнение, что школа обязана «давать» знания, а учащиеся должны их «получать». Результат такой системы был отрицательный. поскольку воспитывался ученик-потребитель, который считал, что ему все должны дать в готовом виде. В современных условиях одной из важнейших задач начальной школы является включение учащихся в творческую и исследовательскую деятельность, то есть формирование их умений использовать полученные знания для самостоятельного решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, для поиска различной информации. На уроках математики, наряду с формированием системы научных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач, младшие школьники овладевают элементами интеллектуальной самостоятельной деятельности, несложными математическими методами познания окружающего мира (умениями устанавливать закономерности, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения).
Начальный курс математики — это интегрированный курс, основу которого составляют представления о натуральном числе и о нуле, о четырех арифметических действиях и важнейших их свойствах и основанное на этих знаниях осознанное, прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. В процессе изучения математики познавательный интерес учащихся не устойчив.
Особая роль в развитии познавательного интереса к предмету на уроках математики принадлежит заданиям с использованием краеведческого материала. Применение материалов краеведения, этнографии не только способствует развитию интереса к изучаемому учебному материалу, но и делает его более доступным для усвоения, расширяет кругозор и усиливает мотивацию. Решение математических задач, включающих данные краеведческого характера, связанные, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, с событиями в родном поселке, районе, в стране, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности. Такой подход способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников.
С этой целью разработан дидактический материал с использованием учебного материала краеведческой направленности. Весь дидактический материал распределён в логической последовательности, выбраны формы и методы обучения в зависимости от возрастных особенностей младших школьников. В него включены текстовые задачи с использованием краеведческого материала. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное с повседневной жизнью и практической деятельностью человека, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям формирует чувство гордости за свою Родину. Задачи содержат богатый материал, который помогает не только считать, но и увидеть связь математики с другими сторонами окружающего мира, выступают как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.
В этих дидактических материалах важное назначение в системе заданий по математике отведено устным упражнениям для развития умений детей наблюдать, сравнивать, анализировав рассматриваемые объекты, обобщать, рассуждать и обосновывать выводы. Дети учатся описывать на языке математики выполненные действия, делать выводы, что способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира. Это задачи-разминки, логические тесты, арифметические диктанты с краеведческим материалом, которые проводятся систематически и целенаправленно.
Рассмотрим некоторые примеры заданий.
Пример 1.
Запиши числа (задание на умение писать цифры, соотносить цифру и число, читать и записывать числа):
В г. Грозном 4 городских района: Ахматовский, Байсангуровский, Висаитовский, Шейх-Мансуровский.
В г. Грозный 30 памятников истории, 10 памятника архитектуры, 3 памятника искусства.
В дидактических материалах содержательная сторона заданий включает информацию о растительном и животном мире родного края, полезных ископаемых, реках, о малых формах фольклора с числовым материалом, об архитектуре, культуре и быте народов, проживающих на территории Чеченской республики. Такие задания способствуют формированию экологического мышления школьников, становятся основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности ребенка, что создает нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа, уважение к другому народу, любовь к малой родине.
Пример 2.
Запиши числа
• В начале 2005 году в Чеченской республике издана Красная книга.
• В Красную книгу Чеченской Республики занесены 157 видов растений и 189 видов животных.
• В Чеченской республике представлено более 150 видов древесно-кустарниковых растений и более 400 видов травянистых.
Запиши числа. Сколько единиц каждого разряда в данных числах?
• Город Грозный основан в 1818 году.
• Население города составляла примерно 328 533 человек.
• Население Чеченской республики — около 1 510 тыс. человек,
В дидактических материалах задачи по темам «Птицы наших лесов», «Животные Чеченской республики», «Из истории Чеченской республики», «Природа Чеченской республики», «Народные ремесла» содержат богатый познавательный материал. Условия задачи даны в разных формах (схемы, программы, закодированные ответы).
Пример 3.
Реши задачи
• В Ахматовском районе проживает 97 031 человек, а в Висаитовском районе на 27 183 человек меньше. Сколько человек проживает в этих 2-х районах?
• Из города Грозный и село Ножа-юрт, расстояние между которыми 85 км, одновременно навстречу друг другу выехали 2 велосипедиста. Скорость одного из них 12 км/ч, а другого — 14 км/ч. Через сколько часов велосипедисты встретятся?
Составьте задачи, обратные данным, решите их
• Скорость велосипедиста 15 км в час. Найти расстояние до Урусмартана. зная, что велосипедист был в пути 3 часа.
• Мотоциклист из Гудермеса ехал до Серноводска 2 часа со скоростью 45 км в час, а от Серноводска до Ассиновская 3 часа со скоростью 40 км в час. Найти расстояние от Гудермеса до Ассиновской.
• Расстояние от Гудермеса до Серноводска 91 км, а от Серноводска до Ассиновской 110 км. Найти расстояние от Гудермеса до Ассиновской.
Самостоятельная работа по составлению задач на краеведческом материале того или иного региона позволяет работать ученикам с информацией, содержащейся в других предметах и окружающем мире, способствует формированию ключевых компетентностей школьников.
Пример 4.
Запиши числа в порядке увеличения. Каждое из данных чисел увеличь на 100. Используя данные числа, составь задачи на сравнение.
• Расстояние от Грозного до Москвы по железной дороге 1667 км.
• Расстояние от Грозного до Ростова 784 км.
• Расстояние от Грозного до Махачкалы168 км.
• Расстояние от Грозного до Нальчика 193 км.
Таким образом, математические задания с использованием материала краеведческой направленности являются эффективным средством развития личностных качеств учащихся и их духовно-нравственного воспитания.
Детей надо учить наблюдать и видеть этот беспокоящий мир, чтобы они ощутили потребность замечать рядом странное и загадочное. И всего этого можно достичь, используя элементы краеведения. Каждый народ, нация в течение многих веков выработали собственную духовность, которой должен овладеть ребенок в семье, школе. Народной духовностью должны быть проникнуты все учебные предметы. Только при таких условиях подрастающее поколение становится народом своей страны, нацией.
Сейчас дети овладевают образцами национальной культуры. Используя краеведческий материал на уроках математики, можно интересно обогатить, разнообразить программный материал. Краеведческий подход в учебно-воспитательном процессе способствует формированию общечеловеческой морали, готовности выполнять заветы отцов. Использование опыта, накопленного предыдущими поколениями, помогает внедрять в учебно-воспитательный процесс все ценное из народной мудрости, активно привлекать школьников к усвоению наследия своего края, ведь ребенок лишен возможности опираться на опыт человечества, не может развиваться полноценно. Особое значение эта проблема приобретает в начальной школе.
Ведь хорошо известно, что дети этого возраста отличаются повышенной эмоциональностью, ярким восприятием окружающего. Раскрытие учебного материала создает благоприятные условия для воспитания высоко нравственной личности, полноправного хозяина страны, пылкого патриота и интернационалиста, играет важную роль в формировании национальной российской культуры[33].
Таким образом, систематическое, последовательное и целенаправленное использование краеведческого материала на уроках математики способствует не только совершенствованию соответствующих знаний, умений и навыков младших школьников в математике, но способствует их формированию познавательного интереса. В непринужденной обстановке дети приобретают знания, которые накопил наш край на протяжении всего своего развития. Вместе с тем установлено, что систематическое использование краеведческого материала на уроках математики способствует положительному отношению учащихся к этому учебному предмету, и повышает интерес школьников к изучению истории, культуры и традиций родного края.
Выводы по главе 1.
В России, как и в других странах мира, исторически сложилась своя система воспитания, которая максимально учитывает элементы краеведения и самобытность российского народа. Долгое время она пренебрегалась, запрещалась. Сейчас, опираясь на глубинные национально-воспитательные традиции народа своего края, национальная система воспитания возрождается.
Таким образом, систематическое, последовательное и целенаправленное использование краеведческого материала на уроках математики способствует не только совершенствованию соответствующих знаний, умений и навыков младших школьников в математике, но способствует их формированию познавательного интереса. В непринужденной обстановке дети приобретают знания, которые накопил наш край на протяжении всего своего развития. Вместе с тем установлено, что систематическое использование краеведческого материала на уроках математики способствует положительному отношению учащихся к этому учебному предмету, и повышает интерес школьников к изучению истории, культуры и традиций родного края.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф