1 2
Глава 2. Анализ деятельности медсестры
2.1. Изучить организацию школы материнства при женской консультации № ….
Школа здоровья — организационная форма группового консультирования, гигиенического обучения и воспитания, являющаяся комплексной медицинской профилактической услугой.
Школа материнства — это целый комплекс занятий, которые направлены на знакомство женщины с физиологическими, психологическими и явлениями иного рода, которые сопровождают ее во время беременности, предродовой период, в роды и в первые месяцы после них.
В такой школе родителям расскажут о правильном питании беременной и кормящей матери, о режиме дня, о распорядке бодрствования и сна и многие другие аспекты, связанные с новорожденным.
Опытные специалисты покажут, как правильно делать гимнастику, чтобы подготовить мышцы к родам без последствий и осложнений для организма женщины, а также научат дыхательной гимнастике, которая поможет женщине во время схваток.
Специалисты советуют обязательно посещать школы для беременных, чтобы структурировать всю ту информацию, что будущая мама узнает из разных источников. На курсы могут ходить и папы, чтобы задать все интересующие вопросы относительно данного сложного и одновременно прекрасного периода в семье.
Чтобы выбор школы для беременных был сделан правильно, важно ориентироваться на следующие параметры. Желательно, чтобы школа находилась недалеко от дома, занятия проводились опытными психологами или акушерами, а курсы удовлетворяли потребностям женщины в общении и проведении свободного времени.
Многие подобные центры предлагают беременным женщинам еженедельное посещение бассейна, уроков рисования, йоги, музыкальных занятий. Важно, чтобы будущей маме нравилось посещать такие занятия, и она осознавала бы, что они действительно помогут ей и принесут неоспоримую пользу.
В результате, у женщины пропадает чувство страха перед родами, оно сменяется чувством уверенности в их благоприятном исходе и легком появления на свет здорового малыша.
Основная цель Школы материнства — оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.
В Школу материнства направляются женщины во 2-3 триместре беременности.
Цикл обучения в Школе материнства включает в себя 5 занятий по 90 минут. Рекомендуемая частота занятий — 1-2 раза в неделю в амбулаторно-поликлиническом учреждении или 3-5 раз в неделю в дневном стационаре, отделении стационара.
Рекомендуемая численность пациентов в группе — 10-12 человек.
Основными задачами Школы материнства являются:
· информирование семьи о психологических аспектах протекания беременности и родов;
· формирование отношения женщины к родам как к естественному физиологическому процессу;
· снижение уровня тревоги женщины за исход беременности и родов;
· мотивация женщины на грудное вскармливание ребенка;
· повышение информированности будущих мам об особенностях психофизического развития, питания и ухода за ребенком первого года жизни;
· укрепление внутрисемейных отношений.
Оборудование:
Обязательное оборудование Школы материнства :
· помещение для занятий площадью 4 м2 на 1 место, не менее 24 м2;
· столы и стулья в количестве 15 штук;
· доска (большой блокнот — флипчарт), мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;
· информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и пр.).
Дополнительное (желательное) оборудование Школы материнства:
· проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;
· принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;
· аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;
· зал ЛФК.
Оснащение: кукла, набор пеленок.
2.2. Познакомиться с особенностями работы медсестры в проведении школы материнства
Непосредственной обязанностью медицинской сестры в работе школы материнства является проведение занятий с беременными женщинами.
Обучение беременных женщин и их семей в «Школах здоровья» является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.001.03:
04 — медицинские услуги по профилактике;
001 — акушерство и гинекология;
03 — Школа для беременных.
Занятия в Школе материнства проводятся бесплатно, с 14-00 до 15-30. Лекции читают врачи акушеры-гинекологи, неонатологи и врач-ЛФК. Группы формируются численностью 8-10 человек, для обеспечения комфорта будущих мам.
При записи в школу для беременных при себе необходимо иметь:
· паспорт
· полис
· пенсионное свидетельство
· диспансерная книжка беременной
· тетрадь и ручка для записей.
Также необходимо в обязательном порядке иметь при себе сменную обувь и спортивны костюм для гимнастики.
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященным основным наиболее важным вопросам периода беременности и родов.
Занятие 1. Изменения в организме женщины, связанные с беременностью.
Занятие 2. Психологические особенности женщины в период беременности и родов. Послеродовые психологические кризисы.
Занятие 3. Роды. Возникновение и подавление боли в родах.
Занятие 4. Грудное вскармливание. Питание женщины во время беременности и кормления грудью.
Занятие 5. Ребенок первого года жизни.
Беременность изменяет все аспекты жизни женщины и для того чтобы она протекала нормально необходимо изменить образ жизни. А задача медицинской сестры — ее этому научить.
Занятия в школе материнства посвящены теме о том, как правильно подготовиться к родовому процессу. Как питаться на протяжении гестации, и от чего следует отгородиться. Не обходится стороной тема и самого родовспоможения. Зачастую показывают научные фильмы с процессом появления малыша на свет.
В любой организации, занимающейся подготовкой родителей к материнству, первым занятием будет лекция о физиологии родов и наглядное пособие в виде фильма. Будущим папам первый «урок» может оказаться не по душе.
Со второго занятия появляются практические занятия, выполняемые как мамой, так и ее близким окружением. Считается, что совместная подготовка к родам положительно сказывается на совместной жизни супругов. Тема второго занятия особенности плода, до его появления на свет. Для наглядного изображения предоставляют картинки с УЗИ изображением малыша и рисованные варианты. Урок проводится неонатологом – специалистом в области новорожденных малышей. Врач объяснит различия между ребенком и плодом. Расскажет, чем отличаются новорожденные мальчики и как правильно вести себя с малышом.
Новорожденный ребенок – это новая жизнь, требующая к себе особого ухода и обращения. Для мам, в чьей жизни этот малыш не первый, особого труда по его уходу не представляется. А первородящим матерям придется узнать много полезной информации. Медицинские сестры научат ухаживать за кожей малыша, измерять температуру, купать и пеленать. Кроме того во время занятий определятся точные позиции питания мамы: что можно и что нельзя кушать. Курсы по данной теме занимают большое количество времени, где обсуждается вопросы, связанные с лактацией и контрацепцией, а также с восстановительным этапом после родов.
Медицинская сестра расскажет о различных состояниях ребенка, что является нормой и как не упустить патологию. Обсуждению подлежат такие состояния как потница, дерматит, выделения из половых органов и контроль дефекации и мочеиспускания. Какие заболевания беспокоят мальчиков, а какие присущи девочкам.
Медицинская сестра не обойдет стороной вопрос о сборе будущей мамы в родильный дом. Какие документы необходимо предоставить в приемный покой, и что необходимо самой беременной и ее будущему малышу.
Достаточно важная тема обсуждения, так как не все мамочки способны оказать первую помощь ребенку. Медицинская сестра объяснит, как действовать в той или иной ситуации, и когда необходимо вызывать бригаду скорой медицинской помощи. Все занятия сопровождаются не только рассуждениями на ту или иную тему, но различными физическими упражнениями и дыхательной гимнастикой.
Для беременных предоставляется инвентарь в виде резинового мяча, на котором можно прыгать и разрабатывать спину. Примерные упражнения, проводимые в школе материнства:
• полуприседания с мужской поддержкой;
• наклоны и повороты в сторону;
• в положении лежа «велосипед»;
• распространенное упражнение Кегеля;
• подъем фитбола;
• разминание спины при помощи мяча.
На коврике мамочкам разрешено лежать для полного расслабления с включенной классической музыкой.
Помимо классических упражнений, выполняемых под пристальным контролем медицинской сестры, допустимы аквааэробика, растяжка и плавание. В школе обучают способам самомассажа для снятия болевых ощущения во время родов или потуг. Дыхательная гимнастика не менее важна, физических упражнений. Она способна облегчить родовой процесс и ускорить появление ребенка на свет:
ИП стоя руки на поясе. Глубокий вдох через нос, выдох через рот. Лежа, руки вытянуть вдоль туловища. На вдохе закинуть их за голову, на выдохе вернуть в исходное положение.
Дыхательная гимнастика проводится с учетом срока гестации и самочувствия мамы.
Курсы материнства предлагают не только подготовиться к появлению нового члена семьи, но и получить консультации различных специалистов. При женской консультации проводятся психологические тренинги с мамочками, занятия посещают эндокринологи, гематологи и педиатры. При необходимости один из уроков может провести анестезиолог и оперирующий гинеколог, которые объяснят все процессы операционных действий, их влияние на женский и детский организм и процесс реабилитации после кесарева сечения.
Необходимость посещения родственников будущей мамы курсов, определяется самой беременной. Если по ее мнению ей необходима помощь после рождения малыша, на некоторых занятиях компанию может составить будущая бабушка. Присутствие папы желательно на каждом этапе. Курсы позволят узнать много новых факторов о новорожденном малыше и психологическом состоянии женщины. А также как правильно организовать уход за новорожденным и помочь маме справиться с ее новым состоянием.
2.3. Проанализировать эффективность роли медсестры в проведении школы матери для будущих матерей в формировании знаний и умений в рамках школы материнства
Моя исследовательская работа проводилась методом личного адресного анкетирования на базе Женской консультации №….
В рамках исследования мною было опрошено 20 будущих мам на приеме в женской консультации. Все респонденты проходили занятия в организованной в женской консультации школе материнства. Возрастная характеристика отражена в таблице 3.
Таблица 3.
Возраст респондентов.
Возраст респондентов | до 25 лет | 25-30 лет | 30-35 лет | 35-40 лет | 40 и старше |
Кол-во респондентов | 6 | 7 | 4 | 3 | 1 |
Средний возраст респондентов составил 28,6 лет.
По количеству беременностей ответы респондентов распределились в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4.
Количество беременностей у респондентов.
Количество беременностей у респондентов | первая беременость | вторая беременность | третья беременность |
Количество ответов | 12 | 6 | 2
|
Из ответов превалирует первая беременность, что собственно и понятно, т.к. уже рожавшие имеют должное представление о материнстве, поэтому в подобных школах превалируют лица с первой беременностью, однако женщины рожавшие не в первый раз также посещают школу материнства, чтобы получить новую информацию, обрести новые навыки.
На вопрос, «Рассказала ли Вам медсестра об изменениях в организме во время беременности?» ответы респондентов разделились следующим образом:
Рис. 5. Рассказала ли Вам медсестра об изменениях в организме во время беременности?
Как видно из результатов ответа на вопрос, подавляющее большинство родителей получили от медицинской сестры подробную информацию об изменениях в организме во время беременности, что говорит о хорошей работе медицинских сестер в рамках школы материнства.
С практическими навыками, указанными респондентами, которые будут способствовать подготовке к материнству можно ознакомиться в таблице 5. Каждый из респондентов мог отметить несколько навыков.
Таблица 5.
Навыки ухода за младенцем
Указанный навык | Обучение пеленанию | Обучение кормлению | Обучение купанию | Обучению детскому массажу | Обучение гимнастики для младенцев |
Кол-во ответов | 20 | 18 | 14 | 6 | 5 |
Из результатов ответов на этот вопрос следует, что большинство освоило такие навыки ухода за младенцем, как пеленание, кормление, купание. Остальные навыки освоены в меньшей степени, следовательно, медицинским сестрам при проведении занятий с будущими родителями следует обращать на них большее внимание.
Наглядно полученные ответы представлены на рисунке 6:
Рис. 6. Навыки ухода за младенцем.
Далее следовал вопрос, «Укажите источники информации об уходе за новорожденным, которыми Вы пользуетесь?». Это был также открытый вопрос, на который каждый из респондентов мог дать несколько своих вариантов ответов. Результаты ответов представлены в таблице 6.
Таблица 6.
Источники информации о навыках по уходу за младенцем.
№ п/п | Источник информации | Количество ответов |
1 | Школа материнства | 16 |
2 | Медицинская литература | 14 |
3 | Интернет | 10 |
4 | Санбюллетени | 6 |
5 | Памятки | 3 |
6 | Телевидение | 2 |
Из результатов следует, что медицинские сестры в целом хорошо работают с будущими родителями в школе материнства, детально рассказывают им о навыках по уходу за младенцами, и женщины запоминают их рекомендации, следовательно, беседа проводится грамотно на доступном для респондентов языке. Об этом свидетельствует то, что 80% респондентов указали школу материнства как основной источник информации о навыках по уходу за ребенком.
Далее следовал вопрос, «Ознакомила ли Вас медицинская сестра в рамках работы школы материнства о возможных нагрузках во время беременности», на который все респонденты ответили положительно, что говорит о том, что нет недооценки профилактики в сфере физической перегрузки беременных. В этом также косвенная заслуга медицинских сестер женской консультации.
На вопрос «Рассказала ли медсестра о водном балансе во время беременности?» 16 человек ответили положительно, 4 отрицательно, количественное соотношение ответов представлено на рисунке 7.
Рис 7. Беседа медицинской сестры о водном балансе с беременными.
Преимущественное большинство 80% получили рекомендации от медицинской сестры по водному балансу, что говорит о качественной работе медицинских сестер с беременными в рамках работы школы материнства.
На вопрос «Рекомендовала ли медицинская сестра специальную диету для беременных?» были получены следующие варианты ответов:
Рис. 8. Рекомендации медицинской сестрой специальной диеты.
Как видно из результатов большинство респондентов получили рекомендации по специальной диете для беременных. Однако довольно большая доля опрошенных (40%), до сих пор не получили этих рекомендаций, на этом необходимо сделать акцент медицинским сестрам в работе на занятиях в школе материнства.
На вопрос «Рекомендовала ли Вам медицинская сестра проведение специальной гимнастики для беременных?» 17 человек ответили положительно, 3 отрицательно. Данная профилактическая работа – один из ключевых показателей работы медицинской сестры в школе материнства, т.к. специальные упражнения улучшают кровоснабжение органов малого, таза, способствуют устранению застойных явлений, укрепляют мышцы. Количественное соотношение ответов представлено на диаграмме 5.
Рис. 9. Рекомендации медсестрой контроля водного баланса.
Подавляющее большинство 85% получили рекомендации от участковой медицинской сестры по гимнастике для беременных, что говорит о качественной работе медицинских сестер c будущими мамами в школах материнства.
Далее следовал вопрос, «Рекомендовала ли медицинская сестра контроль массы тела?», на который были получены следующие ответы: 11 человек ответили положительно 9 отрицательно. Структура ответов представлена на рисунке 10.
Рис. 10. Рекомендации медсестрой контроля массы тела.
Из результатов видно, что практически половина опрошенных не получили рекомендации по контролю массы тела ребенка, несмотря на то, что медицинская сестра периодически проводит профилактические беседы с родителями. Это говорит о том, что медицинские сестры не осознают всю значимость контроля массы тела. Для преодоления этой проблемы необходимо устроить собрание медицинских сестер, на котором объяснить им важность данных рекомендаций.
Следующим вопросом был, «Рекомендовала ли медсестра прием витаминов во время беременности?». С ответами можно ознакомиться на рисунке 11.
Рис. 11. Рекомендации медицинской сестры по приему витаминов.
Как видно превалирующее большинство респондентов, а именно 90% получили необходимые рекомендации по приему витаминов. Полученные сведения будут способствовать адекватному внутриутробному питанию плода, получение всех необходимых веществ для нормального развития, что будет представлять собой один из факторов непосредственно первичной профилактики такого серьезного для детей заболевания, как рахит. В этом направлении медицинские сестры ведут грамотную работу в рамках школы материнства, что отражает их профессионализм.
Отвечая на вопрос, «Рекомендовала ли медицинская сестра ведение дневника самоконтроля во время беременности?» лишь 65% ответили положительно, остальные – отрицательно. Хотя превалирующее большинство и получило данные рекомендации 35% — довольно большой процент респондентов, которые не охвачены данными рекомендациями. Это говорит о недостаточной работе медицинских сестер с будущими родителями в школе материнства по данному вопросу. Представлены наглядно данные результаты на рисунке 12 в процентном соотношении.
Рис. 12. Рекомендации по ведению дневника самоконтроля.
Далее респондентам было предложено оценить понятность и подробность информации, предоставляемой медицинскими сестрами в школе материнства. Оценку предлагалось выставить по пятибалльной шкале, где 1 – информация совсем не понятная, краткая; 5 – предельно понятна, подробна. Результаты представлены в таблице 7.
Таблица 7.
Оценка предоставленной медицинской сестрой информации.
Оценка | 5 | 4 | 3 |
Количество ответов | 15 | 4 | 1 |
Как видно из результатов оценки преимущественное большинство опрошенных сочли информацию, предоставленную медицинской сестрой во время проведения занятий в школах материнства предельно понятной и подробной. Это говорит о том, что медицинские сестры ищут контакт с будущими родителями. В беседах стараются прийти к взаимопониманию. Контролируют обратную связь, чтобы видеть, что будущие матери и отцы усвоили полученную информацию.
Далее респондентам предлагалось оценить в целом работу медицинской сестры в школе материнства. 16 человек поставили оценку «отлично», 4 – оценку «хорошо», более низких оценок выставлено не было. Со структурой оценок можно ознакомиться на рисунке 13.
Рис. 13. Оценка работы медицинской сестры в школе материнства.
Высокая оценка работы медицинской сестры в школе материнства, направленной на подготовку будущих родителей к родам и первых навыкам уходу за новорожденным, подчеркивает высокое качество проводимой в школе материнства сестринской работы.
Вывод по 2 главе
Проведенное в женской консультации исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Медицинские сестры во время проведения занятий в школе материнства разъясняют правила диеты, водного баланса, приема витаминов, обучают будущих мам таким навыкам, как, описывают факторы риска возникновения сахарного диабета у детей.
2. Во время проведения занятий в школах материнства делается недостаточный акцент на рекомендациях ведения дневника самоконтроля, контроля массы тела, по диете и водному балансу. Также следует больше занятий проводить по обучению детскому массажу и гимнастики для младенцев.
3. Информация, предоставляемая медицинскими сестрами, предельно понятна и развернута. В целом работа медицинских сестер в школе материнства высоко оценена родителями в женской консультации.
Рекомендации
Несмотря на качественную работу сестер в школе материнства необходимо повысить контроль за обучением или предоставлением необходимой информации будущим родителям по следующим направлениям:
1) рекомендации ведения дневника самоконтроля,
2) рекомендации контроля массы тела,
3) рекомендации по диете и водному балансу.
Также следует больше занятий проводить по обучению детскому массажу и гимнастики для младенцев.
Заключение
Исходя из поставленных задач можно сделать следующие выводы:
1. Для рождения желанного и здорового ребенка будущие родители должны предпринять определенные меры задолго до попыток зачатия. Программа планирования семьи предлагает придерживаться таких правил:
• Оптимальный детородный возраст для женщины – 20-35 лет.
• Интервал между очередными родами должен составлять не меньше 2-3 лет, но не больше пяти. За этот период женский организм способен полностью восстановиться.
• За два месяца до планируемой беременности оба партнера должны категорически отказаться от вредных привычек.
• Если у женщины есть хронические заболевания, то рожать можно только при отсутствии обострений за последние 1-5 лет.
• Если кто-то из партнеров перенес инфекционное заболевание, то планировать беременность разрешается только спустя два месяца после полного выздоровления.
• Если работа супругов связана с воздействием на организм неблагоприятных факторов, то заводить ребенка можно лишь после трех лет труда на этом производстве. За этот период развивается стойкая адаптация.
2. В связи с адаптацией материнского организма для первых недель беременности часто характерен ряд вегето-невротических расстройств:
Быстрая утомляемость.
Повышенная слабость.
Приступы тошноты и рвота.
Усиленное слюноотделение.
Чувствительность к запахам.
Частые перепады настроения.
Плаксивость.
Будучи физиологическими, при нормальном протекании беременности эти расстройства не мешают женщине ходить на работу и выполнять обычные дела.
В стиле жизни возникают изменения практически во всем. Так меняется распорядок дня, питание, двигательная активность и т.д.
3. Период беременности является одним из важнейших этапов становления материнства. Его содержание определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку.
4. Изучение организации школы материнства при женской консультации № …. показало, что в данной женской консультации школа материнства организована на достаточно высоком уровне и имеет все необходимое оборудование.
5. Нельзя недооценивать роль медицинской сестры при работе в школе материнства, так как именно на плечи медицинской сестры ложится основная нагрузка проведения лекций, практических занятий и семинарам. Именно медицинская сестра по соответствующей программе должна донести до будущих родителей всю ту необходимую информацию, которая поможет им в дальнейшем адекватно реагировать на изменения во время беременности. Именно медицинская сестра проводит практические занятия, на которых с использованием кукол и другого необходимого инвентаря обучает будущих родителей таким элементарным правилам ухода за новорожденным, как кормление, купание, обработка пупочной ранки, гимнастика и массаж. Также медицинская сестра обязательно контролирует обратную связь, то есть качество усвоенного будущими родителями материала, проводит контроль приобретенных знаний, умений и навыков.
6. Медицинская сестра ведет с родителями, во время проведения занятий в школе материнства качественную профилактическую работу, разъясняет правила ухода за новорожденным, рассказывает об изменениях в организме женщины в период беременности.
Однако, как показал опрос, несмотря на качественную профилактическую работу сестер на участке необходимо повысить контроль за соблюдением контроля будущими матерями своего веса, провести беседу о необходимости соблюдения должной диеты и водного баланса, все эти показатели желательно фиксировать в дневниках самоконтроля. По основным навыкам необходимо обучить беременных массажу и гимнастике новорожденных
Если учесть эти рекомендации, то можно будет поднять сестринскую работу в школе материнства на качественно новый уровень и свести риск развития врожденных патологий к минимуму.
Список использованной литературы
1. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. СПб.: СОТИС, 2016. — 320 с.
2. Абрамченко В.В. Физиопрофилактическая подготовка беременных к родам. СПб. 2017. — 213 с.
3. Анатомия: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Г.С.Никифорова. — с-Пб.:Питер, 2015. — 607 с.
4. Брехман Г.И. Перинатальная психология. Вестник Российской ассоциации акушеров и гинекологов. 2018. — № 4. — С. 49-52.
5. Васильева В.В. Психопрофилактическое сопровождение беременных женщин в системе акушерского мониторинга. Сб. науч. трудов по материалам II международной конференции / под ред. И.В. Добрякова. СПб. 2016. — С. 43-45.
6. Гинекология. Под редакцией акад. РАМН проф. Г. М. Савельевой, проф. В. Г. Брусенко. Арт-Мед, М, 2017. — 754 с.
7. Громова О.А., Торшин И.Ю., Кошелева Н.Г. Молекулярные синергисты йода: новые подходы к эффективной профилактике и терапии йод-дефицитных заболеваний у беременных // РМЖ. 2016. № 19(2). С. 1–9.
8. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по образовательной кинезиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: пер. с англ. М.: Восхождение, 2018. — 85 с.
9. Доброхотова Ю.Э., Иванова Т.А., Гуляева Н.В., и др. Окислительный стресс в плаценте при физиологической и патологически протекающей беременности // Российский вестник акушера-гинеколога. 2018. — № 6. — С. 33–36.
10. Добряков И.В. О повышении эффективности работы курсов по дородовой подготовке. Материалы конференции «Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей». СПб. 2016. — С. 69-74.
11. Знаменская С.И. Физические упражнения как средство коррекции эмоциональных состояний беременных женщин. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. — № 1 (23). — С. 44-47.
12. Карр Ф. Акушерство, гинекология и здоровье женщины/ Ф. Карр, Акушерсвто, гинекология и здоровье женщины. М.:МЕД-пресс, 2015 — 462 с.
13. Клинические протоколы НЦАГиП им. В.И. Кулакова. Издание НЦАГиП им. В.И. Кулакова, 2015.
14. Коханевич Е.В. Актуальные вопросы акушерства, гинекологии и репродуктологии/ Е.В. Коханевич, Актуальные вопросы акушерства, гинекологии и репродуктологии. М Триада-Х , 2017 — 480 с.
15. Кузьмина Т.Е., Пашков В.М., Клиндухов И.А. Прегравидарная подготовка. Современные концепции // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. 2015. Т. 14. №5. С. 3–9.
16. Лазарева Н.И. Оптимизация метода психофизиопрофилактической подготовки беременных к родам. Автореф. дис. … канд. мед. наук. Смоленск. 2016. — 30 с.
17. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребёнка. Хрестоматия по перинатальной психологии: психология беременности, родов и послеродового периода. М.: Изд-во УРАО. 2015. — С. 121-128.
18. Радзинский В.Е., Пустотина О.А. Планирование семьи в XXI веке. М.: ГЭОТАР- Медиа, 2015. — С. 17.
19. Сухих Г.Т. Внедрение достижений современной науки в акушерско-гинекологическую практику. Мать и дитя: Матер. XI всеросс. научного форума. М. 2017. — С. 3-4.
20. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2016. — 240 с.
21. Федеральная служба государственной̆ статистики (Росстат): Российский̆
статистический̆ ежегодник – 2015. – 1245 с.
Приложение
АНКЕТА
Уважаемые будущие родители!
На базе медицинского колледжа проводится исследование, которое направлено на улучшение подготовки будущих мам к беременности и родам. В рамках данного исследования просим Вас максимально точно ответить на предложенные вопросы. Анкета анонимна, подписывать ее не нужно. На вопросы с предложенными ответами, около выбранного ответа необходимо поставить «галочку». На вопросы со свободным ответом, ответ необходимо вписать. Ваше мнение очень важно для нас!
Паспортная часть:
1. Ваш возраст_____ (полных лет).
2. Укажите количество беременностей (какая по счету настоящая беременность) _____
Основная часть:
3. Рассказала ли Вам медсестра об изменениях в организме во время беременности?
да;
нет.
4. Какие практические навыки Вы получили в школе материнства:
_______________________________________________________________________________________________________________________________
5. Укажите источники информации об уходе за новорожденным, которыми Вы пользуетесь?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
6. Ознакомила ли Вас медицинская сестра в рамках работы школы материнства о возможных нагрузках во время беременности?
да;
нет.
7. Рассказала ли медсестра о водном балансе во время беременности?
да;
нет.
8. Рекомендовала ли медицинская сестра специальную диету для беременных?
да;
нет.
9. Рекомендовала ли Вам медицинская сестра проведение специальной гимнастики для беременных?
да;
нет.
10. Рекомендовала ли медицинская сестра контроль массы тела?
да;
нет.
11. Рекомендовала ли медсестра прием витаминов во время беременности?
да;
нет.
12. Рекомендовала ли медицинская сестра ведение дневника самоконтроля во время беременности?
да;
нет.
13. Оцените понятность и подробность информации, предоставляемой медицинскими сестрами в школе материнства. Оценку необходимо выставить по пятибалльной шкале, где 1 – информация совсем не понятная, краткая; 5 – предельно понятна, подробна. _________
14. Оцените в целом работу медицинских сестер в школе материнства по пятибалльной шкале. ___________
Благодарим за участие в опросе!
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф