Заявка на расчет
Меню Услуги

Роль мотивации в поддержании зож. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


Глава III. Эмпирическое исследование мотивации и здорового образа жизни

3.1. Организация и методы исследования

Цель исследования – оценка связи между мотивацией и поддержанием здорового образа жизни.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Гипотезы исследования:

  1. Существует взаимосвязь между мотивацией и здоровым образом жизни.
  2. Существует связь между эмоциональным состоянием и ведением здорового образа жизни.

Задачи исследования:

  1. Оценить роль мотивации в поддержании здорового образа жизни на основании обследования популяционной выборки.
  2. Выявить связь мотивации и здорового образа жизни.
  3. Выявить связь эмоционального состояния и здорового образа жизни.

Методы исследования:

  1. Анкетирование.
  2. Тестирование с использованием следующих методик:

— методика диагностики направленности личности Б. Басса (в адаптации Л.А. Верещагиной, 2003);

— шкала тревоги Тейлора (Е.И. Рогов, 1996);

— шкала депрессии Цунга (Д.Я. Райгородский, 2011);

— методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Л.А. Курганский, Т.А. Немчин, 1990).

  1. Методика вычисления индекса массы тела: массу тела в килограммах необходимо разделить на квадрат роста в метрах.
  2. Методы статистической обработки данных:

— методы описательной статистики;

— критерий U-Манна-Уитни;

— корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Охарактеризуем используемые методы и методики более подробно.

Методика диагностики направленности личности Б. Басса (в адаптации Л.А. Верещагиной, 2003) направлена на выявление стремлений и ценностей, того, что действительно важно и необходимо для человека.

Методика состоит из 30 пунктов, на каждый из которых можно дать три ответа, обозначенными пунктами A, B и C. Испытуемым необходимо выбрать пункт, который лучше всего отражает точку зрения, а также пункт, который отражает наименее приемлемый вариант.

Обработка результатов методики производится в соответствии с ключом.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

  1. Направленность на себя (Я).
  2. Направленность на взаимодействие, общение (О).
  3. Направленность на дело (Д).

Личностная шкала проявлений тревоги Тейлора (Teilor’s Manifest Anxiety Scale) предназначена для измерения проявлений тревожности. Опубликована Дж. Тейлор в 1953 г. В исследовании был использован вариант методики в адаптации Т.А. Немчинова.

Методика Тейлора содержит 50 утверждений, с которыми испытуемым нужно было согласиться или не согласиться.

Полученные данные обрабатываются с помощью ключа. После этого суммируются все полученные баллы по каждому испытуемому, и определяется уровень тревожности. Суммарная оценка:

40-50 баллов – очень высокий уровень тревожности;

24-40 баллов – высокий уровень тревожности;

15-24 балла – средний уровень тревожности с тенденцией к высокому;

5-15 баллов – средний уровень тревожности с тенденцией к низкому;

0-5 баллов – низкий уровень тревожности.

Шкала Цунга для самооценки депрессии представляет собой тестирование, направленное на выявление самооценки депрессии. Данный тест разработан в Университете Дюка известным психиатром Уильямом Цунгом. С помощью теста возможно оценить уровень депрессии и депрессивного расстройства пациентов.

Методика состоит из 20 высказываний, испытуемым необходимо выбрать один из четырех вариантов ответа:

— никогда или изредка;

— иногда;

— часто;

— почти всегда или постоянно.

Обработка результатов производится в соответствии с ключом.

Уровень депрессии интерпретируется следующим образом:

— не больше 50 баллов, состояние диагностируется без депрессии;

— в диапазоне 50 — 59 баллов, — результат свидетельствует о легкой депрессии невротического и ситуативного генеза;

— от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия.

— больше 70 баллов является показателем истинного депрессивного состояния.

Испытуемым предлагается оценить 20 полярных состояний, присвоив им баллы – от 0 до 3.

Для обработки и интерпретации результатов используются ключи.

Набранные по каждой шкале баллы суммируются.

В результате может быть обозначена степень выраженности — «высокая», «средняя» или  «низкая». Каждый испытуемый может в общей сумме получить от 3 до 21 баллов.

Результаты интерпретируются следующим образом:

Набранное количество баллов от 3 до 8 свидетельствует о высокой степени психической активации, интереса, эмоционального тонуса и комфортности, количество баллов от 9 до 15  — является среднем показателем, от 16 до 21 балла – свидетельствует о низком результате.

Степень выраженности напряжения, наоборот, является высокой при набранных баллов от 16 до 21, средней – при 9 – 15 баллах, низкой -при 3 – 8 баллах.

Анкета состоит из 28 вопросов и включает в себя биографический и антропометрический блок – 6 вопросов, направленных на выявление таких сведений о респонденте, как пол, возраст, образование, профессия, рост, вес; 17 вопросов, где испытуемым необходимо выбрать один или несколько ответов, либо предложить свой. Часть ответов данного блока оцениваются количественно. 5 вопросов, где нужно предложить свой вариант ответа. Данный блок дает представление об особенностях образа жизни респондента и раскрывает тот образ жизни, который он ведет. К данному блоку относятся вопросы про особенности пищи, которую употребляют респонденты, количество воды, которую они пьют в день, мотивация занятий спортом и т.д.

Интерпретация количественных результатов анкеты следующая:

— от 1 до 6 баллов – халатное отношение к своему здоровью, отказ от ведения здорового образа жизни;

— от 7 до 13 балла – неопределенность в выборе здорового образа жизни, вероятно соблюдение одной из составляющих здорового образа жизни;

от 14 до 19 баллов – здоровый образ жизни является жизненным кредо, ответственное отношение к своему здоровью.

Текст анкеты представлен в Приложении 1.

В исследовании приняли участие 65 испытуемых – 26 мужчин и 39 женщин в возрасте от 18 до 54 лет.

25 (38%) испытуемых имеют высшее образование, 11 (17%) испытуемых – неоконченное высшее, 17 (26%) испытуемых – среднее профессиональное образование, 11 (17%) испытуемых – среднее образование, 1 испытуемый (2%) не указал свое образование.

Род деятельности и профессии испытуемых – разнообразные. В исследовании приняли участие как менеджеры, юристы, адвокаты, экономисты, так и представители рабочих профессий – грузчики, крановщики, упаковщики, машинисты крана, машинисты экскаватора.

Образование и вид деятельности испытуемых дает разнообразную и вариативную картину особенностей здорового образа жизни, не ограничивая исследование рамками рассмотрения людей преимущественно с высшим образованием (как было в нашем пилотном исследовании).

Исследование проводилось как очно, так и с использованием интернет-ресурсов в ноябре 2018 года. Всего в исследовании приняли участие 75 испытуемых, 10 из них были исключены из выборки из-за некорректного заполнения методик, входящих в диагностический инструментарий (были заполнены не все методики или были даны ответы не на все вопросы).

  • Результаты эмпирического исследования

Рассмотрим результаты личностной шкалы проявления тревоги, выраженность депрессивного состояния. В таблице 2.1 представлены средние значения и стандартные отклонения тревожности и депрессии испытуемых исследуемой выборки. Первичные баллы представлены в Приложении 2.

Таблица 2.1.

Средние значения и стандартные отклонения тревожности и депрессии испытуемых исследуемой выборки

Шкалы Средние значения

N — 65

Стандартное отклонение

N — 65

Тревожность 20,65 11,46
Депрессия 40,28 9,09

 

Таким образом, в исследуемой выборке средний уровень тревожности – средний с тенденцией к высокому.

Среднее значение депрессии в исследуемой выборке – состояние без депрессии.

Проанализируем распределение исследуемой выборки по характеристикам тревожности и депрессии, представленные в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Сводные результаты диагностики тревожности и депрессии испытуемых

Шкалы Нормативные значения Количество испытуемых (%)

N-65

Тревожность 40-50  – очень высокий уровень 2
24-40  – высокий уровень тревожности 42
15-24 – средний уровень тревожности с тенденцией к высокому 18
5-15 – средний уровень тревожности с тенденцией к низкому 32
0-5  – низкий уровень тревожности 6
Депрессия не больше 50 — диагностируется состояние без депрессии 88
больше 50 и меньше 59 — делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза 12
от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия
более 70 баллов – истинное депрессивное состояние

 

Таким образом, у 6% испытуемых выявлен низкий уровень тревожности, у 32% испытуемых – средний уровень тревожности с тенденцией к низкому, у 18% испытуемых – средний уровень тревожности с тенденцией к высокому, у 42% испытуемых – высокий уровень тревожности, у 2% испытуемых – очень высокий уровень тревожности.

У 88% испытуемых депрессия не диагностируется, у 12% испытуемого выявлена легкая депрессия ситуативного или невротического генеза.

Рассмотрим результаты диагностики направленности личности. В таблице 2.3 представлены средние значения и стандартные отклонения показателей направленности личности испытуемых исследуемой выборки. Первичные баллы представлены в Приложении 3.

Таблица 2.3.

Средние значения и стандартные отклонения показателей направленности личности испытуемых исследуемой выборки

Шкалы Средние значения

N — 65

Стандартное отклонение

N — 65

Направленность на себя 34,65 5,3
Направленность на взаимодействие 30,46 6,33
Направленность на задачу 33,66 5,99

 

Таким образом, в исследуемой выборке наиболее выражена направленность на себя, что может проявляться в склонности к соперничеству, стремлении во что бы то ни стало отстаивать свои интересы, далее – направленность на задачу, проявляющаяся в ориентации на сотрудничество, заинтересованности в решении проблем. Наименьшую выраженность получила направленность на общение – стремление к поддержанию отношений в любой ситуации, ориентации на совместную деятельность.

Рассмотрим результаты диагностики психической активации. В таблице 2.4 представлены средние значения и стандартные отклонения показателей психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности испытуемых исследуемой выборки. Первичные баллы представлены в Приложении 4.

Таблица 2.4.

Средние значения и стандартные отклонения показателей психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности испытуемых исследуемой выборки

Шкалы Средние значения

N — 65

Стандартное отклонение

N — 65

Психическая активация 11,06 3,92
Интерес 9,65 3,88
Эмоциональный тонус 8,78 3,32
Напряжение 11,08 3
Комфортность 10,31 3,16

 

Таким образом, в исследуемой выборке уровень психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности – средняя.

Проанализируем распределение исследуемой выборки по особенностям психической активации, представленные в таблице 2.5.

Таблица 2.5.

Сводные результаты диагностики тревожности и депрессии испытуемых

Шкалы Нормативные значения Количество испытуемых (%)

N-65

Психическая активация 3 – 8 баллов — высокая степень 26
9 – 15 баллов – средняя степень 60
16 – 21 – низкая степень 14
Интерес 3 – 8 баллов — высокая степень 42
9 – 15 баллов – средняя степень 49
16 – 21 – низкая степень 9
Эмоциональный тонус 3 – 8 баллов — высокая степень 49
9 – 15 баллов – средняя степень 49
16 – 21 – низкая степень 2
Напряжение 3 – 8 баллов — низкая степень 20
9 – 15 баллов – средняя степень 74
16 – 21 – высокая степень 6
Комфортность 3 – 8 баллов — высокая степень 28
9 – 15 баллов – средняя степень 69
16 – 21 – низкая степень 3

 

Таким образом, у 26% испытуемых выявлена высокая степень психической активации, у 60% испытуемых – средняя степень, у 14% испытуемых – низкая степень.

У 42% испытуемых выявлена высокая степень интереса, у 49% испытуемых – средняя степень и у 9% испытуемых – низкая степень.

У 49% испытуемых выявлена высокая степень эмоционального тонуса, у 49% испытуемых – средняя степень, у 2% испытуемых – низкая степень.

Низкая степень напряжения выявлена у 20% испытуемых, средняя степень – у 74% испытуемых и высокая степень – у 6% испытуемых.

Высокая степень комфортности наблюдается у 28% испытуемых, средняя степень – у 69% испытуемых и низкая степень – у 3% испытуемых.

Анализ результатов анкетирования показал, что для 14% испытуемых характерно халатное отношение к своему здоровью, для 68% испытуемых характерна неопределенность в выборе здорового образа жизни, вероятно соблюдение одной из составляющих здорового образа жизни, для 18% испытуемых характерно ответственное отношение к своему здоровью, здоровый образ жизни является жизненным кредо.

Количественный и качественный анализ результатов анкетирования показал, что участники исследования в большей степени склонны вести здоровый образ жизни, правильно питаться, заниматься спортом, активно отдыхать и использовать для поднятия жизненного тонуса спорт, прогулки, соблюдение режима дня.

Проанализируем выраженность тревожности, депрессии, особенностей направленности личности, эмоциональных состояний и здорового образа жизни у мужчин и женщин.

На рисунке 2.1 представлены средние показатели тревожности, депрессии, особенностей направленности личности, эмоциональных состояний и здорового образа жизни у мужчин и женщин.

Рис. 2.1. Выраженность тревожности, депрессии, особенностей направленности личности, эмоциональных состояний и здорового образа жизни у мужчин и женщин.

Таким образом, исходя из рисунка, мы можем говорить о том, что здоровый образ жизни более выражен у женщин. Также женщинам соответствует более высокая степень выраженности тревоги, направленности на задачу и на себя.

С помощью критерия U Манна-Уитни была проанализирована статистическая значимость описанных выше различий. Показатели эмпирического значения критерия Манна-Уитни представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.6.

Различия в выраженности тревожности, депрессии, мотивации достижения и здорового образа жизни у мужчин и женщин

Группы Женщины

(N=39)

Мужчины (N=26) Значимость различий
Тревожность 22,87 17,31 0,043
Депрессия 40,205 40,38 0,925
Направленность на себя 35,26 33,73 0,229
Направленность на взаимодействие 29,64 31,69 0,210
Направленность на задачу 33,87 33,35 0,840
Психическая активация 10,95 11,23 0,545
Интерес 9,28 10,19 0,178
Эмоциональный тонус 8,36 9,42 0,127
Напряжение 11 11,19 0,898
Комфортность 9,92 10,88 0,187
Здоровый образ жизни 11,38 10,46 0,428

* различия значимы на уровне значимости p<0,01

** различия значимы на уровне значимости p< 0,05

 

Таким образом, значимые различия между мужчинами и женщинами выявлены в уровне тревожности (Uэмп. = 356 при p=0,043). Это означает, что у женщин в исследуемой выборке статистически выше уровень тревожности, чем у мужчин.

Различия по другим показателям не достигают уровня статистической значимости.

Проанализируем выраженность тревожности, депрессии, особенностей направленности личности, эмоциональных состояний и здорового образа жизни у испытуемых с разным индексом массы тела.

Индекс массы тела рассчитывается следующим образом: массу тела в килограммах необходимо разделить на квадрат роста в метрах.

Интерпретируя показания индекса массы тела, мы опирались на рекомендации, разработанные ВОЗ. В таблице 2.7. представлено распределение результатов испытуемых исследуемой выборки по показателю индекса массы тела.

 

Таблице 2.7.

Показатели индекса массы тела испытуемых исследуемой выборки

Индекс массы тела Соответствие между массой человека и его ростом Количество испытуемых (%)

N-65

16 и менее Выраженный дефицит массы тела
16—18,5 Недостаточная (дефицит) масса тела 18
18,5—24,99 Норма 55
25—30 Избыточная масса тела (предожирение) 20
30—35 Ожирение 5
35—40 Ожирение резкое 2
40 и более Очень резкое ожирение

 

Для дальнейшего анализа испытуемые были разделены на четыре группы: испытуемые с дефицитом массы тела, испытуемые с нормальным весом, испытуемые с избыточным весом и испытуемые с ожирением.

На рисунке 2.2 представлены средние показатели тревожности, депрессии и направленности испытуемых каждой из выделенных групп.

Рис. 2.2. Различия в выраженности тревожности, депрессии и направленности личности у испытуемых с разным индексом массы тела

На рисунке видно, что самый высокий уровень тревожности и депрессии наблюдается в группе испытуемых с дефицитом веса массой тела.

С помощью критерия U Манна-Уитни была проанализирована статистическая значимость описанных выше различий. Показатели эмпирического значения критерия Манна-Уитни представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.8.

Различия в выраженности тревожности, депрессии и мотивации достижения у испытуемых в зависимости от индекса массы тела

              Показатели

Группы

Направленность на себя Направленность на взаимодействие Направленность на задачу Тревожность Депрессия
Группа испытуемых с дефицитом массы тела (N=8) и группа испытуемых с нормальным весом (N=37) Uэмп. 130 143 124 74,5 99
Уровень значимости (p) 0,610 0,896 0,493 0,27 0,153
Группа испытуемых с дефицитом массы тела (N=8) и группа испытуемых с избыточным весом (N=16) Uэмп. 51,5 40 32,5 56,5 53,5
Уровень значимости (p) 0,452 0,153 0,152 0,653 0,528
Группа испытуемых с дефицитом массы тела (N=8) и группа испытуемых с ожирением (N=4) Uэмп. 11,5 8,5 14 12,5 11
Уровень значимости (p) 0,461 0,214 0,808 0,570 0,461
Группа испытуемых с нормальным весом (N=37) и группа испытуемых с избыточным весом (N=16) Uэмп. 288,5 197 214,5 230,5 239
Уровень значимости (p) 0,884 0,054 0,113 0,204 0,269
Группа испытуемых с нормальным весом (N=37) и группа испытуемых с ожирением (N=4) Uэмп. 57 46,5 68,5 57,5 67
Уровень значимости (p) 0,483 0,237 0,816 0,483 0,783
Группа испытуемых с избыточным весом (N=16) и группа испытуемых с ожирением (N=4) Uэмп. 27 8 19 30 24
Уровень значимости (p) 0,682 0,22 0,249 0,892 0,494

 

Таким образом, значимые различия выявлены в уровне тревожности между испытуемыми с дефицитом массы тела и испытуемыми с нормальным весом (Uэмп. = 74,5 при p=0,27). Это означает, что в группе испытуемых с дефицитом массы тела уровень тревожности статистически выше, чем в группе испытуемых с нормальным весом.

Значимые различия выявлены в выраженности направленности на взаимодействие между испытуемыми с избыточным весом и с ожирением (Uэмп. = 8 при p=0,22). Это означает, что в группе испытуемых с избыточной массой тела более выражена направленность на взаимодействие, чем в группе испытуемых с ожирением.

Различия по другим показателям не достигают уровня статистической значимости.

Рассмотрим различия в выраженности эмоциональных состояний между испытуемыми выделенных нами групп, представленные на рисунке 2.3.

Рис. 2.3. Различия в выраженности эмоциональных состояний у испытуемых с разным индексом массы тела

С помощью критерия U Манна-Уитни проанализируем статистическую значимость различий. Показатели эмпирического значения критерия Манна-Уитни представлены в таблице 2.9.

Таблица 2.9.

Различия в выраженности эмоциональных состояний у испытуемых в зависимости от индекса массы тела

              Показатели

Группы

Психическая активация Интерес Эмоциональный тонус Напряжение Комфортность
Группа испытуемых с дефицитом массы тела (N=8) и группа испытуемых с нормальным весом (N=37) Uэмп. 92,5 144 133,5 117,5 141
Уровень значимости (p) 0,100 0,919 0,673 0,372 0,850
Группа испытуемых с дефицитом массы тела (N=8) и группа испытуемых с избыточным весом (N=16) Uэмп. 37 54 53,5 59,5 51
Уровень значимости (p) 0,106 0,569 0,528 0,787 0,452
Группа испытуемых с дефицитом массы тела (N=8) и группа испытуемых с ожирением (N=4) Uэмп. 8,5 11 13 13 6
Уровень значимости (p) 0,214 0,461 0,683 0,683 0,109
Группа испытуемых с нормальным весом (N=37) и группа испытуемых с избыточным весом (N=16) Uэмп. 233,5 267 273 258,5 236,5
Уровень значимости (p) 0,224 0,571 0,655 0,465 0,246
Группа испытуемых с нормальным весом (N=37) и группа испытуемых с ожирением (N=4) Uэмп. 71 53 66 44,6 30,5
Уровень значимости (p) 0,916 0,382 0,751 0,203 0,054
Группа испытуемых с избыточным весом (N=16) и группа испытуемых с ожирением (N=4) Uэмп. 31 27 31,5 24 24,5
Уровень значимости (p) 0,963 0,682 0,963 0,494 0,494

 

Таким образом, различия в выраженности эмоциональных состояниц у испытуемых с различным индексом массы тела не достигают уровня статистической значимости.

Проанализируем взаимосвязь между тревожностью, депрессией, мотивацией, эмоциональными состояниями и здоровым образом жизни. Для этого проведем корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Показатели коэффициента ранговой корреляции представлены в таблице 2.10.

Таблица 2.10.

Показатели коэффициента ранговой корреляции между тревожностью, депрессией, мотивацией, эмоциональными состояниями и здоровым образом жизни

Здоровый образ жизни
Направленность на себя Коэффициент корреляции ,260*
Знч. (2-сторон) ,037
N 65
Направленность на взаимодействие Коэффициент корреляции -,332**
Знч. (2-сторон) ,007
N 65
Направленность на задачу Коэффициент корреляции ,074
Знч. (2-сторон) ,557
N 65
Тревожность Коэффициент корреляции -,313*
Знч. (2-сторон) ,011
N 65
Депрессия Коэффициент корреляции -,207
Знч. (2-сторон) ,097
N 65
Психическая активация Коэффициент корреляции -,024
Знч. (2-сторон) ,847
N 65
Интерес Коэффициент корреляции -,171
Знч. (2-сторон) ,173
N 65
Эмоциональный тонус Коэффициент корреляции -,033
Знч. (2-сторон) ,797
N 65
Напряжение Коэффициент корреляции ,129
Знч. (2-сторон) ,305
N 65
Комфортность Коэффициент корреляции -,039
Знч. (2-сторон) ,760
N 65
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

 

Таким образом, значимая прямая корреляция выявлена между направленностью на себя и здоровым образом жизни (rs = 0,260 при p=0,037). Полученная взаимосвязь означает, что чем более у испытуемых выражена направленность на себя, тем более склонны они вести здоровый образ жизни.

Значимая обратная корреляция выявлена между направленностью на общение и взаимодействием здоровым образом жизни (rs = -0,332 при p=0,007). Полученная взаимосвязь означает, что чем более у испытуемых выражена направленность на взаимодействие и общение, тем менее склонны они вести здоровый образ жизни.

Значимая обратная корреляция выявлена между тревожностью и здоровым образом жизни (rs = -0,313 при p=0,011). Полученная взаимосвязь означает, что чем большее стремление следовать здоровому образу жизни проявляется у испытуемого, тем ниже уровень тревожности, и – наоборот.

Обсуждение результатов исследования

Исследование посвящено изучению влияния мотивации и эмоций на здоровый образ жизни. Проблема здоровья, формирования и развития здорового образа жизни является актуальной в современном обществе. Это связано с повышенными требованиями к адаптационным способностям организма человека, способствующим быстрому приспособлению к динамично изменяющимся условиям среды.

Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных элементов, трех культур: культуры питания, культура движения, культура эмоций. Здоровый образ жизни должен формироваться целенаправленно, а не становиться ситуативным явлением, данью моды и так далее. Только следуя всем трем элементам, мы можем говорить действительно о здоровом образе жизни.

Исследование проводилось как очно, так и с использованием интернет-ресурсов в ноябре 2018 года. Всего в исследовании приняли участие 75 испытуемых, 10 из них были исключены из выборки из-за некорректного заполнения методик, входящих в диагностический инструментарий (были заполнены не все методики или были даны ответы не на все вопросы).

Для исследования отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни нами была разработана и апробирована анкета. Исследование эмоциональных состояний, тревожности, депрессии и мотивации проводилось с помощью стандартизированных методик.

Качественный анализ результатов анкетирования позволил нам говорить о том, что испытуемые часто задумываются о правильности своего образа жизни и отдают предпочтение именно здоровому образу жизни – некоторым это привили родители, другие дошли до осознания необходимости придерживаться именно здорового образа жизни сами, некоторых к этому подтолкнули болезни.

В результате проведенного исследования было установление наличие связи между здоровым образом жизни, направленностью на себя и направленностью на взаимодействие. В основе личной направленности лежит преобладание мотивов собственного благополучия, стремления к первенству, престижу. Для направленности на взаимодействие характерно стремление поддерживать хорошие отношения с другими людьми, в своих действиях руководствоваться коллективными интересами. Выбор здорового образа жизни является ответственностью каждого человека перед самим собой, именно поэтому немаловажную роль здесь играет именно направленность на себя. Следование же интересам других людей, стремление к общению, которое может вредить индивидуальным интересам может снижать стремление к здоровому образу жизни, если это противоречит интересам других людей или не вписывается в интересы группы.

Кроме того, были выявлены различия в уровне тревожности испытуемых исследуемой выборки в зависимости от целей, которые они ставят перед собой, занимаясь спортом – в группе испытуемых, которые занимаются спортом для поддержания формы уровень тревожности ниже, чем в группе испытуемых, которые не занимаются спортом и в группе испытуемых, которые занимаются спортом для похудения и обретения внешней привлекательности. Можно предположить, что это связано с тем, что испытуемые, занимающиеся спортом для похудения, не всегда удовлетворены собой, могут испытывать тревогу по поводу внешности, поэтому их уровень тревожности выше.

В исследовании не была выявлена взаимосвязь между стремлением к здоровому образу жизни и депрессией, а также между здоровым образом жизни и эмоциональными состояниями. Последнее может быть связано с ситуативным характером методики исследования эмоциональных состояний. Вероятно, если бы мы провели повторную диагностику через неделю или месяц, мы могли бы получить другие результаты.

Использование усовершенствованной анкеты для исследования здорового образа жизни показало более высокие результаты и точность полученных данных, дала возможность проводить более тщательную качественную и количественную интерпретацию полученных данных.

Выводы

В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

  1. Проведенный в ходе исследования анализ литературы, исследований, показал, что тема ЗОЖ сложная и противоречивая и требует дальнейших исследований.
  2. Анализ взаимосвязи между мотивацией и здоровым образом жизни показал, что чем большее стремление следовать здоровому образу жизни проявляется у испытуемого, тем выше направленность на себя и ниже направленность на общение.
  3. Анализ взаимосвязи между мотивацией и эмоциями выявил взаимосвязь между тревожностью и здоровым образом жизни – чем большее стремление следовать здоровому образу жизни проявляется у испытуемого, тем ниже уровень тревожности.

Заключение

 

Проведенное исследование посвящено изучению роли мотивации и эмоций в поддержании здорового образа жизни.

Под здоровым образом жизни понимается «деятельность наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей. В формировании и поддержании здорового образа жизни особую значимость имеет психологическая составляющая, обеспечивающая постоянство в реализации мотивов сохранения здоровья. В определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизнив настоящее время существует два альтернативных подхода – традиционный, ставящей целью сформировать одинаковое поведение для всех; новый – индивидуальный подход к формированию здорового образа жизни.

В отечественной психологии наиболее полно мотивация рассматривается с позиции деятельностного подхода, который опирается на принцип единства человеческой психики и деятельности. В зарубежной психологии мотивация рассматривается в содержательных и процессуальных теориях.

Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов – возрастного и деятельностного. Структура мотивации к здоровому образу жизни меняется в зависимости от возраста, социального статуса, состояния здоровья и других факторов.

Качественный анализ результатов анкетирования позволил нам говорить о том, что испытуемые часто задумываются о правильности своего образа жизни и отдают предпочтение именно здоровому образу жизни – некоторым это привили родители, другие дошли до осознания необходимости придерживаться именно здорового образа жизни сами, некоторых к этому подтолкнули болезни.

Полученные данные о связи мотивации и здорового образа жизни убедительно показывают наличие связи – стремление к здоровому образу жизни взаимосвязано с мотивацией – направленностью на себя и направленностью на общение.

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. – М.: МОДЭК, 1999. – 224 с.
  2. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. – М.: Просвещение, 2006. — 297 с.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М..: Смысл, 2011. – 416с.
  4. Баламутова Н.М., Шейко Л.В., Олейников И.П. Исследования мотивации и эффективности оздоровительной тренировки для женщин, занимающихся в физкультурно-оздоровительных группах по плаванию. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2005 – №1 – С.79 – 85.
  5. Богатырева И.Ю. Мотивация здорового стиля поведения, являющаяся предпосылкой формирования безопасности жизнедеятельности студенческой молодежи // Международный студенческий вестник – Состояние здоровья: медико-социальные аспекты – 2015.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  7. Бутузова Ю.А. Психологическая сущность эмоционального состояния личности// Омский научный вестник. – 2011. – № 5 (101). – С. 173 – 175.
  8. Вилюнас В.К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
  9. Вронская М. Национальные интересы России в области охраны здоровья граждан. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 116с.
  10. Врум В. Труд и мотивация. – 1964. – 331 с.
  11. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: Союз, 2018. – 148 с.
  12. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. — 332 с.
  13. Денисов И.Н., Кича Д.И., Фомина А.В., Саурина О.С. Практикум общественного здоровья и здравоохранения. – М.: Медицинское информационное агентство, 2016. – 456 с.
  14. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2015. – 720 с.
  15. Доброрадова Л.В. Здоровый образ жизни как объект исследования в различных отраслях науки // Вестник ЧГПУ. 2009. № 5. С. 29–35, с. 34
  16. Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. 2003.- № 4. – С. 146 – 156.
  17. Изард К. Психология эмоций. – Спб.: Питер – 1999. – 464 с.
  18. Изуткин Д.А. Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья : дис. … д-ра филос. наук. Н. Новгород, 2005. 356 с.
  19. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
  20. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2002. – 752 с.
  21. Карасева Т.В., Руженская Е.В. Особенности мотивации ведения здорового образа жизни // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины: двухмесячный научно-практический журнал. — 2013. — N 5. — С. 23-24.
  22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 2013. – 304с.
  23. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 2. С. 107—117.
  24. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2016.– № 2 – с. 3 – 18.
  25. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М.: Смысл, 1999. – 487 с.
  26. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М. : ГЭОТАР-МЕД, 2002. 510 с., с. 57
  27. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб.: Речь, 2012. – 539 с.
  28. Макарова В.И. Здоровый образ жизни как многоаспектная проблема// Психологическая культура им психологическое здоровье личности в современных социокультурных условиях. – 2015. – С. 52 – 53.
  29. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  30. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2016. – 400 с.
  31. Мескон Майкл Х., Альберт Майкл, Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2017. – 762 с.
  32. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды (под ред. Бодалева А.А.) – М.: Модэк МПСИ, 2004. – 158 c.
  33. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 240 с.
  34. Основы физиологии и психологии здоровья [Текст]: учебное пособие / сост. Н.З. Кайгородова. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2011. – 117 с.
  35. Пилюшенко А.В. Вопросы теоретического осмысления категорий «образ жизни» и «здоровый образ жизни»// Вестник Томского государственного университета. – 2015. – № 398. – С. 50 – 54.
  36. Прохорова Э.М. Валеология. – М.: Инфра-М, 2016. – 256 с.
  37. Раевский Р.Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов. – О.: Наука и техника, 2017. – 556 с.
  38. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с.
  39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2017. – 718 с.
  40. Рыбкова М.А. Эмоции в системе мотивации к здоровьесбережению студентов-медиков// Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2016. – № 6. – С. 1160.
  41. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. – М.: Речь, 2005. – 240 c.
  42. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Академия, 2014. – 304 с.
  43. Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование) / Б.А. Сосновский. — М.: Прометей, 1993. — 199 с.
  44. Стриженко Е.Д. Эмоции как основа здорового образа жизни// Формирование здорового образа жизни, передовой опыт социально-педагогической работы с детьми и семьей. – 2016. – С. 95 – 99.
  45. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. – 413 с.
  46. Ципин Л.Л. Физическая культура с основами здорового образа жизни: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2015. – 164с.
  47. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. – М.: МОДЭК, 2006. – 767 с.
  48. Экман П. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2010. – 336 с.

Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф