Скоро защита?
Меню Услуги

Роль мотивации в поддержании зож

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения здорового образа жизни в психологии
1.1. Понятие здорового образа жизни
1.2. Здоровый образ жизни и эмоциональное состояние
Глава II. Исследования мотивации в отечественной и зарубежной психологии
2.1. Изучение мотивации в отечественной психологии
2.2. Подходы к исследованию мотивации в зарубежной психологии
2.3. Мотивация и здоровый образ жизни
Глава III. Эмпирическое исследование мотивации и здорового образа жизни
3.1. Организация и методы исследования
3.2. Результаты эмпирического исследования
Обсуждение результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение

Актуальность вопроса о здоровом образе жизни обусловлена ростом нагрузки, которая приходится на человеческий организм в современном обществе. Это связано с модификацией социальной среды, с техногенными, экологическими, психологическими, политическими угрозами, которые, несомненно, приводят к отрицательным изменениям в самочувствии людей.
Конкретной и универсальной формулировки термина «здоровье» нет. Опираясь на медико-биологические признаки Н.М. Амосов утверждает: «Здоровье – это естественное состояние человеческого организма, при котором он находится в уравновешенном состояние с окружающей средой и при котором у него отсутствуют различные заболевания» [1, с. 18].
Уровень здоровья определяется уровнем биологического потенциала (наследственных возможностей), объёмом физиологических резервов жизнедеятельности, характеристикой психического состояния и социальных возможностей человека для реализации всех задатков.
Здоровье человека формируется в детстве и, в соответствии с наукой, 50% – образ жизни, 20% – наследственность, 20% – состояние окружающей среды и около 10% – возможности медицинской науки и здравоохранения. Важным местом в сохранении здоровья является физическая активность и спортивные нагрузки.
Установление уровня здоровья индивида практически очень значимо, поскольку дает возможность решить широкий круг проблем: начиная профессиональным отбором и заканчивая назначением рационального распорядка дня.
Здоровье индивида во многом подчиняется системе ценностей в данном обществе, которая определяет смысл жизни. Здоровый образ жизни – это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья» [20, с.176].
Концепция «здорового образа жизни» однозначно не определена: представители философского и социологического направлений (П.А. Виноградов, Б.С. Шасов, О. Мильштейн, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др.) считают здоровый образ жизни глобальной проблемой общества, неотъемлемой частью жизни общества в целом.
Ученые, которые исследуют вопрос о здоровом образе жизни, подразумевают в данном понятии базовые: окружающая среда, отказ от курения, употребление алкоголя, наркотики; режим питания и движения человека; гигиена. Соблюдение принципов здорового образа жизни зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Здоровым образом жизни можно назвать реализацию совокупности действий во всех основных видах деятельности человека: трудовая, общественная, семейно-бытовая, досуговая.
В психолого-педагогическом направлении (Г.П. Аксенов, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Р. Диттлес, Л.С. Кобелянская и др.) здоровый образ жизни исследуется с помощью таких понятий как сознание, психология человека, мотивация.
Здоровый образ человек формирует сам для себя. Здоровый образ формируется из нескольких составных частей, основным из которых является ведение активного образа жизни, занятие физической культурой и спортом. Ведь именно физическая активность оказывает положительное влияние на эмоциональное самочувствие человека, повышает чувство бодрости, радости, оптимистического, удовлетворенности. То есть, человек, который занимается физической культурой и спортом чаще бывает в хорошем настроение, чем тот, который ведет пассивную жизнь.
Для того, чтобы человек вел здоровый образ жизни ему необходима мотивация.
Мотивация представляет собой довольно сложный психологический процесс и многие авторы включают в него различные составляющие. Чаще всего мотивация в научной литературе рассматривается как совокупность нескольких психологических причин, которые объясняют поведение человека, его активность и направленность в различных проявлениях.
Для поддержания мотивации здорового образа жизни нужна целенаправленная работа по пропаганде физической культуры, здорового образа жизни среди населения. От успешности формирования и закрепления в сознании принципов здорового образа жизни, зависит вся последующая деятельность человека.
В современных исследованиях отсутствует единая точка зрения на роль мотивации в поддержании и формировании здорового образа жизни. Необходимость изучения различных точек зрения на природу мотивации здорового образа жизни определяет актуальность исследования.
Научная новизна исследования: основной упор в современных исследованиях здорового образа жизни делается на его формирование у детей, подростков и студенческой молодежи. В настоящем исследовании предпринята попытка изучить роль мотивации в поддержании здорового образа жизни у лиц зрелого возраста.
Объектом исследования является представления о здоровом образе жизни и мотивационная сфера личности.
Предмет исследования – связь мотивации и здорового образа жизни.
Цель исследования – оценка связи между мотивацией и поддержанием здорового образа жизни.
Гипотезы исследования:
1. Существует взаимосвязь между мотивацией и здоровым образом жизни.
2. Существует связь между эмоциональным состоянием и ведением здорового образа жизни.
Задачи исследования:
1. Оценить роль мотивации в поддержании здорового образа жизни на основании обследования популяционной выборки.
2. Выявить связь мотивации и здорового образа жизни.
3. Выявить связь эмоционального состояния и здорового образа жизни.
Методы исследования:
1. Анкетирование.
2. Тестирование с использованием следующих методик:
— методика диагностики направленности личности Б. Басса (в адаптации Л.А. Верещагиной, 2003);
— шкала тревоги Тейлора (Е.И. Рогов, 1996);
— шкала депрессии Цунга (Д.Я. Райгородский, 2011);
— методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Л.А. Курганский, Т.А. Немчин, 1990).
3. Методика вычисления индекса массы тела: массу тела в килограммах необходимо разделить на квадрат роста в метрах.
4. Методы статистической обработки данных:
— методы описательной статистики;
— критерий U-Манна-Уитни;
— корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 65 испытуемых – 32 мужчин и 33 женщин в возрасте 18 – 47 лет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и проиллюстрирована приложениями.

 

Глава I. Теоретические основы изучения здорового образа жизни в психологии

1.1. Понятие здорового образа жизни

Для начала рассмотрим, что же понимается под понятием «здоровье»
Всемирная организация здоровья (ВОЗ) представляет следующее определение данному понятию: «Здоровье представляет собой состояние полного физического, социального и душевного благополучия человека (М. Вронская, 2011).
Л.Д. Назаренко здоровье определяет, как возможность человека сохранять свой гомеостаз посредством совершенной адаптации к внешним условиям (Л.Д. Назаренко, 2016).
Оценка здоровья производится по следующим критериям:
— уровень физического и морфологического развития;
— наличие хронических заболеваний;
— психическое и социальное благополучие личности.
Наиболее весомым фактором, влияющим на здоровье человека и зависящим от его поведения, является образ жизни (Л.Л. Ципин, 2015).
Таким образом, здоровье основывается на физическом и духовном развитие человека, а также на природных, социальных, наследственных и приобретенных началах (Р.Т. Раевский, 2017).
Как мы думаем, процесс развития внутреннего мира человека на пути к его внутренней гармонии основан на развитии соответствующих аспектов здоровья, таких как духовные, социальные и психологические. Эти аспекты нравственного здоровья при их успешном развитии в совокупности и предоставят человеку возможности, в первую очередь научится быть в согласии с собой, а затем уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими нас людьми, что в результате облегчит нашу жизнь в социальном обществе.
Но как думает А.В. Пилюшенко, разобраться в понимании понятия здоровый образ жизни невозможно без изучения такой характеристики деятельности человека, как его образ жизни. Сейчас понятие здоровый образ жизни уже не воспринимают, как обычный взгляд на здоровье человека с точки зрения медицины. Сейчас это понятие рассматривается во многих научных трудах, как совокупность многих составляющих элементов, но единого мнения насчёт определенного мнения о здоровом образе жизни так и не появилось. В этих научных трудах содержатся в основном моменты изучения аспектов этого понятия, которые связанны с пропагандированием здорового образа жизни, разработкой правил поведения, соблюдение которых является основой здорового образа и так далее. (А.В. Пилюшенко, 2015).
Г.П. Аксёнов, В.И. Макарова, а также В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Р. Дитлс, И.О. Мартынюк, Л.С. Кобелянская и другие, являющиеся приверженцами психолого-педагогического направления в изучении понятия здоровый образ жизни, считают, что здоровый образ жизни определяется сознанием и психологическими установками человека, и его мотивацией.
Другие авторы, такие как П. Павлов, В.М. Бехтерев, Б.С. Братусь, Л.П. Гримак, В.Д. Трошин, Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, М.И. Лисина, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, В. Винникотт, А.И. Захаров, Э. Фромм и другие рассуждают о том, что именно психологические факторы и являются главными в установлении здорового образа жизни, что они оказывают непосредственное влияние на гармоничное развитие внутреннего мира человека, а значит, и косвенно влияют на его ведение здорового образа жизни.
По словам Ю.П. Лисицына здоровый образ жизни характерен для определенных социально-экономических условий, направленный на укрепление здоровья (Ю.П. Лисицын, 2002).
С точки зрения Д.А. Изуткина, здоровый образ жизни представляет собой «способы активной жизнедеятельности людей» (Д.А. Изуткин, 2005).
Л.В. Доброрадова на данное понятие высказывает следующее суждение: «Здоровый образ жизни — это совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человека, при которых его организм может работать дольше» (Л.В. Доброрадова, 2009).
Изучив представленные выше определения понятия здорового образа жизни, можно сделать такой вывод, что, все эти определения обладают одной общей чертой, то что здоровый образ жизни не ограничивается индивидуальной деятельностью самого человека, а во многом на здоровый образ жизни человека оказывают и определяют те условия, в которых протекает его деятельность.
Психологическая составляющая здорового образа жизни имеет особую значимость, так как активность самого человека, осознанность и здоровая мотивация поведения, в направлении сохранения своего здоровья, обеспечивают постоянство в реализации этих мотивов и являются значимым фактором в поведенческой сфере личности.
Согласно мнению А.Г. Носова, здоровый образ жизни, если его рассматривать с точки зрения аксиологического подхода является установление тех особо значимых ценностей , которые необходимо достичь и сохранять для того, чтобы жить полноценной жизнью. И в этом случае с точки зрения такого подхода, самой значимой ценностью является сохранение здоровья, как гаранта достижения и сохранения других материальных и нематериальных ценностей. А из такого положения дел вытекает, что для сохранения и приумножения главной ценности жизни, то есть здоровья, необходимо вести здоровый образ жизни, который выступает в роли того способа, применение которого и дает такой результат. А.Г. Носов, 2011).
А.Г. Носов считает, что имея такую мотивацию, как сохранение здоровья для продолжения жизни, человек начинает стремиться выполнять поведенческие правила здорового образа жизни, расширяет свои познания в области качественного улучшения здорового образа жизни, начинает вести спортивный образ жизни и так далее. И поэтому А.Г. Носов утверждает, что стимулы и смыслы, воплощаясь в потребности и мотивы, и образуют структуру здорового образа жизни (А.Г. Носов, 2011).
Н.З. Кайгородова указывает, что существуют два альтернативных подхода к определению индивидуальных критериев и целей ЗОЖ (Н.З. Кайгородова, 2011):
1) традиционный. Цель данного подхода — достижение всеми людьми одинакового поведения, которое по общепризнанным стандартам является правильным: отказ от вредных привычек, ведение активного образа жизни, правильное питание;
2) новый. В рамках данного подхода предполагается формирование индивидуальной концепции ведения здорового образа жизни в соответствии с типологическими особенностями человека, с мотивацией, состоянием здоровья.
В результате многочисленных исследований, было установлено, что на здоровье человека оказывают влияние следующие формы и способы повседневной жизнедеятельности:
— полноценный отдых;
— активная жизненная позиция;
— удовлетворенность жизненной ситуацией, духовный и физический комфорт;
— правильное и полноценное питание;
— высокая медицинская активность;
— материальная и экономическая независимость;
— психофизиологическая удовлетворенность;
— двигательная активность;
— отсутствие вредных привычек (курение, алкоголь и т.д.).
Таким образом, можно сделать вывод, что здоровье представляет собой такое состояние человеческого организма, при которой достигается полное физическое, душевное и социальное благополучие.
Здоровье определяют следующие факторы: наследственность, образ жизни, медицинское обслуживание, внешняя среда и др.
В формировании и поддержании здорового образа жизни особую значимость имеет психологическая составляющая, обеспечивающая постоянство в реализации мотивов сохранения здоровья. В определении индивидуальных критериев и целей ЗОЖ в настоящее время существует два альтернативных подхода – традиционный, ставящей целью сформировать одинаковое поведение для всех; новый – индивидуальный подход к формированию ЗОЖ.
В нашем исследовании мы придерживаемся нового подхода, так как, по нашему мнению, при формировании здорового образа жизни должны учитываться индивидуальные особенности каждого человека.

1.2. Здоровый образ жизни и эмоциональное состояние

В своей статье Ю.А. Бутузова отмечает, что точек зрения на природу эмоциональных состояний имеется две. Ученые П.К. Анохин, Н.Д. Левитов, Л.В. Куликов, А.О. Прохоров, Ю.Е. Сосновикова, Е.А. Черкевич и другие считают, что эмоциональные состояния это вид психических состояний. При этом эмоциональные состояния проявляют доминирующие признаки при этом психическом состоянии той или другой эмоции. (Ю.А. Бутузова, 2011).
С точки зрения этих ученых эмоциональные состояния, это сложные явления, по проявлению которых можно судить о том, в каком психологическом состоянии находится в данный момент человек, которое выражается в одновременном проявлении мимики, выразительных движений и переживаний.
Эти ученые отмечают также черты, которые присущи психическим состояниям, в том числе и эмоциональным, это: проявление активности и напряжённости; проявления двойственности; проявление переживаний разной интенсивности с преобладанием какой–то эмоции и которые несут в себе отражение индивидуальности человека.
В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Г.Х. Шингаров наоборот считают, эмоциональные состояния — это эмоции, а эмоции это эмоциональная сфера личности.
С их точки зрения эмоции это: процесс внутренней регуляции деятельности (А.Н. Леонтьев); имеющий сложный нейрофизиологический, феноменологический и нервно-мышечный аспекты (К. Изард); процесс, отражающий в виде переживаний личную значимость (Р. М. Грановская) (Ю.А. Бутузова, 2011).
Но эмоции обладают краткосрочностью, а эмоциональное состояние более продолжительное, и поэтому нам кажется, что эмоциональное состояние включает в себя эмоции.
Ученые, в том числе Ильин Е.П. , разделяют функции эмоций на такие как:
1. Это их функция, которая направлена на регулировании психологического состояния.
Сущность этого регулирования заключается в том, что у человека под воздействием негативных эмоций или положительных начинают формироваться убеждения в чем -то, которые могут привести в случае положительных эмоций к хорошему психологическому состоянию, и наоборот при получении негативных эмоций, это состояние ухудшается. Поэтому человек может корректировать свои эмоции, то есть регулировать их на благо своего здоровья.
2. Предынформационная или сигнальная функция.
Суть этой функции заключается в том, что проявление определенных эмоций базируется не только на личном опыте человека, а подкрепляется посредством сопереживания с другими личностями, и в случаях переживаний, полученных в результате получения какой–то информации.
3. Оценочная, или стимулирующая функция.
Эта функция эмоций в случае возникновения потребности в чем – то помогает найти способ решения этого вопроса.
4. Подкрепляющая функция.
В этом случае эмоции способствуют успешному обучению, то есть когда человек сильно эмоционально реагирует на что–то, то он наверняка это запомнит надолго.
5. Переключательная функция.
Эта функция помогает человеку сориентироваться в том, что на самом деле является важным для него в этот момент. Эта функция направляет деятельность человека в ту или иную нужную сторону.
6. Приспособительная функция.
Сущность этой функции заключается в том, что человек благодаря своим эмоциям, имеет возможность вовремя среагировать на новые возникшие обстоятельства посредством приспособления к ним.
7. Коммуникативная функция.
В этом случае роль в основном играют не эмоции, а выразительные движения, то есть и мимика в том числе. Эти движения произвольно выражают переживания человека и показывают его отношения к окружающим личностям.
Также ученые предлагают различные классификации эмоций.
Так, например П. Экман основал свою классификацию на основе универсальных способов выражения мимикой эмоций, всего он насчитал 6 таких базовых способов выражения эмоций: гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость (П. Экман, 2010).
К. Изард называет 10 мимических основных эмоций подкрепленных проявлением переживаний, которые наиболее часты и рассматриваются каждый в отдельности: гнев, презрение, отвращение, горе-страдание, страх, вина, интерес, радость, стыд, удивление. (К. Изард, 1999).
В.К. Вилюнас делит эмоции на фундаментальные группы, считая их ведущими и ситуативными (производными от первых) (В.К. Вилюнас, 2004).
Первая группа состоит из переживаний, которые порождаются благодаря специфическим механизмам потребностей, они окрашивают предметы, непосредственно к ним относящиеся. Эти переживания возникают, когда обостряется потребность отражать отвечающий ей предмет. Они предшествуют деятельности, и являются побуждающими к ней и отвечающими за общую ее направленность. Ими в значительной степени определяется, как будут направлены другие эмоции, поэтому они ведущие.
Вторая группа связана с ситуативными эмоциональными явлениями, которые порождают универсальные механизмы мотивации, они направлены на обстоятельства, что опосредуют удовлетворение потребностей. Они возникают, когда есть ведущая эмоция, т. е. в при деятельности (внутренняя или внешняя), ими выражается мотивационная значимость условий, что благоприятствуют ее осуществлению или затрудняют его (страх, гнев), конкретные достижения в ней (радость, огорчение) и др. Производные эмоции объединяются их обусловленностью ситуацией и деятельностью субъекта, а также тем, что они зависят от ведущих эмоциональных явлений.
Эмоциональное состояние, по мнению Ю.А. Бутузовой, представляет собой сложное психическое явление, в которое может входить несколько эмоций. Однако, по сравнению с эмоциями, главной целью возникновения эмоционального состояния служит поиск необходимых внутренних ресурсов для удовлетворения потребности.
Такие ресурсы формируются при невозможности отреагировать на оказываемое воздействие (Ю.А. Бутузова, 2011).
Е.Д. Стриженко указывает, что преобладание тех или иных эмоций в жизни человека может приводить к здоровью или к болезни. Поэтому очень важно научиться (Е.Д. Стриженко, 2016):
— окружать себя положительными эмоциями;
— противодействовать негативным эмоциям.
Таким образом, эмоциональные состояния рассматриваются как один из видов психических состояний. В рамках другого подхода они относятся к эмоциональной сфере личности и отождествляются с эмоциями. Третья группа ученых рассматривают эмоциональные состояния как физиологические состояния организма. В структуру эмоциональных состояний входят несколько эмоций, что делает их более сложными психическими явлениями. Те или иные эмоции, преобладающие в жизни человека, могут приводить как к здоровью, так и к болезни.

Глава II. Исследования мотивации в отечественной и зарубежной психологии

2.1. Изучение мотивации в отечественной психологии

Мотивация в настоящее время является одной из главных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии [9]. Значимость мотивации для развития современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что стимулирует личность к деятельности, каков мотив, ради чего он ее реализует, есть основа ее адекватной интерпретации [9, с.217].
В общем плане мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает личность к совершению определенного действия, которое включено в определяемую этим мотивом деятельность.
В отечественной психологии эмпирическое изучение мотивов было положено А.Н. Леонтьевым и его учениками (Л.И. Божович, А.В. Запорожец и др.). Мотивы в психологии современного времени понимаются только в связи с деятельностью: мотивы – это внутреннее мотивы (процесс, эмоция, функция, чувство, цель, задача) или внешнее мотивы (объект, предмет), что инициирует и динамизирует деятельность. Психические феномены представляют собой процессы, намерения, переживания, цели и другие факторы, которые не являются причиной и побуждением к выполнению какой-либо деятельности, соответственно, не являются мотивами [6].
Вместе с термином мотив в психологии также применяется термин мотивация, который является производным соответственно от термина мотив.
«Мотивация – общий термин для процессов, методов, средств стимулирования обучающихся к плодотворной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования» [9, с.6].
В психологическом словаре, «мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и, определяющие ее направленность» [19, с.219].
Таким образом, мотив – это то, что побуждает и направляет деятельность человека, а мотивация – это процесс реализации мотивов в условиях конкретной деятельности.
Проблема мотивации достижения успеха освещена в психологической литературе достаточно полно. Имеет место разнообразие мнений к объяснению понятия мотива достижения, определяемого как способность переживать гордость за свое трудолюбие. Источником теоретических разработок, связанных с темой достижения, стала теория мотивации Г. Мюррея. Мотив достижения, определяется как устойчивое личностное образование, своеобразный личностный атрибут, определяемый как «стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь уровня в каком-либо деле» [9]. Имеющие место индивидуальные различия в мотивации личности анализировались в рамках общей структуры личности.
Изучение процессов мотивации достижения в русле теории научения осуществлялось Д. Мак-Клелландом. Главный акцент был сделан на анализе ситуационных детерминант, которые активируют мотивационные процессы. В исследованиях был выявлен и измерен мотив стремления к успеху, получены данные, что различные условия побуждения неодинаково побуждают мотивационное состояние личности [26].
Дж. Аткинсон в структуре мотивации достижения на уровне личностных диспозиций выделил две мотивационные тенденции: «стремление к успеху» и «избегание неудачи», которые сложны по своему составу. Каждому человеку присуще определенное соотношение мотивационных тенденций, которое влияет на индивидуальные различия в выборе меры сложности задач, длительность и направленность предстоящих действий по их разрешению, различия в прилагаемых усилиях и достигнутых результатах [17].
Х. Хекхаузен рассматривал мотивационный процесс как взаимодействие личностных диспозиций (мотивов) и особенностей ситуации. Мотив достижения в этом аспекте раскрывается как черта или свойство личности, обеспечивающая стабильность деятельности достижения по отношению к внешним (ситуационным) воздействиям. Мотив достижения – динамическая система, подкрепляемая после каждого действия и способная к изменению не только в ходе планомерного развития, но и целенаправленно. Мотив достижения стимулирует и направляет деятельность в конкретную предметную ситуацию; мотив избегания неудачи замедляет деятельность, направляет ее от указанной предметной зоны [28].
Исследуя интерпретацию проблемы мотивации достижения зарубежными учеными, М.В. Матюхина отметила значительную неконкретность понятия «мотивации достижения», доминирующий характер исследований этого процесса с динамической, количественной стороны и недостаточное рассмотрение содержательной идейно-нравственной стороны мотивации [18].
М.Ш. Магомед-Эминов анализировал мотивацию достижения как сложную функциональную систему соединенных воедино эмоциональных и познавательных процессов [15]. Ученый выделил в структуре мотивации достижения 4 компонента в соответствии с основными функциями, осуществляемыми мотивацией в деятельности:
 мотивацию инициации;
 мотивацию селекции;
 мотивацию реализации;
 мотивацию постреализации.
Структурные компоненты мотивации рассматриваются им в функциональной динамике. Так, он выделил 4 этапа мотивационного процесса:
 актуализации мотивации и инициации деятельности;
 целеобразования, выбора действия и формирования намерения;
 реализации намерения;
 постреализации.
Каждый из указанных структурных компонентов функционирует по всему ходу реализации мотивационного процесса. В целом, мотивация выступает не только смыслообразующим фактором активности, но также является фундаментом личности, определяя связь мотивационных структур с индивидуально-психологическими особенностями личности.
Мотивация достижения по результатам исследований зарубежных (Дж. Аткинсон, Д. Маккзелланд, Х. Хекхаузен) а так же отечественных (М.Ш. Магомед-Эминов, Р.С. Вайсман) психологов, формируется в ходе различных видов деятельности прижизненно, то есть не является врожденным свойством характера. Мотивация достижений формируется вместе с опытом достижений и успехов, делает человека активным, стремящимся преодолеть трудности, чтобы достичь хороших результатов. Такие люди инициативны, легко берутся за новые дела и обучение и доводят их до успешного завершения, готовы рисковать и много трудиться для благополучного завершения дела. Мотивация избегания неудач формируется при неблагоприятной атмосфере и/или богатом опыте неудач и порицаний. Люди, у которых сильнее развита мотивация избегания неудач, пассивны, предпочитают «не высовываться», боятся новых дел, не любят учиться новому, начатые дела часто бросают и не доводят до конца. Даже маленькая неудача или изменение планов способны сбить их с толку и заставить отказаться от задуманного [36]. Так, становится ясно, что мотивацию достижений желательно развивать и в своем формировании она опирается на три основных, базовых, компонента: воспитание, «истории успеха» и взаимодействие с окружающими. Рассмотрим эти три базовых компонента формирования мотивации достижения подробнее.
Итак, первый компонент – семейное воспитание. Формирование мотивации стремления к достижениям во многом зависит от установок воспитания в семье ребенка.
Исследования многих психологов показывают, что особенности межличностных отношений в семье, а так же стиль воспитания и ценностные установки могут понижать или повышать уровень мотивации достижения успеха (например, это является предметом исследований Х. Хекхаузена и группы психологов, работавших с ним) [36].
Экспериментально было доказано, что мотивация стремления к успеху хорошо формируется, когда родители повышают уровень требований постепенно, считаются с возможностями детей, оказывают им деликатную помощь, отличаются теплотой и мягкостью в обращении, выказывают заинтересованность трудностями ребенка, поддерживают желание делать хорошо или сделать лучше, чем раньше.

2.2. Подходы к исследованию мотивации в зарубежной психологии

В зарубежной психологии мотивация рассматривается в содержательных и процессуальных теориях. Содержательные теории рассматривают вопрос о том, что мотивирует поведение людей, какие потребности заставляют их действовать определенным образом. К числу содержательных теорий относятся, например, иерархия потребностей по Абрахаму Маслоу; двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга; теория мотивационных достижений Дэвида Макклелланда.
Процессуальные теории рассматривают вопрос о том, каким образом должен действовать индивид, чтобы удовлетворить свои потребности. К основным процессуальным теориям можно отнести теорию ожидания В. Врума, теорию справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.
А. Маслоу распределил потребности по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. Иерархия потребностей представлены как пирамида из пяти уровней:
• физиологические потребности;
• потребности в безопасности;
• потребности в принадлежности;
• потребности в признании;
• потребности в самовыражении.
По пирамиде можно двигаться только снизу вверх, когда потребности более высокого уровня появляются только после удовлетворения потребностей уровнем ниже (А. Маслоу, 2016).
Из предложенного им принципа доминирования следует, что каждая последующая потребность возникает лишь по мере удовлетворения предыдущих. Кроме того, удовлетворение более высокой потребности не может, по меньшей мере, отрицать удовлетворения более низкой, то есть получается, что потребность в любви возникает лишь тогда, когда человек здоров, сыт и находится в безопасности (А. Маслоу, 2016).
Еще одна теория потребностей – это теория приобретенных потребностей Д. Макклелланда. Данная модель мотивации рассматривается в основном в трудовой мотивации. Она опирается на потребности высших уровней. По мнению Макклелланда можно выделить три основные потребности – это потребность власти, потребность успеха и потребность причастности. Потребность власти является стремлением контролировать ход событий и воздействовать на других людей (Л. Джуэлл, 2015).
Потребность в успехе заключается в стремлении к достижению поставленных целей, при этом наличествует умение их ставить и брать на себя ответственность за их осуществление. Такие люди умеренно рискуют, они любят ситуации, в которых могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. В качестве деятельности достижения могут выступать интеллектуальная, спортивная, трудовая деятельность, а также деятельность, направленная на воспитание ребенка, помощь другим или приобретение каких-либо социальных умений. Однако наиболее исследованной остается мотивация достижения в области решения интеллектуальных задач. По данным Д. Макклелланда, люди, испытывающие сильную потребность в достижении успеха, предпочитают полагаться на собственные силы и стремятся к самосовершенствованию.
Если говорить о потребности в причастности, то она заключается в том, что человек стремится к любви окружающих его людей, к формированию привязанности, к развитию дружеских отношений с окружающими людьми. Те люди, у которых преобладает данная потребность, больше чем другие заинтересованы в присутствии знакомых им людей, они стремятся налаживать дружеские отношения с окружающими, оказывают помощь своим знакомым и друзьям. Люди с развитой потребностью в причастности наиболее эффективны в таких видах деятельности, которые предоставляют им наибольшие возможности для общения, быть в постоянном социальном окружении. Согласно данной теории потребности развиваются в результате обучения и приобретения жизненного опыта (С. Мадди, 2012).
Еще одна теория мотивации – это теория Герцберга. Основой двухфакторной теории, которая была разработана Ф. Герцбергом, является деление потребностей человека на две большие категории. Он разделил их на гигиенические потребности и мотивирующие факторы. Гигиенические факторы он связывает с окружающей средой, в которой человек осуществляет свою деятельность, мотивирующие факторы он связывает с характером осуществляемой работы.
Таким образом, можно увидеть, что содержательные теории мотивации определяют потребности, которые побуждают человека к действию в тех случаях, когда необходимо определить объем и содержание работы. В теорию содержательных теорий мотивации наибольший вклад внесли Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг и Дэвид Макклеланд.
Важную роль в теории мотивации играют и процессуальные теории. В данных теориях анализируется то, каким образом человек распределяет свои усилия для достижения различных целей и на основе этого выбирает вид своего поведения.
Так, теория В. Врума основана на взаимосвязях между усилиями, которые предпринимает индивид, его уровнем исполнения рабочих заданий и желательностью ассоциируемых с упорным трудом результатов. У работников должны быть такие потребности, которые можно в значительной степени удовлетворить в результате тех вознаграждений, которые предлагаются в организации.
В теории Адамса основная роль при выполнении определенной работы для получения удовлетворения от ее результатов является степень справедливости, также как и степень несправедливости, ощущаемая работниками в каждой конкретной ситуации своей профессиональной деятельности (С. Мадди, 2012).
В рамках когнитивной теории мотивация рассматривается как механизм выбора какой-либо формы поведения. Для того, чтобы сделать выбор, прежде всего необходимо обратиться к процессу мышления. Представления индивида о мире формируют его будущее поведение. И то, что человек делает, и каким образом он привык это делать, в конечном счете зависит не только от его личностных фиксированных потребностей, глубинных стремлений, а сколько от изменчивых представлений о реальной деятвительности.
Таким образом, в зарубежной психологии мотивация рассматривается в содержательных и процессуальных теориях. Содержательные теории рассматривают вопрос о том, что мотивирует поведение людей, какие потребности заставляют их действовать определенным образом. Процессуальные теории рассматривают вопрос о том, каким образом должен действовать индивид, чтобы удовлетворить свои потребности.

2.3. Мотивация и здоровый образ жизни

Приобщение к поддержанию здорового образа жизни начинается с мотивации заботы о здоровье и его укреплении, которая, в свою очередь, должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Если у человека имеется осознанная мотивация здоровья, то он будет вести здоровый образ жизни, сохранять и укреплять своё здоровье, а если осознанная мотивация не будет управлять стилем поведения конкретного человека, то ни какие приказы и наказания не смогут заставить человека вести здоровый образ жизни (И.Ю. Богатырева, 2015).
Мотивация здоровья формируется на основе двух следующих принципов – возрастного и деятельностного, при которых мотив здоровья подразумевается при создании оздоровительной деятельности в отношении себя, а именно посредством развития новых качеств с помощью выполнения определенных упражнений.
Оздоровительная деятельность и упражнения имеют такую особенность, как создание соответствующей мотивации, или как ее называют, целенаправленной потребности, и установки, т.е. готовность к деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, которая похожа на то, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения, что отмечается многими авторами.
Эксперты ВОЗ определили ориентировочное соотношение разных условий обеспечения здоровья людей в современное время.
При этом Воз определяет 4 основных фактора, оказывающих влияние на формирование здоровья человека:
1. Генетические факторы (15 – 20%) В данную группу факторов входят: наследственность, отсутствие предпосылок появления наследственных и генетических заболевания.
2. Состояние окружающей и природной среды (20-25%). В данную группу входят: благоприятные произ¬водственные и бытовые условия, благо-приятные природные, экологические и климатические условия.
3. Условия и образ жизни (50-55%). В данную группу входят: рациональная организация жизнедеятельности людей, двигательная активность людей.
4. Медицинское обеспечение (10-15%) сюда входят: уровень медицинского обслуживания и обследования в регионе.
Таким образом, для того, чтобы сформировать высокий уровень здоровья населения, необходимо обеспечить благоприятные условия с различных сторон. Сам человек при этом должен определяться такими характеристиками (Н.Н. Денисов, Д.И. Кича, А.В. Фомина, О.С. Саурина, 2016):
• физическим состоянием и подготовленностью;
• психомоторикой как процессом, в котором объединяются взаимосвязывающие психику с мышечным движением;
• психическим состоянием и свойствами человека;
• развитием духовной сферы человека.
Таким образом, здоровье человека формируется из следующих условий (Э.М. Прохорова, 2016):
— активный двигательный режим;
— закаливание;
— правильное питание;
— психофизиологическая регуляция;
— половая и психосоциальная культура;
— правильный режим дня;
— отсутствие вредных привычек.
Доказано, что ведение здорового образа жизни представляет особую важность для человека, а именно:
• оказывает снижающее воздействие на «факторы риска», уровень заболеваемости;
• увеличивает продолжительности жизни;
• обеспечивает хорошее взаимоотношение в семье;
• обеспечивает социальный успех;
• повышает работоспособность организма, снижает усталость и др.
Для того, чтобы человек вел здоровый образ жизни, ему необходима эффективная мотивация.
Мотивация к поддержанию здорового образа жизни должна проявляться в виде совокупности внешних и внутренних побуждающих факторов, к ведению активного и правильного образа жизни.
В зависимости от возраста и социального статуса, должны применяться различные системы мотивов. Так, например, побуждающим мотивов к ведению здорового образа жизни для девушек-студенток могут быть эмоциональные мотивы и мотивы иметь стройную, красивую фигуру (Н.М. Баламутова, Л.В. Шейко, И.П. Олейников, 2005).
Мотивы к ведению здорового образа жизни можно сгруппировать по следующим категориям:
1. Мотивы, связанные с образом жизни:
— бережное отношение к жизни, здоровью;
— стремление к полноценному отдыху и восстановлению утраченного здоровья;
— мотивы личностного престижа (стремление к физической форме, красоте).
2. Связанные с личностно-профессиональным развитием человека:
— познавательные мотивы и мотивы саморазвития;
— мотивы профессионального совершенствования.
3. Мотивы, связанные с социальным окружением:
— мотивы идентификации (подражание другим людям);
— мотивы социализации;
— мотивы самоутверждения и др.
4. Прагматические мотивы:
— конкурентоспособность на рынке труда;
— экономичность здорового образа жизни;
— учебные мотивы и др.
5. Гедонические мотивы:
— эмоциональные;
— психофизиологические;
— рефлексивно-волевые;
Отсюда следует, что для эффективного развития мотивации здорового образа жизни необходимым является наличие определенных потребностей человека.
Таким образом, мотивация к ведению здорового образа жизни формируется на базе 2-х важных принципов – возрастного и деятельностного. Структура такой мотивации может изменяется в зависимости от возраста, социального статуса, состояния здоровья и прочих факторов.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф