Заявка на расчет
Меню Услуги

Роль отца при нарушениях и расстройствах пищевого поведения у людей разного возраста. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

1 2 3


Как первая и важная «точка соприкосновения» человека с обществом, родительская семья обеспечивает связь между питанием и любовью на ранних этапах развития ребенка, что очевидно для всех детей. Психологическая составляющая процесса кормления важна для развития у ребенка чувства защищенности, поскольку контакт кожи с теплым и мягким телом матери во время кормления позволяет ребенку отдыхать и чувствовать себя любимым.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Привычки отца в еде имеют огромное влияние на пищевые привычки ребенка. По результатам когортного исследования детей с ожирением описаны три модели взаимосвязи между изучаемыми переменными (эмоциональное переедание, игнорирование чувства сытости, предпочтение родительского контроля над питанием и т. д.) и возникновением ожирения [26, c. 137]. Исследования показали, что питание младенцев и стиль воспитания влияют на детское ожирение. Вероятно, что семейная, в том числе и отцовская предрасположенность к ожирению частично опосредована этими семейными предпочтениями [28, c. 567]. Аналогичной точки зрения придерживается и Roach et al.

В некоторых случаях отцами (прежде всего — страдающими клинически выраженными формами расстройств пищевого поведения), наоборот, проявляется сильная озабоченность по поводу развития здорового пищевого поведения у ребенка. В основе такого родительского беспокойства с расстройствами пищевого поведения лежат б0льшая восприимчивость ребенка к кормлению, б0льшая забота о весе своего ребенка и б0льший контроль за питанием ребенка, чем у родителей без таких расстройств [29, с. 63]

Большое значение в этом плане имеет также фактор воспитания. Психологический отцовский контроль, ориентированный на достижение успеха предсказывает дезадаптивное I II I у подростков [32, c. 77] Кроме того, на развитие у ребёнка нарушений I II I влияет лишение свободы родителя, родительское принуждение к еде, невысокий уровень кулинарных навыков родителей [30, c. 302]

При диагностике у ребёнка нарушений I II I родитель стремится воздействовать на эту сферу, корректируя ее. Однако не все семейные стратегии, направленные на улучшение I II I, являются эффективными. Например, стратегия изменения II детей посредством усиления контроля представляется контрпродуктивной. Практические подходы, направленные на совместную деятельность в разных сферах (например, совместное приготовление пищи), могут способствовать увеличению потребления овощей и могут иметь больший эффект по сравнению со стандартными мерами образования в области питания. Экспериментально показано, что предоставление детям свободных, доступных фруктов и овощей положительно влияет на формирование здорового пищевого поведения. Аналогичной точки зрения придерживаются Persky S., Bouhlal S., Goldring M.R., McBride C.M.[33], а также Reichenberger J., Kuppens P., Liedlgruber M., Wilhelm F.H., Tiefengrabner M., Ginzinger S., Blechert J. [34].

Значительную роль в формировании РПП выполняет социум в целом. Растущее давление со стороны общества и СМИ на представления об идеальной форме тела оказывает значительное влияние на пищевое поведение молодых людей, причем в последние годы установлено, что такие тенденции не связаны с фактором пола и проявляются у мужчин и женщин с определенной спецификой.

Рассматривая особенности семей и роли отца, члены которых страдают расстройствами пищевого поведения, следует отметить, что потребление пищи детьми в раннем и школьном возрасте в значительной степени зависит от поведения самих родителей в отношении питания, поскольку родители являются главными фигурами социализации ребенка, образцами для подражания. Учитывая огромное влияние родителей на становление и социализацию ребенка, можно предположить, что и в вопросах, связанных с пищевым поведением, их мнение для ребенка будет определяющим [35].

Подтверждение этого можно найти в работе японских исследователей Ямазаки Е. (Yamazaki Y.), Омори М. (Omori M.), в которых изучалась связь идеальных представлений родителей о фигуре детей подросткового возраста и стремления детей к худобе. Таким образом, через интернализованный образ идеального тела девочкам транслируется образ худого женского тела как идеального. При оценке образа тела у мальчиков оказалось, что стремление мальчиков к худобе наблюдалось в тех случаях, когда родители мальчиков использовали диеты, занимались фитнесом, т. е. активно работали над снижением массы собственного тела. Полученные данные позволяют судить о высокой степени влияния стандартов родительских представлений о теле на формирование установок у их детей.

С психологической точки зрения главный принцип построения пищевого поведения ребенка в семье — разделение ответственности между родителем и ребенком. Родитель несет ответственность за еду, которую он предлагает: набор продуктов, место приема пищи (дома, на прогулке, в ресторане), время приема пищи (перекусы, периодичность и т.д.). Ребенок несет ответственность за то, сколько он может съесть и будет ли он есть вообще. Здесь есть важное правило, формирующее пищевое поведение. С точки зрения семьи, это первый вклад, который может спровоцировать развитие пищевого расстройства. Дети, которых ограничивали в еде начинают переедать и развивается пищевое нарушение по типу переедание. Дети, которых кормят насильно, начинают отказываться от еды и может развиваться избегающее расстройство пищевого поведения. При котором ребенок не принимает пищу, худеет, теряет вес, даже появляется угроза здоровью, при этом отказывается от еды.

Другой фактор, влияющий на пищевое поведение ребенка — пищевые привычки родителей. Невозможно научить тому, чего родитель не делает сам. И если есть особенности и привычки в пищевом поведении, то ребенок сознательно и бессознательно будет их перенимать. Приходится сталкиваться с унаследованными пищевыми привычками, появившиеся в результате влияния старшего поколения, пережившего военные и другие действия, сформировавшие пищевое поведение, которое на тот момент способствовало их выживанию. На сегодня можно уважительно относиться, но необязательно продолжать реализовывать эти пищевые привычки. Одной из таких привычек является убеждение, что необходимо доедать до конца. Это также проявляется в пищевом принуждении: ребенок перестал хотеть есть, наелся, родитель продолжает настаивать, чтобы ребенок съел все, используя разные методы.

Если есть запрет на телесность — это также может вносить вклад в развитие расстройства пищевого поведения. Если в семье не говорят о сексе, отношения холодные, без телесных контактов, осуждаются физиологические особенности, транслируется идея того, что физиологию нужно прятать и нельзя демонстрировать, идея того, что телесность приносит удовольствие отвергается в семье, то в дальнейшем возможно развитие сценария, при котором еда станет единственным источником телесного удовольствия, и тогда не избежать переедания. Психологически здоровая семья отличается взаимностью: уважение к желанием другого, его границам и потребностям, которое включает всех членов семьи, а не только взрослых. Это взаимная любовь и интерес, понимание своеобразия, отличия ребенка от своих родителей.

Выводы по первой главе

 

Под стандартным пищевым поведением необходимо понимать отношение к пище, к ее употреблению. Также здесь подразумевается определенный стереотип, который складывается вокруг питания в обыденных ситуациях. Рассматривается также то, как человек относится к еде в условиях стресса, эмоциональных переживаний. Имеет значение то, как он воспринимает и ориентируется на собственное тело, на деятельность по его формированию. Было выявлено три вида пищевого поведения:

экстернальное пищевое поведение;

эмоциогенное пищевое поведение;

ограничительное пищевое поведение.

 Среди факторов, которые непосредственно влияют на пищевое поведение можно выделить следующие:

традиции семьи и общества, в котором находится человек;

жизненный опыт;

личностные особенности;

особенности когнитивной сферы индивида;

религиозные соображения;

повестка моды.

Все расстройства пищевого поведения и какие-либо нарушения в этой области представляют собой целую группу психогенных поведенческих синдромов. Они характеризуются определенными отклонениями при переработке пищи. К данной группе можно отнести нервную булимию, анорексию, переедание и другие формы пищевого расстройства. Симптомы у этих патологий могут быть самыми разными. Среди распространенных можно выделить такие, как:

отказ от еды;

обжорство;

применение слабительных препаратов;

отрицание субъективной значимости проблемы веса;

спровоцированная и непроизвольная рвота.

 На сегодня в развивающихся и развитых странах количество женщин и мужчин, которые страдают теми или иными формами пищевого расстройства, все более стремительно увеличивается. Причина в определенных сложившихся социальных факторах, психологических особенностях. Среди них можно отметить стремительный темп жизни, особенности в семейных отношениях. Это разные религиозные представления, жизненный опыт, а также род деятельности. По этой причине постоянно увеличиваются разные переживания, стресс. Люди не могут справиться с ним самостоятельно и по мере нарастания они начинают появляться на симпатическом уровне.

 На основании всего сказанного выше можно сделать вывод, что человек в большинстве случаев старается уйти от стресса, с которым сталкиваются в ежедневной жизни. Он зацикливается на тему того, что доставляет ему удовольствие. На основании этого формируется определенное зависимое поведение и некоторые пищевые привычки. Получается сформированный замкнутый круг. Чем сильнее стресс, тем выше зависимость. Пищевые проблемы могут быть достаточно серьезными. Некоторые из них приводят к смерти. Чего нельзя сказать о других психологических расстройствах. Причина в том, что пищевые нарушения оказывают прямое влияние на работу большого количества внутренних органов в организме.

 Что касается психологической стороны этого вопроса, то у людей, которые страдают пищевыми расстройствами, достаточно слабое «Я». Совершенно отсутствует ощущения образа тела. Такие люди критичны к себе, имеют свойство не понимать размеры собственного тела, нет соотношения между своим телом и психологией.

Наибольшее влияние семьи на поведение приходится именно в период детства. В это время привычки детей формируются на основании того, как родители относятся к пище. В последующем, в подростковом возрасте главную роль в формировании подобных установок играют уже сверстники, а также окружение социума. Чтобы у человека сформировалось нормальное пищевое поведение, родители не должны навязывать им свои предпочтения в пище, кроме того, им необходимо с уважением относиться к пожеланиям и предпочтениям своих детей.

 Основная масса ученых разделяют идеи относительно того, что те или иные нарушения в пищевом поведении представляют собой довольно сложные мультифакторные заболевания. Они являются результатом взаимодействия и социокультурных, генетических и психологических факторов.

При наличии расстройства в пищевом поведении появляется достаточно глобальная социальная проблема. Перед современными психологами вырастают серьезные задачи. Они связаны с тем, чтобы постоянно изучать предпосылки, на основании которых формируется данное расстройство. Кроме того, необходимо тщательно изучать психологические экономические особенности таких граждан. Важно разрабатывать особые методики терапии для подобных больных.

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛИ ОТЦА НА ТЕЧЕНИЕ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛЮДЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА .

2.1 Организация и методы исследования

В соответствии с исследовательским замыслом и с целью изучения роли отца при нарушениях и расстройствах пищевого поведения у людей разного возраста разработана процедура исследования, представленная в данной главе и направленная на достижение цели исследования и проверку гипотезы.

2.1.1 Цели, гипотеза и задачи исследования

Целью исследования изучение роли отца при нарушениях и расстройствах пищевого поведения у людей разного возраста.

Объект исследования: нарушения и расстройства пищевого поведения у людей разного возраста.

Предмет исследования: роль отца при нарушениях и расстройствах пищевого поведения у людей разного возраста.

Гипотеза исследования:

1) Показатели выраженности признаков, свойственных расстройствам пищевого поведения, взаимосвязаны с деструктивными форматами детско-родительских взаимоотношений.

2) Взаимоотношения с отцом неразрывно взаимосвязаны с наличием признаков, характерных для нарушений и расстройств пищевого поведения у людей разного возраста.

Цель работы и сформулированная гипотеза потребовали выполнения ряда задач.

Задачи эмпирического исследования:

1. Сформировать выборку исследования, включающую разновозрастые группы людей с признаками нарушений и расстройств пищевого поведения.

2. Разработать психодиагностический инструментарий для изучения исследуемых явлений: нарушения и расстройства пищевого поведения; взаимотношения с отцом, а также психологических конструктов, выступающих факторами риска формирования нарушений пищевого поведения и деструкций в детско — родительских отношениях: самоотношение личности, эмоциональное состояние.

3. Провести эмпирическое исследование исследуемых явлений и личностных особенностей в каждой из возрастных групп.

4. Осуществить корреляционный анализ связей взаимоотношений с отцом и признаками нарушений пищевого поведения у людей разного возраста.

5. Выполнить сравнителный анализ полученных результатов.

 

2.1.2 Методологическое и методическое обеспечение исследования

 

Основное методологическое обеспечение эмпирического исследования представлено теоретическими основами, изложенными в первой главе работы. Конкретизируем отдельные важнейшие психологические положения и общефилософские принципы в контексте задач эмпирического исследования.

На уровне общенаучной методологии:

-принцип детерминизма, предполагающий причинную определенность всех психических процессов (С. Л. Рубинштейн) и требующий истолковывать изучаемые феномены, исходя из их закономерного взаимодействия и каузальности;

— Принцип комплексного рассмотрения, суть которого в том, что научно обоснованное объяснение какого-либо явления возможно лишь в случае, если исследована вся совокупность его внутренних и внешних сторон, связей, отношений. Принцип реализуется в виде комплексного подхода к рассмотрению факторов, влияющих на взаимоотношения с отцом и нарушения пищевого поведения;

— принцип развития, в частности, возрастного развития, требующий исследовать явления в их развитии, в процессе их движения и изменения.

Одним из основополагающих для нашего исследования является положение о личности как активном субъекте жизнедеятельности, согласно которому лица, имеющие признаки пищевого поведения, рассматриваются как субъекты жизнедеятельности, которые характеризуются собственным отношением к ситуации, самосознанием и способностью к выбору.

Частно-научной основой исследования выступают:

-разработки теорий о нарушении и расстройствах пищевого поведения;

— концепция «культурной патологии»;

— концепции и теории детско-родительских взаимоотношений.

 Исходя из указанных принципов, концепций и положений, исследование было построено на принципах объективности и системности, что дало возможность исследовать роль отца при нарушениях и расстройствах пищевого поведения у людей разного возраста.

Решение поставленных задач и проверка исходных предположений обеспечивалась комплексом взаимодополняющих методов, адекватных природе изучаемых явлений. Комплекс методов включал в себя:

теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования;

 — эмпирические: опрос, тестирование, анкетирование; контент-анализ;

 —статистические, математические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, сравнение и интерпретация полученных данных.

В соответствии с задачами исследования, для выяснения степени проявления исследуемых конструктов и явлений был применен ряд специальных психодиагностических методик (таблица 1):

Таблица1

Методики исследования

Изучаемый параметр

Название методики

1.

Нарушения пищевого поведения

Тест отношения к приему пищи» (Eating Attitudes Test, EAT)

Шкала оценки пищевого поведения ШОПП (Eating Disorder Inventory – EDI, авторов D.M. Garner, M.P. Olmstead, J.P. Polivy, русскоязычная адаптация Ильчик О.А., Сивуха С.В., Скугаревский О.А., Суихи С.).

2.

Взаимоотношения с отцом

.Методика «Родителей оценивают дети» И.А. Фурманова и А.А. Аладьина

3.

Эмоциональное состояние

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина

4.

Самоотношение

 Методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева

 

 

Достоверность результатов работы обеспечивается соблюдением нормативов теоретического и эмпирического исследования, четким определением предметной области, целей и задач исследования, стандартизированных и обоснованных эмпирических методов сбора данных, использованием методов статистической обработки данных.

Для того, чтобы определить существует ли взаимосвязь между взаимоотношениями с отцом и признаками нарушений пищевого поведения у людей разного возраста, была использована процедура расчета ранговой корреляции при помощи Rкритерия ранговой корреляции Спирмена. Достоверность межгрупповых различий проверялась с помощью U-критерия Манна-Уитни. Для упорядочивания и сортировки данных использовалась программа Excel корпорации Microsoft, статистическая обработка количественных данных проводилась с помощью пакета программ статистической обработки данных IBM SPSS Statistics 26.

Дадим краткое обоснование и описание методик.

Тест отношения к приему пищи» (Eating Attitudes Test, EAT) — скрининговая тестовая методика, разработанная Институтом психиатрии Кларка университета Торонто в 1979 году.

Шкала включает в себя симптомы, расцениваемые как анормальные в отношении пищевого поведения. Симптомы относятся к когнитивной, поведенческой и эмоциональной сферам, но подшкалы в тесте не выделяются. Тест EAT-26 является скрининговым, т.е. на его основе невозможно поставить диагноз, даже предварительный, но высокий балл по нему (больше 20) означает высокую вероятность наличия серьёзного расстройства пищевого поведения — предположительно, анорексии или булимии (тест создавался для выявления именно этих расстройств). Между тем, ряд пунктов является специфическим для некоторых других расстройств пищевого поведения — например, ограничительного, компульсивного и т.д. Таким образом, тест позволяет выявить «группу риска», нуждающуюся в консультации специалиста в области психического здоровья, хотя и не охватывает все рассматриваемые на сегодняшний день расстройства пищевого поведения.

Шкала оценки пищевого поведения -ШОПП(Eating Disorder Inventory — EDI) (D.M. Garner, M.P. Olmstead, J.P. Polivy). (Русскоязычная адаптация Ильчик О.А., Сивуха С.В., Скугаревский О.А., Суихи С.) является надежным и валидным психометрическим инструментом, пригодным для скрининговой оценки нарушений пищевого поведения в отечественных условиях. Методика предназначена для выявления расстройств приема пищи, в первую очередь нервной анорексии и нервной булимии. Шкала оценки пищевого поведения (ШОПП) состоит из 51 утверждения, разделенного на 7 субшкал. Содержательный контекст субшкал ориентирован на оценку следующих базовых психологических и поведенческих феноменов:

— стремление к худобе: чрезмерное беспокойство о весе и систематические попытки похудеть;

— булимия: побуждение к наличию эпизодов переедания и очищения;

— неудовлетворенность телом: определенные части тела (прежде всего бедра, грудь, живот и ягодицы) воспринимаются как чрезмерно толстые;

— неэффективность: ощущение общей неадекватности (имеется в виду чувство одиночества, отсутствие ощущения безопасности) и неспособности контролировать собственную жизнь;

— перфекционизм: неадекватно завышенные ожидания в отношении высоких достижений; неспособность прощать себе недостатки;

— недоверие в межличностных отношениях: чувство отстраненности от контактов с окружающими;

— интероцептивная некомпетентность: дефицит уверенности в отношении распознавания чувства голода и насыщения.

Утверждения сформулированы от первого лица. Респонденты должны оценить по 6-балльной шкале частоту определенных действий, мыслей или чувств. При подсчете суммарного показателя за ответы «всегда», «обычно» и «часто» начисляются соответственно 3, 2 и 1 балл; за ответы «иногда», «редко» и «никогда» баллы не начисляются. Ряд утверждений имеют обратное направление оценки.

Целью Методики «Родителей оценивают дети» (РОД) И.А. Фурманова и А.А. Аладьина является изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания; использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи. Стандартизация методики проводилась на выборке в 1496 человек.

Опросник содержит 120 утверждений, которые позволяют получить информацию по 18 шкалам:

1. Гиперпротекция (шкала Г+): ребёнок является центром жизни семьи, ему уделяют слишком много внимания, времени и сил.

2. Гипопротекция (шкала Г-).: ребёнок обделен вниманием, родители мало интересуются его жизнью, успехами и проблемами.

3. Потворствование (шкала У+): родители балуют ребёнка, стремятся удовлетворить любые его желания и прихоти.

4. Игнорирование потребностей ребенка (шкала У-): родители не стремятся удовлетворить потребности ребёнка, в том числе потребность в общении и принятии.

5. Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+): ребёнку предъявляется слишком много требований, которые являются непомерными для него, родители воспитывают в ребёнке повышенную моральную ответственность.

6. Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-): родители не предъявляют ребёнку никаких требований либо их количество чрезвычайно мало

7. Чрезмерность требований-запретов (шкала З+): родители ограничивают свободу ребёнка, контролируют его поведение, препятствуют развитию у ребёнка самостоятельности

8. Недостаточность требований-запретов (шкала З-): отсутствие каких-либо установленных родителями рамок в поведении ребёнка, «можно всё», отсутствие наказаний за несоблюдение запретов

9. Чрезмерность санкций (шкала С+): родители строго наказывают ребёнка даже за незначительные промахи и ошибки

10. Минимальность санкций (шкала С-): отсутствие наказаний со стороны родителей, использование только системы поощрений

11. Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н): переход от одного стиля воспитания к другому или от принятия к отвержению

12. Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ): ребёнок заменяет родителю супруга и становится объектом удовлетворения потребностей одного из родителей

13. Предпочтение детских качеств (шкала ПДК): восприятие ребёнка родителями как маленького и несамостоятельного, стремление сохранить эти качества у ребёнка

14. Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН): отсутствие авторитета родителей в семье, подчинение ребёнку

15. Фобия утраты ребенка (шкала ФУ): повышенное необоснованное волнение за жизнь и здоровье ребёнка, которое проявляется в воспитании

16. Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ): любовь к ребёнку, желание заботиться, привязанность, чувство долга выражены у родителей слабо

17. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (шкала ПНК): родители видят в ребёнке отрицательные качества, которые на самом деле присущи им самим

18. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК): столкновение разных взглядов супругов на процесс воспитания ребёнка, при этом целью супругов становится на установление оптимального способа воспитания, а достижение победы в этом споре.

Респонденту необходимо выразить степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями: «согласен» – 1 балл, «не согласен» – 0 баллов. Процедура обработки методики: обработка проводилась подсчетом баллов в соответствии с ключом.

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработанная в 1970 году, методика широко применяется в клинической практике с разными целями – для определения выраженности тревожных переживаний, оценки состояния пациента в динамике и т.п. Тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. В рамках этого теста созданы есть 2 подшкалы, по 20 вопросов вкаждой.

 Первая, шкала состояния тревоги (ситуативной тревожности) оценивает текущее состояние тревоги, измеряя, как респонденты чувствуют себя «прямо сейчас», используя субъективные чувства страха, напряжения, нервозности, беспокойства и возбуждения вегетативной нервной системы система.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает в качестве эмоциональной реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Вторая, шкала личной тревожности оценивает относительно стабильные аспекты личности, ее склонность к беспокойству, оценивает чувство\состояние спокойствия, уверенности и безопасности.

Под личностной тревожностью подразумевается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций становиться стрессом для индивидуума и вызывать у него выраженную тревогу.

Обработка и интерпретация результатов:

до 30 – низкая тревожность;

31-45 – умеренная тревожность;

46 и более – высокая тревожность.

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС) — методика исследования самоотношения создана Р.С.Пантелеевым (1989).

Предмет диагностики: изучение эмоционально — ценностного компонента самосознания. Опросник содержит 110 утверждений, распределенных по 9 шкалам: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.

Испытуемому предъявляется тест, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевает градации ответов: «согласен», «не согласен», которые фиксируются испытуемыми в соответствующих позициях бланка. Значения подсчитываются по всем шкалам. Опросник обладает удовлетворительной ретестовой надежностью и достаточной конструктивной валидностью.

Бланки методик приложены к работе (Приложение 4).

Первичные данные психодиагностического исследования представлены в приложении 5.

 

2.1.3 Характеристика выборки и процедуры ее формирования

 

В связи с ограничениями, связанными с пандемией, целевые группы, составившие базу исследования, формировались в дистанционном режиме в два этапа. Предварительно, для формирования общей выборки — лиц с признаками нарушений и расстройств пищевого поведения – был использован «Тест отношения к приему пищи» (Eating Attitudes Test, EAT), электронный вариант которого в виде GoogleForm с опросниками и объявлением о проводимом исследовании был размещен в различных группах и пабликах социальных сетей: ВК, Фэйсбук, посвященных нервной анорексии и нервной булимии. Желающие самостоятельно заполняли опросники и присылали заполненные бланки по сети Интернет на обработку. Из присланных 78 заполненных анкет отбирались те, где показатель превышал 20 баллов. Согласно методики данные респонденты с высокой вероятностью имели нарушения пищевого поведения. Таким образом, с помощью данного теста, был осуществлен предварительный отбор целевых респондентов (в количестве 46 человек). Далее в соответствии с исследовательским замыслом полученная выборка дифференцировалась по критерию возраста. Респонденты 30 лет и моложе 30 лет составили первую группу, респонденты старше 30 лет составили вторую группу. Обоснованием деления по такому принципу служила периодизация возрастных кризисов, где 30-летний рубеж обозначен как кризис молодости, связанный с противоречиями между желаемым образом жизни и реально достигнутыми, имеющимися условиями семейной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Можно также соглситься с А. О. Толочковой, Н. Э. Вишневой, утверждающих , что 30 лет-  время прощания с юностью, потребности быть привлекательными вспыхивают с новой силой, происходит переход на рассудочные деловые связи, что, безусловно, провоцирует к самоизменению.Других ограничений по каким-либо критериям (месту расположения, образовательному, этническому признакам и пр.) не предполагалось. Для минимизации действия гендерного/полового параметра привлекалось примерно одинаковое число мужчин и женщин.

Сформированные возрастные группы респондентов с признаками нарушений и расстройств пищевого поведения подвергались в дальнейшем психодиагностическому измерению с помощью выбранного инструментария и сравнительному анализу.

Более детальное описание выборки исследования представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Характеристика выборки исследования

 

Всего-46 чел

Распределение по группам

1 группа -24 чел

2 группа-22 чел.

Параметры

выборки

Половой состав:

Возрастной диапазон

Половой состав:

Возрастной диапазон

М

Ж

мин

макс

М

Ж

мин

макс

Количество человек

8

16

18

30

8

14

31

52

 

2.1.4 Этапы исследования

В проведенном исследовании условно выделялось четыре этапа.

Первыйтеоретический этап — включал: изучение состояния проблемы, предмета исследования, выявление сущностных характеристик исследуемых объектов – нарушения и расстройства пищевого поведения у людей разного возраста; детско-родительские отношения и их влияние на формирование расстройств. Цель этого этапа достигалась путем использования методов теоретического анализа литературы. На этом же этапе уточнялась гипотеза исследования и в соответствии с ней осуществлялось разработка методики исследования, психодиагностического инструментария. На этом же этапе формировалась выборка, дифференциация ее по возрастному критерию.

На втором этапе – диагностическом – основным содержанием работы стало психодиагностическое измерение. Полученные результаты подвергались дальнейшей обработке с целью изучения особенностей нарушений пищевого поведения, личностных особенностей респондентов и взаимоотношений с отцом, проведения сравнительного анализа рассматриваемых конструктов между подгруппами, а также изучения связей между признаками нарушения пищевого поведения и взаимоотношений с отцом.

Третийзаключительный этап, перекрываясь во времени с предыдущим, включал систематизацию материалов исследования, их научную интерпретацию и обобщение. На этом же этапе осуществлялось оформление рукописи работы.

 

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования влияния отцовской фигуры на течение РПП у людей разного возраста

 

Описательные статистики по всем параметрам методик по двум группам представлены в приложении 1.

 Для оценки выраженности присущих расстройствам пищевого поведения характеристик была использована методика «Шкала оценки пищевого поведения» в адаптации Ильчик О.А., Сивуха С.В., Скугаревский О.А., Суихи С. Визуальное представление результатов сравнения средних значений в группах по шкале оценки пищевого поведения ШОПП отображено на рисунке 1.

 

Рис.1 Сравнительный анализ показателей шкал оценки пищевого поведения между возрастными группами

Условные обозначения: СХ – стремление к худобе; Б – булимия; НТ – неудовлетворенность телом; НЭ – неэффективность; ПЕР – перфекционизм; НО – недоверие; ИН– интероцептивная некомпетентность.

 

Анализ результатов опросника «Шкала оценки пищевого поведения» в обеих группах респондентов свидетельствует о неоднородности групп по выраженности признаков нарушений пищевого поведения, практически по всем параметрам наблюдается широкий размах между минимальным и максимальным показателям, при этом анализ средних значений демонстрирует повышенные показатели относительно нормы у большинства шкал, в частности: в первой группе по таким шкалам, как: стремление к худобе (8,36), булимия (7,45), неудовлетворенность телом(9,59);неэффективность (10,36); перфекционизм (8,31). Во 2-ой группе выявлены более высокие значения по шкале стремление к худобе (9,33), неудовлетворенность телом (11,45); неэффективность (10,58); перфекционизм (10,37), недоверие (9,12).

Сравнительный анализ выраженности признаков нарушений пищевого поведения между группами показыват, что в данной выборке в первой группе по сравнению со второй в большей степени выражены такие признаки, как: булимия (7,45 против 6,29 во второй группе ), интероцептивная некомпетентность (6,5 против 5,5).

Достоверность различий между показателями признаков выявлялась путем применения U-критерия Манна-Уитни. Рассчеты представлены в Приложении 2. Согласно рассчетам, значимые различия обнаружены только по параметру недоверие в межличностных отношениях (Uэмп. = 168), что означает, что степень сформированности чувства отстраненности от контактов с окружающими значимо отличается во второй группе.

Для того, чтобы проанализировать особенности отражения нарушения внутрисемейных отношений и особенности взаимоотношений с отцом был использован опросник «Родителей оценивают дети» (РОД) И.А. Фурманова и А.А. Аладьина. Для получения объективной картины при заполнении ответов было обращено внимание респондентов, что в содержании вопросов под словом «родители» необходимо подразумевать фигуру отца. Результаты методики представлены на рисунке 2.

Рис.2 Сравнение средних показателей по группам параметров методики «РОД»

 

Сравнительный анализ представлений респондентов о наличии проблем в воспитании детей свидетельствует, что в первой группе наибольшую проблемность респонденты видят в таких стилях воспитания, как: гиперпротекция (шкала Г+), когда ребенку уделяют слишком много внимания, времени и сил; потворствование (шкала У+), родители стремятся удовлетворить любые его желания и прихоти; чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+), когда ребёнку предъявляется слишком много требований и родители воспитывают в ребёнке повышенную моральную ответственность; чрезмерность санкций (шкала С+): родители ругают ребёнка даже за незначительные промахи и ошибки; предпочтение детских качеств (шкала ПДК), когда уже взрослый человек воспринимается родителем как маленький и не самостоятельный.

По таким показателям, как: игнорирование потребностей ребенка (шкала У-), недостаточность требований-обязанностей (шкала Т-), фобия утраты ребенка (шкала ФУ), проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (шкала ПНК), вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК), — данные в группах практически сопоставимы.

Применение статистического критерия U-критерия Манна-Уитни не выявило достоверно значимых отличий ни по одному параметру, что означает, что представления о причинах проявления негармоничных стилей воспитания со стороны отцов в обеих группах, в целом, идентичны.

Как было отмечено ранее, в дополнение к существующим, были добавлены методики, исследующие уровень тревожности и самоотношения, как факторов, связанных с исследумыми феноменами.

Рассмотрим результаты исследования, полученные по методике Ч.Д. Спилберга — Ю.Л. Ханина. Сравнение средних показателей (рис. 3) показывает, что средний показатель ситуативной тревожности существенно выше в первой группе (≈ 39,6) по сравнению со второй (≈ 35,5%). Личностная тревожность по среднему своему показателю, напротив, существенно выше во второй группе(40). В первой группе этот показатель составляет 38.

 

Рис.3 Показатели тревожности в группах (Шкала тревожности Спилберга Ханина)

 

Анализ распределения по уровням выраженности тревожности (рис.3) показывает, что низкий уровень ситуативной тревожности в первой группе выражен у 9% испытуемых, умеренный — 64%, высокий — 27%. Сответствующие показатели во второй группе :низкий- 25%, средний- 62,5%, высокий – 12,5%.

Рис.4 Распределение тревожности по уровням в группах

 

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели в обеих группах соизмеримы и демонстрирует существенный процент людей с высоким уровнем тревожности. Эти респонденты беспокоятся по поводу своего здоровья, а также у них наблюдается нервозность. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Испытуемые с низкой ситуативной тревожностью не могут полностью осознавать всю картину происходящего, халатно относятся к своему здоровью. Процент с такой картиной уровня ситуативной тревожности не высок.

В первой группе у 27% испытуемых выявлен высокий уровень личностной тревожности, умеренный — у 55%, низкий — у 18%. Соответствующие показатели во второй группе : низкий уровень — 8%, средний- 71%, высокий – 21%. Высокая личностная тревожность свидетельствует об устойчивости данной индивидуальной характеристики, отражающей предрасположенность субъекта к тревоге и к тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, связанные со специфическими ситуациями, расцениваемых человеком как опасные, угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Применение статистического критерия U-критерия Манна-Уитни выявило статистически значимое отличие между группами по параметру ситуативной тревожности (U=173), что означает, что в различных ситуациях беспокойство и нервозность респондентов первой группы существенно выше.

Особенности самоотношения изучались с помощью опросника исследования самоотношения (МИС) Р.С.Пантелеева, содержащего 9 шкал.

Результаты измерения представлены на рисунке 5.

Данные диаграммы свидетельствуют, что в целом респонденты второй группы демонстрируют более высокие показатели по таким шкалам, как: закрытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопривязанность. По остальным показателям (самопринятие, внутренняя конфликтность, самообвинение) показатели первой группы выше.

Рис.5 Сравнение средних показателей шкал по методике МИС в обеих группах

Условные обозначения: Зак-закрытость, Самув.- самоуверенности, СамР-саморуководство, Отр.-отраженное самоотношение, СЦ-самоценность, Сприн –самопринятие, Спривяз — самопривязанность, ВнК- внутренняя конфликтность, СО-самообвинение

 

Сопоставляя нормы автора по шкалам со средним значением по группам (приложение 1), можно сделать вывод, что общий результат по каждой группе свидетельствует о том, что все показатели самоотношения респондентов в обеих группах находятся на среднем уровне, что указывает на избирательное отношение к себе и к своим личным свойствам (таблица 3).

Таблица 3

Показатели уровня выраженности самоотношения в группах

Шкала

 

Группы

 

Среднее

Уровень выраженности

Балл

Стены

1. Закрытость

1 группа

6

6

средний

2 группа

5

5

средний

2. Самоуверенность

1 группа

9

5

средний

2 группа

9

5

средний

3. Саморуководство

1 группа

7

6

средний

2 группа

8

7

средний

4. Отраженное самоотн.

1 группа

5

5

средний

2 группа

5

5

средний

5. Самоценность

1 группа

9

7

средний

2 группа

10

7

средний

6. Самопривязанность

1 группа

7

5

средний

2 группа

7

5

средний

7. Самопринятие

1 группа

5

5

средний

2 группа

5

5

средний

8. Внутренняя конфликт

1 группа

12

7

средний

2 группа

4

4

средний

9. Самообвинение

1 группа

7

6

средний

2 группа

5

5

средний

 

Применение статистического критерия U-критерия Манна-Уитни выявило статистически значимое отличие между группами по параметрам самоотношения: «внутренний конфликт» (U=65) и «самообвинение» (U=137).

Для дальнейшего исследования и проверки гипотез о наличии взаимосвязей между признаками нарушений и расстройств пищевого поведения и показателями взаимоотношений с отцом, а также компонентами самоотношения и тревожности был проведен корреляционный анализ с применением непараметрического коэффициента корреляции Спирмена. Результаты корреляционного анализа представлены в приложении 3.

В таблицах 4,5 вынесены значения значимых корреляций между исследуемыми параметрами в первой группе.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф