СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития торговли и культуры потребления
1.1 Функции и роль торговли, анализ развития торговли в РФ
1.2 Понятие и виды торговых предприятий
1.3 Теоретические аспекты формирования культуры потребления
Глава 2. Формирование потребительского спроса и культуры потребления на примере ООО «ДИВАС ТРЕЙД»
2.1 Финансово-экономическая характеристика ООО «ДИВАС ТРЕЙД»
2.2 Оценка эффективности торгового процесса в ООО «ДИВАС ТРЕЙД»
2.3 Анализ методов и проблем формирования потребительского спроса и культуры потребления ООО «ДИВАС ТРЕЙД»
Глава 3. Перспективы развития формирования потребительского спроса и культуры потребления в ООО «ДИВАС ТРЕЙД»
3.1 Использование инновационных методов стимулирования потребительского спроса и культуры поведения покупателей
3.2 Использование маркетинговых мероприятий в повышении потребительского спроса
3.3 Экономический эффект предлагаемых мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что потребительский рынок является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики, которая решает социально значимые задачи по обеспечению населения потребительскими товарами и услугами.
Степень его развития существенно влияет на уровень и качество жизни населения. Одним из ключевых секторов потребительского рынка является торговля, которая в настоящее время обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.
В современных экономических условиях розничная торговля Российской Федерации претерпела значительные преобразования. Значительно изменился архитектурный облик торговых предприятий, улучшился их интерьер, значительно расширился ассортимент выпускаемой продукции.
Появились и получили широкое распространение новые торговые форматы, такие как торговые центры и многофункциональные комплексы. Они совмещают сразу несколько функций-торговлю, развлечения, спорт и другие. Наиболее популярными многофункциональными комплексами являются торгово-развлекательные центры и торгово-офисные центры.
Уровень развития торговли в регионах и городах Российской Федерации весьма неоднороден, что отражается в дифференциации уровня цен, степени обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов и ассортимента продукции и т.д. Степень межрегиональных и внутрирегиональных различий была еще более усилена глобальным финансово-экономическим кризисом, который затронул все отрасли российской экономики, включая розничную торговлю.
Актуальность розничного рынка неоспорима. По мере изменения экономической ситуации торговый рынок растет и развивается все больше и больше. Адаптируясь к вкусам потребителей, создаются новые формы розничной торговли (например, интернет-ритейл). С каждым днем растет влияние крупных ритейлов, которые уже укрепили свои позиции, и им становится все труднее выходить на рынок.
Удовлетворение самых разнообразных потребностей клиентов является главной целью розничной торговли.
Продавец — это связующее звено между производителем и потребителем. Его задача-вовремя отслеживать спрос на определенный товар, покупать его у поставщиков и продавать по выгодной цене. В современных условиях возникает необходимость внимательно следить за изменениями на рынке и быть готовым полностью изменить свою стратегию.
Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы стабильности государства, в то же время являясь и важной бюджетообразующей составляющей, которая вносит серьезный вклад в развитие отдельных районов страны. За последние 25 лет сильно изменился и вид торговли, и насыщенность рынка товарами. Современный потребительский рынок отличается высокой концентрацией товаров различного назначения, большого количества производителей и высокой конкуренцией на рынке. Так же изменилась система поступления товаров на рынок, на текущие момент на рынке потребительских товаров преобладают сетевые организации, а динамика объемов и структуры реализации товаров именно в этом канате приобретает все более устойчивый характер.
Цель работы – на основе изучения теории и практики, разработать рекомендаций по повышению потребительского спроса и культуры потребления торгового предприятия.
Для достижения этих целей, перед нами ставятся следующие задачи:
— рассмотреть теоретические аспекты развития торговли и культуры потребления;
— дать финансово-экономическую характеристику ООО «ДИВАС ТРЕЙД»;
— проанализировать методы и проблемы формирования потребительского спроса и культуры потребления ООО «ДИВАС ТРЕЙД»;
— разработать мероприятия по повышению потребительского спроса и культуры потребления ООО «ДИВАС ТРЕЙД» и дать им экономическую оценку.
Объектом работы является компания «ООО «ДИВАС ТРЕЙД».
Предметом исследования – торговая среда предприятия ООО «ДИВАС ТРЕЙД».
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных экономистов по проведению анализа системы обслуживания покупателей на предприятиях торговли, законодательство Российской Федерации, публикации в периодической печати. Так, были использованы труды отечественных ученных и специалистов по исследуемой теме, таких как: Арустамов Э.А., Асаул А.Н., Бапдин К В., Боброва О.С., Валигурский Д.И., Горфинкель В.Я., Девлетов О.У., Минаева Н.А., Наумов В.П., Лапуста М.Г., Филимонова Н.М. и др.
Методической основой написания работы является использование совокупности различных методов анализа: метод сравнения, балансовый, индексный, цепных подстановок, группировки, использование абсолютных и относительных величин
Практическая значимость работы заключена в разработке рекомендаций по повышению потребительского спроса и культуры потребления ООО «ДИВАС ТРЕЙД».
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития торговли и культуры потребления
1.1 Функции и роль торговли, анализ развития торговли в РФ
Продажа товаров конечному потребителю называется розничной торговлей. Его история началась в далеком прошлом. Став сегодня популярным видом коммерческой деятельности, он прочно утвердился на рынке уже много лет. Потребительский рынок насыщается новыми видами товаров, и требования к продавцам растут с каждым днем. В борьбе за покупателей продавцам приходится прилагать много усилий и участвовать в жесткой конкуренции, поскольку доминирующее положение на рынке занимает покупатель .
Розничная торговля-это вид торговли товарами (услугами), предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью . Данное определение предполагает организацию максимально широкого доступа к товарам и услугам, продажу их огромному количеству потребителей с различными требованиями небольшими партиями, что в корне отличает ее от оптовой торговли.
Розничная торговля — это конечная часть цепочки поставок любого товара. Процесс товарного обращения, происходящий при доведении товаров от производства до конечного потребителя, завершается в розничной торговле. В процессе розничной продажи товары из сферы обращения переводятся в сферу личного потребления, компенсируются затраты на их производство, перемещение и производство.
Произведенный продукт переходит из товарной формы в денежную.
Деньги используются для развития производства товаров. Этот коммерческий цикл должен быть непрерывным .
Его непрерывность обеспечивает развитие торгового бизнеса. Если он будет прерван из-за того, что продукт не будет продаваться в розницу, то все участники этого процесса не получат компенсации затрат и прибыли, что приведет к экономической нецелесообразности их деятельности. Это определяет чрезвычайно важное место коммерческой работы в розничной торговле. Существует потребность в специальной подготовке кадров среднего и высшего звена для работы в этой сфере, которая имеет свои особенности по сравнению с оптовой торговлей.
Функции торговли во многом определяются ее сущностью как формы товарного обращения . Наиболее важными функциями трейдинга являются:
— реализация произведенной потребительной стоимости (товаров). Выполнение этой функции создает экономическую предпосылку для воспроизводства совокупного общественного продукта, связывающего производство с потреблением;
— доведение потребительских товаров до потребителей. Выполняя эту функцию, торговля организует пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, выполняя при этом ряд операций по продолжению производственного процесса в сфере обращения (например, транспортировка, хранение);
— поддержание баланса между спросом и предложением с одновременным активным воздействием на производство с точки зрения объема и ассортимента выпускаемой продукции;
— снижение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) за счет совершенствования технологий продаж, информационных услуг и др.;
— функции, определяемые маркетинговой концепцией: разработка продукта, исследование рынка, организация дистрибуции, определение цены, создание сервисных услуг и др .
Более наглядно функции торговли отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 — Функции торговли, направленные на оказание услуг производителям
Функции и торговли, направленные на оказание услуг потребителям приведены на рисунке 2.
Рисунок 2 — Функции торговли, направленные на оказание услуг потребителям
В силу своего функционального назначения торговля является наиболее подвижной из всех отраслей обращения к изменениям внешней среды, в частности, к изменениям потребностей населения, товарного предложения и ценовой политики рынка. Именно способность адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры выступает определяющим условием обеспечения стабильности торговли как самостоятельной отрасли отечественной экономики.
Торговля в любой стране является двигателем экономического развития и роста . Переход к рыночной модели хозяйствования способствовал укреплению позиций торговли, переведя ее из разряда спекулятивных доходов к одному из легальных предпринимательских видов заработка. Розничная торговля в России выполняет следующие экономические функции:
— Формирование торгового ассортимента.
— Удовлетворение покупательского спроса.
— Сбор информации о ценах, соотношении предложения и спроса.
— Организация товародвижения, доведение товаров до покупателей.
— Рекламно-информационная работа.
— Стимулирование сбыта.
— Оптимизация каналов сбыта, методов продаж.
— Оказание комплекса услуг на этапе продажи и пользования товарами.
— Развитие технологий розничной торговли.
Доля розничной торговли России во внутреннем валовом продукте является одной из самых больших. На сегодняшний день она составляет 22%. В розничной торговле задействовано около 15 миллионов человек, что составляет 15% трудоспособного населения. Принципы развития розничной торговли России берутся из позитивного опыта развитых стран. Там широко внедряются инновации, последние достижения науки и техники. Розничная торговля западных стран отличается аккумуляцией людских ресурсов, привлечением значительных денежных средств.
Растет конкурентная борьба между субъектами отношений. Она ведется в следующих направлениях:
— Конкуренция между существующими формами обслуживания.
— Конкуренция за рынок сбыта между торговыми посредниками и производителями.
— Конкуренция за выход на новые рынки .
Совсем недавно в России появился формат розничной сети, который быстро захватил существенную долю рынка продуктов питания. Еще одной тенденцией стало повсеместное распространение торговых центров, где можно не только совершить покупки, но и провести досуг. Достижения науки и техники, повсеместное использование высоких технологий ведет к быстрому развитию рынка электронной коммерции.
Покупки через интернет позволяют покупателю выбрать товар в спокойной обстановке, получить его наиболее удобным способом и даже сэкономить, так как виртуальный магазин имеет возможность устанавливать цену ниже, чем в традиционных магазинах . Виртуальная среда позволяет взаимодействовать различным категориям продавцов и покупателей. Теперь даже крупные производители могут в розницу продавать товары или услуги конечным покупателям, минуя посредников.
Еще одной тенденцией розничной торговли стала возможность приобретать товар напрямую у зарубежных производителей . Современные методы финансовых расчетов, появление большого числа перевозчиков, посредников позволило населению получить доступ к розничной сети Китая, США, европейских стран. Активно развивается сфера услуг, особенно покупка и продажа доступа к информационному развлекательному, образовательному, научному контенту. Сейчас появляются новые формы розничной торговли. Одной из них можно назвать франчайзинг. Он обеспечивает постоянство поставок, предоставляет выработанную схему продаж.
1.2 Понятие и виды торговых предприятий
Как вы знаете, формы бытия — это пространство и время. Торговля также существует в пространстве и времени. Его развитие исторически связано с торговой, технологической, организационно-управленческой деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечением воспроизводственного процесса экономическими ресурсами, которые также ограничены в пространстве и времени. Имея ограниченные ресурсы, торговая организация сталкивается с вопросом о том, что продавать и кому продавать.
Торговая деятельность в условиях рыночной экономики, неотделимая от коммерции и маркетинга, предполагает поиск рыночной ниши, изучение рыночных сегментов на основе анализа и оценки спроса, предложения, конкуренции, рыночных барьеров, соотношения собственных сил и возможностей с рыночными критериями .
Торговой организацией является хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, созданный с целью получения прибыли и осуществляющий деятельность за свой риск по закупке, хранению, реализации товаров, направленную на удовлетворение потребностей рынка.
Между хозяйствующими субъектами существуют многосторонние отношения. Предприятия производят и продают, домохозяйства потребляют и накапливают, государственные учреждения координируют свою деятельность, взимают налоги и осуществляют государственные закупки. Торговец — это главное звено в этой цепочке создания стоимости, которое приносит товары потребителям. Экономические отношения осуществляются на потребительском рынке, где реализуются товары и услуги, и на ресурсном рынке, где приобретаются факторы для производства товаров (Рис.3) .
В торговле продавцом является организация, независимо от ее организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, гражданин (физическое лицо), реализующий товары и оказывающий услуги по договору купли-продажи.
Рисунок 3. Модель взаимодействия субъектов потребительского рынка
Покупатель в торговле — это физическое или юридическое лицо, которое покупает, заказывает или намеревается приобрести или заказать товары и услуги. В качестве покупателя выступают розничные и оптовые покупатели. Оптовым покупателем может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а розничным-только физическое лицо. При этом розничный покупатель получает возможность использовать продукцию исключительно для личных, семейных или бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, а оптовый покупатель, наоборот, приобретает товар для использования в бизнесе, в том числе для перепродажи или иных целей, не связанных с личным, семейным, домашним использованием.
Значение понятий «организация» и «предприятие» в национальном стандарте Российской Федерации различно.
Торговая организация как субъект правоотношений — это организация различных организационно-правовых форм, осуществляющая торговую деятельность на потребительском рынке, включающая необходимые средства, ресурсы и работников с распределением обязанностей, полномочий и отношений .
Торговая организация как объект имущественных прав в ГОСТе признается торговым предприятием и представляет собой имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый для осуществления торговой деятельности .
Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определяет торговую деятельность как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и реализацией товаров .
Таким образом, торговая организация-это юридическое лицо, осуществляющее торговую деятельность через имущественный комплекс. Наличие обособленной собственности в хозяйствующем субъекте создает необходимые предпосылки для организации торговли. На основе имущества торговой организации формируется ее материально-техническая база, включающая основные средства, нематериальные активы и технологии.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ субъектами гражданских прав могут быть коммерческие и некоммерческие торговые организации. Как субъект правоотношений торговая организация является юридическим лицом. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Все предприятия торговли независимо от выполняемых функций являются юридическими лицами, их правовое положение подлежит законодательному регулированию. С позиции правового положения торговые предприятия классифицируются исходя из таких критериев, как цель деятельности, форма права собственности, состав учредителей, характер прав участников, объем вещных прав предприятия, личное или имущественное участие учредителей, порядок образования, состав учредительных документов.
На рынке товаров и услуг действуют не только юридические лица, но и физические лица (индивидуальные предприниматели). Физическое лицо — это гражданин, обладающий дееспособностью и дееспособностью. Правоспособность понимается как способность гражданина иметь гражданские права и обязанности. К таким правам относятся право владеть имуществом, право заниматься предпринимательской или иной не запрещенной законом деятельностью, создавать предприятия, совершать любые законные сделки, в том числе сделки купли-продажи, а также принимать на себя соответствующие обязательства. Правоспособность понимается как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать и исполнять гражданские обязанности .
Физические лица (граждане) имеют право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Торговые организации могут быть классифицированы по следующим критериям:
1. торговые организации различаются по формам собственности:
— государственная (принадлежащая Российской Федерации и ее субъектам);
— муниципальные (находящиеся в собственности городских, сельских и поселенческих образований);
— частные (принадлежащие физическим лицам);
— смешанная форма (государственно-частные предприятия) .
2. По количеству собственников:
— индивидуальные предприниматели и коллективное предпринимательство (юридические лица).
3. По организационно-правовым формам:
— деловое партнерство;
— хозяйствующий субъект;
— производственный кооператив;
— государственные и муниципальные предприятия.
4. Виды торговли:
— предприятия оптовой торговли;
— компании розничной торговли;
— предприятия оптовой и розничной торговли (совмещающие два вида торговой деятельности).
5. При виде коммерческого предприятия:
— универсальный ассортимент;
— со специализированным ассортиментом (компании, реализующие одну группу продукции или ее часть);
— с комбинированным ассортиментом (компании, реализующие несколько групп товаров, которые связаны общим спросом и отвечают индивидуальным потребностям);
— со смешанным ассортиментом (компании, продающие определенные виды продовольственных и непродовольственных товаров).
6. по степени концентрации (главным критерием является среднее число):
— большой – от 251 человека;
— в среднем – от 101 до 250 человек;
— малые – до 100 человек в промышленности, до 50 человек в торговле;
— микропредприятия-до 15 человек .
В зависимости от целей деятельности в торговле выделяют две категории предприятий: коммерческие организации, зарегистрированные в формах хозяйственных товариществ, хозяйственные общества, производственные кооперативы и государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также некоммерческие организации.
Коммерческие организации — это юридические лица, основной целью которых является получение прибыли. Некоммерческие организации не стремятся получать прибыль, но имеют другие цели. Она имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения своих уставных целей, но не имеет права распределять полученную прибыль между участниками. Ассоциации, общественные организации, учреждения и потребительские кооперативы действуют в торговле как некоммерческие организации.
С точки зрения вклада в национальную экономику наибольший интерес представляют коммерческие организации. Они составляют основную часть доходов государства, которая впоследствии перераспределяется в национальной экономике по различным каналам и служит источником экономического роста и социального развития общества .
Деятельность коммерческих организаций регулируется учредительными документами. Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает классификацию юридических лиц по организационно-правовым формам. Наиболее распространенными формами являются экономические общества.
Основные характеристики предприятий торговли сгруппированы в Приложении 1.
Постоянно происходящие преобразования в современном мире, а не розничный рынок также был обойден стороной. Теперь, когда главное время стало ресурсом для большинства людей, а рациональное время стало ресурсом для большинства людей.
Использование становится чем-то естественным, что появляется на рынке необходимость адаптироваться. Полученный результат можно назвать появлением нет такого понятия, как розничная торговля вне магазинов. Этот тип удобен и его предпочитают многие люди (в основном «молодые люди»). Так, рассмотрим некоторые формы внебиржевой розничной торговли :
— заказать товар по телефону или онлайн). Продажи с использованием почтовых каналов и телефонных линий;
— заказ товара по каталогу. Рассылка каталогов определенной группе клиентов;
— прямой маркетинг. Подача объявлений с описанием товара (реклама, листовки, списки рассылки, интернет-рассылки), с возможностью для потребителей заказать его по почте или по телефону;
— продажи по телефону. Использование телефона для продажи различных видов товаров и услуг.
Особый интерес сегодня представляет франчайзинг, представляющий собой метод организации деловых отношений между независимыми компаниями, при котором одна из сторон получает официальное разрешение от другой на использование знака обслуживания, фирменного стиля, деловой репутации, ноу-хау и готовой бизнес-модели за вознаграждение (роялти).
Привлекательность франчайзинга объясняется рядом причин: минимизацией бизнес-рисков, «раскрученным» брендом, относительно низкими трансакционными издержками и высокой «выживаемостью» таких предприятий. Благодаря преимуществам самой бизнес-концепции франчайзинг как вид деятельности в свою очередь способствует развитию малого и среднего бизнеса в стране, а также развитию регионов .
В частности, приобретение франшизы способствует созданию новых рабочих мест, упрощает внедрение инновационных технологий, стимулирует честную конкуренцию, создает комплексную систему практической подготовки по предпринимательству без создания специальных образовательных структур и программ, повышает уровень жизни и экономическую грамотность населения, повышает потребительский спрос на качественные товары и услуги, привлекает инвестиции в российскую экономику, повышает инвестиционную привлекательность регионов за счет присутствия в них известных брендов.
1.3 Теоретические аспекты формирования культуры потребления
Потребительский рынок как совокупность товарно-денежных отношений между продавцами и покупателями характеризуется такими основными категориями, как спрос, предложение и цена, объектом выражения которых является продукт (спрос на продукт, предложение продукта, цена продукта). Спрос является важнейшей категорией рынка и является одним из основных показателей рыночной конъюнктуры, что определяет его значимость в системе рыночных индикаторов .
Следует отметить, что в экономической литературе как зарубежных, так и отечественных исследователей существует различная трактовка определений спроса как экономической категории. Рассмотрим основные точки зрения на эту категорию отечественных и зарубежных ученых (Приложение 2).
Так, большинство ученых, как отечественных, так и зарубежных, определяя спрос как экономическую категорию, выделяют следующие характеристики :
— платежеспособность спроса;
— способность спроса отражать потребности в их естественной форме, т. е. спрос — это четко определенные требования к конкретным продуктам с известными функциональными, потребительскими и эстетическими свойствами;
— предметом спроса являются товары, материальные блага и ресурсы; — предметом спроса являются покупатели.
По словам Н.Г. Забродской, спрос следует рассматривать в двух аспектах :
— спрос как экономическая категория — это потребность, которая обеспечена денежными средствами и представлена на рынке;
— спрос как субъект коммерческой деятельности — это объем товаров (работ, услуг), который потребитель желает и способен приобрести по цене, удовлетворяющей его в течение определенного периода времени.
Спрос формируется в результате диалектического взаимодействия 4-х основных элементов: конкретной потребности, цены, платежного средства и товарного предложения (рис. 4).
ограничения
Рисунок 4 — Формирование спроса
Поскольку формирование и развитие спроса подчиняется закону постепенного снижения спроса, суть которого заключается в том, что повышение цены любого товара (при неизменных других условиях) приводит к снижению спроса и наоборот, т. е. существует обратная зависимость между ценой и количеством потребляемого . Это связано с тем, что по мере роста цен количество потребляемых товаров обычно уменьшается по двум основным причинам:
1) когда цена растет, при прочих равных условиях потребитель становится » беднее”, а значит, начинает потреблять этот продукт в меньших количествах
2) когда цена определенного товара возрастает, потребитель стремится заменить его другим, более дешевым, аналогичным товаром .
Чтобы раскрыть сущность спроса как экономической категории, необходимо различать совокупный и индивидуальный спрос, каждый из которых имеет свои основные детерминанты (основные факторы, влияющие на величину спроса) (рис. 5).
Рисунок 5 – Виды спроса по экономической сущности
Рассмотрим индивидуальный потребительский спрос и его детерминанты, поскольку именно они наиболее интересны для коммерческих организаций. Весь набор детерминант спроса можно разделить на две основные группы:
* цена (цены на товары (услуги), ценовые предпочтения потребителей)
• неценовые (вкусы, предпочтения потребителей, уровень денежных доходов и покупательной способности, качество товаров, их дизайн)
Эти детерминанты способствуют как увеличению, так и уменьшению объема спроса. Например, благоприятные потребительские предпочтения для данного товара, рост выручки, повышение цен на сопутствующие товары и снижение цен на основные товары, а также увеличение числа покупателей на рынке приведут к увеличению потребительского спроса . И наоборот, она будет снижена такими детерминантами, как снижение доходов потребителей (рост спроса на товары более низкой категории и снижение спроса на товары более высокой категории), повышение цен на основной продукт, уменьшение числа покупателей на рынке и др.
Спрос на потребительские товары-это сложная категория, он проявляется в различных формах и принимает различные формы . Изучение, обобщение и анализ существующих подходов в экономической литературе позволяет предложить классификацию спроса на потребительские товары по широкому спектру характеристик (табл. 1).
Таблица 1
Классификация видов спроса на потребительские товары
Признак | Вид спроса | Характеристика | |
По объекту спроса | 1) Спрос на товары | 1)подразделяется на спрос на потребительские товары и товары производственного назначения | |
2) Спрос на услуги
| 2)включает спрос на потребит.и прочие услуги | ||
По субъекту спроса | 1) Спрос всего населения 2) Спрос социальн. групп 3) Спрос экономич. групп 4) Спрос отдельных семей и граждан | Первые три вида спроса представляют собой совокупный спрос, а четвертый вид – индивидуальный спрос на потребительские товары.
| |
По объему спроса | 1) Макроспрос | 1)на потребительские товары в целом | |
2) Микроспрос | 2)на отдельные товар.группы и товары (на молоко и молочные продукты и др.) | ||
По масштабу | 1) Глобальный | 1)в масштабах всей страны | |
2) Региональный | 2)в отдельных регионах страны (области, края) | ||
По формам образования (степени зрелости) | 1) Потенциальный | 1)спрос на товары, которые только готовят к выпуску, еще не поступи на рынок | |
2) Формирующийся | 2)спрос на новые виды товаров | ||
3) Сложившийся | 3)полностью сформировавш. спрос на товар | ||
В зависимости от состояния рынка (и соответствующий ему тип маркетинга) | 1) Отрицательный | 1)состояние рынка, когда большая часть потребителей не любят товар (конверсионный маркетинг) | |
2) Отсутствие спроса | 2)потребители не заитересованы в товаре или не знают о нем (стимулир. маркетинг) | ||
3) Скрытый | 3)имеющиеся потребности не могут быть удовлетворены имеющим.на рынке товарами из-за их отсутствия (развивающ. маркетинг) | ||
4) Падающий | 4)падение спроса на один или несколько товаров (ремаркетинг) | ||
5) Нерегулируемый | 5)характеризуется колебаниями в определен.промежутки времени (синхромаркетинг) | ||
6) Полноценный | 6)спрос, когда продавец удовлетворен торговым оборотом (поддержив. маркетинг) | ||
7)Чрезмерный | 7) величина спроса превышает возможности и желания его удовлетворения (демаркетинг) | ||
По степени удовлетворения | 1)Действительный
| 1) спрос, который реально может быть предъявлен на рынке при условии достаточного предложения товаров и. соответствия их требованиям покупателей | |
2)Реализованный
| 2) спрос, фактически реализованный при покупке товаров, оплате услуг | ||
3)Неудовлетворенный
| 3) спрос, оставшийся нереализованным ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их требованиям покупателей | ||
По намерениям покупателей | 1)Жесткий
| 1) твердо сформулированный спрос, покупатель требует только определенный вид товара | |
2)Мягкий | 2) альтернативный (компромиссн.) спрос, при котором покупатель согласен при отсутствии необходимого товара заменить его на аналог.товар | ||
1) Импульсивный
| 3) спонтанный спрос, вызванный эмоциональным фактором | ||
2)Ажиотажный | 4) панический спрос, связанный с ожиданиями потребителем повышения цен, дефицита товаров | ||
По предъявления времени | 1)Ретроспективный
| 1) спрос прошлых периодов, данные которого следует учитывать в текущей деятельности | |
2)Текущий
| 2) спрос, обусловленный состоянием рынка, торгов.конъюнктурой и факторами, определяющими его | ||
3)Перспективный | 3) предполагающийся в ближайшем будущем | ||
Предложенная классификация спроса позволит коммерческим предприятиям правильно определить тип спроса и соответствующий ему вид маркетинга, а также разработать на этой основе эффективную стратегию коммерческой деятельности на потребительском рынке.
На спрос на потребительские товары оказывает влияние большое количество факторов (табл.2),Каждый из которых может как стимулировать, так и сдерживать развитие спроса в зависимости от ситуации.[1]
Таблица 2
Классификация факторов, оказывающих влияние на спрос
Признак | Виды | Примеры |
По масштабу | а) Глобальные б) Текущие
| а)Процессы урбанизации человеческой культуры, масштабы и направления НТП б) СТЭП-факторы |
По природе возникновения | а)Социал.демографические б) Технологические в) Экономические г) Прочие | а) Уровень жизни, численность населения, социальные слои б)Прогрессивные формы товароснабжения, реализации товаров в) Денежные доходы населения, уровень цен, инфляции г) Психологические (реакция на моду, потребительские мотивы), природ.-климатические., политические |
По характеру влияния | а) Общие б) Частные | а)Курсы валют, индексы цен, экономический кризис. б)Географическое положение, покупательные фонды населения определенной территории |
По степени влияния | а)Оказывающие сильное влияние на спрос б)Оказывающие умеренное влияние на спрос в)Оказывающие незначит. влияние на спрос | В зависимости от вида товара , степень воздействия меняется, и фактор, оказывающий сильное воздействие при спросе на один товар, будет умеренным или даже незначительным при спросе на другой
|
По возможности измерения | а)Количественно измеримые б) Косвенно измеримые | а) Экономические б)Психологические |
По степени управляемости | а) Управляемые б) Неуправляемые | а)Цена на товары, законодательные ограничения на продажу отдельных видов товаров б)Религия, мода, климат |
По направленности влияния | а)Увеличивающие спрос б) Уменьшающие спрос | а)Рост денежных доходов и покупательной способности населения б)Рост цен, увеличение инфляции |
По характеру воздействия | а)Непосредственно влияющие на спрос б) Косвенно влияющие на спрос | а)Численность, половозрастной состав, цена б)Уровень образования, культурные ценности и нормы поведения |
По продолжительности действия | а)Долговременного действия б)Среднесрочного действия в)Краткосрочного действия | а)Размер покупательных фондов, физиологические потребности человека б)Цена, климат, культурн. ценности в) Мода, реклама, сезонность
|
По степени предсказуемости | а) Предсказуемые б) Непредсказуемые | а) Объем производства, импорта, физиологические потребности б)Мода, реклама, реакция на окружающую действительность |
Важной особенностью классификации факторов, влияющих на спрос, является характер их возникновения. Вся совокупность этих факторов делится на 4 группы: социально-демографические, технологические, экономические и другие[2]. Экономические и социально-демографические факторы тесно взаимосвязаны: например, размер заработной платы зависит от вида занятий и возраста, а размер среднедушевого дохода также зависит от состава и количества членов семьи. Поэтому их можно отнести к интенсивно влияющим факторам. При увеличении доходов населения, как правило, увеличивается спрос на дорогие товары и услуги, но в то же время снижается спрос этой группы на более дешевые товары[3].
Для покупателей с низкими или снижающимися доходами ситуация иная: когда доходы снижаются, потребительский спрос на дорогие товары также снижается, но в то же время увеличивается на относительно дешевые. Взаимосвязь между доходами определенных групп потребителей и их спросом на конкретную продукцию должна учитываться при планировании ассортимента продукции, выделяя ее целевой сегмент.[4]
В современных условиях возрастает значение технологических факторов, основными из которых являются: прогрессивные формы и системы товарного снабжения, послепродажное обслуживание на основе современных технологий и др.
Потребность в том или ином продукте обусловлена также природно-географическими (географическое положение региона или города) и культурно-образовательными факторами, которые связаны с другими факторами.
Степень и направленность влияния этих укрупненных групп определяется конкретными условиями жизни и состоянием экономики, что подчеркивает необходимость постоянного анализа тенденций и характера развития факторов, формирующих спрос.
Таким образом, спрос-это сложная экономическая категория, отражающая, с одной стороны, потребность покупателя в продукции, желание приобрести товар или услугу в определенном количестве, а с другой-способность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона. Предприятие в современном мире может добиться успеха только в том случае, если оно не игнорирует потребности потребителей[5]. Поэтому исследование спроса на продукцию имеет большое значение.
Выводы по главе 1
Из всех отраслей сферы обращения торговля в силу своего функционального предназначения является наиболее мобильной к изменениям внешней среды, в частности, изменениям потребностей населения, товарного предложения и ценовой политики рынка. Именно способность адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры выступает в качестве определяющего условия для обеспечения устойчивости торговли как самостоятельной отрасли отечественной экономики.
Существование и развитие российских компаний зависит от способности их высшего менеджмента применить в своей работе новейшие достижения в области стратегического планирования, управления и использования современных информационных систем и технологий. Так как основные резервы повышения конкурентоспособности торговых и производственных компаний лежат в сфере логистики, то без оптимизации и совершенствования логистических процессов, без разработки стратегии развития компании и логистической стратегии, обеспечивающей ее реализацию, никакое успешное развитие компании становится невозможным.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф