Меню Услуги

Договор розничной купли-продажи: проблемы теории и практики

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Общие положения о договоре розничной купли-продажи
  • 1.1. Источники правового регулирования купли-продажи товаров в розницу
  • 1.2. Договор розничной купли-продажи: понятие, признаки и виды
  • ГЛАВА 2. Элементы договора розничной купли-продажи
  • 2.1. Субъектный состав и порядок заключения договора розничной купли-продажи
  • 2.2. Права и обязанности сторон по договору розничной купли–продажи
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена переходом к рыночной экономике, обновлению и пересмотром гражданского законодательства. В первую очередь это касается граждан, как участников гражданского оборота. Одним из наиболее распространенных способов вступления в такие отношения является заключение договора розничной купли–продажи. Когда товар приобретается для личных, домашних и иных потребностей не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Гражданско-правовое регулирование купли–продажи товаров в розницу является важным способом и основой обеспечения потребностей граждан, которое так необходимо для нормального существования и развития общества.

Цель гражданского регулирования купли–продажи товаров в розницу обусловлена необходимостью защиты участников отношений, создания необходимых условий, способствующих безопасному, качественному товарообороту, и как следствие, удовлетворению основных потребностей граждан в товарах, необходимых в повседневной жизни. Поэтому проблемы связанные с заключением, исполнением, применением мер ответственности к участникам договорных отношений по продаже товаров в розницу нуждаются в изучении и анализе. Особенно актуально изучение и анализ вопросов связанных с порядком заключения договора розничной купли–продажи, порядком его исполнения, применением мер ответственности к участникам договорных отношений.

Актуальность выбранной темы связана с тем, что договор розничной купли-продажи – это самый часто встречающийся договор, ежедневно совершается большое количество таких договоров. Чаще всего покупателем в таких договорах являются граждане, не обладающие юридическими знаниями.

Цель работы – это исследование законодательства о договоре розничной купли–продажи и практики его применения.

Данное исследование заключается в том, чтобы выявить:

  • особенности гражданско-правового регулирования купли–продажи товаров в розницу;
  • правовую природу договора купли-продажи товаров в розницу;
  • существенные условия договора розничной купли–продажи, как разновидности договора купли–продажи;
  • определить механизмы реализации правового статуса сторон, ответственность сторон;
  • выявить пробелы в законодательстве, мешающие эффективной реализации прав участников гражданских правоотношений
  • внести предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.

Объектом исследования являются общественные отношения складывающиеся в связи с приобретением товаров в собственность одним лицом у другого с целью не связанной с предпринимательской.

В связи с вышеизложенным, предметом исследования стал правовой аспект, возникающий при заключении, исполнении и применении мер ответственности купле-продаже товаров в розницу.

В выпускной квалификационной работе использованы такие методы исследования, как всеобщий диалектико-материалистический, системный, исторический, анализ, синтез, сравнительно-правовой, формально-юридический, а также анализ практики применения гражданско-правовых норм.

Теоретическая база исследования представлена работами российских юристов. Здесь следует отметить работы: М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева, Е.В. Васильковского и других.

Нормативную основу работы составили Гражданский кодекс Российской Федерации, законы «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании» и др., а также подзаконные акты представленные Постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», от 21.07.1997 № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» и др. и Указами Президента российской Федерации.

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ДОГОВОРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

1.1. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В РОЗНИЦУ

До вступления в силу части второй ГК РФ законодательством не давалось определение договора розничной купли-продажи, хотя данный термин использовался довольно широко и не только в нормативных актах гражданско-правового характера. Одним из первых советских нормативных актов о розничной торговле стал Декрет СНК РСФСР от 19 июля 1921 г. «Инструкция о порядке открытия и производства всякой торговли и правила надзора за ней». В 20-е гг. прошлого столетия законодатель стал уделять пристальное внимание регулированию цен на товары, реализуемые по договору розничной купли-продажи.

В 60-70-е гг. важное значение приобрели ведомственные акты, устанавливавшие особенности заключения и исполнения договоров розничной купли-продажи отдельных видов товаров, в частности, «Типовые правила обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети государственной и кооперативной торговли», утвержденные Приказом Минторга СССР № 19, Госстандарта СССР № 19 от 01 февраля 1974 г.; «Типовые правила торговли на колхозных рынках», утвержденные Приказом Минторга СССР от 14 ноября 1978 г. № 263; «Типовые правила обмена обуви отечественного производства и импортной, купленной в магазинах государственной и кооперативной торговли», утвержденные Приказом Минторга СССР от 31 августа 1979 г. № 213, и др.

Для российского законодательства о розничной торговле, действовавшего до вступления в силу части второй ГК РФ, характерно сочетание норм частного и публичного права.

На современном этапе развития отечественного законодательства о договоре розничной купле-продаже к основному источнику следует отнести Конституцию РФ, так как именно она закрепляет основные принципы всего законодательства, действующего на территории Российской Федерации. В этом акте закреплены основные принципы всего действующего законодательства на территории РФ, дефиниции, положения, в том числе и регулирующие отношения по договору розничной купли–продажи.

Конституция Российской Федерации не содержит четких положений, направленных на регулирование отношений по договору розничной купли-продажи, но именно в ней закреплены основные начала и принципы, на которых строятся нормы других правовых актов.

Следующим и, пожалуй, основным актом регулирующим договор розничной купли-продажи является Гражданский Кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ). Для рассматриваемой темы имеют значение части первая и вторая ГК РФ. Часть первая содержит общие положения, касающиеся всех институтов гражданского законодательства (положения о лицах, сделках, обязательства, договорах и т.д.) и для розничной купли-продажи в частности.

Часть вторая ГК РФ начинается с главы 30 «Купля-продажа». Непосредственно розничной купле-продаже посвящен § 2 «Розничная купля-продажа». В ст. 492 ГК РФ впервые выведено на уровень кодифицированного акта понятие договора розничной купли-продажи. Следует отметить п. 5 ст. 454, в котором говорится о субсидиарном применении к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа…) положений, предусмотренных параграфом первым главы 30, т.е. они применяются, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ об этих видах договоров.

Таким образом, из выше сказанного, можно сделать вывод, что к отношениям по розничной купле-продаже будут применяться положения параграфа 2 главы 30 ГК РФ, а также общие положения о купле-продаже, далее в случаях, не урегулированных указанными правилами, будут применяться общие положения части первой ГК РФ, а именно общие положения о договорах, обязательствах, сделках; в отношении определения статуса сторон договора – положения о лицах, о представительстве и т.д.

Далее в соответствии с п. 3 ст. 492 ГК РФ к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяется законодательство о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним.

Данное законодательство представлено: Гражданским кодексом; Законом о защите прав потребителей; иными федеральными законами, в том числе: от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150); от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» (СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140); от 13 марта 2006 г. «О рекламе» (СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232); и др.; иными нормативными правовыми актами. Последние – главным образом акты Правительства РФ (хотя могут существовать и в виде Указов Президента РФ).

К актам Правительства, касающимся розничной купли-продажи, можно отнести, например, Постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»; от 31.12.2009 № 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара»; от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»; от 21.07.1997 № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам»; от 16.06.1997 № 720 «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению»; от 27.12.1996 № 1575 «Об утверждении правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке»; от 15.08.1997 № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке»; от 13.05.1997 № 575 «Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков»

Общепризнанные принципы международного права в сфере защиты прав потребителей, являющиеся частью правовой системы РФ, содержатся в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. N 39/248 «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» и в основном отражены в нормах Закона о защите прав потребителей

Законодательство о защите прав потребителей, состоит из совокупности нормативных правовых актов, которые носят разноотраслевой характер, можно считать выделение его в качестве специальной комплексной отрасли законодательства.

М.Ю. Челышев, определял законодательство о защите прав потребителей как совокупность разноотраслевых нормативных правовых актов, при помощи которой устанавливается механизм охраны субъективных прав потребителей, разноотраслевых гарантий их реализации, юридических последствий нарушения названных прав. Это законодательство является внешним проявлением существующего в отечественном праве межотраслевого института охраны прав потребителей. Основу данного правового института составляют правовые нормы о субъективных правах потребителей.

На основании вышеизложенного можно сказать, что отношения по договору розничной купли–продажи не так просты, как кажутся на первый взгляд. Роль данного договора велика и изучение проблемы его реализации и эффективности на сегодняшний день важны.

1.2. ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ

Договор розничной купли-продажи представляет собой одну из разновидностей договора купли-продажи, регулируемого главой 30 «Купля-продажа» ГК РФ. Наличие специфических норм, присущих только договору розничной купли-продажи, выделяет этот договор в самостоятельную гражданско-правовую сделку, правовые основы которой установлены параграфом 2 «Розничная купля-продажа» главы 30 ГК РФ.

В соответствии со ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, сторонами данного договора является продавец — организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность, и покупатель, приобретающий товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В настоящее время в правовом регулировании торговой деятельности, в том число и розничной, важное значение имеет Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 2010. №1. Ст. 2), который в основном содержит нормы публичного права и регламентирует отношения, возникающие между органами государственной чисти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. В ст. 2 указанного Закона содержится понятие розничной торговли как вида торговой деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров для использования их в личных целях, для удовлетворения семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Данное определение, в отличие от понятия договора розничной купли-продажи, сформулированного в п. 1 ст.492 ГК РФ, не учитывает особенности субъектного состава сторон договора, а именно правовое положение продавца, который осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу.

Таким образом, квалифицирующими признаками договора розничной купли-продажи являются:

  • субъектный состав;
  • цели приобретения товара.

Приобретаемый покупателем товар предназначается для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. В том случае, если предназначение товара связано с предпринимательской деятельностью, к договору применяются общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30), а при наличии признаков договора поставки — нормы § 3 гл. 30. Если в качестве покупателя выступает гражданин, приобретающий товары для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, то к таким договорам применяются также нормы законодательства о защите прав потребителей, в частности. Федерального закона «О защите прав потребителей» и изданных в соответствии с ним иных правовых актов.

Под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.) (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки»). При этом согласно § 2 гл. 30 ГК РФ, в случае если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.

Вопросы разграничения договоров розничной и других видов договоров купли-продажи весьма актуальны в правоприменительной практике. Так, при разрешении споров, вытекающих из других договоров, не относящихся к розничной торговле, например, из договоров поставки, суды нередко делают ссылки на ст. 495, 496 ГК РФ и др.

Правильная квалификация договора в качестве договора розничной купли-продажи имеет значение не только для гражданского права, но также для налогообложения, административного права. Так, в целях гл. 26.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП) к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. С учетом положений ст. 492 ГК РФ и ст. 506 ГК РФ основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара (Письмо Минфина РФ от 4 июня 2008 г. № 03-11-04/3/261).

В то же время в налоговом законодательстве обращается внимание на другие признаки розничной купли-продажи. В силу ст. 346.27 НК РФ для целей гл. 26.3 НК РФ под розничной торговлей подразумевается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в пп. 6 – 10 п. 1 ст. 181 НК РФ, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания. При продаже товара в кредит применяется отсроченная оплата товара спустя определенный период времени после его передачи продавцом. Указанные операции не подпадают под определение розничной торговли, приведенное в ст. 346.27 НК РФ. При этом деятельность аптек по реализации лекарственных средств отдельным категориям населения, имеющим право на получение дополнительной бесплатной помощи, за счет оплаты данных лекарственных средств уполномоченными фармацевтическими организациями безналичным путем, признается с точки зрения налогообложения розничной торговлей (Письмо Минфина РФ от 18 января 2006 г. № 03-11-04/3/18). Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

По своей юридической природе договор розничной купли-продажи является:

  • публичным;
  • консенсуальным;
  • возмездным;
  • двусторонне обязывающим (взаимным).

В п. 2 ст. 492 ГК РФ отмечается, что договор розничной купли-продажи является публичным. Из этого следует, что коммерческая организация или индивидуальный предприниматель по характеру своей деятельности должны исключать договор розничной купли-продажи в отношении каждого, кто к ним обратится, и не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Гражданский кодекс относит договор розничной купли-продажи к договору присоединения (ст. 428 ГК РФ).

В силу того что договор заключается на равных условиях со всеми покупателями, покупатель может заключить договор на предложенных условиях либо отказаться от его заключения. Если контрагенту предлагается либо принять такой договор целиком, как он есть, либо отказаться без какой-либо возможности обсуждения отдельных пунктов, он становится «договором присоединения».

Консенсуальный договор розничной купли-продажи в силу того, что считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора.

Договор розничной купли-продажи возмездный, то есть, основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены.

Договор розничной купли-продажи двусторонне-обязывающий (взаимный), то есть, наличествуют субъективные права и обязанности у обеих сторон договора.

Деление договора розничной купли-продажи на виды в законодательстве осуществляется по различным основаниям. В ГК выделены следующие его виды:

  • продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок;
  • продажа товаров по образцам (описаниям, каталогам);
  • продажа товаров с использованием автоматов;
  • продажа товара с условием о его доставке покупателю;
  • договор найма-продажи.

Единый критерий выделения данных видов договора розничной купли-продажи отсутствует. Так, при продаже товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок, продаже товара с условием о его доставке покупателю и продаже товаров по образцам (описаниям, каталогам) основанием для их выделения следует считать момент исполнения продавцом обязанности по передаче товара покупателю. В отличие от этого при продаже товаров с использованием автоматов основанием для выделения в отдельный вид розничной купли-продажи является момент заключения договора, а в договоре найма-продажи — момент перехода права собственности на товар к покупателю.

В соответствии с п. 4 ст. 426 ГК, п. 2 ст. 1 Закона о защите прав потребителей Правительство РФ вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации, уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров, в том числе договоров розничной купли-продажи. В ст. 26 Закона о защите прав потребителей Правительству РФ предоставлено право утверждать правила продажи отдельных видов товаров. В настоящее время особенности продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров урегулированы Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55

 

ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

2.1. СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Как видно из определения договора розничной купли-продажи данного в ст. 492 ГК РФ субъектный состав договора включает продавца с одной стороны и покупателя с другой.

Продавец в договоре розничной купли-продажи — лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, причем не всякую, а именно по продаже товаров в розницу. Отсюда розничный продавец — специализированный предприниматель (розничный торговец).

Во-первых, продавец по договору розничной купли-продажи — гражданин, зарегистрированный в качестве предпринимателя, или любая коммерческая организация. Гражданин, не зарегистрированный в этом качестве, продавцом по договору розничной купли-продажи быть не может, но в силу п. 4 ст. 23 ГК РФ суд может применить к совершенным им сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (в том числе пар. 2 гл. 30 ГК).

Продавцом по данному договору может быть и некоммерческая организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность согласно абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК. Дело в том, что: a) ограничение, установленное в абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК насчет предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, само по себе не исключает их из круга розничных продавцов (и из п. 1 ст. 492 ГК); б) сам п. 1 ст. 492 ГК не дает повода для отождествления розничных продавцов с гражданами-предпринимателями и коммерческими организациями: он говорит об осуществлении предпринимательской деятельности, а она может осуществляться в том числе и некоммерческими организациями (например, общественными или религиозными организациями (объединениями), которые могут продавать специальную литературу, атрибутику и т.п.); в) ч. 6 преамбулы Закона о защите прав потребителей, регулирующего значительную часть розничной купли-продажи, определяет, что продавец — организация независимо от ее формы, а также индивидуальный предприниматель.

Во-вторых, в условиях наличия у большинства предпринимателей универсальной правоспособности и нередкого ведения ими различного бизнеса сфера розничной торговли должна быть исключительной деятельностью или одним из видов деятельности предпринимателя. Правила пар. 2 гл. 30 ГК не распространяются на отношения купли-продажи с участием оптовых продавцов (за исключением мелких оптовиков, которые торгуют в том числе и в розницу).

В-третьих, поскольку на стороне розничного продавца всегда выступает специализированный предприниматель (розничный торговец), розничной торговле присущи все те признаки, которые вообще присущи предпринимательской деятельности, в том числе направленность на систематическое получение прибыли от продажи товаров в розницу.

В качестве покупателя могут выступать любые физические и юридические лица, приобретающие товар для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Следует учитывать, что п. 1 ст. 492 ГК РФ устанавливает не дихотомическое (предпринимательское – не предпринимательское), а трихотомическое деление целей приобретения (предпринимательское – «иное» — личное, семейное, домашнее). Это позволяет участвовать в качестве покупателей в договоре розничной купли-продажи не только гражданам и некоммерческим организациям, но и коммерческим организациям, а также индивидуальным предпринимателям.

Розничный покупатель не должен быть предпринимателем. Это следует из указания закона: приобретаемый в розницу товар не может и не должен использоваться в предпринимательской деятельности.

Субъектный состав на стороне розничных покупателей неоднороден. Если розничным покупателем является гражданин, то он имеет специальный статус потребителя и только в отношении его применяется законодательство о защите прав потребителей. Согласно ч. 3 преамбулы данного Закона потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Некоммерческие организации могут быть розничными покупателями, но при этом потребителями не являются. Поэтому приобретение товаров в розницу гражданами регулируют пар. 2 гл. 30 ГК и специальное законодательство, а приобретение товаров в розницу некоммерческими организациями — только пар. 2 гл. 30 ГК.

Розничным покупателем может быть гражданин, однако если гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, приобретает товар для осуществления предпринимательской деятельности, само по себе отсутствие у него статуса предпринимателя не делает его потребителем автоматически. Напротив, желание использовать товар не в бытовых, а в предпринимательских целях лишает его статуса потребителя. Отсюда при характеристике розничного покупателя субъектный признак должен рассматриваться в обязательной связи с признаком цели приобретения товара.

Нет никаких препятствий считать гражданина-предпринимателя потребителем в тех случаях, когда покупка товара осуществляется им исключительно для удовлетворения личных, семейных, домашних (т.е. бытовых) потребностей.

Также существует мнение, что организации не могут выступать в качестве покупателей в договоре розничной купли-продажи. В. В. Ровный пишет: «Коммерческие организации, приобретающие товары, в отличие от граждан-предпринимателей, не могут быть розничным и покупателями. Приобретая товары, они объективно не могут удовлетворять бытовые (личные, семейные, домашние) потребности за отсутствием таковых. Даже если им удастся доказать, что купленный товар предназначался для некоммерческого использования, например для благотворительной акции (а сделать это не просто, принимая во внимание универсальную правоспособность большинства коммерческих организаций и все вытекающие отсюда последствия), сделка по его приобретению может и должна квалифицироваться как обычный договор купли-продажи или договор поставки».

По-нашему мнению коммерческая организация может выступать на стороне покупателя договора розничной купли-продажи, при этом в случае приобретения покупателем товара (например, оргтехники, офисной мебели, транспортных средств и т.п.) для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя может возникнуть проблема, связанная с квалификацией заключенного договора. Поскольку указанная цель не относится ни к предпринимательскому, ни к личному использованию, а является «иной», подобный договор формально подпадает под определение и розничной купли-продажи, и поставки. В судебно-арбитражной практике эта коллизия решается в зависимости от фигуры продавца. Если в этой роли выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон должны регулироваться нормами о розничной купле-продаже. Если же в качестве продавца выступает иной предприниматель – о поставке (п. 5 постановления Пленума ВАС № 18).


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3