Страницы: 1 2
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством обогащения развивающей предметно – пространственной среды
2.1. Выявление уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Теоретическое изучение проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством обогащения развивающей предметно – пространственной среды, позволило сделать нам вывод о том, что необходимо провести опытно–экспериментальное исследование. Проблемы изучения уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста являются достаточно важными для психологии. Цель эксперимента: изучить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1 этап был направлен на изучение, обобщение и анализ литературы по проблеме исследования, определение теоретико-методологических основ исследования, конкретизацию гипотезы, целей и задач исследования.
2 этап включал подбор методик для изучения уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Применение выбранных методов для изучения уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
3 этап. Качественная и количественная обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов. Расчет по соответствующим критериям, внесение полученных данных в таблицы.
В своем исследовании мы опирались на определение сенсорного развития, данное Н.Н. Поддьяковым, который определяет его, как «…целенаправленное развитие у детей сенсорных способностей: ощущений, восприятия, представлений», и определение сенсорных эталонов, данное А.В. Запорожцем, где «сенсорный эталон – это система чувственных качеств предметов, усваиваемых ребенком в процессе онтогенеза и используемых им в качестве внутреннего образца при исследовании, обследовании объектов и определении их (объектов) свойств».
На подготовительном этапе исследования был осуществлен обзорно — аналитический анализ психолого-педагогической и специальной психологической литературы, описывающих подходы к изучению уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе ГБОУ Школа 2065 образовательная площадка Д-6. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 3-4 лет (10 детей — контрольной и 10 детей — экспериментальной групп). Также в исследовании приняли участие воспитатели группы.
Методы и методики исследования. Для реализации поставленных задач и подтверждения исходных положений исследования были использованы следующие эмпирические методы исследования (приложение 1).
Методика 1. «Группировка игрушек» (адаптированный вариант методики Л.А. Венгера). Задача состояла в том, чтобы определить стадию развития восприятия формы, умения использовать геометрические узоры (образцы) при определении общей формы тех или иных предметов, т.е. когда они совпадают по форме.
Методика 2 «Построй из кубиков» (Стребелева Е.А.). Задача – определить уровень восприятия цвета, умение визуализировать, копировать по образцу, действовать целенаправленно.
Методика 3 «Разбери и сложи матрешку» (Стребелева Е.А.). Задача направлена на оценку уровня развития величины. Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т.е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек ребёнка просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна».
Диагностика проводилась в индивидуальной форме. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале.
Рассмотрим результаты констатирующего эксперимента с использованием описанных методик.
Фиксация результатов диагностики по методике «Группировка игрушек» производилась исходя из следующих показателей уровней развития:
1 балл (низкий уровень) – ребенок не понимает и не принимает задание, с заданиями справиться не мог даже при поддержке и помощи взрослого, в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла (ниже среднего уровень) — ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа
3 балла (средний уровень) – ребенок не ориентируется на образец-эталон, с заданиями справляется частично, периодически требуется помощь и активное стимулирование, после обучения соотносит форму игрушек с образцом.
4-5 баллов (высокий уровень) – ребёнок опускает игрушки с учётом образца, ребенок понимает задание, с заданием справился полностью, самостоятельно, заинтересован в конечном результате.
Таблица 1 — Результаты диагностики методики «Группировка игрушек» экспериментальной группы
№ | Ф.И. | Возраст | Количество баллов | Уровень |
1 | Алиса К. | 3.5 | 2 | ниже среднего |
2 | Женя Ж. | 3.4 | 2 | ниже среднего |
3 | Николай З. | 3.4 | 1 | низкий |
4 | Игорь Г. | 3.3 | 2 | ниже среднего |
5 | София Б. | 3.5 | 1 | низкий |
6 | Кирилл Р. | 3.6 | 3 | средний |
7 | София Л. | 3.6 | 2 | ниже среднего |
8 | Матвей Р. | 3.5 | 1 | низкий |
9 | Миша А. | 3.6 | 2 | ниже среднего |
10 | Миша Л. | 3.5 | 2 | ниже среднего |
Таким образом, из таблицы 1 видно, что у детей экспериментальной группы отмечался уровень ниже среднего, так шесть детей набрали по 2 балла. Дети с уровнем развития ниже среднего в процессе задания действовали, не ориентируясь на образец-эталон; после показа продолжали опускать игрушки без учёта основного принципа. Трое детей экспериментальной группы в данном задании набрал 1 балл. Уровень сенсорного развития этих детей – низкий, так, выделили, что они не понимали и не принимали предложенное задание. И один ребенок экспериментальной группы набрал 3 бала — ребенок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.
Таблица 2 — Результаты диагностики методики «Группировка игрушек» контрольной группы
№ | Ф.И. | Возраст | Количество баллов | Уровень |
1 | Кира Ф. | 3,7 | 2 | ниже среднего |
2 | Дима Г. | 3,6 | 3 | средний |
3 | Саша Т | 3, 6 | 1 | низкий |
4 | Алисия П. | 3,8 | 3 | средний |
5 | Глеб К. | 3,5 | 1 | низкий |
6 | Лида К. | 3,6 | 2 | ниже среднего |
7 | Маша Л. | 3,5 | 1 | низкий |
8 | Ярослав П. | 3,6 | 2 | ниже среднего |
9 | Олег Я. | 3,5 | 1 | низкий |
10 | Макар Р. | 3,4 | 2 | ниже среднего |
Анализ данных показал, что у детей контрольной группы преобладает низкий уровень сенсорного развития.
Так четверо детей контрольной группы набрали по 2 балла. Данные дети в процессе задания действовали, не ориентируясь на образец-эталон; после показа продолжали опускать игрушки без учёта признака формы. Четверо детей контрольной группы в данном задании набрали 1 балл. Эти дети не понимали и не принимали предложенное задание, не справились с предложенным заданием. И двое детей контрольной группы набрали 3 балла – дети со средним уровнем ориентируются на образец-эталон, с заданиями справляются частично, этим детям периодически требуется помощь и активное стимулирование, после обучения соотносят форму игрушек с образцом.
Рисунок 2 — Результаты диагностики методики «Группировка игрушек» контрольной группы.
Итак, при первичной диагностике по методике «Группировка игрушек» дети показали недостаточное количество знаний о форме предметов. Необходимо улучшить знания о форме предметов.
Сравним уровни развития экспериментальной и контрольной групп. Так, можно видеть, что показатели сенсорного развития детей в обеих группах находятся примерно на одном уровне.
Рисунок 3 — Сравнение результатов диагностической методики «Группировка игрушек» в экспериментальной и контрольной группах
Так к высокому уровню сформированности восприятия геометрических эталонов и формы отнесли 0% детей обеих групп.
К среднему уровню сформированности восприятия геометрических эталонов и формы отнесли 1 ребенок (10%) экспериментальной и 2 детей (20%) контрольной групп. Эти дети справились с большей частью заданий. Не все смогли сгруппировать по форме, сравнить фигуры (найти сходство и различие), не определили, какой формы предмет.
К уровню ниже среднего отнесли 6 детей (60%) экспериментальной и 4 детей (40%) контрольной групп, которые предпринимали попытки к выполнению методики, но не сразу справлялись с ней. Им требовалось больше времени на одно действие, чем предыдущей группе детей, и некоторые из них не смогли выполнить задание верно.
К низкому уровню сформированности восприятия фигуры и формы отнесли 3 детей (30%) экспериментальной и 4 детей (40%) контрольной групп. Этим детям нужна была помощь в выполнении почти всех заданий.
Далее была проведена методика «Построй из кубиков», которая позволила определить уровень развития цветового восприятия.
Фиксация результатов диагностики по методике «Построй из кубиков», производилась исходя из следующих показателей уровней развития:
Низкий уровень: 1-2 балла – у ребенка отсутствует понятие цвета, он не может их различить. Даже после обучения ребенок не может выделить цвета по слову, у него отсутствует стремление к конечному результату.
Средний уровень: 3 балла – наблюдается интерес к итогу задания, ребенок определяет цвет по слову.
Высокий уровень: 4 балла – данная оценка дается в том случае, если этот ребенок умеет различать цвета, а также называет их и определяет по слову, при этом присутствует заинтересованность в результате.
Таблица 3 — Результаты диагностики методики «Построй из кубиков» экспериментальной группы
№ | Ф.И. | Возраст | Количество баллов | Уровень |
1 | Алиса К. | 3.5 | 2 | ниже среднего |
2 | Женя Ж. | 3.4 | 2 | ниже среднего |
3 | Николай З. | 3.4 | 2 | ниже среднего |
4 | Игорь Г. | 3.3 | 1 | низкий |
5 | София Б. | 3.5 | 1 | низкий |
6 | Кирилл Р. | 3.6 | 2 | ниже среднего |
7 | София Л. | 3.6 | 3 | средний |
8 | Матвей Р. | 3.5 | 1 | низкий |
9 | Миша А. | 3.6 | 2 | ниже среднего |
10 | Миша Л. | 3.5 | 2 | ниже среднего |
Таким образом, из таблицы 3 видно, что шесть детей экспериментальной группы набрали по 2 балла. Данные дети в процессе задания принимали, но по показу выполнить не могли, в условиях подражания справляется с заданием, а после обучения не могли выполнить задание по показу. Трое детей экспериментальной группы в данном задании набрал 1 балл. Дети не понимали и не принимали предложенное задание. Один ребенок бросал кубики и размахивал ими. И один ребенок экспериментальной группы набрал 3 бала — ребенок опускает игрушки, не всегда выполняя точно; после обучения может выполнить постройку по показу.
Рисунок 4 — Результаты диагностики методики «Построй из кубиков» экспериментальной группы
Таблица 4 — Результаты диагностики методики «Построй из кубиков» контрольная группы
№ | Ф.И. | Возраст | Количество баллов | Уровень |
1 | Кира Ф. | 3,7 | 2 | ниже среднего |
2 | Дима Г. | 3,6 | 2 | ниже среднего |
3 | Саша Т | 3, 6 | 2 | ниже среднего |
4 | Алисия П. | 3,8 | 2 | ниже среднего |
5 | Глеб К. | 3,5 | 1 | низкий |
6 | Лида К. | 3,6 | 2 | ниже среднего |
7 | Маша Л. | 3,5 | 1 | низкий |
8 | Ярослав П. | 3,6 | 2 | ниже среднего |
9 | Олег Я. | 3,5 | 2 | ниже среднего |
10 | Макар Р. | 3,4 | 2 | ниже среднего |
Таким образом, из таблицы 3 видно, что восемь детей контрольной группы набрали по 2 балла. Данные дети в процессе задания принимали, но по показу выполнить не могли, в условиях подражания справляется с заданием, а после обучения не могли выполнить задание по показу. Двое детей контрольной группы в данном задании набрал 1 балл. Дети не понимали и не принимали предложенное задание. один ребенок бросал кубики и размахивал ими.
Рисунок 5 — Результаты диагностики методики «Построй из кубиков» контрольная группы
Рисунок 6 — Сравнение результатов диагностической методики «Построй из кубиков» в экспериментальной и контрольной группах
Таким образом, мы видим, что у детей в экспериментальной группе преобладает низкий уровень – 60% (6 детей), у 40% детей экспериментальной группы (4 воспитанников) выявлен средний уровень, в контрольной группе средний и низкий уровень выявлен поровну (50% и 50 %).
Основные неудачи возникали у детей экспериментальной группы, которые не могли выполнить верно инструкцию или неверно сличали детали, не могли выполнить задания даже после помощи взрослого, делали постройку по собственному замыслу, игнорируя цветовой спектр, который был предложен. Действия детей были хаотичны, не имели никакой смысл.
Средний уровень развития восприятия цвета и умения действовать по показу отмечен у 4 детей экспериментальной группы и 5 детей контрольной группы, сенсорное развитие данных детей характеризуется достаточной способностью к восприятию цвета, его классификации, умением выбрать цвет при помощи педагога и действовать по показу.
Низкий уровень развития восприятия цвета и умения действовать по показу отмечен у остальных воспитанников, характеризующихся восприимчивостью к заданию, недостаточной способностью к восприятию цвета и его классификации, отсутствием целенаправленности, неумением выбрать цвет.
Далее проведена методика «Разбери и сложи матрешку».
Фиксация результатов диагностики по методике «Разбери и сложи матрешку» производилась исходя из следующих показателей уровней развития:
Низкий уровень: 1-2 балла ребенок получает, если он не может принять и выполнить данное задание. Даже если задание ребенок понимается, ребенок при этом пробует его выполнять, но он при этом не определяет величину частей, а действия ребенка хаотичны.
Средний уровень: 3 балла – ребенок понимает задание, выполняет его методом подбора. При этом ребенок самостоятельно выполняет задание только после дополнительного обучения. В целом ребенка интересует только итоговый результат.
Высокий уровень: 4 балла – ребенок понимает и принимает данное задание, складывает матрешку методом проб, используя способ примерки, у него есть заинтересованность в итоговом результате задания.
Исходя из диагностики по данной методике, у нас получились следующие результаты. Большинство детей имеют представления о величине, но при выполнении задания допускают ошибки. В большинстве случаев, дети самостоятельно выполняли задания.
Таблица 5 — Результаты диагностики методики «Разбери и сложи матрешку» экспериментальной группы
№ | Ф.И. | Возраст | Количество баллов | Уровень |
1 | Алиса К. | 3.5 | 2 | ниже среднего |
2 | Женя Ж. | 3.4 | 2 | ниже среднего |
3 | Николай З. | 3.4 | 2 | ниже среднего |
4 | Игорь Г. | 3.3 | 2 | ниже среднего |
5 | София Б. | 3.5 | 2 | ниже среднего |
6 | Кирилл Р. | 3.6 | 3 | средний |
7 | София Л. | 3.6 | 2 | ниже среднего |
8 | Матвей Р. | 3.5 | 2 | ниже среднего |
9 | Миша А. | 3.6 | 1 | низкий |
10 | Миша Л. | 3.5 | 1 | низкий |
Таким образом, результаты диагностики экспериментальной группы показали, что семь детей младшего возраста, при выполнении данного задания набрали по 2 балла. Данные дети понимали суть предложенного задания, стремились действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывали основной параметр (величину) частей матрёшки. Двое детей при выполнении данного задания показали результат, соответствующий 1 баллу. Данные дети не принимали задание, не стремились его выполнить; после обучения не переходили на адекватные способы действия. И один ребенок показал 3 балла — в процессе обучения данные дети действовали адекватно, переходили к самостоятельному способу действия.
Рисунок 7 — Результаты диагностики методики «Разбери и сложи матрешку» экспериментальной группы
Таблица 6 — Результаты диагностики методики «Разбери и сложи матрешку» контрольной группы
№ | Ф.И. | Возраст | Количество баллов | Уровень |
1 | Кира Ф. | 3,7 | 2 | ниже среднего |
2 | Дима Г. | 3,6 | 3 | средний |
3 | Саша Т | 3, 6 | 2 | ниже среднего |
4 | Алисия П. | 3,8 | 2 | ниже среднего |
5 | Глеб К. | 3,5 | 1 | низкий |
6 | Лида К. | 3,6 | 2 | ниже среднего |
7 | Маша Л. | 3,5 | 1 | низкий |
8 | Ярослав П. | 3,6 | 2 | ниже среднего |
9 | Олег Я. | 3,5 | 1 | ниже среднего |
10 | Макар Р. | 3,4 | 2 | ниже среднего |
Таким образом, из таблицы 6 видно, что шесть детей младшего возраста, при выполнении данного задания набрали по 2 балла. Данные дети понимали суть предложенного задания, стремились действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывали основной параметр (величину) частей матрёшки, таким образом, в процессе выполнения данного задания отмечалось хаотичность выполнения действий; в процессе обучения данные дети действовали адекватно, однако после обучения не переходили к самостоятельному способу действия; были безразличны к результату своей деятельности. Четверо детей при выполнении данного задания показали результат, соответствующий 1 баллу. Данные дети не принимали задание, не стремились его выполнить; после обучения не переходили на адекватные способы действия.
Рисунок 8 — Результаты диагностики методики «Разбери и сложи матрешку» контрольной группы
Сравним данные по результатам диагностической методики «Разбери и сложи матрешку» в экспериментальной и контрольной группах
Рисунок 9 — Сравнение результатов диагностической методики «Разбери и сложи матрешку» в экспериментальной и контрольной группах
Можно увидеть, что в обеих группах преобладает уровень – ниже среднего. Так, 7 детей экспериментальной группы и 6 детей контрольной группы не могли собрать матрешку обратно; не соизмеряли величину и физическими усилиями пытались вставить неподходящую часть матрешку в другую.
Средний уровень — в ходе выявили у ребенка экспериментальной группы, он допустил следующие ошибки: неправильно принимал инструкции, складывал не в заданной последовательности, но определял ошибку с направляющей помощью взрослого и успешно выполнял задание.
Относим низкий уровень сформированности восприятия фигуры и формы 4 детей контрольной групп. Эти дети не справились с данным заданием, даже если им предлагалась простая инструкция и различные виды помощи. Они все предметы пытались положить в рот, если понравились; кидать, если не понравились.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что у многих детей сенсорное развитие сформировано недостаточно, а у некоторых эта область развития грубо нарушена. Знания о сенсорных эталонах сформированы недостаточно. Дети часто отвлекались на посторонние предметы, проявляли нежелательное поведение, когда что — то не получалось. Но некоторые дети показали хороший результат.
Итак, по результатам констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что у большинства детей младшего дошкольного возраста сенсорное развитие сформировано недостаточно. Это проявляется в затруднениях, которые испытывали дети при осознании цели предлагаемого им задания, при осмыслении и выборе действий, необходимых для выполнения задания.
Таблица 7 — Сводные данные по результатам диагностики по методикам в экспериментальной группе
№ | Ф.И. | Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | Уровень |
1 | Алиса К. | 2 | 2 | 2 | ниже среднего |
2 | Женя Ж. | 2 | 2 | 2 | ниже среднего |
3 | Николай З. | 1 | 2 | 2 | ниже среднего |
4 | Игорь Г. | 2 | 1 | 2 | средний |
5 | София Б. | 1 | 1 | 2 | ниже среднего |
6 | Кирилл Р. | 3 | 2 | 3 | средний |
7 | София Л. | 2 | 3 | 2 | средний |
8 | Матвей Р. | 1 | 1 | 2 | ниже среднего |
9 | Миша А. | 2 | 2 | 1 | средний |
10 | Миша Л. | 2 | 2 | 1 | средний |
Таблица 8 — Сводные данные по результатам диагностики по методикам в контрольной группе
№ | Ф.И. | Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | Уровень |
1 | Кира Ф. | 2 | 2 | 2 | средний |
2 | Дима Г. | 3 | 2 | 1 | средний |
3 | Саша Т | 1 | 2 | 2 | средний |
4 | Алисия П. | 3 | 2 | 2 | средний |
5 | Глеб К. | 1 | 1 | 1 | низкий |
6 | Лида К. | 2 | 2 | 2 | средний |
7 | Маша Л. | 1 | 1 | 1 | низкий |
8 | Ярослав П. | 2 | 2 | 2 | средний |
9 | Олег Я. | 1 | 2 | 1 | средний |
10 | Макар Р. | 2 | 2 | 2 | средний |
Таким образом, проведенное обследование сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста показало, что умение различать и называть цвет, форму и величину предметов находится на сравнительной низком уровне (что соответствует в основном среднему и низкому уровням). В связи с этим можем утверждать, что необходимо проводить работу в данном направлении. Предполагаем, что обогащение развивающей предметно – пространственной среды позволит значительно повысить данный уровень у детей экспериментальной группы.
2.2. Проведение работы по сенсорному развитию младших дошкольников посредством обогащения развивающей предметно-пространственной среды
Результаты констатирующего эксперимента позволили определить цели дальнейшего исследования по сенсорному развитию младших дошкольников. Работа в формирующей части эксперимента велась на протяжении трех месяцев (с середины февраля и по 10 мая). Время работы с детьми было увеличено в связи с тем, что поставленные задачи нельзя решить так быстро (в течение только преддипломной практики).
В этом возрасте основным видом деятельности является игра – она обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения и включение в различные формы сотрудничества. Так, в соответствии с этим нами была дополнена зона сенсорного развития, направленная на:
- развитие восприятия формы;
- развитие восприятия величины;
- развитие восприятия цвета.
Отметим, что на начало проведения формирующего эксперимента «сенсорная зона» включала такие предметы для формирования представлений о цвете, форме и величине: 2-3 пирамидки; матрёшки; дощечки с плоскими геометрическими вкладышами; 1 объёмный контейнер с отверстиями разной формы; плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) в двух наборах; объёмные геометрические формы (шар, призма, куб, кирпич); предметные картинки с изображением животных, предметов мебели, посуды, одежды разного цвета и размера; дидактические кубики с прорезями или углублениями разного цвета и размера.
Проанализировав наличие предметов и игр в «сенсорной зоне», было принято решение пополнить ее дополнительными материалами. Прежде всего, увеличили количество пирамидок разного цвета и с различным количеством колечек; шнурочки разного цвета и размера; одежда для кукол разного размера. С помощью родителей и администрации детского сада добавили предметы-вкладыши (кубы, коробочки, шары), приобрели рамки – вкладыши Марии Монтессори, блоки Дьенеша. Был подобран и разнообразный броссовый материал: бобы разного размера и цвета, каштаны, желуди, морские камешки; пуговицы разного цвета, формы и размера; счетные палочки разного цвета и размера; пластиковые баночки с крышечками разного размера и цвета.
Создавая зону сенсорного развития, старались сделать яркую, красочную среду, привлекающую детей и вызывающую у них интерес. Игровые наборы и игрушки расположили так, чтобы они, но мешали свободному перемещению детей.
Так же для соблюдения принципа трансформируемости предметно-пространственной развивающей среды приобрели две перегородки-ширмы в группе для разделения разных зон. Соблюдение этой рекомендации обеспечивало возможность изменений развивающей предметно-пространственной развивающей среды в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов, и возможностей детей.
В ходе работы периодически меняли игровой материал для стимулирования игровой деятельности детей.
Было решено изготовить модель сенсомоторного многофункционального панно «Паровозик Тишка», которая могла быть использована в совместной с воспитателем деятельности и, особенно, в индивидуальной игре с ребенком и в самостоятельной игре дошкольников (приложение 2).
Был изготовлен дидактический материал для игр с детьми на развитие умений различать и называть цвета предметов, так как сочли недостаточным имеющийся ассортимент дидактических игр. Так в «сенсорной зоне» проявились следующие игры: «Чудесные прищепки», «Цветные ежики», «Разноцветные крышечки», «Спрячь мышку», «Цветовой коврик», «С какого дерева лист?», «Большой и маленький листочек», «Подбери форму», «Подбери по цвету», «Где мой домик?», «Разноцветные яички» (приложение 3).
В ходе применения дидактических игр и упражнений в младшей дошкольной группе мы поставили и реализовывали следующие задачи:
- расширить познания детей о цвете;
- сформировать знания детей о формах предметов;
- формировать знания детей о величинах предметов в сравнении;
- обучить детей способам обследования предметов, для выявления сенсорных признаков.
С целью формирования эталонов ощущения величины предметов (большие, маленькие, вот так, не так) были использованы следующие игры и упражнения. Например, игровое упражнение «Построение пирамиды». Это упражнение предназначено для развития умения точно бить по обручу. Для этого упражнения использовали пирамиду одного цвета, состоящую из 3-5 колец. Игра «Домик из маленьких и больших окон» была предназначена для развития внимания детей к величине предметов (большие, маленькие, вот такие, не очень). В этой игре были использованы следующие материалы: оконные силуэты — дидактический образ «дома с маленькими и большими окнами».
Кроме того, в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста углублялось знание сенсорных критериев основных цветов, подходящих для развития ребенка. Для развития этого направления использовались следующие игры: «Прыгай – прыгай по дороге». Эту игра направили на закрепление знаний о размерах и цветах: красный, синий. Для этого изготовили картонную дорожку длиной 40 см и шириной 10 см, а также красные и синие игрушки шириной 4 см.
В ходе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста также знакомили детей с «круглыми» и сферическими предметами. Для этого использовали следующее упражнение: «Представление круга». Это упражнение направили на развитие у детей умения изменять размеры предметов. Силуэты кругов (больших и маленьких), «Раскидай шарики». Это упражнение направлено на восприятие детьми предметов шарообразной формы, 2-х цветов (красный, синий). Для этой игры использовали шарики разного цвета (красный, синий).
Дадим характеристику тем дидактическим играм, которые были изготовлены нами и проведены с детьми экспериментальной группы.
В игре «С какого дерева листок?» формировали у детей умение различать листья по цвету и размеру. Детям предлагали разложить листочки по коробочкам в соответствии с цветом, затем задание усложняли, и ребенку было необходимо ориентироваться на два признака: цвет и величину (все маленькие листочки сложить в коробочки, а большие – оставить на «полянке»). Особое внимание детей обращали на понятие «средний» по размеру.
В дидактической игре «Цветные ежики» учили располагать объекты по цвету. Дети вступали в общение друг с другом, обменивались грибочками, называя их по цвету. Было отмечено, что каждая игра привлекает внимание детей за счет нового материала. Именно вариативность игр позволяла проводить достаточное количество времени для решения поставленных задач.
Дидактическая игра «Подбери форму» позволила научить детей подбирать фигуры к геометрическим образцам, упражнять в различении основных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник и цветов: синий, красный, зеленый. Эта игра проводилась в различных вариантах, с привлечением сказочных персонажей. Значительное внимание уделяли выделению трех размеров фигур: «большие», «маленькие» и «средние» («чуть побольше», «чуть поменьше»).
С большим интересом дети играли в дидактические игры с бельевыми прищепками, упражняясь в различении цветов, а также развивая пальчиковую моторику. Для этих игр было подготовлено достаточное количество контуров предметов (солнышко, репка, редиска, морковь, поросенок, елочка, домик, белочка, зайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и др.), к которым дети прикрепляли прищепки, ориентируясь на цвет и пространственное положение, создавая целостный образ предмета.
В дидактической игре «Воздушные шары» развивали у детей внимание, умение группировать разнородные предметы по цвету, размеру, закрепляли знание основных цветов. Например, показывая ребенку шарик, говорили: «Какого цвета шарик?» (Красный). «Найди такого же цвета ниточку». (Ребенок подбирал ниточку такого же цвета). «Какого цвета шарик?» (Красный). «Какого цвета ниточка?» (Красная). То же проделывали и с другими цветами. Предлагали детям подбирать к шарам разного размера (большой, средний, маленький) ниточки разного размера: длинную, короткую, среднюю. Затем размещали на равном расстоянии вертикально полоски, называя их цвета. Предлагали детям привязать к каждой ниточке по шарику такого же цвета. Дети «привязывали» шарики, называя цвет каждого.
В игре «Закрой ставенки в теремочке» использовали рамки-вкладыши М. Монтессори. В следующий раз эти же рамки-вкладыши раскладывали в виде поезда и детям предлагали закрыть окна в вагончиках, затем подобрать колеса к вагонам. В последующее предлагали контур в виде самолета с прорезями для окошек в виде квадратов разного размера (большие, маленькие и средние). Дети ориентировались в данном случае на размер «окошек» в самолете.
В ходе работы с удовлетворением отмечали, что каждая новая игра увлекала детей.
Дидактическая игра «Спрячь мышку» позволила провести работу по формированию у детей умения различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. При проведении игры раскладывали цветные квадраты — домики с изображением мышек. Показывали на одной картинке как «прячется мышка», когда окошечко закрывается дверцей — квадратиком такого же цвета. При повторном проведении игры использовали домики других цветов, располагая их в ряд и в случайном порядке.
И еще одна самостоятельно изготовленная игра «Подбери чашку к блюдцам» привлекла значительное внимание малышей, в ходе которой они учились выделять цвета, отвлекаясь от признака величины, затем выделять размер, независимо от цвета (при этом называть, какие чашки и блюдца поставил ребенок – все чашки большие, или маленькие, или средние). При выполнении данного задания дети угощали чаем трех медведей.
Игра «Веселые клоуны» позволила детям не только упражняться в различении и назывании цвета, но и развивала мелкую моторику. Дети с удовольствием «надевали» колпачки клоунам, меняли их местами и снова «помогали» клоуну одеться для выступления.
Упражнения «Разноцветные машинки» помогали развивать у детей восприятие цветных предметов, выполнять действия с предметами, выбирать похожие предметы. В гонке участвовали три или четыре автомобиля одного размера и цвета (красный, синий).
Работа над сенсорным развитием детей проходила систематически. С детьми разыгрывалась следующая ситуация: «Встречайте маленького кролика и большого кролика, держащего морковку». В данной игровой ситуации использовали игрушечных кроликов (большие и маленькие) и морковки (большие и маленькие). В дидактической игре «Дом с большими окнами и маленькими окнами» развивали внимание ребенка к размеру (крупному и маленькому) предметов. В качестве материала использовали очертания окон и обучающую картинку «Дом с маленькими и большими окнами».
Для развития умения находить одинаковые по величине предметы использовали одинаковые предметы, мячи, машины в игре «Найди одинаковые». Игру «Найди пару» провели для развития у детей умения распознавать и правильно находить плоские геометрические пары.
Дидактическое упражнение «Мячи» было проведено с целью: развивать у детей умение подбирать предметы одного цвета; упражнять в назывании цветов. Для достижения этой цели использовались мячи одинакового размера четырех основных цветов. В игре «Выберите форму» закрепляли знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, используя в качестве дидактического материала блоки Дьенеша.
Кроме того, проводились игры с детьми младшего дошкольного возраста, направленные на формирование умений работать на собственном примере, выполнять действия по правилам. Это игры с одеждой: суть этой игры заключалась в том, чтобы расставить предметы (солнышко, елочку, ежика) по образцу. В этой игре дети использовали одежду четырех основных цветов, в игре использовались силуэты: солнышко, елочки, ежик, облачко, ягодки.
Игра «Сделаем салат» (кубики и шарики) была ориентирована на умение находить кубики и шарики. В этой игре использовали бусины разной геометрической формы. Дидактическую игру «Игрушки» направили на развитие у детей умения группировать предметы разной формы и величины. Игру «Кто первый соберет игрушки» проводили с целью формирования у детей умения группировать предметы разной формы и величины. Игру «Считай палочки» под руководством воспитателя направили на формирование у детей навыка группировки палочек по цвету. Дидактическая игра «Золушка» была использована для развития умения сортировать предметы (бобы) по цвету, для развития мелкой моторики рук.
И в заключение описания проведенной в экспериментальной группе работы необходимо отметить, что созданная нами модель «Паровозик Тишка» была принята детьми. Эта зона всегда привлекала их к самостоятельному использованию размещенных там материалов. Некоторые дети требовали совместной работы взрослого, особенно на начальных этапах. Дидактические материалы в различных местах хранения постоянно и по мере необходимости менялись с целью достигать той или иной поставленной задачи. Сам же «Паровозик Тишка» служил средством достижения. В ходе «утра радостных встреч» привлекали детей к размещенному материалу, проигрывали варианты уже освоенных игр с наименее активными детьми, побуждали отбирать необходимый материал из мест хранения на данной модели и играть с ним за столами или на ковре. При этом удавалось задействовать наибольшее количество детей в каждой из игр.
Таким образом, обогащение развивающей предметно – пространственной среды, помощь администрации детского сада и родителей в пополнении «сенсорной зоны» помогало заинтересовывать детей в проводимой работе и достигать положительных результатов в сенсорном развитии.
2.3. Анализ результатов проведенной работы
Задача данного этапа исследования — определить эффективность экспериментальной работы. В процессе апробации разработанных методических рекомендаций группа детей младшего дошкольного возраста, разделенная на контрольную группу (КГ-10 человек) и экспериментальную группу (ЭГ-10 человек), с которой проводились занятия в рамках организованной РППС.
Контрольный этап эксперимента предполагал сравнение результатов уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в ЭГ и КГ путем проведения методик, использованных на констатирующем этапе эксперимента.
Контрольный этап эксперимента предполагал несколько этапов: Сравнение результатов диагностики уровня и особенностей сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в ЭГ до и после реализации разработанных методических рекомендаций и инструментария по организации развивающей предметно — пространственной среды.
Повторная диагностика по методике «Группировка игрушек» показал следующие данные:
Таблица 9 — Результаты повторной диагностики методики «Группировка игрушек» экспериментальная группы
№ | Ф.И. | Возраст | Количество баллов | Уровень |
1 | Алиса К. | 3.5 | 3 | средний |
2 | Женя Ж. | 3.4 | 4 | высокий |
3 | Николай З. | 3.4 | 2 | ниже среднего |
4 | Игорь Г. | 3.3 | 2 | ниже среднего |
5 | София Б. | 3.5 | 3 | средний |
6 | Кирилл Р. | 3.6 | 4 | высокий |
7 | София Л. | 3.6 | 2 | ниже среднего |
8 | Матвей Р. | 3.5 | 4 | высокий |
9 | Миша А. | 3.6 | 2 | ниже среднего |
10 | Миша Л. | 3.5 | 3 | средний |
Таким образом, из таблицы 9 видно, что четверо детей экспериментальной группы набрали по 2 балла. Трое детей экспериментальной группы в данном задании набрал 3 балл. Дети опускают игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносят форму игрушек с образцом. Трое детей набрали 4 балла — опускают игрушки с учетом образца; заинтересованы в конечном результате.
Таблица 10 — Результаты повторной диагностики методики «Группировка игрушек» контрольной группы
№ | Ф.И. | Возраст | Количество баллов | Уровень |
1 | Кира Ф. | 3,7 | 2 | ниже среднего |
2 | Дима Г. | 3,6 | 2 | ниже среднего |
3 | Саша Т | 3, 6 | 2 | ниже среднего |
4 | Алисия П. | 3,8 | 3 | средний |
5 | Глеб К. | 3,5 | 2 | ниже среднего |
6 | Лида К. | 3,6 | 4 | высокий |
7 | Маша Л. | 3,5 | 3 | средний |
8 | Ярослав П. | 3,6 | 3 | средний |
9 | Олег Я. | 3,5 | 2 | ниже среднего |
10 | Макар Р. | 3,4 | 3 | средний |
Таким образом, из таблицы 8 видно, что пятеро детей контрольной группы набрали по 2 балла. Четверо детей контрольной группы в данном задании набрал 3 балл. Дети опускают игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносят форму игрушек с образцом. Один ребенок набрал 4 балла — опускает игрушки с учетом образца; заинтересован в конечном результате.
Рисунок 11 – Сводные данные диагностической методики «Группировка игрушек»
Так высокий уровень развития восприятия цвета и умения действовать по показу отмечен у 3 детей экспериментальной и 1 ребенка контрольной групп. Этих детей отличает способность к восприятию цвета и классификации цвета, умения самостоятельно выбрать цвет; К высокому уровню сформированности восприятия геометрических эталонов и формы отнесли 10% и 30% детей: они справились со всеми заданиями. Смогли узнать предметы такой же геометрической формы, правильно отнесли в коробку; показали круглые, квадратные, треугольные предметы. Когда дети допускали незначительные ошибки, они могли самостоятельно их исправить.
К среднему уровню сформированности восприятия геометрических эталонов и формы отнесли 3 детей экспериментальной и 4 детей контрольной групп.
Уровень ниже среднего показали 4 детей экспериментальной и 5 детей контрольной групп. Они справились с частью заданий, но им требовался больший объем помощи, чем в среднем уровне. Дети справились с частью заданий. Не всё смогли верно сгруппировать по форме, сравнить фигуры (найти сходство и различие). Детям этого уровня потребовалось времени больше, чем группе высокого уровня.
Относим низкий уровень сформированности восприятия фигуры и формы не выявлено.
Таким образом, контрольный этап эксперимента показал следующее: с детьми экспериментальной группы проводилась работа по формированию представлений о форме, с использованием методов сравнения и группировки в непосредственно−образовательной деятельности в развивающей предметно — пространственной среде группы. Контрольный этап эксперимента показал увеличение высокого уровня на 30% в экспериментальной и 20% контрольной группах, низкий уровень снизился на 20 % в контрольной группе и в экспериментальной не выявлен.
После апробирования системы работы по определению уровня восприятия цвета, умению подражать, работать по показу была проведена контрольная диагностика. Далее была повторно проведена методика «Построй из кубиков», которая позволила определить уровень развития практической ориентировки на форму, цветового восприятия, целенаправленность действий.
Таблица 11 — Результаты повторной диагностики методики «Построй из кубиков» экспериментальной группы
№ | Ф.И. | Возраст | Количество баллов | Уровень |
1 | Алиса К. | 3.5 | 3 | средний |
2 | Женя Ж. | 3.4 | 2 | ниже среднего |
3 | Николай З. | 3.4 | 3 | средний |
4 | Игорь Г. | 3.3 | 2 | ниже среднего |
5 | София Б. | 3.5 | 4 | высокий |
6 | Кирилл Р. | 3.6 | 3 | средний |
7 | София Л. | 3.6 | 4 | высокий |
8 | Матвей Р. | 3.5 | 3 | средний |
9 | Миша А. | 3.6 | 3 | средний |
10 | Миша Л. | 3.5 | 4 | высокий |
Результаты диагностики показали, что в экспериментальной группе преобладает средний уровень, так двое детей экспериментальной группы набрали по 2 балла. Данные дети в процессе задания принимали, но по показу выполнить не могли, в условиях подражания справляется с заданием, а после обучения не могли выполнить задание по показу. Пять детей экспериментальной группы в данном задании набрали 3 балла. Дети собирают полусферу по образцу, но с помощью взрослого. Трое детей набрали 4 балла – выполняют задания самостоятельно и выполняют другую постройку по образцу.
Таблица 12 — Результаты повторной диагностики методики «Построй из кубиков» контрольной группы
№ | Ф.И. | Возраст | Количество баллов | Уровень |
1 | Кира Ф. | 3,7 | 2 | ниже среднего |
2 | Дима Г. | 3,6 | 2 | ниже среднего |
3 | Саша Т | 3, 6 | 3 | средний |
4 | Алисия П. | 3,8 | 2 | ниже среднего |
5 | Глеб К. | 3,5 | 3 | средний |
6 | Лида К. | 3,6 | 3 | средний |
7 | Маша Л. | 3,5 | 2 | ниже среднего |
8 | Ярослав П. | 3,6 | 3 | средний |
9 | Олег Я. | 3,5 | 2 | ниже среднего |
10 | Макар Р. | 3,4 | 2 | ниже среднего |
Результаты повторной диагностики показали, что в контрольной группе преобладает уровень ниже среднего, так шесть детей контрольной группы набрали по 2 балла. Данные дети в процессе задания принимали, но по показу выполнить не могли, в условиях подражания справляется с заданием, а после обучения не могли выполнить задание по показу. Четверо детей экспериментальной группы в данном задании набрали 3 балла. Дети собирают полусферу по образцу, но с помощью взрослого.
По данным диагностики 3 детей экспериментальной и 2 детей контрольной групп показали высокий уровень, что почти вдвое превышает первичные данные. Средний уровень выявлен у 7 детей экспериментальной и 6 детей контрольной групп, низкий уровень не проявился у 2 детей экспериментальной контрольной групп. По полученным данным была построена диаграмма процентного изменения уровня развития детей
Рисунок 12 – Сводные данные результатов диагностической методики «Построй из кубиков»
На диаграмме показана положительная динамика усвоения знаний учащимися основных цветов, некоторых дополнительных оттенков, а так же уровень усвоения работы по образцу.
Таким образом, результаты экспериментальных работ по развитию умения конструировать из различных видов конструктора у детей обеих групп. Охарактеризованы констатирующий и контрольный этапы опытной работы. На стадии определения уровень развития восприятия цвета, целенаправленности деятельности, у детей: высокий уровень развития отмечен у 30 % воспитанников экспериментальной группы; средний уровень у 50% воспитанников экспериментальной группы и 40% воспитанников контрольной группы; уровень ниже среднего показан у 20% воспитанников экспериментальной группы и 60% воспитанников контрольной группы, низкий уровень не выявлен.
Сравнительный анализ результатов определения и финального этапов показал: повышение высокого уровня на 30%, средний уровень остался почти без изменений у контрольной группы и на 30% повысился у экспериментальной группы, уменьшение низкого уровня у обеих групп. Экспериментально работа показала эффективность использования разработанного комплекса методов в процессе выполнения вариативных задач для развития сенсорного развития посредством предметно-пространственной развивающей среды.
Далее проведена повторно методика «Разбери и сложи матрешку». Повторный диагностический тест восприятия величины показал, что большинство детей справляются с заданием самостоятельно; соотносили верно величины одной части с другой.
Таблица 13 — Результаты повторной диагностики методики «Разбери и сложи матрешку» экспериментальной группы
Экспериментальная группа | ||||
№ | Ф.И. | Возраст | Количество баллов | Уровень |
1 | Алиса К. | 3.5 | 3 | средний |
2 | Женя Ж. | 3.4 | 3 | средний |
3 | Николай З. | 3.4 | 4 | высокий |
4 | Игорь Г. | 3.3 | 3 | средний |
5 | София Б. | 3.5 | 3 | средний |
6 | Кирилл Р. | 3.6 | 4 | высокий |
7 | София Л. | 3.6 | 2 | ниже среднего |
8 | Матвей Р. | 3.5 | 3 | средний |
9 | Миша А. | 3.6 | 3 | средний |
10 | Миша Л. | 3.5 | 2 | ниже среднего |
Таким образом, из таблицы 13 видно, что двое детей экспериментальной группы, при выполнении данного задания набрали по 2 балла. Данные дети понимали суть предложенного задания, стремились действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывали основной параметр (величину) частей матрёшки, таким образом, в процессе выполнения данного задания отмечалось хаотичность выполнения действий; в процессе обучения данные дети действовали адекватно, однако после обучения не переходили к самостоятельному способу действия; были безразличны к результату своей деятельности. Шесть детей при выполнении данного задания показали результат, соответствующий 3 баллу. Данные дети принимали задание, стремились его выполнить.
К высокому уровню сформированности восприятия величины отнесли 2 детей экспериментальной группы, так как они справились с заданием. Смогли правильно разобрать матрешку, расставить по величине, собрать обратно. Дети допускали незначительные ошибки в определении величины, но смогли самостоятельно исправить их.
Таблица 14 — Результаты повторной диагностики методики «Разбери и сложи матрешку» контрольной группы
Контрольная группа | ||||
№ | Ф.И. | Возраст | Количество баллов | Уровень |
1 | Кира Ф. | 3,7 | 3 | средний |
2 | Дима Г. | 3,6 | 2 | ниже среднего |
3 | Саша Т | 3, 6 | 3 | средний |
4 | Алисия П. | 3,8 | 2 | ниже среднего |
5 | Глеб К. | 3,5 | 2 | ниже среднего |
6 | Лида К. | 3,6 | 3 | средний |
7 | Маша Л. | 3,5 | 2 | ниже среднего |
8 | Ярослав П. | 3,6 | 3 | средний |
9 | Олег Я. | 3,5 | 3 | средний |
10 | Макар Р. | 3,4 | 2 | ниже среднего |
Из таблицы 14 видно, что пять детей младшего возраста, при выполнении данного задания набрали по 2 балла. Данные дети понимали суть предложенного задания, стремились действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывали основной параметр (величину) частей матрёшки, таким образом, в процессе выполнения данного задания отмечалось хаотичность выполнения действий. Пять детей при выполнении данного задания показали результат, соответствующий 3 баллу. В процессе обучения данные дети действовали адекватно, однако после обучения не переходили к самостоятельному способу действия; интересовались результатом своей деятельности.
Рисунок 13 – Сводные данные результатов диагностической методики «Разбери и сложи матрешку»
На диаграмме показана разница между показателями, полученными на этапах определения и контроля экспериментально работ. Количественные данные, представленные на рисунке 10, показывают, что показатель высокого уровня увеличился на 30% в экспериментальной и 20% в контрольной группах, средний уровень тренировки восприятия ценностей увеличился на 50% в экспериментальной и на 50% в контрольной группах, на уровне ниже среднего показатель снизился на 50% в экспериментальной группе, показатель низкого уровня снизился полностью. Таким образом, анализ результатов контрольного этапа экспериментальной работы показал, что уровень развития формирования ценностного восприятия у детей после этапа обучения изменился в лучшую сторону.
Анализ констатирующего этапа, показывает, что общий уровень в контрольной группе существенно ниже, чем в экспериментальной группе. Из полученных данных, можно сделать следующий вывод, что уровень сенсорного развития детей повысился. Дети экспериментальной группы показали положительную динамику: высокий уровень выявлен у 20% детей по сравнению с 0% на констатирующем этапе исследования. Низкий уровень у детей экспериментальной группы не выявлен. Данные результаты показывает, что дети имеют представления о сенсорных эталонах. Представленная экспериментальная работа доказывает, что общий уровень сенсорного развития повышается именно в условиях целенаправленной педагогической работы.
Анализируя таблицы и рисунки, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе уровень развития восприятия сенсорных эталонов, чем в контрольной. В экспериментальной группе увеличился преимущественно высокий уровень, а именно дети хорошо стали различать формы, вставлять их в правильные окошко без примерки, только глазомером, также разбирали и собирали матрешки значительно быстрее и правильнее, чем дети в контрольной группе. В контрольной группе есть рост, но он минимальный, соответственно он не слишком прогрессивен.
Таким образом, обобщая все полученные данные на протяжении опытно-экспериментальной работы (проведенной в трех этапах), можно говорить о том, что в экспериментальной группе произошли более значимые изменения в умении различать и правильно называть цвет, форму и величину предметов после обогащения развивающей предметно – пространственной среды специально подобранными дидактическими материалами, а также необходимыми дидактическими играми.
Заключение
В первой главе в ходе нашего исследования мы определили, что теоретические основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Анализ педагогической литературы показал, что многие ученые в данной сфере занимались проблемами эмоционального и сенсорного воспитания дошкольников (М.М. Безруких, В.П. Вартан, А.В. Запорожец, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддъяков и другие). Особая роль сенсорному развитию отводится в дошкольном возрасте, с ранних этапов развития ребенка. Одна из главных задач сенсорного воспитания – это развитие навыков сравнивать, синтезировать, обобщать и развивать мысли и представления о предмете за его близкое и отдаленное восприятия. Нарушение сенсорной интеграции проявляется в наличие у ребенка депресивного состояния, СДВГ, беспокойства, задержке развития речи, затруднения в обучении, нарушении координации, сложности в адаптации в социуме, проблем с восприятием информации. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.
Предметно-развивающая среда в детском саду играет важнейшую роль в развитии дошкольников раннего возраста. Предметно-развивающая среда позволит реализовывать поставленные задачи, решение которых предполагает комплексный подход, в котором принимают участие: офтальмолог, тифлопедагог, воспитатель, психолог, физорг. Одно из наиболее эффективных средств сенсорного развития развивающие являются игры и упражнения. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Педагогический эффект развивающей предметно-пространственной среды проявляется при активизирующем общении взрослого и др.
Во второй главе была проведена опытно-экспериментальная работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством обогащения развивающей предметно – пространственной среды.
Исследование проводилось на базе ГБОУ Школа 2065 образовательная площадка Д-6 г. Москва. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 4-5 лет (10 детей — контрольной и 10 детей — экспериментальной групп). Полученные первичные результаты свидетельствуют о том, что у многих детей отмечено неумение различать и называть цвет, форму и величину предметов (средний и низкий уровни сенсорного развития).
В ходе формирующего эксперимента в экспериментальной группе был произведен анализ созданной «сенсорной зоны», которую пополнили необходимыми материалами, а также необходимыми дидактическими играми. В данной работе приняли участие администрация детского сада и родители. Ежедневно вовлекали детей в дидактические игры, направленные на формирование умения различать и называть цвет, форму, величину предметов. Проведению необходимой работы помогала и модель сенсомоторного многофункционального панно «Паровозик Тишка», в котором были собраны необходимые дидактические материалы на каждый конкретный день проводимой работы. Таким образом удавалось достигать необходимых целей сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в течение дня.
Контрольный этап эксперимента предполагал сравнение результатов уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах путем проведения тех же методик, которые использовали на констатирующем этапе эксперимента.
Анализ контрольного этапа, показывает, что общий уровень сенсорного развития (умение различать и называть цвет, форму и величину предметов) в контрольной группе существенно ниже, чем в экспериментальной группе. Из полученных данных, можно сделать следующий вывод, что уровень сенсорного развития детей повысился. Дети экспериментальной группы показали положительную динамику: высокий уровень выявлен у 30% детей по сравнению с 0% на констатирующем этапе исследования. Низкий уровень у детей экспериментальной группы не выявлен. Данные результаты показывает, что дети значительно улучшили свои знания и представления о цвете, форме, величине предметов. Представленная экспериментальная работа доказывает, что общий уровень сенсорного развития повышается именно в условиях целенаправленной педагогической работы в ходе планомерного и систематического проведения специально подобранных дидактических игр.
Таким образом, в ходе проведенного исследования была подтверждена гипотеза, заключающаяся в том, что при обогащении развивающей предметно – пространственной среды сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста стало более высоким, так как дети экспериментальной группы быстрее научились различать и называть основные цвета, форму и величину предметов.
Все поставленные задачи были решены.
Список литературы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации [Текст]. — М.: Эксмо-Пресс, 2022.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Приказы и письма Минобрнауки РФ (с изменениями 2020 г.). — М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
- Аверин, С. Дошкольные образовательные модули – основа формирования развивающей среды ребенка/ С. Аверина, Т. Волосовец //Дошкольное воспитание. — 2019. — №9. – 100 с.
- Алимова, С.В. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] / С.В. Алимова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, – С. 18-20.
- Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка: учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 53 с.
- Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, – 170 с.
- Боровкова, Н. «Солнышко». Многофункциональное дидактическое пособие / Н. Боровкова// Дошкольное воспитание. — 2019. — № 12 — 66 с.
- Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 218 с.
- Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник для среднего профессионального образования / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 446 с.
- Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика. – М.: Юрайт, 2020. – 254 с.
- Гиниятова, С.Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО [Текст] / С.Ю. Гиниятова // Фундаментальная и прикладная наука. — 2019. — № 3. – С. 18-22.
- Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник /А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: Питер, 2019. – 464 с.
- Дрозд, К.В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практику для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 266 с.
- Журнал контроля и оценки развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ [Текст] / авт.- сост. Н.Н. Гладышева, Л.В. Чернова. — Волгоград: Учитель, 2019. – 147 с.
- Запорожец, А. Проблемы психологических исследований дошкольного детства /А. Запорожец //Дошкольное воспитание. — 2018. — № 4. – С. 11-20.
- Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 202 с.
- Коргина, Т. Развивающий коврик «Мишкина полянка» /Т. Коргина //Дошкольное воспитание. — 2018. — № 9. – 61 с.
- Королева, Ю. «Путешествие Колобка». Дидактическое пособие для младшего дошкольного возраста / Ю.Королева// Дошкольное воспитание. — 2017.- № 12. – 67 с.
- Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учебное пособие для вузов / О. В. Крежевских. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 165 с.
- Лебедева, Т. Дидактическая игрушка «Цветик‐семицветик». Для детей 1 года –3 лет // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 11 – 82 с..
- Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие/ Н.В. Микляева. – М.: Академия, 2018. – 640 с.
- Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 275 с.
- Патрушева, И.В. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 130 с.
- Пигуль, Г. Развивающая среда ДОО в контексте поликультурного образования / Г. Пигуль//Дошкольное воспитание. — — №4. –76 с.
- Рабинович, П. Особенности организации мотивирующей развивающей предметно‐пространственной среды дошкольников в условиях введения ФГОС и примерной основной образовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2017. — № 10 – 92 с.
- Седачёва, Т. Ю. Мониторинг развивающей предметно-пространственной среды ДОО / Т. Ю. Седачёва, О. А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. — 2018. — №3. – С.12-15.
- Сиротюк, А. Психосенсорное развитие – основа психики /А. Сиротюк, А. Сиротюк //Дошкольное воспитание. — 2018. — № 11. – С. 59-65.
- Смирнова, Е.О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. – М.: Юрайт, 2020. – 122 с.
- Степанова, М. П. Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования / М. П. Степанова, Т. В. Маслова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №9. – С. 64-65.
- Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: учебник для среднего профессионального образования / А. И. Савенков [и др.]; под научной редакцией А. И. Савенкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 339 с.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф