Меню Услуги

Организационно-правовая система государственного управления средне-профессиональным образованием в РФ


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • 1.1. Система среднего профессионального образования в России
  • 1.2. Правовое регулирование среднего профессионального образования в России
  • 1.3. Цели, задачи и принципы государственного управления средне-профессиональным образованием РФ
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕ- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РФ
  • 2.1. Организация государственного управления средне-профессиональным образованием РФ
  • 2.2. Практические проблемы и пути их решения государственного регулирования в области среднего профессионального образования в Тюменской области
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АНО СПО — Автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования
ГОУ СПО — Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования
ГК — Гражданский кодекс
НОУ СПО — Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования
СПО — среднее профессиональное образование
ССУЗ — Среднее специальное учебное заведение
РФ — Российская Федерация
СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Устойчивое понимание ведущей роли образования в общественном развитии само по себе не решает задачи реализации доступности образования вообще и среднего профессионального образования в частности. Для этого необходимы административно-правовые механизмы управления образованием, базирующиеся на современной, отвечающей реалиям времени, нормативно-правовой базе национального и международного законодательства об образовании.

Среднее профессиональное образование, в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО) ЮНЕСКО, приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию, т.е. среднее профессиональное образование выступает как послесреднее образование. Его базой является среднее (полное) общее образование (сегодня 11 классов), которое обеспечивает освоение образовательной программы среднего профессионального образования.

Актуальность темы исследования определяется также тем, что переход на рыночные формы хозяйствования во многом изменил методы и способы государственного регулирования системы среднего профессионального образования как в общем по России, так и по его регионам, но не перестал контролировать данную сферу общественной жизни.

За время реформ общественный интерес к системе среднего профессионального образования (СПО) значительно сократился. Обучение в техникуме сегодня нередко рассматривается как вынужденная мера, к которой прибегают либо после неудачной попытки поступления в вуз, либо в случае ограниченных финансовых возможностей.

Искаженное представление о месте и роли средних специальных учебных заведений в системе образования приводит к весьма серьезным негативным социальным и Экономическим последствиям, не позволяя молодежи выстраивать эффективные образовательные траектории, а обществу и государству осуществлять адекватную политику как в сфере образовательных услуг, так и на рынке труда. Несбалансированность между потребностями личности и общества в подготовке специалистов усиливает разрыв между конституционными гарантиями получения доступного среднего профессионального образования и государственным финансовым обеспечением.

Все это предопределяет необходимость исследования вопросов государственного регулирования системы среднего профессионального образования как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Степень разработанности проблемы. Рост числа научных публикаций (монографий, книг и статей в специализированных юридических изданиях) за последнее десятилетие однозначно свидетельствует о неподдельном интересе законодателей и ученых к вопросу нормативно-правового регулирования системы среднего профессионального образования в России.

Вопросы государственного управления средними профессиональными учебными заведениями и особенности механизма осуществления управления ссузами России на современном этапе исследовались такими учеными, как: А.Е. Александров, В.И. Байденко, В.Ф. Взятышев, Ю.В. Громыко, Э.Н. Гусинский, С. Джалалов, Б.А. Злотник, В.М., В.Ф. Пугач, М.В. Шенберг, В.Е. Шукшунов и др.

Среди диссертационных работ, посвященных государственному управлению высшими учебными заведениями России, особо следует выделить работы Н.С. Бар, СП. Бахарева, А.М. Гоголева, О.В. Душкиной, Н.Ф. Казоры, О.В. Кравченко, А.А. Меншикова, О.Н. Столбушинской.

Проблемы регулирования в области среднего профессионального образования достаточно активно обсуждаются в средствах массовой информации, часто являются главными темами различного уровня конференций.

Исследования проблем регулирования среднего профессионального образования в России многообразны и по проблематике, и по реализуемым подходам. Анализ литературы по данной теме показывает недостаточную научную разработанность проблемы, что и послужило основанием для выбора объекта и предмета исследования.

Объектом исследования является система среднего профессионального образования Российской Федерации.

Предметом исследования выступают организационные аспекты функционирования системы среднего профессионального образования в России.

Основной целью исследования является анализ государственного управления в области среднего профессионального образования.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:

— исследовать систему среднего профессионального образования в России;

— рассмотреть цели, задачи и принципы государственного управления средне-профессиональным образованием РФ;

— проанализировать правовое регулирование среднего профессионального образования в России;

— изучить организацию государственного управления средне-профессиональным образованием в РФ;

— выявить практические проблемы и пути их решения государственного регулирования в области среднего профессионального образования.

Методологическую основу исследования составили современные общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, социологический, анализа документов и т.д. Их применение в сочетании с последними достижениями юридической и социологической мысли позволило выявить и проанализировать особенности нормативно-правового регулирования системы среднего профессионального образования в Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составили работы зарубежных и отечественных социологов, выступления государственных деятелей, внесших существенный вклад в разработку проблем формирования и реализации государственного регулирования в области среднего профессионального образования.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Источниковая база исследования опирается на нормативно-правовые материалы, основу которых составляют, прежде всего, Конституция Российской Федерации; Федеральные законы; Указы, Постановления Президента и Правительства РФ, а также статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ и др.

Практическое значение выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения, могут способствовать повышению эффективности работы как органов государственной власти Российской Федерации (Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки), так и самих средних профессиональных учебных заведений.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебников и учебных пособий, а также преподавании дисциплины Государственное и муниципальное управление, служить основой для дальнейших научных исследований в этой области.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованных нормативных актов и литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Система среднего профессионального образования в России

В начале 1997 г. российское правительство приняло решение о необходимости реформирования системы образования. Это делалось в общем контексте пересмотра принципов функционирования и развития социальной сферы в новых условиях.

Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах государства и личности, общества, при этом должны соблюдаться определенные государственные стандарты. Под образованием также понимается формирование в человеке образных систем действительности, которая окружает его, создание проекций реальности, которые призваны помочь человеку ориентироваться в окружающей среде, которая постоянно меняется.

Большое внимание исследованию понятия профессионального образования уделено психологической наукой. Известными психологами профессиональное образование рассматривается в контексте культуры и гуманизации образования. Характерным признаком профессионального образования определяется познавательная деятельность обучающихся.

Проблема профессионального образования многоаспектна, существуют различные теории и направления, пытающиеся дать понятие профессионального образования.

В контексте идей психологии и педагогики, можно сказать, что общей чертой профессионального образования является внимание к возможностям саморазвития личности, его социальной адаптации в профессиональной деятельности.

Профессиональное образование представляет собой процесс овладения определенным уровнем знаний, умений и навыков по конкретным профессиям с получением результата. Понятие «профессиональное образование» отличается от понятия «профессиональная подготовка». Различие состоит в том, что профессиональная подготовка осуществляется в целях подготовки к выполнению определенного вида работы, а профессиональное образование сопровождается повышением общеобразовательного уровня обучающихся. Результатом профессионального обучения является обучение профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

В настоящее время крупные компании России активно занимаются подготовкой собственных кадров, они выходят на создание собственных образовательных структур, набирают опыт подготовки, переподготовки и повышения квалификации своего персонала. Рассмотрим понятие «профессиональное образование» в условиях работы крупных предприятий. Профессиональное образование при этом подразумевает процесс непосредственной передачи профессиональных знаний и умений персоналу предприятия через различные образовательные системы и является важным средством достижения стратегических целей предприятия.

Профессиональное образование включает в себя начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное образование.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего  (полного) общего образования.

Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении  образования; подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (полного) общего,  среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» — на базе бакалавриата.

Деятельность высшего учебного заведения регулируется Законом РФ «О высшем и послевузовском  профессиональном образовании», который утрачивает силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Также деятельность высшего учебного заведения регулируется Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня  образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Дополнительное  образование, реализуемое в пределах каждого уровня  профессионального образования, ставит своей основной задачей непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования  на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования; деятельность учебных заведений этого звена регламентируется Типовым положением об образовательном учреждении  среднего   профессионального образования (среднем  специальном учебном заведении). В данной норме отражена исключительно ориентация на личность, что, безусловно, верно, однако возможно указать и другой достаточно значительный ориентир, а именно, потребность предприятий и государства в определённых категориях специалистах среднего звена.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первом уровне образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах.

Техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

Колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Иными словами, техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям — за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года).

С точки зрения организационно-правовых форм, в сфере среднего профессионального образования действуют:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  • Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ГОУ СПО), в том числе — автономные учреждения;
  • Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (НОУ СПО);
  • Автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования (АНО СПО).

Приём в образовательные учреждения СПО осуществляется на базе основного общего образования (9 классов), а также на базе среднего (полного) общего образования (11 классов). В настоящее время основной контингент обучающихся в техникумах и колледжах имеет основное общее образование: закон «О воинской обязанности и военной службе» не даёт отсрочки от призыва на военную службу лицам, имеющим среднее (полное) общее образование, не обучающимся в вузах; кроме того, из-за низкого конкурса на многие специальности в высших учебных заведениях, абитуриенты, имеющие среднее (полное) общее образование предпочитают получить высшее образование.

Депутаты от Единой России предлагают внести в законодательство поправки, последствием которых станет возможность отсрочки от армии для учащихся техникумов, колледжей и прочих среднепрофессиональных учебных заведений, а также профтехучилищ до времени выпуска. Законопроект уже находится на рассмотрении в Государственной Думе.

В настоящий момент существует подобная отсрочка, но она действует лишь до двадцатилетнего возраста.

Новый законопроект подразумевает отсрочку от армии для студентов-очников аккредитованных государством образовательных учреждений. Чиновник считает, что таким способом можно разрешить вопрос призыва студентов ссузов до окончания ими учебного периода.

Новый законодательный акт при случае его утверждения будет числиться как ФЗ № 93366-6.

Причиной такой законодательной инициативы стала повышенная социальная напряженность, которая отмечается в последние годы среди студентов колледжей, техникумов и профтехучилищ, впрочем, равно как и среди студентов вузов. Обусловлена она неизбежным призывом на срочную военную службу учащихся по новым специальностям, которые еще не получили госаккредитации. Таких специальностей в нашей стране в последние годы появилось уже порядка нескольких десятков. В результате молодые люди целыми группами уходят на призыв.

Депутаты считают, что отсрочка от армии решит два момента. Во-первых, поступать в нее будут квалифицированные призывники, имеющие профессию и диплом. Во-вторых, затраченные на обучение юношей средства будут полностью оправданы.

Остается лишь надеяться, что предложенный законопроект будет одобрен Государственной Думой и принят во всех чтениях.

Прием в образовательные учреждения среднего профессионального образования осуществляется по личному заявлению поступающих на конкурсной основе в соответствии с результатами вступительных испытаний. Поступающий вправе подать заявление об участии в конкурсе одновременно в несколько образовательных учреждений, по нескольким специальностям, а также на различные формы получения образования (очную, очно-заочную (вечернюю), заочную, экстернат.

Конкурс для граждан, имеющих среднее (полное) общее образование, проводится на основании результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ) по предметам, соответствующим специальности, на которую осуществляется прием. По некоторым специальностям (например, музыкальное образование, физическая культура и т.п.) могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности.

Приемная комиссия образовательного учреждения среднего профессионального образования определяет и объявляет:

  • перечень специальностей, на которые образовательное учреждение среднего профессионального образования объявляет прием документов в соответствии с лицензией; при этом по каждой специальности с выделением форм обучения, уровней подготовки (базовый, углубленный) и образования, необходимого для поступления (основное общее, среднее общее) указываются следующие сведения:
  • количество мест для приема за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с утвержденными контрольными цифрами, в том числе количество мест для целевого приема;
  • количество мест для приема по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения (сверх контрольных цифр);
  • перечень вступительных испытаний (наименование предметов и формы проведения) и система оценок вступительных испытаний (с выделением разновидностей профессиональной образовательной программы (полный или сокращенный срок обучения), а также для поступающих, имеющих право на зачисление в образовательное учреждение среднего профессионального образования по результатам сдачи вступительных испытаний при уменьшении количества и (или) изменении формы вступительных испытаний);
  • программы вступительных испытаний;
  • правила приема;
  • количество мест в общежитиях, выделяемых для иногородних студентов.

Перечень специальностей среднего профессионального образования утверждён приказом Минобрнауки России. С 1 января 2010 года при приёме на основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, применяется перечень специальностей среднего профессионального образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 28.09.2009 № 355.

Объём и структура приёма студентов в среднее специальное учебное заведение на обучение за счёт средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации определяются в соответствии с заданиями (контрольными цифрами), устанавливаемыми ежегодно органом государственной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение, по согласованию с федеральным органом управления образованием. Аналогичным образом устанавливаются контрольные цифры приёма и на места, финансируемые за счёт средств местного бюджета с той лишь разницей, что в данном случае контрольные цифры устанавливает орган местного самоуправления, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования принимаются:

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;
  • граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  • военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет.

Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования пользуются:

  • граждане, уволенные с военной службы;
  • дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний;
  • дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом;
  • граждане других категорий, предусмотренных законодательством.

Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования для обучения по специальностям, соответствующим профилю олимпиады. Чемпионы Олимпийских игр, Параолимпийских игр и Сурдоолимпийских игр принимаются на специальности в области физической культуры и спорта без вступительных испытаний.

Среднее специальное учебное заведение вправе устанавливать особые условия приема для лиц, окончивших образовательное учреждение среднего (полного) общего или начального профессионального образования с медалью, имеющих диплом о начальном профессиональном образовании с отличием, или аттестат об основном общем образовании особого образца (с отличием), или иные отличия в уровне подготовки.

Поступающий имеет право ознакомиться со своей экзаменационной работой в порядке, установленном образовательным учреждением среднего профессионального образования.

По результатам вступительного испытания поступающий имеет право подать в образовательное учреждение среднего профессионального образования письменное апелляционное заявление об ошибочности, по его мнению, оценки, выставленной на вступительном испытании, или о нарушении установленного порядка проведения испытания (апелляция). Для рассмотрения апелляций на период проведения вступительных испытаний приказом директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования создается апелляционная комиссия. Рассмотрение апелляции не является переэкзаменовкой, в ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность оценки результата сдачи вступительного испытания. Поступающий имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С несовершеннолетним поступающим (до 18 лет) имеет право присутствовать один из его родителей (законных представителей). При подаче апелляции, а также в случае присутствия при рассмотрении апелляции поступающий должен иметь документ, удостоверяющий его личность. После рассмотрения апелляции выносится решение апелляционной комиссии об оценке результата сдачи вступительного испытания. В случае необходимости изменения оценки составляется протокол решения апелляционной комиссии, в соответствии с которым вносится изменение оценки в экзаменационную работу поступающего, его экзаменационный лист и экзаменационную ведомость. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего. Факт ознакомления с указанным решением удостоверяется подписью поступающего. Выписка из протокола решения апелляционной комиссии хранится в личном деле поступающего.

Студентом (курсантом) среднего специального учебного заведения является лицо, зачисленное приказом директора (начальника) в среднее специальное учебное заведение для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования.

Слушателем среднего специального учебного заведения является лицо, зачисленное приказом директора (начальника) в среднее специальное учебное заведение для обучения на подготовительных курсах или освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Правовое положение слушателя в части получения образовательных услуг соответствует статусу студента соответствующей формы обучения.

Среднее специальное учебное заведение вправе, в пределах численности обучающихся, установленной лицензией, осуществлять подготовку специалистов на основе договоров с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

Студенты могут совмещать учебу с работой и пользоваться при этом льготами, установленными законодательством Российской Федерации о труде и об образовании.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств, в установленном порядке обеспечиваются стипендиями. Студенты вправе получать стипендии, выплачиваемые физическими или юридическими лицами, а также иные стипендии.

Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда среднего специального учебного заведения.

За невыполнение учебного плана по специальности в установленные сроки по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего специального учебного заведения, нарушение правил внутреннего распорядка к студентам могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из среднего специального учебного заведения. Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Итоговая государственная аттестация выпускников средних специальных учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, осуществляется государственными аттестационными комиссиями.

Среднее специальное учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, освоившим соответствующую образовательную программу в полном объеме и прошедшим итоговую государственную аттестацию, диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании.

Лицу, отчисленному из среднего специального учебного заведения либо не прошедшему государственной (итоговой) аттестации или получившему на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка, отражающая объем и содержание полученного образования.

Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Средние специальные учебные заведения находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации. Сегодня в системе обучается около 2,3 млн. молодых людей и девушек.

Большую роль в обеспечении удовлетворения образовательных потребностей играет подготовка специалистов в колледжах. В настоящее время в системе среднего профессионального образования функционируют более 960 колледжей (37% от общего количества учебных заведений), представляющих собой общеобразовательные учреждения нового вида, имеющих более высокие качественные характеристики реализации образовательных программ. Колледжи реализуют программы не только среднего, но и начального, а также дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров, оказания содействия местным органам службы занятости и трудоустройства населения в виде организации курсов, семинаров, индивидуальной подготовки и др.).

Среднее профессиональное образование производится более чем по 300 специальностям. За последние три года введено более 20 новых специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых информационных технологий.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Среднее профессиональное образование участвует в интеграционных процессах между учебными заведениями как внутри уровня («горизонтальная» интеграция средних специальных учебных заведений между собой), так и между уровнями («вертикальная» интеграция средних специальных учебных заведений с высшими учебными заведениями и учреждениями начального профессионального образования).

В условиях значительного снижения бюджетного финансирования образовательная политика отраслевых и региональных органов управления средним профессиональным образованием направлена на формирование системы многоканального и многоуровневого финансирования образовательных учреждений за счет различных источников.

Основными задачами развития системы среднего профессионального образования в настоящее время являются следующие:

1) достижение заданного качества среднего профессионального образования;

2) повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;

3) достижение соответствия между образовательными и профессиональными интересами личности, потребностями рынка труда и объемами подготовки специалистов различных профилей;

4) развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений среднего профессионального образования.

В заключение хотелось бы отметить, что Департамент образования Москвы отчитался о результатах, достигнутых в 2012 году. Так, по заявлению заместителя руководителя департамента Маргариты Русецкой, количество поступивших в московские колледжи в прошлом году увеличилось на 10% и составило 34 605 человек.

По словам чиновника, постоянный рост числа обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования наблюдается уже несколько лет. Наиболее востребованными специальностями являются профессии в области ИТ, транспортных средств, сфере обслуживания, экономики, банковского дела, архитектуры и строительства.

По данным пресс-службы, в 97 столичных колледжах, насчитывающихся в системе образования города Москвы, реализуются программы начального профессионального обучения по 122 специальностям (7 из которых появились в прошлом году) и по 99 профессиям в сфере среднего профессионального образования (в 2012 были открыты 20 из них).

Действующие при колледжах специальные службы, призванные содействовать выпускникам в трудоустройстве, обеспечивают для каждого обучающегося предоставление рабочего места в соответствии с его квалификацией. При повторных обращениях выпускника ему готовы оказать всевозможную поддержку вплоть до момента закрепления на предприятии. Кроме того, в московских колледжах организована система контроля и отслеживания развития карьеры выпускников в течение 3-х лет.

И.И. Калина, руководитель Департамента образования города Москвы, на заседании Правительства Москвы подтвердил, что наполняемость колледжей неуклонно растёт. Он отметил интересную тенденцию – в последние годы значительно увеличилось число взрослых, желающих поступить в московские колледжи, которые либо идут туда по собственному желанию, либо их направляют на переобучение компании-работодатели.


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!