Скоро защита?
Меню Услуги

Система государственной финансовой поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и направления ее развития. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования системы финансовой поддержки малого бизнеса в Тверской области

3.1 Проблемы развития малого бизнеса в Тверской области

Однако, по мнению специалистов в последнее время состояние малого предпринимательства в России характеризуется негативными тенденциями. Развитие малого бизнеса сопряжено с высокими рисками как в законодательной области, так и в общей социально-экономической обстановке страны. Помимо внутренних проблем, например, замедление роста потребительского спроса, на развитие малого бизнеса негативно повлияли введённые экономические санкции, новые геополитические вызовы, а также резкое падение цен на нефть.
Рассмотрим какие трудности претерпевает сектор малого предпринимательства в России на современном этапе. 22% валового внутреннего продукта приходится на долю малого бизнеса (в 2013г. – 24%, в 2015г. – 21,5%). Если рассматривать этот показатель в странах Европейского Союза, США или Японии, то он достигает 55- 60% ВВП. Такая доля в ВВП России обусловлена наличием высоких рисков развития малых предприятий, как внешних, так и внутренних .
Проводя анализ существующих проблем малого предпринимательства следует в первую очередь рассмотреть факторы, оказывающие влияние на развитие малого бизнеса в России.
В зависимости от источника влияния их можно разделить на две категории: факторы внутреннего влияния; факторы внешнего влияния. Первая группа рисков характеризуется совокупностью таких особенностей, которые определяют жизнедеятельность внутри компании.
Вторая группа рисков обусловлена перспективностью данной отрасли. Сюда входят те факторы, изменения значений которых приводит к проблемам в ведении предпринимательской деятельности.
Внешняя среда — это составляющая бизнеса, которая имеет важное значение для его развития. Она одновременно создает как все необходимые условия для осуществления предпринимательской деятельности, так и проблемы.
Под факторами внешней среды понимаются возможности и угрозы, которые она может нести. В первую очередь в эту категорию попадают поставщики как источники ресурсов. Не менее важными являются клиенты как источник сбыта продукции. Ведь именно конечные потребители являются главным показателем успешности предпринимательской деятельности. Оказывает свое влияние стратегия и характер методов, выбранных для достижения поставленных целей. Вся эта большая категория факторов внешней среды делится на две группы .
Первая – это возможности и перспективы для дальнейшего развития, вторая – это угрозы и риски, которые наносят тормозящее или угнетающее действия и приводят к вынужденной ликвидации. Политика предприятия должна быть направлена на максимальное извлечение выгоды из сложившейся ситуации и минимизацию влияния угроз.
Первой проблемой является то, что человек рискует, начиная малый бизнес с нуля. Идеи могут быть подавлены политической и социальной обстановкой, ситуацией в данной отрасли. Помимо общих проблем, характерных для предприятий любого уровня, как больших промышленных объектов, так и малых фирм, существуют риски, связанные непосредственно с величиной предприятия.
Главным подавляющим фактором организаций такого размера является неустойчивость к колебаниям рынка. Если гигант точно уверен, что останется на плаву, то малый бизнес окажется перед рисками. То есть любые форс-мажорные обстоятельства могут попросту не оставить никаких шансов на выживание.
Второй проблемой является неопределенность государственных финансовых структур, под контролем которых находится сектор малого бизнеса. Это связано с тем, что большая часть объектов данной сферы имеют не слишком широкий рынок. Данная среда характеризуется большой степенью гибкости и изменчивости, под которую не всегда могут подстраиваться и адаптироваться бизнесмены .
Внутренняя среда. Проблемы малого бизнеса в России во многом обусловлены не только внешними возможностями и угрозами, но и положением внутри компании. Успех бизнеса обусловлен тем, каким образом будут расставлены приоритеты в работе, назначены кадры и распределена между ними ответственность и обязательства.
Немаловажным является маркетинговая программа и грамотное ведение финансовой политики.
Центральная проблема, с которой сталкиваются большинство организаций малого бизнеса в экономической сфере – это проблема налогоообложения.
В экономической сфере значительно сокращаются инвестиции, наряду с активным оттоком капитала. С учетом экономической ситуации существуют проблемы, связанные с кредитованием малого и среднего бизнеса. Банки отказываются сотрудничать с малым бизнесом, из-за риска невозврата, взыскание долгов по заемным средствам не представляется возможным.
Конечно, в этом случае предприниматели ждут от государства помощи, которая выразилась бы в снижении налогового бремени. Поэтому все руководители малых и средних предприятий, которые высказали свою точку зрения по этому вопросу, признали все меры по снижению налоговой нагрузки очень ценными. Это в первую очередь Антикризисная программа Правительства, которая предусматривает налоговые каникулы на 2 года и возможность использовать упрощенку – упрощенную систему налогообложения в регионах, а также единый налог на вмененный доход.
Основной проблемой для малого и среднего бизнеса в настоящем налогообложении в РФ предприниматели считают высокие налоги. Существующая налоговая система предназначена исключительно для контроля и для того, чтобы сделать этот контроль существенно проще для налоговых органов, но не для предпринимателей, их бухгалтерского учета.
Кроме этого, имеющаяся на сегодня система налогообложения не принимает во внимание то, что малое предпринимательство испытывает немалые издержки при проведении учета.
Представители малого и среднего бизнеса зачастую сталкиваются с тем, что налоги устанавливаются часто без должного анализа их влияния на производство. По этой причине, например, после увеличение в 2013 году страховых взносов закрыли свои предприятия около полумиллиона мелких и средних предпринимателей.
Также еще одна проблема для малого и среднего бизнеса заключается в сложности системы налогообложения. Сейчас предприниматель должен быть специалистом по учету и налогообложению чтобы понимать и самостоятельно платить налоги. В противном случае ему придется нанимать специалистов для этого, а это стоит денег, которые необходимо отвлекать из бизнеса.
Неудобство составляет и то, что число налогов и сборов растет. Их большое количество приводит к ошибкам или несвоевременной оплате , что влечет за собой издержки в виде пени и штрафов.
Серьезные трудности вызывает и нечеткость в прописывании обязательных элементов, в связи с чем необходимо своевременно изучать разные инструкции и разъяснения того, как правильно считать налоги. Это отнимает время и усложняет ведение бизнеса.
Часто предприниматели имеют низкий уровень финансовой грамотности, не владеют информацией о программах государственной поддержки в области налогообложения. Это говорит о необходимости совершенствовать процесс доведения до предпринимателей информации о деятельности государства в их пользу.
В целом обобщая вышеизложенное можно выделить следующие проблемы малого предпринимательства:
Отсутствие квалифицированных кадров. На сегодняшний день найти настоящих профессионалов своего дела бывает достаточно сложно. Во-первых, чаще всего эта работа ложится на самих руководителей, которые, полагаясь лишь на свои собственные предпочтения и требования, формируют коллектив. Лишь двадцать процентов объектов малого бизнеса обеспечены грамотными работниками.
Налоговая нагрузка. Неправильно выстроенная система взысканий отнимает огромный процент прибыли предприятий. Многие просто не могут себе позволить отчисления в бюджет государства из-за чего вынуждены вести «черную бухгалтерию» или просто объявлять себя банкротами.
Жесткая кредитная система. Для стартового капитала или реализации проекта необходимы значительные финансовые ресурсы, которые чаще всего берутся взаймы под большие проценты в соответствующих учреждениях. Но чем на больший срок они привлекаются, тем меньше шанс, что банк выдаст такую сумму.
Лишение своих работников социального пакета услуг. Это также обусловлено чересчур высокими налогами, что приводит к выплате «зарплат в конвертах».
Сложности в покупке или аренде земляных участков и помещений. А также в отсутствии возможностей допуска к объектам инфраструктуры. Установленные высокие тарифы на электричество оставляют предприятия без энергии.
Коррупция со стороны чиновников. Частые и необоснованные проверки, штрафы и отсутствие организованного администрирования заставляют даже законопослушных граждан действовать соответствующими методами.
Низкий уровень платежеспособности населения. Тот слой населения, который является основной целевой аудиторией, просто не в состоянии оплачивать установленную цену. В окончательную цену вкладываются все издержки, и предприниматели просто не могут работать себе в убыток.
Проблемы малого бизнеса в России имеют ряд своих специфических особенностей. Например, в некоторых регионах, таких как Сибирь, отсутствует транспортная инфраструктура. Это обуславливает невозможность подвоза сырья и сбыта готовой продукции. Подобные регионы РФ характеризуется запоздалым получением информации. Компетентность и объективность чиновников также оставляет желать лучшего.
В отличие от других государств, поддержка малого бизнеса в России не имеет какого-либо образовательного характера. Именно некомпетентность руководителей и персонала зачастую приводят к краху. В странах, уделяющих этому сектору больше внимания, созданы специальные программы, в рамках которых проводятся бизнес-тренинги для всех желающих.
Несмотря на то, что в Тверской области многое делается для развития предпринимательства, есть соответствующие программы, разработаны механизмы их практической реализации, эффективность государственной поддержки по-прежнему невелика.
Детально остановимся на проблемах развития малого предпринимательства в Тверской области.
Одной из основных проблем, которая по мнению специалистов является главным тормозом на пути к созданию привлекательного делового климата – это отсутствие заинтересованности со стороны муниципалитетов.
Большинство советов по предпринимательству, созданных в муниципальных образованиях, «работают» лишь на бумаге, хотя в отдельных муниципалитетах уже начали создавать промышленные площадки.
1. Мероприятия по финансово-кредитной поддержке в полном объеме не выполнялись ни на уровне области, ни на уровне муниципальных образований.
2. Обучение субъектов МП, повышение их квалификации происходит без участия областных и муниципальных властей. В этой сфере действует достаточно много организаций, а представители некоторых утверждают, что интерес предпринимателей к обучению и повышению квалификации достаточно высок. Следует отметить высокий уровень развития инфраструктуры обучения в Тверской области, главным образом в Твери, тем самым у предпринимателей не должно возникать проблем с поиском соответствующих организаций. Перечень услуг, которые данные организации предоставляют субъектам МП, также достаточно широк. Представляется, что эта сфера не является самой проблемной для предпринимателей.
3. Субъекты МП в некоторых муниципальных образованиях имеют право на получение муниципальных помещений в аренду по льготным ставкам. В частности, соответствующее положение действует в Твери. Однако выяснить масштаб использования данного вида поддержки не удалось, некоторые респонденты утверждали, что это положение на практике не действует. Учитывая последние веяния политики администрации г. Твери в имущественной сфере, можно предположить, что механизм поддержки субъектов МП за счет предоставления льгот в дальнейшем использоваться не будет.
4. Отдельным субъектам МП предоставлялась поддержка при их участии в выставках, ярмарках, в том числе возмещение части затрат по участию. Однако эти мероприятия проводились нерегулярно и охвачены этими мерами были единицы субъектов МП. Эксперты говорили о достаточно высокой отдаче для участвовавших субъектов МП.
5. В некоторых муниципальных образованиях в качестве направления поддержки предпринимательства рассматривают предоставление субъектам МП недвижимого имущества в аренду на конкурсной основе. Это направление представляется весьма важным, однако его нецелесообразно относить к мероприятиям по поддержке предпринимательства, поскольку передача недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в пользование должна в большинстве случаев проходить на конкурсной основе.
6. Были предприняты отдельные попытки по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения. В частности, в Бологовском районе предполагалось субсидировать безработных граждан на открытие собственного дела, однако деньги на эти мероприятия не были выделены.
7. Мероприятия по передаче субъектам МП результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ не проводились.
8. Более-менее неплохо обстоит ситуация с консалтинговыми мероприятиями, этот сегмент поддержки развит в наибольшей степени, хотя и не повсеместно. При желании консультации по разным вопросам можно получить в нескольких организациях инфраструктуры поддержки, в том числе и в органах власти. Однако в большинстве случаев отсутствует сис-темный подход к консалтингу, и не все вопросы могут быть решены бесплатно или на льготных условиях. В связи с этим представляется целесообразным ориентировать инфраструктуру поддержки на оказание консультационных услуг субъектам МП.
9. Отдельно следует остановиться на информационной поддержке субъектов МП, как самых массовых и в связи с этим потенциально самых эффективных (с точки зрения отдачи вложенных ресурсов) видов поддержки.
В настоящее время информационная поддержка не имеет повсеместного массового распространения. Более того, предприниматели зачастую не имеют доступа к самой необходимой информации, включая нормативные правовые акты. Информация распространяется в основном через прессу, не используется интернет-ресурс. Вместе с тем представляется, что на сети Интернет необходимо сделать ставку при осуществлении мероприятий информационной поддержки. В настоящее же время сайт администрации реально не выполняет свою информационную функцию, не предоставляет действительно полезную информацию для граждан и бизнеса, сайтов у большинства администраций МО вообще нет. Что касается субъектов малого предпринимательства, то для них практическая применимость информации, размещаемой на официальных ресурсах органов государственной власти регионального и муниципального уровня, и вовсе очень низка. Кроме того, отсутствие региональных государственных ресурсов, специализирующихся на информировании бизнеса, обуславливает необходимость выискивания нужной информации среди большого объема слабо структурированной общей информации.
Такая структура, как бизнес-инкубатор, похоже, себя изжила. Созданный в 2010 году, бизнес-инкубатор помогал начинающим бизнесменам решать многие организационные вопросы: поиск помещений для производства и офиса, организацию связи, приобретение вычислительной и оргтехники, поиск квалификационных бухгалтерских, юридических и прочих услуг. Однако за прошедшие восемь лет многое изменилось: в Твери появилось много современных офисных площадей, значительно увеличились количество и доступность необходимой для работы предпринимателей информации, большие сдвиги произошли в развитии средств связи и компьютеризации. Поэтому целесообразно изменить формат работы бизнес-инкубатора.

3.2 Пути развития системы государственной поддержки малого бизнеса в Тверской области

Чтобы в полной мере управлять малым и средним предпринимательством в регионе, следует создать в структуре администрации Тверской области, а также возможно и муниципалитетов, соответствующие подразделения (отделы, секторы), от которых будет зависеть дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства на территории области.
Целесообразно возложение на указанные подразделения нижеприведённых функций:
 мониторинг состояния малого предпринимательства, показателей финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий;
 анализ рыночной инфраструктуры, поддержки и регулирования малого предпринимательства;
 оценка эффективности реализуемых программ и мероприятий по развитию малого предпринимательства.
Важным аспектом эффективного развития малого предпринимательства является координация федеральной и региональной политики, повышение эффективности действующих и формирование новых инструментов поддержки малого и среднего бизнеса.
Правительство Российской Федерации за последние годы разработало ряд мер, которые способствуют активизации создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса:
 в целях координации оказания субъектам малого и среднего предпринимательства поддержки в 2015 г. (в соответствии с ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.11.2017 № 356-ФЗ) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») создано Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП);
 с 2016 года реализуется «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», в которой определены долгосрочные приоритеты государственной политики в сфере развития малого предпринимательства.
 реализован антикризисный план Правительства РФ, треть мероприятий которого связана с поддержкой малого предпринимательства и исполнена в полном объеме
 начато внедрение проектного подхода к поддержке малого предпринимательства — Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2017 № 147-р (ред. от 06.12.2017) «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации». При внедрении целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства» станет возможным создание в субъектах РФ базовой инфраструктуры поддержки предпринимательства;
 в целях обеспечения предсказуемости налоговой политики в отношении малых предприятий приняты следующие меры: увеличен пороговый размер дохода для применения УСН (150 млн руб.); продлено действие ЕНВД до конца 2018 года;
 расширена имущественная, финансовая и информационно-консультационная поддержка субъектов малого предпринимательства. В 2005-2016 гг. в субъектах РФ сформирована широкая сеть организаций инфраструктурной поддержки. На созданные объекты инфраструктуры опираются в своей деятельности АО «Корпорация МСП», АО «МСП Банк», АО «РЭЦ», что позволяет достигать дополнительного положительного эффекта в части увеличения объемов поддержки, оказываемой субъектам МСП.
Большое значение для развития малого предпринимательства в Тверской области играет то обстоятельство, что в 2018 году Президент Российской Федерации определил цели и основные принципы совершенствования государственной политики по развитию конкуренции. Одним из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции является обеспечение развития малого и среднего предпринимательства.
Национальный план развития конкуренции в РФ на 2018-2020 гг. предусматривает, в частности, следующее:
 в каждой отрасли должно присутствовать не менее 3 хозяйствующих субъектов, из них хотя бы один должен относиться к малому бизнесу (кроме сфер естественных монополий и ОПК);
 к 2020 г. должно быть снижено количество «антимонопольных» нарушений органов власти не менее чем в 2 раза по сравнению к 2017 г.;
 также вдвое к этому времени должна быть увеличена доля госзакупок у малого бизнеса и СОНО и на 18% — закупок госкомпаний у малых и средних предприятий.
 Заинтересованность малого бизнеса в дополнительном финансировании должна обеспечиваться посредством доступной и эффективной системы кредитования с широким инструментарием, однако на практике предприниматели сталкиваются с непреодолимыми трудностями в привлечении кредитных средств, в том числе следующими: отсутствие ресурсов для залогового и гарантийного обеспечения возврата заемных средств; высокие процентные ставки за использование предоставленных заемных средств, которые фактически сводят на нет прибыль от вложенных в бизнес заемных ресурсов; трудоемкий технический процесс оформления кредитов – необходимо осуществить сбор и представить в банк большое количество документов; краткосрочность кредитования – заемные средства выдаются на относительно короткие сроки; отсутствие доверия со стороны банков, в частности, и из-за отсутствия заинтересованности банка в инвестировании по отдельным направлениям малого бизнеса.
Фактически добросовестные заемщики обременяются необходимостью нести существенные расходы в качестве платы банкам за повышенный риск. При этом банки теряют клиентов, обороты снижаются, а вместе с ними падает и прибыль. Более того, такой подход не позволяет отграничить надежных клиентов от клиентов, не заслуживающих доверия, потому как последние в большинстве случаев согласны на получение кредита даже на крайне невыгодных условиях, потому как не ориентированы на возврат заемных средств. Основные направления развития кредитования малого предпринимательства К числу наиболее перспективных направлений развития кредитования в рассматриваемой сфере относится стандартизация процесса рассмотрения заявок на получение кредитов предпринимателями. Так, сегодня процесс обращения за кредитом представляет собой длительную и трудоемкую процедуру сбора необходимого пакета документов, во многом носящую формальны характер. Формирование единого алгоритма действий по подаче и рассмотрению заявки позволило бы сократить временные затраты на обращение в кредитные организации. Кроме того, сохраняются проблемы высоких процентных ставок по кредитам для малого бизнеса и относительная краткосрочность выдаваемых кредитов, обусловленные стремлением коммерческих банков обезопасить себя от невозврата кредитов. Кредитование в рассматриваемой сфере должно осуществляться на льготных условиях посредством предоставления компенсации со стороны государства банковским организациям разницы между установленной ими процентной ставкой и ставкой адекватной нуждам развивающихся субъектов малого предпринимательства. Банковские организации, участвующие в таком кредитовании, должны получать налоговые льготы. Отмеченные трудности наряду с субъективностью предложения кредитов коммерческих банков требуют развития государственного кредитования и субсидирования кредитов для предпринимателей, выдаваемых коммерческими банками. Потому представляется необходимой разработка программ государственного кредитования малого предпринимательства, как на первоначальной стадии – непосредственно с момента образования, так и для расширения бизнеса, когда достигнуты первые положительные результаты. Сегодня имеются отдельные возможности получения государственной поддержки в форме кредитов, предоставляемых органами местной власти, а также посредством участия в конкурсе на получение грантов на развитие. Однако данные инструменты лишены системности, разрозненны, не позволяют развивать приоритетные для общества и государства отрасли и направления предпринимательства.
Требуется формирование инфраструктуры кредитования малого предпринимательства не только в форме предоставления кредитов и содействия в их получении, в том числе гарантий и поручительства, но и развитие инструментов всестороннего ресурсного обеспечения предпринимательства – лизинга автотранспорта и оборудования. Необходимо повсеместное учреждение фондов, способствующих кредитованию малого бизнеса, активно сотрудничающих с коммерческими банковскими организациями.
В 2018 году Центробанк разработал «дорожную карту» по развитию финансирования субъектов малого предпринимательства. В настоящий момент времени размер процентных ставок для них существенно больше, нежели для иных сегментов, потому как этот вариант кредитования подразумевает и повышенные риски.
По мнению банкиров и предпринимателей, «дорожная карта» необходима и важна. Со слов экспертов, так получателей кредитов станет намного больше, но ставки снижены вряд ли будут, следовательно, главная проблема также не решится.
Указанные в «дорожной карте» мероприятия направлены на развитие кредитования субъектов МСП. Для этого нужно:
 снизить цену обслуживания;
 снизить процентные ставки;
 повысить объемы кредитования;
 сократить сроки рассмотрения заявок.
Центробанк согласен для банков провести оптимизацию подходов к резервированию по кредитам МСП, скорректировать список требований к ссудам, включаемых в портфель однородных, повысить для банков, имеющих базовую лицензию, пороговое значение ссуд до 1.5% капитала одному заемщику для включения в портфель однородных ссуд.
Центробанк считает, что запланированные меры помогут выровнять конкурентные условия при кредитовании МСП между крупными и мелкими банками, развить современные методы оценки рисков.
В Центробанке считают, что меры, указанные в «дорожной карте», снизят процентную ставку на 1.5% от нынешнего уровня. Рыночные участники сообщили, что в настоящий момент времени ставки для МСП начинаются с 15%. Кроме того, планируемые меры позволят сделать кредиты для МСП более доступными.
По словам гендиректора Корпорации МСП Александра Бравермана, очень важно расширение количества банков, которые участвуют в кредитовании субъектов малого предпринимательства.
Для поддержания предприятий малого бизнеса государство устанавливает определенные льготы для малых предприятий.
Так, в частности, предприятия, попадающие под категорию малого предпринимательства, имеют право не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве.
В 2018-м малые предприятия ведут упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ № 402).
Для предприятий малого бизнеса действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год.
С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года у малых компаний действуют надзорные каникулы. В этот период запрещены практически все неналоговые проверки. Такие льготы ввел Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ. Освобождение возможно, если за предыдущие три года в компании не было грубых нарушений, а также проступков, за которые могли приостановить деятельность, аннулировать лицензию или дисквалифицировать директора.
Однако это касается только плановых проверок. При поступлении жалобы от потребителей или если у государственных органов появится информация о нарушении компанией действующего законодательства, проверяющие придут с ревизией .
Еще одним преимуществом для предприятий, попадающих под критерии малого бизнеса, в 2018-м является возможность получить двухлетние налоговые каникулы. Такое право имеют предприниматели, которые регистрируются впервые. При этом они должны заниматься производственной, научной или социальной деятельностью либо оказывать услуги населению. Для этого власти региона должны принять соответствующий закон.
Важными факторами, оказывающими воздействие на развитие ситуации в российской экономике на прогнозном горизонте (2018 – 2020 гг.), будут оставаться меры по развитию малого и среднего предпринимательства, включающие решение 10 ключевых задач, направленных на дальнейшее развитие и повышение эффективности этой сферы бизнеса.
Меры, направленные на создание благоприятных условий для развития предпринимательства на территории региона, реализуются в рамках программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Твери» на 2015- 2020 годы» государственной программы Тверской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Тверской области» на 2018-2023 годы».
Результатом намеченных мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства станет увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, численности занятых в этом секторе экономики, а также поступления налогов от субъектов малого и среднего бизнеса в бюджеты Твери и Тверской области. Проведение эффективной последовательной политики в вопросах поддержки малого и среднего предпринимательства позволит улучшить благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в Тверской области. Таким образом, разработанные меры окажут положительное влияние на малое и среднее предпринимательство, что в свою очередь повлияет на социально-экономическую ситуацию в регионе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Малым бизнесом называется сектор экономики, который включает в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия и фирмы. Предпринимательством называют деятельность человека по производству товаров и услуг для потребителей с целью получения прибыли. Субъектами малого бизнеса могут быть: физические лица; потребительские кооперативы; коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных); крестьянские хозяйства и кооперативы.
Малый бизнес – это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 миллионов рублей в год), упор на собственный капитал. Это не только экономическая, но и социально-политическая категория, для представителей которой характерно особое мировоззрение.
Этот сегмент экономики способен быстро приспосабливаться к изменениям условий деятельности как внешним, так и внутренним и является хорошей площадкой для инноваций.
Именно малый бизнес способствует формированию конкуренции, созданию так называемого среднего класса, он способен создавать политическую и социальную стабильность, но именно малый и средний бизнес остро откликается на все изменения, которые происходят на рынке и в налоговом законодательстве.
При выполнении данной работы выяснено, что предпринимательство (предпринимательская деятельность) может быть определено как организация и соединение факторов производства для создания материальных благ и услуг, способных удовлетворить общественные потребности, конечной целью реализации которых являются собственные материальные интересы предпринимателя.
По состоянию на 2018 год активно развивается малое предпринимательство, которое представляет собой важный и необходимый элемент рыночной экономики. Проведен статистический анализ деятельности малых фирм в российских условиях и представлены направления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в РФ (отмечена положительная динамика малого предпринимательсва в РФ, в 2017 году по сравнению с 2016 год количество малых предприятий увеличилось на 8,6 %).
Для сферы малого предпринимательства характерен целый ряд проблем. Нестабильная экономическая ситуация и рост инфляции в стране существенно тормозят развитие малого бизнеса. Такое же воздействие имеет недостаточная правовая защищенность и правовая грамотность мелких предпринимателей. Из-за недостаточного уровня просветительской работы среди населения у большинства жителей сформировалось отрицательное отношение к малому бизнесу. Люди считают, что малое предпринимательство связано только с посредничеством и куплей-продажей (во времена социализма это называли спекуляцией). Недостаточно разработана государственная нормативно-правовая база в сфере малого предпринимательства.
Государство уделяет недостаточно внимания поддержке малого бизнеса. Особенно это проявляется в вопросах налогообложения. Немаловажную роль играет и уровень коррупции в органах власти. Крупным предприятиям невыгодно иметь конкурентов. Поэтому они стараются вытеснить мелких предпринимателей из всех сфер деятельности.
Современные отечественные и зарубежные аналитики выделяют следующие виды наиболее существенных экономических проблем, касающихся развития малого бизнеса: несовершенство законодательной базы и налоговой системы (особенно – налогового законодательства); нестабильность экономической ситуации в стране и инфляционные процессы; сложности в получении кредитов; низкая платежеспособность партнеров; несовершенство существующей банковской системы; недостаточное развитие в стране инфраструктуры; недостатки в деятельности чиновничьего аппарата (взяточничество, коррупция, злоупотребления); слабое развитие материальной базы вообще из-за низкого уровня развития национальной экономики; несовершенная финансовая политика государства и Центрального банка России; сохранение государственной монополии во многих сферах производства и коммерческой деятельности; неоправданная сложность и громоздкость системы отчетности предприятий; сложная криминогенная обстановка (рэкет и т.п.); настороженность и недоверие со стороны зарубежных инвесторов.
Государство понимает, что данный сектор является важным. Именно поэтому правительство поддерживает в определенной мере эту сферу. Ведь без малого бизнеса произойдут непоправимые изменения, которые будут выражаться в ухудшении социального положения.
При умелой экономической государственной политике малый бизнес может стать одним из ведущих секторов национального хозяйства. Он влияет на темпы экономического роста в стране, обеспечивает занятость населения и способствует повышению качества продукции. Благодаря внедрению и расширению малого бизнеса формируется гибкая смешанная экономика.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства» № 209-ФЗ от 24.07.2014 (ред. от от 27.12.2018 N 537-ФЗ) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
2. Азалиев Т.Д. Финансы предприятий / Т.Д. Азалиев.- М.: ВиД, 2015.- 329 с.
3. Албастов А.Д. Предпринимательство и предпринимательское право / А.Д. Албастов. -М.: АСТ, 2015.- 439 с.
4. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления / В. Афанасьев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. – 2014. – № 1. – С. 254-264.
5. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России/Л.Б.Бабаева.- М.: ЮНИТИ, 2015. — 184с.
6. Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. — М.: НВЦ «Маркетинг», 2017. — 316с.
7. Белешко, Дмитрий Прибыльная парикмахерская. Советы владельцам и управляющим / Дмитрий Белешко. — М.: Питер, 2018. — 884 c.
8. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. — М.: Книжный мир, 2015. – 358 c.
9. Бурлаков М.С. Экономика предприятий / М.С. Бурлаков.- М.: Вилор, 2017.- 329 с.
10. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. М.: «Дашков и Ко», 2015. — 274с.
11. Бойко И.П. Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы / И.П. Бойко, М. Мессенгиссер // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. – 2014. – № 1. – С.3-12.
12. Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С. Микроэкономика. 8-е изд. / Г.Р. Вечканова, Г.С. Вечканов — СПб.: Питер, 2015. — 208 с.
13. Волгин, В.В. Малый автобизнес. С чего начать, как преуспеть / В.В. Волгин. — М.: Питер, 2018. — 436 c.
14. Воронов А.А. Малый бизнес — стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России. // Малое предприятие. – 2017.- №11. — С.45-51.
15. Горбунов, В. Л. Бизнес-инкубаторы и предпринимательство / В.Л. Горбунов. — М.: Инфра-М, РИОР, 2018. — 218 c.
16. Гocyдapcтвeннaя пoддepжкa мaлoгo бизнeca в Poccии в 2018 гoдy – льгoты и cyбcидии — источник: https://bizneszakon.ru/s-nulya/podderzhka-malogo-biznesa
17. Джобава, Н. А. Государственное регулирование малого предпринимательства / Н.А. Джобава. — М.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2018. — 112 c.
18. Дороженко С.В. Малое предпринимательство/С.В.Дороженко.- Екатеринбург: Урал, 2015.- 154с.
19. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/Л.А.Колосникова.- М.: Новый Логос, 2017. — 234с.
20. Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство /М.Г.Лапуста, Ю.П.Старостин.- М.:ИНФРА-М, 2016- 342с.
21. Мартынов Г.Ю. Малый бизнес / Г.Ю. Мартынов. – М.: АСТ, 2012. – 320 с.
22. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы/А.И.Муравьев и др..- СПб.: Бизнес- пресса, 2015. — 360с.
23. Попов, В.М. Практика малого бизнеса: Практическое пособие / В.М. Попов, С.И. Ляпунов. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 424 c.
24. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России. // Социально-политический журнал. — 2015. — №2. — С.16-27.
25. Серегина О. Н. Перспективы развития российского малого и среднего предпринимательства в условиях санкций [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 63-66.
26. Степашова А. Ю., Исакова Т. Е., Калуцкая Н. А. Влияние санкций на малый бизнес // Молодой ученый. — 2016. — № 21.
27. Стратегия малого предпринимательства. – М.: Мир, 2018. — 224 c.
28. Тимофеева, С. Прибыльный детский клуб / С. Тимофеева. — М.: Питер, 2018. — 722 c.
29. Широков, Б. М. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства / Б.М. Широков. — М.: Финансы и статистика, 2017. – 496с.


Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф