1 2
Глава 2. Организация и содержание работы по исправлению заикания в процессе прохождения программного материала детского сада
2.1. Цель, задачи, организация, содержание методики констатирующего исследования
Для диагностики особенностей речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием мы определили следующие направления на основе исследований В.И. Селиверстова:
– обследование сопряженной речи, когда ребенок вслед за логопедом и вместе с ним произносит фразы,
– обследование отраженной речи, когда ребенок только повторяет фразы вслед за логопедом без ее совместного проговаривания,
– обследование ответно–вопросной формы речи,
– обследование пересказа,
– обследование самостоятельного рассказа.
Исследование речи проводится индивидуально с каждым ребенком. Диагностика начинается с беседы с целью установления эмоционального контакта с ребёнком. Для изучения вышеназванных направлений мы взяли за основу диагностические задания на основе разработок Е.Ф. Архиповой, Г.В. Волковой, С.Б. Скобликовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной:
Задание № 1. Цель: изучение сопряженной речи у детей с заиканием.
Инструкция к методике: логопед просит ребенка совместно с ним повторить следующие фразы.
1. Я держу в руках кубик.
2. На кубике нарисован слон.
3. Я держу в руках кубик.
4. На кубике нарисован слон.
Задание № 2. Цель: изучение отраженной речи у детей с заиканием.
Инструкция к методике: логопед просит ребенка повторить за ним следующие фразы:
1. Я поднял с пола мяч.
2. Этот мяч ярко–синий.
3. Я поднял с пола мяч.
4. Этот мяч ярко–синий.
Задание № 3. Цель: изучение ответно–вопросной формы речи.
Инструкция к методике: логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки и задать следующие вопрос по каждой из них: Что пьет мама? Что пьет папа? Что пьет девочка? Кого кормит мальчик? Чем мама режет хлеб?
Задание № 4. Цель: изучение пересказа.
Инструкция к методике: логопед просить ребенка пересказать сказку
«Маша и медведь», побуждая отвечать полными, развернутыми ответами, используя сложные предложения.
Задание № 5. Цель: изучение самостоятельного рассказа.
Инструкция к методике: логопед предлагает детям поиграть в сюжетно– ролевую игру «Овощной магазин», в ходе проведения которой детям поручаются разные роли, благодаря которым строится самостоятельный диалог.
Критерии оценивания: заикание по данной методике можно оценить в баллах от 0 до 10 по классификатору выраженности.
Интерпретация результатов: классификатор выраженности заикания: 0 баллов. Признаков заикания нет.
1 балл. Речь лёгкая, свободная, понятная для окружающих, интонационно разнообразно окрашенная. Ситуативно, как реакция на. тревожную или травмирующую обстановку, возникают единичные клоны первых звуков и слогов в количестве 1 клон на. 25 слов. Дыхание нормативное.
2 балла. Речь лёгкая, свободная, понятная для окружающих, интонационно разнообразно окрашенная. Ситуативно, как реакция на. тревожную или травмирующую обстановку, возникают единичные клоны первых звуков и слогов в количестве 1 клон на. 15 слов. Придыхания перед началом речи.
3 балла. Речь свободная, понятная для окружающих, интонационно окрашенная. Возникают единичные клоны первых звуков и слогов в количестве 1 клон на. 5 слов. Отмечаются преодолимые дыхательные судороги. Дыхание поверхностное.
4 балла. Речь затруднённая, понятная для окружающих. Интонация однообразная и обеднённая. Возникают единичные клоны первых звуков и слогов в количестве 1 клон на. 5 слов. Отмечаются преодолимые дыхательные и артикуляторные судороги. Дыхание поверхностное.
5 баллов. Речь затруднённая, понятная для окружающих. Интонация бедная. В коммуникативном процессе отмечаются преодолимые дыхательные и артикуляторные судороги, как множественные клонические, так и тонические, при этом преодолимые тонические судороги встречаются в количестве 1 на. 1 минуту речи. Дыхание поверхностное, дискретное. Возможны вегетативные расстройства., эмболофразия.
6 баллов. Речь затруднённая, смысл сказанного понятен, но информативность речевого потока, снижена. В коммуникативном процессе отмечаются преодолимые дыхательные, артикуляторные и голосовые судороги, как множественные клонические, так и тонические, при этом преодолимые тонические судороги встречаются в количестве 1 на. 10 секунд речи. Дыхание поверхностное, дискретное, скоординированное. Наблюдаются вегетативные расстройства., сопутствующие движения, эмболофразия, логофобия.
7 баллов. Речь затруднённая, смысл сказанного понятен в общих чертах, информативность речевого потока, снижена. Отмечаются преодолимые дыхательные, артикуляторные и голосовые судороги, при этом преодолимые тонические судороги встречаются в количестве 1 на. 3 секунды речи. Дыхание поверхностное, дискретное, скоординированное. Наблюдаются вегетативные расстройства., сопутствующие движения, эмболофразия, логофобия, тахикардия.
8 баллов. Речь затруднённая, смысл сказанного понятен не всегда., информативность речевого потока. существенно снижена. Отмечаются непреодолимые дыхательные, артикуляторные, голосовые судороги, при этом непреодолимые тонические судороги преобладают и встречаются в количестве 1 на. 5 секунд речи, вызывая непродолжительные паузы. Дыхание поверхностное, дискретное, скоординированное. Наблюдаются развитые вегетативные расстройства., сопутствующие движения, эмболофразия, логофобия, тахикардия.
9 баллов. Речь серьезно затруднена., смысл сказанного понятен не всегда., информативность речевого потока. снижена. На половину. Отмечаются непреодолимые дыхательные, артикуляторные, голосовые судороги, при этом непреодолимые тонические судороги преобладают и встречаются в количестве 1 на. 2 секунды речи. Дыхание поверхностное, дискретное, скоординированное. Наблюдаются множественные вегетативные расстройства., сопутствующие движения, эмболофразия, логофобия, тахикардия, эмоциональные расстройства. – слезы, плач, злость. Встречается отказ от речи после неудачной попытки или непреодолимой судороги.
10 баллов. Речь представляет собой неинформативную последовательность слогов и слов, произносимую с постоянными множественными непреодолимыми судорогами всех типов. Смысл речи непонятен. Речь на. Долго прерывается. Дыхание поверхностное, дискретное, скоординированное. Наблюдаются множественные вегетативные расстройства., сопутствующие движения, эмболофразия, логофобия, тахикардия, эмоциональные расстройства. – слезы, плач, злость. Возможны гиперсаливация, тики, ситуативные нарушения слуха, и зрения, обморок. Вероятен заблаговременный отказ от речи.
Полученная по классификатору оценка. позволяет организовать коррекционный процесс по преодолению заикания с учетом особенностей заикания ребенка и заранее сделать правильный выбор наиболее эффективных коррекционных компонентов методики.
Таким образом, мы подобрали диагностические методики для изучения речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием по пяти направлениям: сопряженная речь, отраженная речь, ответно–вопросная форма, пересказ, рассказ (спонтанная речь).
Экспериментальная работа проводилось на базе Шын «бiлiм беру орталыгы», адрес: г. Тараз ул. Косы батыра 2в.. В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Цель констатирующего этапа исследования: выявление особенностей речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
В первую очередь представим логопедическое заключение детей экспериментальной группы:
1. Матвей Б. 6,2 лет, заключение ПМПК – заикание, ОНР III уровня.
2. Кирилл В. 6,3 лет, заключение ПМПК – заикание, дизартрия.
3. Алина Д. 6,5 лет, заключение ПМПК – заикание, дислалия.
4. Мария Е. 6,2 лет, заключение ПМПК – заикание.
5. Елена И. 6,7 лет, заключение ПМПК – заикание, ОНР III уровня.
6. Кира М. 6,9 лет, заключение ПМПК – заикание.
7. Дамир П. 6,1 лет, заключение ПМПК – заикание, ФФНР.
8. Дарина Я. 6,6 лет, заключение ПМПК – заикание.
При диагностическом обследовании речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием мы использовали методику, описанную в предыдущем параграфе, на основе разработок Е.Ф. Архиповой С.Б. Скобликовой, В.И. Селиверстова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Далее представим результаты диагностического обследования (таблица 1).
Таблица 1 – Результаты констатирующего этапа исследования
№ п/ п | Имя ребенка | Параметры | Средний балл | ||||
Сопряженная речь | Отражённая речь | Ответно– вопросная форма | Пересказ з | Спонтанна я речь | |||
1 | Матвей Б. | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3,6 |
2 | Кирилл В. | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3,4 |
3 | Алина Д. | 0 | 3 | 3 | 4 | 4 | 2,8 |
4 | Мария Е. | 0 | 2 | 3 | 5 | 5 | 3 |
5 | Елена И. | 2 | 2 | 3 | 5 | 7 | 3,8 |
6 | Кира М. | 0 | 3 | 4 | 5 | 5 | 3,4 |
7 | Дамир П. | 2 | 2 | 3 | 5 | 4 | 3,2 |
8 | Дарина Я. | 1 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3,4 |
Средний балл | 1,2 | 2,6 | 3,5 | 4,5 | 4,9 |
Для наглядности представим результаты обследования речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием экспериментальной группы с помощью диаграммы (рисунок 1).
Рисунок 1 – Состояние речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием на констатирующем этапе исследования
При выполнении первого диагностического задания дети особых трудностей не испытывали, так как сопряженная речь наиболее легкая для заикающихся форма речи. При этой форме речи он фактически копирует чужую фразу. Небольшие затруднения отмечались у пяти детей экспериментальной группы (Матвей Б., Кирилл В., Елена И., Дамир П., Дарина Я. – 62,5 % от общего количества испытуемых), так как их уровень заикания достаточно высокий.
Во втором диагностическом задании отраженная речь подразумевает под собой также полное использование чужой конструкции фразы, но испытуемый ребенок уже лишен частично помощи в виде совместного ее проговаривания. Затруднения при выполнении данного задания были частичные на уровне 2–3 баллов. 62,5 % от общего количества испытуемых детей (Матвей Б., Кирилл В., Алина Д., Кира М., Дарина Я.) получили 3 балла при выполнении данного задания – у этих детей речь легкая и понятная, однако возникают единичные клоны первых звуков и слогов в количестве 1 клон на 5 слов и преодолимые дыхательные судороги. Остальные дети (Мария Е., Елена И., Дамир П. – 37,5 % от общего количества испытуемых) получили 2 балла за выполнение данного задания – речь детей также легкая, понятная и свободная, однако отмечаются единичные клоны первых звуков и слогов и небольшие придыхания перед началом речи.
Третье диагностическое задание предполагало элементы самостоятельной речи – отдельные самостоятельно вставленные слова. Ответ на конкретно поставленный вопрос позволяет ребенку использовать и определенную конструкцию предложения, и почти все слова, содержащиеся в вопросе, добавив лишь 1–2 слова. В результате выполнения данного задания 4 ребенка (Матвей Б., Кирилл В., Кира М., Дарина Я. – 50 % от общего количества испытуемых) имеют значительные затруднения. Речь этих детей достаточно затрудненная, но тем не менее понятная для окружающих. Интонация однообразная и обедненная. Возникают единичные клоны первых звуков и слогов в количестве 1 клон на 5 слов. Также отмечаются преодолимые дыхательные и артикуляторные судороги.
Тяжелее всего диагностируемым детям далось выполнение последних двух диагностических заданий – пересказ и спонтанная речь. Пересказ еще более усложняет речь заикающегося ребенка, так как требует от него сразу произнести уже не просто 1–2 фразы, а значительно больше. 40 % от общего количества испытуемых детей (Мария Е., Елена И., Кира М., Дамир П.) получили 5 баллов за выполнение данного задания – речь у детей затрудненная, интонация бедная, отмечаются преодолимые дыхательные и артикуляторные судороги, клонические и тонические, но преодолимые тонические судороги, дыхание поверхностное, эмболофразия. Остальные дети (Матвей Б., Кирилл В., Алина Д., Дарина Я. – 40 % от общего количества испытуемых) также затруднялись в выполнении – они получили 4 балла. Речь этих детей достаточно затрудненная, но тем не менее понятная для окружающих. Интонация однообразная и обедненная, возникают единичные клоны, преодолимые дыхательные и артикуляторные судороги.
Сложнее всего далась испытуемым детям с заиканием спонтанная речь – самая сложная для заикающихся, потому что она предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими. В результате диагностирования мы выяснили, что все дети имеют значительные затруднения при выполнении последнего задания. Тяжелее всего выполнение данного задания далось Елене И. – она получила 7 баллов. Речь ребенка достаточно затрудненная, информативность речевого потока снижена. Отмечаются преодолимые дыхательные, артикуляторные и голосовые судороги, при этом преодолимые тонические судороги встречаются в количестве 1 на 3 секунды речи. Дыхание поверхностное, дискретное, дискоординированное. Наблюдаются сопутствующие движения, логофобия, тахикардия. 50 % от общего количества испытуемых (Матвей Б., Мария Е., Кира М., Дарина Я.) получили 5 баллов за данное задание. Речь детей также затруднена, отмечаются дыхательные и артикуляторные судороги, клонические и тонические судороги Три ребенка (Кирилл В., Алина Д., Дамир П. – 37,5 % от общего количества испытуемых) получили 4 балла за данное задание. У этих детей возникали трудности в начале изложения (трудно начать говорить).
Таким образом, мы провели диагностическое обследование состояния речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием и выяснили, что трудности в речи у детей с заиканием возрастают в зависимости от того, произносит ли он отдельные звуки, слова или фразы. В последнем случае чаще всего встречаются затруднения и запинки. При чем в сложной фразе их больше, чем в простой, а в связных по смыслу фразах (пересказ, рассказ) больше, чем в отдельно взятых.
2.2. Содержание коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста с заиканием
На основе проведенного диагностического обследования мы разработали содержание коррекционной работы по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста.
Целью коррекционной работы является создание условий для формирования плавной, безсудорожной, интонационно окрашенной речи и использования полученных знаний в самостоятельной речи.
Задачи:
1. Развитие у детей с заиканием речевого дыхания и интонационных характеристик речи.
2. Развитие у детей с заиканием плавности речи.
3. Обучение детей с заиканием снятию мышечного и эмоционального напряжения.
4. Выработка и закрепление у детей с заиканием навыков темпо– ритмической организации речи.
Коррекционная работа по преодолению заикания нами была построена в соответствии с следующими принципами:
1. Принцип индивидуального подхода. к заикающимся детям. Индивидуальный подход в логопедической работе выражается прежде всего в тщательном изучении каждого заикающегося перед началом и в процессе логопедической работы, в выборе средств коррекционно–педагогической работы, в зависимости от его психологических особенностей и речевых возможностей.
2. Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип отражается прежде всего в логическом расположении содержания коррекционный мероприятий, когда. сообщение определенных знаний и воспитание навыков правильной речи у детей происходит в строго систематическом и последовательном порядке.
3. Принцип сознательности и активности детей. Обучение предполагает сознательное многократное выполнение сходных действий на. различном материале и в разных условиях. Понимание заикающимися цели логопедических занятий – одно из необходимых условий коррекции заикания.
4. Принцип наглядности и технических средств обучения. На. логопедических занятиях с заикающимися используются соответственно их возрасту общепринятые в учебном процессе пособия и технические средства. обучения и специфические, направленные непосредственно на. коррекцию неправильной речи.
Логопедическая работа по преодолению заикания состояла из трех последовательных этапов:
1. Подготовительный этап (сопряжённо–отражённая и диалогическая речь).
Задачи:
– формировать у детей диафрагмальный выдох;
– формировать навык дифференцированного носового и ротового дыхания;
– вырабатывать силу голоса;
– упражнять в сопряжённой, чёткой, плавной речи, речь).
2. Основной этап (диалогическая, стихотворная и ритмизированная.
Задачи:
– обучать ребёнка речевым навыкам в вопросно–ответной речи на зрительной опоре;
– учить самостоятельным ответам на вопросы как односложно, так и в развёрнутой форме;
– упражнять в координации слова с движением;
– обучать навыкам правильной речи;
– учить составлять описательный рассказ по заданным вопросам и зрительной опоре;
– формировать умение отвечать на вопросы в ходе воспроизведения картинок по памяти;
– развивать навык плавного диафрагмального выдоха, работать над артикуляционным прососом, координацией речи с движением;
– развивать голосовые модуляции, упражнять в координации речи с движением, релаксация мимических мышц;
– формировать умение отвечать на вопросы по сюжетным картинкам.
3. Заключительный этап (пересказ, рассказ, спонтанная речь) Задачи:
– закреплять навык плавной речи при разучивании стихотворного текста;
– закреплять навык спокойной плавной речи при пересказе текста, по опорным словам;
– закреплять навык правильной речи: соблюдение речевых правил, логических пауз, ритма, интонации.
В соответствии с выделенными этапами задачами мы подобрали комплекс логопедических упражнений по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста, который апробировался на логопедических занятиях.
Логопедические занятия по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста проводились 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 25 минут. Нами определена следующая структура логопедического занятия:
1. Подготовительный этап:
– снятие мышечного и эмоционального напряжения, расслабляющие упражнения;
2. Основной этап:
– развитие фонационного (речевого) дыхания, дыхательно–голосовые упражнения;
– развитие интонационных характеристик речи – высота, громкость;
– развитие плавности речи;
– развитие координации слова и ритмизованного движения, лого ритмические упражнения;
3. Подведение итогов.
В соответствии с описанной структурой логопедического занятия мы использовали следующие виды логопедических упражнений:
– расслабляющие упражнения, направленные на снятие мышечного и эмоционального напряжения;
– дыхательно–голосовые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания;
– упражнения, направленные на развитие интонационных характеристик речи: высота, громкость;
– упражнения, направленные развитие плавности речи;
– лого ритмические упражнения, направленные на развитие координации слова и ритмизованного движения.
Далее представим тематический план логопедических занятий по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Для разработки данного плана мы взяли за основу программу логопедической работы с заикающимися детьми С.А. Мироновой (таблица 2).
Таблица 2 – Тематический план логопедических занятий по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста
Далее представим составленный нами комплекс логопедических упражнений по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста, который апробировался на указанных в тематическом плане логопедических занятиях (таблица 3).
Таблица 3 – Комплекс логопедических упражнений, направленный на преодоление заикания у детей старшего дошкольного возраста
Конспекты логопедических занятий и упражнений представлены нами в приложениях 1, 2.
Таким образом, нами было систематизировано содержание коррекционной работы по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста, в рамках которого мы составили тематический план логопедических занятий по преодолению заикания, а также комплекс логопедических упражнений по преодолению заикания, который апробировался на данных занятиях.
2.3. Анализ полученных результатов
С целью изучения эффективности, разработанной и апробированной коррекционной работы по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста, проводился контрольный этап экспериментальной работы.
Цель контрольного этапа – выявление динамики в преодолении заикания у детей старшего дошкольного возраста после проведенного эксперимента.
Для достижения данной цели на контрольном этапе проводилась повторная диагностика связной речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием по той же диагностической методике, что и на констатирующем этапе.
Далее представим результаты контрольного этапа исследования (таблица 4).
Таблица 4 – Результаты контрольного этапа исследования
Для наглядности представим полученные данные на контрольном этапе исследования с помощью диаграммы (рисунок 2).
Рисунок 2 – Состояние речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием на контрольном этапе исследования
Таким образом, мы видим, что после проведения коррекционной работы по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста произошли значительные улучшения у детей экспериментальной группы.
При повторном выполнении первого задания дети, также, как и на констатирующем этапе особых трудностей не испытывали, Затруднения в сопряженное речи остались только у 25 % от общего количества испытуемых (Матвей Б., Кирилл В.), что на 37,5 % ниже результатов констатирующего этапа исследования.
Во втором задании отраженная речь тоже значительно улучшилась у детей экспериментальной группы с заиканием. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся детей форма речи. Поэтому затруднения были частичные на уровне 1–2 балла, что выше результатов констатирующего этапа исследования. 37,5 % от общего количества испытуемых (Мария Е., Елена И., Дамир П.) полностью справились с данным заданием, что на 37,5 % выше результатов констатирующего этапа исследования. У остальных детей – 62,5 % от общего количества испытуемых (Матвей Б., Кирилл В., Алина Д., Кира М., Дарина Я.) еще наблюдаются частичные затруднения, но значительно реже
что на 37,5 % лучше результатов констатирующего этапа исследования.
Третье задание предполагало элементы самостоятельной речи в ответно– вопросной форме. После проведенной коррекционной работы по преодолению заикания у детей экспериментальной группы, развернутые ответы на вопросы стали легче даваться детям с заиканием. Значительные сложности на уровне 4 баллов остались только 2 детей (25 % от общего количества испытуемых – Кира М., Дарина Я.). Остальные дети испытывают трудности на уровне 2–3 баллов. У детей отмечаются в некоторых случаях преодолимые дыхательные судороги, единичные клоны первых звуков и слогов, придыхания перед началом речи.
Также, как и на констатирующем этапе исследования, на контрольном этапе были отмечены наибольшие затруднения при выполнении последних двух заданий – пересказ и спонтанная речь. Тем не менее и в этом случае отметилась положительная динамика. У 37,5 % от общего количества детей экспериментальной группы (Матвей Б., Кирилл В., Алина Д.) улучшились показатели до 3 баллов – их речь стала более понятная, для окружающих, интонационно окрашенная, отмечаются преодолимые дыхательные судороги. При выполнении задания по спонтанной речи у 25 % от общего количества испытуемых (Алина Д., Дамир П.) улучшились показатели до 3 баллов – их речь стала понятная, интонационно окрашенная.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы после проведения коррекционной логопедической работы наблюдается положительная динамика по преодолению процесса заикания, что говорит об эффективности проведенной нами работы на формирующем этапе исследования.
Заключение
Целью нашего исследования являлось рассмотреть систему исправления заикания в процессе прохождения программного материала детского сада.
Решая первую задачу исследования, мы проанализировали психолого– педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования и выяснили, что заикание − это нарушение темпо–ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. С точки зрения клиники и выделяют два вида заикания: невротическое и неврозоподобное. В специальной литературе выделяют три степени заикания: легкая, средняя, тяжелая. По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три вида заикания: клоническое; тоническое; смешанное. Заикание не является исключительно двигательным расстройством с клинической характеристикой, оно также осложняется рядом психолого–педагогических особенностей личности детей дошкольного возраста с заиканием, что подтверждается трудами многих исследователей. Дети старшего дошкольного возраста с заиканием подразделяются на три группы, на основе феномена фиксированности на дефекте. В научных исследованиях показана тесная взаимосвязь психофизического состояния, заикающегося с заиканием, в целом с его личностью, установками и отношениями к окружению.
В рамках решения второй задачи исследования мы провели диагностическое обследование речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием по пяти направлениям: сопряженная речь, отраженная речь, ответно–вопросная форма, пересказ, рассказ (спонтанная речь). В результате изучения выделенных направлений мы выяснили, что трудности в речи у детей с заиканием возрастают в зависимости от того, произносит ли он отдельные звуки, слова или фразы. В последнем случае чаще всего встречаются затруднения и запинки. При чем в сложной фразе их больше, чем в простой, а в связных по смыслу фразах (пересказ, рассказ) больше, чем в отдельно взятых.
Было определено содержание логопедической работы по коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста, в рамках которого мы составили тематический план логопедических занятий по преодолению заикания, а также комплекс логопедических упражнений по преодолению заикания, который апробировался на данных занятиях. Логопедические занятия проводились один раз в неделю, продолжительность занятия – 25 минут. После внедрения данного комплекса мы провели повторное диагностическое обследование детей с заиканием и выяснили, что у детей экспериментальной группы наблюдается положительная динамика по преодолению процесса заикания, что говорит об эффективности проведенной нами работы на формирующем этапе исследования.
Таким образом, задачи нашего исследования решены, цель достигнута.
Список литературы
1. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст]/ Е.С. Алмазова – М.: Айрис Пресс, 2015. – 200 c.
2. Аверьянова, О.В. Методика проведения логопедических занятий с дошкольниками [Текст]/О.В. Аверьянова – Мн: Вышейшая школа, 2012. – 493 c.
3. Антонов, О.А. Формирование просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием / О.А. Антонова. // Дошк. педагогика. – 2010. – №5. – С. 45– 50.
4. Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи [Текст]/ Л.З. Арутюнян – М.: Эребус, 1993. – 160 c.
5. Архипова, Е.Ф. Обследование просодической стороны речи у детей с дизартрией [Текст]/ Н.Ф. Архипова – М.: АСТ: Астрель, 2016. – 319 c.
6. Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 – СПб. : [Ленингр. гос. ун– т], 2013.– 24 c.
7. Белякова, Л.И. Заикание [Текст]/ Л.И. Белякова– М.: В. Секачев, 2018. – 304 c.
8. Борисова, Е.А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников /Е.А. Борисова // Логопед. – 2015. – №1. – С. 43– 48.
9. Бехтерева, Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека [Текст]/ Н.П. Бехтерева – Л.: Медицина, 2014. – 151 c. 10.
10. Бондарко, Л.В. Звуковой строй современного русского языка [Текст]/ Л.В. Бондаренко – М.: «Просвещение»,2007. – 175 c.
11. Борисова, Е.А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников / Е. А. Борисова. // Логопед. – 2005. – №1. – С. 43– 48.
12. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников [Текст]/ Г.А. Волкова – М.: Просвещение, 2017. – 144 c.
13. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов [Текст] / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 c.
14. Волосовец, Т.В. Семейные факторы и психологическое здоровье учащихся специального коррекционного образовательного учреждения 75 V вида/ Т. В. Волосовец. и др. // Школьный логопед. – 2008. – №4. – С. 72– 76.
15. Воробьева, Т.А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи / Т. А. Воробьева// Дошкольная педагогика. – 2006. – №3. – С. 38– 41.
16. Ворошилова, Е.Л. Коррекция заикания у дошкольников [Текст]/ /Е.Л. Ворошилова. – СПб.: Питер, 2019. – 247 c.
17. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов [Текст]/ Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384с.
18. Ворошилова, Е.Л. Коррекция заикания у дошкольников. Методическое пособие [Текст]/Е.Л. Ворошилова – М.: Сфера, 2018. – 474 c.
19. Верясова, Т.В. Игротренинг, направленный на развитие навыков правильного дыхания, голосоведения и чувства ритма у дошкольников с нарушениями речи [Текст]/Т.В. Верясова – М.: Просвещение, 2013. – 156 с.
20. Вавинова, Е.В. Сопоставительный анализ формирования аспектов речи и языка у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи III уровня/Е.В. Вавилова// Журнал научных проблем развития и образования в XXI веке. – 2104. – № 1. – С.214– 219.
21. Волкова Г.А. Методика психолого–логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст]/Г.А. Волкова – М.: ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2014. – 144 с.
22. Гордеева, С.Е. Коррекция темпо– ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников вербальными и невербальными средствами как эмоционально– чувственными компонентами учебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03– Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун– т, 2002. – 22 c.
23. Гладковская, Л.М. Использование песка и воды в индивидуальной работе с заикающимися детьми 5–7 лет [Текст]/ Л.М. Гладковская. // Логопед. – 2008. – №1. – С. 49– 58
24. Груздева, Л. Логопедия [Текст]/ Л.К. Груздева. – М.: Гардарика, 2010. – 624 c.
25. Громова, О.Е. Значение этиологических факторов в девиантном речевом развитии / Громова, О. Е., Соломатина, Н.Г. // Логопедия сегодня. – 2010. – №2. – С. 42– 44
26. Зуева, Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 1. Звуки С, 3, Ц [Текст]/Л.Н. Зуева – М.: АСТ, Астрель, 2020. – 336 c.
27. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст]/ О.Б. Иншакова – М.: Владос, 2020. – 969 c.
28. Корнилова, И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра–драматизация [Текст]/Т.Г. Корнилова – М.: Экзамен, 2016. – 160 c.
29. Кусова, М.Л. Букварь для дошкольников [Текст]/М.Л. Кусова– М.: Эксмо, 2016. – 866 c.
30. Куторова Т.В. Коррекция нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией / Т. В. Кутурова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской научно–практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей / под ред. И. А. Филатовой, О. Г. Нугаевой. – Екатеринбург, 2014. – С. 277– 279.
31. Ларина, Е.А. Анализ типологических интонационных ошибок чтения и письма у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст]/ Е.А. Ларина. // В мире науч. открытий. – 2010. – №1/3. – С. 17– 23.
32. Лопатина, Л.В. Особенности мелодического оформления высказываний детьми со стертой дизартрией /Л.В. Лопатина// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2013. – №5. – С. 214– 221.
33. Поваляева, М.А. Дидактический материал по логопедии. Свистящие и шипящие звуки. Сказка о веселом Язычке [Текст]/ М.А. Поваляева. – М.: Феникс, 2016. – 112 c.
34. Светлова, И.Е. Домашний логопед. Эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению [Текст]/И.Н. Светлова – М.: Эксмо, 2019. – 256 c.
35. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. Заведений [Текст]/В.И. Селиверстов – 4– е изд., доп. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320с.
36. Седых, Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия [Текст]/ Н.А. Седых – М.: СИНТЕГ, 2017. – 288 c.
37. Сергеева, Т.В. Изучение коммуникативного развития личности дошкольников в проблеме заикания /Т. В. Сергеева. // Логопедия сегодня. – 2009. – №2. – С. 69– 71.
38. Черемисина–Ениколопова, Н.В. Законы и правила русской интонации [Текст]/Н.В. Черемисина– Ениколопова – М.: Флинта, 2013. – 520 c.
39. Чевелева, И.А. Преодоление заикания у детей [Текст]/И.А. Чевелева – М.: Гном, 2001. – 128 с.
40. Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. пособие. [Текст]/ А.В. Чулкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 220 с.
41. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи/ С.Н. Цейтлин – М.: Владос, 2014. – 240 с.
42. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика [Текст]/ Н.Х. Швачкин – М.: Лабиринт, 2014. – 330 с.
43. Шипицина, Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно– развивающего обучения/Л.М. Шипицина// Дефектология. – 2013. – № 5. – С.3– 10.
44. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи [Текст]/Е.Е. Шевцова – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 222с.
45. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст]/Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. – М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф