Меню Услуги

Система внебюджетных фондов и тенденции её развития. Часть 5.

Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В 2012-2013 годы начали реализовываться региональные программы модернизации здравоохранения. Утвержденная стоимость этих программ в 2011 и 2012 годы, учитывая все источники финансирования (субсидии Федерального фонда ОМС, средства бюджетов субъектов РФ и средства бюджетов территориальных фондов ОМС), превысила 664,2 млрд. руб., в том числе за счет субсидий Федерального фонда ОМС — 420 млрд. руб. Средства были направлены на следующие цели: укрепить материально-техническую базу учреждений здравоохранения, внедрить современные информационные системы в здравоохранении, стандарты медицинской помощи и повысить доступность медицинской помощи, которую оказывают врачи-специалисты.

Следует заметить, что с 2013 года в составе субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС предусматривают ряд отдельных расходов, которые ранее осуществляли, используя средства федерального бюджета, а именно:

  1. финансово обеспечить мероприятия по дополнительной диспансеризации таких категорий, как работающие граждане, пребывающие в стационарных учреждениях дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
  2. финансово обеспечить дополнительную медицинскую помощь;
  3. осуществить денежные выплаты следующим категориям: медицинский персонал фельдшерско-акушерских пунктов, врачи, фельдшеры и медицинские сестры скорой медицинской помощи.

В 2012 году для реализации программы по обязательному медицинскому страхованию Федеральным фондом ОМС были выделены для территориальных фондов ОМС 641 млрд. руб., в том числе из нормированного страхового запаса — 29 млрд. руб., в 2013 году — 985 млрд. руб. Динамику перечисленных средств из федерального ОМС в территориальные представляет рисунок 9.

Рис. 9. Динамика перечисления средств в территориальные фонды за 2011-2013 гг.

 

В 2013 году осуществился переход на полные тарифы оплаты медицинской помощи населению. Перед модернизацией системой ОМС не обеспечивался весь перечень затрат медицинских учреждений в ходе оказания медицинской помощи, финансирование расходов осуществлялось только по следующим пяти статьям: заработная плата с начислениями, питание, медикаменты и расходные материалы. В рамках полного тарифа предусмотрено покрытие всех статей расходов, которые могут возникнуть в ходе оказания медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС, кроме таких статей, как капитальное строительство и дорогостоящее оборудование, обеспечение которых, как и ранее, будут осуществлять за счет средств соответствующих бюджетов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Первый показательный результат модернизации системы здравоохранения РФ — включение в 2013 году России в рамки ежегодного рейтинга эффективности национальных систем здравоохранения, который проводит ведущий поставщик финансовой информации профессиональным участникам финансовых рынков Bloomberg.

Даже учитывая то, что медицинским страхованием, как и другими видами страхования в России в последние годы были сделаны огромный шаги в развитии, РФ все еще далеко до уровня развитых стран. Необходимо принятие меры по дополнительным поискам источников финансирования для ОМС, так как ввиду ограничений финансовых возможностей государства, которые вызвали факторы, замедляющие темпы роста производства, при нарастании угрозы бюджетного дефицита стало невозможно обеспечить необходимые расходы на здравоохранение только за счет государственных фондов.

Дальнейший инструмент для того, чтобы привлечь негосударственные медицинские организации в систему ОМС, как считает председатель Федерального фонда ОМС Н.Н. Стадченко, — продолжать расширение структур тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС, учитывая включенные инвестиционные расходы, позволяющие в дальнейшей перспективе придти к увеличению объемов средств обязательного медицинского страхования на расходы, имеющие инвестиционный характер.

Положительно повлиять можно также, если усовершенствовать нормативно-правовое регулирование отношений в рамках государственно-частного партнерства в здравоохранении.

Необходимо, чтобы была предусмотрена возможность установить формирование тарифов на оплату медицинской помощи (не менее чем на три года) для медицинских организаций с любой формой собственности, которые принимают участие в рамках программ ОМС и обеспечивающие возмещение инвестиционных расходов.

Как мы считаем, из-за аккумулирования средства в федеральный фонд обязательного страхования и дальнейшего их перечисления в рамки территориальных фондов могут быть вызваны временные и затратные потери на то, чтобы провести дополнительные банковские операции. Финансовые средства в рамки территориального фонда перечисляют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты вне зависимости от форм собственности, а также органы исполнительной власти на местах. Поэтому существует предложение о том, чтобы средства, которые необходимы для того, чтобы получить установленный на территории среднедушевой норматив на оказание медицинских услуг и норматив финансовых средств на выполнение управленческих функций оставались в рамках бюджетов конкретных территориальных фондов, а излишки средств перечислялись в рамки федеральных фондов обязательного медицинского страхования для того, чтобы обеспечить выравнивающие функции.

Так, фонд обязательного медицинского страхования в рамках федерального уровня будет реализовывать не только выравнивающую и стимулирующую функции. Реализовывать данную функцию необходимо, основываясь на совершенствовании методики распределения средств в рамки территориальных фондов, выделяя дополнительные средства в те субъекты РФ, которые аккумулируют ряд самых значительных финансовых ресурсов на медицинское страхование.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Также, важнейшее условие для того, чтобы развить систему медицинского страхования, как мы считаем, это свобода заключения договора о страховании с независимыми страховыми медицинскими компаниями. Так как страховые фонды выступают в качестве посредников между такими категориями, как медицинские учреждения и население, наилучшие результаты функционирования страховой медицины можно получить только в том случае, когда потребитель будет обладать правом свободно выбирать и посредника, и лечебно-профилактическое учреждение, и врача. Наличие ограничений права выбора связующего звена (посредника) способствует развитию только корпоративных интересов, что находится в полном противоречии с интересами потребителя (страховщика).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, решив выше стоящие задачи, автор пришел к следующим выводам:

  • В России в большом количестве созданы отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ (НИОКР). Подобные фонды не наделяют правами юридических лиц и деятельность происходит от имени министерств, ведомств и объединений, в которых они образованы. Поэтому в институциональной экономике такие фонды также могут быть отнесены к публичным финансам (к сектору государственного управления). В последнее время в научных публикациях разных авторов все чаще звучат предложения о необходимости восстановить экономические внебюджетные фонды в российской экономике, которые, на наш взгляд, вполне обоснованы, и эти фонды должны найти свое достойное место в институциональной экономике.
  • На данном этапе существует масса проблем, которая связана с процессами функционирования социальных внебюджетных фондов, но их решение может быть вполне осуществимо в том случае, если будут приняты новые нормативные акты, проведены реформы в комплексе с государственной социальной политикой.
  • Бюджеты государственных внебюджетных фондов, к которым относится ФФОМС — это форма образования и расходования денежных ресурсов строго по целевому назначению социальной направленности. В ходе исполнения бюджета Федерального и Территориальных фондов обязательного медицинского страхования реализуется функция социальной ответственности государства перед населением.
  • Современными ключевыми приоритетами Фонда социального страхования Российской Федерации в сфере социально-экономической политики нашего государства являются: совершенствование расходования средств федерального бюджета, реализация государственных проектов «Социальная поддержка граждан», «Развитие здравоохранения» и «Доступная среда».
  • В общем в наши дни 44,3 процента (15,8 млн чел.) получателей трудовых пенсий — это пенсионеры, возраст которых на назначение пенсий не оказывает влияние, включая 10,3 млн. чел., которые получают досрочные пенсии по старости (в том числе работники, которые работали в тяжелых условиях труда — 2,7 млн чел.; лица, работавшие в районе Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, — 2,5 млн чел.; работники, которые работали под землей, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах — 1,98 млн чел.), а также 3,9 млн чел. — получатели пенсий по инвалидности и 1,7 млн чел. — получатели пенсий по потере кормильца. В рамках структуры новых назначений трудовые пенсии перечисленных категорий получателей составляют примерно столько же — 42,5 процента.

Ряд прогнозных показателей демографического развития нашего государства свидетельствует о том, что уровень продолжительности жизни повышается, вследствие чего требуется незамедлительное начало повышения пенсионного возраста. Однако, для того, чтобы нивелировать негативные экономические (именно бюджетно-финансовые, а не социальные) последствия от процесса повышения пенсионного возраста, его повышение следует осуществлять поэтапно: начинать с одного месяца за год для того, чтобы к 2030-м годам была достигнута демографическая сбалансированность пенсионных прав и обязательств [5].

При этом процесс повышения пенсионного возраста должен быть направлено исключительно на осуществление экономического стимулирования по формированию пенсионных прав застрахованных лиц в рамках долгосрочной перспективы, а не на мифическую экономию средств госбюджета.

  • Реализация мероприятий по оптимизации системы финансирования и процесса реализации социального обеспечения позволит защитить бюджет от шоков, повысить его устойчивость, стабилизировать общий объем расходов, исполнить социальные обязательства государства, реализовать начатые проекты и планы реформ, повысить эффективности бюджетных расходов, усилить контроль за назначением социального обеспечения, создать соответствующий оборотный запас денежных средств, которые необходимы для того, чтобы обеспечить бесперебойные выплаты, исключить возможность страхового мошенничества в масштабах всей страны и создать условия для дальнейшего развития разнообразных видов социального обеспечения в перспективе.
  • Так, фондом обязательного медицинского страхования в рамках федерального уровня будут реализованы выравнивающая и стимулирующая функции. Данная функция должна реализовываться, основываясь на совершенствовании методик распределения средств по территориальным фондам путем выделения дополнительных средств в субъекты РФ, которыми аккумулируется ряд самых значительных финансовых ресурсов на медицинское страхование. Сложившаяся практика финансирования территориальных фондов ОМС не всегда является эффективной. Ввиду того, насколько несовершенны межбюджетные отношения, появляется необходимость разрабатывать новые подходы к перераспределению доходов ФФОМС.

Также, важнейшее условие для того, чтобы развить систему медицинского страхования, как мы считаем, это свобода заключения договора о страховании с независимыми страховыми медицинскими компаниями. Так как страховые фонды выступают в качестве посредников между такими категориями, как медицинские учреждения и население, наилучшие результаты функционирования страховой медицины можно получить только в том случае, когда потребитель будет обладать правом свободно выбирать и посредника, и лечебно-профилактическое учреждение, и врача. Наличие ограничений права выбора связующего звена (посредника) способствует развитию только корпоративных интересов, что находится в полном противоречии с интересами потребителя (страховщика).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые источники

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015):
  2. Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 02.12.2013 г. № 320-Ф3 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период и 2016 годов».
  4. Федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда РФ на текущий финансовый год и плановый период, принятых в 2012 -2014 гг.
  5. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ.
  6. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 года № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» СПС Консультант Плюс.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования».
  8. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 года № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018».

Учебники, монографии, брошюры

  1. Асланян Ю.С., Ляхова Н.И. Теоретические и практические аспекты формирования фондов медицинского страхования / Сборник докладов VII междунар. научно-прак. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. — Старый Оскол: ООО «Ассистент плюс», 2014. С. 5559.
  2. Биджиева Ф.А. Реализация социального страхования: состояние и перспективы //Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 814-817.
  3. Большой юридический словарь / под ред. А. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2010.
  4. Вишневский А.Г., Васин С.А., Рамонов А.В. Возраст выхода на пенсию и продолжительность жизни // Вопросы экономики. — 2012. — № 9. — С. 88-109.
  5. Гаврилов Л. А., Гаврилова Н.С. Биология продолжительности жизни. — М., 2011.
  6. Грудцына Л. Ю., Проблемы пенсионной реформы в современной России // Адвокат. — 2012. — № 4. — С.18
  7. КомякинД.Л. Бюджетное право России //Вестник Омского университета. 2011. — С.55-58.
  8. Кривошеева В. А. Проблемы функционирования внебюджетных государственных фондов России на современном этапе // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 642-644.
  9. Литвиненко И.Л. О необходимости реализации государственной инновационно-инвестиционной политики в России. // Креативная экономика. — 2014. — № 1 (85). — С. 36-46.
  10. Луговой А.В. Добровольное медицинское страхование работников: бухгалтерский учет и налогообложение // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. 2011. №6. С. 22-29.
  11. Литвиненко И.Л. О необходимости реализации государственной инновационно-инвестиционной политики в России //Креативная экономика. — 2014. — № 1 (85). — С. 36-46.
  12. Литвиненко И.Л. Архитектура построения и оценка инновационного потенциала региона //Креативная экономика. — 2015. Т. 9. — №7. — С. 815-836.
  13. Литвиненко И.Л. Региональная инновационная система: организационный аспект //Инициативы XXI века. — 2013. — № 3. — С. 4-7.
  14. Миленина Н.С. Государственный финансовый контроль за расходованием средств федерального бюджета, выделяемых в форме межбюджетных трансфертов //Уральский институт управления — филиал РАНХиГС. — 2009. — №10 С. 12.
  15. Ногина О. А. Внешний и внутренний финансовый контроль в отношении формирования, распределения и использования средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. В коллективной монографии «Очерки бюджетно-правовой науки современности. Монография / Под. ред. Е.Ю.Грачевой и Н.П. Кучерявенко. — Москва; Харьков: Право, 2012. — С.242-258.
  16. Ногина О. А. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России. автореф. дис. — Москва. — 2013. — С. 45.
  17. Черниченко Л.Л. Региональные особенности социально-экономических функций обязательного медицинского страхования в России / дисс… док- ра эконом. наук. — Пятигорск: АИТОНК, 2015.
  18. Черниченко А.Н. Особенности формирования социальной защиты населения в современной экономике России / Монография. — Минеральные Воды: СКФ МГЭИ, 2015 — 136 с.
  19. Финансы: учебник / под ред. В.В. Ковалева. — М.: Проспект, 2009.
  20. Финансы: учебник / под ред. д.э.н., проф. С.И. Лушина, д.э.н., проф. В.А. Слепова. — М.: Экономистъ, 2012.
  21. Финансы; учебник для бакалавров / под ред. П.Н. Шуляк. — М.: Изд-во.: Дашков и К, 2012.
  22. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: учебное пособие / под ред. В.В. Карчев- ского. — М.: Вузовский учебник, 2009.

Периодические издания

  1. Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС), утв. Приказом Федеральной службы государственной статистики № 110 от 02.08.2004 г.
  2. Миленина Н.С. Государственный финансовый контроль за расходованием средств федерального бюджета, выделяемых в форме межбюджетных трансфертов //Уральский институт управления — филиал РАНХиГС. — 2014. — №10 — С. 12.
  3. Петруничева О.Ж. Этапы развития здравоохранения //Инновационные процессы в современном российском обществе: сборник статей / Под ред. А.М. Копейкина. — Архангельск, 2010. С. 82-86
  4. Рамонов А. В. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни как интегральная оценка здоровья россиян. // Экономический журнал ВШЭ.- 2011.- №4. — С. 497-518.
  5. Самсонова И.А. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Учебное пособие /ФАО Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. — Издательство ВГУЭС, 2014. — С. 5-7.
  6. Стоноженко И.В. Пособия и выплаты по государственному социальному страхованию из Фонда социального страхования Российской Федерации. Учебное пособие /ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов», 2009. — С. 42-47.
  7. Статистический сборник «Народонаселение России за 100 лет (1987-1997)».- М., 1998 г.
  8. Соловьев А.К. Пенсионная реформа 2015: проблемы достижения целевых ориентиров // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. — 2014. — № 24(542). — С.8-21.
  9. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: учебное пособие.- М., 2015.

Электронные ресурсы

  1. Данные Всероссийской переписи населения 2010 г. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm
  2. Данные таблиц смертности и ожидаемой продолжительности жизни Росстата.URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/demography/
  3. Демографический прогноз Росстата до 2030 года. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/progn3.xls;
  4. Морозова С.В. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. //Пенсия. — № 1, 2014. — С.43.
  5. Об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2013 году (аналитическая записка) / URL:http://www.ranepa.ru/
  6. ffoms.ru — официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
  7. Официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации. Режим доступа: http://fss.ru/
  8. Официальный сайт Государственного учреждения — Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации. http://r77.fss.ru/
  9. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования. URL: http://ora.ffoms.ru/portal/page/portal/top/index.
  10. Сайт Всемирного банка (WorldDevelopmentlndicators). URL: http://data.worldbank.org/sites/default/files/wdi-2012-ebook.pdf
  11. Стадченко Н.Н. Реформа здравоохранения: этапы и ключевые моменты // «Бюджет». № 4. 2013. URL: http://bujet.ru/magazine/2013/4/#4.
  12. Федеральная служба государственной статистики — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/
  13. Федеральная служба государственной статистики. Население. Демография. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/
  14. Щербакова Е.М. Российский демографический барометр // «Демоскоп Weekly». № 567-568. 2013. URL: http://demoscope.ru/weekly/2013/0567/barom02.php


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4   5