Содержание
Введение
1 Обзор компании ИКЕА ……………………….……………………………..
1.1 Компания IKEA в мире …………………………..………………………..
1.2 Компания ИКЕА в России ………………..………………………………..
1.2.1 Анализ российского мебельного рынка и выявление основных
конкурентов ООО «ИКЕА ДОМ»…………………………………………….
1.3 ИКЕА Нижний Новгород …..………….…………………………………..
1.3.1 История предприятия ………….….……………………………………..
1.3.2 Связь предприятия с внешней средой…………………………………..
2 Структура предприятия ………….………………………………………….
2.1 Структура группы компаний ИКЕА ……………………………………..
2.2 Организационная структура магазина ИКЕА Нижний Новгород ……..
2.3 Отдел логистики……………………………………………………………
2.3.1 Обязанности отдела и структура …………………………………………
2.3.2 Склад.……………………………………………………………………..
2.3.3 Основные складские операции …………………………………………….
3 Анализ проблем предприятия и меры по повышению эффективности…..
3.1. Построение моделей IDEF 3………………………………………………
3.2 Основные показатели эффективности и нормы.………………………………..
3.3 Дерево текущей реальности……………………………………………….
3.4 Хронометраж процесса набора заказов …….…..…………………………
3.5 Предложения и меры по повышению эффективности ……………………….
3.5.1 Обновление оборудования ………………………………………………………….
3.5.2 Работа с торговыми местами и стикерами …………………………….
3.5.3 Проведение тренинга по сбору заказов ………………………………..
3.5.4 Добавление парк-зоны грузовых тележек ……………………………..
3.6 Оценка результатов………………………………………………………….
4 Экономическая часть …….….………………………………………………
4.1 Расчет и начисление заработной платы………………………………….
5 Безопасность и экологичность……………………………………………….
5.1 Опасные и вредные факторы в складском помещении………………….
5.2 Требования к процессу транспортировки грузов по складу……………
5.3 Требования безопасности к складской технике…………………………
5.4 Электробезопасность………………………………………………………
5.5 Санитарно-гигиенические нормы…………………………………………
5.5.1 Микроклимат на складе…………………………………………………
5.5.2 Производственное освещение…………………………………………..
5.6 Пожарная безопасность……………………………………………………
5.7 Охрана окружающей среды……………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………….
Введение
С каждым годом, люди все больше ценят своё время и стараются уделить внимание себе и комфорту. При заселении в новый дом, временном жилье или просто переезд, везде встает вопрос о комфорте и обустройстве. Именно хорошо, обустроенное жилье дает ощущение комфорта и превращает пустую квартиру в любимый дом. Самым важным компонентом при обустройстве дома является мебель. Мебель – совокупность передвижных или встраиваемых изделий для обстановки жилых и общественных помещений и различных зон пребывания человека.
В настоящее время, если на глобальном уровне мебельная отрасль продолжает рост, в США с 14% до 22%, Китай с 24 до 40%, то в России из-за кризиса и как следствие девальвации национальной валюты, с 2014 рынок мебельной продукции находится в упадке. Как и любая другая отрасль, рынок зависит от экономики напрямую, чем меньше покупательская способность, тем меньше продают магазины, и объем поставок так же сокращается. Магазин ИКЕА Нижний Новгород является одним из лидеров в сфере мебельной индустрии в Нижегородской области. Он, как и другие производители мебели, пострадал от резкого изменения курса рубля, и с трудом адаптируется под изменяющиеся требования рынка, так как бурный рост сменился резким спадом, и это отражается на всех процессах в магазине и, в первую очередь, на складских, поскольку весь товаропоток проходит именно через отдел логистики.
В связи с этим тема дипломного проекта является актуальной.
Объектом исследования является: ООО «ИКЕА ДОМ».
Предметом исследования: процесс сбора заказов сотрудниками отдела логистики.
Основная цель дипломного проекта заключается в оптимизации складских процессов к требованию рынка на ООО «ИКЕА ДОМ».
В дипломном проекте решаются следующие задачи:
— проводится обзор деятельности компании ИКЕА в мире и в России;
— представляется ассортимент выпускаемой продукции;
— указываются основные потребители и поставщики продукции;
— рассматривается склад, где хранится продукция;
— описываются основные складские операции и процессы;
— проводится анализ складской деятельности, и выявляются проблемы;
— проводится адаптация складских процессов под требования рынка;
— разрабатываются мероприятия по обеспечению безопасности работы склада;
— рассчитывается необходимое количество и занятость персонала под выполняемые операции.
1 Обзор компании ИКЕА
1.1 Компания ИКЕА в мире
Компания ИКЕА является один из лидеров в сфере обустройства дома. Идеей ИКЕА является максимально эффективное использование расходных материалов и продажа качественных и красивых товаров по низким ценам. ИКЕА стремится изменить повседневную жизнь людей к лучшему, что является её основной миссией. Название компании ИКЕА — это сокращение по первым буквам. Первая пара букв — имя и фамилия Ингвара Кампрада, основателя компании, третья буква обозначает компанию деда и отца, а последняя – церковный приход, где молился и исповедовался Ингвар. [1] В Группе компаний ИКЕА работает 31 дистрибьюторский центр в 16 странах. Эти подразделения снабжают товарами магазины ИКЕА. В 31 стране действуют около 45 закупочных сервис-офисов. Это позволяет поддерживать тесные взаимоотношения со всеми 1 350 поставщиками в 50 странах мира.
Разнообразие ассортимента товаров ИКЕА проявляется в нескольких направлениях. Во-первых, это широкий выбор функций: можно найти все, что нужно для обустройства дома – от комнатных растений и мебели для гостиной до игрушек и полностью укомплектованных кухонь. Во-вторых, это широкий выбор стилей. В третьих, это цены благодаря которым товары ИКЕА могут себе позволить люди любого класса. [2] В логистики ИКЕА использует идею плоской упаковки. Она заключается в том, что товары транспортируются в разобранном виде в плоских коробах (штабелированние), что в свою очередь повышает вместимость машины. Как следствие этому требуется меньшее число рейсов, что влечет уменьшение выбросов углекислого газа. [3] Компания ИКЕА очень много внимания уделяет проблемам экологии и благотворительности, она чувствует себя ответственной перед окружающим миром. ИКЕА регулярно перечисляет деньги в благотворительные детские фонды, для борьбы с детской бедностью и болезнями в странах третьего мира. ИКЕА перевела весь ассортимент светильников на светодиоды, а также закупает хлопок для производства товаров только из более экологичных источников. [4] Компания гордится кодексом IWAY c указанием минимальных требований к состоянию окружающей среды, трудовым и социальным условиям в процессе закупки и транспортировке продукции, материалов и услуг. [5] ИКЕА продолжает своё планомерное развитие, несмотря на трудности в некоторых регионах. В целом наблюдается устойчивый рост продаж. За последний год выручка выросла с 32,7 миллионов евро до 35,1 миллиардов евро (Рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Доходы компании ИКЕА
С 2016 года деятельность компании представлена в 4 основных регионах:
– Европа;
– Азиатские страны и Австралия;
– Северная и Южная Америки;
– Россия.
Рисунок 1.2 – Продажи ИКЕА по регионам за 2016 год
Неоднородность продаж в основном вызвана нестабильностью Азиатского и Российского регионов. А так же расположением магазинов и густонаселенностью городов, где они расположены. Самое большое число магазинов находится в Европе. Продажи в Европе подросли на 2% по сравнению с 2015 годом. Азиатский регион – это новый рынок для ИКЕА, и ИКЕА делает ставку на Китай, как самую быстроразвивающуюся страну в этом регионе. В России, учитывая большую площадь страны, магазинов ИКЕА недостаточно, чтобы покрыть её всю, и они чаще всего располагаются в крупном торговом центре МЕГА, который строится только в городах миллиониках. В 2016 году Российский регион хоть и имел экономические трудности, но здесь, как и в Азиатском регионе продажи снизились всего на 1% по сравнению с 2015 годом (Рисунок 1.2).
Рисунок 1.3 – Страны с самыми высокими продажами за 2016 год
Исходя из рисунка 1.3 видно, что из топ-5 самых продающих стран, 4 находятся в Европейском регионе, так как большинство магазинов сосредоточено в Европе. По сравнению с 2015 годом, когда вместо Швеции сюда входила Италия, в остальном показатели этих стран остались на том же уровне. [6]
Таблица 1.1 Консолидированная сводка о доходах
Консолидированная сводка о доходах 2016 год 2015 год
Чистый доход 4,2 3,512
Доход 35,074 32,658
Общие активы 53,967 50,012
Благодаря стабильному росту продаж чистая прибыль в 2016 году составила 4,2 млрд. евро. Уделено повышенное внимание развитию многоканальной розничной торговле. ИКЕА так же усиливает внимание в сфере цифровых технологий, чтобы увеличить скорость передачи данных и сделать процесс покупки более удобным. В 2016 году общий объем продаж Группы ИКЕА составил 34,2 млрд. евро. Общие продажи увеличились на 7,9%. Общий доход составил 35,1 млрд. евро, что на 7,4% больше по сравнению с 2015 годом. Общие активы увеличились за год с 50,0 млрд. евро до 54,0 млрд. ИКЕА увеличила свою платежеспособность на 38,9 млрд. Сильная финансовая политика позволяет ИКЕА продолжить инвестировать в развитие своих сотрудников, магазинов, цифровые технологии, и возобновляемые источники (Таблица 1.1). [7]
1.2 Компания ИКЕА в России
Первый магазин ИКЕА в России был открыт 22 марта 2000 года в городе Химки Московской области (Рисунок 1.4). На сегодняшний день компания ИКЕА в России состоит из нескольких подразделений:
— департамент розничных продаж/Retail;
— сервис-офис/Service Office, отвечающий за поддержку и координацию всех бизнес-процессов, развития бизнеса в России;
— закупочные офисы/Purchasing, сотрудничают с российскими поставщиками-производителями продукции ИКЕА;
— организация снабжения/Supply, включающая в себя отдел по работу с таможней и транспортный отдел, а так же Дистрибьюторский центр/склад ИКЕА/Distribution Centre в Есипово Московской области, куда поставляются товары от производителей и откуда они распределяются по магазинам в России;
— департамент недвижимости ИКЕА/Real Estate, Торговые центры ИКЕА в России/IKEA Centres Russia – ответственны за недвижимость ИКЕА в России, а так же строительство и управление ТЦ МЕГА;
— предприятие производственной группы ИКЕА Индастри/ IKEA Industry. Занимаются производством и вы пуском продукции. [8]
Рисунок 1.4 – Регионы, где располагаются магазины ИКЕА в России
Основной ассортимент (Рисунки 1.5-1.10):
— аксессуары для ухода за мебелью;
— гардеробы и хранение одежды;
— диваны, кровати и кресла;
— детские игрушки и мебель;
— матрасы;
— кухни и кухонные гарнитуры;
— мебель и аксессуары для ванной;
— мебель и аксессуары для офиса;
— ковры;
— освещение;
— посуда и столовые приборы;
— столы, стулья;
— текстиль. [9]

Рисунок 1.7 – Хранение одежды
Рисунок 1.8 – Диван + постельные принадлежности
Рисунок 1.9 – Посуда
Рисунок 1.10 – Кухонный гарнитур
1.2.1 Анализ российского мебельного рынка и выявление основных конкурентов ООО «ИКЕА ДОМ»
Мебельная отрасль – это более 10% продукции лесопромышленного комплекса. На рынке работают около 3000 производственных предприятий. Численность работающих в отрасли составляет 115,4 тыс. человек, из них 20% – специалисты и 80% – производственные рабочие. В среднесрочной перспективе рынок мебели является весьма привлекательным, имеющим потенциал роста. Ежегодный рост спроса на мебель, может составлять 5%, а в западных странах этот показатель составляет 1–3%.
Основная конкуренция на рынке идет между импортными и российскими компаниями. Единственный российский бренд – это Шатура. Развитие в стране рынка недвижимости сопровождается ростом спроса потребителей на высококачественную мебель. При этом ощущается заметный дефицит мебели для среднего класса, которая по качеству, дизайну и уровню комфортности отличалась бы от обезличенной продукции массового производства. Этот дефицит может быть решен за счет импортной мебели. Главными конкурентами ИКЕА являются мебельные компании Максидом, Леруа Мерлен, Касторама, ОБИ, Шатура.
Основным конкурентным преимуществом компании ИКЕА является ассортимент, хорошо подготовленные сотрудники и маркетинговая политика. [10]
1.3 ИКЕА Нижний Новгород
1.3.1 История предприятия
Магазин ИКЕА Нижний Новгород был открыт в 2006 году, вместе с ТЦ МЕГА (Рисунок 1.11). На сегодняшний день МЕГА Федяково — крупнейший торговый центр в городе. Здесь посетители могут сделать все необходимые покупки, хорошо отдохнуть и приятно провести время всей семьей. Основными арендаторами МЕГА Федяково являются шведская ИКЕА (Рисунок 1.12), французский гипермаркет «Ашан» и ОБИ.
Рисунок 1.11 – Внешний вид торгового центра
Структура магазина:
— выставочные комнаты, где представлена продаваемая продукция;
— ресторан для посетителей;
— отдел сопутствующих товаров, где покупатель сам может выбрать и положить в корзину себе мелкие товары;
— склад, который поделен на открытую зону, где покупатель может сам погрузить некрупногабаритный товар и закрытую от покупателей, где хранятся крупногабаритные товары, а так же запасы товаров. [11]

Рисунок 1.12 — Схема расположения магазина в ТЦ
1.3.2 Связь предприятия с внешней средой
Как и любое коммерческое предприятие, «ИКЕА Нижний Новгород» взаимодействует с внешней средой. Внешней средой по отношению к заводу являются потребители продукции, которые приводят процесс производства в действие. Поставщики, которые обеспечивают производство необходимыми комплектующими материалами для производства, а также местное государственное управление, перед которым завод отчитывается за последствия своей деятельности и в чью казну (и соответственно бюджет) поступают налоговые отчисления.
Так как предприятие, чье производство относится к сектору мебельной (деревообрабатывающей), промышленности, вырабатывает отходы, то его деятельность напрямую влияет на состояние окружающей среды. Предприятие, следуя политике компании ИКЕА, учитывает экологические факторы производства и постоянно улучшает процессы по снижению уровня негативного влияния на окружающую среду, а также проводит акции, направленные на сохранение и защиту окружающей среды.
Основные потребители:
— семейные пары 25-35 лет, для которых главное комфорт и качество;
— студенты, которые больше обращают внимание на цену товара.
Основными поставщиками ИКЕА Нижний Новгород являются (Рисунки 1.13-1.14):
— Есипово — дистрибьюторский склад в Московской области;
Рисунок 1.13 — Внешний вид 3-го терминала ДЦ Есипово
— Аскона — прямой поставщик матрасов г. Ковров;
Рисунок 1.14 — Внешний вид фабрики Аскона в г. Ковров
— Салотти — прямой поставщик диванов г. Санкт-Петербург.
Согласно политике и стратегии компании в рамках концепции IWAY, любая организация, работающая с ИКЕА обязаны следовать этим стандартам. [12]
