Меню Услуги

Совершенствование системы управления персоналом на предприятии местной промышленности


Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
  • 1.1. Особенности управления персоналом в современных условиях
  • 1.2. Содержание кадровой политики и ее роль в управлении персоналом организации
  • 1.3. Основные направления реализации кадровой политики организации
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ЗАО «КВАРЦИТ»
  • 2.1. Характеристика предприятия и его трудового потенциала
  • 2.2. Анализ сильных и слабых сторон системы управления
  • 2.3. Оценка эффективности управления в ЗАО «Кварцит»
  • Выводы по 2 главе
  • ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ЗАО «КВАРЦИТ»
  • 3.1. Мероприятия по развитию системы управления персоналом
  • 3.2. Мероприятия по внедрению программ личностного роста
  • Выводы по 3 главе
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Каждая организация, которая хочет выжить в условиях жесткой конкуренции, должна постоянно искать пути совершенствования своей деятельности. В такой ситуации следует уделять внимание рациональному использованию всех видов ресурсов, находящихся в распоряжении компании. Одним из важнейших ресурсов являются сотрудники организации.

Залог успешной деятельности организации — это её персонал со своими навыками, умениями, квалификацией и идеями.

Постоянное развитие персонала, поиск новых подходов к управлению им являются необходимыми атрибутами успешного функционирования организации.

Система управления персоналом является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.

Главным объектом системы управления персоналом на предприятии является персонал. Это наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность предприятия зависит от квалификации работников, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров напрямую связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил страны и главным источником роста национального дохода. Все в конечном итоге зависит от людей, от их квалификации, умения и желания работать. Именно человеческий капитал является краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

Определяющим фактором, влияющим на конкурентоспособность, экономический рост и эффективность производства, является наличие на фирме человеческих ресурсов, способных профессионально решать поставленные производственные задачи.

Актуальность выбранной темы дипломного проекта состоит в том, что система управления персоналом является мощнейшим инструментом обеспечения конкурентоспособности и развития любой организации. Для эффективного управления персоналом предприятие нуждается в целостной системе работы с кадрами, позволяющей управлять ими от момента приема на работу до завершения карьеры. Грамотная кадровая политика позволяет не только контролировать текущую ситуацию, но и моделировать необходимые реорганизации структур управления, вытекающие из изменения потребностей предприятия.

Объект исследования: ЗАО «Кварцит».

Предмет исследования: Система управления персоналом в ЗАО «Кварцит».

Цель исследования – совершенствование системы управления персоналом на предприятиях городского хозяйства на примере ЗАО «Кварцит».

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы системы управления персоналом: особенности управления персоналом в современных условиях; содержание кадровой политики и ее роль в управлении персоналом организации; основные направления реализации кадровой политики организации.
  2. Провести анализ системы управления персоналом в ЗАО «Кварцит»: анализ предприятия и его трудового потенциала; анализ сильных и слабых сторон системы управления.
  3. Разработать рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом.

Цель и задачи исследования определяют структуру работы.

Во введении показана актуальность темы, сформулирована цель, основные задачи, определены предмет, объект и методы исследования, приведена структура работы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы системы управления персоналом. Выявлены особенности управления персоналом в современных условиях; определено содержание кадровой политики и ее роль в управлении персоналом организации; обозначены основные направления реализации кадровой политики организации.

Во второй главе работы приводится анализ системы управления персоналом в ЗАО «КВАРЦИТ». Представлена характеристика предприятия и его трудового потенциала; проведен анализ сильных и слабых сторон системы управления; осуществлена разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом в организации.

В третьей главе осуществляется разработка мер по совершенствованию системы управления персоналом в ЗАО «КВАРЦИТ».

В заключении приводятся основные выводы по работе.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Практическое значение работы состоит в предложении мер по развитию системы управления персоналом и по внедрению программ личного роста.

Информационной базой исследования послужили труды отечественных и западных ученых Алехина О.Е., Базаров Т.Ю., Бачурин А., Белкин В., Маслов Е.В., Штаффельбах Б., Виханский О.С., Кабушкин Н.И. и другие.

Предварительный обзор литературы показал, что тема развития системы управления персоналом, как научное направление, исследована очень хорошо. В большинстве источников литературы (например, в работах Кибанова А.Я., Шекшни С.В., Галенко В.П.) управление персоналом рассматривается недостаточно глубоко в связи с тем, что авторы в своих работах пытаются рассмотреть все функции по управлению персоналом. Поэтому их исследования по этой теме нельзя назвать достаточными для глубокого анализа. В работах авторов, посвящающих исследования именно развитию системы управления персоналом (например, Магуры М.И., Курбатовой М.Б., Дураковой И.Б., Деркача А.А.) данная тема, рассмотрена более глубоко, комплексно. Тем не менее, есть потребность обобщения результатов исследований указанных авторов для системного изложения методики развития системы управления персоналом.

Информационной базой выпускной квалификационной работы являются нормативные, также инструктивные документы рассматриваемой организации, описание бизнес-процессов, монографии российских и зарубежных ученых по проблематике технологий разработки и принятия управленческих решений в системе современного менеджмента, периодические издания, Интернет-источники.

При подготовке дипломной работы применялись следующие научные методы: сравнительный анализ, математическое моделирование, метод наблюдения, системный анализ, SWOT-анализ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

1.1. Особенности управления персоналом в современных условиях

Основу концепции управления персоналом в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед предприятием. Изменения в экономической и политической системе в нашей стране одновременно несут как большие возможности, так и серьёзные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.

Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость, поскольку позволяет реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора, в построении системы управления персоналом предприятия. Укрупнено, можно выделить три фактора, оказывающие воздействие на людей, работающих в организации.

Первый – иерархическая структура предприятия, где основное средство воздействия – это отношение власти – подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Второй – культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

Третий – рынок – сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

Эти факторы воздействия – понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик экономической ситуации на предприятии.

При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри предприятия – работники, а за пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку.

Управление персоналом — функциональная сфера деятельности, задача которой обеспечение предприятия в нужное время кадрами в необходимом количестве и требуемого качества, их правильная расстановка и стимулирование. Целью управления персоналом являются формирование работоспособных коллективов, в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо организации в целом.

Система целей для управления персоналом, с одной стороны, должна отвечать на вопрос, каковы конкретные потребности работников, удовлетворение которых они вправе требовать от администрации, а с другой стороны – какие цели по использованию персонала ставит перед собой администрация организации и какие условия она стремится для этого создать. Только тогда можно говорить об эффективности управления на предприятии, если эти группы целей непротиворечивы.

Управление персоналом предприятия преследует следующие цели:

  • помощь фирме в достижении общих целей;
  • эффективное использование мастерства и возможностей работников;
  • обеспечение предприятия высококвалифицированными служащими;
  • стремление к наиболее полному удовлетворению работников своей работой, к их наиболее полному самовыражению, что делает желанной работу на данном предприятии.

Главная цель – прибыль предприятия в системе управления персоналом – достигается через удовлетворение социальных потребностей человека на производстве.

Управление персоналом имеет два направления: стратегическое и тактическое. В рамках первого она призвана способствовать обеспечению условий конкурентоспособности и долгосрочного развития организации на основе регулирования отношений между организацией и работниками в рамках стратегии бизнеса. В рамках второго осуществляется текущая кадровая работа: состояние и планирование потребности в кадрах; разработка штатных расписаний; оценка и отбор персонала; планирование ближайших кадровых перемещений, увольнений; повышение квалификации, переподготовка.

Организационная структура системы управления персоналом – это совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц.

В ряде организаций создаются службы по управлению персоналом, объединяющие под единым руководством все подразделения, имеющие отношения к работе с кадрами (отдел охраны труда, отдел кадров, отдел профессиональной подготовки, отдел труда и заработной платы, отдел социально-трудовых отношений).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Новые задачи служб управления персоналом заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами в организации, в изменении сознания работающих, в переходе от бездумного исполнения к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле и ориентированным на потребителя продукции. В связи с этим службы управления персоналом начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов.

Структура службы управления персоналом во многом определяется характером и размерами организации, а также существующей системой управления организацией. В мелких и средних организациях многие функции по управлению персоналом выполняют линейные руководители, а в крупных формируются самостоятельные структурные подразделения по реализации функций управления.

По мнению ряда авторов, управление персоналом должно базироваться на следующих принципах:

  • человек – основа корпоративной культуры: успешные предприятия уделяют большое внимание персоналу; то есть когда людей ставят во главу перемен, они становятся движущей силой этих перемен;
  • менеджмент для всех; управление должно осуществляться на трех уровнях: высшее руководство, среднее руководство («команда») и нижнее звено («сотрудники»);
  • эффективность как критерий успеха организации, заключающаяся в достижении целей организации с оптимальным использованием ресурсов и максимизации прибыли;
  • взаимоотношения как критерий успеха; принцип «клиент, прежде всего» более предпочтителен, чем «иерархия, прежде всего»;
  • качество как критерий эффективности, то есть необходимо работать с пятью взаимосвязанными подсистемами качества: личное качество, качество команды, качество сервиса и качество организации;
  • команды как критерий успеха организации: все работающие в организации являются сотрудниками: все они члены социальной группы (команды), все команды и отдельные сотрудники, входящие в команду, вносят вклад, как в успех, так и провалы организации;
  • обучение – ключ к развитию и переменам и неотъемлемая часть жизненно важного процесса продвижения организации.

В различных организациях применяются различные виды систем управления персоналом, но схема их формирования единая. Методология формирования системы управления персоналом представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Методология формирования системы управления персоналом организации

Как видно из рисунка 1 методология формирования системы управления персоналом организации включает методы управления персоналом, процесс управления персоналом, технологию управления персоналом и социально-психологический аспект.

Основными функциями управления персоналом организации являются: управление численностью, производительностью и стимулированием труда.

Управление персоналом базируется на следующих принципах: человек – основа корпоративной культуры, менеджмент для всех, эффективность, взаимоотношения и качество – критерии успеха организации, обучение – ключ к развитию и переменам.

На основании проведенного исследования, можно сделать вывод, что управление персоналом сегодня приобретает особую значимость, поскольку позволяет реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора, в построении системы управления персоналом предприятия.

Так же мы выяснили, что основной целью управления персоналом являются формирование работоспособных коллективов, в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо организации в целом.

После того как нами были выявлены особенности управления персоналом в современных условиях, мы считаем необходимым рассмотреть содержание кадровой политики и определить ее роль в управлении персоналом организации. Этому посвящен следующий раздел нашего исследования.

1.2. Содержание кадровой политики и ее роль в управлении персоналом организации

Кадровая политика организации есть система взглядов, требований, норм, принципов, ограничений, определяющих основные направления, формы и методы работы с персоналом. Ее целями являются сохранение, управление и развитие кадрового потенциала, создание высокопроизводительного коллектива, обеспечение благоприятных экономических, социальных и психологических условий его деятельности.

Кадровая политика организации – это генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание сплоченного квалифицированного и высокопроизводительного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации и стратегии управления ее персоналом.

В более узком смысле, кадровая политика – это совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с кадрами.

Объектами кадровой политики являются:

  • планирование персонала;
  • поддержание занятости (в том числе молодежи);
  • организация обучения;
  • стиль, методы руководства;
  • стимулирование;
  • решение социальных проблем;
  • обмен информацией.

Через разработку кадровой политики осуществляется реализация целей и задач управления персоналом, потому ее считают ядром системы управления персоналом. Кадровая политика формируется руководством организации, реализуется кадровой службой в процессе выполнения ее работниками своих функций. Она находит свое отражение в нормативных документах – философии организации, Правилах внутреннего распорядка, Коллективном договоре.

Кадровая политика за последние годы претерпела серьезные изменения и полностью согласуется со стратегией развития организации. Дефицит квалифицированной рабочей силы привел к отказу от мнения о том, что работа с кадрами носит только административный характер.

Под кадровой работой в настоящее время понимается единство двух основных мер:

— обеспечение подразделений организации необходимой и качественной рабочей силой;

— обеспечение мотивации персонала на достижение высоких результатов трудовой деятельности.

Управление персоналом стало перерастать в стратегическую функцию менеджмента организации, сохранив, однако, классические инструменты работы с кадрами: количественное и качественное планирование персонала организации, привлечение рабочей силы, повышение квалификации; кадровый контроль и т. д.

Цель кадровой политики – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.

Кадровая политика является частью политики организации и должна полностью соответствовать концепции ее развития.

Место и роль кадровой политики в системе управления персоналом представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Система управления персоналом

Как мы видим из рисунка 2 кадровая политика является одним из составляющих элементов системы управления персоналом. При усилении роли функции управления персоналом в менеджменте организации кадровая политика ориентируется на решение следующих перспективных задач:

  • сравнение существующих и перспективных требований к вакантным должностям и кадровому составу;
  • количественное и качественное планирование штатных должностей;
  • организация профессионального кадрового маркетинга;
  • введение в специальность и адаптация сотрудников;
  • повышение квалификации;
  • структурирование и планирование расходов на персонал;
  • управление структурой материального вознаграждения и морального поощрения;
  • определение уровней руководства;
  • регулярный сбор и обработка информации о текущей деятельности и реализации стратегии организации.

Решение этих задач направлено на усиление способности персонала по внедрению новаций, повышение эффективности управления, содействие росту конкурентоспособности организации на товарном рынке.

Кадровая политика реализуется через кадровую работу. Поэтому выбор кадровой политики связан не только с определением основной цели, но и с выбором средств, методов, приоритетов и т.д.

Кадровая работа базируется на системе правил, традиций, процедур, комплексе мероприятий, связанных непосредственно с осуществлением подбора кадров, необходимой их подготовки, расстановки, использования, переподготовки, мотивации, продвижения и т.д. Поэтому содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу (выбор источников пополнения кадров, требования к исполнителям и т.п.), а касается принципиальных позиций предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации.

В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на дальнюю перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение кадровых вопросов. Между ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой достижения поставленной цели.

Кадровая политика носит и общий характер, когда касается кадров предприятия в целом, и частный, избирательный, когда ориентируется на решение специфических задач (в пределах отдельных структурных подразделений, функциональных или профессиональных групп работников, категорий персонала).

Кадровая политика формирует:

  • требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т.п.);
  • отношение к «капиталовложениям» в рабочую силу, к целенаправленному воздействию на развитие тех или иных сторон занятой рабочей силы;
  • отношение к стабилизации коллектива (всего или определенной его части);
  • отношение к характеру подготовки новых рабочих на предприятии, ее глубине и широте, а также к переподготовке кадров;
  • отношение к внутризаводскому движению кадров и т.д.

Кадровая политика формирует:

  • требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки);
  • отношение к капиталовложениям в рабочую силу, к целенаправленному воздействию на развитие тех или иных сторон занятой рабочей силы;
  • отношение к стабилизации коллектива (всего или определенной его части);
  • отношение к характеру подготовки новых рабочих на предприятии, ее глубине и широте, а также переподготовке кадров;
  • отношение к внутриорганизационному движению кадров;

Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:

  • кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития (или выживания) предприятия, в этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии;
  • кадровая политика должна быть достаточно гибкой, то есть она должна быть, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, стабильными должны быть те стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия (фирмы), динамичной, то есть корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации;
  • поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т. е. исходить из его реальных финансовых возможностей;
  • кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.

Следует учитывать, что не только организация имеет цели. Свои собственные, у каждого индивидуальные, цели имеет и каждый работник организации. Если организация рассчитывает на продолжительный и стабильный срок деятельности, то необходимо учитывать главный принцип кадровой политики – принцип соответствия индивидуальных целей работников целям организации. Он заключается в том, что одинаково необходимо достижение индивидуальных и организационных целей. Это означает, что при возникновении конфликтов нужно искать честные компромиссы, а не отдавать предпочтения целям организации. Правильное понимание сущности кадровой политики возможно лишь в том случае, если в полной мере учитывается это обстоятельство.

Таким образом, кадровая политика в современных условиях направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений.

В следующем разделе нашего исследования мы рассмотрим основные направления реализации кадровой политики, основные этапы, а также факторы, оказывающие влияние на процесс разработки кадровой политики организации.


Страницы:   1   2   3   4   5


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!