Содержание
Введение.. 5
Глава 1. Теоретические аспекты организации подсистемы складирования в логистической системе предприятия.. 8
1.1. Сущность и роль складов в логистической системе. 8
1.2. Экономическое содержание издержек при складировании продукции. 15
Глава 2. АНАЛИЗ системы складирования в логистике на примере ООО «ИКЕА ДОМ». 23
2.1. Общая характеристикаи организационная структура деятельности ООО «ИКЕА ДОМ». 23
2.2. Анализ финансово-экономических показателей работы и логистических функций складского хозяйства предприятия. 32
2.3 Оценка эффективности организации складских процессов и анализ издержек 41
Глава 3. Мероприятия, направленные на снижение издержек при осуществлении операций по складированию… 56
3.1 Рекомендации по рационализации складских операций. 56
3.2 Расчет эффективности внедрения АСУ.. 58
3.3 Совершенствование закупочной деятельности предприятия за счет диверсификации поставщиков и расстановки приоритетов в пользу внутренних поставщиков. 68
заключение.. 74
Список использованных источников.. 78
Приложения.. 0
Введение
В настоящее время принципы логистики широко применяются в деятельности американских и европейских бизнес-структур и государственных институтах. Что же касается отечественного рынка, то в связи с конкуренцией, в том числе международной, ускорением и усложнением экономических процессов появляется острая необходимость детального анализа и пересмотра понятий и принципов работы предприятия. Беря за основу богатый опыт американской и западной экономик, актуальным решением этой задачи может быть эффективное применение логистической концепции на предприятии.
Несмотря на то, что концептуальные основы логистики уже в достаточной мере разработаны, в том числе и отечественными учеными, на практике логистизация предпринимательской деятельности развита не достаточно широко. В связи с этим возникает необходимость более системного изучения вопроса о значимости применения логистики на предприятии.
Глобализация экономики привела к тому, что современные потребители исходят из набора ожиданий, установленных в соответствии с характеристиками продукции самых лучших компаний в мире, требуют более высокого качества товаров и услуг по более низкой цене, ожидают быстрой реакции на их запросы. Фирмы все более оцениваются не только с точки зрения качества продукции и сервиса, но и способности поставлять готовую продукцию вовремя в небольших объемах к непосредственному месту потребления. Потенциал логистики как раз позволяет эффективно реагировать на такие требования современного потребителя за счет оптимизации материальных, информационных и финансовых потоков, а также за счет минимизации общих затрат ресурсов. Концепция логистики — четкая, продуманная система действий, рассчитанная на повышение эффективности функционирования предприятия на основе оптимизации материальных потоков. Основное предназначение логистики — это экономия: экономия средств, продукции, времени, затрат, площади, оборудования и т.п.
Объектом исследования работы является ООО «ИКЕА ДОМ».
Предметом работы являются процессы системы складирования в ООО «ИКЕА ДОМ».
Период исследования – 2015 – 2017 гг.
Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы складирования в логистической деятельности ООО «ИКЕА ДОМ».
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
— описать сущность и роль складов в логистической системе;
— исследовать экономическое содержание издержек при складировании продукции;
— рассмотреть логистический подход к планированию складских издержек предприятия;
— представить общую характеристику и организационную структуру деятельности ООО «ИКЕА ДОМ»;
— проанализировать финансово-экономические показатели работы и логистические функции складского хозяйства предприятия;
— оценить эффективность организации складских процессов и проанализировать издержки;
— представить рекомендации по рационализации складских операций;
— выполнить расчет эффективности внедрения автоматизированной системы управления (АСУ).
Для написания данной работы использовались различные теоретические источники. В первую очередь – это нормативные акты, регламентирующие складскую деятельность организации. Также использовались учебные, методические материалы и материалы периодической печати по профессиональному направлению.
Методы исследования — анализ, синтез, системный анализ; конкретизация и обобщение. Также при выполнении работы использовались общенаучные и специальные методы: детализации и обобщения, логический метод, сравнительный метод, графоаналитический анализ, математические методы, статистические методы, экономический анализ, метод наблюдения, метод опроса и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, состоящие из восьми параграфов, заключение, список использованных источников, приложения.
В первом разделе работы рассмотрены теоретические аспекты организации подсистемы складирования в логистической системе предприятия. Исследована сущность и роль складов в логистической системе предприятия и экономическое содержание издержек при складировании продукции. Проанализирован логистический подход к планированию складских издержек предприятия.
Во втором разделе работы представлен анализ системы складирования в логистике на примере предприятия ООО «ИКЕА ДОМ», а именно: представлена общая характеристика и организационная структура деятельности данного предприятия; проанализированы финансово-экономические показатели работы и логистические функции складского хозяйства предприятия; представлена оценка эффективности организации складских процессов и анализ издержек на предприятии.
В третьем разделе работы представлены мероприятия, направленные на снижение издержек при осуществлении операций по складированию, а именно: разработаны рекомендации по рационализации складских операций; проведен расчет эффективности внедрения АСУ.
В заключении обосновываются выводы и предложения по внедрению новых мероприятий в логистическую систему складского хозяйства складирования ООО «ИКЕА ДОМ».
Глава 1. Теоретические аспекты организации подсистемы складирования в логистической системе предприятия
Сущность и роль складов в логистической системе
Частые изменения на современном рынке приводят не только к жесткой конкурентной борьбе. Такая ситуация требует от каждого предприятия, фирмы, компании обеспечения все более высокого уровня качества производимых продуктов или услуг. Иначе они рискуют быть вытесненными с рынка. Одним из современных средств достижения таких результатов служит использование логистического подхода к управлению компанией или фирмой.
Логистика — это процесс планирования, внедрения и контроля технологически и экономически эффективных операций накопления, хранения, транспортировки и передачи сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и соответствующей информации с места производства до места потребления с целью удовлетворить потребителя [3].
Как видно из определения, предметом логистического управления являются подвижные материальные и информационные потоки и управление запасами продукции. Движение любых материальных потоков невозможно без концентрации в определенных местах необходимых резервов, для хранения которых создаются объекты инфраструктуры, называемые складами. Движение по складу связано с прожиточным минимумом и материализованным трудом, который увеличивает стоимость товаров. В связи с этим проблемы, связанные с эксплуатацией складов, оказывают существенное влияние на упорядочение материальных потоков в логистической цепочке, использование транспортных средств и стоимость возврата.
Современный крупный склад представляет собой сложную техническую структуру, состоящую из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, обработке и распределению товаров между потребителями [5, с. 24].
В то же время возможное разнообразие параметров, технологических и планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразного ассортимента товаров, обрабатываемых на складах, связывает склады со сложными системами. В то же время сам склад является просто элементом системы более высокого уровня — логистической цепочки, которая формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия обработки грузов.
Складское хозяйство предприятия является звеном, которому нужно уделять особое внимание. Подтверждением важности этого элемента служит рис. 1.1
Рис. 1.1. Круговорот финансовых и материальных потоков на предприятии
Штриховые линии означают финансовые потоки, а цельные стрелки — материальные потоки. То, что в виде финансового потока отправляется к поставщикам, возвращается к фирме в виде материальных ценностей (например, товаров) и входит в состав. С другой стороны, все, что отправляется к клиентам (выходит из состава), возвращается в фирму как финансовый поток.
Конечно, схема слишком условна, она не отражает, например, последовательность потоков, в ней нет коммерческого отдела, без которого немыслим процесс. И тем не менее схема наглядно показывает роль склада.
Как известно, финансовые потоки компании регламентированы почти на 100% законами, а материальные потоки в большинстве — внутренними процедурами. Склад является точкой соприкосновения двух основных типов материальных потоков — входящих и выходящих. Другими словами, склад — это звено, в котором сконцентрированы процедуры, касающиеся не только самого склада, но и его взаимодействия с последними звеньями компании. Поэтому склад следует рассматривать не изолированно, а как неотъемлемую часть логистической цепочки, которая предусматривает накопление, обработку, распределение материальных потоков. Только такой подход обеспечит успешную реализацию основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности всей системы [21, с. 112].
Следует иметь в виду, что в каждом отдельном случае для конкретного склада параметры системы складирования существенно отличаются друг от друга, а также ее элементы и сама структура, основанные на взаимосвязи этих элементов. При создании складской системы всегда нужно руководствоваться следующим основным принципом: лишь индивидуальное решение с учетом всех вытекающих факторов может сделать его рентабельным. Причиной этого является четкое определение функциональных задач и основательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада. Это означает, что любые расходы должны быть экономически оправданными, т.е. внедрение любого технологического и технического решения, связанное с капиталовложениями, должно исходить из рациональной целесообразности, а не из модных тенденций и предлагаемых технических возможностей на рынке.
На уровне предприятия роль складской инфраструктуры заключается в размещении и работе складов, что существенно влияет на грузопотоки и транспорт промышленных узлов предприятия, на общую эффективность его работы.
Основными ролевыми функциями использования складов в логистической системе предприятия являются:
1) уменьшение логистических издержек при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями;
2) координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;
3) обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов;
4) обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукций;
5) создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;
6) увеличение географического охвата рынков сбыта;
7) обеспечение гибкой политики обслуживания [18].
Таким образом, в общем, об экономических выгодах можно говорить, когда использование одного или более складов ведет к непосредственному сокращению общих логистических затрат. Экономические выгоды тесно связаны с основными функциями, которые выполняют склады.
Практика складирования показывает, что последовательность логистических операций для каждой композиции отличается. Это зависит от многих факторов:
- Состав и внутренняя планировка складских помещений.
- Сложность ассортимента.
- Физические и химические свойства товаров.
- Объем отгрузок товаров и объем их отпуска.
- Транспортная упаковка.
- Уровень технической поддержки складов.
- Платформы для полов и погрузочно-разгрузочных платформ и т. д.
Поэтому для каждого товарного склада должна быть определена «собственная» наиболее рациональная технология логистического процесса. Например, на сортировочных и распределительных складах основное место занимают технологические операции для получения, сортировки товаров, подготовки их к отпуску. Основной район на таких складах присваивается помещениям для распаковки, сортировки и сбора товаров. На складах долгосрочного и сезонного хранения основная логистическая операция — это хранение товаров в течение длительного времени. Для этого требуется специально оборудованное хранилище [17, с. 44].
Но во всех случаях, особенно в рыночной экономике, необходимо руководствоваться следующими основными принципами рациональной организации логистического процесса на складах:
- Каждая логистическая операция должна выполняться в кратчайшие сроки и с минимальными затратами и ресурсами.
- Применение самого современного оборудования, устройств и механизмов, обеспечивающих комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных и внутренних операций хранения.
- Обеспечение систематического получения товаров в течение нескольких часов, недель, десятилетий.
- Использование кратчайших путей во время движения товаров.
- Исключения из пересечений товарных потоков.
- Обеспечение доставки товаров со склада в том порядке, в котором они получены.
- Эффективное использование складских площадей и мощностей складов, оборудования и рабочей силы.
- Выполнять логистические операции в строгой логической последовательности.
- Предоставление материальных ценностей.
- Максимальное сокращение затрат на товары при их обработке на складах.
- Повышение качества обслуживания клиентов путем четкого проведения логистических операций, связанных с подготовкой и выпуском товаров.
- Внедрение прогрессивной технологии товарного обращения, основанной на использовании контейнерного и упаковочного транспорта.
Содержание и порядок логистических процессов на складах обусловлены применяемой формой товарной или технологической специализации.
В основной части складов была разработана специализация товаров, в которой каждый из них проходит полный технологический цикл с момента поступления в отпуск, выбор товаров для каждого магазина производится отдельно.
При логистической организации складов существуют отдельные работы, созданы условия для организации онлайн метода складской переработки товаров. Площадь складов разделена на отдельные зоны отбора, приобретения, хранения. Существуют отдельные экспедиции на прием и выпуск товаров [31, с. 217].
Этот принцип внутренней компоновки складов обеспечивает общую непрерывность и непрерывность логистического процесса.
Таким образом, основными логистическими операциями на складах являются: прием, хранение и выпуск товаров.
Особую роль на рынке в совершенствовании логистического процесса следует уделить проблеме механизации складов. Эти склады имеют большие преимущества перед традиционными:
- Созданы современные условия труда.
- Сокращение затрат на рабочую силу при выполнении логистических операций.
- Повышает производительность.
- Существует оперативная связь с другими звеньями: производство, транспорт, маркетинговые услуги.
- Сокращается количество сотрудников.
Современные компании стараются минимизировать сложность выполняемых логистических операций и ускорить складирование товаров.
На оптовых складах в муниципалитете Лейпцига для внутреннего хранения трикотажных и галантерейных товаров, расположенных на разных уровнях, была введена подвесная конвейерная система. Межэтажное перемещение товаров осуществляется с помощью гидравлических подъемников.
В Германии на складе используется новая технология так называемых вращающихся стеллажей, установленных в 2-х ярусах, которые движутся вдоль направленных путей в вертикальном и горизонтальном направлениях с помощью гидравлического толкателя и лифта. Гидравлический толкатель соответствующего уровня, в порядке выбора, подталкивает тележку до уровня нижнего яруса и позволяет вам выбирать необходимые товары [8, с. 16].
Широко используемые цепные контейнеры с подвеской для груза. Во время перемещения контейнера селектор доставляет в грузовую подвеску определенную партию товаров в форме завершенного заказа, который снимается с вешалок в экспедиции и отправляется отправителю по месту отгрузки получателя.
В Финляндии есть склады-патерностеры. Этот тип композиции представляет собой шкаф, в котором товары хранятся на полках и в ящиках. Полки перемещаются в вертикальном и горизонтальном положениях в обоих направлениях вдоль вымощенных рельсов. Отсутствие проходов между полками дает большую экономию в этом районе. Такие композиции содержат до 300 тонн груза.
Таким образом, складирование в логистической системе предприятия играет важную роль и влияет на общий ритм и организацию основных процессов производства на предприятии, на размещение и работу внутризаводского и внешнего транспорта, себестоимость промышленной продукции и другие показатели эффективности производства и деятельности предприятия.
1.2. Экономическое содержание издержек при складировании продукции
Складские системы способствуют трансформации грузопотока, изменению параметров принимаемых и выдаваемых грузов (по размерам, составу, физическим характеристикам поступающих товаров, времени отгрузки транспортных партий и т. д.). Целью системы складирования является получение от транспорта (например, магистрального) грузового трафика с одним параметром, обработка и доставка его другому (например, внутри завода) с другими параметрами, но также для того, чтобы выполнить эту конверсию с минимальными затратами [16, с. 49].
Существующие системы хранения отличаются по размеру и сложности, типам хранимых предметов, затратам, связанным с их работой, характеру случайных процессов, происходящих в них, и характеру информации, получаемой лицами, принимающими решения. Под стратегией работы мы понимаем решение о времени и количестве заказанных продуктов. При выборе стратегии функционирования систем хранения, важную роль играют затраты. Существует пять основных типов затрат, которые влияют на выбор операционной стратегии:
— расходы, связанные с доставкой;
— расходы на содержание запасов;
— стоимость заказов клиентов;
— расходы, связанные с нехваткой запасов, когда поступающие претензии не могут быть удовлетворены;
— затраты на сбор и обработку данных и управление складской системой [4, с. 143].
Расходы на поставку. Эти расходы можно разделить на две части. Первая часть — это сумма, подлежащая выплате поставщику. Она представляет собой стоимость доставленного товара. Вторая часть — это стоимость самой складской системы. Они могут различаться в разных системах, так как они зависят от ряда различных факторов. Эти затраты связаны с обработкой заказа, то есть со стоимостью бумаги, зарплатой соответствующих сотрудников, стоимостью составления отчетов и т. д. Стоимость транспортировки запаса от поставщика до пункта хранения обычно оплачивается поставщиком и, следовательно, не оплачивается системой склада. Транспортные расходы зависят от используемого перевозчика.
Расходы на содержание запасов. Существуют затраты, связанные с поступлением товаров на склад и т. д. Расходы самой складской системы можно разделить на две категории: затраты в зависимости от размера заказа и расходы, не зависящие от него. Эти расходы включают в себя страхование, налоги, арендную плату за склад, если он не относится к системе, стоимость эксплуатации помещения и т. д. В некоторых случаях наиболее важными являются не прямые расходы, а косвенные экономические потери, возникающие в результате того, что капитал нужно вкладывать в акции, а не использовать его в других областях. Потери такого рода равны самой высокой норме прибыли, которую система могла бы получить от распределения капитала в других сферах бизнеса. Если капитал вкладывается в складирование, то они больше не могут приносить эту прибыль. Следовательно, упущенная выгода представляет собой косвенные затраты на содержание запасов [10, с. 138].
Расходы на выполнение заказов клиентов обычно состоят из затрат на учетные операции (подготовка счетов, запись в журнале, информация о состоянии и т. д.), заработную плату работников склада, участвующих в обработке заказов, упаковку и транспортные расходы, если они оплачиваются системой склада. Следует отметить, что, несмотря на изменение затрат из-за колебаний интенсивности спроса, они не зависят от стратегии управления запасами. Следовательно, это необходимо учитывать при определении затрат, которые меняются в зависимости от изменений в стратегии системы. С другой стороны, затраты, связанные с нехваткой резервов в системе, зависят от стратегии функционирования, от этого зависит, сколько времени наблюдается дефицит запасов в системе [11, с. 14].
Расходы, связанные с дефицитом. Эти затраты сложно определить. Однако, если на складе нет запасов, потребительский спрос на продукцию теряется (то есть покупатель может вести бизнес с кем-то еще в будущем) и прибыль теряется.
Затраты на сбор и обработку данных включают затраты на сбор информации о спросе на продукты, учет продуктов, затраты на прогнозирование ожидаемого спроса и т. д. Использование этих затрат возможно при поиске приемлемой стратегии функционирования складской системы. Критерием выбора может быть максимальная стоимость.
Затраты на логистику составляют 20-30% от себестоимости продукции. Поэтому их снижение значительно повышает конкурентоспособность компаний. По оценкам экспертов, использование прикладных логистических систем позволяет сократить запасы до 80%, а стоимость оборудования (приборов) на 50%. Чаще всего эффективность логистических решений оценивается с точки зрения их влияния на общие затраты или выручку от продаж. Можно принять решение, в результате чего общие расходы увеличатся, но за счет повышения качества обслуживания будет увеличен доход от продаж. Иногда решения, принятые в определенной области, отражаются в неожиданном увеличении затрат в одной или нескольких других областях или звеньях логистической цепочки. Таким образом, изменения графика производства, предусматривающие повышение эффективности производства, могут вызвать колебания объема запасов готовой продукции и негативно повлиять на обслуживание клиентов [9, с. 57].
Таким образом, затраты на логистику — это затраты, связанные с выполнением логистических операций: размещение заказов на поставку продукции, закупка, хранение поступающего сырья, внутренняя транспортировка продукции, внутрипроизводственное хранение в незавершенном производстве, хранение готовой продукции, внешний транспорт и др.
Таким образом, важной особенностью формирования логистических затрат и последующего принятия логистических решений является их реализация в рамках уровня затрат, существующих в системе. Анализ затрат включает в себя учет изменений в расходах, вызванных логистическими решениями. Кроме того, затраты рассматриваются с точки зрения их роста — как преобразования общих затрат за счет преобразования системы. Таким образом, появление нового звена в распределительной сети влияет на стоимость транспортировки, передачи информации, ведения переговоров, обслуживания запасов, то есть изменяет структуру затрат и их общую стоимость в системе.
1.3. Логистический подход к планированию складских издержек предприятия
Экономическая эффективность деятельности предприятия и его конкурентоспособность зависит от эффективной системы учета затрат, включающей логистические издержки. Согласно исследованиям ученых, для логистических затрат характерно [15, с. 180]:
— дробление среди многих групп расходов отдельных процессов, фазовых разделов и тому подобное;
— наличие значительной доли в общих расходах предприятий, которое постоянно растет;
— изменчивость их величин в отдельных периодах;
— несовпадение ответственности за формирование этих расходов в организационных подразделениях предприятия с сущностью расходов, признанных в теории учета, что влечет сложность их регистрации и практического управления ими;
— слабая структурированность логистических расходов, аргументируется разделением их на реальные и ожидаемые, а также проблемным выделением логистических расходов из общих затрат предприятия.
Именно названные выше особенности логистических затрат обусловливают проблемы их идентификации и планирования в экономической системе предприятия. Поэтому идентификация и оценка логистических расходов должны предусматривать: выявление всех научно признанных и обоснование практически необходимых составляющих логистических затрат, по их классификационным делениям; аргументированная последовательность расчета всех элементов составляющих логистических затрат и идентификации их величин; учет и анализ слабоструктурированных составляющих логистических затрат; оценивание уровня логистических расходов предприятия (рис. 1.2) [12, c. 211].
Исследования, выполненные профессором Гербертом В. Дэвисом, и обнародованные на ежегоднойконференции CouncilofLogisticsManagement в США в 2009 году, показали, что расходы предприятий,связанные с логистикой, составляют до 45 процентов в структуре общих и административных издержек предприятия (таблица 1.1).
Выделяют несколько классификаций логистических издержек предприятия. Например, по одной классификации к ним относятся:
— транспортно-заготовительные расходы (ТЗР);
— расходы на формирование и хранение запасов;
— административные расходы.
— расходы на формирование сети целесообразнее было бы включить в состав расходов на формирование и хранения запасов;
Рисунок 1.2. Процесс идентификации и оценки логистических затрат предприятий[32, c. 122]
Таблица 1.1
Логистические издержки предприятия в структуре доходов и расходов
Доли логистических издержек в структуредоходов и расходов предприятия | Значение,% |
Доля логистических затрат в структуре совокупныхдоходов предприятия | 7-16 |
Доля логистических затрат в структуре административных расходов предприятия | 10-35 |
Доля логистических затрат в структуре общихрасходов предприятия | 20-45 |
— выбор и оценка поставщиков больше касается административныхрасходов. То же относится и к оплате услуг связи;
— такая категория расходов, как кредитные ставки на пополнение оборотных средств, скорее касаются группы затрат капитала, которые также включают упущенные возможности предприятия;
— к расходам на формирование и хранение запасов целесообразно включить складские расходы;
— не выделены расходы, связанные с обслуживанием запасов [14, c. 231]
Часть ТЗР зависит от годового количества заказов, остальные ТЗР (приемные расходы,транспортные расходы и т.п.) — от размера партии поставки. Элементы логистических затрат приведены втаблице 1.2.
Таблица 1.2
Виды логистических затрат
Транспортно-заготовительные расходы | Расходы на формирование и хранения запасов | Административные расходы |
— расходы на формирование сети, выбор и оценка поставщиков; — транспортные расходы; — оплата услуг связи; — представительские расходы, командировки; — недостачи в пути в пределах норм естественной убыли | — расходы на осуществление инвентаризации; — кредитные ставки на пополнение оборотных средств; — издержки хранения; — стоимость рисков (страховые платежи, ставки страховых премий) | — часть общих административных расходов, возникшие в логистической службе фирмы или отнесенные на нее при распределении: заработной платы работникам логистической службы, амортизационные отчисления на офисную мебель и оргтехнику |
Однако эта классификация была разработана автором в начале развития науки о логистике, поэтому она не является совершенной и требуетдоработок и внесения корректив. Существенные замечания о внесении изменений такие:
Однако следует помнить, что перед тем, как начать оптимизировать и управлять логистическими затратами, необходимо привести в порядок саму логистическую систему предприятия. По мнению экспертов, частая ошибка отечественных предприятий — субоптимизация, то есть создается отдел логистики, который отвечает только за часть функций и, например, начинает улучшать работу склада, забывая о неустойках за простой транспорта. Соответственно такое предприятие теряет клиентов из-за просроченных заказов. Еще один пример — многие владельцы хотят сэкономить на определенной логистической операции и упускают из виду всю цепочку. К примеру, уменьшают запасы сырья и готового товара на складе, чтобы не строить новые хранилища в случае роста производства, забывая об увеличении расходов на перевозку мелкими партиями. Или, наоборот, заваливают склады сырьем и продукцией, экономя на перевозках, но не учитывают рост затрат на хранение. Следует помнить главный принцип — в первую очередь оптимизировать логистическую систему нужно в целом, а не какую-то ее часть. Кроме того, на многих предприятиях функция логистики либо остается децентрализованной, или не имеет полномочий.
Глава 2. АНАЛИЗ системы складирования в логистике на примере ООО «ИКЕА ДОМ»
2.1. Общая характеристика и организационная структура деятельности ООО «ИКЕА ДОМ»
IKEA (торговая марка в России — IKEA, часто называемая в домашнем обиходе как икея) — голландская производственно-торговая компания (шведские корни), владелец одной из крупнейших в мире розничных сетей по продаже мебели и товаров домашнего обихода. Полное название — IKEA International Group. Штаб-квартира находится в Делфте, провинция Южная Голландия.
В России интересы ИКЕА представляют ее дочерние компании. ООО «ИКЕА МОС» (Торговля и Недвижимость) — развивает сеть торговых центров «Мега», при этом закупочной деятельностью занимается ООО «ИКЕА Трейдинг» (в лице офисов в Москве и Новосибирске) и напрямую ООО «ИКЕА Дом» [27].
ООО «ИКЕА ДОМ» является одной из двух дочерних компаний голландской компании ИКЕА в России. ООО «ИКЕА ДОМ»был создан для управления российскими торговыми центрами ИKEA. В 2000 году в Химках был открыт первый магазин ИКЕА. Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «ИКЕА ДОМ».
Головной офис ООО «ИКЕА ДОМ» находится в Москве. На данный момент ООО «ИКЕА ДОМ»имеет 13 магазинов, в том числе в Москве, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Омске, Краснодаре, Казани.
Сфера деятельности ООО «ИКЕА ДОМ» — производство и продажа мебели и аксессуаров для дома. Компания ООО «ИКЕА ДОМ»продает массивную мебель недорогого сегмента, собранную покупателем самостоятельно, которую производит IKEA, а также сотни предметов различного домашнего обихода. В ассортименте магазинов «ИКЕА ДОМ» мебель для спальни, кухни, гостиной, детской, ванной комнаты, прихожей, рабочего места.
Основной задачей ООО «ИКЕА ДОМ» является удовлетворение клиентов за счет предоставления качественной продукции по доступным ценам. Основная миссия предприятия — улучшить повседневную жизнь многих людей. Руководство предприятия достигает этого благодаря своей основной бизнес-идее: предлагать широкий ассортимент товаров для дома хорошего качества и дизайна по таким низким ценам, чтобы как можно больше людей имели возможность приобрести их. Отсюда и девиз ООО «ИКЕА ДОМ» — «Больше за меньшие средства» [27].
Разработчики и дизайнеры мебели ИKEA, анализируя условия жизни большинства людей, показывают, как рационально использовать каждый сантиметр доступного пространства. Изучение реалий жизни помогает разработчикам понять, какой дизайн лучше всего соответствует потребностям клиентов. Анализ условий жизни людей дает компании лучшее понимание их повседневных проблем и побуждает их искать функциональные решения, которые позволят им изменить свою домашнюю среду к лучшему [27].
Магазины ИКЕА имеют уникальную структуру, так как содержат все необходимые товары для дома: от мебели до мелочей.
ИКЕА также следует девизу: главное в магазине — покупатель. Поэтому ИКЕА решила, что посетители должны чувствовать себя максимально свободно и комфортно в магазине. В связи с этим ИКЕА разработала систему самообслуживания. Покупатели сами делают выбор, забирают товар со склада и доставляют выбранный товар на кассу. На пути к кассе покупатель должен иметь возможность выбрать аксессуары и совершить последнюю покупку. Покупатель может доставить свой товар домой. Почти все предметы мебели представляют собой разборные конструкции в плоских пачках. Такая мебель занимает мало места при транспортировке и хранении [27].
Компания имеет шведские корни и поддерживает имидж шведской компании во всех маркетинговых коммуникациях. «История ИКЕА коренится в суровых землях провинции Смоландна юге Швеции. Основатель компании Ингвар Кампрад родился здесь. В 1943 году семнадцатилетний Ингвар зарегистрировал компанию под названием ИKEA. ИКЕА означает Ингвар Кампрад, Эльмтарюд, Агуннарюд. Ельмтарюд- это название фермы, а Агуннарюд — это название прихода, где вырос Ингвар. Его первый ассортимент включал рождественские открытки, спички и семена. Спустя пять лет в ассортименте компании появился первый предмет мебели — кресло [27].
Первая постоянная выставка мебели ИКЕА открылась в городе Эльмхульт в 1953 году. С тех пор ИКЕА росла и развивалась. Сегодня Элмхульт — это сердце ИКЕА. Ценности, лежащие в основе концепции компании, актуальны и сегодня. Энтузиазм, инновации, бережливость, простота и скромность — основные понятия всех, кто работает в ИКЕА. ИнгварКампрад и сейчас продолжает работать во имя процветания компании в качестве главного советника. Сегодня, как и прежде, он должен быть уверен, что каждый покупатель останется доволен приобретениями, сделанными в ИКЕА.
Потенциал дальнейшего расширения бизнеса ИКЕА заключается в разработке решений, которые позволят покупателям создавать экологически чистые условия дома. Это предоставит новые возможности для развития бизнеса и усилит конкурентоспособность. Также предлагается более широко информировать о работе всех тех, кто интересуется результатами деятельности. Это создаст доверительные отношения, а также обеспечит рост компаний и их долгосрочную прибыльность.
Деятельность организации ИКЕА направлена на снижение стоимости товаров, что в свою очередь должно сказаться на увеличении количества покупок потребителями.
Организация ИКЕА имеет свой индивидуальный фирменный стиль по всему миру и дорожит им. Уже много лет этот стиль является фирменным брендом ИКЕА. Потребители узнают бренд и стиль организации и он прочно закрепился в их сознании. Поэтому при выходе на другие мировые рынке ИКЕА сохраняет свой стиль и бренд и вносит как можно меньше изменений. Однако есть небольшие изменения, которые касаются специфики данной страны и потребностей ее покупателей.
Например, для России дизайнеры ИКЕА имеют специально разработанные интерьеры для квартир площадью менее тридцати квадратных метров. Что касается стратегии ИКЕА по выходу на зарубежные рынки, она одинакова для всех стран. Первые магазины ИКЕА всегда открываются в крупнейших городах, а затем компания начинает переезжать в регионы. В России эта стратегия также эффективна, потому что, согласно исследованию, проведенному ИКЕА, люди, живущие в регионах, в основном не являются новаторами и не склонны кардинально менять интерьер квартиры и образ жизни, они, скорее всего, будут массово меблированными гарнитурами из натурального дерева с элементами старого декора и т. д., поэтому им нужно время, чтобы адаптироваться к современным тенденциям. Как и во всех странах ИКЕА, она открывает свои магазины не в центре города, а в пригороде, чтобы сэкономить деньги на аренде земли, что, в свою очередь, позволяет сделать цены на свои товары еще более доступными [27].
Маркетинговые коммуникации в России используются точно так же, как и в других странах. Основное преимущество ИКЕА осталось — косвенная рассылка фирменных каталогов, хотя в России из-за нестабильного курса рубля каталог выпускается не раз в год, а раз в полгода.
Основной целью деятельности общества является получение прибыли, а также повышение жизненного уровня и благосостояния участников общества и членов трудового коллектива.
Для достижения поставленных целей общество осуществляет следующие виды деятельности:
- торгово-закупочная деятельность;
– оптовая и розничная торговля непродовольственными товарами, в том числе торговля мебелью;
– производство и реализация товаров народного потребления, включая мебель;
– создание и эксплуатация торгово-сервисных центров, сети коммерческих магазинов, торговых домов и других структур;
– рекламно-информационная деятельность, в том числе производство и размещение рекламной продукции, услуги по дизайну, организация подписки на периодические издания, съемки и показ видео- и кинофильмов, изготовление и реализация иных информационных материалов;
– оказание услуг по растаможеванию грузов, оформление таможенных деклараций;
– обучение специалистов на территории России и за рубежом, организация и проведение курсов подготовки и повышения квалификации специалистов, учебно-практических семинаров, бизнес-школ с последующей стажировкой за рубежом, иная учебная деятельность;
– организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок, презентаций, деловых встреч, семинаров, симпозиумов, конкурсов, концертов, фестивалей, аукционов, культурно-развлекательных и спортивных мероприятий;
– экспортно-импортные, торгово-закупочные, снабженческо-бытовые операции;
– деятельность, в том числе и посредническая, связанная с совершением сделок купли-продажи, дарения, аренды, получением в залог движимого и недвижимого имущества;
– внешнеэкономическая деятельность;
– финансовое посредничество, предоставление кредита;
– разработка программного обеспечения, консультирование в сфере компьютерного обеспечения.
Кроме перечисленных видов деятельности, общество может осуществлять и иные виды деятельности, не запрещенные законом.
Бизнес-идея ИКЕА заключается в том, чтобы изменить повседневную жизнь многих людей к лучшему, предлагая широкий ассортимент удобных и функциональных товаров для обустройства дома по таким низким ценам, чтобы их могли купить многие люди.
ИКЕА предлагает широкий ассортимент удобных и функциональных товаров для обустройства дома по таким низким ценам, что их может купить как можно больше людей. Эта идея лежит в основе всего, что делает IKEA: от разработки продуктов и приобретения их у поставщиков до организации продаж в магазинах IKEA по всему миру.
Качественные и дорогие товары или дешевые, но некачественные могут производить все. Гораздо сложнее создавать хорошие товары и продавать их по низким ценам. Для этого необходимо разработать особый подход — инновационный и экономически эффективный одновременно. Именно эта идея стала основой концепции ИKEA с момента ее создания в шведском городе Смоланд. Максимально эффективное использование сырья, адаптация производства к потребностям и предпочтениям потребителей — это гарантия снижения наших затрат. Деловую практику ИКЕА можно резюмировать следующим образом: такое снижение стоимости товаров должно быть выгодным для покупателей.
Очень важная роль в деятельности организации — ее организационная структура. Мы проведем исследование этих направлений деятельности в ООО «ИКЕА ДОМ».
ООО «ИКЕА ДОМ» обладает уникальной корпоративной культурой. Его традиции, ценности и приоритеты создают особое чувство — участие в общем деле. В ООО «ИКЕА ДОМ» каждый сотрудник становится членом сплоченной команды. У предприятия нет барьеров между руководителями и обычными сотрудниками. Руководство является личным примером — это стиль предприятия.
Людей приглашают на работу, готовых работать с полной отдачей, внимательных к клиентам и коллегам. ООО «ИКЕА ДОМ» приветствует инициативу каждого сотрудника. В этом она видит путь к прогрессу. Работа в ООО «ИКЕА ДОМ» — это отличная возможность для обучения и развития. Управление основано на принципе горизонтальной координации с минимальным количеством вертикальных единиц. В основе отношений лежит владелец с Советом директоров, а также взаимодействие менеджеров всех уровней между собой. Цель — обмен информацией и опытом [27].
Организационная структура ООО «ИКЕА ДОМ» представлена на рисунке в приложении А.
Руководит магазином директор, который:
– без доверенности действует от имени общества, представляет его интересы и совершает сделки;
– выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
– издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
– осуществляет иные полномочия, не отнесенные Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» или его уставом к компетенции общего собрания участников.
– обеспечивает соответствие сведений об участниках и о принадлежащих им долях или частях долей в уставном капитале, о долях или частях долей, принадлежащих предприятию, сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, и нотариально удостоверенным сделкам по переходу долей в уставном капитал, о которых стало известно обществу.
Директору магазина подчиняется административно-финансовый отдел, отдел кадров, отдел обслуживания покупателей, отдел питания, отдел логистики, отдел продаж, отдел коммуникаций и дизайн интерьеров, отдел маркетинга [27].
Функции, выполняемые административно-финансовым отделом, включают:
– обеспечение мероприятий по охране и безопасности труда;
– техническое обеспечение деятельности магазина;
– клиринговое обеспечение;
– внутренние аудирование;
– бухгалтерский и финансовый учет;
– восстановление товаров;
– системное администрирование и обслуживание компьютеров;
– охрана предприятия;
– обеспечение охраны окружающей среды и экология.
В функции отдела кадров входит:
– подбор, оценка, найм и аттестация персонала;
– расчет и начисление заработной платы;
– подготовка и проведение тренингов для сотрудников;
– кадровое администрирование;
– повышение квалификации работников;
– управление карьерой;
– разработка и управления кадровой стратегией;
– разработка и корректировка должностных инструкций работников;
– управление социальной политикой предприятия.
Отдел обслуживание покупателей выполняет следующие функции:
– обеспечение обслуживания покупателей на высоком уровне как по телефону, так и непосредственно в магазине в зонах обмена и возврата покупок, пункта выдачи крупных покупок;
– эффективное разрешение конфликтных ситуаций с покупателями;
– работа во внутренней системе для предоставления информации покупателям и проведения операций по возврату и обмену товара;
– составление статистических отчетов отдела;
– обеспечение и организацию работы касс магазина и кассового офиса;
– организацию и обеспечение работы Икеа Сервис;
– обеспечение и организацию работы подразделения по обмену и возврату товаров от покупателей;
– обеспечение и организацию работы подразделения по доставке товаров;
– обеспечение и организацию работы цеха по пошиву штор.
На предприятие также функционируют ресторан, бистро, где покупатели и посетители магазина могут позавтракать или пообедать. Данный подразделение входят в отдел питания, который включает также магазин шведских продуктов и столовую для персонала.
Отдел питания обеспечивает своих работников питанием на время смены. Перерывы на прием пищи у работников происходят в различное время, по графику, который составляет начальники отделов, и подают администратору торгового зала.
В отделе питания производится собственное приготовление продукции за счет товаров, которые перемещаются из торгового зала или оптового склада, т.е. приобретается у поставщиков, или же перемещается со складов магазина, но который не продаётся конечным потребителям. Также готовая продукция в отдел питания перемещается из собственного производства (кухни).
Отдел логистики обеспечивает приемку товаров, проводит инвентаризацию в магазине, осуществляет учет, подсчет товара, производит заполнение торговых мест в магазине, осуществляет учет ежедневной статистики товародвижения, осуществляет при необходимости списание товаров и отправку их в отдел восстановления.
Основной деятельностью, а именно продажами, занимается отдел продаж, работники которого выполняют следующие функциональные обязанности:
– консультирование покупателей, выписывание товаров;
– контроль за наличием ценников и товаров на торговых местах;
– В2В работы с корпоративными клиентами;
– осуществляют контроль за наличием товаров на складе самообслуживания.
Два следующих отдела по своим направлениям деятельности очень близки и часто соприкасаются – этот отдел коммуникаций и дизайна интерьеров и отдел маркетинга.
В функциональные обязанности отдела коммуникаций и дизайна интерьеров входит:
– презентация товара в магазине;
– определение порядка расположения товара в отделах;
– обеспечение наличия и расположения коммуникаций внутри магазина;
– оформление отдела питания;
– изготовление коммуникаций;
– перестройка магазина согласно активностей покупателей и работы самого магазина;
– обеспечение внешнего вида магазина, проведение утренних обходов.
Функции отдела маркетинга включают: реклама магазина и ресторана на территории торгового комплекса, города, в ближайших населенных пунктах и в СМИ; распространение купонов на покупки и каталогов; работа с почтовой службой; привлечение новых членов клуба IKEA FAMILY; проведение различных акций и мероприятий.
Таким образом, деятельность и организационная структура ООО «ИКЕА ДОМ» соответствует общепринятым нормам и нормативам ведения торговой деятельности.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф