Как уже отмечалось, ст. 2 Федерального закона «О судебных приставах» содержит указание на другие Федеральные законы, которыми должны руководствоваться в своей деятельности судебные приставы. Их можно разделить на материальные и процессуальные федеральные законы.
К числу первых можно отнести:
- Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О системе государственной службы Российской Федерации» – определяющий правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления государственной службой;
- Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливающий правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы, правовое положение (статус) гражданских служащих, к которым в соответствии с действующим законодательством и относятся судебные приставы;
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013 г.), в рамках которого осуществляется определение правового положения лиц, выступающих участниками исполнительного производства; объектов гражданских прав, на которые обращается взыскание в рамках принудительного исполнения судебными приставами юрисдикционных актов; особенности обращения взыскания на заложенное имущество; порядок проведения публичных торгов; обязательственные отношения в исполнительном производстве, а также ряд других вопросов частноправового характера;
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) устанавливающий процедуру рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, порядок выдачи удостоверения комиссии по трудовым спорам, являющегося исполнительным документом, а также рассматривающий вопросы о восстановлении работника на работе [66];
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013 г., с изм. от 31.01.2014 г.), содержащий правовые нормы об алиментных обязательствах и их взыскании; порядок исполнения решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.
- Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
К числу вторых относятся:
- «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.), содержащий правовые предписания о: принудительном приводе свидетелей в случае их неявки в судебное заседание без уважительных причин по вторичному вызову (ст. 168); удалении из зала лиц, нарушающих порядок в судебном заседании (ст. 159); выдаче судом исполнительного листа (ст. 428), в том числе и на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. 423); выдаче дубликата исполнительного листа или судебного приказа (ст. 430); перерыве и восстановлении срока предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 432) и т. д.
- «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 02.11.2013 г.), являясь федеральным законом, обеспечивающим в целом процедуру экономического правосудия, включает нормы о: порядке исполнения определения арбитражного суда об обеспечении иска (ст. 96); исполнении мирового соглашения (ст. 142); удалении из зала лиц, нарушающих порядок в судебном заседании (ст. 154); исполнении решения или определения арбитражного суда (ст. ст. 182, 187, 318); разъяснении исполнительного документа (ст. 179); выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. ст. 236–240); приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. ст. 241–246); отложении исполнительных действий (ст. 328); оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий или бездействия (ст. 329) и т. д.
Применительно к деятельности судебных приставов немаловажное значение имеет «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г., с изм. от 25.02.2014 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.02.2014 г.), в частности, предусматривающий административную ответственность за неисполнение распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ст. 17.3); воспрепятствование законной деятельности судебного пристава (ст. 17.8); нарушение законодательства об исполнительном производстве (ст. 17.14).
Кроме того, к законодательным актам, затрагивающим деятельность судебных приставов, относятся: «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г., с изм. от 03.02.2014 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014 г.), «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.), «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г.), Федеральный закон от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «Об оружии», Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011 г.) «О третейских судах в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 26.06.1992 г. № 3132-1 (ред. от 25.11.2013) «О статусе судей в Российской Федерации»
Так же важнейшее для судебных приставов значение имеют: Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1316 (ред. от 21.12.2013 г.) «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 г. № 724 (ред. от 30.09.2013 г.) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», », Указ Президента Российской Федерации от 10.04.2004 г. № 519 (ред. от 25.07.2006 г.) «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы», Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2005 г. № 1574 (ред. от 04.12.2013 г.) «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы», Приказ Минюста Российской Федерации от 21.09.2007 г. № 192 (ред. от 19.05.2009 г.) «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации)» и другие [36].
В настоящее время, основными источниками правового регулирования службы судебных приставов являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации (далее ГПК РФ), Федеральный закон «О судебных приставах», федеральный закон «Об исполнительном производстве», Федеральный закон «О государственной гражданской службе», «О системе государственной службы» и иные федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации.
Федеральная служба судебных приставов России является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Основными задачами Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации являются:
- обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
- организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности Федеральной службы судебных приставов;
- управление территориальными органами ФССП России [4].
ФССП России в целях реализации своих полномочий имеет право: получать от органов государственной власти, местного самоуправления документы и иные материалы, привлекать для выработки решений специалистов и ученых, в том числе и на договорной основе, образовывать совещательные и контрольные органы, заключать гражданско-правовые договоры.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» ФССП России возглавляет директор – Главный судебный пристав Российской Федерации, назначенный Президентом Российской Федерации. Директор Федеральной службы судебных приставов России имеет четырех заместителей, в том числе одного первого, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации.
Функции (полномочия) ФССП России:
- Обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- установленный порядок деятельности судов;
- осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;
- применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;
- проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества.
- Организует в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;
- розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации);
- участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства;
- участие СПИ в исполнении решений комиссий по трудовым спорам.
- Руководит деятельностью структурных подразделений территориального органа ФССП России, осуществляет контроль их деятельности;
- Проводит анализ деятельности структурных подразделений территориального органа ФССП России и разрабатывает меры по ее совершенствованию;
- Формирует и ведет в установленном порядке банки данных о возбуждении исполнительного производства;
- Обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в центральный аппарат ФССП России предложения по его совершенствованию;
- Проводит в установленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд территориального органа ФССП России, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
- Осуществляет функции получателя и распорядителя средств федерального бюджета, выделяемых для финансирования деятельности территориального органа ФССП России, а также на реализацию возложенных на него функций;
- Организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также проведение мероприятий гражданской обороны, мероприятий по повышению устойчивости работы территориального органа ФССП в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
- Осуществляет кадровое обеспечение аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП, организует первоначальную профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;
- Разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты работников территориального органа ФССП, в том числе меры, направленные на охрану жизни и здоровья судебных приставов, их имущества от преступных посягательств, связанных с их служебной деятельностью;
- Осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России;
- Осуществляет меры по соблюдению правил оборота оружия в территориальном органе ФССП в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
- Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;
- Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов территориального органа ФССП России, организует делопроизводство в аппарате управления и структурных подразделениях территориального органа ФССП России;
- Взаимодействует по согласованию с руководством ФССП России и в установленном ФССП России порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к деятельности территориального органа ФССП России;
- Обеспечивает функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности, осуществляет справочно-информационное сопровождение деятельности структурных подразделений территориального органа ФССП России;
- Организует работу по информированию населения о деятельности территориального органа ФССП России во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, участвует в правовом просвещении граждан; взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам реализации государственной политики в сфере исполнения судебных актов и актов других органов;
- Представляет интересы территориального органа, а также в соответствии с предоставленными полномочиями ФССП России в судебных процессах оказывает практическую помощь структурным подразделениям территориального органа ФССП России в подготовке к судебным процессам по жалобам на действия (бездействие) судебных приставов, при необходимости обеспечивает участие в них сотрудников аппарата управления территориального органа ФССП России;
- Обобщает и анализирует статистические и иные информационные материалы о деятельности территориального органа ФССП России и его структурных подразделений;
- Составляет проекты смет доходов и расходов на содержание аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России на основании штатной численности работников, утвержденной Приказом ФССП России, обеспечивает целевое расходование денежных средств;
- Организует и ведет бухгалтерский учет исполнения сметы расходов, составляет бухгалтерскую и статистическую отчетность территориального органа ФССП России, представляет ее в установленные сроки в центральный аппарат ФССП России и определенные законодательством уполномоченные органы;
- Составляет проекты планов и обоснование потребности территориального органа ФССП России в капитальных вложениях, топливно-энергетических, материально-технических ресурсах, автотранспорте, организует работу по эффективному использованию материально-технических ресурсов и сохранности имущества, по улучшению условий труда, материального и социально-бытового обеспечения работников аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России;
- Взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совместному выполнению задач, вытекающих из установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов исполнительной власти, в том числе связанных с реализацией федеральных программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти; (пп. 25 введен Приказом Минюста РФ от 12.05.2006 г. № 152);
- Рассматривает обращения высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) и информирует их о принятых решениях; (пп. 26 введен Приказом Минюста РФ от 12.05.2006 г. № 152);
- Осуществляет межведомственную координацию деятельности органов и организаций, исполняющих в случаях, предусмотренных законодательством РФ, требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц [5].
Таким образом, следует отметить, что задачи и функции ФССП России могут быть закреплены не только Федеральными законами и Положениями, но и другими нормативно-правовыми документами. Так, например, последнее из названных полномочий требует определенных пояснений. Дело в том, что оно было предоставлено Службе сравнительно недавно на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 апреля 2008 г. № 539 [6].
Основным мотивом же стала необходимость взаимодействия Федеральной службы судебных приставов России с Минфином России и Федеральным казначейством по вопросам принудительного исполнения судебных решений, вынесенных в отношении должников – бюджетополучателей, так как в течение весьма продолжительного времени здесь наблюдались и наблюдаются в настоящее время не только несогласованные, но порой и противоречивые действия органов исполнительной власти.
С сожалением приходится констатировать тот факт, что предоставленное службе полномочие по осуществлению межведомственной координации в установленной сфере пока эффективно реализовать на практике не удается.
Из вышесказанного следует так же отметить, что, безусловно, в данной главе представлен далеко не весь перечень правовых актов, которые регулируют правовой статус судебного пристава-исполнителя. Очень важно учитывать, что закон как нормативно-правовой источник обладает для правовых отношений по гражданской службе высшей юридической силой.
Для законодателя субъекта Российской Федерации задача по обеспечению единого и согласованного правового регулирования гражданской службы состоит в том, чтобы следовать законодательным установлениям федерального уровня и максимально эффективно использовать собственные правовые возможности. Тогда не будет повторения текстов законов и будет четко реализовываться уровневая определенность законов о гражданской службе.
1.3 Кадровое обеспечение Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов
Важным моментом в рассмотрении вопросов организации и деятельности ФССП и ее территориальных органов является формирование и совершенствование кадров.
В соответствии п. 1 и п. 2 ст. 3 Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава, Федерального закона «О судебных приставах»
- Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава – высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
- Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: «Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава» [2].
Статья 16 – Ограничения, связанные с гражданской службой, ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», установлен перечень обстоятельств, по которым гражданин не может быть принят на гражданскую службу.
- Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
- признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решение
суда, вступившим в законную силу;
- осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
- наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
- наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
- представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
- непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
- утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими Федеральными законами;
- признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
- Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в ч. 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.
- Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами [72].
В целях обеспечения конституционного права граждан на равный доступ к гражданской службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ) поступление гражданина на гражданскую службу в ФССП осуществляется на конкурсной основе. Порядок проведения конкурсов определяется Указ Президента РФ от 01.02.2005 г. № 112 (ред. от 19.03.2013 г.) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» и Приказ ФССП РФ от 29.03.2007 г. № 107 (ред. от 07.06.2008 г. ) «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов.» (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.04.2007 г. № 9360)
Судебным приставам присваиваются классные чины и выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации, и нагрудные знаки, образцы и (или) описание которых утверждаются главным судебным приставом Российской Федерации [12, 10].
Кадровая политика в системе органов ФССП осуществляется в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указами Президента Российской Федерации от 27.09.2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» и от 31.12.2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» и на основании Приказ Федеральной службы судебных приставов России от 17.10.2012 г. № 453 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы судебных приставов» (вместе с «Квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов», «Дополнительными квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов».
Данный Приказ Федеральной службы судебных приставов предъявляет квалификационные требования к образованию, знаниям и навыкам лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ФССП в зависимости от уровня органа ФССП (центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов, центральный аппарат территориального органа Федеральной службы судебных приставов, структурные подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов), а также в зависимости от категории специалистов. Согласно Приказу ФССП России от 14.11.2011 г. № 525 (ред. от 30.05.2013 г.) «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов», государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов в соответствии с характером должностных обязанностей проходят профессиональную подготовку. Профессиональная подготовка представляет собой систему плановых мероприятий по обучению служащих Федеральной службы судебных приставов, формированию и привитию практических навыков выполнения задач в соответствии с должностными обязанностями [13].
Формирование кадрового резерва осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы судебных приставов РФ от 31.03.2011 г. № 106 «Об утверждении Положения об организации работы по формированию кадрового резерва для замещения вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава субъекта Российской Федерации и его заместителей» согласно п. 2.
Формирование кадрового резерва и работа с ним производится в целях:
- постоянного пополнения кадров для замещения должностей руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава субъекта Российской Федерации и заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов – заместителя главного судебного пристава субъекта Российской Федерации;
- упорядочения механизма планирования продвижения гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов России по службе;
- своевременного замещения вакантных руководящих должностей;
- снижения рисков при назначениях на руководящие должности;
- укрепления и стабилизации кадрового состава гражданских служащих ФССП России, обеспечения их преемственности;
- мотивации карьерного роста гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов России и дополнительного стимулирования их на повышение профессиональной квалификации.
Кадровый резерв формируется из гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, соответствующих квалификационным требованиям для замещения руководящих должностей: рекомендованных директором Федеральной службы судебных приставов, его заместителями, руководителями территориальных органов; рекомендованных аттестационными комиссиями к включению в кадровый резерв по результатам аттестации при наличии их письменного согласия (п. 5.2 Положения).
В соответствии с п. 5.3 Положения при отборе кандидатов для зачисления в кадровый резерв учитываются: согласие гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов на зачисление в кадровый резерв; его возраст; соответствие образования требованиям, предъявляемым к кандидатам; результаты исполнения должностного регламента по замещаемой должности; знание нормативных правовых актов, связанных с осуществлением должностных обязанностей; индивидуально-психологические особенности, уровень профессиональной и психологической готовности к предполагаемой работе, наличие навыков организационно-управленческой деятельности; состояние здоровья; возможность переезда кандидата и членов его семьи в другую местность, в том числе по состоянию здоровья. Включение служащего Федеральной службы судебных приставов в кадровый резерв оформляется приказом Федеральной службы судебных приставов.
Можно сделать вывод о том, что ведётся тщательный и долгий подбор сотрудников Службы судебных приставов, и к решению значимого кадрового вопроса в Федеральной службы судебных приставов относятся с должным вниманием, поскольку одной из главных проблем данной службы является текучесть кадров.
1.4 Сравнительно-правовая характеристика зарубежного опыта исполнения судебных решений
Исполнение судебных решений – сфера правоприменения, которая во всех странах урегулирована совокупностью норм права различных отраслей, таких как судоустройственного, гражданского процессуального, административного, гражданского, финансового и др.
Вместе с тем ключевыми являются нормативные акты, определяющие статус судебного исполнителя и его компетенцию, а также гражданское процессуальное законодательство либо отдельные законы, регулирующие порядок осуществления исполнительного производства и отдельных процедур по совершенствованию исполнительных действий; правовой режим объектов права собственности и обращения взыскания на эти объекты; способы реализации имущества и имущественных прав должника.
Следует признать, что, несмотря на отсутствие единых подходов, во всех странах для создания эффективного исполнительного производства обязательно регламентируются в совокупности статус судебных исполнителей, порядок совершения ими исполнительных действий, ведение исполнительного производства, а компетенция суда и судебных исполнителей в исполнительном производстве разграничивается не одним законом, а системой нормативных актов [40, с. 178]. При этом в международном праве отсутствуют обязательные нормы, которые непосредственно касаются статуса судебных исполнителей, а порядок производства исполнительных действий в процессе исполнения решений судов в целом определяется национальным законодательством.
Исключение составляют вопросы признания и приведения в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений, а также выполнения судебных поручений, которые относятся к исключительной компетенции судов.
Судебные исполнители – обязательная и неотъемлемая часть системы власти любого государства. Возлагая на себя функцию судебной защиты прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, государство должно обеспечить выполнение вынесенных судом решений. Именно в результате исполнения решений суда правомочные лица получают реальную защиту своих нарушенных или оспоренных прав и законных интересов. Для принудительного исполнения судебных решений государство должно иметь соответствующий институт, задачи которого обычно выполняют судебные исполнители. С началом деления государственной власти на отдельные ветви актуальным стал вопрос о месте судебных исполнителей в государственном устройстве.
В теоретическом плане единого мнения по данному вопросу до сих пор не достигнуто.
Реформа исполнительного производства и организации служб исполнения в России в 1997 году прошла под влиянием идеи, что в соответствии с принципом разделения властей суды освобождаются от не свойственной им функции выполнения собственных решений, и привела к созданию единой централизованной службы, подчиненной Министерству юстиции РФ, которая к тому же обеспечена силовой поддержкой судебных приставов на случай сопротивления должников [64].
Такая система организации исполнения имеет некоторые преимущества благодаря централизации, определению структуры служб исполнения на каждом уровне административного и федерального деления субъектов, выработке методических рекомендаций по применению правил исполнительного производства центральными органами федеральной службы.
Вместе с тем практика показала недостаточную эффективность этой организации исполнения, что привело к изменению правового регулирования и обновлению законодательства.
Полагаем, что одной из причин недостаточной эффективности служб исполнения в Российской Федерации является нарушение взаимодействия судов и судебных исполнителей. Это привело не только к массовым случаям неисполнения судебных решений, но и к значительному количеству обращений граждан в Европейский суд по правам человека.
В Литве, Латвии и Эстонии несколько лет существовала государственная служба судебных исполнителей, однако в 2002–2003 гг. в этих государствах была внедрена частная форма организации принудительного исполнения по французской модели.
Таким же образом организована система принудительного исполнения в Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Италии, Греции; в ряде стран Восточной Европы (Венгрия, Словакия, Польша, Чехия) в последние годы тоже перешли на эту модель исполнения.
Следует отметить, что в некоторых из названных стран (Франция, Польша, Словакия) функционирует и другая система исполнения: во Франции – для взыскания налогов финансовыми органами, в Польше – для исполнения решений административных судов [54].
Одной из причин внедрения системы принудительного исполнения по французской модели явилось отсутствие необходимости у государства финансировать деятельность судебных исполнителей. При такой системе судебный исполнитель является лицом, выполняющим государственную функцию, но самостоятельно организующим свою деятельность и несущим полную имущественную ответственность за ее результаты. Источником финансирования деятельности судебного исполнителя являются средства, которые вносятся взыскателями согласно утвержденным государственным тарифам и которые в конечном счете взыскиваются с должника. Система самофинансирования стимулирует судебного исполнителя к достижению максимальной эффективности исполнения. Как и иные модели, частноправовая имеет свои достоинства и недостатки.
Организация исполнения на частноправовой основе в ряде стран (Бельгия, Люксембург, Франция, Германия, Швеция, Латвия, Литва) сопровождалась закреплением статуса судебных исполнителей как лиц свободной профессии, занимающихся публично-правовой деятельностью, аналогичной деятельности государственных должностных лиц [39]. При этом было сохранено влияние (кроме непосредственного руководства) министерства юстиции (привлечение судебных исполнителей к дисциплинарной ответственности, квотирование количества судебных исполнителей) и судов (прежде всего в гражданской процессуальной форме санкционирования отдельных действий судебного исполнителя, рассмотрения жалоб на его действия и иных заявлений участников исполнительного производства при ослаблении непосредственного повседневного контроля за судебными исполнителями и делопроизводством в исполнительном производстве).
Нахождение служб исполнения при судах (даже при сохранении за органами юстиции функций подбора кадров, средств дисциплинарного воздействия, подзаконного нормотворчества и др.) не позволяет относить их исключительно к субъектам исполнительной власти. И наоборот, отделение служб исполнения от судов умаляет пределы судебной власти. Для эффективности исполнения судебных решений необходимо взаимодействие судебной и исполнительной власти – только так можно обеспечить защиту нарушенного права.
Таким образом, в результате исследования выявлено, что в зарубежных странах используется в основном две модели организации судебных решений: частная и государственная. Частная модель организации исполнения судебных решений представлена в таких странах как Бельгия, Люксембург, Франция, Германия, Швеция и д.р.
Государственная модель организации исполнения судебных решений имеет место в США – это Служба маршалов, в Великобритании – судебные приставы. По итогам рассмотрения организации исполнительного производства и организации работы судебных приставов, на примере стран, являющихся представителями разных моделей, автором проведено их сопоставление и сделаны выводы о сходствах и различиях.
Важное организационно-правовое отличие двух систем исполнительного производства состоит в следующем: в странах континентальной Европы судебные приставы являются частными лицами, работающими по лицензии; они осуществляют взыскание, но функцией осуществления дознания не наделены, дознание осуществляет полиция по собранным ими материалам; в США и Великобритании принудительное исполнение является монополией государства, в США оно осуществляется Службой маршалов, являющейся правоохранительным ведомством.
Кроме того, Служба маршалов США и судебные приставы в Англии наделены правом осуществления оперативной и следственной работы. Общим в процедуре исполнительного производства различных стран являются меры взыскания, приоритетность одних мер над другими (очевидно, что эти сходства корнями уходят в материальное право и экономику), а также ряд принципов исполнительного производства (равенство прав кредитора и должника, устность и гласность исполнительного производства и т. д.) [42].
На основании исследования организации исполнительного производства и функционирования судебных приставов в других странах, в целях повышения эффективности работы российских судебных приставов, высказано мнение о целесообразности внедрения некоторых принципов исполнительного производства тех стран, где оно работает более эффективно, в частности Франции и США. Так, представляется целесообразным создать в Федеральной службы судебных приставов России силовое подразделение (на основе ныне существующих судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов) наделенное соответствующими законодательными, социальными, материально-техническими возможностями (по аналогии со Службой маршалов в США).
Следует рассмотреть вопрос и о наделении службы судебных приставов некоторыми полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Что касается судебных приставов-исполнителей, занимающихся исполнением исполнительных документов, целесообразно рассмотреть вопрос о создании частной службы, по примеру французской модели, что позволит материально заинтересовать судебных приставов в скорейшем и полном исполнении исполнительных документов.
Вывод по разделу 1
Следует отметить, что у долговых отношений тысячелетняя история. На разных этапах исторического развития правового государства применялись различные способы взыскания долгов, и всегда были люди, делающие это на законных основаниях: от дружинников до судебных приставов Российской Империи и судебных исполнителей в СССР.
Современная Федеральная служба судебных приставов в своей структуре имеет множество управлений и отделов: управление делопроизводства, правовое и организационно-контрольное управления, отдел по взаимодействию со средствами массовой информации и другие, которые будет рассмотрены во второй главе дипломной работы.
Система Федеральной службы судебных приставов состоит из территориальных органов и их структурных подразделений (районные, межрайонные и специализированные отделы Федеральной службы судебных приставов).
В рамках своих полномочий судебные приставы всех подразделений осуществляют следующую деятельность:
- обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов;
- исполнение судебных актов, а также актов других органов, которые предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В зависимости от возложенных обязанностей, судебные приставы делятся на две категории: обеспечивающие установленный порядок деятельности судов и судебные приставы-исполнители (исполняющие судебные акты и акты других органов).
Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации также проводит учет и оценку арестованного и изъятого имущества, проводит розыск должника, а также участвует в делах о банкротстве.
В работе отмечается, что результативность исполнительного производства повышается из года в год. Но, несмотря на это, в настоящее время существуют серьезные проблемы в данной сфере.
Во многом эффективность работы службы связана и с материальным обеспечением. Пока уровень денежного обеспечения отдельного сотрудника, еще недостаточно высок. Средняя зарплата, продолжает оставаться низкой, и составляет от тринадцати до семнадцати тысяч рублей.
В настоящее время Федеральной службы судебных приставов России заняла определенное место в системе органов исполнительной власти, выполняя функции принудительного обращения взыскания на задолженности организаций и физических лиц, а также другие функции. Можно констатировать, что территориальные подразделения судебных приставов стали сейчас необходимым атрибутом государственной власти в городах и регионах наряду с судами, прокуратурой, органами внутренних дел, налоговыми органами.
Так же, на данный момент приоритетными направлениями деятельности Федеральной службы судебных приставов России являются: обеспечение конституционных прав граждан и юридических лиц при исполнении исполнительных документов по взысканию алиментных обязательств, невозвращенных банковских кредитов, предоставлению жилья; исполнение исполнительных документов по искам к казне и публично-правовым образованиям.
Неуклонный рост обращений граждан Российской Федерации в Европейский суд по правам человека с жалобами на неисполнение (ненадлежащее исполнение) исполнительных документов данной категории свидетельствует о необходимости принятия более эффективных мер принудительного характера.
Неисполнение нарушает права взыскателей-граждан и взыскателей-организаций, снижает эффективность работы судебных и других уполномоченных органов, подрывает авторитет государственной власти в целом, не способствует установлению социальной справедливости в обществе.
В условиях финансового кризиса особенно острыми являются вопросы возвращения долгов кредиторам, что напрямую обеспечивает производственную деятельность предприятий и возводит судебных приставов в ранг «ведущих социально значимых профессий».
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф