Меню Услуги

Организация и деятельность службы судебных приставов. Часть 4.


Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

2.3 Правовой статус судебного пристава-исполнителя и пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Принудительное исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, связанных с передачей денежных средств, иного имущества либо совершением определенных действий или воздержанием от таковых, возложено на судебных приставов-исполнителей.

Их статус и деятельность регулируются Федеральным законом «О судебных приставах» и Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Судебные приставы-исполнители вместе с приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов образуют единую службу судебных приставов.

Статья 4 Федерального закона «О судебных приставах» устанавливает специализацию судебных приставов исходя из поставленных пред ними задач [2]: одни судебные приставы обеспечивают установленный порядок деятельности судов Российской Федерации (судебные приставы), другие исполняют в принудительном порядке судебные акты и акты других органов, вступившие в законную силу (судебные приставы-исполнители). Полномочия и требования, установленные Федеральным законом «О судебных приставах», в равной мере распространяются как на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, так и на судебных приставов-исполнителей.

Основным и обязательным субъектом правоотношений, возникающих в исполнительном производстве, как уже отмечалось, является судебный пристав-исполнитель. Судебные приставы-исполнители наделены широкими полномочиями в пределах своей компетенции, однако данные им права связаны с выполнением ими обязанностей по исполнению решений суда, а также других органов. Законодательство, определяющее особенности статуса судебного пристава-исполнителя представлено правовыми нормами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

Рассмотрим подробнее права и обязанности судебного пристава-исполнителя, которые закреплены в главе 3 Федерального закона «О судебных приставах», а именно статья 12.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

  • Принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
  • Предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
  • Рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
  • Обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;
  • Получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;
  • Объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • При выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

  • Получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;
  • Проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
  • Давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
  • Входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
  • Арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
  • Налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
  • Использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
  • В случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшему исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;
  • Объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
  • Вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
  • При совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;
  • При производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска) или при производстве на основании судебного акта розыска гражданина — ответчика по гражданскому делу проводить исполнительно-розыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, розыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;
  • При исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;
  • Совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве» [2].

Сфера деятельности судебного пристава-исполнителя охватывает не все направления исполнительного производства. Во-первых, в случаях, предусмотренных Законом «Об исполнительном производстве», требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками (и иными кредитными учреждениями). Во-вторых, названный Закон предусматривает случаи, когда требования судебных актов и актов других органов могут исполняться также и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами.  Не только служба судебных приставов является единственным полномочным органом принудительного исполнения, что является основной особенностью специального статуса судебного пристава-исполнителя. Таким образом, судебные приставы не единственный орган, осуществляющий принудительное исполнение.

При выполнении своих служебных обязанностей судебный пристав-исполнитель выступает как представитель исполнительной власти, требования и указания которого являются обязательными для всех, к кому они обращены (для органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ). Только он обладает особым правомочием – от имени государства применять меры принуждения к должнику, не исполняющему требование исполнительного листа или требования СПИ [52].

Компетенция судебного пристава-исполнителя характеризуется признаком территориальности, как по общему правилу исполнение осуществляется на территории, закрепленной за определенным подразделением судебных приставов. Исключение предусмотрено ст. 33, п. 10 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия на другой территории с согласия соответствующей Службы судебных приставов. Споры о месте совершения исполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями или судебными приставами-исполнителями не допускаются, исполнительный документ должен быть принят теми, кому он направлен.

С уведомлением Главного судебного пристава субъекта РФ должны разрешаться вопросы направления исполнительных документов для дальнейшего исполнения их в других подразделениях службы судебных приставов одного субъекта РФ.

При возникновении необходимости перенести исполнение на территорию другого субъекта РФ данный вопрос разрешается по согласованию главных судебных приставов соответствующих субъектов, а в особо сложных случаях – по согласованию с Главным судебным приставом РФ [50].

Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Сопротивление судебному приставу-исполнителю при осуществлении им функций по исполнению судебных актов и актов других органов влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Как мы видим, исполнение функций судебными приставами-исполнителями происходит в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодательство закрепляет порядок назначения на должность судебного пристава, требования к лицу, назначенному на эту должность, а также его основные обязанности, права и ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью.

В сегодняшнем законодательстве, самостоятельность судебного пристава-исполнителя ограничена, поскольку многие вопросы исполнения разрешаются судом. Однако накопленный опыт – как в практике исполнения, так и в судебном контроль за осуществлением исполнительных действий – позволяет утверждать, что уже сегодня решение таких вопросов может быть передано судебным приставам-исполнителям.

Судебный пристав-исполнитель имеет право требовать предоставления объяснений, выдачи справок, давать указания гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, о выполнении конкретных действий. Все устные указания должнику или взыскателю, запросы, поручения, объяснения целесообразно оформлять телефонограммой или справкой с указанием даты, времени, Ф.И.О. и должности лица, получившего такое указание и давшего ответ. Справка или телефонограмма подписывается судебным приставом-исполнителем.

Высокий статус судебного пристава-исполнителя, формируемый столь широкими полномочиями, с одной стороны, позволяет судебному приставу-исполнителю принимать самостоятельные решения по совершению большинства исполнительных действий. С другой стороны, он требует ответственного подхода к принимаемым решениям, накладывает обязанность строгого соблюдения законности.

Помимо судебных приставов-исполнителей в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О судебных приставах» существуют также судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов.

Служебная роль судебных приставов обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, состоит в том, чтобы принимать меры, создающие необходимые процедурные и организационные условия для успешного отправления правосудия.

Установленный порядок деятельности, который должен обеспечивать судебный пристав, четко определен действующим законодательством, в частности федеральными законами «О Конституционном Суде РФ», «О Верховном Суде РФ», «О Высшем Арбитражном Суде РФ», «О военных судах», Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами, Кодексом об административных правонарушениях, рядом других законов и подзаконных актов. Установленный порядок включает в себя как урегулированные законом процедуры подготовки судебного процесса, ход слушания дела, так и организационные аспекты повседневной деятельности суда, всех его структурных подразделений.

Судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов имеет право обращаться за помощью к сотрудникам полиции, органам безопасности; военнослужащим внутренних войск, а судебные приставы военных судов также к военному командованию; применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным Законом.

Статья 11 Федерального закона « О судебных приставах» закрепляет за судебным приставов по обеспечение установленного порядка деятельности судов следующий ряд прав и обязанностей:

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности

судов обязан:

  • Обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;
  • Обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;
  • Поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;
  • Выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;
  • Осуществлять охрану здания, помещений суда;
  • В случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;
  • Осуществлять охрану зданий, помещений ФССП;
  • На основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;
  • На основании постановления СПИ, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову СПИ;
  • По поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;
  • При исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;
  • При выявлении признаков преступления составить сообщение об этом и направить его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством;
  • На основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное ФЗ от 25 июля 2002 года № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», – обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;
  • На основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы РФ, до пункта пропуска через Государственную границу РФ;
  • Взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;
  • Проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
  • Оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;
  • По поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие СПИ при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

  • При осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;
  • При осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда;
  • В целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с СПИ в случаях и порядке, которые предусмотрены ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • Проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или СПИ;
  • В порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях ФССП, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;
  • Не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения ФССП лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;
  • Осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством РФ об административных правонарушениях;
  • При исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;
  • Применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом [2].

В целях обеспечения правильного и своевременного выполнения распоряжений председателя суда, его заместителя, председательствующего в судебном заседании и судей по обеспечению безопасности защищаемых лиц судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, оценив реальность угрозы жизни и здоровью указанных лиц, немедленно принимает решение по обеспечению их безопасности. При необходимости привлечения дополнительных сил и средств докладывает об этом старшему судебному приставу. Защищаемое лицо ставится в известность о принимаемых в отношении него мерах безопасности.

Обеспечение безопасности защищаемых лиц в помещении суда осуществляется путем проведения следующих мероприятий:

  • Установлением старшим судебным приставом мест несения службы для судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в помещении суда, в том числе в зале судебного заседания, а также при входе в совещательную комнату во время нахождения в ней судей, принимающих решение по делу;
  • Проверкой судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов перед судебным заседанием помещения судебного заседания, совещательной комнаты и других помещений, где могут находиться защищаемые лица, на предмет обнаружения в них бесхозных вещей, горючих, взрывчатых, отравляющих и иных опасных предметов. Об обнаружении перечисленных вещей и предметов судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов сообщают в органы внутренних дел;
  • Осуществлением личного досмотра граждан, находящихся в судебных помещениях, досмотра находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества. В случаях необходимости судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право задерживать указанных граждан и передавать в последующем в органы внутренних дел, куда также сообщают об обнаружении перечисленных вещей и предметов [63].

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов закреплены за судами на постоянной основе, они осуществляют охрану зданий судов в соответствии с табелем поста. Табель поста разрабатывается старшим судебным приставом и согласовывается с председателем соответствующего суда.

Табель постам содержит: план дислокации постов; перечень находящихся под охраной судебных приставов объектов, печатей и пломб, которыми они опечатываются; маршруты движения судебных приставов; особые обязанности судебных приставов на каждом посту [7].

При выявлении в помещении суда лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, нарушающих установленный порядок деятельности суда, судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан выяснить причину их нахождения в здании суда, в случае, когда лица являются участниками судебного процесса или свидетелями, доложить об этом председательствующему или судье.

Получив распоряжение председательствующего или судьи об их выводе из здания суда, предложить им покинуть данное помещение, а в случае отказа – удалить этих лиц из здания суда.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов по решению суда применяют к подсудимому и другим участникам судебного процесса меру процессуального принуждения в виде привода в суд.

Привод состоит в принудительном доставлении лица в суд. Постановление судьи или определение суда о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении или определении.

При наличии достаточных оснований полагать, что граждане, подвергаемые приводу в суд, имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право проверять у них документы, удостоверяющие личность, осуществлять личный досмотр указанных граждан и досмотр находящихся при них вещей. В случаях необходимости судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право задерживать указанных граждан и передавать в последующем в органы внутренних дел, куда также сообщают об обнаружении перечисленных вещей и предметов.

Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.

Обо всех случаях привода в ночное время судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение двадцати четырех часов в письменном виде уведомляет старшего судебного пристава.

Выполнение конкретных служебных поручений судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов вне зала судебного заседания осуществляется на основании распоряжений старшего судебного пристава.

При исполнении своих обязанностей судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в соответствии с конкретной обстановкой самостоятельно, в пределах предоставленных ему полномочий, определяет комплекс мер, направленных на пресечение противоправных действий.

Контроль по реализации функций и полномочий по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляется:

  • Руководителем территориального органа ФССП России;
  • Главным судебным приставом субъекта Российской Федерации;
  • Начальником отдела организации работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
  • Старшими судебными приставами [7].

Обратимся к анализу работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов территориального органа ФССП по Челябинской области. Отделом организации обеспечения установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) проведен анализ результатов работы структурных отделов судебных приставов по выявлению предметов, запрещенных к проносу в здания федеральных судов и участков мировых судей.

За отчетный период (2013 год) судебными приставами по ОУПДС при осуществлении контроля за пропуском граждан в здания федеральных и мировых судов выявлено 1838 единиц  огнестрельного, газового или травматического оружия и боеприпасов, холодного оружия и электрошоковых устройств. Кроме этого, выявлено 3503 иных предмета, запрещённых к проносу в здания судов и наличие которых или их применение может представлять угрозу для безопасности окружающих (колюще-режущие предметы, легковоспламеняющиеся, ядовитые жидкости, отравляющие и др. опасные вещества). Данные показатели превышают показатели выявления запрещенных предметов за 2012 год на 533 и 935 единиц соответственно [ПРИЛОЖЕНИЕ Г].

В отчетном периоде приводу в суды общей юрисдикции, мировым судьям по уголовным и административным делам подлежало 14 802 и 580 человек, уклоняющихся от добровольной явки, из них доставлено 14 216 и 559 человек, что составило 96 % и 96,4 % соответственно. В сравнении с 2012 годом общее количество лиц, подлежащих приводу сократилось на 2 772, вместе с тем, эффективность осуществления приводов выросла на 8,4 %.

Исполнено 31 658 заявок на обеспечение разбирательств дел, обеспечение доставки и сохранности материалов дел и вещественных доказательств или 100 % от всех поступивших заявок, в том числе: в арбитражных судах – 2 951 заявок, в федеральных судах общей юрисдикции – 14 165 заявок, в мировых судах – 14 542 заявок. Средняя нагрузка на одного судебного пристава составила 79 исполненных заявок (распоряжений).

Обеспечивалась безопасность судебных приставов-исполнителей при совершении исполнительных действий по 19 005 исполнительным производствам. За отчетный период чрезвычайных происшествий при совершении исполнительных действий не зафиксировано. По постановлениям судебных приставов-исполнителей и дознавателей приводу подлежало 1 965 и 151 человек, доставлено 1 919 и 150 человек соответственно.

Всего по итогам работы в 2013 году в специальные учреждения препровождено  474 лица, а также  527 человек выдворено за пределы Российской Федерации. За тот же период прошлого года показатели составили 370 и 379 лиц соответственно. Таким образом, отмечается значительный рост количества лиц, препровождаемых как в специальные учреждения, так и до пунктов пропуска через государственную границу. В этой связи начальникам отделов – старшим судебным приставам необходимо обеспечить надлежащий контроль за организацией работы по данному направлению деятельности, взаимодействие с подразделениями Федеральной миграционной службы.

За отчетный период судебными приставами по ОУПДС структурных отделов Управления оказано содействие в задержании 88 лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, что незначительно превышает показатели 2012 года.

В 2013 году отделом организации обеспечения установленного порядка деятельности судов проведено 46 тематических проверок, 3 контрольные проверки.

По итогам проверок структурные отделы были оценены следующим образом:

  • Удовлетворительно – 22 отдела;
  • Неудовлетворительно – 4 отделов (Советский РОСП, Орджоникидзевский РОСП г. Магнитогорска, Сосновский РОСП, Верхне-Уфалейский ГОСП) [70].

Претензий к судебным приставам, обеспечивающим установленный порядок деятельности судов сегодня можно предъявить немало. И они в основном справедливы. К сожалению, существующие трудности в обеспечении установленного порядка деятельности судов носят объективный характер.

Действующее законодательство применительно к работе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов нуждается в дополнении и изменении. Наделённые правом применения различных мер принуждения, в том числе с использованием оружия, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов не имеют надёжных правовых и социальных гарантий, компенсационных выплат, хотя их работа в значительной степени сопряжена с угрозами их жизни и здоровью.

Сегодня весьма актуален вопрос о выработке типовых правил (свода правил) поведения граждан в зданиях судов, поскольку уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное законодательство этот вопрос не регулируют.

Безотлагательного решения требует и проблема упорядочения практики принудительного привода в суды. Далеко не все судьи выносят определения о принудительном приводе, нередко ограничиваясь устным требованием к судебному приставу.

Таким образом, из вышесказанного, можно выделить ряд проблем относящихся к правовому статусу судебного пристава-исполнителя и судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, и суть ее не только в достаточности или в нехватке кадров и уровне оплаты труда, а намного шире.

Главный вопрос здесь заключается в том, каким мы хотим видеть судебного пристава, какими должны быть его полномочия для осуществления возложенных на него задач? По своему статусу, компетенции и властным полномочиям судебный пристав является правоприменителем, во многом схожим с судьей. Следовательно, это должен быть грамотный, образованный юрист с высшим образованием. Однако ни место в иерархии государственных органов, ни уровень оплаты труда, ни степень социальной защищенности судебных приставов не соотносятся с предъявляемыми к ним требованиями. Статус судебного пристава не позволяет ему авторитетно выглядеть на фоне других должностных лиц государства. В то же время судебный пристав – это проводник воли суда, и его статус должен быть равен статусу работников прокуратуры и иных правоохранительных органов.

Существует целый ряд факторов, делающих профессию судебного пристава непривлекательной на рынке труда для квалифицированных специалистов. Прежде всего, этого недопустимо низкий уровень оплаты труда в условиях большой нагрузки, высокой степени ответственности, наличия сложной системы представления регулярной статистической отчетности, отсутствия автоматизации и необходимости выполнения большого объема технической работы. Кроме этого, профессия судебного пристава сопряжена с риском для жизни и здоровья, социальной непрестижностью в силу исполнения специфических функций.

Начавшая формироваться система выплаты предусмотренного законом 5% вознаграждения в настоящее время отменена. Следствием изложенного является постоянная текучесть кадров и трудность принять на работу квалифицированных специалистов. В большинстве регионов судебными приставами работают потенциальные пенсионеры и молодежь, недавно окончившая вузы и не имеющая опыта работы. Привлечь на работу судебными приставами квалифицированных специалистов в настоящее время практически невозможно. Таким образом, для исполнительного производства первостепенной задачей сейчас является улучшение качественного состава работающих сотрудников, а не их количества.

Причинами затруднений при исполнении исполнительных документов называются: отсутствие имущества и работы у должников, места постоянного жительства, трудности розыска должников, отсутствие реальных механизмов наказания лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов. Необходимо установить более гибкие механизмы погашения различных видов задолженностей. Требует обсуждения вопрос о возможности принудительного направления должников для выполнения социально значимой работы до погашения задолженности перед взыскателем. Вопросы, касающиеся розыска должника и его имущества, нуждаются в скорейшем детальном урегулировании. Необходимо продолжить работу по укреплению (созданию) специальных служб розыска имущества и должников, наделив эти службы правом широкого использования методов оперативно-розыскной деятельности; повысить эффективность взаимодействия службы судебных приставов и органов внутренних дел; подумать о дополнительных стимулах при эффективной работе приставов, занимающихся розыском.

2.4 Взаимодействие Федеральной службы судебных приставов с другими органами исполнительной власти

Федеральная служба судебных приставов осуществляет межведомственную координацию взаимодействия службы и Роспотребнадзора в части, касающейся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, судебных актов об административном приостановлении деятельности и иных исполнительных документов на основании соглашения № 12/01-2 от 28.01.2011 г. [35].

Задачами взаимодействия ФССП и Роспотребнадзора, их территориальных органов и структурных подразделений являются: осуществление обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес; организация работы ФССП и  Роспотребнадзора, их территориальных органов и структурных подразделений при осуществлении возложенных на них полномочий; формирование и проведение единой информационной политики деятельности. Взаимодействие пресс-служб ФССП и Роспотребнадзора осуществляется в форме выпуска совместных пресс-релизов и иных формах сотрудничества; взаимодействие ФССП и Роспотребнадзора, их территориальных органов и структурных подразделений реализуется в форме проведения совместных мероприятий, заседаний совместных рабочих групп, обмена информацией, сверки статистических данных и других формах.

Проведение совместных мероприятий, информационную поддержку и организацию надлежащего взаимодействия Роспотребнадзора и ФССП обеспечивают руководители (заместители руководителей) территориальных органов Роспотребнадзора и ФССП, начальники структурных подразделений территориальных органов Роспотребнадзора и ФССП.

В целях оперативного обмена информацией допускается ее передача между Роспотребнадзором и ФССП, их территориальными органами и структурными подразделениями с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. При этом об информации, информационных технологиях и о защите информации, должностными лицами, осуществляющими передачу (принятие) информации, принимаются меры, направленные на ее защиту. Оригиналы документов при необходимости направляются заказной почтой или передаются нарочным.

Федеральной службы судебных приставов и Пенсионный фонд РФ (далее ПФР) взаимодействуют при исполнении исполнительных документов (постановлений) о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщиков страховых взносов – организаций или индивидуальных предпринимателей и иных исполнительных документов. Порядок взаимодействия определен соглашение № 12/01-1 от 21.01.2011 г.

Настоящее Соглашение определяет общие принципы взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов и Федеральной службы судебных приставов ее территориальных органов при исполнении исполнительных документов (постановлений) о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщиков страховых взносов – организаций или индивидуальных предпринимателей и иных исполнительных документов.

Задачами взаимодействия ПФР и ФССП России, их территориальных органов являются:

  • Осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес;
  • Организация взаимодействия территориальных органов ПФР и территориальных органов ФССП России при исполнении постановлений территориальных органов ПФР и иных исполнительных документов [34].

Взаимодействие ПФР и ФССП России, их территориальных органов осуществляется в форме обмена информацией, сверки постановлений, вынесенных территориальными органами ПФР, и исполнительных документов, находящихся на исполнении. Взаимодействие пресс-служб ПФР и ФССП России, их территориальных органов осуществляется в форме выпуска совместных пресс-релизов и иных формах сотрудничества.

Взаимодействие Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) и ФССП осуществляется в соответствии с соглашение от 22.09.2009 года при исполнении:

  • Исполнительных документов, выданных судами на основании принятых ими судебных актов, в том числе судебных актов об административном приостановлении деятельности;
  • Актов органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в том числе органов государственного надзора, входящих в систему МЧС.

Задачами взаимодействия МЧС и ФССП, их территориальных органов и структурных подразделений являются: укрепление законности и правопорядка в сферах государственного надзора и исполнительного производства; осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес; повышение эффективности контроля ФССП за исполнением постановлений об административном приостановлении деятельности, актов уполномоченных органов государственного надзора, в том числе входящих в систему МЧС, по делам об административных правонарушениях и иных исполнительных документов; формирование и проведение совместной информационной политики [30].

Взаимодействие МЧС и ФССП, их территориальных органов и структурных подразделений осуществляется в форме проведения совместных мероприятий, заседаний рабочих групп, обмена информацией, сверки статистических данных и других формах  Совместные ежеквартальные сверки оформляются актом сверки количества направленных территориальным органом МЧС и поступивших на исполнение в структурные подразделения территориальных органов ФССП постановлений.        Взаимодействие пресс-служб МЧС и ФССП осуществляется в форме выпуска совместных пресс-релизов. Проведение совместных мероприятий, информационную поддержку и организацию надлежащего взаимодействия МЧС и ФССП обеспечивают должностные лица МЧС и ФССП.

ФССП  и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, (Росреестр) осуществляют взаимодействие на основании  соглашения № 12/02 т–9 № 57 23.11.2010 года.

Соглашение определяет общие принципы взаимодействия ФССП России и Росреестра по вопросам, входящим в компетенцию Сторон.

Правовыми основами для взаимодействия Сторон являются Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О судебных приставах», Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», нормативные правовые акты Минэкономразвития России, определяющие порядок предоставления сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и иные нормативные правовые акты.

Основными целями взаимодействия Сторон являются:

  • Повышение эффективности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в том числе постановлений о назначении административного наказания, вынесенных должностными лицами Росреестра либо судами на основании протоколов, составленных должностными лицами Росреестра;
  • Обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • Формирование и проведение единой информационной политики в установленных сферах деятельности.

Взаимодействие Сторон происходит в форме обмена информацией и информационно-справочными материалами по вопросам, входящим в их компетенцию, а также посредством исполнения Сторонами государственных функций и оказания Росреестром государственных услуг с целью выполнения возложенных на Стороны задач.

Федеральная служба судебных приставов осуществляет межведомственную координацию взаимодействия ФССП России и Росреестра в части, касающейся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Взаимодействие пресс-служб ФССП России и Росреестра может осуществляться в форме выпуска совместных пресс-релизов и в иных формах сотрудничества. Порядок обмена информацией с применением электронных средств связи устанавливается Сторонами дополнительно.

Должностные лица ФССП России обеспечивают направление в Росреестр информации о выявленных в ходе исполнения исполнительных документов нарушениях действующего законодательства, рассмотрение которой относится к компетенции Росреестра, в том числе по вопросам соблюдения установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним, соблюдения действующего законодательства саморегулируемыми организациями оценщиков, арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

Для достижения целей Соглашения Стороны проводят, по мере необходимости, совместные мероприятия (рабочие встречи, совещания, семинары и др.) по вопросам, представляющим взаимный интерес [33].

Целью Соглашения № 10/1-2394/12/01-5 от 13.07.2010 г., является определение общих форм взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, территориальных органов ФСИН России и территориальных органов ФССП России, подведомственных территориальным органам Федеральной службы исполнения наказания России (далее ФСИН) учреждений, исполняющих наказания, и структурных подразделений территориальных органов ФССП России, определение и детализация порядка применения действующих нормативных правовых актов для эффективного выполнения стоящих перед службами задач.

На основании и в развитие настоящего Соглашения территориальные органы ФСИН России и территориальные органы ФССП России могут разрабатывать и заключать совместные соглашения, издавать приказы (в том числе совместные) для конкретизации форм и методов совместных действий, исходя из сложившихся в соответствующем субъекте Российской Федерации условий. Совместные приказы территориальных органов ФСИН России и территориальных органов ФССП России не могут носить нормативно-правовой характер.

Задачами взаимодействия Сторон являются:

  • Организация надлежащего взаимодействия ФСИН России и ФССП России, территориальных органов ФСИН России и территориальных органов ФССП России, учреждений, исполняющих наказания, и структурных подразделений территориальных органов ФССП России при осуществлении возложенных на них полномочий;
  • Осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в компетенцию ФСИН России и ФССП России и представляющим взаимный интерес.

Взаимодействие Сторон осуществляется в форме издания совместных приказов, заключения соглашений, создания рабочих групп, обмена информацией, сверки данных и иных мероприятий в отношении лиц, являющихся должниками по исполнительным производствам и осужденных к уголовному наказанию в виде лишения свободы либо к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Взаимодействие пресс-служб ФСИН России и ФССП России осуществляется в форме выпуска совместных пресс-релизов и иных формах сотрудничества.

Проведение совместных мероприятий, информационную поддержку при решении совместных задач и организацию надлежащего взаимодействия должностных лиц Сторон при исполнении требований исполнительных документов обеспечивают в пределах своей компетенции руководители (заместители руководителей) ФСИН России и ФССП России, руководители (заместители руководителей) территориальных органов ФСИН России и территориальных органов ФССП России, начальники учреждений, исполняющих наказания, и руководители структурных подразделений территориальных органов ФССП России.

В целях ускорения обмена информацией допускается ведение переписки между Сторонами с использованием электронных средств связи, в случае необходимости – с применением средств защиты информации, при этом оригиналы документов при необходимости направляются заказной почтой или передаются курьером. Обмен имеющейся информацией осуществляется в соответствии с требованиями и условиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации [32].

Соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы по труду и занятости при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях и иных исполнительных документов определяет общие принципы взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов и Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и их структурных подразделений при исполнении постановлений, вынесенных Рострудом, территориальными органами Роструда и их структурными подразделениями по делам об административных правонарушениях и иных исполнительных документов.

Задачами взаимодействия ФССП России и Роструда, территориальных органов ФССП России и территориальных органов Роструда и их структурных подразделений являются:

  • Повышение эффективности контроля ФССП России за исполнением постановлений, вынесенных Рострудом, территориальными органами Роструда и их структурными подразделениями;
  • Организация надлежащего взаимодействия ФССП России и Роструда, территориальных органов ФССП России и территориальных органов Роструда и их структурных подразделений при осуществлении возложенных на них полномочий;
  • Осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.

Взаимодействие ФССП России и Роструда, территориальных органов ФССП России и территориальных органов Роструда и их структурных подразделений осуществляется в форме проведения совместных мероприятий, заседаний рабочих групп, обмена информацией, сверки статистических данных.

Проведение совместных мероприятий, информационную поддержку при решении совместных задач и организацию надлежащего взаимодействия должностных лиц ФССП России и Роструда, территориальных органов ФССП России и территориальных органов Роструда, а также их структурных подразделений в ходе исполнения исполнительных документов обеспечивают в пределах своей компетенции руководители (заместители руководителей) ФССП России и Роструда, руководители (заместители руководителей) территориальных органов ФССП России и территориальных органов Роструда, а также начальники их структурных подразделений. В целях ускорения обмена информацией допускается ведение переписки между ФССП России и Рострудом, территориальными органами ФССП России и территориальными органами Роструда и их структурными подразделениями с использованием электронных средств связи, в случае необходимости – с использованием средств защиты информации, при этом оригиналы документов при необходимости направляются заказной почтой или передаются нарочным. Обмен информацией, содержащейся в базах данных, осуществляется в соответствии с требованиями и условиями, установленными федеральными и ведомственными нормативными актами [29].

Предметом соглашения между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной миграционной службой (далее ФМС) является информация (сведения), содержащаяся в банках данных Федеральной службы судебных приставов о гражданах, проходящих по учетам ФССП в качестве должников, а также лицах, выполняющих управленческие функции в организациях, являющихся должниками по исполнительным документам и одновременно проходящих по учетам ФМС, необходимая для осуществления ФМС функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции и для реализации отдельных задач и функций ФМС [31].

Основными целями взаимодействия ФССП и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ФСС) является повышение эффективности принудительного исполнения постановлений региональных отделений Фонда о взыскании, исполнительных документов судебных и иных уполномоченных органов, а также розыска должников и их имущества [28].

Кроме перечисленных органов исполнительной власти ФССП взаимодействует с Федеральной налоговой службой (далее ФНС) и ее территориальными органами, таможенными органами, органами Росимущества, порядок осуществления взаимодействия между указанными органами и ФССП также осуществляется на основании соответствующих соглашений.

Вывод по разделу 2

Следует отметить, что за годы деятельности Федеральной службы судебных приставов России Федерации в подразделения судебных приставов обратился за помощью едва ли не каждый россиянин. Выполнение возложенных на службу задач, а, следовательно, и своевременное восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, организаций и государства обусловливают необходимость дальнейшей работы по организации и координации взаимодействия с судебными и правоохранительными органами.

Российская система принудительного исполнения относится к смешанной модели, которая при публично-правовом статусе Федеральной службы судебных приставов допускает участие в ходе принудительного исполнения организаций различных организационно-правовых форм. Несмотря на то, что Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вступил в силу 1 февраля 2008 года, на практике остается достаточно много спорных ситуаций. При этом недостатки при осуществлении исполнительного производства могут свести к нулю весь результат, полученный в результате судебного разбирательства.

За 2011 год судебными приставами-исполнителями территориальных органов ФССП России было возбуждено 51 млн. исполнительных производств, что составило нагрузку примерно по 1 700 производств на пристава в год, а в некоторых субъектах до 3 000 производств на пристава в год, из них около 14 млн. производств возбуждено на основании постановлений органов безопасности дорожного движения, не малую часть составляют постановления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, административно-технических инспекций и др.

Судебный пристав-исполнитель является государственным гражданским служащим, несмотря на ряд функций, присущих сотрудникам силовых органов, в связи с чем в настоящее время ведется активная работа в области изменения статуса пристава. Среднестатистический судебный пристав-исполнитель – это девушка 20–25 лет со средним образованием.

Благодаря внесенным в июле 2011 года изменениям появилась ст. 6.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» «Банк данных исполнительных производств», в результате чего теперь на сайте Федеральной службы судебных приставов России или Единого портала государственных услуг в общем доступе находится информация о должниках, как о юридических, так и о физических лицах, а также предпринимателях без образования юридического лица. Для физических лиц данные порталы позволяют сразу распечатать квитанцию на оплату долга, а также проверить, имеются ли ограничения на их выезд из Российской Федерации [66, 69].

Следует так же отметить ряд проблем организации и деятельности службы судебных приставов. К субъективным проблемам относятся низкий уровень общей и правовой культуры лиц, замещающих должность судебного пристава-исполнителя, низкие интеллектуальные способности и моральные качества судебного пристава.

Нередко в связи с неисполнением исполнительных документов судебными приставами и незащищенностью российских граждан в собственной стране, несоблюдением прав и законных интересов граждан и организаций последние вынуждены обращаться в Европейский суд по правам человека.

К объективным проблемам относятся:

  • Невысокие требования к образовательному уровню судебных приставов;
  • Чрезмерная загруженность судебных приставов;
  • Низкий уровень оплаты труда судебных приставов, кроме того, денежное содержание судебного пристава не зависит от качества его работы;
  • Практически отсутствует так называемый «социальный пакет» (ведомственное медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение);
  • Большая текучесть кадров судебных приставов.

Названные проблемы не делают работу судебного пристава престижной на рынке труда, а значит, не способствуют созданию объективных условий для притока высококвалифицированных юристов для замещения данной должности.

Для устранения вышеназванных проблем службы судебных приставов, предлагается переход на смешанную (альтернативную) модель исполнения судебных и иных актов организации и деятельности судебных приставов.

Для этого нужно учредить институт частных судебных приставов с постепенной передачей им части государственных функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц с предварительным государственным лицензированием, определением соответствующих тарифов, текущим и последующим видами государственного контроля, обязательным страхованием риска ущерба действиями (бездействием) частных судебных приставов.

Уже сегодня необходимо предпринимать решительные и действенные меры для устранения создавшейся ситуации с неисполнением судебных и иных актов, предоставляя гражданам и организациям выбор, кому доверить исполнение исполнительного документа.

Воплощение в жизнь конституционного положения о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и здоровая конкуренция, по нашему мнению, позволят добиться успехов на пути к полному, реальному и своевременному исполнению юрисдикционных актов. Успешным примером, на наш взгляд, служат организация и деятельность институтов нотариата и адвокатуры в нашей стране.

По нашему мнению, только кардинальные изменения в организации  и деятельности судебных приставов позволят заработать механизму реализации прав граждан и организаций с большей результативностью. Только общими усилиями территориальных органов и Федеральной службы судебных приставов России в целом, при тесном сотрудничестве с правоохранительными и иными государственными органами может быть в полной мере реализовано право граждан и организаций на судебную защиту, что, несомненно, повысит авторитет службы судебных приставов.


Страницы:   1   2   3   4   5