Меню Услуги

Организация и деятельность службы судебных приставов


Страницы:   1   2   3   4   5


ВВЕДЕНИЕ

1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

1.1 История становление и развития службы судебных приставов

1.2 Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность судебных приставов. Задачи и функции службы

1.3 Кадровое обеспечение Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов

1.4 Сравнительно-правовая характеристика зарубежного опыта исполнения судебных решений дознание осуществляет

Вывод по разделу 1

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ СЦДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

2.1 Организация и деятельность службы судебных приставов на федеральном уровне

2.2 Организация и деятельность территориального органа Федеральной службы судебных приставов

2.3 Правовой статус судебного пристава-исполнителя и пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов

2.4 Взаимодействие Федеральной службы судебных приставов с другими органами исполнительной власти

Вывод по разделу 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы принято множество прогрессивных законодательных актов, создающих правовую основу для укрепления России как правового государства. Однако само по себе число законов не является самоцелью, поскольку право, не обеспеченное возможностью принудительного исполнения, превращается в фикцию.

Радикальные перемены в государственном устройстве нашего общества и экономические преобразования: развитие предпринимательской деятельности, изменение форм владения, пользования и распоряжения собственностью, появление новых субъектов экономических и правовых отношений, возникновение и развитие рыночной экономики привело к резкому росту количеств исковых заявлений и соответственно взысканий. Вследствие чего, возникла необходимость организации новой системы принудительного исполнения, вступивших в законную силу судебных решений, что в свою очередь, гарантировало бы реализацию предписаний правовых норм и авторитета судебной власти. Кроме того, к исполнению судебных решений добавилась необходимость обеспечения специальными силами действенного порядка в залах судебного заседания, реальных гарантий безопасности судьям, заседателям, всем участникам процесса, выполнения целого ряда других операций по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

В целях реализации указанных задач 06 ноября 1997 года была создана служба судебных приставов в системе органов Министерства юстиции России. (далее Минюст)

Исполнение – важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не реализованное в действиях его субъектов, хотя и подтверждённое судебным или иным актом является, по сути дела, несуществующим, и подобная фактическая ситуация не может считаться нормальной.

Создание эффективного правового регулирования деятельности судебных приставов представляет собой важнейший участок правовой практики. Значимость исполнительного производства переоценить невозможно. Возрождение института судебных приставов позволило значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций, а также явилось эффективным методом пополнения бюджетов всех уровней.

Не разработанность и несовершенство процедур принудительного исполнения, которые подтверждены в актах органов судебной власти и иных юрисдикционных органов, влияют на экономическую ситуацию в стране: снижают уровень конкуренции и ограничивают возможности выбора партнеров, побуждают к использованию не правовых способов взыскания долгов и понуждения к исполнению обязательств, приводят к криминализации отношений гражданского оборота. Деятельность судов и иных уполномоченных органов напрямую зависит от своевременного и правильного исполнения вынесенных ими актов, поскольку в противном случае такие акты будут носить декларативный характер и соответствующая конституционная обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ) не будет реализована [1, с. 3]. Наличие, принудительного аппарата исполнения – объективная необходимость и в то же время признак эффективной системы государственной власти.

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти за последние десять лет в России произведена существенная реорганизация органов исполнительной власти. Образована Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (далее ФССП), которой переданы функции Минюста России по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

На службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов в связи с чем, служба судебных приставов наделена дополнительными функциями: розыск должников и их имущества, дознание и административная практика.

Возрождение службы судебных приставов началось с 1997 года, когда были приняты федеральные законы от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О судебных приставах»  и от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об исполнительном производстве»

Необходимость разработки указанных законопроектов продиктована актуальностью стоящих перед исполнительной властью проблем в сфере принудительного исполнения судебных актов и актов иных, органов, обеспечения установленного порядка деятельности судов и ФССП, дознания и административной юрисдикции, требующих скорейшего разрешения, а также обусловлена необходимостью приведения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве в соответствие с требованиями международных договоров Российской Федерации, и, прежде всего, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и реализация ее требований в Уголовно-исполнительной системе.

Названные законы четко определили цели, задачи и правовую основу деятельности судебных приставов, установили требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должность судебного пристава, порядок назначения и освобождения их от должности, обязанности и права судебных приставов, порядок обжалования их действий в суд, гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов.

Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов нуждается в дальнейшем развитии и дополнении, увязке с другими федеральными законами с целью совершенствования правового статуса судебных приставов и условий реализации ими своих функций, развития специализации, поиска более совершенных форм и методов управления ФССП, взаимодействия с органами государственной власти, формирования профессионального ядра службы судебных приставов.

Изучение исторического опыта становления и функционирования деятельности судебных приставов представляет собой интерес в плане формирования целостного исполнительного законодательства.

Актуальность рассмотрения вопроса организации и деятельности службы судебных приставов обусловлена возрастающими потребностями общества и государства в наличии и эффективном действии отлаженного правового механизма и организационной системы принудительного исполнения судебных актов, а так же наличием высококвалифицированных кадров, повышением требований к уровню их профессиональной готовности. В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании законодательства, регламентирующего  организацию и деятельность Федеральной службы судебных приставов. С указанных позиций заявленная тема квалификационной работы «Организация и деятельность службы судебных приставов»,  представляется весьма актуальной и востребованной.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при осуществлении мероприятий, направленных на решение организационных  вопросов по созданию условий  эффективной деятельности органов ФССП.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Предметом исследования квалификационной работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие сферу вышеуказанных отношений, а так же структура, задачи, функции и полномочия ФССП и ее территориальных органов.

Целью работы является, исследование развития института судебных приставов в России, изучение особенностей организации  и деятельности службы судебных приставов России и её территориальных органов, анализ действующего законодательства Российской Федерации, устанавливающего организацию системы органов ФССП, рассмотрение законодательства и иной информации, определяющих основные направления деятельности ФССП России, разработка предложений по совершенствованию организации и деятельности службы судебных приставов,  и определение роли и места службы судебных приставов в системе органов исполнительной власти.

Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

  • исследование теоретических и правовых основ становления института судебных приставов в России;
  • рассмотрение нормативно-правовых основ организации и деятельности Федеральной службы судебных приставов;
  • анализ задач, функций, полномочий ФССП на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации (далее РФ);
  • исследование структуры и организации центрального аппарата ФССП и ее территориальных органов;
  • изучение правового статуса судебных приставов-исполнителей (далее СПИ) и приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее пристав ОУПДС);
  • рассмотрение задач и форм взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с другими органами исполнительной власти;
  • обоснование актуальности соблюдения прав граждан и организаций для повышения эффективности деятельности судебных приставов;
  • выявление проблем в организации и деятельности службы судебных приставов и разработка практических рекомендации по их разрешению.

Институт судебных приставов до настоящего времени не стал предметом специального комплексного исследования с позиции истории и теории права.

В дореволюционный период вышли работы, посвященные судебной реформе 1864 г., в том числе, труды И.В. Гессена, Г.В. Джаншиева, А. Ф. Кони, основное внимание в этих работах уделялось созданию таких правовых институтов, как адвокатура, прокуратура, и лишь в некоторых затрагивались проблемы, связанные с функционированием института судебных приставов.

Дореволюционные специалисты в области гражданского процесса, такие как Е.В. Васьковский, Г.В. Вербловский, А.Х. Гольмстен подробно исследовали отдельные стадии гражданского процесса, в том числе и стадию исполнения судебных решений. Работы указанных авторов использовались при определении роли и места судебных приставов в системе дореволюционного судоустройства, а также освещении вопросов практической деятельности.

Отдельно стоит отметить труды, посвященные деятельности судебных приставов по исполнению судебных решений, издававшихся в виде руководств, справочников и методических пособий [56].

Исследования советского периода практически не затрагивали проблем возникновения и развития института судебных приставов дореволюционной России. Б. В. Виленский уделил особое внимание общим вопросам подготовки судебной реформы [45].

Отдельно исследовались история создания и развития таких правовых институтов, как адвокатура, суд присяжных, судебные следователи. Работы, в которых рассматривалось исполнение судебных решений, были посвящены анализу советского законодательства об исполнении судебных решений и не затрагивали дооктябрьского периода развития данного института [44].

Труды Р. X. Валеевой и В.П. Пастухова, касались вопроса образования и развития института судебных приставов в дореволюционный период.

Труды ученых О. А. Иванова, А.Ю. Мирошниченко, раскрывают историю становления органов принудительного исполнения судебных решений в рамках отдельных регионов России [59, 60].

По исполнительному праву Т.К. Андреевой, М.А. Клепиковой, А.К. Сергун и др.  Также были использованы работы и публикации по вопросам, связанным с природой и характером правоотношений в исполнительном производстве, Е.К. Костюшина, A.M. Насонова,  А.Л. Цыбуленко, С. В. Щепалова и др.

Структура работы определяется ее содержанием и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основные выводы и предложения представлены в заключении.

Результаты дипломной работы имеют практическую значимость, которая состоит в том, что в ней комплексно исследованы основные теоретические и правовые основы института судебных приставов в Российской Федерации; исследован нормативно-правовой статус судебных приставов и приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также влияние уровня исполнения различных юрисдикционных актов на экономическую ситуацию в стране, обеспечение гарантий государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.

1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

1.1 История становление и развития службы судебных приставов

 Федеральная служба судебных приставов в современном ее состоянии обладает длительным эволюционным периодом. Сам институт судебных приставов в России имеет глубокие корни, берущие начало в актах Древней Руси. Так, несмотря на отсутствие единства взглядов о моменте возникновения указанного института, его появление следует связывать с первыми упоминаниями слова «Суд» в Уставе князя Владимира Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных» XI века [53].  Это обусловлено тем, что становление судебных органов способствовало появлению специальных должностных лиц, основной обязанностью которых являлось приведение в исполнение судебных приговоров и решений. Например, дружинников, помогающих князю в управлении, сборе дани и суде.

Наряду с дружинниками в действующей с начала XI века до XIV века краткой редакции «Русской Правды» упоминаются ябетники, то есть лица, поддерживающие обвинение с функциями судебного следователя и исполнителя. В их правомочия входило производство судебного следствия по поручению судьи, задержание лиц, похитивших чужое имущество, допрос, пытки, содержание под арестом.

Кроме них вышеуказанный источник русского права к должностным лицам, которых также можно рассматривать в качестве предшественников исполнительных органов, относит мечника, детского, вирника, метельника, рядовича, отрака и других. Они в основном занимались исполнением денежных взысканий по решению суда. Кроме производства взысканий и сбора судебных пошлин, им приходилось участвовать при испытании железом, при поимке беглых крестьян, а также обеспечивать явку в суд истцов и ответчиков, вызывать свидетелей, обеспечивать безопасность судей, охранять общественный порядок.

Непосредственно же первое упоминание о самих приставах произошло в межкняжеских соглашениях и торговых договорах русских городов с иноземными купцами. Ими были дополнены в виду распада Древнерусского государства на ряд суверенных княжеств действовавшие на тот период нормы. Например, в проекте договорной грамоты Новгорода с Любеком и Гротским берегом о торговле и суде 1269 года указано, что в случае, если новгородцы, немцы или готы задолжают друг другу, то следует привлекать пристава тысяцкого.

К концу XV века положения о деятельности приставов упоминаются уже практически во всех документах. Одними из них являются Новгородская судная грамота, составленная в 1471 году, и Псковская судная грамота, датированная 1467 годом.

Так, Новгородская и Псковская Судные грамоты, уже упоминают приставов, полномочия которых были достаточно широки и, выражаясь современным языком, включали в себя даже элементы судебной и следственной деятельности. Например, в Псковском государстве исполнительные функции выполняли подвойские, или приставы, которые по приставным памяткам вызывали на суд ответчика и свидетеля, производили по определению суда различные взыскания. Если сторона не могла выполнить решение суда, то виновного доставляли на правеж, особое место недалеко от суда, где его били дубинками по голеням и икрам ног. Каждое утро с 8-ми до 12-ти виновного приводили на правеж пристав, если должник не предоставлял достаточное поручительство, что сам будет приходить на правеж в назначенный час. Если после года нахождения па правеже виновник не уплачивал либо не мог уплатить требуемую сумму, то он должен был продать свою жену и детей в течение года или сражу же, чтобы собрать необходимую сумму для уплаты долга [46].

Принудительные меры были в основном направлены на личность должника. Экономический эффект достигался непосредственно лишь при продаже должника в рабство или при принудительной отработке долга. Дальнейшие указания на существование данного института встречаются в общегосударственных сборниках законов. Так, Судебник Ивана Великого 1497 года упоминает недельщика. Под ним признавалось должностное лицо, в обязанности которого входили вызов в суд сторон, арест, пытка обвиняемых, передача в суд дел о воровстве, организация судебного поединка, исполнение решения суда [41]. Последующий принятый Судебник 1550 года продолжил совершенствовать деятельность судебных приставов. Например, была усилена ответственность судебного пристава за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Кроме этого вышеуказанные акты закрепляли разнообразные функции пристава, включая в них элементы судебной и следственной деятельности. Так, в полномочия судебного пристава исполнителя на данном этапе развития входило досудебное исследование обстоятельств совершения преступления, собирание доказательств, обеспечение надлежащего порядка в суде, розыск и принудительный привод ответчика, исполнение решения суда. Также пристав имел право для розыска беглых холопов устраивать обыски, а для получения информации о разбойниках применять расспрос и пытку. В дополнение он же надзирал за обвиняемыми во время следствия, до и после суда, сопровождал высших иерархов церкви, послов, важных преступников и других.

В XVI–XVII веках начинает формироваться единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативно-правовых документов. Именно тогда правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, законодательно закрепляются его функции. В первую очередь это произошло благодаря принятию Соборного уложения 1649 года, в котором Х–ХV главы включали в себя статьи посвященные судоустройству и судопроизводству [55].

В соответствии с вышеуказанным памятником права приставом признавалось должностное лицо приказа с различными полномочиями судебного и административного характера. А именно: он доставлял повестки о вызове в суд, осуществлял розыск и привод ответчика, участвовал в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожил преступников, с которых взыскивались убытки, причиненные противоправным поведением, в случае же их бегства нес дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность, исполнял решение суда, урегулировал конфликты военных с гражданским населением.

В XVIII веке функции судебного пристава постепенно переходят к другим категориям государственных служащих. В результате должность судебного пристава была упразднена, а ее полномочия перешли в ведение полиции, входившей в состав Министерства внутренних дел. Однако возложение на полицию судебно-вспомогательных функций не оправдало себя. В ходе судебной реформы 1864 года, проведенной Александром II, наряду с судом присяжных, адвокатурой, несменяемостью судей, было принято решение о возврате к институту судебных приставов, существовавшему к тому времени во многих европейских странах. 20 ноября 1864 года были приняты законы (Судебные уставы): «Учреждения судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей» и «Устав гражданского судопроизводства» [58].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Порядок приведения в исполнение судебных решений по Уставу гражданского судопроизводства 1864 года существенно отличался от существовавшего ранее. Одно из главных изменений основывалось на том, что в основу дореформенного порядка был положен следственный принцип, в силу которого решения приводились в исполнение даже в отсутствие просьбы взыскателя с помощью полиции. Устав гражданского судопроизводства распространил на процесс исполнения действие принципа диспозитивности. Это выразилось в том, что судебные решения обращались теперь к исполнению не иначе, как по желанию взыскателя. Взыскатель, желающий привести решение в исполнение, должен был обратиться в суд, постановивший решение, с устной или письменной просьбой о выдаче ему исполнительного листа. Получивший исполнительный лист взыскатель далее обращался со словесной или письменной просьбой к председателю соответствующего суда о назначении судебного пристава (в мировых судебных установлениях была принята практика непосредственного обращения взыскателя с исполнительным листом к судебному приставу, помимо суда). После того как председатель назначал судебного пристава по своему усмотрению или по указу взыскателя, последний обращался к судебному приставу с письменным заявлением, в котором выбирал способ исполнения решения суда.

В решениях гражданского кассационного департамента Правительствующего Сената, объясняющих Устав гражданского судопроизводства, подчеркивалось, что указание способов взыскания зависит от взыскателя, поэтому суд, присуждая взыскание, не вправе ограничивать взыскателя указанием того имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. От взыскателя зависит избрать по своему усмотрению тот или другой способ исполнения и обратить взыскание на то или другое имущество должника. Суд же не может избранный взыскателем способ исполнения заменить другим способом, или избранное взыскателем имение заменить другим по указанию должника.

Таким образом, способ исполнения решения указывал судебному приставу сам взыскатель. Однако и судебный пристав, и взыскатель были ограничены рамками закона, а именно: Уставом гражданского судопроизводства, в котором устанавливались способы исполнения. Обязанности судебных приставов в России не могли исполнять несовершеннолетние граждане (не достигшие 21 года), иностранцы, несостоятельные должники, лица опороченные судом, следствием, общественным или сословным приговором, духовные лица, лишенные сана, а также состоявшие уже на службе «от правительства или по выборам». Специального образования для назначения на эту должность не требовалось, но каждый из принимаемых на службу проходил испытание и назначался на должность только по истечении года. При этом пристав принимал присягу, к которой приводился священником на общем собрании департамента или отделения судебного органа.

На судебных приставов возлагались самые разнообразные обязанности: охрана наследства, передача и отсылка по принадлежности денег и других ценностей, арест движимого и недвижимого имущества, его оценка, хранение и продажа с торгов, задержание должников, ввод граждан во владение имуществом, исполнение судебных приговоров о денежных взысканиях, поддержание порядка в залах суда и др.

Судебные приставы в своей деятельности по Уставу гражданского судопроизводства 1864 года полностью находились под контролем суда, при котором они состояли. Приступая к исполнительным действиям, судебный пристав докладывал председателю суда об избранном взыскателем способе исполнения. Кроме того, судебный пристав обязан был вести особый журнал, куда он записывал все свои действия по исполнению решений (ст. 950 Устава гражданского судопроизводства). Этот журнал служил доказательством соблюдения приставом законов. По требованию сторон из него выдавались засвидетельствованные выписки. Все действия судебного пристава по исполнению решений в течение 2-х недель обжаловались в том суде, в округе которого исполнялось решения.

Следует отметить, что Служба судебных приставов Челябинской области зародилась в XIX веке, когда область входила в состав Оренбургской губернии. Тогда в губернии в соответствии с проводимой Судебной реформой была образована Оренбургская судебная палата или, как она официально называлась – Оренбургская Палата Гражданского и Уголовного Суда. Через двадцать лет после начала проведения реформы, в 1884 году, ее Председателем являлся 47-летний Владимир Иванович Рахальский. В чиновничьей иерархии он принадлежал к 4-му классу, т. е. был действительным статским советником, что соответствовало военному чину генерал-майора. Размер его годового жалованья составлял 2 тысячи рублей. Формой обращения к нему  было «Ваше высокородие».

При Оренбургской судебной палате находились на государственной службе четыре судебных пристава. Двое из них не имели чина, а из других один был титулярным советником, другой – коллежским регистратором. В Табели о рангах они принадлежали к 9-му и последнему, 14-му классу соответственно. Средний возраст приставов был 36 лет, все они были православные. Форма обращения к ним, как ко всем чиновникам, занимавшим в официальной иерархии места с девятого по четырнадцатый класс, была «Ваше благородие».

В Оренбургской губернии того времени насчитывалось пять судебных округов (как и число уездов)  – Оренбургский, Орский, Верхнеуральский, Троицкий и Челябинский. Во главе каждого округа стоял Съезд Мировых Судей, возглавлявшийся председателем. В свою очередь, судебные округа делились на участки, где судопроизводством занимались мировые судьи. В их подчинении находились судебные приставы. Общее количество участков в Оренбургской губернии насчитывалось 27, их обслуживало 32 мировых судьи и 16 человек судебных приставов, из числа которых в Оренбургском округе насчитывалось четыре пристава, в остальных округах – по три пристава.

Важно отметить, что Челябинский уезд в тот период являлся самым многочисленным из всех уездов Оренбургской губернии и насчитывал в 1913 году около 540 тысяч человек. В Челябинске же в указанном году проживало 67 тысяч человек, по численности из всех городов губернии он уступал только Оренбургу, где насчитывалось 150 тысяч проживающих.

Возрожденный институт судебных приставов, как система обеспечения судебной власти, просуществовал до начала ХХ века. После октябрьского переворота Россия погрузилась в правовой хаос. Полному уничтожению подверглись жандармерия, полиция, суды. Соответственно вместе с ликвидацией всех судебных и государственных органов Российской системы Декретом Совета Народных Комиссаров (далее СНК) о суде № 1 от 22 ноября 1917 года был ликвидирован и институт судебных приставов.

Следующим нормативно-правовым актом, формирующим новую судебную систему стал Декрет о суде № 2, принятый Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (далее ВЦИК) 18 февраля 1918 года. Он установил, что исполнение решений суда, вплоть до формирования особого выборного органа, должно производится Красной гвардией.  В результате все решения суда исполнялись немедленно. Этому не могли помешать и кассационные жалобы, если только конечно не было специального постановления суда первой или кассационной инстанции по этому вопросу [48].

Так же Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 года «Об утверждении Положения «О народном суде РСФСР», были заложены основные принципы функционирования деятельности судебных исполнителей, которые были уточнены в Декрете ВЦИК от 21 октября 1920 года «О народном суде РСФСР».  Теперь приговоры приводились в исполнение органами милиции, а решения и всякие денежные взыскания – судебными исполнителями или органами милиции.

Новый этап в истории института исполнения судебных решений в советской России был связан с принятием ВЦИК 11 ноября 1922 года Положения «О судоустройстве РСФСР»,  который ввел институт судебных исполнителей. Их правовой статус окончательно был закреплен Постановлением ВЦИК от 10 июля 1923 «О введении в действие Гражданского Процессуального Кодекса РСФСР».

В соответствии с ними функции судебных приставов по исполнению решения суда были возложены на судебных исполнителей, которые не имели возможности создавать собственные органы самоуправления и полностью подчинялись суду. В подавляющем большинстве эту должность занимали женщины с достаточно низким уровнем оплаты труда, незначительным правовым статусом в системе государственной службы и крайне ограниченным объемом полномочий. Судебные исполнители входили в штат работников суда, подчинялись его председателю и фактически были лишь помощниками судьи, а все процессуальные решения в процессе реализации исполнительных документов принимались судьей и имели силу судебного решения.

С распадом СССР ситуация фактически не изменилась. Закон РФ «О милиции» № 1026-1 от 18 апреля 1991 года  к обязанностям милиции общественной безопасности в пределах своей компетенции отнес исполнение определений судов и постановлений судей о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказание содействия судебным органам в производстве отдельных процессуальных действий.

С 1990 года Россия начинает переживать острый системный кризис, связанный со сменой идеологии и переходом от социалистического типа экономики к рыночной форме хозяйствования. Происходит распад старых и создание новых органов государственной власти, обновление способов взаимодействия между ними и обществом, коррекция федеративного устройства страны.

В виду грядущих перемен первый съезд народных депутатов РСФСР принял решение о разработке новой Конституции России, концепции судебной реформы. Было очевидно, что судебная система должна быть дополнена механизмом принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. В результате, Министерство юстиции в начале 1992 года приступило к разработке проектов законов «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах», работа над которыми была завершена в 1997 году, и 6 ноября 1997 года оба федеральных закона вступили в законную силу, воссоздав, тем самым, в России службу судебных приставов [37].

Однако следует отметить, что на этом развитие указанного института не завершено. Например, в целях совершенствования действующего законодательства об исполнительном производстве, в том числе приведения его в соответствие с требованиями международных договоров Российской Федерации, в ноябре 2006 года Президент РФ внес в Государственную думу проект нового закона «Об исполнительном производстве». В последующем он был одобрен Советом Федерации, подписан Президентом РФ.

С 1 февраля 2008 года вступил в силу новый Федеральный закон от 02 октября  2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», который, содержит большое число новелл, учитывающих предыдущую практику деятельности по исполнению судебных и актов иных органов. Новая редакция закона «Об исполнительном производстве» существенно расширяет полномочия судебных приставов. В частности, теперь судебные приставы могут запретить выезд неплательщикам алиментов, банковским должникам и даже гражданам, забывшим оплатить штрафы ГИБДД. Приставы теперь смогут устраивать выемки финансовых документов и вскрывать жилые и нежилые помещения «с разрешения старшего судебного пристава», но без согласия собственников [3].

Практика показала, что институт судебных приставов жизненно необходим. В 2014 году Федеральная служба судебных приставов как орган исполнительной власти современной России празднует свое 17-летие. Отсчет этого возраста пошел с 6 ноября 1997 года, когда вступил в силу Федеральный закон «О судебных приставах», принятие которого возродило институт судебных приставов и сделало его самостоятельной и независимой структурой в системе органов исполнительной власти. На судебных приставов современности возложены полномочия по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных решений и актов других органов, ведению дознания и иных функций.

В ноябре 1997 года территориальные органы ФССП России были сформированы в 82 субъектах Российской Федерации в рамках региональных министерств юстиции, в том числе и в Челябинской области. В 2004 году ФССП России наряду с Федеральной службой исполнения наказаний и Федеральной регистрационной службой была выделена в самостоятельные структуры исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Первоначальная штатная численность ФССП России составляла порядка 45 тысяч человек. Сейчас звание «судебный пристав» с гордостью носят более 76 тысяч государственных служащих. Причина роста числа сотрудников Федеральной службы судебных приставов России очевидна: возрастающее с каждым годом количество документов, поступающих на исполнение.

Служба судебных приставов современности – это мощная структура с централизованным управлением и имеющая в арсенале полномочий очень действенные инструменты.

В 2008 году судебные приставы получили возможность ограничивать должников в праве выезда за пределы России. Это вызвало бурные обсуждения и даже неприятие, но сейчас уже все россияне знают, что прежде чем выехать за границу, необходимо выяснить, не является ли гражданин должником по неисполненным решениям судов и актам уполномоченных органов.

Функции по исполнению постановлений судов о принудительном выдворении граждан, нелегально пребывающих на территории Российской Федерации, были возложены на ФССП России с 1 января 2012 года. Данные полномочия изначально вызвали ряд вопросов, которые успешно были решены в результате совместных совещаний и рабочих встреч судебных приставов, сотрудников полиции, миграционной и пограничной службы Челябинской области.

Судебные приставы исполняют постановления о принудительном выдворении. Постановление вступает в законную силу через десять дней после его вынесения, соответственно исполнительное производство должно возбуждаться только после истечения этого срока. Вступившие в законную силу постановления направляют судебным приставам сотрудники миграционной службы. Основанием для окончания исполнительного производства о принудительном выдворении является двусторонний с Пограничной службой документ о передаче иностранного гражданина. Постановление об окончании исполнительного производства направляется в региональное Управление ФМС России.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В соответствии с поправками в закон «О судебных приставах», с 1 января 2012 года на Федеральную службу судебных приставов России возложены функции по организации розыска должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации).

Поправками, в частности, переданы судебным приставам функции органов внутренних дел по розыску граждан-должников по исполнительным документам, розыску детей по исполнительным документам, содержащим требование об отобрании ребенка, а также по розыску граждан-ответчиков по гражданским делам.

Для максимальной эффективности вносимых поправок полицейские обязаны содействовать приставам в задержании, а ФССП России – делиться собранной информацией с работниками органов внутренних дел. До 1 января 2012 года розыском указанных лиц занимались органы внутренних дел, но в соответствии с законом о полиции с 1 января 2012 года эти обязанности с них были сняты.

Также судебный пристав-исполнитель получил право осуществлять неотложные мероприятия, связанные с розыском должника, его имущества или розыском ребенка, в нерабочие дни и ночное время.

С 1 января 2012 года ужесточена уголовная ответственность злостных должников по алиментным обязательствам. Теперь граждане этой категории могут лишиться свободы сроком до одного года. Одновременно из статьи 157 УК РФ исчезла такая мера наказания как обязательные работы.

С 1 января 2013 года вводится новый вид уголовной ответственности – принудительные работы. Он является альтернативой лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

В целях упрощения получения гражданами информации по исполнительным производствам  в 2012 году ФССП России запустила на своем официальном сайте ресурс «Банк данных исполнительных производств», которым ежедневно пользуются сотни тысяч посетителей сайта. Сервис удобен еще и тем, что пользователь имеет возможность не только выяснить о наличии либо отсутствии возбужденного в его отношении исполнительного производства, но сразу же посредством электронных денег погасить задолженность или распечатать квитанцию с уже внесенными туда реквизитами для оплаты долга для дальнейшей оплаты в банке или на почте.

Для оптимизации взыскания долгов по исполнительным производствам ведется работа по организации оповещения граждан на мобильные телефоны, которое начнется в ближайшие месяцы.

В 2012 году Федеральная служба судебных приставов России получила возможность в целях своевременного и качественного исполнения решений судов публиковать персональные данные должников. Этой возможностью судебные приставы стали пользоваться в первую очередь для розыска злостных уклонистов от исполнения алиментных обязательств.

Таким образом, правовое регулирование становления и развития института судебных приставов осуществлялось рядом нормативно-правовых актов, истоки которых относятся к Древнерусскому государству. Первоначально судебным исполнителям была отведена роль лишь вспомогательных должностных лиц при исполнении судебных решений. К концу же ХХ века они приобрели статус специальной государственной службы судебных приставов, где исполнение решений суда является только одним из нескольких направлений ее деятельности.

Начало XXI века показало, что Служба судебных приставов явилась новым звеном исполнительной власти, которая подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации. Служба обладает расширенным кругом полномочий, вооружением, специальной техникой, правом применения соответствующих мер принуждения к нерадивым должникам и ко всем тем, кто препятствует надлежащему исполнению судебных решений.

С 18 марта 2014 года после присоединения Республики Крым к России и образования двух новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополь, субъектов в Российской Федерации стало – 85, следовательно, и количество Управлений Службы судебных приставов увеличилось [65]

1.2 Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность судебных приставов. Задачи и функции службы

Конституция, основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Конституция была принята в 12 декабря 1993 года, путем всенародного голосования.

Статья вторая «Правовая основа деятельности судебных приставов», Федерального закона «О судебных приставах», гласит:

В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральным законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации [2].

Данная статья посвящена раскрытию правовой основы деятельности судебных  приставов в Российской Федерации. Из ее содержания можно сделать вывод о том, что для решения стоящих перед судебными приставами задач они должны руководствоваться нормативными правовыми актами только федерального уровня, особое место среди которых занимает Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ) [1, с. 8].

Иными словами, Конституция Российской Федерации обладает верховенством над законами и подзаконными актами, в том числе и теми, которые  регламентируют принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обеспечение установленного порядка деятельности судов.

Принципиально важным для судебного пристава является конституционное положение о  том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и их защита – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Более того, в России гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ). Собственно говоря, приведенные положения должны лежать в основе деятельности всех органов государственной власти. Особое значение они имеют для службы судебных приставов [36].

К не менее важным конституционным положениям, оказывающим непосредственное влияние на содержание деятельности судебного пристава, относятся также:

  • неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ);
  • гарантированность судебной защиты прав и свобод, а также возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ);
  • право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ);
  • возможность создания федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц (ч. 1 ст. 78 Конституции РФ);
  • порядок утверждения структуры федеральных органов исполнительной власти (ст. 112 Конституции РФ) и некоторые др.

К числу Федеральных законов, составляющих основу правового регулирования деятельности судебных приставов, следует отнести Федеральный Закон «О судебных приставах» и Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» [2, 3]. Названные Законы выступают в качестве специальных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности судебных приставов.

Первый затрагивает вопросы правовой регламентации деятельности судебных приставов-исполнителей, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, их права, обязанности, а также гарантии правовой и социальной защиты. Кроме того, комментируемый Закон рассматривает общие положения организации и деятельности службы судебных приставов, анализ которых, однако, свидетельствует о достаточно  фрагментарном и поверхностном подходе со стороны законодателя, что в настоящее время едва ли следует признать удовлетворительным.

Закон об исполнительном производстве определяет порядок и условия принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Так же, данные нормативно-правовые акты, непосредственно регулируют деятельность судебных приставов-исполнителей при выполнении поставленных перед ними задач (ст. 1 ФЗ «О судебных приставах»)  и реализации их функций (ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве»), определяя компетенцию Службы судебных приставов, их организационную структуру (ст. 5 ФЗ «О судебных приставах»), место в системе органов государственной власти, права и обязанности судебных приставов-исполнителей (гл. III. ФЗ «О судебных приставах»),  ответственность за причинённый вред и др. (ст. 19 ФЗ «О судебных приставах») [2].

Следует отметить, что судебные приставы-исполнители также руководствуются в своей деятельности решениями Конституционного суда РФ, в которых даётся конституционное истолкование норм применяемых в исполнительном производстве законов, а также разъяснениями законодательства в сфере исполнительного производства, данными в постановлениях Пленумов Высшего арбитражного суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации.


Страницы:   1   2   3   4   5


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!