Меню Услуги

Современное состояние и перспективы развития спортивного туризма. Часть 3.


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Приветливый продавец является важной частью процесса продаж, тогда как его недружелюбное поведение может оттолкнуть клиентов от покупки нового продукта. При этом следует учитывать чрезвычайно важное с точки зрения маркетинга обстоятельство: люди покупают пользу, а не свойства продукта. Поэтому основой личной продажи должен являться не продукт и его характеристики, а выгода для покупателя. Здесь выиграет тот продавец, который умеет  не только говорить, но и слушать.

Также помимо проведения рекламной компании, необходимо продвигать имидж региона на региональном и федеральном уровне с целью создания благоприятного имиджа Красноярского края.

Имидж региона определяется уровнем информированности целевых групп об инвестиционной и туристской привлекательности региона, о продукции, произведенной в регионе, а также о его других конкурентных преимуществ.

Цель создания и продвижения имиджа Красноярского края:

1) привлечение инвестиционных, трудовых и других ресурсов в регион;

2) повышение привлекательности региона для туристов и инвесторов;

3) повышение  конкурентоспособности региона.

Задачи  создания и продвижения имиджа Красноярского края:

В части формирования имиджа региона:

1) проведение SWOT-анализа, с целью определения конкурентных преимуществ региона и негативных факторов, отрицательно влияющих на создание положительного образа региона;

2) определение необходимых для успешного развития региона условий, типов и видов привлекаемых ресурсов, а также их необходимого и достаточного количества;

3) определение уникальных характеристик региона, способствующих формированию и продвижению положительного образа края.

4) разработка  моделей  регионального имиджа для значимых целевых аудиторий;

5) создание брэндов Красноярского края: Красноярский край – уникальный туристский регион.

В части продвижения имиджа региона:

1) разработка  механизмов продвижения моделей  регионального имиджа для значимых целевых аудиторий:

  • население региона и Российской Федерации;
  • потенциальные инвесторы;
  • потенциальные туристы.

2) создание единого имиджевого информационного пространства Красноярского края на основе скоординированного подхода к формированию  постоянных информационных потоков с использованием возможных информационных инструментов  и носителей и  вовлечением  в этот процесс делового сообщества и  общественности.

3) продвижение имиджа Красноярского края в российском и международном сообществе как региона имеющего уникальный туристский потенциал;

4) позиционирование региона с точки зрения территории устойчивого экономического развития и минимальных  политических рисков в целях привлечения инвесторов;

5) координация деятельности государственных органов исполнительной власти Красноярского края в части создания и продвижения модели регионального имиджа в зависимости от меняющихся социально-экономических условий с учетом установленных целевых приоритетов;

6) формирование патриотизма у населения Красноярского края.

В части осуществления контроля над эффективностью имиджевой политики региона:

1) проведение целенаправленной систематической работы по мониторингу общественного мнения о восприятии имиджа Красноярского края как внутри региона, так и за его пределами:

  • о социально-экономической, политической ситуации, инвестиционной привлекательности;
  • о туристской деятельности края;
  • о качестве  услуг, предлагаемых в регионе и их доступности.

2) проведение целенаправленной и систематической работы по мониторингу имиджа края в региональных, федеральных и зарубежных СМИ;

3) проведение целенаправленной и систематической работы по мониторингу качественных и количественных  показателей туристских услуг Красноярского края, в т.ч.  численности туристов посетивших регион.

Представленная модель имиджевой политики Красноярского края является базовой.

Данная модель направлена на создание идентификационного образа региона за счет набора уникальных характеристик и продвижение его как перспективного субъекта Российской Федерации со своими уникальными культурно-историческими, географическими и природно-климатическими условиями.

Для создания необходимых предпосылок развития туристической индустрии в регионе необходим комплексный подход, разработка стимулирующих мер и правил (благоприятного правового режима), создание имиджа Красноярского края  как региона привлекательного для туризма.

3.3. Основные проблемы и перспективы развития спортивного туризма  в Красноярском крае

Внутренний туризм в Красноярском крае только начинает развиваться и как нам показал анализ туристского потенциала, условия для развития имеются.     Год назад краевой администрацией была разработана «Концепция развития туризма в Красноярском крае», она направлена на развитие регионального туризма и привлечение в край туристов из других территорий РФ и зарубежья. В регионе катастрофически не хватает двух- и трехзвездочных отелей, кемпингов, а также «люксовых» апартаментов и коттеджей.

Согласно концепции, на первом этапе предполагается привлечь в туристическую отрасль около одного миллиарда рублей инвестиций. Из них 30% – средства администрации края, а 70% – это деньги частного бизнеса. В концепции прописаны льготы и скидки туристическим компаниям, которые станут развивать местный туризм: субсидирование процентной ставки банковского кредита, различные льготы по налогообложению.

Концепция рассматривала пять основных направлений: «Красноярск – центр туризма России», «Саянское кольцо», «Енисейск – духовная столица Сибири», «Минусинск ждет гостей» и «Туризм в районах края». В настоящее время она одобрена губернатором Александром Хлопониным, но в связи с объединением регионов, требует серьезных корректировок. Теперь, как минимум, следует включить в нее экскурсии на плато Путораны, путешествие на Северный полюс и в район падения Тунгусского метеорита. Так что программы развития туризма в регионе пока нет.

Конечно, Красноярский край проигрывает другим регионам Сибири по степени известности природных комплексов. Все знают горы Урала, Алтая и хребты Восточных Саян на Байкале, но мало кто знает о биозаповеднике всемирного значения «Ергаки», соленых озерах Минусинской котловины, многочисленных петроглифах и археологических памятниках юга края. Чтобы изменить ситуацию, надо широко пропагандировать достопримечательности нашего региона, издавать буклеты и карты территорий, организовывать фестивали и фольклорные праздники.   Власти прекрасно понимают, что въездной туризм будет способствовать созданию новых рабочих мест, возникновению сувенирной отрасли, а также изменит экономическую ситуацию в депрессивных территориях. Но начинать надо с малого – разработать меры безопасности туристов в регионе и порядок внедрения туристических проектов в территориях края. У нас можно развивать культурно-исторический, экологический, этнографический и спортивный туризм. Уже сегодня для Манского и Курагинского районов в стадии разработки находится проект под названием «Русская деревня».

В настоящее время некоторые туристические компании, специализирующиеся на организации спортивных туров (активный туризм плюс сервис на маршруте), нередко используют эти материалы.

Последнее время стал возрождаться лыжный туризм. Поскольку в Сибири снег лежит несколько месяцев в году, этот вид достаточно перспективный. Правда, к нему добавился и отдых  на снегоходах.

Динамично развивается водный туризм – организация путешествий по рекам, озерам и водохранилищам. Все большую популярность набирает рафтинг – сплав по порожистым рекам на надувных бескаркасных судах. Турпоходы по Восточным и Западным Саянам тоже пользуются популярностью. Все больше палаточных лагерей можно увидеть в Ергаках. И не стоит забывать, что иностранные туристы едут в Сибирь за экзотикой, а не европейским сервисом. Гостиничные удобства их интересуют только на выходе с маршрута. А вот российского туриста, побывавшего на Западе, все больше интересует полный сервис.

Сегодня в крае очень слабо развит корпоративный отдых. Хотя в других регионах он активно набирает обороты. Где еще, как не на природе, членам большого коллектива можно познакомиться и лучше узнать друг друга? Тем более что в такой неформальной обстановке, а иногда и экстремальных условиях, увидеть лучшие качества человека и понять, сможет ли он работать в команде. В компаниях с высоким уровнем корпоративной культуры постепенно отказываются от проведения грандиозных вечеринок для коллектива в пользу спортивных состязаний и мероприятий по командообразованию. В центральных районах России, например, все большее предпочтение отдают корпоративным играм в пейнтбол.

Тренинги по командообразованию на природе «провоцируют» сотрудников в сжатые сроки принимать нестандартные решения и способствуют выявлению в коллективе лидеров.

Постепенно в России начинают пользоваться популярностью приключенческие туры – своеобразный эмоциональный экстрим, специально продуманные сюжетные путешествия. Обычно их создают в лучших традициях пиратских сказок со всеми соответствующими атрибутами: древними картами и манускриптами, хитроумными ловушками и богатыми кладами.

Для жителей Европы и Америки отдых в национальных парках является одним из самых популярных. В Красноярском крае создан первый национальный парк «Ергаки», где будет развиваться экотуризм. Это сравнительно новая форма охраны окружающей среды и сохранения культурного наследия. У нас туристы пока не представляют, чем экотуризм отличается от обычного отдыха на природе. По мнению специалистов, современные природные и экологические возможности Ергаков позволят принимать здесь около 80 тысяч посетителей, а в перспективе – до 120 тысяч человек в год.

Но какому бы виду туризма не отдавали предпочтение инвесторы: культурно-историческому, этнографическому, экологическому или спортивному – у каждого из них большое будущее. Остается найти предпринимателей, которые бы решили вкладывать средства в туристическую отрасль края.

Для туризма, приключенческого и спортивного, Красноярский край благодатный. В регионе есть все: экстремальность, экзотика, красота и своеобразие. Но пока есть немало проблем, которые тормозят развитие внутреннего рынка туруслуг. Охотнее всего в Россию едут китайцы, немцы, американцы, французы, британцы и жители Скандинавских стран, увеличился поток гостей из Австралии и Аргентины.

Вообще, в России немало «белых пятен» для заядлых путешественников, причем, не только иностранных, но и российских: многочисленные уголки дикой природы, полярная экзотика, минеральные источники и лечебные озера. Туристы могут сплавиться по диким таежным рекам, осмотреть гейзеры и водопады, увидеть горные хребты и непролазные чащи Сибири.

По нашим заповедным землям можно путешествовать на велосипедах, снегоходах, квадромотоциклах, лошадях, автомобилях и просто пешком. Здесь можно познакомиться с верованиями древних исчезнувших народов, с наскальной живописью и даже услышать горловое пение.

Вот только цены на местный турпродукт остаются высокими, и если в ближайшее время соотношение цены и качества не изменится, привлекательность Сибири для туристов (особенно западных) может упасть.

Вопросам эффективного управления спортивным туризмом посвящено немало исследований. Вместе с тем, дальнейшее развитие популярности данного вида туризма в регионе, природно-рекреационные возможности  по развитию данного вида туризма, наличие жесткой конкуренции за потребителя туристского продукта на международном рынке требуют решения новых проблем, связанных с необходимостью адекватного реагирования российских организаций на всех уровнях управления на растущий спрос, как на национальном, так и международном рынках. К сожалению, исследования в этой области носят разрозненный, фрагментарный характер и далеки пока от разработки комплексного методического обеспечения по развитию спортивного туризма в России в современных и перспективных условиях.

По оценкам специалистов, Красноярский край обладает большим туристским потенциалом, превышающим аналогические ресурсы всех европейских стран вместе взятых. Однако, как уже говорилось ранее, возможности спортивно-оздоровительного туризма в общей структуре хозяйства, экономики и социальной жизни остаются востребованными не полностью.

Но, не смотря на огромный туристский потенциал многих регионов России, в том числе и Красноярского края, основными чертами современного состояния спортивного туризма являются следующие:

  • свертывание форм активного отдыха в учреждениях рекреации;
  • отсутствие государственной поддержки туристских клубов, их правовая незащищенность, слабая материальная база; разобщенность турфирм и предприятий, отсутствие концентрации усилий по совместной взаимовыгодной деятельности; изменение структуры туристских потоков, направленных теперь чартерными рейсами иностранных авиакомпаний за границу; мощная реклама зарубежного туризма и недостаточный интерес средств массовой информации к отечественному рынку спортивного оздоровительно туризма.

Все вышесказанное обосновывает необходимость определения федеральной стратегии и основных направлений нормативно-правовой деятельности по протекционизму, становлению и развитию спортивно-оздоровительного туризма в РФ.

И конечно, важной составной частью государственной социально-экономической политики на современном этапе должно являться развитие спортивно-оздоровительного туризма в России.

С изменением экономической ситуации в России кардинально изменились тенденции развития спортивного туризма в обществе, которые отражают необходимость новых практических действий со стороны государства для решения актуальных задач и повышения эффективности спортивных мероприятий в общественном сознании, в развитии личности, в решении кадровых проблем.

Следует отметить, что в государственной политике по развитию спортивного туризма необходимо учитывать ряд противоречий, которые особенно актуализировались в период становления спортивного туризма в новых социально-экономических условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ развития спортивного туризма позволил выявить ряд положений, которые характеризуют его как особый вид туристской деятельности. Эти положения состоят в следующем:

  • спортивно-оздоровительный туризм — это здоровый образ жизни человека, а не просто хобби или способ самооздоровления;
  • увлечение спортивно-оздоровительным туризмом имеет глубокие корни в российской истории. Все аспекты туристского путешествия — это полная аналогия традиций и устремлений русских путешественников-землепроходцев;
  • спортивно-оздоровительный туризм — явление комплексное. Оно развивает человека в таких направлениях, как: духовная сфера — развитие высоких человеческих качеств, необходимых в экстремальных условиях походной жизни; познавательные аспекты, включая совершенствование экологической культуры человека; самоутверждение и иные достижения; оздоровительный эффект — естественное благотворное влияние природной среды;
  • многообразные формы общественно-полезной деятельности практически всегда сопутствующей путешествию;
  • спортивно-оздоровительный туризм — это источник создания интеллектуального продукта в сфере разработки теории и практики туризма, создания новейших туристских маршрутов (в том числе и коммерческих), современного снаряжения и квалифицированных кадров. Все это есть истоки и одна из основ формирования коммерческого продукта, о чем довольно часто забывают организаторы коммерческого туризма;
  • спортивно-оздоровительный туризм охватывает все возрастные группы населения страны, включая детей, школьников, студентов, инвалидов и т. д., а также всю семью в целом;
  • вся деятельность человека в спортивно-оздоровительном туризме естественна и натуральна, т. к. охватывает весь первобытный комплекс действий и поступков человека. Поэтому в настоящее время спортивно-оздоровительный туризм является наиболее эффективной системой занятий, компенсирующей недостатки городской среды обитания;
  • в условиях современного стрессового пространства, спортивно-оздоровительный туризм автоматически создает внутри себя школу по самовыживаемости населения. Является школой адаптации населения к стрессовым ситуациям в жизни современного общества;
  • государство для поощрения и развития движения спортивно-оздоровительного туризма, и сам человек на туризм тратит минимальные финансовые средства (не нужны дорогостоящие стадионы, бассейны и другая материально-техническая база) — необходимы лишь туристские клубы в городе, как организационно-методические и просветительские центры, дешевое туристское снаряжение и система туристских приютов.

К сожалению, во многих регионах России отсутствует реклама туристского продукта, отечественные курорты малочисленны, технически плохо оснащены и на них практически отсутствует инфраструктура отдыха и развлечений. Следовательно, перед всеми организациями, специализирующимися на спортивном туризме, встает проблема поиска эффективных методов дальнейшего развития отечественного туризма и его продвижения на национальном и международном туристских рынках.

Кроме того, спортивный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Решение этих задач в условиях всесторонней востребованности спортивного туризма определяет актуальность его изучения как в плане повышения его значимости и престижности в обществе, так и в современном его состоянии.

В целом наше исследование показало, что потенциал для развития туризма в Красноярском крае имеется, однако существуют некоторые проблемы, среди которых:

  • сезонность;
  • неразвитость инженерных инфраструктур;
  • низкий класс средств размещения;
  • отсутствие комплекса дополнительных услуг;
  • масштабных программ по развитию туризма в крае не предпринималось;
  • на развитие туристской инфраструктуры в целом уделяется не много средств, но местные власти уже задумываются о том, что интерес к региону как к туристической зоне с каждым годом растет;

Основными предпосылками для развития спортивного туризма в регионе на современном этапе являются:

  • активный инвестиционный процесс;
  • рост мобильности населения;
  • интенсификация внутреннего туризма;
  • качественный рост авиасообщения;
  • развитие сети железных дорог;
  • приход в регион крупных сетевых компаний.

Позиционирование Красноярского края на туристическом рынке требует принятия стратегических решений со стороны местных органов власти. Этот ряд мер должен  включать следующие важные направления:

  • масштабное строительство средств размещения и питания;
  • дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры;
  • формирование институциональной среды;
  • активный маркетинг территории;
  • расширение туристических направлений;
  • повышение качества услуг;
  • развитие человеческого капитала.

Эти и другие меры позволят привлечь еще большие туристические потоки в регион, расширить комплекс туристических услуг  и позволит стать Красноярскому краю центром туризма.

ВЫВОДЫ

Основой для разработки федеральных, региональных и ведомственных программ развития спортивного туризма должно являться решение следующих задач:

  • устранение назревших противоречий в функционировании и развитии самодеятельного (преимущественно спортивной и оздоровительной направленности) и планового (преимущественно социокультурной направленности) видов туризма;
  • содействие введению в действие комплекса конкретных нормативно-правовых мер, усиливающих ответственность общества и государства за состояние и степень развития спортивного и оздоровительного туризма. Усилить единство государственных и общественных форм управления туризмом в Российской Федерации;
  • содействие расширению и кардинальному совершенствованию системы дифференцированной подготовки специалистов применительно к основным видам их профессиональной деятельности в туризме, усиление активизации фундаментальных и прикладных научных исследований проблем спортивного и оздоровительного туризма;
  • внедрение спортивного туризма, как сферы формирования личности, направленного на воспитание, обучение и развитие, особенно в систему учебных заведений, образовательных учреждений любых типов, в спортивно-оздоровительных лагерях, на базах рекреационно-вакационного типа, учреждениях санаторно-курортного профиля, на предприятиях и организациях, по месту жительства населения;
  • создание и реконструкция имеющихся баз, комплексов, центров спортивного и оздоровительного туризма; активизация производства товаров туристского назначения и привлечения инвестиций для развития туристско-спортивной инфраструктуры. Статистически данные (рост наркомании, алкоголизма, антисоциальных форм поведения особенно в молодежной среде, слабая физическая подготовленность молодежи к службе в армии, геронтологические проблемы в обществе) свидетельствуют о снижении нравственно-этических норма поведения в обществе, об отсутствии у большинства его членов здорового образа жизни. В то же время, как было сказано выше, только на 5-6 % удовлетворяются потребности населения в активном туризме.

Таким образом, существует противоречие между возрастающей потребностью различных возрастных категорий населения в спортивно-оздоровительных видах туризма и недостаточным использованием потенциала спортивного туризма в формировании нравственных ценностей, формировании здорового образа жизни населения.

Следует отметить, что в государственной политике по развитию спортивного туризма необходимо учитывать ряд противоречий, которые особенно актуализировались в период становления спортивного туризма в новых социально-экономических условиях.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

На современном этапе возникает необходимость более полного, системного и, в то же время, практико-ориентированного исследования: определение социально-педагогических основ спортивного туризма, раскрывающих его педагогические аспекты, связанные с развитием личности (воспитывающая, обучающая и развивающая функции).

Эти и другие меры позволят привлечь еще большие туристические потоки в регион, расширить комплекс туристических услуг  и позволит стать Красноярскому краю центром туризма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александрова, А.Ю. География мировой индустрии туризма / А.Ю. Александрова. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1998. – 464 с.
  2. Балабанов, И.Т. Экономика туризма: Учеб. пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. — М.: Финансы и статистика, 2002. – 174 с.
  3. Бриггс, С. Маркетинг в туризме / С. Бриггс. — М.: Финансы и статистика, 2005. – 371 с.
  4. Гуляев, В.Г. Туризм: экономическое и социальное развитие: научно-популярная лит-ра / В.Г. Гуляев. — М.: Финансы и статистика, 2003. – 303 с.
  5. Емельянов, Б.Н. Экскурсоведение: Учебник / Б.Н. Емельянов. – М.: Советский спорт, 2000. – 254 с.
  6. Ефремова, М.В. Основы технологии туристского бизнеса / М.В. Ефремова. — М., 2002. – 115 с.
  7. Запесоцкий, А.С. Стратегический маркетинг в туризме: Учебное пособие / А.С. Запесоцкий. — Спб.: Изд-во СПбГУП, 2005. – 400 с.
  8. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник для студентов вузов туристского профиля / Е.Н. Ильина. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 251 с.
  9. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы: Учебник для студентов вузов туристского профиля / Е.Н. Ильина. — М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.
  10. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие / Н.И. Кабушкин. – Минск: БГЭУ, 1999. – 644 с.
  11. Каурова, А.Д. Организация сферы туризма / А.Д. Каурова. – СПб.: Герда, 2004. – 462 с.
  12. Квартальнов, В.А. Туризм: Учебник / В.А. Квартальнов. — М.: Финансы и статистика, 2003. – 320 с.
  13. Кожевникова, Н.М. Анализ схемы развития и размещения объектов туризма в Красноярском крае. – Красноярск, 2007. – 109 с.
  14. Маслова, Е.В. Управление туристской фирмой: Учебное пособие / Е.В. Маслова, Т.В. Миронова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. – 150 с.
  15. Морозова, Н.С. Реклама в социально – культурном сервисе и туризме / Н.С. Морозова, М.А. Морозов. — М.: Невский фонд, 2002. – 333 с.
  16. Морозова, Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы: Учебное пособие / Е.Я. Морозова, Э.Д. Тихонова. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 318 с.
  17. Новаторов, В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере / В.Е.Новторов. – Омск, Омич, 2000. – 288 с.
  18. Папирян, Г.А. Экономика туризма / Г.А. Папирян. — М.: Финансы и статистика, 2003. – 219 с.
  19. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2009: Стат. сб. / Росстат. – М., 2009. – С. 177 – 179.
  20. Самойленко, А. А. География туризма: Учеб. Пособие / А. А Самойленко. —  Ростов н/Д:  Феникс, 2008.  —  368 с.
  21. Саратовцев, Ю.И. Технология туризма: Учебное пособие / Ю.И. Саратовцев. – СПб.: СПбГИЭУ, 2002. – 197 с.
  22. Соболева, Е.А. Статистика туризма: статистическое наблюдение: Учеб. пособие / Е.А. Соболева. — М.: Финансы и статистика, 2004. – 150 с.
  23. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности / А.В. Соколов. — СПб.: СПбГУП, 2003. – 204 с.
  24. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский. – СПб.: Лань, 2001. – 384 с.
  25. Туристские фирмы: национальный туристский журнал: Вып. 36(4) / Главный ред. М.Б. Биржаков. – СПб.: Невский фонд, 2007. – 208 с.
  26. Туристический бизнес // Петербургский аналитик. Инф.-аналит. Бюллетень. — СПб., 2004.
  27. Черникова, Ю.В. Формирование туристского продукта в условиях применения новых информационных технологий / Ю.В. Черникова. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2003.- 664 с.
  28. Черных, Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов: Учебное пособие / Н.Б. Черных. – М.: Советский спорт, 2002. – 319 с.
  29. Щеглова, С.Е. Динамика и тенденции развития туризма в России // Социальная политика и социология. – 2008. – №2. – С.175-179.
  30. Яковлев, Г.А. Экономика и статистика туризма / Г.А. Яковлев. – М.: Издательство РДЛ, 2003. – 240 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http//www.ratanews.ru
  2. http//www.rbk.ru
  3. http//www.transtour.ru
  4. http://www.infofin.ru
  5. http://www.sibterra.ru

Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!