Заявка на расчет
Меню Услуги

Приоритеты сотрудничества России со странами Латинской Америки. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


К наименее развитым странам ЛА можно отнести страны с ИЧР ниже 0,57. Они находятся в Центральной Америке: это Никарагуа, Гватемала и Гаити. ИЧР Гаити находится на уровне слаборазвитых стран Африки: 0,404.

Рисунок 1. Среднегодовые темпы прироста ВВП ведущих латиноамериканских стран на рубеже XX – XXI веков, %

Как  видно, если темп прироста Бразилии и Мексики продолжал увеличиваться, то ВВП Аргентины снизился почти в два раза. О причинах этого явления мы поговорим в дальнейшем изложении.

Ознакомимся еще с некоторыми цифрами, которые наглядно демонстрируют нам некоторые значимые показатели экономики стран Латинской Америки. Они приведены на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2. Среднегодовая динамика ВВП, инфляции и цен на экспортируемые товары стран Латинской Америки

Таковы основные цифры, иллюстрирующие социально-экономическое развитие Латинской Америки. Как мы видим, показатели эти сильно разняться в зависимости от конкретных стран региона, а также в зависимости от временного промежутка, взятого за основу.

Получив общее представление о предмете исследования, мы можем приступить к более подробному изучению благосостояния стран ЛА.

В целом в странах ЛА бедность распространена не так широко, как в других развивающихся регионах. Прежде всего, следует сказать, что существуют некоторые методологические проблемы измерения бедности в этом регионе. Поскольку во многих странах велик масштаб неформальной экономики (а значит и фактические доходы населения выше известных статистике) и международная, и национальная черта бедности не отражают реального положения дел в экономике. Поскольку мы не располагаем точными цифрами масштаба теневой экономики, наше исследование будет не совсем объективно.

Тем не менее, попытаемся оценить бедность в ЛА по международной шкале бедности, не беря в расчет разницу потребительских корзин стран.

В среднем, крайняя бедность, то есть число людей, имеющих доход ниже 1,25 долл. в год, в странах ЛА составляет лишь 8% (2008). Глубина бедности составляет 3%, то есть доход бедных, в среднем, находится чуть ниже уровня черты бедности.[12,с.135]

Успехов в борьбе с бедностью добились Чили, Уругвай, Венесуэла (менее 3,5%). С другой стороны, с Чили соседствует самая неблагополучная в этом отношении страна Южной Америки: Боливия (16% сверхбедных). Самый проблемный регион ЛА — это Центральная Америка (Гондурас — 18% сверхбедных, Никарагуа — 16%).

Катастрофическая ситуация наблюдается на Гаити: 55% населения имеют доход ниже 1,25. Возможно, это связано с нестабильностью политических режимов в Центральной Америке. Эта нестабильность не даёт правительствам приняться за решение проблем бедности.

Коэффициент Джини, то есть коэффициент неравенства в распределении доходов, неуклонно повышался 70-х по  90-егоды и, в среднем, к 2010 году составил 0,5. По этому показателю Латинская Америка также неоднородна. Мода ряда коэффициентов большинства стран ЛА составляет около 0,52. Однако, если в Венесуэле и Уругвае коэффициент составляет, соответственно, 0,41 и 0,44, то в Боливии он доходит до 0,56 (2009), в Гондурасе — до 0,58, в Бразилии — до 0,59. Неизвестен коэффициент социалистической экономики Кубы, где, возможно, доходы распределяются наиболее равно [44].

Определим физическое благосостояние жителей ЛА. В 2007–10 гг. отмечались серьезные проблемы с продовольственным обеспечением жителей ЛА. Недоедали 9% жителей. Видимо, сейчас, после мирового продовольственного кризиса, ситуация только ухудшилась.

Доступа к качественной питьевой воде не имели 7% населения (2010 г.). Причем, если в городах водоснабжение не имели лишь 3%, то в деревне — 20%. Наиболее проблемные страны — это Перу (25%), Парагвай (14%) и Гондурас (14%). Заметим, что Перу и Парагвай имеют обширные горные области, где трудно наладить водоснабжение. В этом странам ЛА помогает Всемирный Банк.[45]

На 2013 год в трущобах проживает 24% населения. Эта проблема остро стоит практически перед всеми странами.

Экологическая ситуация в странах ЛА довольно плохая. Кроме вырубки лесов, велики выбросы углекислого газа в атмосферу на человека. Среднее значение — 4 т в год на человека.

Индекс занятости в странах ЛА составляет 61% (2010 год). В первичном секторе заняты 10–40% населения. Наибольшее число людей заняты в этом секторе в странах Центральной Америки (Гондурас, Гватемала) и горные страны Южной Америки (Эквадор, Парагвай). Во вторичном секторе повсюду занято по 20–30% населения. В третичном — 40–70% населения (наибольшее число — в Венесуэле и Чили).[44]

Очень распространена неформальная занятость, в основном, в странах с сильными общинными традициями. Например, в Бразилии эта цифра составляет 50%. Чаще всего неформально занятые трудятся в сельском хозяйстве. Прямым следствием этого является распространение незащищенного труда. В основном, это горные страны: Колумбия (41% работников незащищены), Боливия (62%), Парагвай (47%), Перу (40%).[44]

Для уменьшения стоимости труда предприниматели устанавливают станки или используют более гибкие формы использования рабочих рук: временный наем, наем без контракта для молодежи, женщин, низкоквалифицированных работников. Обычно эти категории населения не имеют доступа к социальному обеспечению и медицинскому страхованию, а их статус неформально занятых только усугубляет ситуацию[35].

Безработица до кризиса составляла 9–16%.[44] Основным видом безработицы до кризиса была структурная безработица: из-за недостатка образования люди не могли работать на модернизированных производствах. Но нужно отметить, что в ЛА сравнительно много людей с полным средним образованием, то есть достаточно квалифицированной рабочей силы. Как будет сказано ниже, полное среднее образование имеют около 32% населения региона (в Чили и Перу — более половины населения). Отсюда можно сделать вывод о недостаточной экономической эффективности систем образования некоторых стран. Видимо, образовательные программы не соответствуют потребностям рынка труда, либо в образовательных учреждениях обучают недостаточное количество людей.

Стоит отметить половую дифференциацию безработицы: безработных женщин в 2005 г. было, в среднем, на 4% больше, чем мужчин.

Безработицу усиливает зависимость экономик некоторых стран ЛА от мировой экономической конъюнктуры. Например, спад в экономике США в начале 2001 года повлек за собой закрытие свыше 400 макиладорас и увольнение 120 тыс. рабочих на границе Мексики и США.

Наблюдается трудовая эмиграция из стран ЛА  из-за высокого уровня безработицы и политической нестабильности.

Ожидаемая продолжительность жизни в среднем по странам ЛА самая высокая среди развивающихся регионов: 74 года. Взрослая смертность составляет 287 человек на 1000. Младенческая (до года) — 19 на 1000, до 5 лет — 23 на 1000 живорожденных (2011 год) [37].

Здравоохранение в странах ЛА финансируется лучше, чем во всех остальных развивающихся регионах, кроме ЦВЕ. В среднем, на человека тратится 730 долл.

Создана развитая инфраструктура здравоохранения. В среднем, страны ЛА располагают 24 больничными койками на 10 тыс. человек. Это определяет высокий уровень вакцинации против важнейших болезней (например, кори и туберкулеза). Правда, около половины населения не вакцинированы в Панаме, Венесуэле, Эквадоре и Парагвае.

В регионе не хватает врачей-специалистов. Например, лишь 86% родов проводятся при участии акушеров, что повышает младенческую смертность.

Ситуация с образованием в ЛА хорошая, причем не только в Южной Америке, но и в Центральной Америке и Карибском бассейне. Грамотность в странах региона составляет 91,1%, что много для развивающегося региона.

Везде, кроме Ямайки и Доминиканской республики, 90-процентный охват начальным образованием, то есть на уровне стран ЦВЕ. Охват образованием второй ступени (средняя школа) в Южной Америке составляет около 2/3 (исключения представляют Чили — 85%, Эквадор и Парагвай — 58–59%), а в остальных странах — 50–60%. Охват высшим образованием составляет в среднем 30%[45].

Средняя ожидаемая продолжительность обучения — 15–16 лет. При этом на Кубе она составляет 18 лет. В Никарагуа и Гватемале эта цифра составляет лишь 10–11 лет. Фактический срок обучения здесь — 4–6 лет.

Образовательная инфраструктура стран региона развита. В Колумбии, Венесуэле, Боливии, а также Аргентине и Уругвае на одного учителя приходится до 20 учеников. В Центральной Америке (кроме Мексики) и Карибском бассейне прослеживается общая закономерность: при хорошей обеспеченности школ учителями (тоже около 20 учеников на учителя) многие учителя (более 20%) не имеют педагогического образования. В Белизе и Гондурасе, например, непрофессиональные учителя составляют основную часть работников образования.

Пожалуй, единственной вопиющей проблемой систем образования в странах ЛА является невостребованность образовательных услуг населением. В среднем, начальную школу бросают 18% учеников. В благополучных Аргентине и Чили так делают около 5%, в остальных — до четверти (как, например, в Бразилии), в Никарагуа — половина учеников.

В некоторых странах, даже имеющих хороший охват образованием, высокий процент бросивших школу не дает полностью использовать возможности системы образования. Так, в Венесуэле, Гондурасе, Никарагуа и Доминиканской республике люди учатся меньше 7 лет (в Гватемале и на Гаити — менее 5 лет), хотя имеют все возможности продолжать образование. Этот феномен требует специального изучения, но можно предположить, что корни этого явления лежат в менталитете жителей или отсутствии высококвалифицированных рабочих мест.

Кроме этого, системы образования нуждаются в адаптации к реалиям рынка труда, о чем было сказано выше. Сейчас на рынке сохраняется структурная безработица при большом количестве образованных людей.

Следствием нежелания населения учиться в школе и неадаптированности систем образования является растрата части государственных средств впустую.

Таким образом, исходя из социально-экономических проблем Латинской Америки, следует, что в регионе Южной Америки и Мексике наименьшее количество людей страдает от бедности, но присутствует значительное социальное неравенство. Самым бедным субрегионом с неравным распределением доходов является Центральная Америка. Кроме неравенства доходов, по всей ЛА заметно неравенство в доступе к элементарным благам: воде и еде. Особенно страдают в этом плане горные районы и, если смотреть шире, деревенские жители.

Структура занятости в регионе сильно варьируется от страны к стране, поэтому выявить общие тенденции занятости для всего региона тенденции. Можно лишь сказать, что по всей Латинской Америке основным видом безработицы является структурная.

Общей чертой для всех субрегионов ЛА являются развитые системы образования и здравоохранения, хотя в этих сферах и наблюдается необеспеченность специалистами, особенно, в странах Центральной Америки.

Таким образом, Латинская Америка представляется довольно развитым в  социально-экономическом отношении регионом. Наше исследование позволяет смотреть в будущее региона с оптимизмом.

1.3. Перспективы социально экономического развития Латинской Америки в условиях глобализации мировой экономики (на примере Гаити, Бразилии, Венесуэлы, Аргентины и Чили)

Прошедший год стал не самым удачным для стран Латинской Америки и Карибского бассейна — ЛАК в плане динамики экономического развития. На фоне нарастания финансовых рисков в еврозоне, ухудшения ситуации на мировых рынках и снижения внутреннего спроса темпы роста регионального ВВП в 2014 г. снизились до 3% по сравнению с 4,3% в 2013 году. По итогам 2014 г. объем ВВП на душу населения ЛАК увеличился всего на 1,8%. Рост инвестиций замедлился до 4,2%, 7,8% в 2011 г.

Снижение региональных показателей экономического роста стало следствием неблагоприятной ситуации, сложившейся в двух крупнейших государствах ЛАК, на долю которых приходится 41,5% регионального ВВП. В 2014 г. темпы роста Аргентины упали до 2%, с 8,9% в 2013 г., а Бразилия и вовсе не дотянула до 1% после более чем умеренного роста в 2,7% годом ранее. Остальные страны региона в совокупности вышли по динамике ВВП на уровень предыдущего года: 4,3% против 4,5% в 2013 г. Наиболее высокие темпы роста, превышающие 5%, показали такие страны, как Панама, Перу, Чили и Венесуэла [35,с.35].

Ухудшение макроэкономических условий в Аргентине стало следствием изменений в политике госрегулирования, введения протекционистских мер в отношении ряда импортных товаров, прежде всего тех, которые могли бы производиться внутри страны. Реальный сектор столкнулся с кризисом ликвидности, выросла инфляция, увеличились барьеры со стороны внутреннего спроса, ускорился отток капитала из страны. После экспроприации в 2014 г. нефтедобывающей компании YPF, принадлежавшей испанской Repsol SA, заметно пострадал инвестиционный имидж Аргентины. Ухудшение доступа к кредитным ресурсам, в том числе на мировом рынке, вкупе с сокращением притока долгосрочных капиталовложений из-за рубежа отрицательно сказалось на динамике инвестиций, в том числе в рамках проектов развития.

Среди причин снижения экономических показателей правительство Бразилии отмечает завышение реального курса реала вследствие валютной политики развитых стран, ухудшение условий внешней торговли и переориентацию потоков китайских товаров на рынки развивающиеся стран, включая Бразилию. Наиболее сильно от конкуренции со стороны дешевого китайского импорта пострадали такие отрасли обрабатывающей промышленности, как текстильная, мебельная и обувная промышленность, производство автомобилей.

Вместе с тем, многие эксперты сходятся во мнении, что снижение конкурентоспособности бразильской экономики и ухудшение положения бразильских производителей промышленных изделий на внешнем и внутреннем рынке имеют более глубокие причины, связанные с незавершенностью структурных реформ и определенными перекосами в социально-экономической политике последнего десятилетия. Прежде всего, речь идет о низких темпах роста производительности труда на фоне ускоренного повышения заработной платы и снижения безработицы — основных завоеваний правительства Лулы да Силва. Бюрократические барьеры, высокая стоимость кредитов и налоговое бремя, нехватка квалифицированных кадров — все это существенно снижает эффективность производства и повышает риски для бизнеса [30,с.44].

В 2014 г. большинству стран ЛАК удалось удержаться в зоне финансовой устойчивости, демонстрируя способность преодолевать трудности, связанные с нестабильностью глобальной экономики. Вместе с тем рост государственных расходов сказался на сбалансированности бюджетов ЛАК, которые в прошедшем году были сведены с отрицательным первичным сальдо в 0,3% ВВП. Дефицит бюджетов центральных правительств после выплаты процентов увеличился до 2,0%. Совокупный региональный внешний долг, хотя и немного подрос, продолжал оставаться на относительно низком уровне в 19,7% ВВП, а внутренняя и внешняя задолженность нефинансового государственного сектора не превысила 33% ВВП. Объем золотовалютных резервов увеличился на 7,1%, достигнув 829,4 млрд. долл.

Весьма благополучной, особенно на фоне европейских стран, выглядит ситуация в сфере занятости: безработица на конец года составила 6,4% ЭАН, размер реальной заработной платы продолжал расти при снижении инфляции с 6,9% в 2013 г. до 5,8% в 2014 году. Важным фактором стабильности в регионе по-прежнему остается высокий уровень экономической и социальной ответственности государства, продолжение реализации программ борьба с бедностью и создания новых рабочих мест [28].

Снижение спроса на товары и услуги ЛАК, сокращение поступлений от туризма и переводов из-за границы негативно отразились на состоянии баланса текущих операций, дефицит которого возрос с 1,3% ВВП в 2013 г. до 1,7% в 2014году. Оборот внешней торговли товарами и услугами составил 2532 млрд. долл., рост на 2,5%, что соответствует примерно 43% континентального ВВП. Доля региона в мировой торговле осталась на уровне 2013 г. — 5,4%.

Совокупный товарооборот ЛАК увеличился всего на 2,5%, 23,2% в 2013 г., в том числе экспорт на 1,4%, импорт на 3,7%. Положительное сальдо внешней торговли снизилось с 1,2% ВВП до 1,1% ВВП. Отрицательную динамику внешней торговли демонстрировала Бразилия, экспорт которой по итогам года снизился на 5,3%, импорт на 1,4%, оборот на 3,4%. Доля Бразилии в товарообороте ЛАК сократилась до 21,2%.

Иностранный частный капитал в поисках высокодоходных вложений вновь устремился в Латинскую Америку. По данным Всемирного банка, в 2014 г. нетто приток частного капитала в регион увеличился на 7,5%, достигнув 321 млрд. долл., 6,1% регионального ВВП. Сегодня около трети глобального притока иностранного частного капитала в развивающиеся страны направляется в латиноамериканские страны [28]. По темпам роста прямых иностранных инвестиций — ПИИ страны региона возглавили список наиболее привлекательных регионов мира. Так, в 2014 г. приток ПИИ увеличился на 5,7%, до 167,3 млрд. долл., а доля ЛАК в объеме средств, поступивших в развивающиеся страны, возросла 24,8% в 2013 г. до 27,9%.. Основным получателем капиталов выступает Бразилия, которая занимает 3-е место в мире после Китая и США по притоку ПИИ и привлекает до 46% региональных ПИИ, 65,3 млрд. долл. в 2014 г.

На Бразилию приходится 35% ПИИ, направляемых в Латинскую Америку и бассейн Карибского моря. В 2013 она получила инвестиций на сумму 54,46 миллиарда долларов. Это чуть меньше, чем в 2012 году.

Второй страной по объему получаемых инвестиций является Мексика. В 2013 году она получила 38,286 миллиарда долларов, или вдвое больше, чем в 2012, благодаря тому, что пивоваренная корпорация Anheuser-Busch InBev приобрела пивоваренный завод Modelo стоимостью 13,249 миллиарда долларов.

Меньшие объемы ПИИ получили в 2013 году Чили (-29%), Аргентина (-25%) и Перу (-17%), в то время как значительно выросли финансовые потоки в Панаму (61%) и Боливию (35%). Центральная Америка получила на 23% большие ПИИ, чем в 2012 году, а в страны Карибского моря они сократились на 19% (из-за особой операции, проведенной в Доминиканской Республике).

В 2015 г. в странах ЛАК ожидается умеренный рост ВВП в 3,5% с последующим повышением экономической активности до 3,9%. Риски снижения динамики роста в странах ЛАК связаны с глобальными тенденциями мировой экономики, которые в значительной степени определяются неустойчивостью ситуации в странах Евросоюза []. Так, практически все страны ЛАК находятся в зоне риска, связанного со снижением спроса в еврозоне и сокращением закупок товаров на внешнем рынке, особенно учитывая, что доля ЕС в региональном экспорте превышает 13%. По оценке Всемирного банка, неудачи в реализации планов ЕС по финансовому оздоровлению стран-должников могут привести к замедлению темпов роста мировой экономики и снижению динамики ВВП развивающихся стран, включая ЛАК, на 1,1 п.п. С другой стороны, отсутствие прогресса в принятии плана финансового оздоровления США способно снизить темпы роста мировой экономики еще на 1,3 п.п.

Наиболее распространенной формой экономических отношений Гаити с другими странами является международная торговля товарами и услугами.Гаити в большей степени выступает как импортер товаров.К числу основных партнеров относятся США,Доминиканская Республика и Китай.

Что касается международного движения капитала,Гаити является страной,которая регулярно получает экономическую помощь со стороны международных организаций на восстановление и развитие экономики.Кроме того,многие страны мира осуществляют инвестиции в экономику Гаити,а именно в наиболее выгодные отрасли,такие как агропромышленный комплекс,добыча полезных ископаемых и электроэнергетика.

Для Гаити характерна крайне низкая степень развитости ИКТ-инфраструктуры [44].Развитию технологической базы мешают факторы,связанные с природно-климатическими условиями,политической нестабильностью и отсутствием устойчивого спроса на продукцию подобного рода,которые не привлекают инвесторов.
Участие страны в международных интеграционных объединениях обусловлено,прежде всего,стремлением к получению экономической и политической поддержки,а также помощи в финансовых вопросах и,за частую,прямой финансовой помощи,что является очень важным для развития Гаити на данном этапе.

Обобщая вышесказанное,необходимо заметить,что такие формы МЭО,как международный обмен товарами и услугами,движение капитала и участие страны в интеграционных объединениях составляют фундамент,определяющий место Гаити в системе мирового хозяйства.В свою очередь,международный обмен технологиями и миграция рабочей силы областями,дополняющими картину о положении страны в МЭО и имеющими дальнейшие перспективы развития.

Особое значение для стран ЛАК имеет так называемый «китайский фактор» — повышение значения Китая в системе торгово-экономических отношений стран региона. Так, существующая, по мнению экспертов, возможность снижения инвестиционной активности в Китае может привести к ослаблению внутреннего спроса, падению цен на сырье и сокращению экспорта из стран ЛАК.

Вместе с тем, следует отметить, что большинство стран ЛАК, благодаря накопленному запасу прочности, сохраняют возможности маневра в условиях нестабильности, в том числе за счет стимулирования инвестиций и поддержания внутреннего спроса [45]. Согласно оценкам Всемирного банка, в текущем году нетто приток частных капиталов в Латинскую Америку увеличится на 2%, в том числе в форме ПИИ на 9%. В 2015 г. ожидается снижение притока, однако уже в 2016 г. темпы роста ПИИ восстановятся до 4,5% в год, что позволит достичь исторического максимума в 184,2 млрд. долларов.

В значительной степени динамика макроэкономических показателей ЛАК будет зависеть от развития ситуации в Бразилии, учитывая вес страны в валовом региональном продукте и ее огромный экономический потенциал. По оценке Всемирного банка, в 2015 г. рост ВВП Бразилии может достичь 3,4%, а в последующие два года превысить 4%. Динамика развития страны будет определяться результативностью мер, принятых правительством Дилмы Руссефф по поддержке национальных производителей и повышению конкурентоспособности бразильской экономики.

Помимо снижения процентных ставок по кредитам, проведения валютной политики в интересах экспортеров и снижения налоговой нагрузки в отраслях и производствах, наиболее сильно пострадавших от китайского импорта, значительные усилия и финансовые средства правительство направляет на развитие высокотехнологичных и инновационных кластеров, улучшение системы образования и повышения «адаптивности» населения к новым технологиям.

Национальная стратегия в области науки, технологии и инноваций 2012-2015 гг., принятая в конце 2011 г., предусматривает рост финансирования исследований и разработок в 1,8 раза по сравнению с 2007-2010 гг., увеличение расходов на ИиР до 1,8% ВВП в 2014 г., Китай 1,75% в 2010 г.

Приоритетным направлением в области социальной политики становится повышение качества образования, особенно в естественных и технических науках, что предусматривает увеличение госрасходов на образование с 5,1% до 10% ВВП к 2020 году. До 2015 г. более 100 тыс. бразильских студентов и исследователей смогут получить образование и повысить квалификацию в ведущих университетах Франции, Германии, Италии, Великобритании и США в рамках программы «Наука без границ», основные специальности: технические, ИТ, биотехнологии, нефть и газ, аэрокосмические технологии, нанотехнологии. Этот ресурс в плане перспектив экономического прогресса может оказаться достаточно действенным [34,с.19].

Взоры всех великих держав, прежде всего западных, обращены на Латинскую Америку, так как она является в наши дни фактически не определившимся континентом, вероятное будущее которого может порождать как пессимистические, так и оптимистические ожидания. Связи США и Европейского союза, а в последние годы и Китая, с Латинской Америкой стали более широкими и глубокими.

 

Глава 2. МЕРКОСУР и БРИКС  как субъекты геополитических отношений

2.1. История создания и социально-экономическое развитие Меркосур

Попытки образования региональных интеграционных объединений в Латинской Америке предпринимались еще в 1960-х гг., однако в связи с усилением протекционизма, нестабильной торгово-экономической ситуацией и наличием политических разногласий между странами, данные попытки были, в основном, неудачными. Вторая «волна» интеграции началась с 1990-х гг., когда большинство стран региона ускорили проведение структурных реформ. В итоге к настоящему времени торгово-инвестиционная либерализация имеет достаточно сложную региональную и кросс- региональную структуру (см. таблицу 1).

Меркосур был формально создан как «общий рынок» (фактически зона свободной торговли) в 1991 г., и в 1994 г. был сформирован как таможенный союз. Основными задачами объединения являются обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, однако даже после 20 лет существования объединение так и не достигло целей создания общего рынка. За первоначальным периодом успешного взаимодействия внутри блока (внутри региональная торговля выросла в пять раз между 1990 и 1997 гг.), последовала череда торговых споров, первый из которых был связан с девальвацией бразильского реала в 1999 г. Несмотря на то что страны-члены формально договорились о свободном  перемещении товаров и услуг, каждая страна оставляет за собой право исключать те или иные продукты или сектора с целью защиты национальных производителей. В частности, в Аргентине применяются неавтоматические лицензии на ввоз ряда товаров, что противоречит договоренностям в рамках Меркосур [43]. Ставки единого внешнего тарифа в Меркосур составляют от 0% до 35%, действуют списки исключений для каждой страны – около 100 позиций для Аргентины и Бразилии, 225 позиций для Уругвая и 649 позиций для Парагвая. В дополнение к этим исключениям существуют нормативы, согласно которым на некоторые продукты (в частности относящиеся к автомобильной и текстильной промышленности, а также к производству сахара, информационным технологиям и телекоммуникациям, капитальным средствам) единый тариф не применяется. Общий внешний тариф меняется и устанавливается консенсусом. Ключевые разногласия в установлении ставок связаны, в основном, с защитой национальных производителей в Аргентине и Бразилии, в то время как Парагвай (в данное время его членство было приостановлено) и Уругвай нацелены на снижение тарифов. После мирового финансового и экономического кризиса, в 2009 г., Аргентина и Бразилия настояли на повышении тарифов до 35% на список из 200 товаров. В целом, в 2012 средний тариф составлял от 10 до 12% .

В рамках Меркосур также существует ряд соглашений, регулирующих вопросы обменного курса, инвестиций, налогообложения, образовательных обменов. Целью данных соглашений является гармонизация норм и правил регулирования в различных областях и стимулирование взаимной кооперации. В 2002 г. страны Меркосур, а также Боливия и Чили установили «свободную резидентскую зону», позволяющую гражданам получать вид на жительство и право работать по упрощенной процедуре без визы. В качестве блока Меркосур заключил торговые соглашения с Боливией, Чили, Колумбией, Перу (данные станы являются ассоциативными членами) и Израилем [28]. Переговоры о ЗСТ с ЕС проводились с 1995 г., и были приостановлены в 2004, затем вновь возобновлены в 2010 г.

Идея объединения стран Латинской Америки зародилась в начале XIX в. в виде романтической мечты лидера антиколониального движения. Боливара о едином континенте с его неповторимой судьбой. Колонизация Американского континента в XV — XVI в. осуществлялась Испанией и Португалией согласно Торассильясскому договору 1494 г., установившему границы между португальскими (Бразилия) и испанскими (остальная часть Латинской Америки) колониями. В процессе захвата, обращения в католическую церковь и порабощения коренное население в некоторых частях материка было практически полностью уничтожено и впоследствии пополнялось европейцами и завозимыми с Африканского континента рабами. Это привело к формированию нового типа народонаселения, приверженного католической вере и говорящего на испанском или португальском языках — латиноамериканцев — потомков европейцев, африканцев и коренного населения. Социально-экономическое своеобразие развития Латинской Америки обусловлено не столько различиями между колонизаторами, находившимися в тот период на стадии становления и развития монархической формы правления, сколько трехсотлетней длительностью колонизации, а также природно-климатическими и социально-демографическими особенностями колонизированных территорий. Эта специфика развития к началу XIX в. заключалась в том, что объем производства экспортной продукции и разделение труда на континенте достигли таких масштабов, что требовали для дальнейшего развития независимости от колониальных административных и таможенных ограничений. Вместе с тем колонизация сформировала диспропорции в экономике, выразившиеся в слабой развитости сектора, направленного на удовлетворение первоочередных нужд населения, и затормозила социально-политическое развитие региона, оставаясь в рамках сословного патерналистско-кланового правосознания [24,с.552].

Властные экономические и политические амбиции лидеров антиколониального движения привели к распаду испанских колоний и образованию в 1810 — 1830 гг. на их месте национальных государств. В этот период Латинская Америка попала в сферу экономических и политических интересов динамично развивающихся США.

Пришедшие к власти либералы, ориентирующиеся на успех США, на волне антииспанизма пустили на континент иностранный капитал, призванный развить национальную инфраструктуру образованных государств, который подавил недостаточно развитые к тому моменту неэкспортные секторы экономики и вступил в противоречие с национальным капиталом. Это привело к власти консерваторов, пытавшихся развивать национальную экономику с помощью займов, чем было положено начало большому внешнему долгу и новой — экономической — форме зависимости латиноамериканских стран.

С 20-х гг. XX в. и начала развития идеологического противостояния Востока и Запада США, используя патерналистко-клановое правосознание (вождизм-каудилизм), в целях манипуляции правительствами насадили в латиноамериканских странах милитаризм в виде военных диктатур, выражавшийся в готовности общества воспринимать военных не только как защитников, но и как носителей национальных интересов, выступающих в качестве арбитров при решении внутриполитических вопросов, и ставший важной правовой спецификой латиноамериканского общества [38].

Таким образом, развитие демократических форм правления в латиноамериканских странах было подавлено, но была достигнута их консолидация с США в военно-политической области. Под влиянием социалистических идей СССР в Латинской Америке зародился новый феномен — популистский милитаризм как продукт борьбы средних городских слоев с традиционной земельной олигархией, которая велась при поддержке армии, чьи лидеры опирались на профсоюзы [3,с.15]. В результате этой борьбы государственный сектор экономики был дополнительно увеличен. В Аргентине таким военным лидером стал Х. Д. Перон, а в Бразилии — Ж. Д. Варгас . В годы Второй мировой войны, используя в качестве предлога угрозу нацистской агрессии, США под флагом «континентальной солидарности» резко усилили военно-политическое присутствие в Латинской Америке, осуществив тотальную милитаризацию этих стран, взяв под контроль их вооруженные силы, включая подготовку офицерского корпуса, подготовку оружия и снаряжения, создав цепь американских военных баз. После Второй мировой войны в противовес идеологическому противостоянию Востока и Запада, выразившемуся в холодной войне, руководители латиноамериканских стран основу национальной безопасности видели в развитии импортозамещающей промышленности национальных экономик и региональной интеграции по примеру Европы, приступившей к образованию Общего рынка в 1957 г. В этот период Кубинская революция и последовавший за ней Карибский кризис начала 60-х гг. под лозунгом искоренения «подрывных элементов» и модернизации экономики на базе современных научно-технических достижений с привлечением технократов из США привели к власти в Аргентине, Бразилии, Боливии, Уругвае, Чили на смену диктаторам-популистам военных диктаторов-десаррольистов (от исп. desarrollo — развитие). В 1960 г. Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Чили, Парагвай и Перу подписали Договор Монтевидео, предусматривавший создание в течение 12 лет зоны свободной торговли, учредив Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАСТ).

В 1961 г. к Договору присоединились Колумбия и Эквадор, в 1966 г. — Венесуэла и в 1967 г. — Боливия. Согласно Договору при установлении тарифа на товары действовал режим наибольшего благоприятствования, автоматически распространявшийся на всех участников ЛАСТ. В период развития национальных импортозамещающих экономик это положение явилось препятствием на пути урегулирования вопроса о тарифах в целом, а также сделало невозможным осуществление более ограниченных по масштабам интеграционных проектов [ 8,с.14]. На практике страны перестали предлагать своим приоритетным региональным партнерам товары по льготным тарифам, поскольку этим наносился ущерб национальным экономикам со стороны конкурирующих производителей третьих стран, из-за того, что все они обладали сходной на тот момент структурой внешней торговли.


Страницы:   1   2   3   4


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф