Скоро защита?
Меню Услуги

Сотрудничество России и Южной Кореи. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


Глава 2. Укрепление экономических отношений между Россией и Республикой Корея, расширение двусторонних экономических связей в 2000-2014гг.

 

С началом 21 века начинают вырабатываться и формироваться новые параметры взаимодействия, которые бы соответствовали стратегическим выгодам государств. Продолжается формирование правовой базы для налаживания экономических отношений между государствами.

Одним из аспектов во внешней политике В.В. Путина была активизация восточного направления. Так в 2000г. Президент Российской Федерации посетил КНДР, а Республику Корея в 2001 г. Обе стороны выразили желание и дальше укреплять двухстороннее сотрудничество во всех сферах.  Особый акцент был сделан на желание обеих сторон объединить трансибирскую и транскорейскую железные дороги. В 2002 г. был организован проект «Специальный экспресс Корея-Россия». В 2004 г. южнокорейский президент Но Му Хен посетил Россию.

Данный период характерен улучшением инвестиционного климата, чего, так не хватало в 90-х годах прошлого столетия. Идет процесс развития уже имеющейся нормативно-правовой базы. За предыдущее десятилетие корейские партнеры уже успели прощупать почву и определить для себя наиболее выгодные направления во взаимоотношениях с Россией. После снижения товарооборота логичной причиной которого являлся экономический кризис в Корее 1997-1998гг., объемы торговли наконец-то начали выходить на докризисный уровень. В 2001 г. общий товарооборот между государствами составил 1,1 млрд.долл, в то в 2008 г. он составил 7,8 млрд.долл.

С 2003 г. во Владивостоке начинает работать торговый отдел посольства Южной Кореи в России (КОТРА). Главной задачей данной организации является расширение экономических связей между российскими и южнокорейскими компаниями в рамках программы правительства Республики Корея по расширению экспорта.

21 сентября 2004 г. между Россией и Республикой Корея было заключено соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях[1]. Федеральному космическому агентству и Министерству науки и технологий Республики Корея были поручены следующие задачи:

  • Учредить рабочую группу с целью продвижения проекта запуска искусственного спутника;
  • Выполнить все необходимые обязательства для выполнения задачи по реализации совместной программы по подготовке корейского космонавта;
  • Организовать продуктивный процесс для реализации совместного проекта Корейской системы космических запусков.

В 2006 г. в Москву состоялся визит министра иностранных дел РК Пан Ги Муна и министра торговли в МИДВТ Республики Корея Ким Хен Чона. В этом же году в Санкт- Петербурге было открыто генеральное консульство Республики Корея.

В 2007 г. было возобновлено сотрудничество в космической сфере. Продолжилась разработка гражданской космической ракеты-носителя и создание программы по подготовке первых южнокорейских астронавтов. Уже весной 2008 г. первый космонавт из Южной Кореи прибыл на борт российского космического корабля.

В 2010 г. по случаю 20-летия установления дипломатических отношений между Россией и Южной Кореей состоялись взаимные визиты президентов двух государств. А в ноябре этого же года президент Дмитрий Медведев совершил визит Сеул на саммит Большой Двадцатки. В результате была подписана совместная декларация о направлении развития двухсторонних отношений.

В 2013 г. произошла смена правительства сразу в двух государствах. В сентябре состоялась встреча двух лидеров, где было выражено намерение продолжить реализацию уже существующих проектов, а также осуществить продвижение корейских компаний в Сибири и на Дальнем Востоке. В октябре было подписано Соглашение о безвизовом режиме и Соглашение о создании и функционировании Культурного центра.

 

2.1. Изменения в инвестиционном сотрудничестве

В первую декаду 2000-х четко прослеживается увеличение инвестиционного сотрудничества, в первую очередь, как уже было сказано выше, это связано с улучшением инвестиционного климата в России. По состоянию на 2005 г. сумма общих инвестиций из Республики Корея составляла 265 млн.долл, а в 2009 г. уже 700 млн.долл.[2]. Если вдаваться в конкретику какие города привлекли больше всего инвестиций, то на первом месте Дальний Восток, Москва и Московская область, Калужская область и Санкт- Петербург. По-моему, мнению главной причиной увеличения объемов инвестиций является визит президента Южной Кореи 19 ноября 2005 г. По итогам данной встречи В.В Путин и Но Му Хен согласовали совместный план в области торгово-экономического сотрудничества. В план входят крупнейшие проекты соединения транссибирской и корейской железных дорог, прокладка нефтепроводов и другие ключевые вопросы двустороннего экономического сотрудничества. Россия была признана страной с рыночной экономикой, были заключены соглашения о доступе товаров и услуг в рамках вступления России в ВТО. Россия и Южная Корея согласовали проведение двусторонних инвестиционных форумов, а также пообещали оказать содействие бизнесу в выборе проектов инвестиционного сотрудничества[3].

В период с 2001 по 2014 гг. были реализованы крупные проекты, такие как строительство торговых, гостиничных комплексов и пищевого завода от компании Lotte. С 2004 г. южнокорейская компания «Korea Yakult Co Ltd» инвестирует средства в производство еды быстрого приготовления на российском рынке. В последствии были построены заводы в Рязани (ООО «Доширак-Рязань») и в Раменском. Такие крупные технологические компании как Samsung Electronics и LG построили собственные заводы на территории Московской и Калужской областей. В Санкт-Петербурге свой автосборочный завод построила компания Hyundai Motors. В июне 2007 г. компания «Pomhan Fantos» окончила строительство логистического центра в Подмосковье.

2005-2008 гг. известны сильным скачком стоимости на нефть, этот факт, как и сейчас, оказывал сильное влияние на экономический рост. В этот момент Республика Корея серьезно задумывается об источнике бесперебойных поставок нефти в страну. Для решения данного вопроса рассматривается не только возможность поставок через внешнеторговые каналы, но и по средствам инвестирования в совместные разработки залежей газа и нефти. Были инициированы проекты по совместной разработке нефти на Камчатке и Сахалине с такими крупными компаниями как «Роснефть» и «Газпром». В 2005 г. Sakhalin Energy Investment Company Ltd. и южнокорейская компания KOGAS заключили контракт на поставку 1,5 млн тонн сжиженного природного газа в год с проекта «Сахалин-2»[4].

Количество инвестиционных проектов по отраслям по состоянию на 2007 г. отображено в таблице 3.

Таблица 3-Структура прямых инвестиций Южной Кореи в Российской Федерации по отраслям 2007г.[5]

Отрасль Количество проектов Объем

(млн.долл)

Доля, %
Обрабатывающая промышленность 36 47,8 31
Оптовая торговля и розничная торговля 36 8 5,8
Сельское хозяйство 13 5,9 3,9
Сервисное обслуживание 6 22,1 14,4
Коммуникации 5 20,3 13,6
Всего проектов 102 153,7 100

 

Южная Корея наиболее предпочтительным регионом для инвестиций выбирает Дальний Восток, так более 60% инвестиций из РК приходились именно на этот регион, в то время как Москва получала всего 20%. В первую очередь это связано с близостью данного региона по отношению к самой Южной Корее, а также, как и подчеркивалось ранее, в их заинтересованности в добыче энергоресурсов[6].

Если в 1990-х гг. южнокорейские партнеры предпочитали инвестировать в проекты, занимающиеся освоением природных ресурсов, то сейчас предпочтение отдавалось проектам по развитию обрабатывающей промышленности. На втором месте проекты по развитию оптовой и розничной торговли.

Всего количество ежегодных проектов, инвестируемых южнокорейскими бизнесменами значительно возрос по сравнению с 90-ми годами 20 века. Если в 1995 г. количество таких проектов составляло 24, то в 2007 г. их было уже 102. Это говорит о повышении привлекательности Российской Федерации для инвестиций со стороны южнокорейских партнеров.

 

2.2Развитие туризма между Республикой Корея и Российской Федерацией

Туризм в 2000-х годах стал одним из интенсивно развивающихся направлений сотрудничества России и Южной Кореи. Российское направление становится привлекательным не только для представителей южнокорейского бизнеса, но и для туризма в целом.

Для развития туризма между Россией и Республикой Корея в 2001 г. было открыто представительство Национальной организации туризма Республики Корея (НОТК). Данная организация является государственной, деятельность которой нацелена на развитие сотрудничества не только в сфере туризма, но и экономической, социальной и культурной отраслях. В последствии был открыт второй филиал во Владивостоке в 2005 г. Если представительство в Москве распространяло свою деятельность на Западную Сибирь и Центральную часть России, то во Владивостоке это Дальний Восток и Восточная часть Сибири[7].

По данным НОТК во Владивостоке, за 2008 г. Южную Корею посетили около 13 000 граждан Российской Федерации. В то время как граждан из Южной Кореи, посетивших РФ в 2008 г. было всего 8 тысяч. Основной целью поездки являлся бизнес. На мой взгляд, это связано с отсутствием конкурентоспособной инфраструктуры для туризма, в частности на территории Дальнего Востока и Сибири.

В 2008 г. по просьбе бизнесменов и предпринимателей было подписано соглашение для упрощенной подачи въездных виз. Соглашение вступило в свою силу в 9 января 2010 г. и получило положительный отклик со стороны южнокорейских и российских бизнесменов[8]. Согласно данному документу теперь не нужно было предоставлять предоставлять Разрешение на осуществление юр. деятельности и свидетельство и заключении брака. По моему мнению, важным пунктом в данном соглашении являлся тот факт, что теперь разрешалось выезжать из страны лицам, утерявшим паспорт (статья 7). Помимо этого, разрешалось оформлять многократные визы сроком на 1-5 лет, что, несомненно, способствовало увеличению командировок предпринимателей.

Как видно из Таблицы 4, в 2010 г. на фоне активизации соглашения об упрощенной подачи виз количество бизнес поездок из Южной Кореи в России выросло на 37%.

 

Таблица 4-Детализация поездок из РК в РФ 2003-2010гг.[9]

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Всего 168038 156890 143850 144611 140426 136342 137054 150730
Туризм 58399 53426 48877 49109 50608 52302 50737 57285
Бизнес 4913 5791 6305 6883 7616 7432 5663 7675
Учеба 387 490 615 746 743 831 887 1009
Прочее 103736 96486 87290 87364 81220 75609 79586 84535

 

В 2013 г. было подписано соглашение о безвизовом режиме[10], на фоне так называемой «Корейской волны», оно стало мощным импульсом для увеличения туристического потока как в Россию, так и из нее. Если в 2012 г. количество туристов в РФ составляло 77 тысяч, то в 2014 г. эта цифра возросла в 2 раза.

Если обратить внимание на Таблицу 4, то можно заметить, что несмотря на увеличившиеся в 2014 г. количество туристов из Республики Корея в Россию, доля бизнес поездок сильно сократилось, это связано, в первую очередь, с присоединением Крыма в состав Российской Федерации и последующими санкциями. В тот момент бизнесмены из Южной Кореи заняли выжидательную позицию.

Таблица 5-Поездки из РК в РФ 2011-2014гг.[11]

2011 2012 2013 2014
Всего 154

835

166

721

175

360

214

366

Туризм 64

662

77

341

91

770

146

109

Бизнес 7632 8632 8900 2096
Учеба 991 921 1125 1378
Прочее 81

374

79

457

73

196

64

560

 

В 90-е годы 20 века количество поездок из России в Южную Кореи и наоборот было незначительным. Основной целью поездок в Республику Корея были либо бизнес поездки, либо поездки челноков для закупки товаров. На тот момент у граждан России основными направлениями путешествий были такие страны как Таиланд, Мальдивы, Болгария, Югославия, Венгрия и другие [12]. В этот список Южная Корея не входила.

Поэтому можно сделать вывод, что количество поездок в Россию из Южной Кореи и наоборот в 2000-2014 гг. возрастает по сравнению с 90-ми годами 20 века. Во многом этому поспособствовала постепенно формирующаяся политика двух государств в отношении туризма.

 

2.3. Изменения в торговом балансе импорта и экспорта между Российской Федерацией и Южной Кореей

 

До 2000 г. Россия не выступала в качестве стратегического партнера Южной Кореи. По моему мнению, на данный момент Россия все еще не является стратегическим партнером, но тем не менее подвижки в этом направлении осуществляются. Несмотря на рост экспорта в денежном эквиваленте, доля от общего экспорта Южной Кореи занимала всего 0,6% на 2001 г. В то время как для России импорт из Южной Кореи в этом же году составил 2,6% от всего импорта в страну. Особенно важную роль в структуре импорта Южная Корея играла для Дальнего Востока.

По объему товарооборота между Россией и Южной Кореи экспорт из России превышал импорт из Южной Кореи. Так продолжалось вплоть до 2004 г. Однако, уже в 2005 г. видно, что южнокорейский экспорт превысил импорт. В первую очередь, это объясняется высоким спросом российской стороны на изделия тяжелой промышленности.

Если говорить об основных экспортируемых Южной Кореей номенклатурах, то это в первую очередь автомобили, морские суда, сотовые телефоны и т.д. Как мы видим, львиную долю экспортных товаров теперь составляют автомобили и электроника, в то время как в прошлом десятилетии важной составляющей экспорта являлись изделия из металла. Если говорить об экспортируемых товарах из России, то они по-прежнему представляли собой трудоемкую сырьевую продукцию[13].

О одном из факторов, тормозящих энергетическое сотрудничество между государствами, справедливо отметила главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН С.С. Суслина, по ее мнению основной причиной тормозящей энергетическое сотрудничество является относительно высокая стоимость «транспортного плеча» при поставке энергоресурсов из Российской Федерации в Южную Корею[14].

Из таблицы 6 видно, что 2009 г. из-за экономического кризиса заметно снизилась по сравнению с 2008 г. доля товарооборота между двумя странами, но уже в следующем году темпы взаимного товарооборота начали возрастать.

 

Таблица 6-Товарооборот Республики Корея и Российской Федерации в 2000-2010гг. (в долл.сша)[15]

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Экспорт 788 127 938 161 1 065 875 1 659 119 2 339 329 3 864 170 5 179 248 8 087 746 9 747 957 4 194 066 7 759 836
Импорт 2 058 265 1 929 476 2 217 604 2 521 780 3 671 455 3 936 623 4 572 967 6 977 477 8 340 060 5 788 759 9 899 456

 

Из таблицы 7 видно, что период с 2011 по 2013 гг. характерен баланс импорта и экспорта по сумме, но уже в 2014 году импорт в Южную Корею превышает ее экспорт в Россию.

Таблица 7-Товарооборот Российской Федерации и Республики Корея в 2011-2014гг.(долл.сша)[16]

2011 2012 2013 2014
Экспорт 10 304 880 11 097 138 11 149 103 10 129 249
Импорт 10 852 171 11 354 318 11 495 500 15 669 238

 

На данном этапе отношения между двумя государствами вышли на более зрелый уровень, только за 2009 г. более 10 высокопоставленных лиц государств посетили как Россию, так и Южную Корею.

Объем экономического сотрудничества стал наращивать обороты, во многом это связано с формированием понимания необходимости установления и развития взаимопонимания и доверия в данном экономическом партнерстве.

Страны продолжали расширять правовую базу для экономического сотрудничества, появились новые ветви сотрудничества. Так, Российская компания «Газпром» заключила солидный контракт по поставке сжиженного природного газа. Активно развивается сотрудничество в космической сфере.

Начинают налаживаться туристические потоки между государствами, создаются различные филиалы туристических центров, а также лидерами государств заключаются соглашения по упрощению визового режима. На основании данный, представленных в таблицах № 5 и № 7, можно сделать вывод, что если в 2003 г. количество южнокорейских туристов составляло около 62 тысяч человек, то в конце 2013 эта цифра уже превышала 100 тысяч.

Тем не менее, несмотря на ряд положительных моментов во взаимоотношениях существовали и негативные, во многом они заключаются в бюрократической системе миграционной регистрации бизнесменов на территории РФ и несовершенством таможенной системы на территории Российской Федерации. К факторам, тормозящим экономическое сотрудничество, можно отнести разное представление сторон в решении «северокорейского вопроса»[17].

Глава 3. Экономические отношения между Республикой Корея и Российской Федерацией в санкционный период 2015-2021гг.

 

Для русско-южнокорейских отношений 2015-2021 гг. характерен резкий спад в инвестиционном сотрудничестве, южнокорейские партнеры начинают вести более осторожную политику по отношении к Российской Федерации.

После присоединения Крыма к Российской Федерации в 2014 г. большинство европейских стран и США начали активно объявлять о санкциях против нашего государства. Хоть Южная Корея и имеет тесные связи с Соединенными Штатами Америки, но изначально никакие санкции с их стороны не были объявлены. В феврале 2015 г. из сообщения министра объединения Рю Гиль Чэ стало известно, что Республика Корея все же принимает участие в санкциях против Российской Федерации[18].  Интересным фактом является то, что по заявлению депутата Национальной ассамблеи РК Ким Хан Гиля Республика Корея не собирается присоединяться к санкциям, которые ввели США и Европа[19]. При этом, политик подчеркнул, что нашим государствам необходимо наращивать экономическое и научно-техническое сотрудничество, выделив при этом Дальний Восток как один из значимых регионов России для совместного сотрудничества. В последствии, на все призывы других государств присоединиться к санкциям Южная Корея отвечала крайне уклончиво.

Несмотря на то, что Республика Корея тесно сотрудничает с США, она не готова ухудшать взаимоотношения с Россией. В первую очередь это связано в крайней заинтересованности Южной Кореи в наших ресурсах, в первую очередь энергетических. Как видно из диаграммы ниже, львиную долю (78%) российского экспорта с 2015 по 2021гг. занимает именно минеральная продукция, в том числе и нефть. При совокупной доле экспорта за 2015-2021гг. в размере 82,4 млрд.долл из них 64,5 млрд.долл приходится на минеральную продукцию.

Европейский Союз наложил достаточно большое количество санкций, которые касались различных сфер деятельности. Так, например, было запрещено экспортировать в Россию некоторые виды труб и средства бурения для нескольких проектов в нефтяной сфере[20]. По мимо этого, Южная Корея выражала свое желание в замещении экспорта стройматериалов из Турции.

Нельзя сказать, что Южная Корея всецело была готова замещать собой экономическое сотрудничество с Европейским Союзом так, например, европейские санкции так же затронули и банковский сектор в том числе и один из крупнейших банков ВТБ, при этом, формально не присоединяясь к санкциям, Южная Корея приостановила сотрудничество по контрактам, которые проводились с помощью данного банка. Здесь нужно отметить, что ключевую роль в такой осторожной позиции со стороны Южной Кореи играют Соединенные Штаты Америки, которые намекают на возможные последствия при участии в сделках с данным банком.

График 2-Экспорт из России в Республику Корея по номенклатуре (2015-2021гг.)[21]

Весомой причиной для поддержания взаимоотношений с Россией является высокая заинтересованность российских потребителей в корейской продукции. По данным 2015 г. чистая прибыль компании «Samsung» сократилась почти на 40% и составляла 2,68 млрд.долл[22]., в то время как подразделение в России приросло по выручке на 35% по сравнению с 2014 г[23]. Это не единичный пример, так спрос на автомобиль KIA Optima возрос при общемировой тенденции к снижению[24].

В период с 2015 по 2020гг. возрастает спрос на туризм в Республику Корея, повышается популярность медицинского туризма, во многом из-за европейских экономических санкций и подписанного в 2013 г. соглашения о безвизовом режиме. Для южнокорейских туристов Россия становится не менее привлекательным направлением, причиной тому падение рубля. В 2019 году южнокорейские туристы стали третьими по количеству путешествий в Россию, уступив только немецким и китайским туристам.

График 3-Туристический поток из России в Южную Корею 2015-2019гг.[25]

Согласно таблице 8 видно значительное снижение туристического потока в 2020-2021 гг., причиной этому была вспыхнувшая волна Covid-19, в особенности тот факт, что именно в Южной Корее была страшная вспышка коронавирусной инфекции.

Таблица 8-Детализация поездок из Республики Корея в Российскую Федерацию 2015-2021гг.[26]

 

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Всего 188

106

233

973

270

427

302

542

343

057

73

086

32

897

Туризм 121

380

154

765

187

277

214

665

250

571

39

702

3550
Бизнес 1594 1719 1750 1663 1976 576 836
Учеба 1349 1445 1636 1784 2100 979 1457
Прочее 63

497

75

765

79

461

84

143

88

012

31

739

26

905

 

По сравнению с 2003-2014 гг. количество поездок из Республики Корея в Российскую Федерацию в 2015-2019 гг. возрос. Если в 2003 г. общее количество поездок 168 038 человек, то в 2019 году их количество достигло 343 057 человек. Значительно увеличивается количество туристов, если в 2003 г. их было 58 393 человека, то в 2019 г. было уже 250 571 человек, фактически поток возрос почти в 3 раза. Основной причиной такого прироста является увеличение привлекательности России как туристического направление, а также введение безвизового режима в 2013 г.

С количеством бизнес поездок из Южной Кореи в Россию дела обстоят прямо противоположным образом. В 2003 г. количество таких поездок составляло 4913, а в 2019 г. всего 1976. Основной причиной такого снижения является сокращение инвестиционного сотрудничества между Россией и Южной Кореей.

Период с 2020 по 2021 гг. показал наименьший результат по количеству поездок из Южной Кореи в Россию. Это связано с эпидемией коронавирусной инфекции, на тот момент из Южной Кореи снизилось количество поездок в целом.

 

3.1. Перемены в методах сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Корея

 

В новых реалиях экономической нестабильности возникла острая необходимость в изменении методов реализации экономического сотрудничества между государствами. Как уже было сказано ранее, Корея не была готова отказаться от сотрудничества с РФ, но и придерживаться тех же методов было невозможно, в связи с этим несмотря на то, что цели сотрудничества остались те же, пути их достижения изменились.

Во-первых, если раньше южнокорейские партнеры могли вложиться в большой или какой-то рискованный проект, то сейчас они стали более осторожными, стали отдавать предпочтения тем проектам, из которых можно было бы быстро выйти без значительной потери финансов, хочу отметить, что важным критерием являлось отсутствие данного проекта под европейскими или американскими санкциямими.

Если в 2001-2014гг. бизнесмены из Южной Кореи были готовы инвестировать в строительство заводов, то сейчас они старались обходиться только поставкой товаров.

Во-вторых, изменилось отношение к инвестированию проектов, которые занимались разработкой месторождений богатых энергоресурсами, теперь они только закупали необходимые ресурсы.

Ключевым направлением по-прежнему оставался Дальний Восток. Стоит так же отметить, что теперь в новых экономических реалиях бизнесмены из Южной Кореи строили менее долгосрочные планы касаемо взаимоотношений с РФ. Общий страх перед неопределенностью будущего снизил долю инвестиций в нашу страну. Ситуация осложнялась и нестабильным курсом рубля.

Если раньше Южная Корея рассматривала возможность тройного сотрудничества в энергетической сфере формата Москва-Пхеньян-Сеул, то теперь Южная Корея отказывалась от проекта «Хасан-Раджин», учитывая тот факт, что данный проект в санкционные списки не попадал[27].

 

3.2. Инициатива «Девяти мостов» в контексте российско-южнокорейских отношений

 

Еще в начале своего президентства Мун Чжэ Ин объявил Россию одним из основных государств, отношения с которыми особенно важны для Южной Кореи. Для реализации Новой северной политики Республики Корея был создан комитет при президенте РК, главой был назначен именитый политик Сон Ён Гиль[28]. Хочу заметить, что первой страной, куда отправился новоиспеченный президент Республики Корея была именно Россия. В сентябре 2017 г. он прибыл на Восточный экономический форум и во время переговоров с президентом Путиным провозгласил инициативу «Девяти мостов». Фактически, она представляла собой продолжение Новой северной политики и была нацелена на развитие сотрудничества между Южной Кореей и Россией, в особенности на Дальнем Востоке.

В 2018 г. президент Мун Чжэ Ин посетил Российскую Федерацию с государственным визитом, до этого первые лица Республики Корея наносили государственный визит в РФ лишь в 1999 г. Мун Чжэ Ин был удостоен возможности выступить перед Государственной Думой, что само по себе является редкостью. По итогам встречи с президентом РФ в совместном коммюнике было перечислено множество направлений для совместных проектов- от энергоресурсов до искусственного интеллекта. Было заключено 14 различных соглашений о взаимном сотрудничестве, стоит отметить, что данные соглашения выражала скорее намерения стран, а не конкретные контракты[29].

В целом, можно сказать, что первые два года правления президента Мун Чжэ Ина были насыщены официальными контактами с правительством Российской Федерации. С июля 2017 г. по июнь 2019 г. состоялось целых пять двусторонних саммита. Но, к сожалению, они не дали желаемого эффекта.

Согласно провозглашенной политике Мун Чжэ Ина девять мостов представляли собой девять основных направлений сотрудничества между Россией и Южной Кореей, а именно: Северный морской путь, рыболовство, судостроение, порты, железнодорожный транспорт, электроэнергетика, сельское хозяйство и газ[30].

Северный морской путь. Для России идея инвестирования данного направления со стороны Южной Кореи была крайне привлекательна. Но за все время ни со стороны южнокорейского правительства, ни со стороны предпринимателей не было предпринято внятных действий в данном направлении. Основной причиной являются большие экономические риски.

Рыболовство. Основным проектом концепции «Девяти мостов» являлось создание большого логистического и перерабатывающего комплекса в Приморье. Изначально местом строительства был выбран Владивосток, на создание которого планировал выделить средства корейская компания Korea Trading & Industries, но у компании возникли трудности с выделением необходимой территории во Владивостоке. Альтернативой была предложена территория в Ольгинском районе[31], но с 2018 г. продвижения по данному вопросу нет.

Судостроение. По сути, это одна из немногих сфер сотрудничества, где действительно был намечен прогресс. Главное направление в данной сфере — это производство передовых судов для углеводородных проектов России в Арктике. Компания Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering экспортировала в Россию 15 танкеров для транспортировки сжиженного природного газа. Этот российский заказ помог создать первый в мире СПГ-танкер, который мог бы работать в таких суровых условиях.

При всех положительных сторонах данного сотрудничества, нужно понимать, что в данном вопросе оба государства преследуют абсолютно разные цели. Для российской стороны основной целью является модернизация верфей и технологий в области судостроения благодаря южнокорейским инвестициям, в свою очередь Южная Корея абсолютно не заинтересована в модернизации чужих технологий, поскольку в дальнейшем это может создать серьезную конкуренцию на мировом рынке. Куда привлекательнее для Южной Кореи видится возможность выполнять российские заказы по строительству собственных судов.

Порты. Во время объявления концепции «Девяти мостов» в сентябре 2017 г. президент Южной Кореи подчеркнул необходимость развития морского порта в Зарубино, примечательно то, что данный порт находится в непосредственной близости от КНДР.[32] Позже появилась информация о смещении точки интереса на порт Славянки, который располагается недалеко от Зарубино. Однако, до сих пор не появилось какой-либо конкретики о реальных намерениях южнокорейских партнеров.

Железнодорожный транспорт. Согласно концепции «Девяти мостов» планировалось сокращение логистических затрат путем увеличения перевозок через Транссибирскую магистраль. Помимо этого, рассматривалась возможность последующее присоединение Транссибирской магистрали и будущей транскорейской магистрали. Данная инициатива не принесла ожидаемого результата, поскольку до сих пор не поступило инвестирования со стороны южнокорейских партнеров, вопрос о транскорейской магистрали тоже не дал подвижек на фоне обострения противоречий между Республикой Корея и КНДР.

Электроэнергетика. По задумке авторов концепции, рассматривалась возможность создания Энергитического супер-кольца Северо-Восточной Азии, базироваться оно должно на возобновляемых источниках энергии. Данная идея уже озвучивалась еще в конце 90-х годов, но даже после официального провозглашения президентом Муном данного проекта, подвижек в этом направлении не произошло.

Сельское хозяйство. Еще до объявления концепции «Девяти мостов» инвестиции в сельское хозяйство были интересны южнокорейским партерам, особенной зоной их интереса был Дальний Восток, например, на данной территории выращивают сою для производства. В 2019 г. в Приморском компания Lotte приступила производству молока[33].

Газ. Основной целью данного направления концепции заключалось в расширении южнокорейского газового импорта из России с помощью увеличения поставок сжиженного природного газа через границу с КНДР.

В 2018 г. южнокорейская компания «Kogas» и российская компания «Новатэк» подписали меморандум о сотрудничестве в сфере сжиженного природного газа. Южнокорейской компании предоставлялась возможность покупки доли в проекте Арктик СПГ-2, которая принадлежала компании «Новатэк». По итогу, компания «Kogas» отказалась от участия в проекте, а ее место заняли компании из Китая, Японии и Франции.

На таблице 9 можно заметить, что импорт из России в Южную Корею впервые с 1994 г. достиг столь низкого значения. Связано это все с экономической ситуацией в мире. В 2016 г. показатели по мере стабилизации ситуации, начинают возвращаться к данным 2011-2014 гг., но все еще до них не дотягивают.

Таблица 9-Товарооборот РК и РФ 2015-2021гг.(долл.сша)[34]

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Экспорт 4 685 732 4 768 751 6 906 618 7 320 899 7 774 133 6 899 968 9 979 539
Импорт

 

1 308 287 8 640 613 12 039 530 17 504 050 14 566 507 10 630 194 17 356 692

 

Период 2015-2021гг. стал достаточно сложным за тридцатилетнюю историю отношений России и Южной Кореи. Многие наработки, связанные с инвестиционным сотрудничеством государств, пришлось либо заморозить, либо вовсе отменить. Хоть Южная Корея фактически не присоединялась к санкциям, но из-за тесных отношений с США, начала вести более осторожную политику.

Снижение товарооборота в 2015-2016гг., который возник из-за падения цен на нефть и девальвации российского рубля, осложнил положение экономического сотрудничества между Россией и Южной Кореей. С 2017 г. ситуация начинает стабилизироваться, но уже в 2020 году ситуация снова усугубляется из-за вспышки Covid-19.

Если говорить об инициативе «Девяти мостов», которую выдвинул президент Мун Чжэ Ин, то лишь немногие ее аспекты удалось реализовать, многие из проектов, подразумеваемые данной инициативой, пришлось отложить в долгий ящик. Стоит так же отметить, что те достижения, которые были реализованы в более успешных аспектах данной инициативы, были бы осуществлены вне зависимости от существования данной концепции, они в целом удовлетворяли стратегические цели, заложенные еще до существования данной инициативы.

Туризм это одна из немногих историй успеха данного периода, во многом это связано с введением безвизового режима и резким снижением курса рубля, но эпидемия коронавируса и здесь внесла свои коррективы и обрушила туристический поток до минимальных значений.

На данном этапе государства адаптируются под новые реалии мирового сообщества. Кардинально меняется способы экономического сотрудничества между Россией и Республикой Корея. Южная Корея начинает вести более осторожную инвестиционную политику. Несмотря на попытки Мун Чжэ Ина улучшить экономическое сотрудничество между двумя странами, но на деле это не принесло видимых результатов.

Особенно виден спад в области инвестиционного сотрудничества. Южнокорейские партнеры перестали инвестировать в крупные российские проекты, а те обязательства, которые были оговорены до событий 2014 г. либо отменялись, либо откладывались на неопределенный срок.

По сравнению с 2001-2014 гг. товарооборот между Россией и Республикой Корея в 2015-2021гг. сильно снижается. Фактически по показателям экспорта и импорта страны возвращаются к показателям 2005-2008 гг.

Несмотря на общие тенденции к снижению торговли между двумя странами, для Южной Кореи Россия все еще остается важным поставщиком энергоресурсов, учитывая, что львиную долю экспорта из России занимает именно эта номенклатура. Россия по состоянию на 2019 г. вошла в пятерку ведущих поставщиков СПГ в Южную Корею, уступая Катару, Индонезии, Оману Нигерии и Австралии.

 

Заключение

 

С 1990 г. сформировались дипломатические отношения между нашей страной и Республикой Корея, они позволили создать платформу для взаимного сотрудничества в различных сферах, в том числе и экономической. Несмотря на короткий период сотрудничества, экономические отношения начали интенсивно развиваться. В первую очередь, это связано с геополитической составляющей, а также фактором взаимодополняемости двух экономик. Если Россия остро нуждалась в технологиях, то Южная Корея испытывала потребность в ресурсах, обе страны могли это друг другу предложить.

Экономическое сотрудничество России и Южной Кореи можно подразделить на три этапа. Первый этап- установление экономических отношений между Россией и Южной Кореей (1991-1999гг.). Второй этап- укрепление экономического сотрудничества между Россией и Республикой Корея (2000-2014 гг.). Третий этап- экономические отношения в период санкций (2015-2021гг).

В 1990 году начинает формироваться правовой плацдарм для налаживания экономических связей между государствами. В этот период определяются особенности экспорта и импорта государств, в первую очередь построенные на необходимости России выплатить долг по кредиту бывшего Советского Союза. Россия была вынуждена расплачиваться военным снаряжением и на этом фоне укрепляются взаимоотношения России и Южной Кореи в военно-промышленной сфере и в 1995 г. заключается соглашение о военно-техническом сотрудничестве.

В период с 2000 по 2014 гг. отношения между двумя государствами выходят на более зрелый уровень. Увеличиваются темпы развития экономических отношений, во многом это связано с формированием понимания необходимости установления взаимопонимания и доверия в данном экономическом партнерстве. Страны продолжали создавать правовую базу для экономического сотрудничества, появились новые ветви сотрудничества. например, в космической сфере. Российская компания заключила солидный контракт по поставке сжиженного природного газа. Активно развивается сотрудничество в космической сфере.  Начинают налаживаться туристические потоки между государствами, создаются различные филиалы туристических центров, а также лидерами государств заключаются соглашения по упрощению визового режима.

Пиковый показатель товарооборота по сумме между Россией и Республикой Корея приходится на 2011-2014 гг.

В 2015 по 2021 гг. отношения между государствами начали проходить проверку на прочность, сразу несколько негативных моментов начали накладывать свой отпечаток. Во-первых, происходит стремительное падение цен на нефть, которые составляют львиную долю от российского экспорта в Южную Корею. Во-вторых, после присоединения Крыма в состав Российской Федерации, начинается период антироссийских санкций, игнорирование которых со стороны Южной Кореи, в силу тесных связей с США, было бы просто невозможно. В-третьих, стремительное падение рубля, не позволяющий формировать долгосрочные планы для сотрудничества. И наконец, разразившаяся в 2020 г. эпидемия коронавирусной инфекции.

В 2017 г. в Южной Корее приходит к власти президент Мун Чжэ Ин и провозглашает инициативу «Девяти мостов». Несмотря на перспективность данной инициативы, реализовать удалось лишь малую ее часть. Основной причиной этому стали не только сложившиеся в мире обстоятельства, но и противоположное представление о реализации некоторых пунктов. Но свою лепту внес страх Южной Кореи перед экономическими санкциями от США.

Хотя инициатива «девяти мостов» смогла вселить определенную надежду на улучшение взаимоотношений между странами, но, по сути, не смогла принести ожидаемого эффекта в российско-южнокорейском сотрудничестве.

За относительно небольшой срок России и Южной Корее пришлось пережить как взлеты, так и падения как в политических, так и в экономических взаимоотношениях, но я уверена, что полный потенциал еще не продемонстрирован. Существует огромное количество направлений для расширения взаимного сотрудничества. Развитие этих взаимоотношений принесет пользу обеим сторонам.

Если говорить о возможных перспективных направлениях данного сотрудничества, то следует выделить в первую очередь, это сотрудничество в области безопасности стран АТР, путем налаживания трехсторонних отношений формата Москва-Пхеньян-Сеул. Если России и Южной Корее удастся прийти к взаимной точке зрения по части корейского вопроса, то им удастся прийти к мирному решению давнего конфликта.

Налаживание многостороннего сотрудничества с Китаем и Северной Кореей. Это сотрудничество принесет пользу абсолютно всем участникам, а также поможет стабилизовать ситуацию в регионе.

Продолжить налаживать отношения между Россией и Южной Кореей в области культуры, туризма и образования. Как показала статистика с 2015 по 2019 гг., страны могут показывать высокие результаты в области туризма, однако, это не предел возможностей.

Дальнейшее изучение этой темы требует большей детализации в понимании не только отношений между Южной Кореей и США, а также России и Корейской Народно-Демократической Республики. Именно они помогут сформировать полное представление о взаимоотношениях в данном регионе и помогут углубиться в проблематику экономических отношений между Россией и Южной Кореей на современном этапе.

 

Список источников и литературы

Источники:

  1. Договор «Об основах отношений Российской Федерации и Республики Корея» от 19.11.1992 г. N 4895-1. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901839752/ (Дата посещения: 13.11.2022). — Текст: электронный.
  2. Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы» от 24.04.1995г. N 49-ФЗ. -URL: https://docs.cntd.ru/document/1900962/ (Дата посещения: 14.12.2022). -Текст: электронный.
  3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея «О сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях» от 25.07.2006г. N 122-ФЗ — URL: https://docs.cntd.ru/document/901912828/ (Дата обращения: 16.11.2022). -Текст: электронный.
  4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея «Об упрощении процедуры выдачи виз для осуществления взаимных краткосрочных поездок граждан» от 25.11.2009 г. N 262-ФЗ — URL: https://docs.cntd.ru/document/902125312/ (Дата обращения: 15.09.2022). -Текст: электронный.
  5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея «О взаимной отмене визовых требований» от 13.11.2013 г. — URL: https://docs.cntd.ru/document/499064599/ (Дата посещения: 09.10.2022). -Текст: электронный.
  6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея «Об организации системы прямой шифрованной связи между Российской Федерацией и Республикой Корея» от 06.09.2017 г. — URL: https://docs.cntd.ru/document/542606507/ (Дата посещения: 14.12.2022). -Текст: электронный.
  7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея «О сотрудничестве в области обороны» от 29.03.2021 г.-URL: https://docs.cntd.ru/document/607322872/ (Дата посещения: 14.12.2022). -Текст: электронный.
  8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея «О сотрудничестве в морском поиске и спасании» от 03.09.2016 г.-URL: https://docs.cntd.ru/document/420381064/ (Дата посещения: 14.12.2022). -Текст: электронный.
  9. Приказ «Об утверждении Порядков оформления и утверждения сертификата происхождения, подтверждающего законность происхождения ввозимых на территорию Республики Корея живых, охлажденных, замороженных крабов и иной продукции из них» от 11.05.2011г. N 403- URL: https://docs.cntd.ru/document/902348630/ (Дата обращения: 12.11.2022). -Текст: электронный.

Литература:

  1. Авдонин Б. Российская электроника и мировой рынок/ Б. Авдонин, Н. Дубинина, В. Мурков. // Внешняя торговля. / отв.ред. Ю.М. Деомидов- 1997, №3 -С.10-12.
  2. Адмидин А. Внешняя торговля и иностранные инвестиции/А. Адмидин, Е. Деваева // Проблемы Дальнего Востока/ отв.ред. А.В. Виноградов. — 1995, № 5. -С.16-32.
  3. Андрианов В.Д. Актуальные проблемы Корейского полуострова. /В.Д. Андрианов- М.: ИДВ РАН, 1996- С. 211.
  4. Андрианов В.Д. Россия и Корея: модернизация, реформы, международные отношения / В. Д. Андрианов — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. — С. 255.
  5. Аносова Л.А. Южная Корея. Взгляд из России. /Л.А. Аносова, Г.С. Матвеева — М., «Наука», 1994. — С.255.
  6. Арбатов А. Минерально-сырьевой комплекс России в переходный период/ А. Арбатов. // Вопросы экономики. / отв.ред. Л.И. Абалкин. — 1997, № 5. – С.15-21.
  7. Бён Х. C. Перспективы российско-корейского сотрудничества в сфере инвестиций и развития Дальнего Востока /Х.С. Бён; Рабочая группа ДРРК «политика и международные отношения». — Сеул: Издательство «Диалог Россия — Республика Корея». 2016- С. 235-266.
  8. Бизнесмены Южной Кореи готовы участвовать в развитии порта Зарубино/ РИА Новости. -Москва. — URL: https://ria.ru/20150320/1053536695.html/ (Дата обращения: 16.11.2022). -Текст: электронный.
  9. Бурый А. Реформа на Дальнем Востоке и развитие международного сотрудничества/А. Бурый // Проблемы Дальнего Востока/ отв.ред. А.В. Виноградов. — 1996, №4. – С.15-28.
  10. В Сеуле признались в поддержке антироссийских санкций// Российская газета. -Москва. -URL: https://rg.ru/2015/02/10/seoul-site.html/ (Дата обращения: 06.08.2022). — Текст: электронный.
  11. Воронцов A.B. Республика Корея: социально-экономическая структура и торгово-экономические отношения с СНГ. /А.В.Воронцов-М., Институт востоковедения РАН, 1997. -С.100.
  12. Воронцов А.В Республика Корея: социально-экономическая структура и торгово-экономические отношения с СНГ/ Александр Валентинович Воронцов — Изд. 2-е, доп изд. – М.: ИВ РАН, 1998. — С. 100.
  13. Воронцов А.В. Эволюция политики США, КНР, Японии и России в отношении Корейского полуострова/А.В. Воронцов// Корея на рубеже веков. /отв.ред. Ю.В. Ванин – Москва: ИМЭМО РАН, 2002. — С. 301- 302.
  14. Воронцов В.Б. Россия и Корея (1945-1992) / Воронцов В.Б, Кам Бен Хи. – М.: Международный центр корееведения МГУ, 1993. — С. 136.
  15. Вступительное слово Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе переговоров с Председателем Комитета по северному экономическому сотрудничеству при Президенте Республики Корея Сон Ён Гилем, Москва, 13 октября 2017 года//Министерство иностранных дел Российской Федерации. -Москва. -URL: https://www.mid.ru/ru/maps/kr/1555038/ (Дата обращения: 13.11.2022). – Текст: электронный.
  16. «Газпром» и KOGAS обсудили поставки СПГ и развитие сотрудничества//Газпром.-Москва.-URL: https://www.gazprom.ru/press/news/2018/january/article399552/ (Дата обращения: 02.12.2022). -Текст: электронный.
  17. Гринцевич М.В. Российская Федерация и Республика Корея: опыт сотрудничества и проблемы вз2017аимоотношений на современном этапе: Дис. … канд. полит. наук: 23.00.04/ Гринцевич Марина Валерьевна. — Владивосток, 2004 -200 c.
  18. Депутат: Южная Корея не намерена вводить санкции против России//РИА Новости. -Москва. — URL: https://ria.ru/20150722/1142232827.html/ (Дата обращения: 15.11.2022). -Текст: электронный.
  19. Документы, подписанные по итогам государственного визита Президента Республики Корея Мун Чжэ Ина в Российскую Федерацию/ Администрация президента России. -Москва. — URL: http://kremlin.ru/supplement/5320/ (Дата обращения: 13.11.2022). -Текст: электронный.
  20. Забровская Л.В. Экономические связи российского Дальнего Востока с корейскими государствами/Л.В. Забровская // Мировая экономика и международные отношения. /отв.ред. А.В. Рябов. – М.: ИМЭМО РАН, 2019. Т. 63. — № 11. — С. 114-121.
  21. Захарова, Л. В. Межкорейские экономические отношения: от истоков до современности / Л. В. Захарова. – М.: ИДВ РАН, 2014. -С. 249.
  22. Заявления для прессы и ответ на вопрос Президента России В.В.Путина и Президента Республики Корея Но Му Хена по итогам российско-корейских переговоров, г. Пусан (Республика Корея), 19 ноября 2005 года//Министерство иностранных дел Российской Федерации. -Москва. -URL: https://www.mid.ru/ru/maps/kr/1679296/ (Дата обращения: 13.11.2022). -Текст: электронный.
  23. Иовчук С.Иностранные капиталовложения в Россию: состояние и перспективы/ С. Иовчук, И. Квашнина // Вопросы экономики/отв.ред. Л.И. Абалкин. 1996, № 12. – С. 10-17.
  24. Иглина М. Куда ездили отдыхать в 90-х// Рамблер путешествия. URL: https://travel.rambler.ru/abroad/47346507-kuda-ezdili-otdyhat-v-90-h/ (дата посещения: 15.12.2022).-Текст: электронный.
  25. Кан В.С. Развитие отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея в контексте нового международного порядка Дис. … канд. полит. наук: 23.00.02/ Кан Вон Сик. — Владивосток,1999- 335с.
  26. Карпович О.Г. Россия-Республика Корея: Итоги и перспективы (
    30 лет установления дипломатических отношений)// Сравнительная политика. /отв.ред. А.Д. Воскресенский. — 2021, Т.12. №2. С.111-120.
  27. Ким С. Состояние инвестиционного сотрудничества между Южной Кореей и Россией и возможности для корейского бизнеса на Дальнем Востоке/С. Ким // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. /отв.ред. Д.А. Дегерев. – 2019. – № 1. – С. 149 — 156.
  28. Ким С. Х. Состояние и приоритетные направления внешнеэкономического сотрудничества между Россией и Республикой Корея/С.Х. Ким // Проблемы Дальнего Востока. / отв.ред. А.В. Виноградов. — 1996, № 3. -С.46-58.
  29. Ким Х.К., Промышленность на российском Дальнем Востоке и экономическое сотрудничество между Республикой Корея и Россией /Х.К.Ким, Ё.Пак. — Сеул,1993. — С.45.;
  30. КИА Optima стала самым популярным семейным автомобилем в России//Автоновости дня. -Москва. — URL: https://avtonovostidnya.ru/avtorynok/kia-optima-stala-samym-populyarnym-semeynym-avtomobilem-v-rossii/ (Дата обращения: 16.12.2022). -Текст: электронный.
  31. Комар Анна Алексеевна, Цапенко Илья Александрович Торгово-экономические отношения России и Южной Кореи // Скиф. / отв.ред. С.Н. Баранец. — 2019. №10. -С.244-250.
  32. Комментарий Департамента информации и печати МИД России относительно итогов межкорейской встречи на высоком уровне//Министерство иностранных дел Российской Федерации. -Москва. -URL: https://www.mid.ru/ru/maps/kr/1560797/ (Дата обращения: 13.11.2022). -Текст: электронный.
  33. Кузнецов А.В. Российские прямые инвестиции за рубежом и корейская стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций (на корейском яз.) / Кузнецов А.В., Ли Чж.Ё., Ли С.Б., Мин Чж.Ё, — Сеул: KIEP, 2013. — С. 294.
  34. Кузнецова Г. В. Россия в системе международных экономических отношений: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Г. В. Кузнецова. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – С.393
  35. Кузнецова О. Восточный вектор инвестиционных связей России/О.Кузнецова // Мировая экономика и международные отношения. /отв.ред. А.В.Рябов. — 2018. Т. 62, № 2. -С. 47-57.
  36. Кукла М.П., Проблемы и перспективы бизнес-диалога «Россия-Республика Корея»: заметки с полей V ВЭФ/ М.П. Кукла, В.С. Мядзель //Известия Восточного института. / отв.ред. М.О. Дмитриева- 2019. № 3. С.116-122.
  37. Ли Дж.М. Экономические отношения Республики Корея с Российской Федерацией, 1987-1997 годы: дис. … кан. экон. наук: 08.00.14/ Ли Джон Мун — М., 1999.
  38. Ли Е.Г. Современные формы экономического сотрудничества Республики Корея и России: дис. … канд. экон. наук: 08.00.14/ Ли Ен Гил — М., 2009.
  39. Ливенцев Н.Н. Международное движение капитала: (инвестиционная политика зарубежных стран): учебник для вузов/ Н.Н. Ливенцев, Г.М.Костюнина. – М.: Экономистъ, 2003. — С. 33
  40. Медведева Ю. О. Российско-Южнокорейские отношения: перспективы и вызовы/Ю.О. Медведева // Корееведение в России: направление и развитие. / отв.ред. Ко Ен Чоль. — 2021. №1. С.100-104.
  41. Мы вместе стремимся к общей цели // Интервью президента Республики Корея Мун Чжэ Ина «Российской газете». 21.06.2018-Москва. — URL: https://rg.ru/2018/06/21/mun-chzhe-in-rasskazal-o-pers-pektivah-sotrudnichestva-rossii-rk-i-kndr.html (дата обращения: 08.04.2022) — Текст: электронный.
  42. О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с первым заместителем Министра иностранных дел и внешней торговли Республики Корея Ю Мен Хваном//Министерство иностранных дел Российской Федерации. -Москва. -URL: https://www.mid.ru/ru/maps/kr/1693493/ (Дата обращения: 13.11.2022). — Текст: электронный.
  43. О встрече Президента России В.В.Путина с Президентом Республики Корея Но Му Хеном, г. Пусан (Республика Корея), 19 ноября 2005 года//Министерство иностранных дел России. -Москва. — URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1615667/ (Дата обращения: 12.11.2022)-Текст:электронный.
  44. О подписании «Плана обменов между Министерством иностранных дел России и Министерством иностранных дел и внешней торговли Республики Корея на 2006-2007 годы» от 28.02.2006 г.- URL: https://www.mid.ru/ru/maps/kr/1664168/ (Дата обращения: 13.11.2022). -Текст: электронный.
  45. Отчёт о внешней торговле между Россией и Республикой Корея (Южной Кореей) в 2018 году-Москва. — URL: // https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-respublikoy-koreya-yuzhnoy-koreey-v-2018-g/ (дата обращения: 05.04.2022) — Текст: электронный.
  46. Палациос К. Э.Отношения Республики Корея и Российской Федерации на современном этапе/ К.Б. Палациос, А.Э.Цилли // Постсоветские исследования. -2019. №5. С.36-48.
  47. Покупай китайское Нефтяным и газовым компаниям указали, где закупать новое оборудование//РБК. -Москва. — URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2014/10/17/56bd91e29a7947299f72c7da/ (Дата обращения: 06.09.2022). -Текст: электронный.
  48. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник.1994/ Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России); авт.сост. Юрков Ю.А, Соколин В.Л., Жарова А.И., Уманский Л.А., Воронина И.В.- Москва: 1994. — С. 435.
  49. Рыба не может попасть в Свободный порт/Ремстрой. -Москва. — URL: http://www.ap7.ru/na_zlobu_dnja/рыба-не-может-попасть-в-свободный-порт.html/ (Дата посещения: 14.12.2022). -Текст: электронный.
  50. Рю М. Условия и перспективы развития экономического сотрудничества между Россией и Республикой Корея на современном этапе: дис. … канд. экон. наук: 08.00.14/ Рю Мин — М., 2010.
  51. «Сахалин Энерджи» подписала контракт на поставку СПГ с Корейской Газовой Корпорацией («Когаз»)//Сахалинская Энергия. URL: http://www.sakhalinenergy.ru/ru/press-releases/2631/ (Дата обращения: 02.12.2022)- Текст: электронный.
  52. Самсунгу кризис не помеха// Shopandmoll.ru. -Москва. — URL: https://shopandmall.ru/news/Samsungu_krizis_ne_pomeha/ (Дата обращения: 15.08.2022)-Текст: электронный.
  53. Сим С. Промышленность России и экономическое сотрудничество между Республикой Корея и Россией. /С.Сим, Х.Ким. — Сеул, 1997.-С.15-36.
  54. Стрельцов, Д. В. Внешнеполитические приоритеты Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе / Д. В. Стрельцов // Российская акад. наук, Ин-т востоковедения, Московский гос. ин-т международных отношений (ун-т) МИД России. – М.: Наука: Восточная литература, 2015. -С. 278.
  55. Суслина С.С. Инвестиционный потенциал Республики Корея и перспективы для расширения российско-корейского экономического сотрудничества/ С.С. Суслина. // Мировое и национальное хозяйство. /отв. ред. А.С. Булатов. — 2008. № 1(4).
  56. Суслина С.С. Перспективы российско-южнокорейского энергетического сотрудничесва в XXI веке. / С.С. Суслина// Via in tempore. История. Политология/отв.ред. О.Н. Полухин- 2006. Т.47. №2. — С.302-308.
  57. Суслина С.С. Россия – Южная Корея: достижения и резервы экономического сотрудничества/ С.С.Суслина// Азия и Африка сегодня. /отв.ред.А.М.Васильев. – 2015. № 12. – С. 2-8.
  58. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации: статистический сборник. 2006 год. /Федеральная таможенная служба: авт.сост. вычислительный центр ФТС России. -Москва: Федеральная таможенная служба, 2007. — С.742-743.
  59. Толорая, Г. Д. Неспокойное соседство: проблемы Корейского полуострова и вызовы для России: коллективная монография / [А. В. Торкунов и др.]; под ред. Г. Д. Толорая; МГИМО (У) МИД России, Каф. востоковедения. – М.: МГИМО-Университет, 2015. – С.344.
  60. Трифонов К. Г. Российско-Корейские торгово-экономические отношения/ К.Г. Трифонов // Корееведение в России: направление и развитие. / отв.ред. Ко Ен Чоль. -2020. №1. С.188-194.
  61. Федоровский А. Н. Российская политика на корейском направлении: приоритеты, вызовы, возможности/А.Н. Федоровский // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. /отв.ред. Н.А. Цветкова — 2020. №2. -С.191-204.
  62. «Хасан – Раджин»: железная дорога отменяется? /РЖД Партнер. -Москва. -URL: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/khasan—radzhin—zheleznaia-doroga-otmeniaetsia/ (Дата обращения: 15.11.2022). -Текст:электронный.
  63. Чжун М.К. Роль корейских ФПГ в экономике Республики Корея и в инвестициях в России/ М.К. Чжун // Проблемы Дальнего Востока. / отв.ред.А.В. Виноградов. — 1996, № 5. -С. 60.
  64. Чистая прибыль Samsung рухнула почти на 40%// Polpred.com. -Москва. — URL: https://polpred.com/?ns=1&ns_id=1629613/ (Дата обращения: 11.11.2022). -Текст: электронный.
  65. Ahn B. J. South Korean-Soviet Relations. Contemporary Issues and Prospects /B.J.Ahn.// Asian Survey.-1991.Vol. 31. № 9.-P816-825.
  66. Choi Y. J. South Korea’s regional strategy and middle power activism. / Y.J/ Choi. // The Journal of East Asian Affairs/ Institute for National Security Strategy/-2009-Vol. 23(1). -P. 47-67.
  67. Kaufman GG., The Asian Financial Crisis: Origins, Implications and Solutions. // G.G. Kaufman, T.H.Krueger, W.C.Hunter.- Boston,1999.-Р.540.
  68. Lee C. South Korean economic relations with Russia. Post-Soviet Geography and Economics/ C. Lee, M. J. Bradshaw//Eurasian Geography and Economics. -2009. Vol.38(8). -P.461-477.
  69. Lee S.J. Main achievements and further tasks for Korean-Russian economic cooperation: from trade to investment and innovation/S.J. Lee // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. / отв.ред. Н.А. Цветкова- 2020. Т.13. Вып.3. -С.341-353.
  70. Ministry of Finance and Economy ROK// Economic White Paper1996. -1997.-P.589.
  71. Moon hails S. Korea’s LNG barge contract with Russia/ Yonhap News Agency. -Москва. -URL: https://en.yna.co.kr/view/AEN20200609009200315/ (Дата обращения: 15.10.2022). -Текст: электронный.
  72. Song Young-gil to head presidential panel/ The Korea Times. -Москва. — URL: https://koreatimes.co.kr/www/news/nation/2017/08/356_235428.html/ (Дата обращения: 15.11.2022). -Текст: электронный.
  73. Statistic of Russian Federation// Korea Trade Promotion Corporation (KOTRA)- 1992.- P. 189-190.
  74. Statistics of Exports// Korea International Trade Association (КIТА). — Seoul,1992. — Р. 689-692.
  75. The Trend of Foreign Trade// Korea International Trade Association (КIТА). -Seoul,1994. — Р. 169., 182.

Интернет-ресурсы:

  1. Внешняя торговля России-Москва. — URL: http://russian-trade.com/ (дата обращения: 05.04.2022). — Текст: электронный.
  2. Корееведение в России: Направление и развитие-Москва. — URL: http://kr-studies-journal.ru/ (Дата обращения: 16.01.2023). -Текст: электронный.
  3. Московское представительство Национальной организации туризма Кореи// Ассоциация Туроператоров. -Москва. -URL: https://www.atorus.ru/node/149/ (Дата обращения: 18.11.2022). -Текст: электронный
  4. Официальный сайт РИА НОВОСТИ. –Москва. — URL: http:// ria.ru/ (дата обращения: 07.04.2022) — Текст: электронный.
  5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики- Москва. — URL: http://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 05.04.2022) — Текст: электронный
  6. Официальный сайт Федеральной таможенной службы-Москва. — URL: http:// https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 09.01.2023) — Текст: электронный
  7. Центральный банк РФ. – URL: https://www.cbr.ru/ (Дата посещения: 15.11.2022)-Текст: электронный.
  8. Korea International Trade Association. -Москва. — URL: http://www.kita.org/(дата обращения: 09.12.2022) — Текст: электронный.
  9. Korean Statistical Information Service. -Москва. — URL: https://kosis.kr/eng/(дата обращения: 15.12.2022) — Текст: электронный.
  10. Korea International Trade Association/- Москва. – URL: http://www.kita.org/index.do/ (Дата обращения: 26.12.2022). – Текст: электронный.
  11. Trade Map. International Trade Statistics-Москва. — URL: // https://www.trademap.org/tradestat/ (дата обращения: 09.04.2022)-Текст: электронный.

Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф