Страницы 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………
1. Общая характеристика социальной поддержки безработных граждан в Российской Федерации………………………
1.1. Государственная политика в области содействия занятости населения…………………………………………………
1.2. Нормативно-правовые основы социальной поддержки безработных граждан……………………………………………..
1.3. Правовой статус безработного по законодательству Российской Федерации………………………………………………………
2. Система мер социальной поддержки безработных граждан в Российской Федерации в современных социально-экономических условиях…………………
2.1. Пособие по безработице как основная мера социальной поддержки безработных ……………….………
2.2. Социальная поддержка безработным гражданам и членам их семей в случае переезда и переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости ………………
2.3. Выплата стипендии безработным гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости…………
2.4. Участие в оплачиваемых общественных работах как гарантия социальной поддержки безработных …………………
2.5. Материальная помощь безработным гражданам………
2.6. Дополнительные гарантии социальной поддержки отдельным категориям безработных граждан …………
Заключение…………………………
Библиографический список………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальной проблемой в России в настоящее время является безработица. В мире не осталось мет, где бы кризис ни затронул все сферы жизни. Многие страны отмечают тенденцию сокращения рабочих мест, при этом цены на продовольствие только растут. К тому же, безработица — это соотношение числа граждан, которые не имеют официального трудоустройства, но готовы к ней приступить, к работающим.
Безработица, которая несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
В настоящее время перед российским обществом достаточно остро стоит проблема безработицы трудоспособного населения, решить которую, по определению, на данный момент невозможно из-за пандемии, связанной с COVID-19.
Однако на нее можно повлиять посредством эффективных мер социальной политики, проводимой государством в отношении защиты различных категорий граждан от безработицы.
Степень научной разработанности темы определяется научным интересом к сфере прав человека и значительными поисками механизмов их эффективной защиты.
Целью выпускной работы является рассмотрение и обоснование причин безработицы в рыночной экономике, анализ основных проблем рынка труда и нахождение путей их решения.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
1. проанализировать государственную политику в области содействия занятости населения
2. изучить нормативно-правовые основы социальной поддержки безработных граждан
3. выявить правовой статус безработного по законодательству РФ
4. рассмотреть пособие по безработице как основою меру социальной поддержки безработных
5. провести анализ социальной поддержки безработным гражданам и членам их семей в случае переезда и переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости
6. рассмотреть участие в оплачиваемых общественных работах как гарантию социальной поддержки безработных
7. изучить систему материальной помощи безработным гражданам
8. определить дополнительные гарантии социальной поддержки отдельным категориям безработных граждан.
Объектом исследования является проблема занятости населения и политика в области безработицы.
Предмет исследования — экономические отношения, возникающие между экономическими субъектами в сфере занятости и безработицы в условиях рыночной экономики.
В ходе исследования применялись общенаучные и специально-научные
подходы и методы познания. Важнейшими методами исследования социальной поддержки безработных граждан Российской Федерации стали системный, сравнительно-правовой, формально-юридический и иные.
В первую очередь при написании дипломной работы были использованы работы ДаньшинаД. Н., Зайцева И.Ю.,Ашуркина А.В. и др.
Структура дипломной работы обусловлена спецификой объекта анализа и логикой исследования, следует из поставленной цели и соответствующих задач, необходимых для достижения цели. Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемых источников.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Государственная политика в области содействия занятости населения
Формирование в Российской Федерации рынка труда диктует необходимость разработки государственной политики занятости. Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях в условиях рыночных отношений является регулирование занятости населения, решение проблем безработицы и ее последствий.
Так, согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (Далее – Закон РФ № 1032-1) под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход .
Безработица- это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг .
Согласно ч.1 ст.3 Закона РФ № 1032-1безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Затраты времени на поиски нового места работы лежат в основе фрикционной безработицы. На рынке труда безработица может быть обусловлена не только нехваткой рабочих мест, но и перемещением работника с одного рабочего места на другое. Чтобы найти работника или работу требуется время. И именно оно лежит в основе данного вида безработицы.
Изменение технологий производства может стать причиной структурной безработицы.
Появляется данный вид безработицы в результате того что рабочих мест больше, чем соискателей, подходящих под требования.
Сезонная безработица базируется на нестабильности некоторых отраслей, в которых запросы на труд меняются в зависимости от сезона.
Спрос на труд зависит от ритма производственного процесса. Отклонение фактического уровня безработицы от планового называют циклической безработицей. В ее основе также заложено колебание спроса. Спрос и предложение на определенную рабочую силу в данном регионе лежит в основе региональной безработицы.
Под государственной политикой занятости населения понимается научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда .
Цель данной политики – содействовать обеспечению оптимального уровня занятости на рынке труда.
Если опираться на стать 5 Закона РФ № 1032-1, основными задачами государственной политики занятости населения Российской Федерации являются:
— обеспечение возможности трудиться и соблюдение права на труд для всех граждан РФ;
— создание условий жизни, комфортных для существования граждан;
— оказание помощи и поддержки инновационным разработчикам, предпринимателям, и т.д.
Занятость населения реализуется через социальную политику. Но как занятость, так и социальная политика, не всегда эффективны. Эта проблема не нова и имеет место не только в России, но и в большинстве зарубежных стран .
Как в России, так и за ее пределами, весьма остро стоит проблема обеспечения трудовой занятостью таких слоев населения, как пенсионеры и молодежь. Государственная политика занятости, ее разработка и реализация – это своего рода вложение в будущее экономики. Создание рабочих мест – это процесс социальной политики. Но в данном случае должна быть четко продумана технология принятия управленческих решений. Система управления занятостью – это своего рода механизм управления. В структуру управления входят органы. имеющие каждый свои уникальные функции в процессе управления занятостью.
Государство и власть можно по праву назвать полноправными участниками социально-правовых отношений. В России политика обеспечения занятости реализуется на трех уровнях власти -федеральном, региональном и местном . Политику занятости населения подразделяют на классификации. Их можно представить, как англо- американскую, скандинавскую и европейскую модели. Англо-американская государственная политика занятости ориентирована на увеличение спроса на рынке труда и распределение незанятого трудоспособного населения на низкооплачиваемые виды работ, что формирует кластер населения с чрезвычайно низкими доходами, нуждающегося в социальной помощи. Скандинавская модель содействия занятости направлена на увеличение и диверсификацию трудовых гарантий для всех слоев населения, расширение количества рабочих мест в государственном секторе, что может привести к социальному иждивенчеству, увеличению государственных расходов и, как следствие, росту инфляции .
Государственная политика обеспечения занятости большинства европейских стран ориентирована на изменение структуры занятости в зависимости от уровня производительности труда в национальной экономике и величины среднедушевых доходов населения. При этом чем активнее государственная политика обеспечения занятости, тем она рискованнее с точки зрения последствий реализации. Однако использование только мер государственной поддержки не может быть признано эффективным, априори, поскольку безработица влечет за собой распространение криминогенных явлений и проявления социальной патологии. Абсолютно нецелесообразным является копирование зарубежной практики реализации государственной политики занятости . Более того, активное регулирование государством социально-трудовых отношений, стимулирование патернализма на рынке труда, постоянное расширение трудовых и социальных гарантий являются благодатной почвой культивации негативных тенденций в сфере занятости, влияют на трансформацию приоритетов социальной политики, изменяют направление развития экономики и вводят ее в состояние неустойчивости.
В российских условиях приоритетным направлением социальной политики государства должно стать поддержание эффективной занятости с социально приемлемым уровнем безработицы. Этого можно добиться, используя рациональное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет отличным в субъектах РФ, имеющих экономическую, хозяйственную, ресурсную дифференциацию.
Итак, понятие государственной политики содействия занятости населения, следует определить, как деятельность уполномоченных государственных органов, в которой принимают участие граждане и их объединения, направленную на реализацию конституционного права граждан на труд и защиту от безработицы . Эта позиция, во-первых, опирается на положения статей 2 и 37 (ч. 3) Конституции РФ ; во-вторых, позволяет подчеркнуть верховенство права по отношению к деятельности государственных органов; в-третьих, четко формулирует цель государственной политики содействия занятости населения и ее важнейшие приоритеты; в-четвертых, указывает на имеющиеся правоограничения, систему обеспечительных мер и ответственности.
Во многих странах правительства ввели карантинные меры в связи с распространением коронавируса COVID-19. Так, в ряде европейских государств людям можно выходить из дома только в магазин, аптеку, вынести мусор или недолго погулять с собакой. Наличие масок – обязательно.
В Беларуси пока нет жестких карантинных мер, но все же некоторые ограничения вводятся и у нас. Так, например, в Минске утвердили план дополнительных мероприятий по профилактике и снижению распространения острых респираторных инфекций, в число которых входит отмена выставок, ярмарок и других массовых мероприятий, запрет на проведение корпоративов, свадеб, поминок, вузам рекомендовано перейти на дистанционное или индивидуальное обучение. Эти и другие карантинные меры прямо или косвенно касаются ограничения людей в их правах.
Могут ли права человека быть ограничены во время эпидемий? Где проходит граница допустимости таких ограничений? Как гарантировать права человека в условиях карантина?
Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает:
Во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, страны-участницы могут принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящему Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.
Пандемия новой коронавирусной инфекции проверила на стойкость не только экономические и политические системы страны, но и механизмы реализации и защиты основных прав и свобод человека. Несмотря на особую значимость вводимых в рамках борьбы с распространением COVID-19 мер, их влияние на основные права человека, закрепленные в Конституции Российской Федерации и международных актах, зачастую было неоднозначным и спорным. Степень такого влияния оценил Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Результаты этой работы члены СПЧ представили на состоявшейся 8 июля онлайн-конференции, посвященной презентации доклада «Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина»1.
Документ состоит из 15 разделов:
• правовая основа режима самоизоляции;
• тенденции развития цифровизации;
• семейно-бытовое насилие в период пандемии;
• организация дистанционного образования, права обучающихся и преподавателей;
• оказание онкологической помощи в период пандемии;
• трудовые права и права мигрантов;
• избирательные права и право на участие в управлении делами государства;
• права лиц, находящихся в местах принудительного содержания;
• права лиц без определенного места жительства;
• право на свободу совести и вероисповедания;
• вопросы похоронного дела;
• оценка адекватности ограничительных мер;
• оказание мер поддержки субъектам предпринимательской деятельности;
• оказание мер поддержки некоммерческим организациям;
• оказание помощи соотечественникам, находящимся за рубежом.
Остановимся подробнее на каждом из указанных направлений.
Правовая основа режима самоизоляции:
СПЧ выделил три возможных варианта реагирования на возникшие эпидемиологические вызовы:
• введение на всей территории России или ее части режима чрезвычайного положения;
• введение в субъектах РФ режима повышенной готовности;
• введение дополнительных ограничительных и санитарно-противоэпидемических мероприятий.
Как показала практика, режим повышенной готовности был введен во всех 85 субъектах РФ, из них в 44 регионах такой режим был признан обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором). «Избранная модель регулирования представляется адекватной возникшим угрозам, поскольку она обладает меньшим негативным воздействием на экономику, чем режим ЧС», – считает СПЧ.
Однако представители Совета отмечают, что у значительной части юридического и правозащитного сообществ возникли сомнения в законности ряда ограничений конституционных прав и свобод граждан в период пандемии. Это связано не только с тем, что мероприятия, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, должны вводиться федеральными законами, а не указами и постановлениями глав регионов, но и с проблемами расширительного толкования органами власти и полицией некоторых положений региональных актов, касающихся режима повышенной готовности. По большей части это касается ограничительных мер, действовавших в Москве. Хотя Минюст России, которому было поручено проанализировать практику применения принятых в целях борьбы с распространением инфекции НПА, пришел к выводу, что введенные ограничительные меры приняты в пределах компетенции соответствующих органов власти и безусловно отвечают конституционным целям охраны жизни и здоровья граждан.
В период пандемии работа в рамках цифровизации не только не остановилась, но и активизировалась – в частности, были применены технологии, обеспечивающие соблюдение режима карантина инфицированными коронавирусом гражданами (обязательные к установке мобильные приложения, контроль геолокации мобильных устройств, отслеживание перемещений граждан и автотранспорта при помощи городских камер видеонаблюдения) и обеспечивающие соблюдение режима самоизоляции гражданами, не инфицированными COVID-19 (цифровые пропуска для личных нужд и передвижения автотранспорта, ограничение использования транспортных карт, регламентация прогулок). Степень риска нарушения конституционных прав при применении таких технологий СПЧ оценивает как высокую.
В числе проблем этой сферы выделены следующие:
• установление ограничений конституционных прав граждан нормативными актами органов госвласти субъектов РФ в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, закрепляющей, что основные права граждан могут быть ограничены только федеральным законом;
• дополнительные трудности для лиц старшего поколения и других категорий граждан, вызванные необходимостью активного взаимодействия с интернет-ресурсами;
• недостаточный уровень защиты персональных данных (незащищенность каналов связи, использование иностранных серверов для хранения персональных данных и т. п.) и несоответствие ряда технологий законодательству об охране персональных данных (в части согласия на обработку данных, включая невозможность его отзыва);
• нестабильность работы мобильных приложений, повлекшая значительное количество ошибочно выписанных штрафов;
• несоразмерность ограничительных мер по сравнению с иными случаями ограничения свободы передвижения (например, при домашнем аресте прогулки возле дома разрешаются, а при режиме самоизоляции – нет);
• возможность дальнейшего использования цифровых профилей граждан по окончании пандемии.
Вынужденный перевод студентов вузов на дистанционное обучение породил ряд проблем как в части соблюдения прав преподавателей, выразившехся в увеличении продолжительности рабочего дня и возможном сокращении преподавательских ставок из-за изменения условий работы, так и прав студентов, многие из которых потеряли работу, а некоторые (например, студенты медицинских, инженерных и творческих специальностей) не могли нормально продолжать обучение, так как образовательный процесс включает важнейшие практические элементы. Проявились и проблемы содержательной части занятий – уклонение преподавателей от разъяснения материала, недостаточно ясные формулировки заданий, перегрузка серверов вузов, фактическая подмена онлайн-лекций пересылкой материалов для самостоятельного чтения студентами. В связи с этим СПЧ рекомендует Минобрнауки России:
• увеличить число бюджетных мест в вузах для студентов, обучавшихся на платной основе и потерявших работу в результате пандемии (или предоставить нуждающимся студентам отсрочку в оплате обучения сроком до года);
• организовать в начале следующего учебного года дополнительные сессии для студентов, которые по ряду причин не смогли встроиться в процесс дистанционного обучения;
• организовать в вузах горячие линии с руководством по вопросам обучения в период пандемии;
• поддерживать межвузовский обмен лекционными материалами для расширения кругозора студентов;
• разработать пакет мер поддержки студентов, включающий в себя выплату повышенной стипендии в период пандемии, субсидирование кредитных ставок на приобретение компьютерной техники, прямое субсидирование стоимости проживания в общежитиях и иные меры;
• рекомендовать вузам предоставить преподавателям, не имеющим полноценной возможности удаленной работы, право приезжать в вузы и работать на компьютерах работодателя (с компенсацией проезда к месту работы и обратно на такси, выдачей СИЗ и т. п.).
• СПЧ также инициирует рассмотрение Правительством РФ вопроса о распространении мер поддержки, предусмотренных для детей в возрасте от 3 до 16 лет, на подростков 16-18 лет.
Из-за пандемии была приостановлена плановая госпитализация больных с онкологией, возникли сложности с закупкой и распределением обезболивающих препаратов, незарегистрированных лекарств. Поэтому СПЧ призывает не только как можно скорее возобновить оказание онкологической и другой плановой медпомощи в прежних объемах, но и далее развивать службу надомного обслуживания онкобольных, в частности, по максимуму переводить услуги в электронный формат и активнее внедрять телемедицинские технологии.
Совет рекомендует Минздраву России оперативно возобновить оказание онкологической и другой плановой медицинской помощи в прежних объемах при соблюдении противоэпидемиологических мер. Также СПЧ считает необходимым проанализировать последствия мобилизации системы здравоохранения для борьбы с COVID-19. Заместитель председателя СПЧ Ирина Киркора считает целесообразным дополнительно проработать вопрос распространения правил дистанционной продажи лекарств на рецептурные лекарства при условии установления специфических требований и усиленного контроля за их доставкой гражданам. В свою очередь, председатель Комиссии СПЧ по трудовым и пенсионным правам Борис Кравченко предлагает рассмотреть перспективы ратификации в России Конвенции МОТ № 190 «Об искоренении насилия и домогательств в сфере труда», принятой 21 июня 2019 года, включая возможность имплементации ее положений в российское законодательство.
СПЧ в целом приветствует использование новых форм и методов участия в электоральных процедурах (дистанционное голосование, увеличение времени голосования, расширение мест голосования с выездом к избирателям, упрощение избирательных процедур для минимизации контактов) в целях обеспечения избирательных прав в период сохраняющихся ограничений. Но эти процедуры, по мнению членов Совета, не должны ставить под сомнение основополагающие принципы проведения демократических процедур (всеобщие, свободные, открытые, гласные, несфальсифицированные выборы при тайном голосовании и равенстве участников).
В связи с этим СПЧ предлагает уточнить порядок: ведения предвыборной агитации в период приостановления избирательной кампании; исполнения обязательств по заключенным договорам, связанным с проведением избирательной кампании, в том числе с предвыборной агитацией, возможностью/невозможностью расторжения договора в связи с решением госоргана; использования средств избирательного фонда, связанных с выплатами по обязательствам, заключенным до приостановления избирательной кампании; исчисления нормативно закрепленных сроков осуществления избирательных действий, в том числе носящих пресекательный характер; осуществления мероприятий по выдвижению кандидатов, в том числе допустимость проведения заочных съездов, конференций, собраний и других мероприятий; действий при подаче избирателями заявлений (обращений) о голосовании по месту нахождения избирателя, голосовании вне помещения для голосования, получении открепительного удостоверения, досрочном голосовании.
Бездомные являются группой риска по отношению к COVID-19, так как обладают ослабленным иммунитетом (в силу плохого питания и пораженности хроническими заболеваниями) и лишены возможности соблюдения элементарных гигиенических мер. Так, в учреждениях временного пребывания бездомных из-за нормативов площади на человека не могут быть выполнены условия по соблюдению социальной дистанции, а НКО, оказывающие помощь бездомным, в период пандемии ощутили проблемы как финансового (возросшие расходы на СИЗ), так и организационного (необходимость организации легального передвижения волонтеров) характера. «Несмотря на отмеченную остроту проблемы, ни одного федерального нормативного правового акта, в котором упоминались бы бездомные, за период пандемии принято не было», – констатирует СПЧ. Поэтому Совет сформировал перечень мер, необходимых для снижения распространения коронавирусной инфекции среди бездомных. В их числе:
• снижение числа новых бездомных путем приостановления практики выселения граждан в судебном порядке из единственного жилого помещения на период пандемии;
• усиление контроля за соблюдением санитарных норм в учреждениях временного пребывания для бездомных, рассмотрение вопроса об открытии дополнительных учреждений;
• организация сплошного тестирования бездомных, проживающих в социальных учреждениях, на COVID-19 или антитела к нему;
• оказание содействия благотворительным организациям, оказывающим помощь бездомным, в приобретении СИЗ, бесконтактных термометров и других необходимых устройств.
Уроки периода изоляции поставили как оперативные, так и системные задачи повышения защищенности отдельных категорий граждан. Как показала практика, проблемы соблюдения прав человека в период пандемии не снимаются, что, в свою очередь, требует повышения роли правозащитных институтов, как государственных, так и негосударственных, включения их в составы оперативных штабов. И здесь члены СПЧ считают крайне важным продолжить проводить детальный анализ работы всех государственных механизмов в условиях пандемии с тем, чтобы оценить их влияние на основные права человека.
Результаты такой работы могут пригодиться в принятии более скоординированных и эффективных решений на случай повторного всплеска заболеваемости коронавирусом в России. Члены Совета готовы к тесному взаимодействию с федеральными и региональными органами власти в части реализации сформированных в докладе рекомендаций.
1.2. Нормативно-правовые основы социальной поддержки безработных граждан
В данном параграфе мы рассмотрим международные и национальные нормативно-правовые акты в сфере социальной поддержки безработным гражданам.
Особое внимание уделяется проблемам реализации конституционного права на защиту от безработицы. В частности, закрепление в Законе «О занятости населения в РФ» определения «пособие по безработице», а также введение определенных дополнений в соответствующие статьи указанного нормативно правового акта с целью повышения уровня защищенности граждан, потерявших работу .
Нестабильная экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране на данный момент в связи с пандемией из-за COVID-19, приводит к возникновению многих проблем на рынке труда. Особое внимание следует уделить дисбалансу спроса и предложения, который вызван структурными изменениями в отраслях экономики, а также научно-техническим прогрессом. Эпидемиологическая ситуация в этот период сильно повлияла на рынок труда в Российской Федерации и в мире в целом.
Ввиду этого увеличивается количество граждан, которые потеряли работу и теперь не могут её найти. Государство не может предоставить всем желающим рабочие места, поэтому вынуждено бороться с безработицей.
Безработицу следует рассматривать как сложное социально-экономическое явление, которое снижает материальную обеспеченность граждан, приводит к нарушению процесса социализации, является предпосылкой девиантного поведения в обществе . Снизить и нейтрализовать отрицательные последствия, с которыми сталкиваются безработные, возможно путём создания эффективной системы защиты граждан от безработицы. В основе указанной системы лежит нормативно — правовая база.
В настоящее время с точки зрения практического применения российское законодательство содержит определенные неточности, которые выступают причиной ущемления конституционных прав граждан. Не исключением является и законодательство в сфере социальной защиты граждан от безработицы. Обращаясь в органы службы занятости, гражданин сталкивается со многими проблемами, касающимися приобретения статуса безработного, выплаты пособия по безработице и другие.
Нормативно — правовая база в сфере социальной защиты граждан от безработицы представлена совокупностью международных и национальных актов . Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные и международные стандарты являются составной частью российской правовой системы.
Во многих международных нормативно — правовых актах провозглашается право на труд и защиту от безработицы. К таковым относят: Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.).
В указанных актах определены основные гарантии и компенсации, предоставляемые безработным гражданам. Значимая роль на международном уровне отводится деятельности Международной организации труда по разработке и принятию международных нормативно — правовых актов в сфере социальной защиты граждан от безработицы. Россией ратифицировано значительное количество Конвенций и Деклараций Минимальной оплаты труда.
Согласно российскому законодательству размер пособия по безработице почти в два раза ниже прожиточного минимума.
Размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. (п. 1 ст. 33 закона о занятости). В 2020 году минимальный размер пособия составляет 1500 руб., а максимальный – 12 130 руб.
Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и Закон «О занятости населения в РФ» относят к числу основных нормативно — правовых актов в сфере социальной защиты граждан от безработицы. Согласно статье 37 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на защиту от безработицы, которое осуществляется через обеспечение занятости и трудоустройства. В Трудовом кодексе РФ содержатся нормы, предусматривающие защиту работника от необоснованных увольнений, переводов и отказов в приёме на работу .
Вышеуказанные изменения законодательства направлены на совершенствование правового регулирования социальной защиты граждан от безработицы. Безработные граждане нуждаются в определенной правовой защите со стороны государства ввиду сложного характера социально-экономических последствий, возникающих в результате потери работы. Приведение российской нормативно — правой базы в соответствие с международными нормами повысит уровень защиты граждан от безработицы со стороны государства.
1.3. Правовой статус безработного по законодательству РФ
Право человека на труд закреплено в ст. 37 Конституции РФ. Согласно Основному закону нашей страны труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию .
Однако в условиях рыночных отношений не каждый гражданин способен реализовать свои способности к труду. В таких случаях Конституция РФ гарантирует социальное обеспечение (ст. 39) .
В законодательстве Российской Федерации в отличие от понятия «занятость» не закреплено понятие «безработица». При этом Законом РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (Далее – Закон РФ № 1032-1) сформулировано понятие и определён правовой статус безработного, а также предусмотрен порядок и условия признания граждан РФ таковыми.
Так что же представляет собой правовой статус гражданина?
Правовой статус гражданина — это совокупность его прав, обязанностей и ответственности, реализуемая в сфере государственного управления и урегулированная административно-правовыми нормами.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина безработным принимается органами по вопросам занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления указанным необходимых документов.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Решение о признании инвалида безработным принимается органами по вопросам занятости в соответствии с Федеральным Законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» .
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» гражданам необходимо предоставить:
— паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;
— индивидуальную программу реабилитации инвалида (для граждан, относящихся к категории инвалидов).
Гражданину отказывается в признании его безработным, если:
— гражданин, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет отказался от 2 вариантов подходящей работы;
— гражданин, не имеющий профессии (специальности) и ранее не работавший, отказывается от профессионального обучения;
— гражданин не явился в течение 10 дней, со дня постановки на регистрационный учет, в службу занятости населения для поиска подходящей работы;
— гражданин не явился в службу занятости населения, для принятия решения о признании его безработным;
— гражданин предоставил заведомо ложные документы
В соответствии со ст. 28 Закона РФ № 1032-1 гражданину, с момента признания его безработным, предоставляются следующие гарантии социальной поддержки:
— выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
— выплата стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
— возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
Таким образом, пособие по безработице — это ежемесячная денежная выплата, назначаемая безработному гражданину в целях компенсации утраченного или отсутствующего заработка, при соблюдении определенных условий безработным гражданином .
В субъектах Российской Федерации, разрабатываются и принимаются программы направленные на содействие занятости населения, одним из методов стимулирование занятости является организация оплачиваемых общественных работ.
Так, например, в Нижегородской области разработана и принята государственная программа «Содействие занятости населения Нижегородской области в период с 2015 года по 2021 год» с целью создания правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда Нижегородской области.
Общий вклад государственной программы в социально-экономическое развитие Нижегородской области заключается в следующем:
— повышении занятости населения, способствующей дальнейшему социально-экономическому развитию Нижегородской области;
— увеличении доходов областного бюджета за счет роста поступлений от налога на доходы физических лиц при увеличении доходов населения от трудовой деятельности;
— обеспечении эффективного использования бюджетных средств, предоставляемых для осуществления мероприятий по содействию занятости населения;
— принятии превентивных мер по снижению напряженности на рынке труда.
В соответствии со ст. 23. Закона РФ № 1032-1 одной из мер социальной поддержки является профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан .
Граждане могут быть отправлены на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, если:
— гражданин не имеет квалификации;
— невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;
— необходимо изменить профессию (род занятий);
— гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации
Согласно данным Управления по труду и занятости Нижегородской области на целевое профессиональное обучение малоимущих граждан в Нижегородской области выделено 14 млн рублей .
Центры занятости приступили к реализации мероприятий по обучению граждан, заключивших социальный контракт, в сентябре 2020 года. В настоящее время из 326 граждан, заключивших социальные контракты на обучение, приступил к образовательным программам 271 человек. Обучение организовано в 65 организациях, с которыми заключены договоры .
Приобретение статуса безработного неразрывно связано с понятиями «подходящая работа» и «неподходящая работа». Данные понятия рассматриваются в ст. 4 Закона РФ № 1032-1.
Подходящая работа — это работа (в том числе временного характера), которая соответствует профессиональной пригодности работника с учётом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места .
Работа не является подходящей, если она связана с переменой места жительства (без согласия гражданина), не соответствует нормам охраны труда или предлагаемый заработок, ниже среднего заработка гражданина за последние три месяца по последнему месту работы.
Давайте обратимся кофициальной информации, предоставленной Федеральной службой государственной статистики по Нижегородской области , численность безработных граждан зарегистрированных на территории Приволжского федерального округа на июль и август месяц 2020 года. Смотря на таблицу (приложение № 1), мы наблюдаем рост безработицы на 0, 4 за один месяц.
Снятие с регистрационного учёта зарегистрированных граждан осуществляется в случае трудоустройства гражданина, длительной (более 1 месяца) неявки в учреждение занятости населения, осуждение к исправительным работам (или к наказанию в виде лишения свободы), отказа от посредничества государственного учреждения занятости населения, смерти гражданина.
Таким образом, гражданин, признанный в установленном порядке безработным в Российской Федерации, приобретает дополнительные как права, так и обязанности, которые ему неукоснительно необходимо исполнять, чтобы непотерять сам статус «безработного» и те льготы, которые ему предоставляются.
Исходя из определения, данного в ст. 3, можно выделить следующие признаки безработного гражданина, определяющие его статус, к этим признакам относятся: трудоспособность, т.е. способность по возрасту и состоянию здоровья, уровню образования выполнять ту или иную работу; отсутствие работы, под которой подразумевается то, что гражданин не состоит в трудовых отношениях; отсутствие заработка; регистрация в органах занятости населения в целях поиска подходящей работы; гражданин готов приступить к работе .
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф