Заявка на расчет
Меню Услуги

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Воспитание здорового и гармонично развитого поколения в нашей стране является одним из приоритетов государственной политики. Период прогрессивного развития Российской Федерации, несмотря на многочисленные санкции Коллективного Запада и сложную политическую ситуацию в мире, приносят свои плоды.
В частности, они проявляются в улучшении социально-культурных условий жизни россиян, всестороннем воспитании гармонично развитого поколения, реализации государственной программы здорового поколения в здравоохранении и во многих других направлениях. Следует отметить, что одновременно целенаправленно в стране уделяется большое внимание социальной работе с детьми и подростками, в целях преодоления влияния негативных проявлений в молодежной среде. Это направление социальной защиты населения является одним из важных направлений государственной политики.
Социальное сопровождение детей и подростов как технология социальной работы должна широко реализоваться специалистами социальных органов. Актуальность применения данной технологии социального взаимодействия с подрастающим поколением обуславливается тем, что применяется индивидуальный комплексный подход к каждому ребенку.
Общество стремительно развивается, цифровые технологии и инновации захватили весь мир. Такое закономерное развитие действительности всеми воспринимается как данность природы бытия: только в стремительном прогрессе возможен рост материального и морального уровня общества. Но, вместе с тем, приходится констатировать и тот факт, что существенно изменились семейные устои и ценности, первичная ячейка общества, принятая в нашем понимании как отдельная общность людей, основанная на признаках родства, претерпевает существенную трансформацию. И не всегда эти изменения бывают положительными. Сегодня в России количество неблагополучных семей неуклонно растет.
Важно отметить, что в данный момент центральным и наиболее важным направлением работы по защите и охране детства является социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, находящихся в социально – опасном положении.
В современных условиях кризиса семьи существует огромное количество неблагополучных семей, не способных помочь ребенку приобрести необходимый социальный опыт и гармонично войти в общество. Такие семьи принято называть неблагополучными.
В числе форм семейного неблагополучия выделяют социально опасное положение (далее – СОП).
Безусловно, социально — опасное положение, складывающееся в семье, сильно отражается на ребенке, который не только бывает лишен должного родительского внимания, но и нередко подвергается семейному насилию, вынужден длительное время находиться в психотравмирующей обстановке, склонен к совершению преступлений и иных правонарушений, бродяжничеству.
Таким образом, не вызывает сомнений, что одной из задач государства и всего мирового сообщества является защита прав несовершеннолетних, воспитывающихся в таких семьях.
Разработанность темы. Тема, безусловно, не нова. Характерные черты поведения молодежи социологами были изучены с различных сторон: молодежные проблемы и негативные проявления его поведения (Ю. А. Зубок, В.И.Чупров, А.Д.Жарков), феномен «демонстративного» потребительского поведения детей и подростков (А. К. Викулов, А. Г. Голова, М. К. Горшков, В. В. Петухов, А. Н. Ильин, П. М. Козырева, А. Э. Низамова, А. И. Смирнов, Е. В. Лопанова), в контексте «молодежной политики» вседозволенности (И. В. Тумайкин, Г. Л. Тульчинский, Я. П. Мищенко) [4].
Все вышеперечисленные исследователи и ученые, хотя и анализировали нравственное поведение молодого поколения с разных точек зрения, были единодушны в том, что в воспитании, а затем и в самостоятельной жизнедеятельности современных юношей и девушек, играет значение становление ценностей. Ценности формируются актуальной культурой и определяют возможности развития социальной жизни человека, группы и общества, являются связующим звеном развития культуры.
Объект выпускной квалификационной работы – общественные отношения, возникающие в сфере социальной работы с детьми и подростками.
Предмет исследования — правовые нормы, регулирующие социальную работу с детьми и подростками.
Цель выпускной квалификационной работы — изучение системы социальной работы с детьми и подростками как фактора преодоления негативных явлений в молодежной среде.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
дать характеристику негативных явлений современной социальной среды;
определить проблемы нарушения поведения детей и подростков вследствие влияния негативных факторов внешней среды;
рассмотреть нормативно – правовое регулирование организации социальной работы с детьми и подростками;
дать характеристику БУ «Пионерская районная больница»;
исследовать систему социальной работы с детьми и подростками для преодоления негативных явлений в молодежной среде в БУ «Пионерская районная больница»
определить направления совершенствования социальной работы с детьми и подростками для предотвращения воздействия негативных факторов внешней среды
Теоретическую базу исследования составляют: научные труды по теме исследования; учебные пособия, которые в системном порядке излагают основные проблемные и актуальные вопросы теории и практики рассматриваемой темы. При изучении темы были использованы труды таких российских ученых, как: Бобрышов С.В. [15], Вакуленко О.В., Ган Н.Ю. [16]., Волкова, И. Ю. [17], Ежова А. С. [18], Емелина Л.А. [19], Казарян В. К. [21], Кузнецова Т. О. [22], Назарова А. С.[25], Полозова Е. Д.[26] и др.
Нормативная основа исследования представлена правовыми актами, как международными, так и Российской Федерации разного уровня.
Методологическую основу исследования составляет комплекс научных методов познания. Наиболее значимыми являются: исторический, системный, комплексное исследование.
Последовательное выполнение указанных целей и задач определили структуру данной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
База исследования — БУ «Пионерская районная больница».

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты социальной работа с детьми и подростками учреждениями социальной сферы
Характеристика негативных явлений современной молодежной среды

Проблемы современного мира, вопросы политики, экономические сложности, социально-нравственные аспекты часто оказывают отрицательное влияние на психоэмоциональное состояние подрастающего поколения. Им не всегда удается противостоять соблазнам деструктивных источников желаемых эмоций – никотин, алкоголь, наркотики [20,c.22].
Поэтому, в борьбе с социально-негативными явлениями в молодежной среде очень важна совместная деятельность не только системы образования, но и государственных, общественных структур с формированием специальных программ, в том числе по охране здоровья обучающихся [15, c.202].
Несомненным преимуществом профилактической работы в молодежной среде является осведомленность детей и подростков о вреде наркотиков, алкоголя, курения на здоровье человека и общества в целом.
Тем не менее, дети и подростки, имеющие знания о разрушающем действии на организм социально-негативных факторов, не всегда принимают их во внимание и мало привержены к здоровому образу жизни [18, c.245].
Разработка и внедрение педагогических технологий, направленных на профилактику социально-негативных явлений (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания) среди детей и подростков — одна из ключевых задач учебно-воспитательной работы.
Очень важно, чтобы ребенок или подросток, попавший в трудную жизненную ситуацию, оказался в молодежной среде со стойкими устойчивыми барьерами, не позволяющими уйти от проблем в «иллюзорное пространство».
Безусловно, среда учебного учреждения, а также заведений, которые в процессе своего взросления посещает ребенок (внешкольные образовательные организации, спортивные клубы, культурные учреждения, медицинские организации) может и должна предложить психологическую поддержку, продуктивные меры решения проблем, искреннюю заинтересованность и участие в жизни молодой личности.
Среди основных видов интересов молодежи в современных условиях развития общества по результатам многочисленных исследований явились: проведение времени в интернете и социальных сетях, посещение дискотеки, вечеринок и/или танцев, просмотр телепередач, видео, прослушивание музыки, посещение торгово — развлекательных комплексов [23, c.90].
При этом у многих современных детей и подростков отсутствует шкала ценностей, которая заключается в любви и приоритету учебы (труда) в своей жизни; семья и родители, как источник вдохновения и залог успешной жизнедеятельности и т.д.
Отсутствие подобных программ или концепций затрудняет процесс образования личности, наносить общественному развитию ущерб, восполнить который удается с большим трудом.
Устойчивое развитие личности должно быть связано с ценностными ориентациями его позиций в мире. Это подрастающего ребенка мотивирует на поступок, направляет его поведение, формирует цель и задачи, заставляет человека переживать, проявлять отношение к окружающему миру.
Современное общество в полной мере является обществом потребления. Этому способствуют коммерциализация всех сфер общественной жизни.
Нужно сказать, что на поведение подрастающего поколения гораздо сильнее воздействуют сформированные стереотипы. Гражданская ответственность и чувство долга имеют меньшее воздействие на молодежь. Из этого можно заключить, что в молодежной среде формируется некая шкала ценностей, которые подрастающее поколение превозносят выше правовых норм.
Бесспорно, взрослый человек, который сформировал себя как личность, находясь в осознанном возрасте, воспринимает многое происходящее адекватно.
А вот ребенок или подросток зачастую не понимает, что делать в той или иной ситуации, и очень надеется на поддержку и понимание со стороны взрослых людей.
Для оценки своего поведения и его последствий каждый человек должен учитывать множество факторов, к числу которых относятся: непредвзятость, рассудительность, объективность, стрессоустойчивость, житейский опыт, и, конечно же, возрастной ценз.
Возраст — это, в первую очередь, знак взросления, становления как личности. Если исходить с правовой точки зрения, ключевыми характеристиками физического лица, которым является несовершеннолетний ребенок является его правосубъектность, то есть правоспособность, дееспособность и деликтоспособность [19, c.371].
Данный правовой статус обеспечивается как международными актами, ратифицированными Российской Федерацией, например, Конвенцией о правах ребенка [3], так и российским законодательством (Конституцией, кодексами, федеральными законами) [4-14], которое не может противоречить положениям, взятыми на себя добровольно международными обязательствами.
Если анализировать международное законодательство в части касающейся, обратим внимание на ремарку – именно в возрасте «до 18 лет», а не «до совершеннолетия», о чем писалось уже ранее. Следует учитывать, право-дееспособность несовершеннолетних определяется национальным законодательством [5].
Границы правоспособности определяются в зависимости от психического состояния и возраста лица.
В соответствии с нормами современного российского законодательства несовершеннолетними считаются дети, которым не исполнилось четырнадцать лет.
Начиная с четырнадцатилетнего возраста, несовершеннолетний несет гражданско-правовую ответственность самостоятельно, однако если же он сам имеет доход. В обратном случае, ответственность, опять же, будут нести родители.
Установление данной возрастного периода, для определения деликтоспособности несовершеннолетних, в гражданском праве подвергалась критике, как в качестве сугубо механического подхода [18, c.245].
Однако, чаще всего, гражданско-правовая ответственность для несовершеннолетних наступает в сопряжении с уголовной ответственностью.
И, если уголовное законодательство освобождает их от ответственности, то гражданское законодательство обязывает возместить ущерб, причиненный несовершеннолетними либо самостоятельно, либо же через законных представителей [21, c.47].
Таким образом, несовершеннолетние тоже являются субъектами таких правоотношений, и их обязанность, несмотря на возраст – соблюдать законодательство, а в случаях нарушения закона — и нести ответственность на общих основаниях.
Даже в том случае, если несовершеннолетний причинил не имущественный вред, а моральный, он все равно вступает в гражданско-правовые отношения и обязан восстановить за счет собственных ресурсов право другого субъекта.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что для регулирования гражданско-правовых отношений особую важность приобретает регламентация юридического статуса несовершеннолетних.
Статья 27 Гражданского кодекса Российской Федерации [5] содержит положение, согласно которому совершеннолетний ребенок признается дееспособным лицом.
Таким образом, объем дееспособности, в отличие от правоспособности, зависит для физического лица – от состояния его психики, возраста, действий, в силу чего лицо может быть ограничено в дееспособности или быть признано по суду недееспособным; для юридического лица – от его «национальности» и целей создания.
Так, до 6 лет ребенок считается полностью недееспособным [5]. Это несмотря на то, что определенные мелкие бытовые сделки или деликты он все же совершает.
Именно с данным фактом связано появление исключительно в гражданском праве института «ответственности за чужую вину» (ответственности родителей за вину ребенка).
Кроме того, в последние несколько десятилетий специалисты отмечают так называемую акселерацию детей и периодически ставят перед обществом вопрос о необходимости пересмотра возрастных рамок для участников правоотношений [14].
Порой наносимый подростками вред здоровью человека, либо ущерб имуществу граждан и организаций, соединены с уголовно-наказуемыми действиями, но в силу несовершеннолетия лиц, ими совершаемых, они во многих случаях освобождаются от уголовной ответственности. К рассмотрению же гражданских дел о возмещении вреда (ущерба) суд может привлекать самих несовершеннолетних, если затрагиваются их права и интересы.
Более того, в таких делах, ответчиком, как правило, является сам несовершеннолетний. Таким образом, границы правоспособности определяются в зависимости от психического состояния и возраста лица.
Исходя из практики служебной деятельности сотрудников полиции и Росгвардии, можно отметить следующее.
Очень часто дети и подростки ввиду их психолого-физиологических особенностей грубейшим образом себя ведут при входе на спортивные объекты, во время нахождения в них в период проведения спортивного мероприятия и при выходе из спортивного мероприятия [24, c.89].
В отношении таких детей вышеуказанными сотрудниками составляются протоколы об административных правонарушениях с приобщением необходимых доказательств.
Зрителей, особенно несовершеннолетних, очень часто поддерживают спортивные клубы и спортивные телеканалы.
В настоящее время на законодательный уровень вносится предложение о понижении возраста привлечения к административной ответственности при наложении отдельных видов административных наказаний.
При этом достаточно скрупулёзно анализируются правовые последствия снижения возраста привлечения к административной ответственности.
Что касается уголовных преступлений, совершаемых детьми и подростками, преступность несовершеннолетних представляет серьезную угрозу для общества и государства.
Ученые-теоретики и сотрудники правоохранительных структур отмечают, что совершение преступления в раннем возрасте – это фундамент для формирования взрослой рецидивной преступности.
За последние 10 лет наблюдается снижение числа осужденных несовершеннолетних: в 2010 году – 73 333; в 2015 году – 29 205; в 2021 году – 18 826 [39].
Несмотря на положительные изменения, появились две главные проблемы в области уголовной политики – не количественный, а качественный прирост преступности и омоложение преступности.
Государственная политика Российской Федерации по развитию социальной работы с детьми и подростками является составной частью государственной социальной политики.
Если говорить обобщенно, то система социальной защиты детей и подростков в стране состоит из следующих направлений:
Органы управления специальной компетенции.
Государственные органы защиты, осуществляющие функции пенсионного и иного (материального) обеспечения.
Государственные органы защиты, осуществляющие функции социальной защиты.
Органы управления общей компетенции [37].
Государственное управление сферой социальной помощи, социального обслуживания и социального страхования в комплексе имеет основополагающее значение для российского государства.
Здесь немаловажное значение имеет эффективное взаимодействие не только с детьми и подростками, а социальная работа с семьями, где они воспитываются.
Данное направление работы, в целях предотвращения влияния негативных факторов молодежной среды на детей и подростков является важнейшей составляющей социальной политики государства.
Оно направлена на предоставление каждому члену такой семьи, в первую очередь, детям, социальных, юридических гарантий и реальных возможностей для реализации его прав для обеспечения уровня жизни, необходимого для нормального существования, развития личности и воспроизводства [30, c.171].
Определение термина «семейное воспитание» отсутствует в законодательстве, что не препятствует нормативному закреплению.
Декларация права ребенка [2] на семейное воспитание находит свое выражение в ст. ст. 8, 9, 10, 15 ратифицированной в 1990 году международной Конвенции о правах ребенка [3].
Под правом ребенка на семейное воспитание понимается юридически обеспеченная ребенку возможность личностного развития путем общения с родителями и иными указанными в Семейном кодексе Российской Федерации членами семьи [6].
Отсутствие должного внимания воспитанию ребенка, а именно, недостаточное объяснение ему, что «такое хорошо», а чего делать не стоит, имеет дальнейшие последствия.
Все недосказанности или недопонимания в отношениях с ребенком вытекают впоследствии в то, что несовершеннолетние совершают правонарушения сами, либо становятся сами жертвами правонарушителей.
За каждым подростком, совершившим какое-либо деяние, по большей части стоят родители: кто-то очень занят своими разного рода делами (реализовывают свои амбиции, хотят более хорошей жизни для себя, работают на нескольких работах одновременно, чтобы прокормить семью) совершенно не обращая внимания, за тем, что ребенок остается бесконтрольным; кто-то просто не считает нужным объяснять своему ребенку правила жития в обществе, тем самым «подставляя» своих детей в плане правовой и моральной безграмотности [28, c.155].
Таким образом, каждый родитель обязан взращивать своего ребенка с младенчества, с молоком матери прививать ему любовь ко всему живому, уважению и почитанию возраста.
Без всех этих составляющих, будто бы ты ребенок или подросток, без поддержки родителей, непонимания в семье, не имея совершенно никакого житейского опыта, начинает совершать ошибки, которые, зачастую, приводят к необратимым последствиям, вступая на скользкий путь преступного мира.
Воспитание ребенка является неотъемлемым процессом становления личности. Воспитываясь в семье, ребенок проходит процесс первичной социализации, обучается основным нормам общественного бытия, получает материальные блага, необходимые для существования.
Таким образом, заботиться о детях и обеспечивать их всем необходимым в первую очередь обязаны их родители. Семья является естественной, проверенной временем формой существования людей, направленной на реализацию ряда социальных функций.
К сожалению, не во всех семьях родители исполняют свои обязанности должным образом, не все семьи могут нормально функционировать и выполнять в полной мере свои социальные функции.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Проблемы нарушения поведения детей и подростков вследствие влияния негативных факторов внешней среды

По мнению Е. И. Казаковой, вероятностную опасность для ребенка составляют такие основные группы факторов, как психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных) [].
Нахождение в таких семьях не только влечет нарушение прав несовершеннолетних, причинение им морального и физического вреда, но и впоследствии возможность того, что такие несовершеннолетние сами станут правонарушителями [21, c.47].
К семьям, подверженным кризисам, не справляющимся с воспитанием и содержанием детей, относятся неполные малообеспеченные семьи, где родители злоупотребляют алкоголем.
У детей из таких семей в большинстве случаев наблюдаются последствия «родительской запущенности», которые проявляются в виде низкого уровня развития речевых способностей, отсутствия базовых навыков и умений, трудностей в совершении мыслительных операций, различных психических отклонений поведения [29, c.170].
Результаты исследования показывают, что у детей уровень развития слуховой памяти, зрительной памяти и мышления низкий, у подростков те же характеристики на среднем уровне.
Из-за трудностей в обучении у них возникает неуверенность в себе, тревожность, склонность к агрессивному поведению и проблемы в общении со сверстниками, т.к. школа является одним из институтов социализации. Для успешного обучения ребёнок должен обладать познавательными способностями определённого уровня, на основании возраста ребёнка.
Чаще всего в семьях, которые были признаны неблагополучными, присутствует обстоятельства, вследствие чего страдают познавательные и другие способности ребёнка [31, c.188].
Оказать поддержку неблагополучным семьям, которые находятся на своеобразной пограничной линии — первоочередная задача всех государственных органов.
Необходима комплексная работа в социализации детей, воспитываемых в родных семьях, с родными родителями, усиление профилактической работы в целях сокращения числа детей, остающихся без попечения родителей.
В сложившейся ситуации, когда, несмотря на принимаемые государством меры, растет число беспризорных и сирот, особую актуальность приобретает реализация различных целевых программ повышения качества жизни детей, посредством которых возможно оказание комплексной помощи, а как итог – достижение не только приемлемого уровня жизни, но и полноценного функционирования всего общества.
Одной из форм сотрудничества в Российской Федерации является обмен информацией между органами и учреждениями профилактики о положении дел в семьях, находящихся в социально опасном положении.
Межведомственный подход предусматривает использование всевозможных ресурсов для оказания помощи в решении имеющихся проблем в семье, изменения уровня и образа жизни, сплочения детско-родительских отношений, обеспечение благоприятных условий проживания и безопасности ребенка в семье [36].
Главными формами межведомственного взаимодействия считается проведение общих мероприятий.
Большое количество организаций в стране имеют отношение к воспитанию, социальной поддержке и реабилитации подрастающего поколения.
Образовательные учреждения Российской Федерации, где ребенок получает основное общее образование; дополнительные центры образования;
комплексные центры социального обслуживания населения; реабилитационные центры для детей и инвалидов; временные приюты для беспризорных или ищущих своих родителей; службы срочной психологической помощи; контрольно-надзорные органы (комиссии по делам несовершеннолетних – КДН), прочие органы и организации в Российской Федерации, путем межведомственного взаимодействия осуществляют социально-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении [31, c.190].
Стоит отметить, что деятельность образовательных и медицинских учреждений по работе с несовершеннолетними в социально-опасном положении довольно разнообразна и включает в себя возможности по проведению разного рода мероприятий по правовому просвещению, вовлечению в различные кружки, осуществление комплекса мер, направленных на социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних обучающихся, совершивших правонарушения.
Образовательные организации Российской Федерации в целях исполнения Федерального закона № 120-ФЗ формируют определенную инфраструктуру:
1) советы по профилактике,
2) школьные психолого-медико-педагогические консилиумы,
3) ППМС службы [11].
Штатным расписанием в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации введены ставки педагогов-психологов, а в ряде учреждений – ставки социальных педагогов.
Каждое образовательное учреждение на начало учебного года формирует социальный паспорт, который включает в себя информацию об обучающихся, их семьях.
Медицинские организации в процессе своей деятельности располагают возможностью по сбору информации о несовершеннолетних и родителях, страдающих алкоголизмом или наркоманией, а также информации о получении несовершеннолетними физического вреда [23, c.372].
Направление такого рода сведений иным субъектам профилактики для дальнейшего анализа и возможного применения профилактических мероприятий, представляется, необходимым для успешного осуществления деятельности в данной сфере. Кроме того, медицинскими организациями организуется работа по оказанию медицинской помощи семьям и детям в СОП.
Важная составляющая в работе с семьей, находящейся в социально-опасном положении – это своевременное лечение (при необходимости) и «перевоспитание» родителей.
Реабилитационный процесс, к примеру, одного (или обоих) алкозависимых родителей из семьи СОП, в которой часто воспитываются дети, включает в себя: трудотерапию, психотерапию, где психотерапевты, психологи проводят с пациентами тренинги, лектории, направленные на здоровый образ жизни.
Социальное сопровождение неблагополучных семей по месту проживания включает в себя различные виды помощи: медицинскую, педагогическую, психологическую, юридическую (правовую) и социальную.
Данная целевая группа включается в комплексную интерактивную программу с привлечением несовершеннолетних волонтеров-наставников по технологии «равный равному».
Данные мероприятия направлены на формирование жизнестойкости подростков через укрепление детско-родительских отношений, самоактуализацию личностных констант: силы воли, созидательной жизненной позиции, нравственно-духовных ценностей, выдержки, чувства собственного достоинства, способности брать ответственность за свою жизнь и поступки.
Дети и подростки, находящиеся в социально-опасном положении перестают демонстрировать социально-одобряемое поведение, давать внешне положительные ответы, так как по-настоящему начинают доверять специалистам.
Современное правовое пространство обеспечивает с правовой точки зрения множество различных способов защитить права детей, оставшихся без попечения родителей, особенно жилищные, однако не каждый несовершеннолетний знает о данном механизме правового регулирования.
Задачами социального сопровождения семей с признаками социального социально опасного положения являются:
выявление таких семей, определение причин семейного неблагополучия и планирование работы;
помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации как родителей, так и несовершеннолетних;
профилактика учебной и социальной дезадаптации, а также девиантного поведения и т. д.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также некоторыми локальными нормативными актами на специальном заседании решается вопрос о постановке несовершеннолетнего либо семьи как находящуюся в социально-опасном положении [11].
В случае утвердительного решения о признании семьи находящейся в социально-опасном положении, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав назначает координатора семьи из числа членов субъектов профилактики, который за проведение комплексной индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетним и семьей, а также соисполнителей по проведению профилактической работы.
Семьям, находящимся в социально – опасном положении, оказывается всесторонняя консультативная помощь: специалисты социо-защитных учреждений предоставляют контакты организаций, куда семья может обратиться для решения своих проблем.
На сегодняшний день целый ряд социальных служб осуществляет социальную реабилитацию социально неблагополучных семей. Она предполагает разработку и реализацию личных и групповых общественно-педагогических программ.
Такая реабилитация направлена на оказание социально-экономической, социально-педагогической (возврат воспитательного потенциала), социально-психологической (поиск гармонии в паре) и социально-правовой (восстановление семьи в обязанностях и правилах) поддержки несовершеннолетних.
Также имеются социально-медицинское (консультация, касающаяся здоровья родителей), социально-трудовое (поиск работы), социально-бытовое (эффективное ведение домашнего хозяйства, грамотное распределение бюджета), социально-досуговое (организация отдыха) направления.

1.3 Нормативно – правовое регулирование организации социальной работы с детьми и подростками

Защита прав человека гарантируется в России основным Законом страны — Конституцией Российской Федерации, данным нормативным актом устанавливаются социальные гарантии каждому члену общества, следовательно, детям [4]. Дети являются одним из важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации.
Подтверждение этому можно найти в ч. 4 ст. 67.1 Конституции Российской Федерации, закрепляющей, кроме значимости детей при определении приоритетов политики, обязанность государства создавать наиболее благоприятные условия для их развития в различных сферах [4].
Ниже приведены основополагающие российские нормативные акты в обширной правовой базе, определяющие защиту детей в Российской Федерации:
Конституция Российской Федерации (принята 12 дек. 1993 г.) [4].
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ [5].
Семейный кодекс Российской Федерации от 20 29.12.1995 № 223-ФЗ // СЗ РФ. — 01.01.1996. — № 1. — ст. 16[6].
О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 [7].
О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ [8].
Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ [10].
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ [11].
Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ [12].
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ [13].
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [14].
При этом важно предельно четко разграничивать законодательные и иные акты органов социальной защиты населения и других учреждений и организаций, осуществляющих социальную работу с детьми и подростками, на две категории:
1) НПА, регламентирующие профессиональное функционирование органов и организаций;
2) нормативные документы, составляющие основу сопровождения трудовой деятельности, собственно, самих работников данных органов и организаций, работающих с детьми.
В нормативно-правовых документах Российской Федерации основное внимание в контексте социальной работы с детьми и подростками уделено аспекту социально- педагогического взаимодействия с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении.
В настоящее время к работе с неблагополучными семьями подключены разные системы и ведомства. Нормативное и правовое регулирование выполнения возложенных на них функций в данной сфере регулируется, в первую очередь, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-61 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [11].
Семье, где один или оба родителя являются, к примеру, инвалидами, либо являющейся неблагополучной, нужна помощь социального и медицинского работника и психологическая помощь несовершеннолетнему.
Нередко в таких семьях ребенок, не достигший совершеннолетия, выполняет обязанности взрослого. Часто это отражается на его моральном состояния, которое, в свою очередь, может привести к усилению влияния негативных факторов внешней среды.
Таким детям и подросткам оказывается помощь на основании целого ряда принятых в стране и действующих законодательных актов, например, Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [7] или Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-Ф [12].
В силу своей профессии социальные и педагогические работники, работающие с детьми и подростками, становятся обладателями персональных данных каждого обратившегося в организацию. В данное время этот аспект деятельности организаций и органов, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, приобрели актуальнейшее значение.
Все персональные данные, которые существуют в Российской Федерации, подразделяются на следующие виды: общие персональные данные; специальные персональные данные; биометрические персональные данные; иные виды персональных данных.
Понятие персональных данных, и порядок обращения с ними содержится в главном (после Конституции Российской Федерации на территории страны) нормативном акте по защите персональных данных – Федеральном законе Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [9].
При этом стоит отметить, что передача персональных данных в рамках социальной работы с неблагополучными семьями, широко используется в настоящее время.
К примеру, в стране, в каждом регионе и субъекте Российской Федерации предусмотрено информирование учреждением здравоохранения комиссий по делам несовершеннолетних и образовательных учреждений, об имеющих несовершеннолетних детей лицах, употребляющих спиртные напитки, наркотические вещества, состоящих на наркологическом учете в том числе, явившихся добровольно для постановки на учет, а также не являющихся более одного раза на прием к врачу-психиатру-наркологу для обследования и лечения.
С одной стороны, данный акт вызывает некоторые сомнения относительно правомерности передаваемой информации, которая представляет собой врачебную тайну.
С другой стороны, он позволяет субъектам профилактики более успешно выполнять свои публичные функции.
Таким образом, межведомственное взаимодействие является одним из немногих способов решения данной проблемы.
Также следует отметить следующий факт: стремительные изменения общественных отношений, возникновение значительного числа правовых проблем регулирования в сфере реализации прав несовершеннолетних указывает на необходимость развития законодательства в указанных направлениях. Естественным выражением данных проблем является возникновение вопроса единообразия и сочетания норм гражданского и семейного права в части правового регулирования имущественных прав несовершеннолетних [22, c.245].
Данная взаимосвязь проявляется при анализе положений Семейного Кодекса Российской Федерации, а именно ст. 62, в которой раскрываются основные имущественные права несовершеннолетнего [6].
Важно отметить, что в каждом субъекте Российской Федерации функционирует своя структура организаций социальной работы с детьми и их родителями.
При этом набор муниципальных услуг в каждой области или республике (городе, сельской территории) свой, но содержащий условия жизнеобеспечения граждан с ориентацией на закрепленный законодательством минимальный ассортимент услуг [35].
таким образом, основные задачи российского государства в области поддержки и защиты детей в настоящее время заключаются в следующем:
1. Оказание консультативной, психолого-педагогической помощи родителям и детям по проблемам личностных и межличностных взаимоотношений.
2. Выявление и актуализация ресурсов родителей, организация обучения членов семьи знаниям и навыкам, необходимых для развития и социализации детей, находящихся в социально – опасном положении и оставшихся без попечения родителей.
3. Профилактика социального сиротства.
4. Объединение общественности для решения проблем семей с детьми.
Решения этих задач можно достичь следующим образом:
1. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей (родных, приемных, опекунов).
2. Реализация совместных творческих идей.
3.Психологическая поддержка всех семей, где есть несовершеннолетние дети.
4. Распространение положительного опыта родителей в воспитании детей; информирование населения через СМИ, издание пособий, брошюр [20, c.120].
Таким образом, в конце вышеизложенного, можно сделать следующие промежуточные выводы.
Правовое регулирование любой сферы жизнедеятельности, включая и социальную работу с детьми и подростками, необходимо, чтобы закрепить предполагаемые изменения и сделать невозможным их нарушения, способные дестабилизировать уже имеющееся положение в социуме.

ГЛАВА 2. Анализ социальной работы с детьми и подростками в Бюджетном учреждении ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «Пионерская районная больница»

2.1 Характеристика БУ «Пионерская районная больница»

Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Пионерская районная больница» (краткое название учреждения — БУ «Пионерская районная больница») зарегистрировано 05.06.1997 года по юридическому адресу: 628250, Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра, Советский р-н, пгт Пионерский, Советская ул., д.65 [40].
БУ «Пионерская Районная Больница» имеет следующие реквизиты: ИНН – 8615002261; ОГРН – 1028601844193; ОКПО – 27375745.
Контактные данные учреждения: телефон: +7 (34675) 4-02-76; факс: +7 (34675) 7-89-95; электронный адрес: pionerbol-adm@yandex.ru [40].
Кроме того, больница имеет свой собственный сайт, где местные жители могут получать информацию об оказываемых учреждением медицинских и социально-реабилитационных услугах: pionerbol.ru (рисунок 2).

Рисунок 2 – Интернет – сайт БУ «Пионерская Районная Больница»
Виды деятельности:
основной (по коду ОКВЭД ред.2): 86.10 — деятельность больничных организаций;
дополнительный (по ОКВЭД): 68.20 — аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Пионерская районная больница» является одним их подведомственных учреждений Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
И на основании этого данная организация и организует свою работу: все нормативно-правовые акты, обязательные для осуществления полномочий данного ведомства являются директивными и для выше представленного подразделения. В первую очередь, это Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Предметом деятельности и целями создания больницы является оказание муниципальных услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных в ч. 1 п.12 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в сфере здравоохранения [38].
Основной локальный нормативный акт больничного учреждения: Устав бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Пионерская районная больница» от 20.11.2013 года.
БУ ХМАО-Югры «Пионерская районная больница» — лечебно-профилактическое учреждение, которое обслуживает территорию с численностью населения 12 846 человек и имеет в своём составе стационар на 123 койки, дневной стационар на 60 койко-мест и поликлинику на 617 посещения в смену [40].
В состав БУ «Пионерская районная больница» входя три врачебные амбулатории — Алябьевская, Малиновская, Таежная.
Структура БУ ХМАО-Югры включает в себя:
главный врач и аппарат управления;
бухгалтерия;
информационно-технический отдел;
контрактная служба;
отдел правой и кадровой работы, организационно-методический отдел; планово-экономический отдел;
поликлиника;
терапевтическое отделение поликлиники, обслуживающее 3 участка;
зубопротезный кабинет;
лечебно-диагностическое отделение;
дневной стационар при поликлинике на 60 койко-мест;
амбулатории: Алябьевская, Малиновская, Таежная;
приемное отделение;
детское поликлиническое отделение;
хирургическое отделение стационара;
терапевтическое отделение стационара;
отделение анестезиологии-реанимации; отделение скорой медицинской помощи;
отделение паллиативной медицинской помощи;
отдел лекарственного обеспечения;
центральное стерилизационное отделение;
административно-хозяйственная часть, пищеблок, прачечная.
Временно исполняющий обязанности главного врача больничного учреждения с 19 августа 2021 г. — Крупин Анатолий Владиславович.
Целью учреждения является осуществление медицинской деятельности на территории поселка городского типа Пионерского Советского района.
Для достижения своих целей учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
Первичная медико-санитарная помощь.
Специализированная медицинская помощь.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь.
Паллиативная медицинская помощь.
Медицинская экспертиза.
Медицинские осмотры и медицинские освидетельствования,
Фармацевтическая деятельность: приобретение, хранение, отпуск, изготовление лекарственных средств и изделий медицинского назначения для собственных нужд.
Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Заготовка и хранение донорской крови и (или) ее компонентов.
Таким образом, районная больница обеспечивает оказание основных видов квалифицированной и специализированной стационарной и поликлинической помощи населению всего района.
Важная роль принадлежит в усилении профилактической направленности в деятельности учреждений здравоохранения района путем более полного охвата населения различными видами медосмотров.
Поликлиника районной больницы является лечебно-профилактическим центром, обеспечивающим квалифицированную и специализированную консультативную помощь больным, направляемым из других лечебных-профилактических учреждений района. Кроме того, районная больница оказывает медпомощь населению районного центра и приписного участка, а также населению всего района по тем специальностям, которые не представлены в районных и участковых больницах и двух амбулаториях.

2.2 Система социальной работы с детьми и подростками для преодоления негативных явлений в молодежной среде в БУ «Пионерская районная больница»

В системе социальной работы с детьми и подростками в стране для преодоления негативных явлений в молодежной среде максимально задействованы, как уже указывалось ранее, медицинские и поликлинические учреждения.
Зачастую именно на приеме в поликлинике или при госпитализации ребенка (подростка) в больничное учреждение, выявляются его склонности к вредным привычкам (курению, употреблению спиртных напитков, использованию наркотических веществ и т.д.)
Отделения и кабинеты медико-социальной помощи при детских поликлиниках основной акцент делают на медико-социальном патронаже неблагополучных семей, детей, находящихся в трудных жизненных условиях и детей-сирот.
При этом больше значение имеет выявление поведенческих нарушений и различных форм проявления социального неблагополучия в семьях, находящихся с социально — опасном положении, профилактику суицидальных тенденций у детей и подростков.
Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Пионерская районная больница» — не исключение.
Структурным подразделением БУ «Пионерская Районная Больница» является детское поликлиническое отделение, в составе которого функционирует подростковый кабинет.
В детском поликлиническом отделении ведется регистр семей и детей, попавших в неблагоприятные условия жизни, проводится обеспечение межведомственного взаимодействия по охране жизни и здоровья детей.
В отделении подростки могут записаться на консультацию к подростковому акушеру-гинекологу, урологу-андрологу.
Основными задачами работы с детьми и подростками, в целях предотвращения нежелательных проявлений, является выявление факторов риска развития соматической патологии, проведение скрининговых обследований, информационная поддержка мер, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни.
Сегодня не вызывает сомнений значимость комплексного подхода к решению проблем охраны репродуктивного здоровья подростков и их сексуального образования, формирования ответственного контрацептивного поведения.
Обязательным условием эффективности такой работы является совместная деятельность медицинских работников, социальных педагогов и психологов, прошедших необходимую подготовку по психологии общения и методике консультирования.
Правовое основание: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации» от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
Основаниями для выделения подросткового возраста в медицинских целях служат следующие его особенности: морфологические, физиологические, психологические, социальные, клинические [12, 27].
В этом возрасте окончательно реализуется индивидуальная генетически детерминированная программа развития организма с формированием определенного конституционального типа.
Особенности подросткового периода заключаются в определенных физиологических и психологических проявлениях (рисунок 2).

Рисунок 2 — Особенности подросткового периода
Целью работы педиатрического подросткового отделения БУ «Пионерская Районная Больница» является:
оценка состояния здоровья подростка, его социальных возможностей на основе медицинской, социальной, педагогической информации о нем;
разработка программ профилактики расстройств соматического, репродуктивного, психического здоровья, программ медицинского наблюдения, лечения, коррекции, оздоровления, реабилитации и контроля своевременности, объема, качества и эффективности медицинской помощи подросткам.
Исходя из этого, алгоритм работы специалистов подросткового кабинета БУ «Пионерская Районная Больница», помимо непосредственной работы с самими детьми и подростками, при реализации данной практики следующий:
1. Выявление алкозависимых граждан в семьях, где воспитывается ребенок.
2. Мотивирование на здоровый образ жизни алкозависимых членов семей, на длительное стационарное лечение путем убеждения и проведения бесед и др.
3. Взаимодействие со специалистами медико-социальной реабилитации и психоневрологического диспансера.
4. Разъяснение гражданам, какие анализы ему надо пройти, что с собой взять для длительного нахождения в центре реабилитации.
5. Взаимодействие с реабилитационным центром и родителем по временному помещению детей в учреждение на период прохождения реабилитации родителей.
6. Сопровождение в медицинскую организацию членов семей (с территории проживания в муниципальных образованиях) специалистом участковой службы, а из районного центра до места назначения сопровождение педагогом-психологом, если требуется помощь инспектора ОДН, то привлекается данная служба.
7. Психологическая поддержка семьи.
Сопровождение семьи несовершеннолетнего в БУ «Пионерская Районная Больница» начинается тогда, когда после прохождения курса реабилитации организовывается специальный консилиум специалистов- экспертов с приглашением субъектов профилактики, на котором решается вопрос о возврате ребенка в семью.
Далее процесс организации данной работы состоит в том, что в обязательном порядке составляется план сопровождения семьи, где есть ребенок или подросток, подверженный влиянию негативных факторов внешней среды.
Основной задачей определяется психолого – воспитательная работа, направленная на восстановление детско-родительских отношений).
Распространение опыта (ребенок принимает участие в мероприятиях, где пропагандируется здоровый образ жизни (далее -ЗОЖ) [31, c.48].
В ходе проведения совместных рейдов с органами опеки и попечительства, социальным педагогом из школы (детского сада) изучаются условия проживания несовершеннолетних в семье, проводится разъяснительная работа по вопросам содержания и воспитания детей, их безопасного проживания.
Официальный сайт больничного учреждения используется также в целях профилактики негативных проявлений современной молодежной среды у детей и подростков, в частности, на одной из ее страниц опубликована статья «Профилактика репродуктивного здоровья у подростков и раннее выявление заболеваний», с которой могут ознакомиться не только родители несовершеннолетних, но и сами подростки. (Приложение 1).

2.3 Направления совершенствования социальной работы с детьми и подростками для предотвращения воздействия негативных факторов внешней среды

На сегодняшний день в России имеются различные специальные социальные учреждения, в которых проводится перевоспитательная, реабилитационная работа с дезадаптированными детьми и подростками.
Для перевоспитания и исправления используются такие технологии, как трудотерапия, образовательный процесс, культурно-досуговая деятельность, воспитательное воздействие коллектива, индивидуальная работа.
В настоящее время сложилась широкая разноведомственная сеть социальных учреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитацией дезадаптированных подростков:
Социально-реабилитационные учреждения.
Социальные приюты.
Центры социально-педагогической реабилитации.
Областные центры реабилитации, включающие сеть центров социальной защиты и адаптации подростков.
Центры психологической и социальной службы.
Центры педагогической коррекции.
Центры социально-педагогической реабилитации на базе вечерне-сменных школ.
Подростковые клубы, досуговые центры и молодежные объединения.
Государственные и негосударственные центры по работе с семьей.
В своей деятельности такие учреждения опираются на коррекционно-развивающие программы, в основе которых лежит:
1. Комплексный подход к диагностике и реализация потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
2. Индивидуализация и вместе с тем дифференциация подходов к обучению и воспитанию детей с проблемами в обучении.
3. Вариативность в выборе форм организации обучения и воспитания детей данной категории.
4. Ранняя медико-психолого-педагогическая диагностика и коррекция нарушенных психофизиологических функций детей и социальной дезадаптации.
5. Коррекционная направленность обучения и воспитания.
Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует его наиболее полному развитию, а в последующем его нормальной адаптации в обществе, предупреждению отклоняющегося развития.
Основными задачами социально-реабилитационных центров, решаемыми в процессе психолого-педагогической реабилитации, являются осуществление комплексной медико — психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и др., а также выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка, выбор мер психо-коррекционного воздействия на его личность.
В процессе деятельности таких центров лежат:
осуществление практической психолого — педагогической реабилитации детей «группы риска»;
преодоление явлений школьной и социальной дезадаптации, развитие познавательного интереса;
разработка, апробирование и внедрение новых подходов к учебно-воспитательному процессу;
обеспечение социально-правовой защиты подростков;
обобщение опыта практической психолого-педагогической реабилитации детей «группы риска» в условиях специализированного общеобразовательного учреждения.
Воспитательные программы различных социальных учреждений России по работе с подростками-девиантниками разработаны на основе единой программы, целью которой является создание условий для освоения, усвоения и присвоения подростками культуры жизнедеятельности.
В первую очередь имеют значение целевые установки программ, во-вторых, содержание программы предполагает включение живого опыта подростка-девианта, являющегося исходной точкой для организации деятельностного подхода.
В-третьих, в процессе формирования таких программ основным способом воспитания и обучения девиантных подростков является планирование совместной деятельности педагога и подростка по решению социально-психологических проблем, в результате которого получается индивидуальный результат подростка с качественными показателями.
Что касается образовательных и медицинских учреждений, их коллективы, должны являться инициатором, реализаторами и экспертом инновационного поиска специалистами способов предотвращения влияния негативных факторов молодежной среды на каждого отдельно взятого ребенка.
В этом направлении деятельности особое внимание должно работе с семьями, казавшимися в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.
На основании Семейного кодекса РФ при угрозе жизни и здоровью ребенка органы опеки и попечительства должны изымать ребенка из семьи, при этом незамедлительно следует обращаться в суд с иском о лишении или об ограничении родителей в родительских правах [8].
С целью улучшения психологической обстановки в семьях повсеместно организовываются семейные клубы и площадки.
Семейные клубы должны предоставлять родителям и детям площадку для совместного проведения досуга и общения, позволяющего развивать детско-взрослые общности, участвуя в совместном художественном творчестве, труде, добротворческих делах, на благо себе и другому.
Должны создаваться и активно функционировать семейные клубы. Они есть, но работают еще в недостаточном количестве, охват семей, где растут дети, должен быть полный.
В клубах организовываются семейные мастерские и семейные вечера; выставки работ детей и родителей по декоративно-прикладному и художественному творчеству.
Еще одним направлением семейного клуба должно становиться проведение семейных праздников «День Здоровья»; «Новый год — семейный праздник» и т. д.
В результате использования такого рода комплексных интерактивных программ с применением технологии «равный равному», согласно проведенным исследованиям, у несовершеннолетних отмечается целый ряд положительных изменений в поведении и физическом состоянии:
расширение творческого потенциала;
переориентация жизненных ценностей семьи;
формирование личностных, познавательных, коммуникативных умений, навыков профессиональной деятельности, межличностного общения и сотрудничества.
Органы исполнительной власти муниципальных образований в РФ совместно с органами здравоохранения должны разбираться в причинах, вызывающих воздействие на детей и подростков негативных факторов внешней среды, обеспечить разработку мероприятий по улучшению социальной обстановки в регионе, безопасных условий проживания и устранение причин, приводящих к различным нежелательным проявлениям в молодежной среде.
Необходимо отметить также следующий аспект. Для формирования положительного имиджа социальных учреждений в целях частого обращения родителей ребенка, подверженного негативным влияниям молодежной среды, за социальной помощью.
Практика показывает, что данное направление работы должно широко развиваться и освещаться в социальных сетях и в целом в СМИ; недостаточно опираться на материальное оснащение учреждения или на качество предоставляемых услуг, необходимо эффективное размещение необходимой информации об учреждении.
Не менее важным является человеческий фактор, а именно положительные личностные качества и профессиональная компетентность сотрудников учреждения.
Такие характеристики, которыми должен обладать специалист по социальной работе, как гуманитарная образованность, коммуникативная механика, нравственная надежность, искусство психо-технолога повышают имидж учреждения.
Популяризация системы предоставления социальных услуг, проведение PR-мероприятий, определение структуры менеджмента имиджа, формирование системы стимулов – все это методы, которые повышают имидж учреждений социальной защиты, что положительно влияет и на самих граждан, их социальную активность в получении тех или иных услуг.
Это особенно важно в нашем обществе, так как все государственные и муниципальные услуги предоставляются только на добровольной основе, и здесь важно доверие со стороны населения органам, их оказывающим.
Выделим основные требования, предъявляемые к технологиям социальной работы с детьми:
1. Выявление и пресечение причин, которые порождают проблемы в их поведении.
2. Практическое содействие в реализации прав и законных интересов детей, обеспечению возможностью самовыражения и предупреждение отстранения их от активной жизни.
3. Соблюдение равенства всех детей в получении социальной помощи и услуг.
4. Выявление индивидуальных потребностей детей в оказании социальной помощи и обслуживания.
5. Использование новых технологий социальной работы, которые направлены на удовлетворение потребностей и нужд данной категории.
В заключение хотелось бы отметить важность правового регулирования сферы воспитания подростков, наиболее подверженных негативному влиянию внешней молодежной среды, во избежание нежелательных последствий в виде совершенных несовершеннолетними преступлений и правонарушений общественного порядка.
Необходима более строгая регламентация данного поля деятельности образовательных учреждений и медицинских организаций в правовой системе страны.
Психологическая работа с детьми и подростками, как фактор преодоления негативных явлений в молодежной среде, должен проводиться строго в соответствии с федеральными законами, включая Семейный кодекс Российской Федерации. Как уже было обозначено выше, Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» является основополагающим в данной работе.
Надо отдать должное, работа в совершенствовании правовой регламентации социального взаимодействия с детьми и подростками, как фактора преодоления негативных явлений в молодежной среде, все время ведется. Например, в настоящее время на рассмотрении в государственной Думе Российской Федерации находится Законопроект № 333901-8 (включен в примерную программу решением Совета Государственной Думы на июнь 2023 года) «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
Исходя из задач и целей исследования в рамках данной выпускной квалификационной работы, автором предлагается внесение изменений в правовую базу социального взаимодействия с детьми и подростками, как фактора преодоления негативных явлений в молодежной среде, в частности, в Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Содержание мер воспитательного характера получило законодательное закрепление в КоАП Российской Федерации и безапелляционно подтверждает их превентивную направленность как основную сущность.
Данный аспект обосновывает целесообразность включения указанных мер в систему индивидуально-профилактических средств в рамках совершенствования законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В этой связи предлагается перечень мер индивидуальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних закрепить в Федеральном законе от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», включив меры воспитательного воздействия в качестве отдельной видовой категории и определив их как меры воспитательного воздействия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях несовершеннолетних в Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В борьбе с социально-негативными явлениями в молодежной среде очень важна совместная деятельность не только системы образования, но и государственных, общественных структур с формированием специальных программ, в том числе по охране здоровья обучающихся.
Несомненным преимуществом профилактической работы в молодежной среде является осведомленность детей и подростков о вреде наркотиков, алкоголя, курения на здоровье человека и общества в целом.
Государственное управление сферой социальной помощи, социального обслуживания и социального страхования в комплексе имеет основополагающее значение для российского государства.
Здесь немаловажное значение имеет эффективное взаимодействие не только с детьми и подростками, а социальная работа с семьями, где они воспитываются.
Данное направление работы, в целях предотвращения влияния негативных факторов молодежной среды на детей и подростков является важнейшей составляющей социальной политики государства.
Оно направлена на предоставление каждому члену такой семьи, в первую очередь, детям, социальных, юридических гарантий и реальных возможностей для реализации его прав для обеспечения уровня жизни, необходимого для нормального существования, развития личности и воспроизводства.
Основные задачи российского государства в области поддержки и защиты детей в настоящее время заключаются в следующем:
1. Оказание консультативной, психолого-педагогической помощи родителям и детям по проблемам личностных и межличностных взаимоотношений.
2. Выявление и актуализация ресурсов родителей, организация обучения членов семьи знаниям и навыкам, необходимых для развития и социализации детей, находящихся в социально – опасном положении и оставшихся без попечения родителей.
3. Профилактика социального сиротства.
4. Объединение общественности для решения проблем семей с детьми.
Решения этих задач можно достичь следующим образом:
1. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей (родных, приемных, опекунов).
2. Реализация совместных творческих идей.
3.Психологическая поддержка всех семей, где есть несовершеннолетние дети.
4. Распространение положительного опыта родителей в воспитании детей; информирование населения через СМИ, издание пособий, брошюр.
Выделим основные требования, предъявляемые к технологиям социальной работы с детьми и подростками:
1. Выявление и пресечение причин, которые порождают проблемы.
2. Практическое содействие в реализации прав и законных интересов детей, обеспечению возможностью самовыражения и предупреждение отстранения их от активной жизни.
3. Соблюдение равенства в получении социальной помощи и услуг.
4. Выявление индивидуальных потребностей детей в оказании социальной помощи и обслуживания.
5. Использование новых технологий социальной работы, которые направлены на удовлетворение потребностей и нужд детей и подростков.
Отделения и кабинеты медико-социальной помощи при детских поликлиниках основной акцент делают на медико-социальном патронаже неблагополучных семей, детей, находящихся в трудных жизненных условиях и детей-сирот, выявлении поведенческих нарушений и различных форм проявления социального неблагополучия в семьях, профилактику суицидальных тенденций у детей и подростков.
Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Пионерская районная больница» — не исключение. Структурным подразделением БУ «Пионерская Районная Больница» является детское поликлиническое отделение, в составе которого функционирует подростковый кабинет.
В детском поликлиническом отделении ведется регистр семей и детей, попавших в неблагоприятные условия жизни, проводится обеспечение межведомственного взаимодействия по охране жизни и здоровья детей.
В отделении подростки могут записаться на консультацию к подростковому акушеру-гинекологу, урологу-андрологу.
Коллективы образовательных и медицинских учреждений, учебно-методических центров развития социального обслуживания в РФ должны являться инициатором, реализатором и экспертом инновационного поиска специалистами способов предотвращения влияния негативных факторов молодежной среды на каждого отдельно взятого ребенка.
В заключение автор выражает надежду, что государство и впредь будет уделять достаточное внимание комплексу проблем, связанных с негативными явлениями в молодежной среде, и в целом социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении, тем самым обеспечивая его существование в будущем и закладывая фундамент для возрождения России как великой мировой державы.
Действующее законодательство в анализируемой сфере нуждается в планомерном совершенствовании, а достичь данной цели можно, кроме прочего, посредством имплементации в него изменений, предложенных в рамках настоящего исследования.
Работа в совершенствовании правовой регламентации социального взаимодействия с детьми и подростками, как фактора преодоления негативных явлений в молодежной среде, все время ведется.
Например, в настоящее время на рассмотрении в государственной Думе Российской Федерации находится Законопроект № 333901-8 (включен в примерную программу решением Совета Государственной Думы на июнь 2023 года) «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
Исходя из задач и целей исследования в рамках данной выпускной квалификационной работы, автором предлагается внесение изменений в правовую базу социального взаимодействия с детьми и подростками, как фактора преодоления негативных явлений в молодежной среде, в частности, в Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Содержание мер воспитательного характера получило законодательное закрепление в КоАП Российской Федерации и безапелляционно подтверждает их превентивную направленность как основную сущность.
Данный аспект обосновывает целесообразность включения указанных мер в систему индивидуально-профилактических средств в рамках совершенствования законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В этой связи предлагается перечень мер индивидуальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних закрепить в Федеральном законе от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», включив меры воспитательного воздействия в качестве отдельной видовой категории и определив их как меры воспитательного воздействия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях несовершеннолетних в Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Нормативные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. — 1998.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. – 1993.
3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями на 4 октября 2022 года) // Российская газета. 2020 4 июля. № 144 (8198).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (с изменениями на 28 июня 2022 года) // СЗ РФ. – 05.12.1994.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 20 29.12.1995 № 223-ФЗ // СЗ РФ. — 01.01.1996. — № 1. — ст. 16;
6. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.07.1999 ред. 14.07.2022 г.) Российская газета, № 142, 23.07.99 г.
7. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с изм. и доп. от 17.02.2021 N 10-ФЗ)
8. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ
9. Федеральный закон № 424-ФЗ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения 27.03.2023 г.).
10. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»[Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/?ysclid=le73yz5wki157780434 (дата обращения 27.02.2023 г.).
11. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 24 апреля 2020 г.)// Официальный интернет-портал правовой информации. URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102060520&intelsearch (дата обращения: 09.01.2023).
12. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 31, ч. I, ст. 3451.
13. Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (ред. 29.12.2020) // СЗ РФ. — 01.01.2018. — № 1 (Часть I). — ст. 2.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вступило в силу с 1 сентября 2015 г.) // Российская газета. 27 мая. 2014 г.
15. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях» [Электронный ресурс]: Доступ из справочно- правовой системы «Консультант Плюс». URL: «https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158224/6df65e5939d5fc7426950f740f03eab63e24bd9b/?ysclid=lgp8v703y2141842870 (дата обращения 27.02.2023 г.).

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф