Скоро защита?
Меню Услуги

Социальная сфера муниципального образования и пути её совершенствования (на примере сферы культур и досуга городского округа Красногорск). Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


Глава 2. АНАЛИЗ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ДОСУГА НА ПРИМЕРЕ Г. О. КРАСНОГОРСК

2.1. Характеристика сферы культуры и досуга г.о. Красногорск

 

Управление по культуре, делам молодежи, физической культуры и спорта реализует от имени Администрации на территории Красногорского района государственную политику в сфере культуры, направленную на сохранение исторического и культурного наследия, обеспечивающую необходимые условия для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу творчества, участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и учреждениями дополнительного образования детей, кинотеатрами, доступ к культурным ценностям и произведениям кинематографии.

Основные задачи деятельности управления культуры:

— сохранение и развитие сети муниципальных учреждений культуры с целью реализации государственной политики в сфере культуры на территории Красногорского района;

— определение целей и приоритетов в развитии культурной деятельности, музейного и библиотечного дела, народного творчества, дополнительного образования в сфере культуры на территории Красногорского района;

— разработка и реализация целевых программ социально- культурного развития Красногорского района;

— создание и развитие единого культурного пространства в районе, поддержка всех форм культурной самоорганизации населения;

— сохранение и развитие историко-культурного наследия района, использование его как фактора объединения различных слоёв и сил общества;

— поддержка и развитие библиотечного дела в Красногорском районе;

— сохранение и развитие лучших традиций национальной культуры;

— регулирование отношений собственности, финансовой и хозяйственной деятельности муниципальных учреждений культуры;

— формирование нравственной и гражданской позиций у подрастающего поколения и молодежи, потребности в их реализации.

Управление культуры администрации Красногорского района объединяет 47 муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования, в которых работают свыше 500 человек. Ежегодно проводится более 1500 мероприятий, которые посетило свыше полумиллиона человек, из них 1000 мероприятий для детей, которые посещает 130000 человек, работают 193 культурно- досуговых формирований, в которых занято 4000 человек.

В Красногорском района разработана и действует муниципальная программа Красногорского муниципального района на 2019-2023 годы «Культура» целью, которой является сохранение единого культурного пространства, обеспечение прав граждан на пользование услугами учреждений культуры, удовлетворение их культурных потребностей, повышение качества предоставляемых услуг в сфере культуры.

Основные направления деятельности управления культуры:

— Разработка и реализация целевых программ в сфере культуры;

— Организация и проведение массовых праздников и презентаций;

— Взаимодействие и сотрудничество с творческими союзами, общественными и концертными организациями, предприятиями и учреждениями, художественными салонами;

— Осуществление связей с общественностью и средствами массовой информации;

— Осуществление прямых тесных контактов с творческими людьми, работниками учреждений культуры района;

— Разработка сценариев и режиссура массовых праздников и презентаций;

— Организация и проведение художественно — изобразительных выставок, выставок декоративно — прикладного искусства, ярмарок народных промыслов;

— Консолидация стремлений и усилий художественной интеллигенции с целью сохранения культурного наследия страны;

— Выполнение заказов на живописные полотна(портреты, пейзажи, натюрморты);

— Организация и проведение историко — художественных, краеведческих выставок;

— Издание историко — художественного краеведческого альманаха «Красногорье».

Одним из главных факторов успешной работы органов государственного и муниципального управления в области культуры и культурно-досуговых учреждений, бесспорно, является обеспечение «диалога» с населением, для обеспечения культурно-досуговых нужд которого оно работает. Учет интересов, предпочтений и ожиданий населения позволяет не только скорректировать планы работы культурно-досуговых учреждений, но и выявить слабые места в работе и скорректировать их.

Поэтому сотрудники Комитета культуры Администрации города Красногорска раз в два года проводят опросы населения с целью выяснить уровень активности различных групп населения города в потреблении культурных благ, частоту посещения ими учреждений культуры, степень активности населения в участии в культурно-массовых мероприятиях, информированность населения о культурной жизни города, оценку жителями уровня городских культурно-массовых мероприятий, конкретные критические замечания и пожелания организаторам. Кроме того, приветствуются предложения населения организаторам мероприятий, в том числе в рамках празднования государственных и муниципальных праздников.

Полученные результаты анализируются, и на основании сделанных выводов составляется план мероприятий на следующие два года, в котором учитывается большая часть пожеланий горожан. Последнее исследование, проводившееся в прошлом году, позволило выявить новые культурные потребности горожан, которые нашли своё отражение в системе мероприятий по улучшению их досуга.

Как было сказано выше и как показали результаты исследования, основными конкурентами учреждений культуры в «завоевании» свободного времени горожан являются телевидение, социальные сети, заботы по дому, чтение книг, газет и пр. Активными конкурентами являются – прогулки на природе, рыбалка, сбор грибов и охота. Среди молодых горожан больше половины опрошенных посещают кафе, кинотеатры и дискотеки. И только пятая часть опрошенных предпочитает в свое свободное время посещать концерты, выставки и другие культурно-массовые мероприятия. Кроме того, жители малого города в свободное время занимаются творчеством (различные варианты рукоделия, участие в любительских театральных студиях) и спортом (плавание, тренажерный зал, различные групповые танцевальные и соревновательные занятия).

Жители, посещающие учреждения культуры раз в месяц и чаще – это постоянная аудитория учреждений культуры, «завсегдатаи». Следует отметить, что Комитетом культуры учреждениям рекомендовано использовать таких людей как средство распространения позитивной информации о культурно-досуговом учреждении до своих потенциальных посетителей. Также перед учреждением культуры ставится задача удерживать при помощи организации новых мероприятий и поиска новых способов проведения культурного досуга свою потенциальную аудиторию – жителей, посещающих учреждения культуры раз в два-три месяца и тех, кто никогда их не посещает.

Следует отметить, что среди тех, кто утверждает, что не посещает культурно-досуговые учреждения, много посещающих кинопоказы, выставки, концерты, танцевальные вечера и игровые программы. Такое расхождение в данных может свидетельствовать либо о том, что эти горожане предпочитают посещать общегородские массовые мероприятия вне стен КДУ (мероприятия на День города, День молодежи, День Победы и т.п.), либо о том, что население не идентифицирует КДУ с мероприятиями, которые в них проходят. Для того, чтобы преодолеть этот недостаток можно предложить следующее: увеличить количество (улучшить качество) информации в городских СМИ о специфике деятельности каждого конкретного учреждения, систематизировать уже накопленную информацию и сделать ее общедоступной, систематически проводить не только торжественные «открытие творческого сезона» и «отчетные концерты», но и «презентации» и «дни отрытых дверей» культурно-досугового учреждения.

Результаты исследования также показали зависимость потребления культурных благ с транспортной инфраструктурой района проживания, с наличием в нем учреждений культуры, с особенностями быта (частные дома, ведение натурального хозяйства), с информированием о предстоящих культурно-массовых мероприятиях.

Больше половины опрошенных жителей г.о. Красногорск узнают информацию о культурно-массовых мероприятиях в городе из местных СМИ (газеты, ТВ, радио), чуть меньше половины – из уличных афиш. Около 6 % опрошенных считают, что информации очень мало или ее нет вообще – это в основном жители отдаленных районов города (рис. 8).

Рис 8. Источники информирования горожан о культурно-массовых мероприятиях

Для всех опрошенных категорий населения существуют значительные расхождения между показателями информированности населения и показателями посещения населением учреждений культуры. «Знать-то знают, а не посещают». Для того, чтобы преодолеть эту разницу, необходима более активная работа по привлечению населения на мероприятия сферы культуры.

Интересно, что практически все, кто посещает учреждения культуры «редко» или «не посещает вообще», узнают о мероприятиях в сфере культуры из местных СМИ (газет/ТВ/радио) и считают уровень культурно-досугового обслуживания в городе «хорошим». В то время как большинство тех, кто посещает учреждения культуры «часто», считают уровень культурно-досугового обслуживания городского населения «удовлетворительным». Это с одной стороны свидетельствует о том, что с помощью местных СМИ можно в значительной мере поднимать рейтинг городских учреждений культуры, а с другой, что многие вопросы культурно-досугового обслуживания в городе требуют серьезной доработки.

Интересной представляется оценка жителями уровня городских культурно-массовых мероприятий. «Отличным» уровень культурно-массовых мероприятий в городе оценило 22% опрошенных. «Хорошим» уровень городских мероприятий считают 28 % респондентов. Почти половина опрошенных жителей (45%) оценивают уровень культурно-массовых мероприятий в городе как удовлетворительный. Низкую оценку уровню культурно-массовых мероприятий в городе дали 5 % всех опрошенных (рис. 9).

Рис 9. Оценка жителями уровня городских культурно-массовых мероприятий

 

Следует отметить, что возможностью высказать организаторам мероприятий свои предложения или конкретные критические замечания жители города пользуются очень активно. Эти комментарии горожан дают серьезный повод организаторам культурно-массовых мероприятий для размышления об эффективности культурно-досугового обслуживания населения. Все высказанные замечания можно условно поделить на три группы:

  • Необходимость расширения сферы культурно-досугового обслуживания населения.

– больше дискотек вне стен школ для школьников (до 14 лет);

– больше юмористических и веселых мероприятий;

– больше мероприятий для молодежи, чтобы развивали свои таланты;

– больше мероприятий для лиц пожилого возраста;

– побольше мероприятий для семейного отдыха, включая соревнования, конкурсы и тематические встречи.

  • Необходимость улучшения качества культурно-досугового обслуживания, установления диалога организаторов с населением:

– не нравятся конкурсы;

– очень мало принимают участие местные коллективы художественной самодеятельности и детские коллективы;

– больше приглашать приезжих артистов;

– привлекать к проведению мероприятий подростков и детей;

– до мероприятия предлагать программки;

– о мероприятиях сообщать заблаговременно;

– увеличить в городе количество постоянно действующих сцен;

– стимулировать жителей на активность в мероприятиях в качестве участников.

  • Необходимость учета социально-психологических факторов при организации мероприятий.

– разумный расход бюджетных средств;

– компактность вступительной части к мероприятию и ограничение на выступления представителей администрации;

– обеспечение прохождения интересных мероприятий в разных местах в разное время.

По результатам исследования была и определена степень активности населения в участии в культурно-массовых мероприятиях. Отношение к культурно-досуговым учреждениям и, соответственно, выбор максимально эффективных форм работы с населением показали, что большая часть жителей при посещении мероприятий «предпочитает просто смотреть и нигде не участвовать». А это должно значить, что наиболее популярными формами проведения мероприятий будут концерты, кинопоказы, выставки, а также формы «легкого участия» – например, дискотеки.

Жители, которые «иногда участвуют в интересных конкурсах и играх», требуют увеличения количества развлекательных и спортивных программ. Около 10% опрошенных готовы лично поучаствовать в организации мероприятия, выступить в концерте, принять участие в выставке – это те люди, на которых «держится» художественная самодеятельность в городе, это «опора» любого Дома культуры. Вместе с той категорией населения, которые «всегда с удовольствием участвуют в предложенных играх и конкурсах», они являются той движущей силой, которая «оживляет» аудиторию на любом культурно-массовом мероприятии.

Основываясь на полученных данных можно сделать вывод, что наибольшую удовлетворенность население города получит от комплексных мероприятий, включающих разнообразные формы досуга: например, от выставки, концерта, игровой программы, аттракционов, дискотек.

Выявление наиболее значимых и посещаемых форм организации культурного досуга привело к составлению их рейтинга. Как выяснилось, самыми популярными для посещения в городе являются концерты. На втором месте – дискотеки (посещают в основном жители в возрасте до 20 лет) и кинофильмы. На третьем месте по популярности – веселые конкурсы и игры, выставки народного творчества и мастер-классы. Это говорит о том, что эти формы организации досуга населения наиболее развиты в Красногорске.

Наименьшее количество голосов набрали мероприятия патриотической направленности. Самый низкий процент посещения таких мероприятий, по данным анкетирования, принадлежит возрастным группам «до 35 лет» – можно предположить, что культорганизаторам стоит или улучшить качество организации этих форм культурно-массовой работы, или разнообразить формы их подачи населению.

Результаты исследования дают возможность увидеть наиболее популярные формы организации досуга населения в малом городе. Задача учреждений культуры – не только чаще использовать наиболее популярные формы организации досуга для привлечения потенциальных посетителей, но и увеличивать популярность других форм организации досуга за счет разнообразия репертуара, новых идей, активнее привлекать самих жителей к организации той или иной формы досуга.

В ходе опроса жители г.о. Красногорск высказывают свое собственное мнение о том, количество (качество) каких городских мероприятий нужно увеличить. По данным опроса лидирует необходимость увеличения (улучшения качества) концертов, кинопоказов и кинолекториев, фольклорных праздников, среди молодежи – концертов рок-музыки и фестивалей альтернативного молодежного творчества. Кроме того жители Красногорска предлагают «проводить больше мероприятий, способствующих духовному развитию»; дискотек; мероприятий, направленных на утверждение крепких семейных традиций и мероприятий патриотического воспитания; спортивных мероприятий и конкурсы «народных талантов».

Поскольку общегосударственные праздники, такие как День Победы и День защитника Отечества, являются обязательными для организации во всех регионах, то сотрудники Комитета культуры активно выясняют, какие именно мероприятия могут прийтись по душе ветеранам и более молодым членам их семей. В ходе исследования были получены результаты от нескольких категорий участников.

Безусловно, мнения оказались различными. По мнению пенсионеров, необходимо устраивать вечера встреч ветеранов и молодежи, например, «От всей души»; следует отметить каждого ветерана всех войн на уровне предприятий, по месту жительства; хотелось бы увеличить концертный состав, включая туда агитбригады – устроить для пенсионеров настоящий праздник.

Средневозрастная часть жителей города предлагает организовывать спортивные и не только состязания среди мужчин города, конкурсы; предлагает наладить работу тира, увеличить количество спортивных соревнований, эстафет; считает необходимым организацию музея истории 20-го века.

Подростки и молодежь предлагают увеличить количество концертов молодежных и культовых групп, что тоже вполне объяснимо.

Подытоживая сказанное горожанами, нужно отметить очень рациональные предложения, касающиеся развития не только культурно-досуговых учреждений, но и культурной жизни города в целом. И задача сотрудников системы государственного и муниципального управления обязательно учесть все пожелания: и чествование ветеранов, и участие в этом молодежи с агитбригадами, и спортивные развлечения для мужчин, и, конечно же, организацию музея истории 20-го века, возможно даже на первых порах народными силами или в web-пространстве.

Предложения жителей г.о. Красногорск, высказанные относительно проведения праздника День Города можно разделить на две большие группы:

  1. Организационные моменты: бесплатный туалет круглосуточно; увеличение количества мест для сидения в центре, можно со столиками.
  2. Содержание праздника: чествовать или отмечать заслуженных горожан, замечательных людей города, организовать фотовыставки о них, отмечать в прессе; побольше артистов эстрады; активнее использовать местные коллективы художественной самодеятельности города и районов области; больше бесплатных мероприятий для детей младшего возраста; приглашать популярных артистов, которые действительно зажгут публику.

Следует отметить, что в рамках Дня города всегда разрабатывается разноплановая программа мероприятий, рассчитанная на интересы людей разных возрастов. В случае с городом Красногорск жителям города можно только порекомендовать внимательнее изучать программу мероприятий, выбирая для себя конкретно-интересующие направления: детские мероприятия, спортивные, концертные программы, а также активнее принимать участие в опросе общественного мнения. Организаторам же Комитетом культуры рекомендовано заблаговременно проводить опрос населения на предмет пожеланий по приглашенным на праздник артистам, конкретным мероприятиям.

Одной из форм организации культурного досуга в городе Красногорске является проведение ежегодного конкурса «Красногорск – территория творчества», в рамках которого оценивается креативная составляющая организации дворового пространства – украшение подъездов, придворовых территорий, газонов и палисадников. Конкурс проводится на протяжении трех лет и пожелания по его проведению можно разделить на две большие группы:

  • Информационное обеспечение и привлечение участников:

– улучшение освещения конкурса в СМИ;

– привлечение телевидения к объезду конкурсантов;

– оказание финансовой помощи желающим участвовать при подготовке, например, доставка почвы, цветочной рассады;

– фотовыставка лучших и передвижная фотовыставка;

– привлечение трудовых коллективов для благоустройства своих территорий;

  • Замечания к конкурсной комиссии:

– увеличение количества номинаций;

– увеличение призовых мест;

– увеличение количества объездов конкурсантов.

По утверждению Комитета культуры Администрации города Красногорска все пожелания будут учтены организаторами конкурса в планах на следующий период: конкурс будет более широко освещен в СМИ, будет организована фотовыставка, а лучшие работы войдут в подарочный буклет.

Предложения жителей г.о. Красногорск, полученные относительно проведения других крупных городских праздников, можно отнести к двум группам:

  • Организационные моменты: благотворительные мероприятия с полным отчетом для населения через прессу о расходовании собранных средств;
  • Конкретно-территориальные и тематические пожелания:

– больше разноплановых мероприятий – чтобы не повторялись;

– конкурс «А ну-ка, бабушки!»;

– ежегодное спортивное соревнование между школами, например, по лыжам или конькам;

– организация праздника День Отца;

– организация дней микрорайонов для большого круга зрителей.

В результате обработки данных исследования получен достаточный объем информации, позволяющий объективно оценить уровень культурно-досугового обслуживания населения города в соотнесенности с реальными потребностями горожан разных районов.

Полученные результаты дают возможность организаторам выявить наиболее действенные механизмы вовлечения населения в активную культурно-досуговую деятельность, а предложения горожан относительно организации различных мероприятий и крупных городских праздников – это прямое руководство к действию. Также полученные данные помогут в оценке уровня активности, особенностей культурно-досуговых интересов жителей конкретной территории города.

То, что почти половина жителей Красногорска, участвовавших в опросе, оценило уровень культурно-массовых мероприятий как «удовлетворительный» говорит о том, что руководителям культурно-досуговых учреждений и тем, кто реализует культурную политику в городе на более высоком уровне, нужна серьезная доработка деятельности. Принятие определенного единого официального Стандарта качества культурно-досугового обслуживания населения сможет стать первым шагом к повышению «народной оценки». А более активное использование различных нестационарных форм культурно-досугового обслуживания населения в значительной мере сможет решить проблему «неудовлетворенности» населения тех районов города, где отсутствуют культурно-досуговые учреждения.

 

2.2. Анализ управления соц сферой в г.о. Красногорск

 

В настоящее время сфера культуры, искусства и досуга как совокупность ценностей, традиций, условий для духовного развития человека является одним из основных ресурсов социально-культурного и социально-экономического развития государств, регионов и городов. Культурные ценности, нормы и предпочтения во многом определяют особенности социальной и производственной организации населения и оказывают существенное влияние на уровень социально-экономических достижений. Сфера культуры во многом несет на себе функцию обеспечения деятельности, воспроизводства и развития человеческого капитала.

Негативные стороны жизни общества, которые проявились в современный кризисный период, не обошли стороной и нестоличный регион, и малый город. В силу специфики их функционирования и менталитета горожан, здесь особенно сильно проявляется массовое замещение позитивных общественных идеалов антисоциальными (употребление алкоголя, бесцельное времяпровождение), потери в культурном наследии (уничтожение, а не реставрация памятников архитектуры, пришедших в ветхое состояние), замедление темпов модернизации и новаторства в культурной жизни – важнейших факторов саморазвития культуры и повышения активности населения.

Изменения, стремительно произошедшие в стране за последние полтора десятка лет, требуют новых подходов и моделей организации культурно-досуговой жизни населения. При этом именно сфера культуры, искусства и досуга является одним из ведущих ресурсов в распространении жизненноважных ценностей и формировании активной гражданской позиции человека.

Необходимые преобразования организации именно культурного досуга должны обеспечить преодоление негативных тенденций и сохранение всех положительных достижений в сфере культуры, учитывать специфику образования сети общедоступных учреждений культуры, многообразие их видов и организационно-правовых форм, условий хозяйственной деятельности и финансирования, а также других сторон функционирования.

Трудности и проблемы в сфере культуры, искусства и досуга Московской области и г. Красногорска во многом определяются проблемами российской социокультурной ситуации в целом. Неопределенность национальной идеологии, отсутствие выраженной государственной политики и её конкретизации в сфере культуры лишает ориентиров для деятельности всех субъектов культурного процесса. В то же время ряд трудностей обусловлен особенностями социального и культурного развития города (см. Табл.6).

Таблица 6.

Проблемы социокультурного развития г.о. Красногорск

Сфера развития Проблема
Культурный потенциал Недостаточно развит
Финансирование Отсутствуют эффективные механизмы привлечения внебюджетных ассигнований в сферу культуры, искусства и досуга
Культурные и досуговые традиции Нарушены, безучастное отношение части жителей к проблемам сохранения собственного культурного наследия
Культурно-массовая работа Недостаточное количество объектов культуры
Материально-техническая база основных учреждений культуры, искусства и досуга Изношена и не отвечает уровню заявленной индустрии. В плохом состоянии находятся инженерные коммуникации, благоустройство.

 

В то же время в регионе происходят процессы формирования общественного мнения, проявления коллективной инициативы, развития и реализации своих творческих способностей, связанные с осознанием жителями себя гражданами города, несущими ответственность за его настоящее и будущее. Повышение жизнеспособности региона во многом определяется сложившимися (и формируемыми) социальными и культурными установками жителей: инициативами в сфере предпринимательства и бизнеса, поддержанием порядка во дворах и домах, эстетического воспитания детей и т.д.

Деятельность отдельных культурно-досуговых учреждений, направленных на интеграцию в общество людей с различными возможностями, интересами, а также на борьбу с наркоманией, на пропаганду народного творчества, уже сейчас находит поддержку населения города.

Вместе с тем накопившиеся проблемы в сфере культуры, искусства и досуга значительно превышают возможности города по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на бюджетное финансирование, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Финансирование производится за счет средств бюджета, прежде всего, городов региона. Хотя, в частности, областной центр находится на данном этапе на грани банкротства и возможного внешнего управления. Недостаточность бюджетного финансирования требует активных поисков новых форм работы, приносящих доход.

Однако инновационные формы организации культурного досуга населения, подразумевающие взимание платы, не всегда оказываются эффективными в силу отсутствия желания горожан тратить деньги на что-то новое и непривычное, а порой и в силу отсутствия лишних средств.

Еще одной проблемой организации культурного досуга населения малого города является политика Управления образования, превратившего посещение культурно-досуговых мероприятий и учреждений в «обязаловку» как для детей, так и для педагогов. Посещение музеев и театров превращается в поход «для галочки» в отчете, сопровождаемом фотографиями «с места событий».

И последняя, на наш взгляд, проблема организации культурного досуга населения в анализируемом регионе – это недоступность большинства культурно-досуговых учреждений и объектов для массового посещения. В городе Красногорске существует более пятидесяти музеев. Общедоступными из них являются только три. Остальные музеи являются ведомственными и их посещение носит ограниченный характер в силу таких причин, как нахождение их на территории учреждений с пропускной системой, нахождения в них экспонатов, относящихся к ВПК, отсутствие постоянного экскурсовода из-за отсутствия финансирования и т.д. Большинство из этих музеев организованы энтузиастами, которые и осуществляют экскурсионное обслуживание. Информация о таких музеях, как правило, носит ограниченный характер и недоступна большинству горожан.

Подводя итог вышесказанному, мы можем выделить следующие проблемы в сфере культуры, искусства и досуга в Московской области и г. Красногорске:

– бюджетное финансирование по остаточному принципу;

– отсутствие механизмов привлечения в сферу культуры внебюджетных средств;

– нарушение, в том числе административными ресурсами, культурных традиций города;

– недостаточное количество объектов культуры;

– изношенность материально-технической базы имеющихся культурно-досуговых учреждений;

– пассивное отношений к культурному досугу самих граждан;

– перекос культурной политики администрации города в сторону принуждения к культурному досугу;

– недоступность, в том числе информационная, культурно-досуговых учреждений для горожан.

Выявленные проблемы позволяют нам детально проанализировать и дать оценку эффективности управления в сфере культуры, искусства и досуга в Московской области и городе Красногорске.

Следует отметить, что в сфере культуры невозможно измерить конечный результат деятельности, так как для нее не подходят критерии эффективности материального производства, а оценка может быть осуществлена только с субъективной точки зрения. Можно попробовать оценить, например, деятельность театра по количеству проданных билетов, но это не будет объективной оценкой эффективности управления этим театром. Посещаемость театра часто зависит от состава актерской труппы. Специфика деятельности актеров предполагает самоорганизацию и зависимость от режиссера, а не от художественного руководителя театра, тем более не от его директора.

Другими словами, если оценка эффективности управления в организации материальной сферы увязывается с экономическими показателями, то получение прибыли в сфере культуры, искусства и досуга – вторично.

По мнению, И.В. Васильковой [6], оценивать эффективность управления деятельностью учреждений культуры надо, прежде всего, с точки зрения достижения четко определенных целей и решения специфических задач для каждой конкретной организации на конкретном временном интервале. Кроме того, комплексная оценка эффективности управления в сфере культуры, искусства и досуга должна базироваться на следующей системе:

– оценка социальной эффективности;

– оценка экономической эффективности;

– оценка организационной эффективности;

– оценка технологической эффективности.

Для сферы культуры, искусства и досуга основной является именно социальная эффективность, так как создание учреждения, получающего бюджетное финансирование, обычно связано с необходимостью решения некой социальной задачи. Это может быть организация творческого социально значимого досуга населения; формирование навыков творческого мышления и творческой деятельности; организация массовых праздников и активных социальных взаимодействий; сохранение и передача нематериального культурного наследия. В рамках развивающегося города это может быть и просто организация внешкольной занятости подростков и культурного досуга молодежи в отдаленном строящемся микрорайоне. Социальную эффективность можно назвать индикатором, показывающим способность учреждения достигать поставленные перед ним социальные и общественно значимые цели, что напрямую зависит от управления этим учреждением.

Применение математического анализа к оценке эффективности управления в сфере культуры предполагает использовать следующие относительные показатели:

– индикатор разнообразия – количество творческих видов деятельности относительно выбранной идеальной модели;

– индикатор конкурсной деятельности – число участвующих в конкурсах относительно количества занимающихся или число номинантов относительно количества занимающихся;

– индикатор массовости – число постоянно занимающихся в клубе относительно количества возможных посещений.

В ряде регионов некоторые виды творческой деятельности являются особенно ценными и причисляются к ресурсам местной культурной индустрии. Эффективное управление предполагает поощрение этих направлений, определяемое регионом или соответствующим учреждением отдельно. На решение этой задачи направлена работа клубных подразделений, производящих коллективный творческий продукт. Например, концерты хореографических, музыкальных, хоровых коллективов дают их участникам уникальный опыт коллективного взаимодействия и коллективного успеха. Этот вид деятельности можно оценивать при помощи относительного индикатора коллективного творчества, вычисляемого как отношение числа подразделений, имеющих в результате деятельности коллективный продукт, к общему числу клубных формирований.

При оценке эффективности управления учреждениями, занимающимися сохранением и передачей нематериального культурного наследия необходимо определить, какие виды творческой деятельности, существующие или предлагаемые к развитию в данном учреждении, могут быть отнесены к традиционной народной культуре – нематериальному культурному наследию, сохранение которого важно для данного региона или страны в целом. Эффективность соответственно будет определяться организацией исследовательской работы и поиска артефактов, деятельности по популяризации этих видов среди населения.

Оценивать эффективность управления культурно-досуговой организацией по экономическим параметрам целесообразно только для организаций со смешанной формой финансирования – бюджетные средства и средства от собственной коммерческой деятельности. Учитывая, что в дотационном г.о. Красногорск перед организациями сферы культуры, искусства и досуга ставится первоочередная задача сокращения бюджетных расходов и перехода на принципы самофинансирования собственных проектов, индикатором эффективности управления может быть коммерческая активность, рассчитанная как отношение заработанных финансовых средств к бюджетным средствам.

Оценка эффективности управления, применимая ко всем учреждениям сферы культуры, искусства и досуга, напрямую связана с организационной эффективностью. При исследовании организационной эффективности следует выявлять следующие параметры:

– работает ли организация по современным кадровым технологиям;

– имеет ли она четкую структуру – утвержденные должностные инструкции, ясную форму учета и контроля деятельности;

– осуществляет ли компьютеризированный бухгалтерский и кадровый учет;

– имеет ли программу по работе с персоналом.

При математическом анализе организационной эффективности можно также применить индикатор отношения плана с фактом. Причем под планом следует понимать планы, как по основной социокультурной деятельности, так и любой другой внутриорганизационной, в том числе хозяйственной деятельности.

Индикатор план/факт достаточно точно отражает организационную эффективность, т. к. показывает умение коллектива организации выполнять поставленную задачу.

Эффективность управления в сфере культуры, искусства и досуга может оцениваться с точки зрения способности организации к эффективному использованию ресурсов в процессе преобразования их в результат деятельности – технологической эффективности. Оценка технологической, ресурсной эффективности имеет своей целью привить новую культуру «ресурсосберегающего» мышления, что также является необходимым условием для развития социального капитала. Под ресурсами в данном контексте понимаются финансовые, технические, организационные, человеческие ресурсы, а также применяемые технологии социокультурной деятельности.

При анализе технологической эффективности необходимо оценить:

– уровень образования и профессионального мастерства кадров;

– наличие авторских программ, обучающих тренингов и семинаров, собственных методических разработок, изданий, публикаций;

– участие в профессиональных научно-практических конференциях;

– степень новизны учебных программ и обновляемость репертуара творческих коллективов;

– поиск новых форм и тем при проведении массовых мероприятий;

– использование разработок данной организации в работе других коллективов;

– состояние материально-технической базы.

Таким образом, комплексная оценка эффективности управления в сфере культуры, искусства и досуга будет складываться из оценок эффективности функционирования культурно-досуговых организаций по социальному, экономическому, организационному и технологическому параметру. Безусловно, научная литература предлагает различные способы оценки эффективности управления в учреждениях нематериальной сферы, но, на наш взгляд, методика И.В. Васильковой подходит в данной ситуации лучше других и позволяет оценить управление в сфере культуры, искусства и досуга в Московской области и городе Красногорске максимально объективно.

 

2.3. Рекомендации по совершенствованию управления социальной сферой в г.о Красногорск

 

В условиях нестоличного региона и малых городов к сфере культуры, искусства и досуга относятся такие учреждения, как музеи, картинные галереи, театры и культурно-досуговые центры. Как учреждения культуры эти учреждения отвечают за возрождение культуры в современной России, снижение уровня которой очевидно. В обществе падает престиж образования, культуры, смещены ценностные ориентиры, очевидно преобладание материальных ценностей над духовными. Проблема усугубляется тем, что в современном обществе между культурой массовой и элитарной наблюдается противостояние, причем если в некоторых странах оно было разрешено путем взаимодействия и взаимопроникновения этих двух культур, то в России оно пока непреодолимо. Культурологи отрицают возможность компромисса между высоким и массовым искусством в России.

По определению, развлечения, которые предлагаются массовой культурой, легки для восприятия, направлены лишь на эксплуатацию человеческих эмоций, не заставляют задумываться о происходящем. В то время как восприятие продуктов культуры элитарной и получение удовольствия от них предполагает наличие определенного образования, специальной подготовки, а также работы души и ума. Высокая культура всегда развивалась таким образом, что ее деятели ориентировались на запросы привилегированных сословий. По мнению социологов и культурологов, учреждения высокой культуры не будут интересны и необходимы массе с «усредненным» уровнем развития вкусов и образования. В свою очередь, приверженцы высокой культуры твердо убеждены в истинной ценности культуры элитарной и не поощряют культуру «низкую».

В условиях нестоличного региона, как показывают опросы общественного мнения, культурный «продукт», предлагаемый вышеперечисленными учреждениями является наиболее востребованным. Это связано с широким охватом всех возрастных категорий мероприятиями различного уровня, обычно относительной территориальной доступностью, привлечением их коллективов к участию в общегородских и областных мероприятиях, актуальной необходимостью обеспечить внешкольную занятость детей и подростков, а также потребностью людей старшего возраста в творческой самореализации.

Анализ управления в сфере культуры, искусства и досуга на региональном и муниципальном уровне в Московской области и городе Красногорске позволил сделать выводы о наличии ряда проблем, которые, на наш взгляд, обусловлены как объективными причинами – бюджетным финансированием по остаточному принципу в рамках государственной политики и слабой развитостью механизмов привлечения в сферу культуры внебюджетных средств, так и человеческим фактором в структуре администрации региона.

Анализ управления в сфере культуры, искусства и досуга на муниципальном уровне (г. Красногорск) показал, что оно осуществляется достаточно эффективно. Начальник Комитета культуры города Красногорска – человек из творческой среды, знающий все проблемы вверенной ему сферы изнутри. Все подведомственные ему учреждения культуры и культурно-досуговой сферы функционируют вполне успешно, обеспечены профессиональными кадрами, творчески активны и пользуются популярностью у жителей города. Другими словами, в рамках имеющихся ресурсов и вверенных полномочий управление сферой культуры, искусства и досуга в городе Красногорске можно назвать достаточно эффективным. Единственной погрешностью, на мой взгляд, является недостаточная работа по привлечению внебюджетных средств. Хотя и в этом направлении работа также ведется. Сотрудники Комитета культуры периодически оформляют заявки на гранты и стараются участвовать в подобных заявках, которые оформляют другие учреждения и даже частные лица. Ведется активная работа с меценатами, но, по объективным причинам, сильно эффекта она не дает.

Управление в сфере культуры, искусства и досуга на региональном уровне (Московская область) менее эффективно и его анализ выявил большое количество недостатков, связанных в большей степени с человеческим фактором – недостаточной компетентностью сотрудников Управления культуры и архивного дела Московской области, несмотря на профессиональное образование в сфере культуры большинства из них.

Во-первых, очень много нареканий со стороны граждан вызывает попустительство чиновников, управляющих сферой культуры, при использовании административных ресурсов в нарушениях культурных традиций городов области. В частности, в городах области проходят пикеты и митинги против разрушения исторических зданий, против застройки торговыми центрами исторических зон. Усадьбы прошлых веков приходят в запустение и разрушаются, исторические здания перестраиваются с нарушением стилевой принадлежности и т.д. В частности, вопреки решениям и суда, и прокуратуры продолжается строительство торгово-развлекательного центра в охранной зоне объекта культурного наследия «Державинский мост». Боле того, в виду необходимости обеспечить рядом с торговым центром парковку автомобилей, была предпринята попытка снести еще один объект культурного наследия – здание начала IXX века. Снос был приостановлен только благодаря городским активистам, которые, при этом, публично оскорбляются представителями власти.

Специалисты Управления культуры и архивного дела не только не пытаются помешать бесчинствам городских и областной администраций, но и сами готовят документы, позволяющие выводить некоторые объекты из категории объектов культурного наследия. Таким образом, в области объектов культуры становится всё меньше.

Во-вторых, материально-техническая база уже имеющихся культурно-досуговых учреждений изношена и её обновлением никто не занимается. Результатом такого бездействия становится недоступность культурно-досуговых учреждений для горожан, порождающая пассивное отношение к культурному досугу.

В-третьих, необходимость бюрократических отчетов перед вышестоящими организациями привела к тому, что в культурной политике Управления культуры и архивного дела наблюдается явный перекос в сторону принуждения горожан к культурному досугу, что выражается в обязательных походах школьников в музеи, картинные галереи, театры по несколько раз в год. При этом интересы и возрастные предпочтения не учитываются. Например, на детский спектакль могут отправить старшеклассников и наоборот.

Материалы для написания практической части работы были собраны на базе муниципального автономного учреждения культуры «Драматический театр «Красногорский молодежный театр». На примере этого учреждения мы рассматривали, как реализуются принципы управления в сфере культуры, искусства и досуга в Московской области и г.  Красногорск. Эффективность управления в этом учреждении следует оценивать комплексно путем сложения таких оценок, как:

– оценка социальной эффективности;

– оценка экономической эффективности;

– оценка организационной эффективности;

– оценка технологической эффективности.

По каждой структурной составляющей этой системы нами были предложены рекомендации.

Организационная структура управления учреждением формируется исходя из его целей и закрепления основных функций и задач управления за каждым звеном организационной структуры.

Существующая организационная структура является линейно функциональной. В ней наряду с линейным управлением существует еще и функциональное, связанное с дальнейшей специализацией управленческого труда, например ведение плановых, учетных и контрактных функций. Функциональные службы управления в МАУК «Драматический театр «Красногорский молодежный театр» представлены административной, художественной и постановочной частями.

В учреждении существуют положения о каждом из подразделений, с прописанными основными задачами, структурой подразделений, их функциями, обязанностями, правами и ответственностью руководителей подразделений. Одним из важнейших пунктов обязанностей руководителей подразделений является не только знания в области нормативного законодательства по основной деятельности подразделений, но и знания организации труда и управления, знание основ трудового законодательства. На основе данных руководителю отдела прав и возлагаемой на него ответственности складываются его коммуникационные процессы: вертикальные и горизонтальные.

Изначальное создание, а потом и расширение, муниципального автономного учреждения культуры «Драматический театр «Красногорский молодежный театр» было обусловлено необходимостью организации культурного досуга населения. Исторически в здании театра находился кинотеатр, но технический прогресс сделал эту форму организации досуга второстепенной. Расширение города и строительство относительно доступного, по сравнению с центром, жилья привело к необходимости организации творческого социально значимого досуга; формирования навыков творческого мышления и творческой деятельности; организации массовых мероприятий; организации внешкольной занятости подростков и культурного досуга молодежи. С точки зрения выбранных нами в прошлом параграфе индикаторов, управление в этой сфере в муниципальном автономном учреждении культуры «Драматический театр «Красногорский молодежный театр» можно считать эффективным. Поставленные перед ним социальные и общественно значимые цели учреждение выполняет: гражданам предлагается разнообразный репертуар, рассчитанный на различные возрастные категории. Труппа театра регулярно выезжает с постановками в детские дошкольные и школьные учреждения не только в рамках города Красногорска, но и в другие города и населенные пункты Московской области. На базе театра регулярно проводятся мастер-классы поэтов, художников, актеров, персональные выставки профессиональных художников и фотографов, а также выставки работ начинающих талантов.

Учитывая, что муниципальное автономное учреждение культуры «Драматический театр «Красногорский молодежный театр» является организацией со смешанной формой финансирования, так как имеет средства от собственной коммерческой деятельности, мы можем оценить эффективность управления в нем по экономическим параметрам. Поставленная в регионе перед организациями сферы культуры, искусства и досуга первоочередная задача сокращения бюджетных расходов и перехода на принципы самофинансирования собственных проектов, индикатором эффективности решения которой является коммерческая активность, решается в рамках КДЦ, с одной стороны, весьма эффективно. Однако же, с другой стороны, подготовка мероприятий для определенного контингента (пенсионеров, матерей-одиночек и многодетных матерей, социально необеспеченных слоев населения) не позволяет делать цены на билеты на них выше фиксированного уровня, что приводит отношение заработанных финансовых средств к бюджетным средствам к не самым высоким цифрам.

Управление муниципальным автономным учреждением культуры «Драматический театр «Красногорский молодежный театр» с точки зрения организационной эффективности также можно назвать эффективным. Организация работает по современным кадровым технологиям; имеет четкую структуру – утвержденные должностные инструкции, ясную форму учета и контроля деятельности; осуществляет компьютеризированный бухгалтерский и кадровый учет. Пробелом можно назвать только отсутствие программы по работе с персоналом. Однако же, следует отметить, что коллектив организации выполняет поставленные задачи четко и в конкретные сроки.

Пожалуй, единственная сфера, не вызвавшая никаких нареканий в театре – это оценка технологической эффективности. Уровень образования и профессионального мастерства кадров в организации достаточно высок. В наличии имеются авторские программы, обучающие тренинги и семинары, собственные методические разработки и  публикации. Художественный руководитель коллектива участвует в профессиональных научно-практических конференциях. Репертуар театра постоянно обновляется, так же, как и учебные программы. Руководство и специалисты структурных подразделений находятся в постоянном поиске новых форм и тем при проведении массовых мероприятий. Кроме того, в рамках межведомственных конференций происходит обмен опытом, что позволяет использование разработок данной организации в работе других коллективов.

Таким образом, для повышения эффективности управления в сфере культуры, искусства и досуга на региональном и муниципальном уровнях в Московской области и городе Красногорске, на наш взгляд, следует рекомендовать следующее:

На региональном уровне:

– пересмотреть политику уничтожения исторических зданий в центре города ради строительства многоэтажного жилья, обратиться к опыту других регионов, в частности Москвы, где исторические здания сдаются в аренду предпринимателям и фирмам по символической стоимости в 1 рубль за квадратный метр с обязательством реставрационного ремонта, при котором внешний облик остается прежним, а внутри здание подвергается капитальному улучшению;

– изыскать средства на восстановление материально-технической базы культурно-досуговых учреждений городов и иных населенных пунктов региона, путем предоставления налоговых льгот представителям бизнес-кругов, готовым вкладывать средства в это восстановление;

– обратить внимание на необходимость поддержания культуры на должном уровне во всех населенных пунктах региона, путем финансовой и иной поддержки сельских домов культуры, самоорганизованных творческих коллективов и т.д.;

– не создавать препятствий творческим активистам, которые берут на себя ответственность и инициативу в поддержании уровня культуры в населенных пунктах региона;

– наладить интерактивную связь между гражданами и представителями учреждений сферы культуры, искусства и досуга и разрабатывать планы культурно-массовых и иных культурно-досуговых мероприятий с учетом мнения граждан и в соответствии с возрастной стратификацией.

На муниципальном уровне:

– ввести в штатное расписание Комитета культуры Администрации города штатную единицу ведущего специалиста, задачей которого будет являться привлечение внебюджетных средств;

– рекомендовать на замещение этой должности специалиста по фандрайзингу, в случае отсутствия специалистов такой направленности обеспечить сотруднику возможность повышения своей квалификации путем прохождения соответствующих курсов, предпочтительно за рубежом;

– в качестве одной из технологий для привлечения внебюджетных средств использовать такую форму работы с меценатами, как благотворительные аукционы.

На уровне муниципального автономного учреждения культуры «Драматический театр «Красногорский молодежный театр»:

– провести опрос мнения постоянных посетителей театра и жителей города с целью выяснить какие спектакли и мероприятия являются более востребованными и подготовить для вышестоящего органа обоснование необходимости приведения в соответствие действительности с высказанными пожеланиями;

– обратиться в Комитет культуры Администрации города Красногорска с просьбой пересмотреть штатное расписание всех подведомственных учреждений с целью рационального распределения творческих коллективов;

– направить коммерческую активность не на распространение билетов среди школ и жителей районов города, а на привлечение спонсоров, которые бы позволили не только снизить цену на билеты, но и, возможно, сделать посещение ряда мероприятий для жителей бесплатными;

– отказаться от формальных мероприятий, не представляющих интерес для большинства жителей города;

– заимствовать, а лучше – разработать программу по работе с персоналом, учитывающую специфику творческих коллективов, и внедрять её в повседневную практику.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение управления в сфере культуры, искусства и досуга подтвердило, что в настоящее время управление в этой сфере сталкивается с рядом проблем, обусловленных системным кризисом, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, не соответствие многих форм технологическому прогрессу, их устаревание, вытеснение одних форм другими и др.

В ходе выпускного квалификационного исследования в соответствие с целью – изучить организацию управления сферами культуры, искусства и досуга на региональном и муниципальном уровнях в Московской области и г. Красногорске и разработать рекомендации по повышению его эффективности – был поставлен ряд задач, который был выполнен в полном объеме:

– изучены специфические особенности сферы культуры, искусства и досуга;

– проанализированы формы и методы управления культурно-досуговой сферой;

– изучены особенности управления в сфере культуры, искусства и досуга;

– проанализированы специфика и проблемы культурно-досуговой сферы на уровне региона и муниципалитета (на примере Московской области и г. Красногорска);

– проанализированы эффективность управления в сфере культуры, искусства и досуга на примере конкретного учреждения культуры и выработаны рекомендации по его повышению.

В результате проведенного исследования был сделан ряд выводов:

  1. Формирующееся в настоящее время понимание культурно-досуговой сферы ориентировано на принципиально новое понимание культуры. В общепринятом бытовом понимании понятие «культура» сегодня трактуется не только как культурное потребление. Она рассматривается как живой культурно-творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, самоорганизация на почве культурно-досуговой деятельности и т.д. Произошло переосмысление функций культуры в обществе: теперь это не идеологическое воспитание и культурное обслуживание, а создание условий для развития культуры и человека. Культурный досуг, являясь важной составной частью культуры, сохраняя и совершенствуя сервисную функцию, меняет свое содержание.
  2. Управление культурой понимается зачастую как управление досуговыми формами активности горожан. Тогда как культура города может быть рассмотрена в контексте ее потенциала для создания особой символической среды горожан, как пространство взаимодействия элементов культурного наследия и современной культуры, как выражение особого стиля. При проведении адекватной культурной политики в российских регионах, культура города становится определенного рода интегратором, объединяющим горожан на основе единства исторической судьбы, общих ценностей, а также экономических интересов.
  3. Специфической особенностью управления культурно-досуговой сферой является наличие наряду с автором и исполнителем понятия интеллектуальной собственности на продукт интеллектуальной деятельности. В цивилизованной рыночной экономике продукт интеллектуальной деятельности имеет форму объекта интеллектуальной собственности, авторские права на которые принадлежат конкретному лицу или лицам и не могут быть использованы третьими лицами без разрешения правообладателя.
  4. Для южной части Центрального региона характерным видом города является именно малый город со слабым уровнем социально-экономического развития, но богатыми историческими и культурными традициями, сформированными на базе природно-этнических особенностей территории. В настоящий момент культурный досуг населения на региональном и муниципальном уровнях организовывается в нескольких формах:

– культурно-массовые (культурно-досуговые и информационно-просветительские) мероприятия;

– работа клубных формирований;

– работа по сохранению нематериального культурного наследия города.

  1. Являясь важной составной частью культуры, культурный досуг в малом городе имеет свои особенности. Они обусловлены менталитетом, инфраструктурой малого города, относительно небольшой территорией, меньшими доходами и т.д. Основной проблемой при организации культурного досуга в нестоличном регионе становится противоречие между потребностью в наполнении свободного времени какой-то информацией и деятельностью и отсутствием возможности к реализации этой потребности из-за недостатка финансовых средств или недостатка культурных учреждений.
  2. Одним из главных факторов успешного управления в сфере культуры, искусства и досуга является обеспечение «диалога» с населением, для обеспечения культурно-досуговых нужд которого оно работает. Учет интересов, предпочтений и ожиданий населения позволяет не только скорректировать планы работы культурно-досуговых учреждений, но и выявить слабые места в работе и скорректировать их. Возможностью высказать организаторам мероприятий свои предложения или конкретные критические замечания жители города пользуются очень активно.
  3. Можно выделить следующие проблемы организации культурного досуга населения малого города:

– бюджетное финансирование по остаточному принципу;

– отсутствие механизмов привлечения в сферу культуры внебюджетных средств;

– нарушение, в том числе административными ресурсами, культурных традиций города;

– недостаточное количество объектов культуры;

– изношенность материально-технической базы имеющихся культурно-досуговых учреждений;

– пассивное отношений к культурному досугу самих граждан;

– перекос культурной политики администрации города в сторону принуждения к культурному досугу;

– недоступность, в том числе информационная, культурно-досуговых учреждений для горожан.

  1. В сфере культуры невозможно измерить конечный результат деятельности, так как для нее не подходят критерии эффективности материального производства, а оценка может быть осуществлена только с субъективной точки зрения. Если оценка эффективности управления в организации материальной сферы увязывается с экономическими показателями, то получение прибыли в сфере культуры, искусства и досуга – вторично.
  2. Оптимальной для оценки эффективности управления в сфере культуры, искусства и досуга, на наш взгляд, является методика, предложенная И.В. Васильковой, согласно которой оценивать эффективность управления деятельностью учреждений культуры надо, прежде всего, с точки зрения достижения четко определенных целей и решения специфических задач для каждой конкретной организации на конкретном временном интервале. Кроме того, комплексная оценка эффективности управления в сфере культуры, искусства и досуга должна базироваться на оценке: социальной эффективности; экономической эффективности; организационной эффективности; оценка технологической эффективности.
  3. Анализ управления в сфере культуры, искусства и досуга на региональном и муниципальном уровне в Московской области и городе Красногорске позволил сделать выводы о наличии ряда проблем, которые, на наш взгляд, обусловлены как объективными причинами – бюджетным финансированием по остаточному принципу в рамках государственной политики и слабой развитостью механизмов привлечения в сферу культуры внебюджетных средств, так и человеческим фактором в структуре администрации региона.
  4. На основе проведенного анализа управления в сфере культуры, искусства и досуга был предложен ряд рекомендаций по повышению эффективности управления на трех уровнях: на региональном, на муниципальном и на локальном уровне муниципального автономного учреждения культуры «Драматический театр «Красногорский молодежный театр».

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Аванесова Г.А., Астафьева О.Н, Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. – М, 2017.
  2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань, 2018. – 233 с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 2018.
  4. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 2017.
  5. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 2017.
  6. Василькова И. В. Эффективность деятельности учреждений культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2018. – № 2. – С. 8–16.
  7. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 2018.
  8. Воловик А.Ф., Воловик В.А., Педагогика досуга: Учебник. – М.: Флинта, 2018. – 240 с.
  9. Воспитательная деятельность клубных учреждений. – М: НИИ культуры, 2016.
  10. Высокая культура избавит нас от нищеты // Встреча. – 1997. – №12. – С.4-6.
  11. Гончаров М. Эмоциональное здоровье – главная причина благополучия или 10 полезных привычек // Психологи: сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.b17.ru/article/emotional_health_-_10_tips/ (дата обращения 10.07.2021).
  12. Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов. / Аналитический обзор. – М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 2017.
  13. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. – М: Профиздат, 2020.
  14. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. – М., 2016. – № 7. – С.10-13.
  15. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2016.
  16. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. – М.: Экономика, 2019.
  17. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспектпресс, 2018.
  18. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. – М.: НГИК, 2017.
  19. Жарков А.Д. Организация культпросвет работы: Учебное пособие. – М.: «Просвещение», 2019.
  20. Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. – Л., 2019. – 187 с.
  21. Звиревич В.Т., Философия древнего мира и средних веков: Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2017. – 416 с.
  22. Иконникова С.Н. Диалоги о культуре. – М.: Наука, 2018.
  23. Каган М.С. Философия культуры:/ М. Каган // сб. трудов. – СПб, 2020.
  24. Калинин И. Клубные парадоксы // Встреча. – 2016. – №5. – С.19-21.
  25. Калинин И. Клубный клубок // Встреча. – 2018. – №6,№7. – С.13-15.
  26. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. – М.: МГУК, 2018.
  27. Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учебное пособие /Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников; Рос. акад. образования, Центр соц. педагогики, Моск. гос. ун-т культуры. – М., 2015. – 136 с.
  28. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект / ВНИК АПН СССР. – М., 2019.
  29. Клуб: Культура досуга. – М.: Профиздат, 2018.
  30. Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В.А. – М.: Просвещение, 2020.
  31. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. – М.: НИИ культуры, 2018.
  32. Константинова А.И. Игровой стретчинг. – С.-Пб.: Аллегро, 2016.
  33. Котельникова Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России. Социология культуры, духовной жизни: Автореф. дис. канд. социол. наук. – Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т, 2016.
  34. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2019.
  35. Культура духовных запросов личности. – Киев: Высшая школа, 2020.
  36. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. – М.: Издательство МГУК, 2019.
  37. Мансуров Н.С. Теоретические предпосылки программирования развития личностной активности. – М.: Просвещение, 2016.
  38. Массовая культура / Под ред. К.3. Акопяна, А.В. Захарова и др. – М., 2017.
  39. Менеджмент организаций: теория и практика: учеб. пособие / Л.И.Авдеева, О.К. Казакова, Т.Я. Локшина, В.В. Солопихин, И.С. Лагутина. – Донецк: ДонНУ, 2020.
  40. Мосалев Б.Г. Досуг. – М.: Изд-во МГУК, 2015.
  41. Никифорова Е. Перестали работать на глазок. // Клуб. – 2018. – № 10. –С.23-25.
  42. Николаева Т.Н. Демократизация деятельности клубов в процессе перестройки: Автореф. дис…канд.пед.наук / МГИК. – М., 2019.
  43. Новаторов В.Е. Организаторы досуга. – М.: Сов. Россия, 2018.
  44. Нужнова Н.М. Методы организации зрелищно-игрового досуга: Учеб. пособие. – Улан-Удэ, 2020.
  45. О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб. – М., 2020. – №7. – С.10-13.
  46. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 2020.
  47. Пименова В.Н. Свободное время в социалистическом обществе / В.Н. Пименова – М., 2016 – 312 с.
  48. Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформации российского общества. – Саратов, 2020.
  49. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. // Под ред. Н.Д. Арутюновой. – М., 2017.
  50. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 2016-2000годов./ Российская газета. – 12 марта. – 2017. – С.2-3.
  51. Развитие личности // Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий./ Под. ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. – С.Пб.: Лениздат, 2017.
  52. Ромах О.В. Личность в культурной среде. – Тамбов.: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2018.
  53. Ромах О.В. Провинциальная культурная среда как фактор формирования досуга молодежи. – М.: МГУК, 2017.
  54. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи //Социс. – №1. – 2021. – С105-110.
  55. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. – М.,2020.
  56. Социология: Учебное пособие./ Под. ред. Тадевояна Э.В. – М.: «Знание», 2020. – С.141-163.
  57. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. – М.: Просвещение, 2019.
  58. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культпросвет работы: Учебное пособие. – М: «Просвещение», 2018. – 322 с.
  59. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. – М., 2019.
  60. Суртаев В.Я. Социология молодежного досуга/ В.Я. Суртаев. – СПб., Ростов-н/Д.: Изд-во «Гефест», 2018.
  61. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. – М: Просвещение, 2017.
  62. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие. – СПб., 2018.
  63. Федеральная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» на 2017-2019 годы / Российская газета. – 2017. – 27 июля. – С.2-3.
  64. Федотова Н.Г. Сфера культуры как стратегический ресурс региона // Вестник НовГУ. – Серия: «Гуманитарные науки». – № 63. – 2019. – С. 58–65.
  65. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону, 2018.
  66. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: учеб. пособие. – М., 2016.
  67. Шубина И.Б. Организация досуга и шоу-программ. – Ростов-на-Дону, 2016.

Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф