Скоро защита?
Меню Услуги

Социальная сфера муниципального образования и пути её совершенствования (на примере сферы культур и досуга городского округа Красногорск)

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
1.1. Сфера культуры, искусства и досуга, как часть социальной сферы
1.2. Формы и методы управления в сфере культуры, искусства и досуга, как части социальной сферы
1.3. Нормативно-правовое регулирование социальной сферы в РФ
Глава 2. АНАЛИЗ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ДОСУГА НА ПРИМЕРЕ Г. О. КРАСНОГОРСК
2.1. Характеристика сферы культуры и досуга г.о. Красногорск
2.2. Анализ управления соц сферой в г.о. Красногорск
2.3. Рекомендации по совершенствованию управления социальной сферой в г.о Красногорск
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день формирование и становление рыночных отношений невозможно без управления социальной сферой культуры, искусства и досуга, в которой реализуются многие социокультурные потребности человека. Мировой опыт убедительно доказал, что именно эта сфера является одним из существенных факторов социально-экономического развития, она предопределяет динамизм, открытость, степень демократичности общества, создает условия для выравнивания возможностей всех социальных групп и слоев населения в обеспечении своего благополучия, стимулирует инициативность, развивает деловые качества людей.
Сфера культуры, искусства и досуга, располагая огромным человеческим потенциалом, неисчерпаемым запасом идей и инициатив, природных ресурсов призвана стать движущей силой ускорения всяческих преобразований в стране, повысить качество жизни большинства граждан.
Необходимо признать, что управление в этой сфере имеет ярко выраженную региональную ориентацию и строит свою деятельность исходя, прежде всего, из потребностей и возможностей насыщения местного рынка культурных потребностей. Поэтому управление в сфере культуры, искусства и досуга является важнейшей задачей субъектов Федерации и местных органов власти.
Для его реализации необходимо создать систему условий, осуществить различного рода преобразования, которые обеспечат управляемость, взаимодействие и координацию всех вовлеченных в эту работу органов власти и институциональных структур. Наряду с этим необходимо привлекать к активному участию как федеральные, так и региональные и местные общественные объединения, заинтересованные в развитии сферы культуры, искусства и досуга, в разработке и реализации её дальнейшего становления. Иными словами, необходимо создать типизированную модель государственно-общественного управления развитием сферы культуры, искусства и досуга в субъектах Федерации и на муниципальном уровне.
Одной из первостепенных задач в настоящее время является совершенствование в ряде регионов, в том числе в г. Красногорске, инфраструктуры сферы культуры, искусства и досуга, которая обеспечит возможность оказания ее субъектам более эффективной поддержки. Одновременно она должна служить каналом обратной связи, которая позволит в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы культуры.
Поступательное, динамичное развитие сферы культуры, искусства и досуга практически невозможно осуществить без четких представлений о технологии управления в регионе, о факторах, влияющих на создание новых учреждений культуры, о механизмах реализации социально-культурных реформ. С учетом изложенного, выбранная тема представляется весьма актуальной.
Однако, следует отметить, что управление в сфере культуры, искусства и досуга имеет свою ярко выраженную специфику, усложняющую этот процесс и требующую от того, кто управляет междисциплинарных знаний, определенных качеств характера, навыков деятельности в конкретных областях. Всё вышеперечисленное делает выбранную тему исследования актуальной и практикоориентированной.
Степень разработанности проблемы. На современном этапе осуществляется множество научных исследований, посвященных выяснению значения сферы культуры, искусства и досуга для личности, изучаются её социальная значимость, особенности и характеристики в современных российских условиях. Среди них можно выделить работы Л.А. Акимовой, И.М. Быховской, И.Н. Ерошенко, А.В. Костиной, Е.Н. Шапинской. Проблемы деятельности культурно-досуговых учреждений основательно излагаются в трудах А.Д. Жаркова, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова, Б.Г. Мосалева и др. В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесен В.А. Ковшаровым, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильниковым, Н.К. Баклановой. Вопросы управления в сфере культуры, искусства и досуга рассматриваются в монографиях М.П. Переверзева, Т.В. Косцова, Н.Г. Федотовой и др.
Однако, следует отметить, что вопросам специфики управления в означенных сферах в научной литературе уделено очень мало внимания.
Цель исследования – изучить социальную сферу муниципального образования г. Красногорска и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Цель обусловила постановку следующих задач:
— изучить сфера культуры, искусства и досуга, как часть социальной сферы;
— рассмотреть формы и методы управления в сфере культуры, искусства и досуга, как части социальной сферы;
— охарактеризовать нормативно-правовое регулирование социальной сферы в РФ;
— провести анализ и оценить эффективность управления в социальной сфере культуры, искусства и досуга;
— рассмотреть проблемы культурно-досуговой сферы в условиях нестоличного региона;
— дать рекомендации по повышению эффективности управления в социальной сфере культуры, искусства и досуга (на региональном и муниципальном уровнях).
Объект исследования – социальная сфера г.о. Красногорск.
Предмет исследования – социальная сфера муниципального образования.
Теоретическая и практическая значимость работы состоят в анализе значения грамотного и эффективного управления в культурно-досуговой сфере для населения, в анализе деятельности учреждений культуры и управления в них, а также в попытке выработать рекомендации по повышению эффективности управления в сфере культуры, искусства и досуга и предложить систему мероприятий по организации и улучшению культурного досуга населения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы управления как основы функционирования социальной сферы. Отражено нормативно-правовое регулирование социальной сферы в РФ.
Во второй главе проводится анализ сферы культуры, искусства и досуга на примере г.о. Красногорск. Отражаются проблемы культурно-досуговой сферы в условиях нестоличного региона.
В заключении оценивается результат исследования и подводится вывод, на основе теоретических и практических знаний, об эффективности управления в социальной сфере культуры и досуга муниципального образования и способах его улучшении для г.о. Красногорск.

Глава 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

1.1. Сфера культуры, искусства и досуга, как часть социальной сферы

В современной научной литературе сфера культуры, искусства и досуга редко рассматривается в аспектах дифференциации этих понятий. Обычно культуру рассматривают как системообразующее явление, искусство как её эстетическую составляющую, а досуг как рекреационную. В целом же все три понятия объединяются в культурно-досуговую сферу, которая рассматривается как неделимая с практической точки зрения. (Рис.1.)


Рис. 1. Структура сферы культуры, искусства и досуга.

Во всем мире последние десятилетия происходят кардинальные политические и экономические изменения, меняется роль культуры – она становится важнейшей составляющей мировой политики, в связи с этим возрастает количество разнообразных, иногда противоречивых и соперничающих подходов к вопросам культуры и глобализации в культуре.
В последнее время выявился рост и расширение вышеозначенной сферы поскольку в ней пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Возможность эффективного функционирования учреждений культуры, искусства и досуга определяется рядом их преимуществ: приспособление к запросам клиентов; специфика предлагаемого продукта; исключение лишних звеньев управления и т.д.. Сфере культуры, искусства и досуга способствует дифференциация и индивидуализация спроса в аспектах, прежде всего, личного потребления.
В свою очередь развитие сферы культуры, искусства и досуга, как ни странно, создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Для экономики в целом деятельность учреждений культуры, искусства и досуга является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития этой сферы специалисты, особенно зарубежные даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Большое значение имеет способность учреждений культуры, искусства и досуга расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего, для досуговой деятельности населения, развёртывания его творческих сил [20, с. 15].
Необходимо выделить важную тенденцию, которая заключается в регионализации культуры. Принято считать, что культурная политика определяется и реализуется на государственном уровне, но последние десятилетия акценты культурной жизни изменяются в пользу национальных структур, а также глобализации и переноса культурной активности на региональный уровень [52, с. 89]. Глобальные технологические изменения делают возможным свободное обращение материальных и духовных ценностей, а средства массовой коммуникации, новые современные технологии и высокоскоростное распространение информации увеличивают всемирное культурное пространство, порождая новые многоплановые культурные сообщества.
Динамичное распространение новых способов коммуникации и повсеместное распространение массовых видов искусств, таких как кино, телевидение, а также компьютерные технологии и интернетизация влияют на сознание и человека и его представления о культуре. Современное общество развивается и неизменно влияет на содержание его диалога с учреждениями сферы культуры, искусства и досуга. Необходимо использовать положительные стороны глобализации для служения культурному развитию в целом. Также не стоит забывать и о мерах предосторожности, о критической оценке глобализации, потому что она несет в себе серьезную опасность для нашей культуры и нашего наследия.
Однако ещё одним фактором, влияющим на современную жизнь и на институции культуры является мировой экономический кризис, от которого, безусловно, значительно пострадали крупные учреждения сферы культуры, но действительно серьезно он коснулся более мелких, многие из которых были закрыты. Выходом из сложившейся ситуации для некоторых, например, небольших музеев была продажа работ из коллекции для того, чтобы частично покрыть текущие расходы и расплатиться с долгами. Так называемая «деинвентаризация» разрешена в США, в отличие от Европы. Примером может служить небольшой музей в Нью-Йорке – Национальная академия (National Academy), который пытался продать часть своей коллекции американской живописи XIX в общей сложности за $15 млн, но попытка спастись не удалась. Ассоциация директоров американских музеев, контрольно-надзорный орган США, строго порицает любые продажи из фондов музеев, желающих покрыть текущие расходы. С другой стороны, экономический кризис может быть полезен для музеев, т.к. в это время у каждого музея есть возможность пересмотреть свое положение на данном этапе, обдумать состояние, в котором находится музей, оценить их потенциал и продумать стратегии дельнейшего развития.
Необходимо учитывать, что в крупных центральных промышленных городах и городах, отдаленных от столицы, разное культурно-досуговое пространство. Любителей классического искусства, посещающих музеи, театры и концертные залы очень небольшой процент от 0,8% до 7% городского населения. Музей для небольшого города является тем местом, где сконцентрирована вся культурная жизнь, в нем проводятся выставки, различные культурные мероприятия. В свою очередь деятельность многих учреждений сферы культуры, искусства и досуга зависит от социального заказа, направляемого государством, и в основе нарушения коммуникации между этими учреждениями и государством лежит тот факт, что запросы, направляемые государством, часто не совпадают с пожеланиями самих учреждений.
Максимальное количество организаций культуры и досуга нашей страны сконцентрировано сейчас в Москве. Здесь, безусловно, ситуация отличается от других городов России, посещаемость учреждений культуры выше, но все они так или иначе подверглись воздействию внешних факторов за последние несколько лет и вынуждены были приспособиться к новым реальностям и принять новые требования времени. Реорганизация политического устройства и политической системы, переформирование приоритетов и ценностей, происходящие в нашей стране последние несколько десятилетий, отражаются и на социально-культурной обстановке, в частности, на функционировании учреждений сферы культуры, искусства и досуга, которые стараются приспособиться к изменениям. Изменения, произошедшие в менталитете российского общества, регулируют способы этих приспособлений.
Учреждения сферы культуры, искусства и досуга как социальный институт меняются, и степень изменения напрямую зависит от определения ими своих социальных функций. Например, в музейной сфере существует некое экспертное сообщество (в основном критики и историки искусства), члены которого занимаются отбором произведений в музеи. Также в этом процессе участвуют коммерческие и некоммерческие институты, например, премии, конкурсы, специализированные издания и т.п. Соответственно, все они формируют некие механизмы отбора, которые существуют уже давно. Социолог А. Голубовский называет их «механизмами «включения феномена в историю культуры».
Меняется художественный рынок. Во многом это происходит за счет того, что обилие мультимедийных технологий и информационных каналов стирает разницу между копией и оригиналом. В связи с этим менее устойчивым становится положения арт-рынка, так как покупательная активность современного потребителя резко снижается [21, с. 120].
Современный посетитель учреждений культуры, как представитель российского общества, в последние годы теряет стимулы, побуждающие его к освоению новых знаний и навыков, которые необходимы ему для полноценного развития в меняющихся условиях, а также для «упорядочения культурно-информационной среды». Еще одной значимой проблемой является массовая привычка полагаться на государственную помощь, а не прилагать свои усилия при создании общественных благ. Решением этой проблемы может быть только постепенное наращивание потенциала модернизации России на уровне массового сознания. Подобные преобразования должны осуществляться не только экономическими средствами, но также необходимы и меры культурного характера. Сегодня Россия особенно остро нуждается в рациональной культурной политике, совпадающая с целями развития страны в целом. Необходимо учитывая особенности проблемного поля нашей страны на современном этапе осуществлять модернизационным процессы во всех сферах жизни общества, особенно деля акцент на культурно-просветительскую деятельность. Это должно стать приоритетным направлением государственной социокультурной политики, которое позволит рационально организовать общественную жизнь, создать новые, адаптированные к потребностям информационного общества, формы организации, способные решить приоритетные социокультурные задачи [17, с. 38].
В диалоге между учреждениями сферы культуры, искусства и досуга и обществом одни учреждения ставят своей задачей заинтересовать и оправдать ожидания посетителя, другие занимаются организацией образовательных программ, также существует ряд учреждений, которые сейчас делают ставку на развлечение и отдых. Во всем мире эта тенденция очень распространена, и учреждения культуры начинают превращаться в культурно-развлекательные или культурно-досуговые центры. Данная трансформация имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, такие центры способствуют привлечению посетителя (что несет за собой финансовую выгоду), освоению посетителем историко-культурного наследия одновременно с посещением зон отдыха, развлечений и кафе. С другой стороны, очень опасно в этом случае потерять само значение культурного памятника, забыть свое истинное предназначение [27, с. 12].
Культурная политика государства осуществляется через учреждения сферы культуры, искусства и досуга, напрямую работающие с населением и воздействующие на него. Рассмотрение культурной политики государства представляется чрезвычайно важным с культурологической точки зрения.
Идеологическое воздействие на общество через учреждения культуры особенно остро ощущалось в советское время, но и сейчас оно существует. Организации культуры в России являются государственной собственностью и финансируются из бюджета, в связи с этим они ограничены в принятии самостоятельных решений. Идеологическое воздействие заключается в обращении государства к деятелям искусства, организации совещаний, встреч, творческих вечеров, а также в осуждении или одобрении процессов и явлений в культурной жизни.
Интересно отметить тот факт, что создание новых типов культурных продуктов, помимо музейных экспозиций, картин, оперы, балета, театрального представления и т.п. способствуют образованию новой культурной среды и отвечают на особый запрос со стороны общества, создавая для публики новый способ коммуникации [35, с. 28].
Современные исследователи Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников в качестве наиболее важных условий для включенности в сферу культуры, искусства и досуга большей части занятого населения выделяют следующие:
– отказ от управления сферой культуры, искусства и досуга посредством общих ритуальных обязанностей. Отдельные виды культурно-досуговой деятельности должны стать сознательным выбором каждой личности даже в случае, когда этот выбор детерминирован социальной необходимостью;
– производственная и любая другая деятельность, в процессе которой человек зарабатывает деньги, должна организовываться так, чтобы теоретически и практически ее легко можно было отделить от свободного времени [27, с. 52].
Определения культурно-досуговой сферы, бытующие в среде современных исследователей, представлены в табл.1. [58, с. 36].

Таблица 1.

Определения культурно-досуговой сферы

Группа 1. Группа 2. Группа 3.
Культурный досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта, как состояние ума и души. В этой концепции культурный досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо. Культурно-досуговая сфера как деятельность – обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой, включающая ценности самореализации. Культурный досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Однако, культурный досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью

 

В своей работе мы будем исходить из того, что культурно-досуговой сферой является «специфическая активность людей в процессе части своего свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. В зависимости от выбора конкретных форм деятельности, культурно-досуговая сфера включает возможности самосовершенствования и развития» [8, с. 129].

В культурно-досуговой сфере можно выделить две составляющих: реальную (общественно полезный досуг) и мнимую (асоциальный, личностно значимый досуг). (Рис. 2)

 

Рис. 2. Составляющие культурно-досуговой сферы

Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

Мнимый досуг – это, прежде всего, насилие либо над собой, либо над обществом и, как результат, разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением организовать свое время, это бесцельное времяпрепровождение, заканчивающееся чаще всего асоциальными поступками [2, с. 115].

Как социально-историческая категория сфера культуры, искусства и досуга характеризуется параметрами, среди которых, прежде всего, выделяют объем, структуру и содержание. На основании специфических особенностей культурно-досуговой деятельности А.Ф. Воловик и В.А. Воловик выделили следующие её уровни: потребление, творчество, экстериоризация [8, с. 199].

Конкретные виды культурно-досуговой деятельности представлены в табл. 2.

Таблица 2.

Виды культурно-досуговой деятельности

Культурно-досуговая деятельность Виды
занятия, связанные с потреблением культурных ценностей Индивидуальные

Коллективно-зрелищные

занятия, связанные с отдыхом и развлечением физически активный и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, пустое времяпрепровождение, прогулки, занятия антикультурного характера – употребление алкоголя, азартные игры и др.
занятия творческого характера, несвязанные с профессиональной деятельностью любительский труд по различным ремеслам и пр.

 

Типология культурно-досуговой деятельности, предложенная отечественным исследователем В.Н. Пименовой, отражает характер влияния на формирование всесторонне гармонично развитой личности ее основных видов (табл.3) [47, с. 204].

Культурный досуг нельзя рассматривать вне профессиональной деятельности личности и поведения людей. Только рассмотрение его в контексте профессиональной деятельности наделяет концепцию досуга истинным смыслом, поскольку деятельность и поведение образуют упорядоченную целостность, находящуюся в определенном противостоянии к разреженности досугового пространства.

Таблица 3.

Типология культурно-досуговой деятельности (по В.Н. Пименовой)

Тип КДД Общий признак
культурно-творческий тип создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей
культурно-потребительский тип потребление духовных ценностей
рекреативный тип объединяет различные виды отдыха и развлечений

 

Понимание культурно-досуговой сферы, которое формируется в настоящее время, направлено на абсолютно новое понимание культуры. В прикладном понимании «культура» сегодня трактуется, прежде всего, как живой культурно-творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, самоорганизация на почве культурно-досуговой деятельности, а не только, как культурное потребление. Кроме того, были переосмыслены и функции культуры в обществе: теперь это создание условий для развития культуры и человека, а не идеологическое воспитание и культурное обслуживание. Сфера культуры, искусства и досуга, являясь важной составной частью культуры в широком понимании этого слова, меняет свое содержание, сохраняя и совершенствуя сервисную функцию.

 

1.2. Формы и методы управления в сфере культуры, искусства и досуга, как части социальной сферы

 

Следует отметить, что под сферой культуры, искусства и досуга подразумевается вся совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемая в процессе человеческой деятельности в вещественных и невещественных формах.

Управление в сфере культуры, искусства и досуга определяется как система принципов, методов, средств и форм, направленная на рациональное использование всех ресурсов конкретного учреждения во имя достижения поставленных целей. Поскольку большинство учреждений культуры, особенно на региональном уровне, достаточно локальны, то добавляется еще и своя специфика, исходя из того, например, что круг вопросов, охватываемых руководителем весьма богат, или из того, что хочет руководитель или нет, ему приходится теснее сотрудничать с подчиненными, чтобы они продуктивнее работали. Именно достижение продуктивности работы учреждения, получение конкретных результатов характеризуют менеджера (руководителя) как специалиста по управлению.

В этой связи различают менеджера (руководителя) по вкладу (выполнение соответствующих функций) и по результатам (иногда такой подход называют «управление по целям»). Различия подходов к управлению тех и других руководителей приведены в таблице 4.

Таблица 4.

Различие подходов к управлению

Руководитель по результатам Руководитель по вкладам
В своей деятельности принимает во внимание окружение, как своего учреждения, так и внешнее. Активность концентрируется только на своих подчиненных и коллегах по работе
Вырабатывает принципы деятельности для своих подчиненных и для всего учреждения Осуществляет принципы деятельности, выработанные другими
Делегирует значительную долю другим, выступая хорошим «тренером» Стремится держать все ниточки управления в своих руках, выступая в качестве «игрока»
Принимает во внимание требования сложившейся ситуации Действует схематично даже в изменяющихся условиях
Дает подчиненным возможность показать себя Стремится сам преподнести как свои, так и чужие идеи
Поощряет подчиненных ставить перед собой высокие цели Заинтересован в основном только своей карьерой
Способен отличить существенное от несущественного (в смысле рационального использования времени) Застревает в рутинных вопросах, на решение которых уходит большая часть его времени
Стремится совершенствоваться в областях, которые ему мало известны Ограничивает свои интересы теми специальными областями, которые освоены им во время учебы и на практической работе
Прибегает к конструктивной критике деятельности организации Критикует методы работы
Не боится риска и ответственности Боится риска и стремится действовать наверняка

 

К сожалению, в практике российского управления в сфере культуры, искусства и досуга нередко случается, что для осуществления текущего руководства деятельностью учреждения директор предприятия назначается исходя из субъективного фактора личных симпатий, исходя из родственных связей или как принято говорить «по знакомству». И назначенный на управляющую должность, нередко, оказывается «удовлетворяющим» многим критериям второй колонки вышеуказанной таблицы, что просто губительно сказывается на развитии доверенной такому управленцу сферы. Но есть и другой тип руководителя, более предпочтительный для этой сферы, – тип руководителя по результатам. Мудрые руководители регионов и муниципалитетов подбирают управленческий персонал для фирмы именно такого типа, и сами придерживаются такого типа руководства при совмещении полномочий собственника и руководителя.

Рассмотрим основные элементы управления по результатам.

Сущность концепции – целостная система управления, ориентированная на конечные результаты и основанная на использование творческого потенциала трудового коллектива, современных методов и техник управления.

Цели – это те ключевые результаты, к которым учреждение стремится в своей деятельности на протяжении длительного периода времени. Цели не являются постоянными величинами, они пересматриваются в связи с изменениями внутренних и внешних условий, при достижении целей или вследствие признания их ошибочности.

Стадии процесса управления:

  • планирование результатов, включающее стратегическое, годовое и индивидуальное планирование (планы работы лиц, занимающих ключевые посты);
  • достижение результатов на основе ситуативного руководства, отражающего неопределенность и динамичность учреждения и его окружения. При этом обращается внимание на стиль управления, методы и технику руководства, настойчивость, творческий подход, изучение окружающей среды, людей и их дел;
  • контроль с целью оценки достигнутых результатов, способов выполнения намеченных мероприятий. Оценка результатов завершается выводами, которые учитываются в дальнейшей работе.

При управлении по результатам предполагается совершенствование структуры как отдельных учреждений, так и всей сферы культуры, искусства и досуга в целом, воспитание профессионально подготовленных руководителей. Само развитие выступает как процесс изменений, которыми можно управлять.

Таким образом, управление по результатам ориентирует на достижение конкретных показателей вместо простого выполнения функций и, значит, дает возможность оценить способности менеджера как руководителя учреждения, организатора эффективной работы коллектива. Ведь, в конечном счете, важны именно результаты, а не пути их достижения.

Успехи и неудачи учреждения – это в первую очередь успехи и неудачи управления. Даже при условии бюджетного финансирования по остаточному принципу, учреждение культуры может работать рентабельно, и, если этого не происходит, то руководству региона или муниципалитета следует задуматься, и, может быть, заменить не рабочих, а управляющего менеджера.

Отечественный опыт развития сферы культуры, искусства и досуга в регионах показывает, что на большинстве территорий вопросами её развития практически не занимались. Только сейчас государственные органы управления субъектов федерации и муниципальных образований начинают приходить к пониманию необходимости и важности этого развития. Появляются попытки разработки программ и планов развития сферы культуры, искусства и досуга, накапливается опыт взаимодействия. В практике субъектов федерации имеются примеры успешной реализации стратегических целей и задач по развитию данной сферы.

Стратегическое управление – это целостное видение будущего, где переработка и обобщение информации позволяют делать неординарные прогнозы возможного состояния. Целостное видение строится на основе интуиции и творческой составляющей управленческого интеллекта, который уже вобрал и сложил логику формальных схем мышления. Реальная «стратегия состоит из запланированных действий (намеченная стратегия) и необходимых поправок в случае непредвиденных обстоятельств (незапланированные стратегические решения)». Процесс выработки стратегии развития сферы культуры, искусства и досуга на территории субъекта федерации должен улавливать ход событий и тенденций на основе аналитической переработки информации. Задача выработки стратегии развития сферы культуры, искусства и досуга включает в себя разработку плана действий и их адаптацию к изменяющейся ситуации.

Решение всех этих задач лежит непосредственно в плоскости управления сферой культуры, искусства и досуга. «Управление определяют как сознательное воздействие человека на объекты и процессы и на участвующих в них людей с целью придать определенную направленность деятельности и получить желаемые результаты» [39, c. 9.].

С точки зрения управления сфера культуры, искусства и досуга представляет собой совокупность отраслей, предприятия которых производят услуги, необходимые для удовлетворения культурных потребностей человека. Составляющие культурной сферы представлены на рис.3. [62, c. 6].

 

Рис. 3. Составляющие культурной сферы

Функционирование и развитие всех этих составляющих культурной сферы обеспечивается управленческой деятельностью, включающей в себя: экономику культуры, правовую деятельность в области культуры, финансирование культуры, социальный маркетинг и т.д.

Управленческая деятельность в сфере культуры, искусства и досуга осуществляется структурами (организациями и учреждениями) различной ведомственной принадлежности и формы собственности, а также частными лицами.

Среди многообразия выполняемых учреждениями культуры функций, специалистами выделяются два основных блока, представленных в табл. 5. [66, c. 92].

Таблица 5.

Основные функции учреждений культуры

Функции Содержание
социокультурной самоорганизации развитие интереса к многообразию культуры, духовное обогащение, преодоление национальной, конфессиональной, социально-политической отчужденности, развитие духовно-ценностного потенциала личности, развитие художественно-творческой активности, сохранение и развитие традиционных народных культур, исторической памяти
социально-нормативные интеграция и объединение людей, формирование социальных норм, развитие культуры общения, образование, воспитание, развитие социально-общественной активности, системы социально-ценностных ориентаций человека)

 

Вместе с тем сфера культуры, искусства и досуга в наши дни существует в условиях рынка, что предполагает воздействие на неё таких факторов, как потребительский спрос, маркетинговая среда, стратегия, миссия, оценка эффективности и пр. (см. рис. 5)

И, наконец, реализация учреждениями культуры тех или иных культурных продуктов направлена на конкретного потребителя. Следовательно, в сфере культуры, искусства и досуга необходимо все же учитывать мнения, запросы, предпочтения потребителя, что является ключевым основанием для динамичного развития отрасли культуры. Иными словами, культурная деятельность в современных условиях неотделима от следующих факторов:

‒ сохранение и выполнение своей миссии (реализация конкретных культурных благ);

‒ ориентация на потребителя (потребительский спрос, предпочтения);

‒ учет законов и «правил игры» рыночной среды.

 

Рис. 5. Факторы воздействия на сферу культуры, искусства и досуга

 

Ориентация учреждений культуры лишь на первый фактор приводит в итоге к тому, что культурная деятельность сворачивается, залы пустеют, а финансовых поступлений постоянно не хватает. И не только маркетинг или фандрайзинг могут помочь наладить хозяйственную деятельность учреждениям культуры, но и способность увидеть целевого потребителя, умение реализовать культурные блага людям разных взглядов, возрастов, уровня образования, этнических групп, туристов и т.д. Опыт многих стран показывает, что духовное и коммерческое, культурное и экономическое не обязательно являются противоположными сторонами. Очень часто одно из них становится залогом успешного развития другого: экономические механизмы помогают реализовывать высшие духовные ценности, а культура задает бизнесу ориентиры для социальной ответственности.

Важно также обратить внимание на тот факт, что в современном мире культурно-досуговая сфера – это не только место творчества, духовности или традиции, но это еще и мощный слой экономической деятельности, производящий определенные товары и услуги.

Сфера культуры, искусства и досуга стала восприниматься обществом и властью некоторых стран как перспективная отрасль экономики, в рамках которой развиваются туризм, культурные индустрии (мода, шоу-бизнес), рекреативные практики и многое другое. В настоящее время культурно-досуговая сфера признается как важный ресурс любого региона, куда могут быть включены и памятники культуры, и региональные мифы, и праздничная культура, и центры современного искусства и многое другое. Эффективность использования этих ресурсов во многом связана как с богатством культурного наследия, так и с развитием технологий менеджмента и маркетинга[64].

Возрастающее количество проведенных учеными исследований подчеркивают тот факт, что культура есть не только следствие социально-экономического развития или политики, а решающее условие этого развития, его ценностный, ментальный и нормативный стержень. Кроме того, во многих странах мира культура демонстрирует не только качества катализатора экономических или политических изменений, но и собственную экономическую состоятельность, способность стать весьма прибыльной частью экономики. Иными словами, сохранение и грамотное управление сферой культуры, искусства и досуга является гарантом успешного экономического развития российских регионов, реализации стратегических планов по интеграции городов в мировое культурно-туристическое пространство.

В условиях рынка управление культурной деятельностью может рассматриваться в различных контекстах. При этом «управление культурной деятельностью – это управление социально-экономическими условиями культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей»[66, c. 77]. Управление может осуществляться в рамках конкретного учреждения культуры, а также может распространяться на организацию и координацию работы творческого коллектива. Кроме того, управление культурой осуществляется и на самом высоком уровне – путем формирования и реализации культурной политики страны, региона, что предусматривает разработку принципов финансирования сферы культуры, нормативного обеспечения культурной деятельности. Органы власти в сфере культуры в целом создают условия для развития культурной деятельности, задают общую стратегию развития культуры в стране, регионе, муниципалитете.

Выработка основного направления развития сферы культуры, искусства и досуга на территории региона или муниципалитета актуализирует ситуационный подход, предполагающий, что в различных ситуациях одинаковые управленческие воздействия могут привести к различным результатам.

В рамках ситуационного подхода к управлению процессом развития сферы культуры, искусства и досуга можно использовать пирамиду ценностей учреждений культуры. Основу этой пирамиды составляют материально-техническое и финансовое обеспечение, но высшими ценностями являются человеческие ресурсы, творческий потенциал, идеи и информация. На современном этапе развития к этой сфере вполне может быть применена трансформация этой пирамиды в концепцию «6И» (инвестиции, инструмент, индустрия, индивид, информация, идеи).

Применительно к сфере культуры, искусства и досуга составляющие пирамиды перегруппировываются в «песочные часы», в основании которых находится индивид как аккумулятор информации и генератор идей, который, управляя конкретным учреждением и привлекая инвестиции, организует его работу.

В соответствии с ситуационной теорией управления необходимо осуществить анализ ситуации с точки зрения требований, предъявляемых к уровню развития сферы культуры, искусства и досуга и выделить ее характерные признаки; выбрать управленческие решения, соответствующие требованиям этой ситуации; определить и сконцентрировать потенциал, позволяющий использовать новые методы управления, адекватные ситуации; произвести необходимые изменения, позволяющие развивать сферу культуры, искусства и досуга и успешно адаптироваться в сложившейся ситуации.

На современном этапе механизм стратегического управления процессом развития сферы культуры, искусства и досуга в регионах находится в стадии формирования. Развитие этой сферы предполагает использование приемов планирования и выделение характерных черт этапов разработки стратегического плана.

На первом этапе проводится оценка региона, когда за данность принимается ситуация нестабильности и непредсказуемости параметров общего экономического развития территории, причем ресурсы экономического развития являются ограниченными и признаются конечными. Это этап анализа ситуации на территории с выявлением внутренних возможностей. Его основные задачи – определение и использование внутренних и поиск наиболее быстрых и эффективных путей их использования.

На втором этапе осуществляется организационно-аналитическое проектное планирование развития сферы культуры, искусства и досуга путем разработки основных направлений решения. При этом развитие сферы культуры тесно увязывается с социально-экономическим развитием территории и с процессами, происходящими в субъекте федерации и в стране в целом.

Третий – этап стратегического планирования развития сферы, ее ориентация на интересы населения, как конечного потребителя. В результате создается стратегический документ, которому придается высокий официальный статус.

Четвертым этапом планирования развития сферы культуры, искусства и досуга в регионе является стратегическое управление. Здесь принимаются конкретные управленческие решения и разрабатываются конкретные шаги по достижению перспективных задач, при этом проводится анализ внешней среды, изменение которой может привести не только к изменению тактических мероприятий, но и к корректировке стратегических целей развития.

Таким образом, стратегическое управление сферой культуры, искусства и досуга в регионе представляет собой процесс не только выработки основных стратегических целей её развития, но и действий для достижения этих целей при осуществлении постоянного мониторинга развития внешней среды для своевременной корректировки практических шагов и, если необходимо, стратегических целей.

В рамках общей схемы планирования развития сферы культуры на территории субъекта федерации каждое муниципальное образование вырабатывает свою стратегию с учетом своих особенностей, возможностей и желаемых перспектив. Выбор конкретной стратегии развития означает, что из всех возможностей развития и способов действия следует выбрать наиболее приемлемое и действенное направление, в котором она будет развиваться и даст общий позитивный результат.

Основным инициатором стратегического управления процессом развития сферы культуры, искусства и досуга на территории должны выступать государственные и муниципальные органы. Иногда инициаторами этого процесса могут быть депутаты представительного органа территории, общественные организации и даже предприниматели-меценаты.

Таким образом, разработка и выполнение задач стратегического управления процессом развития сферы культуры, искусства и досуга в регионе позволяет организовать разработку и выполнение стратегии или программы развития культуры в целом.

На региональном и муниципальном уровне инициированы разработка и внедрение действенных конструктивных региональных программ, в которых определены основные цели, приоритетные направления, механизмы поддержки сферы культуры, искусства и досуга на региональном уровне.

Региональные программы отражают особенности соответствующего периода становления культуры в регионе с учетом общегосударственных приоритетов, а также стоящие перед местными органами исполнительной власти специфические задачи по созданию условий, наиболее благоприятных для ее развития. Программы должны быть связаны со стратегией социально-экономического развития региона, подкреплены финансовыми ресурсами, опираться на взвешенную систему взаимосвязанных мер, которые соответствуют возможностям и потребностям местного рынка. При этом особенность современных процессов регулирования заключается в конкретизации и упорядочении комплекса мероприятий с целью оптимизации источников финансирования, повышения эффективности и обоснованности бюджетных расходов и обеспечения целевого направления средств, максимального использования имеющегося ресурсного, производственно-технологического и кадрового потенциала региона. Региональная программа является одним из важнейших инструментов реализации на региональном уровне государственной политики развития культуры, активной региональной политики, политики занятости населения и инвестиционно-инновационной стратегии государства. Программа представляет собой систему целей, задач, целевых показателей и комплекса мер для их достижения и реализации.

В сфере культуры, искусства и досуга управление может осуществляться посредством четырех основных методов:

‒ организационно-административного;

‒ экономического;

‒ метода работы с персоналом;

‒ информационного.

Рассмотрим указанные методы подробнее.

Организационно-административный метод применительно к сфере культуры приобретает решающее значение на протяжении длительного времени. Его работа раскрывается в системе распределения полномочий (прав и обязанностей), фиксируемой в организационных документах. Управлять без аппарата вряд ли возможно, и главное здесь – это грамотное распределение полномочий, а также выраженность этого распределения (кто кому подчиняется, кто кого контролирует и по каким вопросам и т.д.) в организационных документах, к которым относятся уставы, положения, договоры, должностные инструкции. Учреждения культуры чаще всего функционируют на основе уставов или положений. Данного рода документы регламентируют всю деятельность учреждений культуры (дома народного творчества, культурно-досуговые учреждения, библиотеки и т.д.). В них указывается организационно-правовая форма учреждения, его цели, направления деятельности, порядок финансирования, управления и т.д.

Для регламентации деятельности каждого работника разрабатываются должностные инструкции, которые содержат описания должности, требования к сотруднику, назначаемому на эту должность, порядок назначения, а также права, обязанности и степень ответственности. Дополнительную роль в структуризации организационно-административного метода играют также штатные расписания учреждений, регламентирующие количество должностей и размеры должностного оклада.

Экономический метод обеспечивает управлению сферой культуры, искусства и досуга решение вопросов рентабельности и эффективности деятельности, это система материально-ресурсного обеспечения (финансовых, материально-технических и пр. ресурсов), хозяйственного содержания, хозяйственного расчета, экономического стимулирования (т.е. зарплата, материальное поощрение и т.д.). В наши дни исследователи неоднократно подчеркивают, что практика управленческой деятельности в советское время различными способами (теневыми) использовала преимущества экономического метода. Между тем указанные меры экономического регулирования деятельности и сегодня вступают в противоречие с организационно-административными рычагами. В частности, остается и сегодня нерешенной проблема адекватного государственно-правового регламентирования деятельности в сфере культуры, которая бы позволила создать благоприятную среду для существования учреждений культуры в условиях рынка. Государство создает серьезные административные барьеры, препятствующие интенсивному развитию экономических методов в сфере культуры (администрирование, «косность» бюрократической системы, централизация, плановые задания по платным услугам и т.д.).

Работа с персоналом – это работа по подбору и подготовке компетентных сотрудников, формирование и развитие мотивации к их активной деятельности, эффективному и ответственному труду. На современном этапе развития менеджмента кардинально переменилось отношение к работе с кадровым составом. До недавнего времени предполагалось, что кадровая политика является лишь дополнением к иным компонентам системы менеджмента и на место одного человека в структуре организации обязательно придет другой. Однако в наши дни исследователи в области управленческой деятельности отмечают, что социальные ресурсы, человеческий капитал, т.е. талантливые или удачно «смотивированные» на результат сотрудники, играют иногда ключевую роль в деятельности любой организации.

Появились, так называемые, «персонал-ориентированные технологии», позволяющие создать комфортные условия для деятельности персонала, создать команду единомышленников, способную к активному и креативному поведению на рынке. Именно поэтому «сформировалась даже специфическая стратегия – привлечения на фирму перспективных, инициативных работников не под программу, которую им предлагают реализовать, а ориентируясь на их собственную инициативу – они сами найдут интересные проекты, соответствующие их потенциалу» [62, c. 25.].

Главным правилом здесь является то, что не структура порождает проекты и программы, а наоборот, структуры создаются под программы и проекты, придуманные и порожденные конкретными людьми. Поэтому работа с персоналом – не менее важный метод, действие которого может принести ощутимую пользу в управлении сферой культуры, искусства и досуга.

Информационный метод. Если рассматривать все предыдущие методы по отдельности, то они смогут работать эффективно только будучи представленными в общую информационно связанную систему. Так называемый информационный метод, подразумевающий работу с актуальной информацией, как бы втягивает в общую орбиту управления предыдущие методы и приводит их в действие.

 

1.3. Нормативно-правовое регулирование социальной сферы в РФ

 

Для системы государственного муниципального управления организация именно культурного досуга для населения имеет очень большое значение, что обусловлено, во-первых, важностью обеспечения качества уровня жизни, гарантированного культурной политикой страны, а, во-вторых, необходимостью формирования социально активной личности – гражданина российского государства.

Развитие культуры в любой стране, так или иначе, регулируется государством, государственно-правовыми институтами, несмотря на то, что принципы этого регулирования могут существенно отличаться.

В наши дни государство выступает аппаратом, который, опираясь на властные и законодательные механизмы, регулирует процессы в сфере культуры, регламентирует взаимоотношения между производителями и потребителями культурных услуг. В случае присутствия в государстве сбалансированной и адекватной социально-экономическим условиям государственно-правовой системы, появляется возможность создать благодатную почву для развития культурной деятельности, поддержки творческих инициатив, эффективного выполнения культурой своих социальных функций.

В России государство и в постсоветское время выступает основным институтом, регулирующим деятельность в сфере культуры. В связи с этим специалисты отмечают продолжающуюся государственную монополию в управлении учреждениями культуры. Монопольное управление культурой в сочетании с централизацией государственного управления негативно сказывается на эффективности данного процесса и не обеспечивает условий для решения многочисленных финансовых и организационных проблем учреждений культуры. Вместе с тем некоторые шаги по децентрализации и регионализации государственного регулирования деятельности в сфере культуры, искусства и досуга все же происходят. Данный тезис подтверждает практика создания различного рода общественных институтов гражданского участия (например, Советы по культуре при органах исполнительной власти в стране, регионах, городах).

Государство регулирует деятельность в сфере культуры, искусства и досуга через функционирование следующих механизмов (рис. 6):

‒ правовой механизм (разработка законов, создание правовых условий для культурной деятельности);

‒ финансовый механизм (финансирование учреждений культуры и культурной деятельности);

‒ административно-учредительный механизм (учреждение организаций культуры, аппаратная работа, выполнение ряда функций в учреждениях культуры);

‒ контрольный механизм (обеспечение контроля за работой учреждений культуры);

‒ культурно-политический механизм (разработка стратегий культурной политики и обеспечение условий для ее реализации).

На региональном уровне деятельность в сфере культуры регламентируется и координируется не только нормативными актами и положениями, принятыми на федеральном уровне, но также и региональными органами власти. Деятельность исполнительных региональных органов власти дополняется законодательными органами, которые разрабатывают стратегию и создают правовую основу для развития культурной деятельности в регионе. Так, в Московской области органами управления сферой культуры, искусства и досуга являются высшее должностное лицо – Губернатор области, законодательное собрание – Московская областная Дума и исполнительная власть региона – Администрация Московской области. Эти должностные лица и органы власти осуществляют функции государственного управления в соответствии с теми полномочиями, которые определены нормативно-правовым полем России. В частности, органы региональной власти принимают и контролируют исполнение законов в сфере культуры, формируют бюджет и выполняют прочие функции.

Непосредственное управление культуры в российских регионах осуществляется специальными органами исполнительной власти: департаменты, управления, комитеты, отделы культуры. Управление культуры и архивного дела Московской области является органом исполнительной власти Московской области, реализующим полномочия в сфере культуры, туризма, архивного дела, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствие с действующим законодательством.

Рис. 6. Механизмы регуляции деятельности в сфере культуры, искусства и досуга.

Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления области, общественными и иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры, архивного дела, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Целью деятельности Управления культуры и архивного дела является сохранение культурного наследия области, обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и получение информации в сфере культуры и архивного дела, реализация государственной политики в сфере туризма на территории области, обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни области. Основными задачами Управления являются:

‒ определение приоритетных направлений в развитии и совершенствовании культуры и архивного дела области;

‒ совершенствование системы предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) в сфере культуры и архивного дела в области;

‒ создание условий для увеличения туристского потока в область, развития туристской индустрии, привлечение инвестиций в сферу туризма;

‒ развитие библиотечного дела, создание условий для продвижения чтения, увеличения количества пользователей библиотек области;

‒ обеспечение сохранности библиотечных и архивных фондов области;

‒ увеличение количества посетителей культурно-массовых мероприятий, театральных постановок, музейных выставок и других мероприятий, проводимых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и архивного дела;

‒ создание условий для развития и совершенствования профессионального искусства на территории области;

‒ сохранение и совершенствование единого культурного пространства на территории области;

‒ поддержка организаций культуры и архивного дела в целях обеспечения равного доступа к культурным ценностям для всех социальных групп, создание условий для совершенствования работы организаций культуры и архивного дела области.

Среди полномочий Управления: осуществление учета, охраны и популяризации объектов культурного наследия, организация проведения историко-культурной экспертизы, осуществление государственной политики в сфере библиотечного, архивного дела, туризма, содействие сохранению и развитию библиотек, поддержка развития государственных музеев, народных промыслов, библиотек, управление музейными предметами и музейными коллекциями, ведение государственного учета документов Архивного фонда РФ, проведение мониторинга состояния туристских ресурсов области и прилегающих территорий, создание условий для развития любительского искусства, осуществление покровительства по отношению к юным талантам, творческой молодежи, ко всем видам культурной деятельности. Кроме того, Управление обеспечивает организацию и проведение международных, межрегиональных, областных фестивалей, праздников самодеятельного и профессионального творчества, конкурсов, выставок, конференций и иных мероприятий в сфере культуры; организует предоставление дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения в сфере культуры; оформляет заявки на участие в федеральных целевых программах в сфере культуры, архивного дела, туризма; разрабатывает проекты областных нормативных правовых актов по вопросам культуры, архивного дела, туризма.

Следует заметить, что структура органов управления культурой в регионах и муниципалитетах находится в компетенции руководителей регионов и муниципалитетов. В связи с этим в России нет единообразия в структуре этих органов, их названиях и выполняемых функциях. На муниципальном уровне органом управления культурой являются комитеты или отделы культуры при администрациях городов или районов. В Московской области функционирует Комитет культуры Администрации города, функции которого весьма широки и многогранны. Во главе Комитета культуры стоит Председатель, который обеспечивает осуществление полномочий и функций исполнительного органа.

Комитет культуры области взаимодействует с подведомственными Комитету учреждениями, с гражданами и организациями по кругу вопросов, входящих в компетенцию Комитета. При разработке областных правовых актов, касающихся сферы культуры, Комитет согласовывает проекты правовых актов, обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов нормативных правовых актов. Комитет культуры планирует свою деятельность на основе программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования, в соответствии с установленными приоритетами социально-экономического развития области. Важной частью децентрализации и привлечения общественных структур к процессу управлению сферой культуры в регионах и муниципалитетах России является создание различных институтов: советов, ассоциаций, фондов.

Сегодня во всем мире наблюдается тенденция к переходу от государственного к смешанному, многоканальному финансированию культуры, которое включает государственные субсидии, финансовую поддержку частных спонсоров и собственные доходы организаций отрасли. При этом важно подчеркнуть, что поддержка культуры со стороны частного сектора является дополнением, а не заменой государственных субсидий. Обязательства государства в области субсидирования сферы культуры, искусства и досуга являются непременным условием частного финансирования в этой сфере.

Специфической особенностью управления культурно-досуговой сферой является наличие наряду с автором и исполнителем понятия интеллектуальной собственности на продукт интеллектуальной деятельности. В цивилизованной рыночной экономике продукт интеллектуальной деятельности имеет форму объекта интеллектуальной собственности, авторские права на которые принадлежат конкретному лицу или лицам и не могут быть использованы третьими лицами без разрешения правообладателя.

Объекты интеллектуальной собственности в сфере культуры, искусства и досуга могут иметь различную форму, как то: авторские права на литературные, драматические, музыкальные, хореографические и аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, а также фотографические произведения и т.д.

Одной из центральных проблем управления в сфере культуры, искусства и досуга является борьба с аудио-, видео- и программным пиратством, наносящим громадный ущерб правообладателям интеллектуальной собственности: композиторам, артистам-исполнителям, кинематографистам, представителям других отраслей культуры и искусства.

Наряду с этим не менее значимой проблемой авторского права является создание правовых, материальных и иных условий для использования произведения науки, литературы и искусства максимально широким кругом лиц. И решение данной проблемы также лежит в плоскости управления культурно-досуговой сферой.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф