Скоро вступительные экзамены?
Меню Услуги

Социальная защита материнства и детства. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


1.3. Формы социальной защиты материнства и детства

В настоящий момент выделяются четыре основных формы государственной поддержки материнства, отцовства и детства:

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

денежные выплаты семьям на детей и в связи с их рождением, содержанием и воспитанием;

трудовые, жилищные, налоговые, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

бесплатные выдачи семье и детям, а также беременным женщинам детского питания, лекарств, одежды и обуви и т. д.;

оказание психологической, юридической, медицинской, педагогической помощи и консультирования по отдельным вопросам.

Необходимо отметить, что позитивной тенденцией в области защиты материнства, отцовства и детства является формирование единой системы органов и учреждений, деятельность которых направлена на защиту прав детей (например, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), материнства (например, создание в 1989 г. Комитета солдатских матерей России) и отцовства.

Основой организации социальной защиты материнства, отцовства и детства является институт органов социальной работы. Главной целью деятельности этого института является проведение государственной политики, главным направлением которой является установление устойчивой системы связей между уровнями организационной системы, формирующей общественные отношения и обеспечивающей членов общества определенным набором благ, необходимых для удовлетворения их потребностей. Элементами социальной защиты материнства, отцовства и детства являются меры финансовой и нефинансовой поддержки.

Серами финансовой поддержки являются:

единая система государственных выплат и пособий;

управление средствами материнского капитала;

политика доходов, восполняющая утраченный или недополученный заработок семей с детьми через налоговые льготы.

В систему защиты материнства, отцовства и детства входят такие компоненты, как:

социальное обеспечение – включает в себя различные виды пособий, например, по уходу за ребенком, по временной нетрудоспособности и родам, бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады и т. д.;

социальная помощь;

социальная поддержка – предоставляется социально уязвимым общественным группам, и осуществляется как путем финансовых, так и натуральных выплат (например, предоставление бесплатных школьных принадлежностей для определенной категории семей);

реабилитация и адаптация;

социальные льготы и гарантии – включают в себя различные виды социальных и медицинских гарантий, например, на медицинское обслуживание, на определенные пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком и т. д.;

самозащита и самопомощь;

система социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.

Одной из основных мер защиты материнства, отцовства и детства является выплата определенных государственных пособий, установленных Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Согласно данному закону выделяются следующие пособия:

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком и т. д.

Статья 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает размер материнского капитала. При этом размер материнского капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается определенным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Ежемесячные выплаты претерпели свое изменение, не только в подъеме размера, но и в изменении категорий, так выплаты на первых и вторых детей, будут осуществляться с полутора до трехлетнего возраста, и с трех до семи лет, с учетом финансовой ситуации, семьи. Мера поддержки в виде единовременной выплаты «материнский капитал», не только была продлена до 2026 г., но и увеличен, а список оснований его выплаты, расширен. Важным является, и перспективное определение потребностей мест в образовательных учреждениях, с целью исключения их нехватки; возможность обеспечения бесплатным горячим питанием, которое возможно посредством не только совместного финансирования, но и кардинального пересмотра всей инфраструктуры школьной организации питания. Среди долгосрочных нормативно-правовых актов в сфере материнства и детства, стоит выделить: Распоряжение Правительства РФ от 11.07.2020 № 1813-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию индустрии детских товаров на 2020-2024 годы», Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р; Концепцию государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», от 25 августа 2014 г. № 1618-р.

Период с 2018 по 2027 год был объявлен Десятилетием детства по инициативе Президента России В.В. Путина. Проводимые мероприятия направлены на совершенствование государственной политики в сфере защиты детей. Документ рассчитан на ближайшие семь лет и содержит 129 мероприятий. Они сгруппированы по нескольким направлениям, охватывающим такие вопросы, как здоровье детей, их благополучие, качество жизни, развитие, воспитание и обучение.

План подразумевает увеличение размера выплат на детей от 3 до 7 лет, развитие программы по предоставлению бесплатных земельных участков многодетным семьям, расширение возможностей социальных контрактов. Кроме того, предполагается упростить саму процедуру получения мер господдержки родителям с детьми. Так, к 2027 году 75% таких семей должны получить возможность оформлять все пособия и льготы на основании одного заявления, без каких-либо дополнительных документов.

В области здравоохранения большое внимание уделено поддержке детей с онкологическими заболеваниями и ограничениями по здоровью. В частности, планируется повысить доступность и качество оказываемой им медицинской помощи. Для этого будут созданы детские реабилитационные службы и увеличено количество специалистов, помогающих таким пациентам.

Проведенный анализ по организации основных направлений государственной политики в области защиты материнства, отцовства и детства с целью их совершенствования позволяет сделать вывод, что можно предложить регулярно проводить следующие мероприятия:

регулярное осуществление систематической внешней оценки действенности государственной поддержки семьи, материнства и детства, используя при этом такие методы как: опросы населения, финансовый и административный мониторинг государственных и муниципальных социальных программ и т. д.;

разработка системы адресного подхода по оказанию семьям, имеющих детей;

с целью оказания помощи семьям с детьми и улучшения демографической ситуации в регионе целесообразно расширить сеть негосударственных дошкольных учреждений с использованием традиционных и новых форм дошкольного образования;

предложить учреждениям социального обслуживания семей с детьми расширить ассортимент услуг, оказываемых семьям с разным уровнем достатка, с целью направления доходов на развитие детей из малоимущих семей.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Право на социальное обслуживание имеют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, с несовершеннолетними детьми.

Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации – это семьи, попавшие в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одинокое материнство/отцовство и т.д.), которую семья не может преодолеть самостоятельно. Семьи, находящиеся в социально-опасном положении – это семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних детей не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению (или содержанию) и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, с несовершеннолетними детьми, оказывается социальная, психологическая и иные виды помощи, направленные на преодоление сложившейся ситуации. Социальное обслуживание семей в полустационарной форме осуществляется отделениями дневного пребывания в специализированных организациях социальной сферы. Социальное обслуживание в стационарной форме (с предоставлением временного проживания) предполагает оказание разносторонней помощи семьям с несовершеннолетними детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении: получатели социальных услуг обеспечиваются питанием; получают поддержку в решении проблем самообеспечения и преодолении кризисных ситуаций.

Таким образом, защита материнства, отцовства и детства представляет собой комплекс мер и мероприятий, гарантированных государством и осуществляемых общественными организациями, физическими лицами и органами государственной власти для обеспечения достойного уровня жизни семей, имеющих детей. Мерами государственной поддержки материнства, отцовства и детства являются меры финансовой и нефинансовой поддержки. Указанные меры защиты реализуются при помощи определенных мероприятий, проводимых каждый год, а также путем совершенствования законодательства в области социальной защиты населения.

Однако следует отметить, что, несмотря, на широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке семьи защита материнства, отцовства и детства требует большей поддержки со стороны государства. В настоящее время, материнский капитал, к сожалению, не покрывает всех необходимых расходов семьи (например, улучшение жилищных условий). Кроме того, размер большинства выплат находится на минимальном уровне. Семьи с детьми также нуждаются в особой психологической поддержке8.

В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, а так же разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня и обеспечение государственных гарантий их реализации. Субъекты разрабатывают основы региональной социальной политики, учитывая исторические и культурные традиции территории, устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, которые учитывают государственные минимальные социальные стандарты, заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ и организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, а также обеспечивают соблюдение законодательства Российской Федерации. Муниципальный уровень власти должен конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики.

Основной задачей органов местного самоуправления, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его непрерывное воспроизводство. На основе региональных норм органами местного самоуправления разрабатываются местные социальные нормы и нормативы, которые учитывают специфику того или иного муниципального образования. Так же, следует отметить, что одной из немаловажных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что материнство, отцовство, детство и семья формируют и представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, позволяющих определить состояние и перспективы развития общества, подготовить новых членов общества (детей) к полноценной реализации прав и обязанностей. Именно поэтому Конституция РФ устанавливает определенные требования защиты государством указанных институтов.

Правовая защита материнства, отцовства и детства реализуется при помощи определенных механизмов, т. е. системы правовых и социальных средств, при помощи которых обеспечиваются необходимые условия охраны и реализации прав членов семьи. К таким средствам относят: нормативно-правовые акты, правоотношения, самозащиту, а также деятельность государственных органов, общественных организаций и физических лиц по защите материнства, отцовства и детства.

Глава 2. Теоретические и нормативно-правовые основы социальной защиты материнства в учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы

2.1. Нормативно-правовые основы социальной защиты материнства и детства в учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы

Сегодня в учреждениях исполнения наказаний уголовно-исполнительной системы (УИС) содержатся различные категории осужденных, среди которых есть женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, и беременные осужденные женщины. Для организации воспитательной работы с ними, оказания адресной психологической помощи требуется специальная подготовка сотрудников. Статистика свидетельствует об уменьшении осужденных женщин и детей в домах ребенка при исправительных учреждениях (ИУ), однако это не делает поднятую нами проблему менее актуальной. УИК РФ в главе 13 регламентируются особенности материально-бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей. В домах ребенка ИУ обеспечиваются условия, необходимые для нормального проживания и развития детей.

Профессиональная деятельность специалистов по социально-педагогической работе и других сотрудников исправительного учреждения основывается прежде всего в соответствии с Положением о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения УИС. Однако в настоящее время идет поиск наилучшей модели службы, появляются другие формы организации деятельности социально-педагогической работы с осужденными в исправительных учреждениях. В Положении определяются назначение и содержание деятельности группы социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, ее основные цели, задачи, функции, обязанности и права сотрудников, а также перечень документации. Социальная помощь оказывается всем осужденным, в первую очередь инвалидам, престарелым, пенсионерам, лицам, переведенным из воспитательных колоний, беременным женщинам, женщинам, имеющим при себе детей, несовершеннолетним, лицам, больным неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями, не имеющим определенного места жительства, утратившим родственные связи, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью.

В правиле 29 Минимальных стандартных правил ООН в отношении обращения с заключенными (Правил Манделы), принятых 21.05.2015, указано, что решение разрешить ребенку оставаться с одним из его родителей в тюрьме должно основываться на наилучших интересах ребенка. Если детям разрешено оставаться в тюрьме с одним из родителей, необходимо:

– обеспечить наличие внутренних и внешних служб по уходу за детьми, располагающих квалифицированным персоналом, куда детей следует помещать в периоды, когда они не пользуются заботой со стороны своих родителей;

– обеспечить специальное детское медико-санитарное обслуживание, включая обследование состояния здоровья при поступлении и постоянный контроль специалистов за их развитием.

Осужденные женщины могут помещать в дома ребенка ИУ своих детей в возрасте до трех лет, общаться с ними в свободное от работы время без ограничения. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми. С согласия осужденных женщин их дети могут быть переданы родственникам или по решению органов опеки и попечительства иным лицам либо по достижении детьми трехлетнего возраста направлены в соответствующие детские учреждения. Если ребенку, содержащемуся в доме ребенка ИУ, исполнилось три года, а матери до окончания срока отбывания наказания осталось не более года, администрация ИУ может продлить время пребывания ребенка в доме ребенка до дня окончания срока отбывания наказания матерью. Осужденным беременным женщинам, осужденным женщинам во время родов и в послеродовой период оказывается специализированная медицинская помощь.

В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена возможность отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, однако это распространяется не на всех осужденных женщин. Таким образом, проблема матерей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, сохраняет свою актуальность. Сегодня исследований проблемы материнства и детства в условиях пенитенциарной системы явно недостаточно.

Сотрудники ИУ для женщин испытывают большие трудности, связанные с недостатком научной, методической литературы, практических рекомендаций. Конечно, есть и замечательный передовой опыт, о котором мы будем говорить в следующих статьях, так как этот вопрос требует дальнейшего глубокого изучения. С целью оптимизации психолого-педагогического сопровождения нами было проведено исследование осужденных беременных женщин, находящихся в местах лишения свободы.

Несовершеннолетние дети проживают у родственников (отцов, бабушек, дедушек, тетей), в детских домах, в центрах социальной помощи, в приемных семьях, у опекунов, а также в детских домах при исправительном учреждении. Беременность представляет собой достаточно длительный процесс, начало которого не зависит от внешних криминальных факторов. Осужденные женщины попадают в ИУ уже, будучи беременными, или же беременеют на длительных свиданиях. Так, на момент проведения исследования в ИУ, принимавших в нем участие, содержались женщины со сроком беременности от 9 до 40 недель.

Наиболее распространенный срок беременности составлял 27-28 недель. Данный факт можно объяснить различными причинами: женщины могут сами не знать о своей беременности или умышленно скрывать данный факт от администрации учреждения. Также в некоторых случаях осужденные могут провести часть своего срока беременности в следственном изоляторе, откуда они прибыли в учреждение.

Подводя итог анализу социально-демографической характеристики осужденных беременных женщин, можно сказать, что «усредненный» представитель данной категории – это женщина 31-35 лет с образованием не выше среднего специального, имеющая до двух детей, которая может быть лишена на них родительских прав, работающая. Для получения более полного портрета данной «усредненной» осужденной необходимо подробнее рассмотреть уголовно-правовые и психологические характеристики всех представителей рассматриваемой категории.

С целью реализации государственной политики в области социальной защиты и оказания социальной помощи осужденным, а также создания условий для их исправления, ре-социализации и дальнейшей адаптации к гражданской жизни Приказом Министерства юстиции от 30 декабря 2005 года № 262 были созданы группы социальной защиты осужденных (далее — ГСЗО). Первоочередное внимание со стороны ГСЗО обращается на лиц, являющихся инвалидами, престарелых осужденных и пенсионеров; осужденных, которые были переведены из детской колонии во взрослую; беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет. Наиболее важным и ответственным является проведение комплексной работы по подготовке осужденных к будущей жизни вне ИУ и связанное с этим содействие администрации ИУ в вопросах трудового и бытового устройства бывших осужденных. Высокая ответственность и эффективность проведения указанных мероприятий заблаговременно формирует среду обитания осужденных после освобождения. Формальный подход к вопросам подготовки осужденного к освобождению, как правило, приводит к рецидиву преступления.

Социальная защита осужденныхженщин включает в себя два основных приоритетных направления: социальное обеспечение, в которое входят получение на общих основаниях пенсий, социальных пособий, льгот и других выплат, и ресоциализацию осужденных — комплексную систему воздействия на конкретную личность с целью ее подготовки к жизни на свободе и формирование готовности удовлетворить свои потребности, интересы, права некриминальным способом и полноценно функционировать в обществе.

Согласно статье 9 УИК РФ основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. В целях реализации международных стандартов женщины отбывают наказание отдельно от мужчин, таким образом, соблюдаются этические нормы и учитываются характерные черты женского организма.

При этом администрации ИУ следует размещать разные категории осужденных женщин отдельно на изолированных участках, хотя часто это сделать сложно в связи с отсутствием свободных жилых площадей и необходимых материально-бытовых условий. Материально-бытовые условия должны обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм (требования к водоснабжению, канализации, освещению и так далее); санитарно-бытовых условий (наличие санузлов, мест личной гигиены и так далее).

Необходимо отметить, что принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания в отношении осужденных женщин полностью не реализуется. Это связано, прежде всего, с упразднением для них исправительных колоний строгого режима, что можно рассматривать как нарушение принципа дифференциации уголовного наказания. Действительно, данный фактор снизил возможности исправительного воздействия и уравнял условия содержания для впервые осужденных к лишению свободы женщин и рецидивисток.

Современность диктует необходимость реорганизации колоний для содержания осужденных женщин, а именно создания при них локальных участков для содержания впервые осужденных женщин и рецидивисток. При этом режим должен быть гибким и обеспечивать специальные условия для ухода за детьми, чтобы женщины могли принимать участие в различных мероприятиях в ИУ.

Важное средство исправления осужденных женщин — воспитательная работа. Женщины выделены в отдельную категорию осужденных, так как воспитательная работа с ними учитывает их физиологические и психические особенности. Следует отметить слабость воспитательной работы с женщинами и недостаточность исправительного воздействия в отношении них, так как основным средством исправления является в основном режим, а воспитательная работа проводится формально и выражается лишь в соблюдении внутренних правил, что не свидетельствует об исправлении осужденной.

Сотрудники ИУ при проведении воспитательной работы с осужденными женщинами сталкиваются с рядом трудностей: формы и методы организации воспитательной работы с ними законодательно не урегулированы, методические материалы отсутствуют. В связи с этим сотрудникам приходится использовать различные творческие подходы к решению данного вопроса и зачастую преодолевать нежелание женщин принимать участие в разных воспитательных мероприятиях.

Сотрудники колонии должны сформировать у осужденных женщин качества личности, которые помогли бы им на свободе включиться в законопослушную жизнь. Изучив характеристики осужденных матерей, следует отметить эффективность таких психолого-педагогических приемов, как внушение и убеждение, а также индивидуальных бесед, в ходе которых нужно убедить осужденную в том, что она и ее ребенок обществу нужны.

Воспитательная работа проводится на основании изучения личности осужденной, так как выработать эффективную стратегию воспитательного процесса возможно только зная ее личные данные, семейные обстоятельства, желания и потребности, отношения с детьми. При определении степени исправления осужденных женщин администрация ИУ учитывает их участие в воспитательных мероприятиях, что положительно влияет на поведение и стимулирует к условно-досрочному освобождению.

Воспитательная работа в женских ИУ имеет свои особенности: женщины более дисциплинированы, чувствительны, внушаемы. К тому же многие из них являются матерями, поэтому необходимо воспитывать в них материнские чувства, ответственность за ребенка, развивать родительскую компетентность, в связи с чем на первое место выходит «семейное» направление воспитательной работы.

Осужденных матерей можно разделить на четыре группы, особенности которых определяют направление воспитательной работы с ними:

матери со стойкими родительскими привязанностями, которые признают свои ошибки, хотят общаться с ребенком;

матери со слабыми родительскими привязанностями, которые равнодушны, апатичны, но под влиянием внешних факторов переоценили свою жизненную позицию;

матери с низкими родительскими привязанностями, которые являются иждивенцами, себя виновными не считают, ждут поддержки от детей;

матери, имеющие психические и физические отклонения, которые рассчитывают на сотрудников детского дома.

При проведении воспитательной работы необходимо иметь в виду, что, с одной стороны, семья сдерживает женщину от совершения преступления, с другой – разлад в семье провоцирует ее к нарушению законодательства. Особенно часто это встречается у женщин, которые до осуждения имели семью и детей, так как они острее переживают лишение свободы, поэтому сотруднику ИУ крайне важно подготовить женщин к выполнению роли хранительницы очага и матери еще в местах лишения свободы.

Семья является важным фактором, стимулирующим процесс исправления и подталкивающим к освобождению из ИУ. Однако у многих осужденных женщин не было хорошей семьи, поэтому, несмотря на генетически заложенную потребность общаться с ребенком, у них преобладает девиантное материнство. Опираясь на данные наблюдения осужденных матерей и заключения психологов, приходим к выводу о том, что осужденные женщины нуждаются в поддержке, необходимо помогать им возрождать материнские чувства, стимулировать к условно-досрочному освобождению и убеждать оставлять ребенка у себя после освобождения.

Необходимо беседовать с осужденными женщинами о материнстве, о том, чтобы быть примером своим детям, вредных привычках, особенно в период грудного вскармливания ребенка, основных правилах ухода за ребенком, правилах гигиены матери. С этой целью следует привлекать женщин к участию в различных видах художественной самодеятельности, развивающих чувство материнства.

Для осужденных матерей достаточно актуальной является проблема сохранения социально полезных связей. Контакты осужденной женщины с семьей вызывают у нее желание изменить свое поведение (она чувствует себя нужной), снижают ее психоэмоциональное напряжение, формируют законопослушное поведение, дисциплинируют и побуждают к условно-досрочному освобождению, в связи с чем необходимо проводить воспитательные мероприятия с приглашением родственников и близких осужденных женщин.

Также важно, чтобы осужденная мать общалась со своим ребенком на постоянной основе, в связи с этим целесообразно создать центр материнства, который будет обучать женщин основам материнства, организовать курсы «Школа мам», работу по формированию ответственного поведения за себя и ребенка, психологической устойчивости к последующим трудностям.

Любой квалифицированный труд нуждается в профессиональной подготовке. Профессиональное обучение осужденных женщин проходит в профессиональных училищах при ИУ, таким образом, женщины получают профессию без отрыва от производства.

Результаты исследования показали, что более 50 % женщин получили в колонии специальность, которая не востребована на свободе, что сводит на нет исправительное воздействие профессионального образования и трудовой деятельности. Поэтому осужденные женщины должны получать специальность и привлекаться к работам, востребованным на региональных рынках труда.

2.2. Особенности правового положения женщин, осужденных к лишению свободы и имеющих малолетних детей

Согласно ст. 74 УИК РФ и ст. 58 УК РФ женщины могут отбывать наказание в виде лишения свободы только в следующих видах исправительных учреждений:

1. Лечебные исправительные учреждения, в которых содержатся осужденные, больные открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией.

2. Воспитательные колонии, в которых отбывают наказание несовершеннолетние осужденные.

3. Исправительные колонии двух видов: колонии-поселения, в которых содержатся осужденные за совершение преступлений по неосторожности и умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего режима; все остальные категории осужденных женщин (т. е. совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления и при любом виде рецидива) отбывают наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях общего режима. Еще в 2003 г. законодатель внес существенные изменения в порядок определения судом вида исправительного учреждения для отбывания наказания виде лишения свободы осужденной женщиной. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в отношении женщин, совершивших преступления при особо опасном рецидиве, была исключена норма об отбывании наказания в исправительной колонии строгого режима.

Основой правового положения женщин, осужденных к лишению свободы, имеющих детей, является ст. 100 УИК РФ. Не всем женщинам, отбывающим лишение свободы, предоставляется отсрочка отбывания наказания в порядке ст. 82 УК РФ. Поэтому в исправительных учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные женщины, имеющие детей, могут организовываться дома ребенка. В домах ребенка исправительных учреждений обеспечиваются условия, необходимые для нормального проживания и развития детей, матери могут без ограничения общаться с детьми в свободное от работы время. Дома ребенка размещаются изолированно от жилой зоны учреждения. Занимаемые домами ребенка земельные участки отгораживаются, оборудуются изолированными друг от друга площадками (по количеству групп) для проведения прогулок и сна детей на свежем воздухе в течение круглого года.

Не всем женщинам, отбывающим лишение свободы, предоставляется отсрочка отбывания наказания в порядке ст. 82 УК РФ. Поэтому в исправительных учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные женщины, имеющие детей, могут организовываться дома ребенка. В домах ребенка исправительных учреждений обеспечиваются условия, необходимые для нормального проживания и развития детей, матери могут без ограничения общаться с детьми в свободное от работы время. Дома ребенка размещаются изолированно от жилой зоны учреждения. Занимаемые домами ребенка земельные участки отгораживаются, оборудуются изолированными друг от друга площадками (по количеству групп) для проведения прогулок и сна детей на свежем воздухе в течение круглого года. С согласия осужденных женщин их дети могут быть переданы родственникам (также с их согласия) или по решению органов опеки и попечительства иным лицам. Если ребенок остается с матерью, то по общему правилу он находится в доме ребенка до трехлетнего возраста, а по достижении этого возраста направляется в соответствующие детские учреждения. Но если ребенку исполнилось три года, а его матери до окончания срока отбывания наказания осталось не более года, администрация исправительного учреждения может продлить время пребывания ребенка в доме ребенка до дня окончания срока отбывания наказания матерью.

Осужденным беременным женщинам, осужденным женщинам во время родов и в послеродовой период оказывается специализированная медицинская помощь. Беременные женщины находятся под наблюдением врачей медицинской части учреждения. Если при медицинской части нет родильного отделения, роженицы направляются в родильные отделения лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы или в родильные дома системы здравоохранения.

Статья 73 УИК РФ устанавливает общее правило, согласно которому осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, где они проживали или были осуждены. Эта позиция имеет принципиальное значение для достижения такой цели наказания, как исправление осужденных. Дело в том, что отбывание наказания в виде лишения свободы связано с изоляцией от общества, от семьи, родных, трудового коллектива. В период отбывания наказания эти связи могут поддерживаться, например, при свиданиях с родственниками, отправлении посылок и бандеролей, выездами в отпуск и в иных формах. Однако такое поддержание социально полезных связей становится затруднительным, если осужденный отбывает наказание далеко от места жительства. В этих случаях поддержание контактов может быть сопряжено с существенными материальными затратами, что не все граждане могут себе позволить. В таких условиях не всегда имеется возможность поддержания нужных контактов с осужденным, в ряде случаев они прерываются, семьи осужденных распадаются. В дальнейшем все это осложняет ресоциализацию осужденных. Недопущению подобных негативных явлений и служит правило об отбывании наказания в исправительном учреждении, расположенном в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором осужденные проживали. В настоящее время не во всех субъектах Федерации созданы и функционируют исправительные учреждения всех видов. Их создание в каждом субъекте Федерации невозможно и нецелесообразно. Например, не в каждом субъекте Федерации имеются исправительные учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы в отношении женщин, несовершеннолетних, бывших работников судов и правоохранительных органов. Эти категории осужденных малочисленны, и поэтому соответствующие исправительные учреждения создаются для нескольких регионов. В связи с этим осужденные указанных и ряда других категорий направляются для отбывания наказания в те субъекты, где необходимые учреждения имеются.

В соответствии со ст. 121 УИК РФ в исправительных колониях общего режима на обычных условиях осужденные проживают в общежитиях. Общежития представляют собой незапираемые помещения, в которых осужденным создаются условия для проживания и отдыха. В общежитиях имеются спальные помещения, туалетные комнаты, умывальные помещения, помещения для хранения одежды. В комнате отдыха, как правило, находится телевизор, имеется радио, столы и стулья, где осужденные могут читать, играть в настольные игры, писать письма. В общежитии находится также и помещение для начальника отряда. Выход из общежития свободный от подъема до отбоя. В свободное от работы время осужденный может находиться за пределами общежития на территории изолированного участка, а по разрешению администрации исправительного учреждения — и на другой территории колонии. Для более успешной социальной адаптации женщин, отбывающих лишение свободы на облегченных условиях, им может быть разрешено проживание за пределами исправительной колонии совместно с семьей или детьми на арендованной или собственной жилой площади.

Важно обратить внимание на тот факт, что в течение последних лет произошли серьезные изменения в законодательстве Российской Федерации, связанные с правовым положением осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка при исправительных учреждениях.

Во-первых, Федеральным законом от 21 февраля 2010 г. № 16-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 марта 2017 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений в статью 82 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования института отсрочки отбывания наказания» внесены существенные изменения в институт отсрочки отбывания наказания беременным женщинам, женщинам, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет.

Во-вторых, Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» закреплена возможность применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким его видом после фактического отбытия осужденной беременной женщиной и женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, находящегося в доме ребенка при исправительном учреждении, не менее одной четверти срока наказания, назначенного за преступление небольшой тяжести.

В-третьих, Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлен запрет на применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин с видимыми признаками беременности.

В-четвертых, Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав детей, родители которых отбывают наказание в виде лишения свободы» (далее – Закон № 200-ФЗ) женщинам, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет, предоставлено право на дополнительное длительное свидание с ребенком в выходные и праздничные дни с проживанием (пребыванием) вне исправительного учреждения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположено исправительное учреждение.

Кроме того, Законом № 200-ФЗ на сотрудников ФСИН России возложена обязанность по перемещению осужденных беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, только при наличии положительного заключения врача о возможности перемещения (при необходимости в сопровождении медицинских работников). Более того, рассматриваемой категории осужденных может быть предоставлено право на выезд на срок до 15 суток за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно. Таким образом, Закон № 200-ФЗ предусматривает широкий спектр возможностей общения матери с ребенком в возрасте старше трех лет, когда он уже не может находиться вместе с матерью в доме ребенка при исправительном учреждении. Данные изменения получили свое развитие в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года».

Анализ рассмотренных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что за последние десять лет произошли важные изменения в правовом статусе женщины, отбывающей наказание в виде лишения свободы. Кроме того, законодатель выделил в особую категорию беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка при исправительных учреждениях. Особенности материально-бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей, а также их права и обязанности регулируются ст. 100 УИК РФ, приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

По мнению специалистов, совместное содержание матерей с детьми в условиях исправительного учреждения способствует ресоциализации первых. Однако по состоянию на 1 ноября 2021 г. при исправительных колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживают 335 детей, что явно недостаточно в масштабах всей страны.

Дома ребенка есть в следующих исправительных учреждениях ФСИН России:

1. В Центральном федеральном округе – два дома ребенка (при ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Московской области).

2. В Южном федеральном округе – два дома ребенка (при ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Ростовской области).

3. В Приволжском федеральном округе – четыре дома ребенка (при ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Саратовской области).

4. В Дальневосточном федеральном округе – один дом ребенка (при ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю).

5. В Сибирском федеральном округе – два дома ребенка (при ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Кемеровской области, ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю).

6. В Уральском федеральном округе – два дома ребенка (при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Челябинской области и ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Свердловской области).

В Северо-Западном федеральном округе их нет. Как правило, лимит по наполнению домов ребенка при исправительных учреждениях составляет 50 детей. Согласно ч. 1 ст. 73 УИК РФ осужденные отбывают наказание в виде лишения свободы в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Таким образом, в случае отсутствия на территории субъекта исправительной колонии, при которой функционирует дом ребенка, встает вопрос об исполнении данной нормы в отношении женщины, желающей реализовывать свое право на материнство и отбывать наказание вместе с ребенком.

Как правило, данные женщины вынуждены отбывать наказание в исправительных учреждениях другого территориального органа. Однако согласно ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Таким образом, встает вопрос, как отец, желающий участвовать в воспитании своего ребенка, будет реализовывать свое право на отцовство, если его сын или дочь будут находиться далеко от места его жительства.

Посещение жены и ребенка на территории другого субъекта Российской Федерации будет сопровождаться как временными, так и материальными затратами. Сложившаяся на настоящий момент ситуация с домами ребенка при исправительных учреждениях обязывает родителей идти на компромисс путем ущемления прав матери или отца ребенка, а в целом – самого ребенка.

Кроме того, недостаточное количество домов ребенка может способствовать нарушению одного из основных принципов уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации — дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний. Согласно ч. 2 ст. 80 УИК РФ «лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы».

Если ближайший дом ребенка находится при исправительной колонии, где содержатся лица, ранее отбывавшие лишение свободы, а женщина, имеющая ребенка в возрасте до трех лет, ранее не отбывала данный вид наказания, то требования ст. 80 УИК РФ в отношении нее будут не исполнены. Кроме того, общение с лицами, ранее отбывавшими наказания в виде лишения свободы, будет способствовать развитию у женщины, впервые осужденной, дополнительных форм деструктивного поведения.

Решением рассматриваемой проблемы может стать создание на территории большей части исправительных колоний, где отбывают наказание осужденные женщины, домов ребенка с лимитом наполнения 20-25 детей.

При этом следует учесть:

среднесписочную численность женщин, осужденных на территории каждого субъекта Российской Федерации;

среднесписочное количество беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, отбывающих наказание;

количество детей, содержащихся в домах ребенка при исправительных учреждениях.

Кроме того, необходимо выяснить причины, на основании которых женщины желают/не желают отбывать наказание вместе со своим ребенком и рассмотреть вопрос возможности выделения денежных средств на организацию дополнительных домов ребенка при исправительных учреждениях каждого территориального органа.

Современные тенденции уголовно-исполнительной политики направлены на необходимость поддержания осужденными социально полезных связей, института семьи. Уменьшение установленного лимита наполнения действующих домов ребенка при исправительных учреждениях и увеличение их количества в других территориальных органах могло бы способствовать исправлению осужденных женщин, формированию у них стремления сохранить свою семью. Кроме того, отцы детей, которые находятся вместе с матерью в период отбывания наказания, могли бы чаще посещать своих детей и участвовать в их воспитании.

2.3. Содержание социально-правовой поддержки женщин, осужденных к лишению свободы и имеющих малолетних детей, и проблемы ее реализации

Общегосударственная и всесторонняя политика, в вопросах материнства и детства, не оставила без внимания, отбывающих уголовное наказание беременных женщин, женщин имеющих малолетних детей и реализует целый комплекс правовых реформ, направленных на совершенствование условий содержания и развитие домов ребенка функционирующих при женских колониях. Применение альтернативных видов наказаний, в отношении беременных женщин и женщин имеющих малолетних детей, осуществление комплекса мероприятий государственных и общественных организаций, направленных на оказание социально-правовой помощи данной категории, усовершенствование уголовно-исполнительного законодательства в вопросах совместного проживания осужденных женщин и их детей, к сожалению, не решают в полном объеме, проблем медико-санитарной и психолого-педагогической направленности домов ребенка в исправительных учреждениях.

Анализ нормативно-правовой базы и практического опыта, рассматриваемого вопроса, дает возможность сформулировать блок наиболее актуальных проблем, в сфере материнства и детства в исправительных учреждениях. Таким образом, первоочередными вопросами, являются качество оказываемых соответствующих медицинских услуг, рассмотрение которых стоит осуществить, в рамках проблематики медицинского обеспечения и материальной базы медицинского обслуживания ИУ; совместное проживание с ребенком при отбывании наказания; участие матери в жизни ребенка после его передачи.

Принятый Приказ в декабре 2017 г. № 285, утверждает порядок оказания и организации медицинской помощи, и определяет направление осужденных беременных женщин и женщин, совместно с которыми содержатся дети в возрасте до трех лет, в учреждениях УИС при которых организованы дома ребенка. В случаях невозможности оказания медицинской помощи ребенку, в пределах дома ребенка, она осуществляется в медицинских организациях. Перемещение данной категории осужденных реализовывается только по заключению врача, а все информирование о проводимых медицинских манипуляциях в отношении детей в домах ребенка, осуществляет матери, в установленный срок. Пленум Верховного суда РФ в Постановлении 2018 года, разъяснил некоторые вопросы, возникающие при определении правового статуса беременных женщин и кормящих матерей, в определении условий содержания, а также рассмотрение дел о непредставлении или ненадлежащем оказании медицинской помощи.

Проблемой является предоставление или точнее возможность воспользоваться правом на совместное проживание матери и ребенка и возраст нахождения ребенка в доме ребенка при ИУ.

Понимая значимость проблемы 17 декабря 2015 г. Распоряжением ФСИН России № 167-р была утверждена «дорожная карта» призванная планомерному переходу на совместное проживание осужденных матерей с детьми. Важнейшая задача Дорожной карты – формирование условий для поэтапного перехода к совместному проживанию осужденных матерей с детьми с целью обеспечения права ребенка на общение с матерью, сохранения потенциала полноценного развития, упрочения психологической связи матери и ребенка, увеличения показателей его здоровья и ресоциализации осужденных женщин, имеющих малолетних детей. Следует отметить, что согласно действующему законодательству до достижения ребенком трехлетнего возраста он может находиться в исправительном учреждении вместе с матерью, в исключительных случаях ребенка могут оставить с матерью до истечения срока ее наказания.

В рамках путей решения данной проблемы вскрываются трудности, что ни всегда у женщины имеющей ребенка будет возможность отбывания уголовного наказания в субъекте, в котором она имеет крепкие положительные социальные связи и наличие близких родственников. Удаленность, финансовые трудности, не позволяют выезжать матери за пределы исправительного учреждения, что негативно сказывается на ее социализации, препятствуют общению не только со своими детьми, но и с иными родными и близкими людьми.

Отечественная судебная практика свидетельствует о соблюдении правил распределения по исправительным учреждениям в РФ, но только в рамках норм УИК и соответствующей инструкции по распределению заключенных, с учетом наличия соответствующего ИУ и условий отбывания наказаний установленных судом. Проблемы, связанные с нахождением ребенка в условиях вынужденной изоляции, а именно отсутствие должной материнской заботы, качественного воспитания, возможности общения с другими детьми, получения полноценной санитарно-медицинской помощи и т. д. Кроме того, значительный ущерб в формировании психолого-физиологическое состояния ребенка оказывает девиантное поведение матери, находящейся в местах лишения свободы.

Введенные в УИК РФ, в 2017 году правовые нормы регулирующие вопросы дополнительных выездов за пределы исправительного учреждения, указанной категорией осужденных, определяют, что выезд за пределы исправительного учреждения является не правом осужденного, а его законным интересом, в связи, с чем наличие оснований, указанных в ст. 97 УИК РФ, не влечет автоматически получение разрешения на выезд. Начальник исправительного учреждения, рассматривая письменное заявление осужденного, проверяет не только наличие оснований для выезда, но и учитывает тяжесть совершенного преступления, отбытый срок, личность и поведение осужденного. Заявление о предоставлении краткосрочного выезда в связи с исключительными личными обстоятельствами должно быть рассмотрено в течение суток. Отказ в разрешении на выезд должен быть мотивирован. Разрешение на выезд оформляется приказом начальника учреждения.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф