Страницы: 1 2
Содержание
- Введение
- Глава 1.Теоретико-правовые характеристики социальной защиты семьи
- 1.1. Понятие социальной защиты семьи и основы его сущности
- 1.2. Группа риска, как фактор развития семейного неблагополучия
- 1.3. Законодательство России в области социальной защиты семьи
- Глава 2. Практико-правовые основы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- 2.1. Социально–педагогическая помощь семье
- 2.2. Работа в средней образовательной школе с детьми «группы риска»
- 2.3. Модель социальной работы в технологиях комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав
- 2.4. Документационное обеспечение работы с проблемными детьми
- Заключение
- Список использованной литературы
Введение
Семья — это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией.
На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок, благополучной или неблагополучной.
В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.
На сегодняшний день в данном направлении работают специалисты субъектов системы профилактики, которые помогают семьям преодолеть социально-опасные проблемы, а также повысить уровень педагогической грамотности родителей.
Правовым основанием для организации данной работы является Закон Российской Федерации №124 от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации», а также № 120 ФЗ от 24июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Актуальность данной работы состоит в увеличении количества семей состоящих на учете в группе риска и семей и детей, находящихся в социально опасном положении. Выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, т.е. осуществлению реальной помощи ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.
Объектом являются регулирование право общественные отношения по социальной защите семей групп риска.
Предметом исследования является – нормы действующего законодательства и их практическая реализация исследуемой области правового регулирования положения научно-теоретической литературы
Цель исследования заключается в том, что данная работа направлена на исследование выработанных на практике и инновационных технологий работы по реабилитации и сопровождению семей группы риска, семей и детей, находящихся в социально опасном положении, для обеспечения достойного уровня жизни несовершеннолетних, проживающих в этих семьях.
Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- Изучить формально юридическую позицию понятия социальной защиты семьи и основы его сущности.
- Выделить защищенность группы риска как значимость.
- Дать оценку характеристики законодательства России в области защиты семьи.
- Определить систему работы с семьями, находящимися в группе риска.
- Рассмотреть принципы организации и содержание социально-педагогической работы с семьей.
- Исследовать основные формы и методы социально педагогической работы с детьми группы риска.
- Выявить нормативно – правовую базу деятельности комиссии по делам несовершеннолетних.
- Ознакомиться с документационной базой роботы с проблемными детьми.
При исследовании вопроса тематики работы были применены следующие методы: Был использован общенаучный анализ, синтез, системный подход, функциональный подход; формально юридический метод, сравнительно правовой, статистический, конкретно-социологический метод.
Для исследования данной темы, мною использован широкий спектр источников: учебная литература, материалы периодической печати, публикации по данному вопросу, и прежде всего документы, в которых содержаться основные положения государственной социальной политики: законы, акты нормативно-правового характера. Законы в области государственной семейной политики публиковались в официальных изданиях — «Собрание законодательства Российской Федерации», сборниках постановлений Минсоцзащиты РФ, Министерств труда и социального развития РФ, а также в ведомственных сборниках и других изданиях. Изучение этих документов позволило уточнить результативность мер по смягчению социальной напряженности в обществе.
Глава 1. Теоретико-правовые характеристики социальной защиты семьи
1.1. Понятие социальной защиты семьи и основы его сущности
Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семьи имеет государственная, экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семьи.
В частности, социальная защита семьи – это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержание в норме психологического здоровья семьи; взаимодействие со школой и производством, социальными службами; обучение детей ведению домашнего хозяйства и т.д.
Социальная защищённость семьи формируется путём дифференциации проектов и программ развития различных категорий семей, создания разно-профильных центров социальной помощи семье и детям, развитием сети специальностей и специализаций работников социальной сферы, повышения психолого-педагогической, медико-социальной и юридической грамотности семей в системе родительского всеобуча, сети консультационных пунктов и т.д. Особое место в ней занимает социальная защита детства, включающая в себя предупреждения педагогического травматизма и эмоциональной отверженности, профилактику внутрисемейного (родительского) насилия, профориентацию детей и подростков, демократизацию отношений взрослых и детей, регламентацию труда подростков и т.д.
В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:
- Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);
- Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;
- Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно-практические конференции и конгрессы.
- Бесплатные выдачи семье и детям детского питания, лекарства, одежды и обуви, питание для беременных женщин и др.
- Федеральные, региональные, целевые социальные программы типа «Планирование семьи», «Дети России» и другие.
В России всё больше людей нуждаются в помощи государства.
Старение населения так же увеличивает число получателей пенсии. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защиты станут:
- Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего, в области пенсии, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми;
- Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;
- Совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;
- Широкое использование активных форм социальной поддержки населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.
Большое значение в социальной защите имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышением их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «Государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав».
Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению Федеральная программа «Дети России», в которую входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи» В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Он должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.
1.2. Группа риска, как фактор развития семейного неблагополучия
Для выявления уровня неблагополучия разработан перечень факторов риска по восьми основным сферам жизнедеятельности ребенка. Факторами риска может быть уже названная трудная жизненная ситуация, отсутствие мотивации родителей выполнять свои воспитательные функции, структура семьи, низкая педагогическая компетенция, проблемы межличностных отношений, личностные и социальные причины. Многие из них связаны между особой и являются следствием, например, трудной жизненной ситуации или личностных особенностей родителей. Так, например, отсутствие надлежащего присмотра за ребенком может быть связано с: 1) отсутствием мотивации родителей; 2) личностными особенностями и проблемами членов семьи; 3) педагогической неграмотностью родителей; 4) трудной жизненной ситуацией. Причина может быть определена в каждом конкретном случае работы с семьей.
Таким образом, факторы риска семейного неблагополучия позволяют сделать первый шаг в социальной диагностике с целью отнесения семьи к определенной группе – кризисной, неблагополучной или группе социального риска. Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).
Методами оценки рисков семейного неблагополучия могут быть:
- Наблюдение
- Опрос (интервью, анкетирование)
- Экспертный опрос
- Биографический метод
- Анализ документов
- Анализ продуктов деятельности
- Естественный эксперимент
- Беседа
- Тестирование и другие.
Однако, для достоверной диагностики выраженности семейного неблагополучия необходимо сочетать качественные методы, такие как наблюдение, беседа, сфокусированное интервью и количественные, к которым относится опрос (анкетирование и тестирование). Источниками получения информации о семье могут быть как сами члены семьи, так и соседи, знакомые, представители учреждений образования, воспитания, здравоохранения и другие, имеющие непосредственные контакты и взаимодействия с семьей. Таким образом, для оценки рисков семейного неблагополучия социальный работник с помощью наблюдения, беседы и других качественных методов отмечает позиции. Но для более точного отнесения семьи в ту или иную группу желательно заполнение матрицы, которая позволяет количественно оценить риски семейного неблагополучия.
Матрица как диагностический инструмент представляет из себя обобщенный показатель социального неблагополучия семьи, которую социальный работник заполняет, используя методы интервью экспертов, беседы, анализа документов, наблюдения на этапе, предшествующем постановке диагноза и формулирования основной проблемы. Информация может быть получена от воспитателей детских садов и классных руководителей, медицинских работников, сотрудников ЖЭУ, участковых милиции, родственников, соседей и прочее. Матрица заполняется самими социальным работником также на основании беседы с членами семьи. В матрице представлены не все возможные варианты являющиеся семейными показателями. Однако, социальный работник сам примерно оценивает по баллам благополучие семьи. Например, показатели обследуемой семьи по составу включают мать и бабушку ребенка – такого перечня в списке не предложено, однако, можно предположить, что этой семье по составу соответствует баллу 4. Подобным образом, примерно оцениваются условия проживания семьи, доход семьи и прочее.
Инструкция по определению обобщенного показателя уровня неблагополучия семьи как института воспитания:
В матрице определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи необходимо выбрать один из пяти вариантов ответов на 9 категорий оценки сильных и слабых сторон семьи, в соответствии с уровнем выраженности проблемы. Затем, сложить отмеченные 9 цифр для получения обобщенного показателя уровня неблагополучия семьи, который может варьироваться от 9 до 45 .
— ниже 25 — характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск отнесения семьи к категории кризисной);
— от 26 до 36 характеризует семью, скорее всего, как неблагополучную, или семью группы социального риска;
— более 37 баллов характеризует благополучные семьи — чем больше баллов, тем устойчивее благополучие.
Таким образом, совокупная качественная и количественная оценка позволяет нам сделать вывод о проблемах семье и отнести ее к конкретной категории, а в дальнейшем, более точно выстроить программу социальной работы с этой семьей.
Основными методами процесса оценки риска является психологическая и социальная диагностика. Процесс оценки риска сам по себе является социальной диагностикой, так как целью и оценки риска, и социальной диагностики является проникновение в сущность конкретной социальной проблемы и ее описание в системе определенных показателей.
Процесс оценки риска является комплексным, чтобы получить достоверные результаты и принять объективное решение по имеющейся проблеме, необходимо использование различных методов психологической и социальной диагностики. Эти диагностики являются неотъемлемой частью психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.
Во время проведения диагностики семьи, прежде всего, обращают внимание на межличностные отношения членов семьи, представления родителей и детей о семейных ролях, на родительские установки отца и матери, согласованность потребностей, 30 индивидуальные особенности членов семьи, эмоциональное благополучие ребенка в семье.
Наиболее востребованными и апробированными в настоящее время являются три группы методов, которые используются в практической деятельности социальных работников. Это методы сбора информации, обработки и анализа информации, методы определения приоритетов проблемы.
К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др. Рассмотрим некоторые из них. Интервью является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Анкетирование предназначено для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Углубленный сбор информации при помощи анкет представляет собой тестирование. Также для анализа ситуации используется карта социальных связей, составление генограммы семьи.
Методы обработки и анализа информации включают: анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др. В процессе социальной диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные.
Заключительным этапом социальной диагностики является определение диагноза, после которого начинается разработка конкретных программ и решений по преодолению.
Целью изучения семьи является, во-первых, установление семейного диагноза, т. е. выявление в жизнедеятельности неблагополучной семьи определенных нарушений; во-вторых, выявление тех психологических особенностей семьи и ее членов, которые нужно учитывать при выборе метода семейной психотерапии и ее осуществлении.
Таким образом, чтобы правильно оценить положение дел в семье, нужно знать ее состав, понимать, как члены семьи воспринимают себя, в каких отношениях они находятся, выявить наличие кризисных или стрессовых состояний. Все эти аспекты выясняются с помощью социальной и психологической диагностик.
1.3. Законодательство России в области социальной защиты семьи
Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семьи имеет государственная, экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семьи.
Главные ориентиры государственной политики в отношении молодой семьи определяются основными направлениями государственной семейной политики, закрепленными Указом Президента Российской Федерации от 14.05.96 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». Исходя из этого документа субъектами государственной политики в отношении молодой семьи выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, международные организации, юридические и физические лица. Объектом государственной семейной политики является семья, в том числе и молодая семья. Однако ее статус как объекта этой политики не означает пассивной роли молодой семьи в решении разнообразных проблем. Молодая семья должна постепенно становиться одним из активных социальных субъектов процесса реализации мер государственной семейной политики.
Принципы государственной политики в отношении молодой семьи: партнерское взаимодействие государства, общества и молодой семьи; целостность и непротиворечивость государственной политики в отношении молодой семьи; единство социально-экономического, образовательно-воспитательного и правового пространства; дифференцированный подход к различным типам семей; социальная субъектность семьи; социальная преемственность поколений; гуманизм.
Совокупность указанных принципов определяет концептуальные основы государственной молодежной семейной политики, позволяет сформулировать ее цели и задачи, определить стратегические приоритеты.
Целью государственной политики в отношении молодой семьи является становление и развитие благополучной молодой семьи и улучшение качества ее жизни; обеспечение выполнения молодой семьей социально-демографических функций, в т.ч. стимулирование рождаемости детей и их воспитания.
Задачами государственной молодежной семейной политики являются:
- законодательное предоставление молодой семье самостоятельного социального статуса объекта государственной семейной политики и практическая реализация потенциала этого статуса во всех сферах ее жизнедеятельности;
- обеспечение государством соблюдения прав молодой семьи в решении социальных проблем;
- совершенствование системы государственных социальных гарантий для обеспечения достижения уровня благосостояния молодых семей;
- укрепление института российской семьи на основе народных традиционных социокультурных ценностей, духовности и национального образа жизни;
- формирование позитивного «просемейного» общественного мнения, пропаганда семейного образа жизни, повышение престижа социально-благополучной семьи;
- обеспечение сохранения семейной среды как среды личностного саморазвития и самореализации супругов, воспроизводства, воспитания и развития детей — полноценных граждан российского общества;
- учет интересов молодой семьи в процессе духовно-нравственного, экономического и социокультурного развития общества при разработке и реализации разнообразных федеральных и региональных программ, в деятельности органов власти и управления различных уровней;
- оказание содействия молодой семье в подготовке и реализации ее воспитательной функции по социализации супругов и детей, в развитии культуры семьи, в том числе родовой культуры;
- поддержка развития молодой семьи как субъекта собственности и предпринимательства, направленных на формирование новых источников доходов, обеспечивающих достижение экономического благополучия молодой семьи;
- обеспечение возможности молодой семье самостоятельно достичь уровня доходов, достаточного для ее стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций и репродуктивных установок;
- оказание молодым семьям необходимой информационной поддержки в ее становлении и стабильной жизнедеятельности;
- развитие и поддержка общественных организаций молодых семей.
В частности, социальная защита семьи — это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержание в норме психологического здоровья семьи; взаимодействие со школой и производством, социальными службами; обучение детей ведению домашнего хозяйства и т.д.
Социальная защищённость семьи формируется путём дифференциации проектов и программ развития различных категорий семей, создания разнопрофильных центров социальной помощи семье и детям, развитием сети специальностей и специализаций работников социальной сферы, повышения психолого-педагогической, медико-социальной и юридической грамотности семей в системе родительского всеобуча, сети консультационных пунктов и т.д.
Особое место в ней занимает социальная защита детства, включающая в себя предупреждения педагогического травматизма и эмоциональной отверженности, профилактику внутрисемейного (родительского) насилия, профориентацию детей и подростков, демократизацию отношений взрослых и детей, регламентацию труда подростков и т.д.
В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:
- Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);
- Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;
- Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно-практические конференции и конгрессы.
- Бесплатные выдачи семье и детям детского питания, лекарств, одежды и обуви, питания для беременных женщин и др.
- Федеральные, региональные, целевые социальные программы типа «Планирование семьи», «Дети России» и другие.
В России всё больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения так же увеличивает число получателей пенсии.
Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защиты станут:
- Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего, в области пенсии, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми;
- Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;
- Совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;
- Широкое использование активных форм социальной поддержки населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.
Большое значение в социальной защите имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышением их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «Государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав».
Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению Федеральная программа «Дети России», в которую входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».
Таким образом в работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Он должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.
Глава 2. Практико-правовые основы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
2.1. Социально–педагогическая помощь семье
Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Цель его работы — создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей. Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
- Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
- Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
- Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально — педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
- Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
- Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально — педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально — психологическую поддержку и коррекцию.
- Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
- Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно — психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально — педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
- Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок — продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
- Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
- Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
- Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризис-интервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.
Кризис-интервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.
Такие неблагоприятные периоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в семье усиливаются психолого-педагогические проблемы.
Кризис трех лет, связанный с процессом формирования основных индивидуально-психологических качеств личности и создания предпосылок для развития социально-нравственных качеств; 7-8 лет — адаптация к новому социальному статусу школьника, усвоение нового режима жизни, установление отношений с учителем, детским коллективом; 12-17 — период самоутверждения, изменения отношений с родителями и миром взрослых в целом, 18-21- социальное самоопределение.
Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, а фокусирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внутренние ресурсы семьи, так и внешние формы помощи.
Независимо от того, какие проблемы привели к кризисной ситуации, задача социального педагога — путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса.
Помощь считается успешной, если удается добиться снижения тревожности, зависимости, психического дискомфорта и других проявлений кризисного состояния, а также формируется новое понимание возникшей проблемы, развиваются адаптивные реакции, которые могут быть полезны и в будущем.
Нетрудно заметить, что психологическая помощь в стрессовой ситуации оказывается превалирующей, и возможно более оправданным было бы вмешательство профессионального психолога, обладающего большими возможностями психологической реабилитации. Но следует заметить тот факт, что помощь в данной ситуации должна быть не столько психологически глубокой, сколько комплексной и широкой по охвату проблем и участников событий. Это могут быть члены семьи, неформальные группы поддержки, специализированные учреждения (социальная защита, реабилитационные центры и пр.), чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи и ее нуждам. Задача социального педагога состоит в том, чтобы помочь преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации семьи, сосредотачивая свои усилия на развитии личности каждого из ее членов, поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе.
Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь, предоставляя семье информацию, касающуюся этапов выхода семьи из кризиса и ее перспектив, подкрепляя ее документальными фактами.
Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между семьей и специалистами, работающими с ней. В то время, как медики заняты лечением, психологи — восстановлением психики, социальный педагог помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывавшими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить необходимую помощь.
Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, т.е. косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, которые препятствуют контролю над ситуацией. Кроме того, семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение общения между членами семьи, и решение скрытых проблем которые обнаруживаются в кризисной ситуации.
При такой организации помощи не исключается то, что отдельным семьям понадобится более глубокое психотерапевтическое воздействие, но вероятность его снижается. Как и кризис-интервентная, проблемно-ориентированная модель взаимодействия относится к краткосрочным стратегиям работы, продолжительность которых не превышает 4 месяцев.
Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, т.е. в центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которую осознала семья, и над которой она готова работать, и это важнее, чем взгляд специалиста на природу, причину самой проблемы.
Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача социального педагога — создать такие условия. Особенности диагностического этапа в рамках этой модели в том, что социальный педагог сосредотачивает внимание не столько на внутренних особенностях семьи, сколько на ситуации, породившей проблему. Совместно с семьей формулируются конкретные, достижимые цели. Например, наладить контакты ребенка с отцом и др.
Проблемно-ориентированная модель предписывает решать выбранную для работы проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку способностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Определяются препятствия, мешающие семье, и используются средства, способствующие для решения проблемы. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.
Работа с семьей необходима в том случае, если проблема связана с особенностями взаимодействия между ее членами. К таким проблемам относятся: деструктивное отношение к ребенку, неверный стиль воспитания, неудовлетворительный психологический климат семьи и пр.
В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с семьей, как патронаж, одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
2.2. Работа в средней образовательной школе с детьми «группы риска»
Дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Работа с детьми «группы риска» проводится должностными лицами: социальным педагогом, психологом, классными руководителями, заместителями директора по учебно-воспитательной работе, директором школы — в соответствии с их функциональными обязанностями. К работе подключается медицинский работник школы и инспектор ПДН, закрепленный за школой. Основная координационная роль в процессе работы с детьми «группы риска» возлагается на социального педагога.
К «группе риска» по состоянию психического здоровья относятся обучающиеся:
- находящиеся в состоянии психологической дезадаптации, имеющие трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями;
- с задержкой психического развития;
- с синдромом дефицита внимания;
- имеющие трудности во внимании, анализе, рефлексии, несформированности других мыслительных операций;
- с повышенной тревожностью: замкнутые, инфантильные дети, обладающие собственной недооценкой, негативным восприятием себя; перенесшие стрессы; с предсуицидальным состоянием;
- при акцентуации характера – крайних вариациях отдельных черт характера и другом психическом напряжении;
- с девиантным поведением.
К «группе риска» по наличию социального нездоровья относятся обучающиеся:
- испытывающие трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями;
- обладающие физической и вербальной агрессией;
- из неблагополучных семей;
- делинквентные учащиеся (склонные к правонарушениям и преступлениям);
- совершающие побеги и уходы из дома;
- со стойкими нарушениями поведения.
К «группе риска» при наличии непостоянных или разовых проявлений отклонения от норм поведения и учебного развития относятся обучающиеся:
- из семей «группы риска» (малообеспеченные, опекаемые, неблагополучные, прибывшие из стран дальнего и ближнего зарубежья);
- вновь прибывшие, сменившие класс, школу, место жительства с проблемами адаптации в новом коллективе;
- со сниженной учебной мотивацией, не успевающие по нескольким предметам;
- изолированные от коллектива и неуверенные в себе ученики с повышенной тревожностью;
- при наличии несформированности интересов, скрытности, хронической лжи, неврозах;
- с нарушениями поведения — гиперактивные, замкнутые, зависимые;
- прогуливающие и пропускающие занятия без уважительных причин.
К «группе риска» в учебной деятельности относятся обучающиеся:
- со сниженной учебной мотивацией, с синдромом дефицита внимания, имеющие трудности в учении;
- имеющие языковой барьер из семей, прибывших из стран дальнего и ближнего зарубежья;
- вновь прибывшие учащиеся, сменившие класс, школу, место жительства с проблемами адаптации в новом коллективе;
- отстающие в учёбе при наличии конфликтов с учителями и родителями;
- имеющие стойкую неуспеваемость;
- прогуливающие уроки без уважительных причин.
К «группе риска» по состоянию здоровья относятся обучающиеся:
- с хроническими заболеваниями; имеющие проблемы с органами слуха, зрения, речи;
- с заболеваниями центральной нервной системы, с задержкой психического развития;
- перенесшие сложные медицинские операции;
- находящиеся на учёте у медицинского работника в соответствии с проблемами питания (диетпитание);
- часто и длительно болеющие учащиеся (пропускают по болезни более 40 учебных дней в году);
При грубом нарушении ребёнком дисциплины учебного процесса:
- Учитель обязан в течение дня поставить в известность классного руководителя.
- Классный руководитель обязан:
- в течение трёх дней поставить в известность родителей и провести совместно с ребёнком беседу;
- при выявлении определённых проблем, требующих длительного контроля со стороны социального педагога, психолога, в письменном виде изложить суть проблемы и поставить на временный учёт у данного специалиста;
- при постановке на временный учёт классный руководитель отслеживает связь родителей и ребёнка со специалистом в целях коррекции поведения и состояния ребёнка;
- при необходимости школьные специалисты рекомендуют родителям обратиться к узким специалистам в целях проведения профилактики или лечения ребёнка;
- при хронических нарушениях дисциплины и учебного процесса обратиться за помощью к социальному педагогу и узким специалистам;
- при отсутствии результатов по коррекции поведения или учебё ребёнка по инициативе классного руководителя, заместителя директора по УВР, социального педагога может быть созван малый педагогический совет или Совет профилактики.
Учителя обязаны заниматься коррекцией поведения обучающихся в той степени, в какой она совпадает с профилактической деятельностью:
— составлять психолого-педагогические характеристики обучающихся на основе наблюдения за их поведением на уроках и во внеурочной деятельности;
— проводить индивидуальные беседы с обучающимся и родителями (законными представителями обучающегося);
— привлекать обучающихся к участию во внеурочной деятельности по предмету;
Коррекционная работа с подростками, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в отделах полиции района, на внутришкольном учете, в полном объеме должна проводиться совместными усилиями всего педагогического коллектива.
Общение ребёнка с работниками школы проходит в присутствии родителей, при постановке перед родителями определённых проблем школы и обучающегося все записи фиксируются в специальных журналах для индивидуальных бесед у классного руководителя, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, психолога, социального педагога.
Все данные о детях «группы риска» без указания конкретных нарушений в области здоровья, фиксируются в индивидуальной карте подростка, хранящейся у социального педагога. Разглашение отклонения от поведения и здоровья обучающихся разрешается в случаях, граничащих с опасностью для жизни ребенка и окружающих.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф