Заявка на расчет
Меню Услуги

Социально-экономическая сущность труда

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико — методологические основы экономики труда на современном предприятии
  • 1.1. Сущность и роль труда в обществе
  • 1.2. Труд как социально-экономическая категория
  • Глава 2. Состояние рынка труда в современной России
  • 2.1. Безработица как негативное явление в структуре современного рынка труда
  • 2.2. Государственная программа содействия занятости населения
  • Заключение
  • Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

С понятием «качество труда» неразрывно связано понятие «эффективности труда». В настоящее время «эффективность труда» определяется не только производительностью труда, но проходит через все стадии производства, начиная от разработки и кончая серийным выпуском продукции [13, с.80].

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

В настоящее время рост эффективности производства обеспечивается за счет перехода к современным технологиям, обеспечивающим высокий уровень автоматизации, снижение материалоемкости и высокий уровень качества продукции. Таким образом, рост качества продукции и рост эффективности производства неразрывно связаны и присутствуют на всех стадиях производства.

Повышение эффективности труда — это совершенствование технологического процесса, снижение материалоемкости продукции, оптимизация трудового процесса работников, ведущие к росту прибыли предприятия. Таким образом, стимулирование эффективности и качества труда работников ведет к росту прибыли и повышению конкурентоспособности предприятия на рынке.

В современной экономике стимулирование работников не ограничивается только мерами материального вознаграждения, а направлено на совершенствование личности работника, формирование в нем заинтересованности в успехе организации в целом и включает в себя также другие формы, такие как социальные льготы, моральные поощрения, гуманитарные стимулы к труду и др.

Люди являются наиболее ценным ресурсом, так как именно люди могут постоянно совершенствоваться. Соответственно, умело управляя людьми, можно постоянно совершенствовать организацию производства и увеличивать прибыль. Хорошее знание мотивации работников — залог создания более совершенной системы стимулирования наемных работников [10, с.13].

Целью курсовой работы является выявление изучение понятия социально-экономическая сущность труда.

В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи теоретического и прикладного характера:

  1. Рассмотреть теоретико — методологические основы экономики труда на современном предприятии, определить сущность и роль труда в обществе, рассмотреть труд как социально-экономическую  категорию;
  2. Проанализировать состояние рынка труда в современной России;
  3. Сделать выводы по работе.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Сущность и роль труда в обществе

Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

По определению А.Маршалла, труд — это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы.

Человек создавая новый продукт сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, используя физическую и умственную энергию своего организма.

Предмет труда включает:

  • сырьевые материалы;
  • средства труда;
  • затраты живого труда.

Результатом взаимодействия этих трех составляющих является продукт труда — новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека.

Роль труда в обществе.

История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.

В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение.

Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, — все это называется производством.

Особенности современного труда:

Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда, что проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам своей деятельности;

Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда, обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором роста производительности и эффективности труда;

Возрастающий аспект социального процесса. В настоящее время факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стороны труда и играет важную роль в жизни человека.

Изменение характера труда в человеческой истории представлено в таблице 1:

Таблица 1 — Изменение характера труда в человеческой истории

Социология и труд

Труд представляет собой одно из базовых условий жизни человека и общества. Трудовая деятельность положена в основу любых общественных отношений и существенно влияет на отношения и взаимодействия людей. Труд является объектом изучения различных наук, среди которых, в первую очередь, следует выделить социологию и экономику. Социологи изучают особенности поведения и отношений между людьми, возникающими в связи с трудовым процессом. Данный раздел социологии называется социология труда.

Социологические функции труда:

  1. Социально-экономическая функция заключается в воздействии субъектов труда (работников) на объекты и элементы природной среды (ресурсы) с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества, то есть в материальные блага и услуги.
  2. Продуктивная функция заключается в удовлетворении потребности людей в творчестве и самовыражении. Благодаря этой функции труда создаются новые предметы и технологии.
  3. Социально-структурирующая функция труда заключается в дифференциации и интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе. С одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса различных функций ведет к дифференцированию и созданию специализированных видов труда. С другой стороны, обмен результатами трудовой деятельности ведет к установлению определенных связей между разными категориями участников трудового процесса. Таким образом, данная функция труда способствует созданию социально- экономческих связей между различными группами людей.
  4. Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд организовывает сложную систему социальных отношений, регулируемую посредством ценностей, норм поведения, стандартов, санкций и др., представляющих собой систему социального контроля трудовых отношений. К ней относятся трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструкции, неформальные нормы, определенная организационная культура.
  5. Социализирующая функция труда связана с тем, что трудовая деятельность расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей работников, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками общественной жизни. Данная функция дает людям возможность приобрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.
  6. Социально-развивающая функция труда проявляется в воздействии содержания труда на работников, коллективы и общество в целом. Этот связано с тем, что по мере развития и совершенствования средств труда происходит усложнение и обновление содержания труда. Данный процесс обусловлен творческой природой человека. Таким образом, происходит повышение требований к уровню знаний и квалификации сотрудников практически во всех отраслях современной экономики. Функция обучения работников является одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации.
  7. Социально-стратификационная функция труда является производной от социально-структурирующей и связана с тем, что результаты различных видов труда по- разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие — менее важными и престижными. Таким образом, трудовая деятельность способствует формированию и поддержанию доминирующей системы ценностей в обществе и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по рангам — ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудовая деятельность обусловливает ряд взаимосвязанных социальных и экономических явлений и процессов в современном обществе. Изучение социально-трудовых отношений позволяет выявить наиболее эффективные пути управления трудовыми ресурсами организации.

Основные категории науки о труде.

К основным категориям труда относят содержание и характер труда. Содержание труда — это взаимодействие работника с предметами и средствами труда. Содержание труда характеризуется такими признаками, как:

  • сложность труда;
  • профессиональная пригодность работника;
  • степень самостоятельности работника.

Первый признак содержания труда — сложность. Понятно, что труд ученого сложнее, чем труд токаря, а директора магазина — труда кассира. Но для обоснования меры оплаты различных видов труда требуется их сравнение. Для соизмерения сложного и простого труда применяют понятие «редукция труда». Редукция труда — это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда различной сложности. С развитием общества увеличивается доля сложного труда, что объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию работников.

Отличия сложного труда от простого:

  • выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий;
  • концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;
  • последовательность в принятии решений и действий;
  • точность и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители;
  • быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;
  • ответственность за результаты труда.

Второй признак содержания труда — профессиональная пригодность. Ее влияние на результаты труда обусловлены способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, удачными выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Существенную роль в профессиональном отборе играют специальные методы определения профессиональной пригодности.

Третий признак содержания труда — степень самостоятельности работника — зависит как от внешних ограничений, связанных с формой собственности, так и внутренних, диктуемых масштабом и уровнем сложности работы. Уменьшение ограничений в принятии решения при повышении меры ответственности означает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблем. Самостоятельность работника выступает критерием уровня самосознания развитой личности, ее меры ответственности за результаты работы.

Характер труда как категория науки о труде представляет отношения между участниками трудового процесса, которые влияют и на отношения работника к труду, и на производительность труда. С точки зрения характера труда различают, с одной стороны, труд предпринимателя и, с другой стороны, труд наемный, коллективный или индивидуальный. Труд предпринимателя отличается высокой степенью самостоятельности в принятии решения и его осуществлении, а также высокой мерой ответственности за результаты. Наемный труд — это труд работника, призванного по условиям соглашения выполнять должностные обязанности по отношению к работодателю.

Современная наука о труде. Современная наука о труде включает ряд основных дисциплин:

  1. Экономика труда традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, человеческого капитала, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности, проблемы нормирования труда.
  2. Экономика персонала исследует поведение работников при выполнении ими должностных обязанностей. Дисциплина изучает влияние различных факторов на результативность труда.
  3. Медицина труда — изучает связанные с трудом факторы, которые могут вызвать травмы, заболевания или причинить другой вред здоровью работника.
  4. Физиология труда исследует функции человеческого организма в процессе труда: физиология двигательного аппарата, выработка и тренировка трудовых навыков, работоспособность и ее регуляция, санитарно-гигиенические условия труда, тяжесть труда.
  5. Психология труда исследует требования к психике человека, связанные с его отношением к работе.
  6. Управление персоналом изучает проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управления.
  7. Социология труда изучает воздействие работников на общество и наоборот — общества на работника.
  8. Педагогика труда как наука рассматривает вопросы обучения работников.
  9. Эргономика изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма.
  10. Менеджмент труда изучает основы проектирования трудовых процессов рабочих мест. Рассматриваются такие вопросы, как выявление потребности в персонале, вербовка и выбор персонала, задействование работников, их высвобождение, развитие, контроллинг персонала, т.е. управление, координация и информирование структурирование работ, политика вознаграждения, участие в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками.
  11. Безопасность труда исследует комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасной трудовой деятельности.
  12. Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решении имущественных проблем, управлении социальными конфликтами.

Основы современной экономики труда. Экономика труда — изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как организация, оплата, эффективность и занятость.

Объектом изучения экономики труда является труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.

Предмет экономики труда — социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов — технического, организационного, кадрового и иного характера.

Целью экономики труда являются исследования в области управления человеческими ресурсами.

Главная задача экономики труда — изучение сущности и механизмов экономических процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества.

Пути повышения эффективности трудовой деятельности. Один из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека — совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. С психофизической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки возрастают мышечная сила и выносливость, повышаются точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.

Рациональная организация рабочего места. Рациональная организация рабочего места (обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии) обеспечивает наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний. Кроме этого, рабочее место должно отвечать следующим требованиям: наличие достаточного рабочего пространства; достаточные физические, слуховые и зрительные связи между челове-ком и машиной; оптимальное размещение рабочего места в пространстве; допустимый уровень действия вредных производственных факторов; наличие средств защиты от опасных производственных факторов.

Удобная рабочая поза. Удобная рабочая поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Удобной рабочей позой следует считать такую, при которой работнику не требуется наклоняться вперед более чем на 10-15 градусов; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе — это прямая осанка.

На формирование рабочей позы в положении «сидя» влияет высота рабочей поверхности, определяемая расстоянием от пола до горизонтальной поверхности, на которой совершается трудовой процесс. Высоту рабочей поверхности устанавливают в зависимости от характера, тяжести и точности работ. Удобная рабочая поза при работе «сидя» обеспечивается также конструкцией стула (размерами, формой, площадью и наклоном сиденья, регулировкой по высоте).

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживаются рациональным чередованием периодов труда и отдыха.

Рациональный режим труда и отдыха. Рациональный режим труда и отдыха — это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая произво-дительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Продолжительность отдыха в течение смены (регламентированные перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осуществления. При определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие производственные факторы, вызывающие утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, аэроионный состав воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых, который должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы, возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления. Количество и длительность кратковременных перерывов определяют исходя из характера трудового процесса, степени интенсивности и тяжести труда. Ориентиром для установления начала перерывов на отдых служат моменты снижения работоспособности. Чтобы предупредить ее спад, перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут. Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества перерывов, так и увеличения их длительности. Но кратковременные перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания.

Отдых может быть активным и пассивным. Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в неблагоприятных условиях труда. Наиболее эффективная форма активного отдыха — производственная гимнастика. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее. В результате производственной гимнастики увеличивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличиваются мышечная сила и выносливость.

1.2 Труд  как  социально-экономическая  категория

Труд  имеет  чрезвычайно  значимое  место  в  установлении  и  эволюции  человеческого  социума  и  каждого  его  участника.  Только  благодаря  труду  многочисленных  поколений  люди  накопили  выдающиеся  ресурсы  производительных  сил,  огромное  социальное  благосостояние,  образовалась  сегодняшняя  цивилизация.  Дальнейшие  развитие  человеческого  общества  неосуществимо  без  обновления  процесса  труда  и  совершенствования  производства.

Социально-экономическая  форма  труда  определяет  модель  его  общественной  организации  и  описывает  собой  сумму  связей  между  партнерами  трудового  процесса,  различные  характеристики,  свойственные  определенной  технологии  производства.  При  всем  разнообразие  функций  необходимо  подчеркнуть  их  диалектическое  единство.  Труду  присущи  основные  функции:  1)  удовлетворение  потребностей;  2)  созидатель  общественного  богатства;  3)  создатель  социума  и  источник  производственного  прогресса;  4)  ваятель  человека;  5)  мощь,  открывающая  обществу  путь  к  развитию,  позволяющая  предварительно  оценивать  результат  своих  действий  [4,  с.  26].

Необходимо  подчеркнуть,  что  крайняя  функция  как  бы  обобщает  все  представленные  функции,  т.к.  в  труде  и  благодаря  труду  общество  познает  закономерности  эволюции  и  законы  природы.

Представления  о  «труде»  в  экономической  литературе  изучают  в  двух  направлениях  как:  1)  прогресс  труда;  2)  вид  экономических  ресурсов.  Традиционно  для  экономической  науки  являются  определения  труда  как  чего-то  обременительного,  тяжелого,  мучительного.  По  представлениям  А.  Маршала,  «труд  —  всякое  умственное  и  физическое  усилие,  предпринимаемое  частично  или  целиком  с  целью  достижения  какого-либо  результата»  [2,  с.  124].

Оценивая  разнообразные  трудовые  положения  (К.  Маркс,  А.  Смит,  Д.  Риккардо,  Дж.  Миль,  А.  Маслоу,  Ф.  Тейлор,  Ф.  Херцберг,  Д.  Мак-Грегор  и  др.),  можно  сделать  следующее  заключение,  что  при  всем  разнообразии  подходов  к  определению  «труд»,  его  места  и  значения  в  экономическом  устои  социума,  к  отбору  тех  или  иных  причин,  которые  мотивируют  индивида  к  трудовому  процессу,  тождественным  является  объяснения  труда  как  каркаса  жизнедеятельности  и  эволюции  индивида  и  социума.

Экономическое  вмещение  труда  описывается:

  • технической  степенью  развития  основных  средств,  технологических  процессов  и  организации  производства;
  • совокупностью,  специфичностью  и  качеством  производственных  обязанностей  и  работ,  предъявляющих  к  трудящемуся;
  • интеллектуализацией  труда.

В  современном  понятии  «труд»  —  это  процесс  сознательной,  целесообразной  деятельности  людей,  использующих  свои  умственные  и  физические  усилия,  имеющийся  арсенал  средств  производства,  природные  и  социальные  ресурсы  для  создания  полезных  продуктов,  товаров,  духовных  и  культурных  ценностей,  оказания  услуг,  накопления  и  передачи  информации,  в  конечном  счете,  с  целью  удовлетворения  духовных  и  материальных  потребностей  человека  и  общества  [1,  с.  7]

Развитие  труда  рассмотрены  с  трех  направлений  (П.Э.  Шлендер,  Ю.П.  Кокин,  А.Я.  Кибанов  и  др.):

  • психофизиологическое  направление  трудовой  деятельности  проявляется  через  энергозатраты  человека:  растрат  энергии  мышц,  органов  чувств,  мозга,  нервов.  Энергозатраты  трудящегося  формируются  уровнем  напряженностью  труда  и  степенью  нервно-психологической  стрессовостью,  они  выделяют  такое  самочувствие,  как  усталость  и  утомление.  От  степени  энергозатрат  работника  зависят  трудоспособность,  выносливость  работающего,  его  здоровье  и  развитие  личности.
  • организационно-техническое  направление  трудовой  деятельности  прослеживается  посредством  взаимодействие  работающего  с  предметами  и  средствами  труда  и  определяется  степенью  технической  вооруженностью  труда,  развитием  технологии  и  подготовке  работников  и  т.  п.  Организационно-технические  направление  особенно  уделяет  внимание  специальной  подготовке  и  квалификации  работника,  компетенции.
  • экономическое  направление  трудовой  деятельности  прослеживается  посредствам  сольватации  сотрудников  друг  с  другом,  организованностью  труда,  масштабом  предприятия  и  т.  п.

На  данный  момент  труд  предполагает  присутствие  последующих  условий:  самого  труда,  предмета  труда,  средств  труда,  технологии  деятельности,  организации  труда  Разновидность  типов  и  сущность  труда  находит  отображение  в  систематизирование  труда.  Разнообразие  типов  труда,  возможно,  систематизировать  по  следующим  признакам,  представленных  в  табл.  2.

Таблица 2 — Систематизация  видов  труда  [3,  с.  112]

Признак Виды  труда
По  содержанию  труда Физический  и  умственный

Творческий  и  репродуктивный

Простой  и  сложный

По  характеру  труда Частный  и  общественный

Индивидуальный  и  коллективный

Наемный  и  самонаемный

Конкретный  и  абстрактный

По  продукту  труда Производственный  и  непроизводственный
По  степени  участия  человека  в  процессе  труда Ручной,  механизированный,  машинный,  автоматизированный,  компьютеризированный,  низко-,  средне-  и  высокотехнологичный
По  методам  привлечения  людей  к  труду Принудительный,  необходимый  и  добровольный
По  предмету  труда Управленческий,  научно-технический,  производственный  и  предпринимательский
По  условиям  труда Стационарный  и  передвижной

Наземный  и  подземный

Легкий,  средней  тяжести  и  тяжелый

Невредный,  средней  вредности  и  вредный

Привлекательный  и  непривлекательный

Регламентированный  и  нерегламентированный

По  принадлежности  к  носителю  трудовых  функций Труд  руководителя,  специалиста  и  исполнителя

Труд  —  это  действия  индивидуума,  которые  откликаются  перечисленным  особенностям  трудового  поведения,  представленных  в  табл.  3.

Таблица 3 — Особенности  трудового  поведения

Наименование  принципов Содержание  принципов
Осознанность  поведения Обозначает,  что  индивид  перед  вступлением  в  трудовой  процесс  осмысливает  итог  предшествующего  труда.  Трудом  не  является  инстинктивная,  подсознательная  деятельность.
Целесообразность  поведения Индивид  осмысливает  последовательность  действий,  ранее,  чем  приступает  к  выполнению  своих  планов.  определяет,  как  производить  товар,  какие  ресурсы  привлекать,  при  содействие  каких  операций,  воздействий,  технологий.
Результативность  (эффективность)  поведения Любой  труд  завершается  предопределенным,  конкретным  общественно  полезным  результатом.
Общеполезность  поведения Люди  производят  товары  и  услуги,  объединившись  в  трудовые  группы  необходимые  для  общества.
Энергозатратность  поведения Исполняя  трудовой  процесс,  работники  расходуют  энергию  мышц,  нервной  системы,  головного  мозга  и  т.  д.

С  учетом  отмеченного  и  приведенных  принципов,  можно  предложить  следующие  авторское  определение  данной  категории,  которое  соответствует  современным  требованиям.  Труд  —  это  необходимый  и  полезный  для  общества  процесс  осознанных  и  целесообразных  взаимодействий  людей,  с  помощью  своих  умственных  и  физических  усилий,  видоизменяя  предметы  труда,  создают  материальные  и  нематериальные  (духовные)  блага,  идущих  и  способных  удовлетворить  часть  наиболее  востребованных  материальных  и  нематериальных  потребностей.

Данное  определение  наиболее  полно  раскрывает  сущность  понятия  труда  как  экономической  категории  и  дополняет  основные  особенности  трудового  поведения.  Во-первых,  «часть  материальных  и  нематериальных  потребностей»  —  невозможно  удовлетворить  все  потребности  человечества,  они  безграничны.  Во-вторых,  «наиболее  востребованных  потребностей»  —  общество  решает,  что  производить  в  первую  очередь,  что  во  вторую,  а  от  чего  отказаться,  т.  к.  ресурсы  ограничены.  В-третьих,  нельзя  разъединять  понятия  «осознанный  и  целесообразный  процесс»  —  человек  сознательно,  а  значит,  не  инстинктивно  продумывает  и  выполняет  алгоритм  действий,  т.  е.  осознавая  последствия.  В-четвертых,  «взаимодействия  людей»  —  один  не  в  силах  выполнить  умственные  и  физические  усилия  для  создания  благ,  вследствие  своих  ограниченных  возможностей,  а  также  времени.  В-пятых,  «идущих  и  способных  удовлетворить  потребности»  —  нет  необходимости  в  производстве  материальных  и  духовных  благ,  если  они  не  способны  удовлетворять  потребности  общества.

Дуализм  характера  труда  вызвал  потребность  вовлечение  двух  наук  изучения  феномена  труда  —  экономика  труда  и  социология  труда.

Социология  туда  изучает  взаимодействие  трудящегося  и  социума,  и  наоборот  —  социума  на  трудящегося.  Она  прослеживает  достижения  труда  от  степени  социального  созревания,  степень  достатка  и  обеспеченности  и  т.  п.  Социология  труда  исследует  взаимосвязь  побуждения  к  труду  с  требованиями  и  надобностями  трудящихся,  единение  коллектива,  демократизацию  трудовых  взаимоотношений,  гуманизацию  труда  и  социальное  развитости  коллектива.  Социология  труда  прослеживает  социально  —  демографическую  структуру  персонала,  содержание  ценностных  направлений  и  причины  поступок.

Экономика  труда  —  наука,  исследующая  определенные  виды,  формы  и  методы  увеличения  экономической  результативности,  создание  атмосферы  труда,  денежные  и  нематериальные  стимулирования,  воспроизведения  рабочей  силы.  Она  изучает  вопросы  рационального  применения  трудовых  ресурсов,  увеличения  результативности  труда  и  плодотворность  человеческой  деятельности.

Сущность  и  типы  труда  вытекают  в  различные  направления  трудовой  деятельности  и  взаимосвязи  между  собой.  Они  воздействуют  и  на  активность  человека  во  внерабочее  и  рабочее  время,  на  формирование  его  способностей,  структуру  потребностей,  биоритм  и  т.  п.


Страницы:   1   2


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф