Меню Услуги

Социально-экономическая сущность труда. Часть 2.


Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 Безработица как негативное явление в структуре современного рынка труда

Исследование масштабов, динамики и структуры безработицы за десятилетия реформирования российской экономики показывает, что ее масштабы и уровень значительно превышают соответствующие показатели большинства развитых стран.

Общая численность безработных в России, рассчитываемая по методологии Международной организации труда, в сентябре 2013 года выросла на 4.2% по сравнению с августом и составила 4.481 млн. человек. Это 6% всего экономически активного населения страны. В то же время число официально зарегистрированных безработных в сентябре 2013 года на 2.8% сократилось по сравнению с предыдущим месяцем и составило 1.414 млн. человек. По сравнению с концом сентября 2012 года общая численность безработных в России сократилось на 9.2%, а официально зарегистрированных – на 14.6%. Численность экономически активного населения в России по состоянию на конец сентября 2010 года оценивалось Росстатом в 75 млн. человек – примерно 52% от общей численности населения страны. 54.2% всех занятых в августе 2010 года работали на крупных и средних предприятиях.

Современный этап развития рынка труда в России характеризуется глубокой территориальной занятостью — до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация безработицы по регионам обусловлена степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности на земле.

Например:

Среди субъектов Российской Федерации самый низкий уровень безработицы по методологии Международной организации труда наблюдается в Агинском Бурятском автономном округе и составляет 0.9%. Не превышает 5% уровень безработицы в Москве (1.3%), Санкт-Петербурге (2%), в Республиках Карелия, Мордовия, в Тульской, Московской, Ярославской, Липецкой, Костромской областях, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах (2.9-5.0%).

Рисунок 1 — Состав безработных, имеющих опыт работы, по обстоятельствам незанятости в феврале 2013 г.

В общей численности безработных 30.4% не имели опыта работы. Среди безработных, имевших опыт трудовой деятельности – 29.65 составляют лица, уволившиеся по собственному желанию. 1.2 млн. человек (31.1%) – лица, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала. Среднее время поиска работы безработными в феврале 2010 года составило 9.2 месяца и по сравнению с февралем 2009 года увеличилось на 0.1 месяца. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 42.6% безработных (в феврале 2012 года – 41.75). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше – составляет 52%, и увеличилось за последний год на 2.3%. Среди безработных городских жителей доля застойной безработицы сократилась на 1.7% и составила 35.3%.

Самый высокий уровень безработицы по методологии МОТ отмечается в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, где уровень безработицы составляет соответственно, 69.6% и 56.3%; в Республиках Тыва, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Болгкарской и Дагестан уровень безработицы составляет от 21% до 23%.

Безработица в России, впрочем, как и в других странах, обусловлена ходом социально-экономического развития государства и общества. Она – постоянный элемент, продукт развития производства. В известном смысле можно говорить, что именно оно (производство) и порождает безработицу, которая выступает, как макроэкономическое явление, определяющее уровень и темпы развития экономического развития страны. Нельзя обратить внимание на то, что в концепциях, объясняющих причины возникновения безработицы, анализируются общества с развитыми рыночными отношениями, стабильно функционирующим рынком труда. Россия же находится на стадии становления рыночной экономики. Это обстоятельство учитывается очень редко.

Специфика ситуации в России обуславливается отличием ее социально-экономических условий, предшествующих рыночной экономике. В России только происходит процесс перехода от «социализма» к рыночной экономике. Поэтому еще одной отличительной чертой Российской Федерации является формирование так называемого придерживаемого типа занятости — рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.

Другой особенностью формирования безработицы можно считать, то обстоятельство, что в России в доперестроечный период фактически отсутствовала индивидуальная частнопредпринимательская деятельность. Такая деятельность признавалась малоэффективной и противоречащей принципам социализма. Недостаточно были развиты и малые предприятия. Все эти обстоятельства сыграли немалую роль в быстром развитии безработицы в России.

На сегодняшний день этап развития рынка труда характеризуется следующими особенностями: существенными различиями между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных; размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости; низкий уровень пособий по безработице также является отличительной чертой российского рынка труда; неполная занятость, обусловленная не гибкостью рынка, а простоями предприятий; появление беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве; изменение распределения рабочей силы по секторам экономики: значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышения эффективности их использования; трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, а существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден. Из практики известно, что предложение рабочих рук растет быстрее, чем спрос на них. Поэтому цена труда наемного работника на рынке труда падает, а цена рабочего места возрастает, усиливая затруднения в поиске работы и конкуренцию безработных из-за рабочих мест; среди занятых возрастает страх потерять работу. Именно поэтому в странах с рыночной экономики безработица является центральной проблемой современного общества. Повышение ее уровня ведет к недоиспользованию ресурсов труда, снижает доходы населения, обостряет семейные отношения и повышает социальную напряженность в обществе.

К концу июня 2013 г. по сравнению с концом июня 2012 г. Во всех субъектах Российской Федерации число безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, сократилось, кроме республик Ингушетия, Саха (Якутия) и Архангельской области.

Таблица 4 содержит информацию по социально-экономическому положению субъектов Российской Федерации в первом полугодии 2013 г.

Таблица 4 — Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации в первом полугодии 2013 г.

Июнь 2013 г.
численность не занятых трудовой деятельностью граждан, тыс. человек безработных, всего безработных, которым назначено пособие по безработице
тыс. человек в % к июню 2012 г. в % к экономически активному населению (уровень зарегистрированной безработицы) тыс. человек в % к июню 2012 г.
Российская Федерация 1690.5 1491.6 86.1 2.0 1246.0 84.1
Центральный федеральный округ 243.3 184.8 84.0 0.9 149.0 76.4
Северо-западный федеральный округ 127.8 98.1 84.6 1.3 79.0 81.9
Южный федеральный округ 599.0 568.8 94.0 5.5 501.7 98.4
Приволжский федеральный округ 208.6 182.2 79.1 1.2 158.8 77.7
Уральский федеральный округ 103.2 90.0 77.5 1.4 73.7 73.1
Сибирский федеральный округ 296.5 264.3 82.1 2.6 211.6 77.7
Дальневосточный федеральный округ 112.1 103.3 84.1 3.0 72.1 70.4

Анализируя вышеприведенную таблицу нужно отметить, что самое большое количество безработных наблюдается в Южном федеральном округе, в том числе в Чеченской республике, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарской республике и т.д. Самая низкая численность безработных в Уральском федеральном округе, в том числе в Челябинской области (24.3 тыс. чел.), Свердловской (28.6 тыс. чел.), Тюменской (25.7 тыс. чел.) областях и т.д. Безработных, которым назначено пособие по безработице значительно меньше, общего числа безработных. Высокий уровень безработицы также наблюдается в Сибирском федеральном округе, особенно в Алтайском (70 тыс. чел.).

Красноярском (41.2 тыс. чел.) краях, Кемеровской (41.6 тыс. чел.), Новосибирской (20.0 тыс. чел.) областях и.т.д.

Мы считаем, что для того чтобы сократить в нашей стране численность безработных нужно предпринимать какие-то серьезные шаги. Например, развитие самозанятости населения. Сущность самозанятости заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, и не противоречащий законам страны. В Российской Федерации согласно закону «О занятости» к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой являются: предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также члены производственных кооперативов. Самозанятость в условиях рыночной экономики – объективное явление. Причины ее появления весьма разнообразны. Мотивом для появления самозанятости может являться безработица. Есть определенная группа людей, которые не хотят подчиняться какому-либо лицу или обладают способностями к предпринимательской деятельности и хотят работать самостоятельно на свой страх и риск.

Однако развитие малого предпринимательства встречает определенные трудности в нашей стране. Это всевозможные проверки различных организаций, огромные налоги и отсутствие федеральной поддержки малого бизнеса. До тех пор пока государство и его верховная власть не будут относиться к малому предпринимательству, как, например, к энергетике или сельскому хозяйству – малый бизнес будет стоять на месте.

Большое значение для решения проблемы безработица в России имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий, связанных с безработицей. Общественные работы, прежде всего, поддерживают доходы безработных. Их можно разделить на два типа: участие безработных в проведении работ по созданию базовых инфраструктур, усилению трудовых коллективов жилищно-коммунального хозяйства, строительных организаций и т.д.; оказание социальных услуг престарелым и инвалидам. В России общественные работы пока не нашли своего места.

Другим направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. В целях реализации прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятость государственные органы должны разработать соответствующие целевые программы.

Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.

2.2 Государственная программа содействия занятости населения

В соответствии со ст. 1 Закона «О занятости населения в РФ», занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Помимо определения самого понятия занятости, в Законе приводится перечень занятых граждан, являющийся исчерпывающим. В соответствии со ст. 2 указанного закона, занятыми считаются граждане:

  • работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, для которых общественные работы являются подходящей работой);
  • занимающиеся предпринимательской деятельностью;
  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости);
  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Направления политики государства в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного существования права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6).

Ряд конвенций и рекомендаций МОТ посвящен отдельным аспектам политики государств в сфере содействия занятости. В частности, Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983г.) Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Обострение проблемы занятости в начале 90-х годов имело объективную основу: структурные сдвиги, технологическая перестройка, экономические реформы. В период радикальных преобразований, связанных с проведением рыночных реформ в экономике России произошла ломка традиционных структур занятости. Формирование новой государственной политики занятости осуществлялось методом проб и ошибок, с просчетами и провалами, которые искажали предложение труда и направляли его по неэффективному пути.

В 1991 году государство стало реализовывать свою политику в области занятости населения через службу занятости населения на основании Закона «О занятости населения». Финансирование мероприятий содействия занятости населения осуществлялось с помощью созданного Фонда занятости населения, средства в который поступали от работодателей и других источников.

Пореформенный период (1992 — 1998 гг.) характеризовался непрерывным нарастанием безработицы.

Главная цель государственной политики занятости сводилась к сдерживанию массовой безработицы. Таким проблемам эффективного использования трудового потенциала на макроуровне, как формирование его экономической активности, трудовой мотивации, отраслевых и профессиональных структур, перераспределение рабочей силы между отраслями и видами деятельности, уделялось недостаточно внимания.

Система финансирования государственной политики занятости населения, принятая в 2001 году предполагала, что мероприятия по социальной поддержке безработных будут финансироваться и из региональных и местных бюджетов, пожертвований граждан, средств, получаемых службой занятости от оказания платных услуг работодателям. Однако на практике оказалось, что объемы финансирования за счет средств региональных и местных бюджетов незначительны. Так, в 2003 году – 455 млн. рублей (19% от средств, затраченных на активную политику). Объемы затрат работодателей составляли в 2003 году – 498,6 млн. руб. (20,8%).

Финансирование активных программ из местного бюджета было крайне затруднено по ряду причин, главной из которых являлся недостаток средств у местных, как правило, дефицитных бюджетов. Показатели валового регионального продукта регионов позволяют сделать вывод о том, что почти половину ВВП страны обеспечивали всего 10 регионов России из 89. Анализ изменения бюджетной политики свидетельствует о том, что федеральный центр все больше доходов муниципальных образований забирал в Федеральный бюджет, перекладывая при этом социальные расходы на региональные бюджеты. В результате активные программы содействия занятости населения финансировались лишь на 30% от потребностей рынка труда. Складывается впечатление, что федеральные органы власти отстранились от проблем занятости населения, передавая их решение местным органам власти. Результатом такой политики государства стало отсутствие четкой концепции занятости, направленной на развитие трудовых ресурсов страны и повышение уровня жизни населения.

Новая модель занятости заключается в переходе от избыточной занятости с низкой производительностью труда к сочетанию низкого уровня безработицы с высокопроизводительной занятостью. Поэтому при разработке стратегии активной политики занятости необходимо обратить внимание на повышение качества рабочей силы.

Исходя из этого, приоритетные направления активной политики занятости предполагают следующие меры:

  • уделять особое внимание повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда;
  • снижать риск безработицы среди выпускников учебных заведений, корректировать объемы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях;
  • обеспечить выделение работодателями необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую переподготовку высвобожденных работников для новых сфер приложения труда;
  • обеспечить развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство, системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватную потребностям рыночной экономики;
  • развивать систему непрерывного образования, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения;
  • развивать систему профориентации и психологической поддержки населения;
  • уделять особое внимание сохранению эффективно используемых и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения;
  • в соответствии с программой структурной перестройки экономики предусмотреть меры по переподготовке и трудоустройству высвобожденных работников;
  • содействовать трудоустройству слабозащищенных слоев населения (инвалиды, молодежь, беженцы, вынужденные переселенцы и др.), развивать общественные работы, разрабатывать и реализовывать целевые программы для молодежи, стимулировать работодателей, принимающих на работу выпускников школ и профессиональных учебных заведений.

В заключении необходимо отметить, что забота государства о достижении в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе подготовки курсовой работы было сделано ряд выводов.

Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

По определению А.Маршалла, труд — это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.

Особенности современного труда:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда;

Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда, обусловлено достижениями научно-технического прогресса;

Возрастающий аспект социального процесса..

Относительно социологии труд представляет собой одно из базовых условий жизни человека и общества. Трудовая деятельность положена в основу любых общественных отношений и существенно влияет на отношения и взаимодействия людей. Труд является объектом изучения различных наук, среди которых, в первую очередь, следует выделить социологию и экономику. Социологи изучают особенности поведения и отношений между людьми, возникающими в связи с трудовым процессом. Данный раздел социологии называется социология труда.

Рассмотрены следующие социологические функции труда:

  1. Социально-экономическая функция.
  2. Продуктивная функция.
  3. Социально-структурирующая функция.
  4. Социально-контролирующая функция.
  5. Социализирующая функция.
  6. Социально-развивающая функция.
  7. Социально-стратификационная функция.

Рассмотрение труда как социально-экономической категории позволило определить, что труд имеет чрезвычайно значимое место в установлении и эволюции человеческого социума  и каждого его участника. Только благодаря труду многочисленных поколений люди накопили выдающиеся ресурсы производительных сил, огромное социальное благосостояние,  образовалась сегодняшняя цивилизация. Дальнейшие развитие человеческого общества неосуществимо без обновления процесса труда и совершенствования производства.

Труду присущи основные функции:

  1. удовлетворение потребностей;
  2. созидатель общественного богатства;
  3. создатель социума и источник производственного прогресса;
  4. ваятель человека;
  5. мощь, открывающая обществу путь к развитию, позволяющая предварительно оценивать результат своих действий

Экономическое вмещение труда описывается:

  • технической степенью развития основных средств, технологических процессов и организации производства;
  • совокупностью, специфичностью и качеством производственных обязанностей и работ, предъявляющих к трудящемуся;
  • интеллектуализацией труда.

Во второй главе работы рассматривается состояние рынка труда в современной России. В развитии рынка труда современной экономики России прослеживаются следующие тенденции:

  1. Для современной экономики характерен рост естественной нормы безработицы. Экономический спад которой, обостряет проблему безработицы.
  2. Сохранение перегруженности рабочей силой большинства крупных и средних предприятий является важной особенностью российской модели реформ
  3. Усугубляется несоответствие между быстро изменяющейся структурой спроса на рынке труда и сложившейся ранее профессионально — квалификационной составе рабочей силы.

Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.

Современный российский рынок труда характеризуется несбалансированностью и неравновесностью. Перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций.

На основе проделанного анализа в данной курсовой работе можно придти к заключению о том, что приоритетными направлениями действий на рынке труда в перспективе являются:

  • обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения;
  • повышение конкурентоспособности рабочей силы;
  • поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения;
  • обеспечение регулирования привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов;
  • разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архангельский, В.Н. Государственное регулирование рыночной экономики / В.Н. Архангельский, В.Н. Бобков. — М., 2010.
  2. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Занятость населения // Российское предпринимательство. – 2012. — №9.
  3. Афонасьев В.Е. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы.- М.: Наука, 2011..
  4. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В. Экономика труда: Конспект лекций / О.С. Белокрылова. — Ростов н /Д.: Феникс, 2012.
  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. / Е.Ф. Борисов — М.: Юрайт-Издат, 2011.
  6. Боровик В.С. Ермакова Е.Е. Занятость населения. / В.С. Боровик Е.Е. Ермакова. – М.: Инфра, 2012.
  7. Бусыгин, В.П. Методы микроэкономического анализа: фиаско рынка / В.П. Бусыгин, С.Г. Коковин. — Новосибирск, 2010.
  8. Викторов И.С., Макашева А.Ж. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения. // Трудовое право. — 2011.
  9. Гальперин, В.М. Микроэкономика. В 2 т. /В.М. Гальперин, СМ. Игнатьев, В.И. Моргунов. — СПб.: Экономическская школа, 2009.
  10. Гимпельсон В., Капелюшников. Нестандартная занятость и российский рынок труда. // Вопросы экономики. — 2009.
  11. Гранберг, А. Основы региональной экономики / А. Гранберг. — М.: Эко, 2010.
  12. Дадищев А.З. Проблемы регулирования занятости и регулирования рынка труда России. — М., 2011.
  13. Егоров, Е.В. Экономика общественного сектора: курс лек ций / Е.В. Егоров. — М.: ТЕИС, 2009.
  14. Емцов, Р. Микроэкономика / Р. Емцов, М. Лукин. — М., 2011.
  15. Максимова, В.Ф. Микроэкономика /В.Ф. Максимова. — М.: Соминтек, 2009.
  16. Рынок труда. Учебник под общей редакцией Булгакова В. С. / В.С. Булгаков. – М.: Экзамен, 2013.
  17. Старовойтова Л. И. Занятость населения и её регулирование. / Л.И. Старовойтова. — М.: Academa, 2011.
  18. Топилина М. А., Герций Ю. В. Рынок труда. Государственная политика занятости и меры по ее регулированию: итоги и перспективы. – М.: Социономия, 2013.
  19. Хайман, Д. Современная микроэкономика: анализ и применение / Д. Хайман. — М.: Финансы и статистика, 2012.
  20. Хантн В. Н. Вопросы занятости населения в РФ. Статистический обзор. / В. Н.Хантн. – Волгоград.: Волга, 2014.
  21. Эренберг, Р. Дж. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Р. Дж. Эренберг, Р. С. Смит. — М.: Изд-воМГУ, 2012.

Страницы:   1   2


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!