1 2
3 Социально-гуманитарное сотрудничество СНГ
3.1 Вопросы пенсионного обеспечения в государствах СНГ
Государства, входившие в состав СНГ, столкнулись с проблемами, вызванными экономическими и демографическими факторами, во многом связанными с изменениями, произошедшими после распада СССР. Как в России, так и в других странах СНГ среди негативных характеристик пен-сионных систем была слабая дифференциация пенсий, их низкий уровень, неблагоприятные последствия старения населения и гарантия финансовой устойчивости системы. Наличие этих проблем послужило основанием для проведения реформ, направленных на их преодоление. Сегодня в мире распространились две модели пенсионных систем: распределительная и капитализация.
Система распределения предусматривает финансирование за счет взносов работодателей, работников, доходов бюджета. Пенсии выплачи-ваются из текущего дохода. Система накопления предполагает сбор средств и их размещение в специализированной организации, занимаю-щейся их инвестированием. Пенсии выплачиваются за счет привлеченных средств и доходов от их размещения. Например, в странах Европейского союза (ЕС) большинство пенсионных систем финансируется из различных источников. Финансирование в основном основано на распределительном принципе, накопительные системы работают в основном в области допол-нительных пенсионных схем.
В целом для стран СНГ характерно реформирование пенсионных систем в направлении снижения роли распределительной системы (особен-но в части прямого бюджетного финансирования) и введения накопитель-ных элементов.
Схожая с российской смешанная система установлена Законом Украины от 9 июля 2003 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государ-ственном пенсионном страховании», который предусматривает, что систе-ма пенсионного обеспечения состоит из трех уровней: солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования; накопи-тельная система общеобязательного государственного пенсионного стра-хования; система негосударственного пенсионного обеспечения на основах добровольного участия. Второй и третий уровни вводятся в действие от-дельным законом (пока не принят). Помимо использования средств систе-мы страхования ряд пенсий выплачивается за счет бюджетных средств. Наиболее радикально пенсионная реформа была проведена в Республике Казахстан, где действует достаточно своеобразная система финансирова-ния.
Согласно Закону от 20 июня 1997 г. «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» распределительная система действует в отношении пенсий, назначенных до 1 января 1998 г., а также в отношении части вновь назначаемой пенсии, исчисленной на основании имеющихся прав по состо-янию на указанную дату. Прямое бюджетное финансирование применяется в минимальном объеме. Многие традиционные виды пенсионного обеспе-чения (пенсии по инвалидности, случаю потери кормильца и др.) заменены посредством введения соответствующих пособий. Для них параллельно действует и соответствующее финансирование в рамках обязательного государственного страхования.
В Республике Беларусь, напротив, сохраняется распределительная система, финансируемая за счет страховых взносов и бюджетных средств. В обязательном порядке накопительная система применяется при финан-сировании профессиональных пенсий в соответствии с Законом от 5 января 2008 г. № 322-3 «О профессиональном пенсионном страховании», кото-рый вступил в силу с 1 января 2009 г. Страховщиком является Фонд соци-альной за-щиты населения Министерства труда и социального развития Республики Беларусь. Взносы уплачиваются страхователем (работодате-лем). Поступившие средства учитываются на профессиональной части ли-цевого счета. Эти средства и доходы от их размещения являются государ-ственной собственностью и не могут расходоваться на цели, не предусмот-ренные законодательством о профессиональном пенсионном страховании. Сохранность и возвратность средств гарантирует государство. Среди по-казателей, измеряющих социальный риск, выделяют уровень социальных гарантий при наступлении рисковой ситуации; объем материальных затрат по компенсации всех страховых случаев для страховой организации, а также их долю по отношению к величине заработной платы всех застрахо-ванных; среднюю продолжительность рисковой ситуации. В связи с этим представляется логичным установление дифференцированных тарифов в зависимости от категории работников.
Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование» та-риф дифференцируется от 1,5% до 4,8%. Следует отметить, что введение особой системы финансирования для досрочных трудовых пенсий в связи с особыми условиями труда продолжает оставаться актуальным для Рос-сии, поскольку расходы на выплат таких пенсий ложатся на всех участни-ков пенсионной системы, и законодательство Белоруссии является хоро-шим примером решения данного вопроса.
В Азербайджане действует система трудовых пенсий, основанная на трехступенчатой структуре (базовая, страховая и накопительная части). В других странах СНГ также наряду с солидарной применяется накопи-тельная система как в обязательном порядке (например, в Кыргызской Республике), так и в добровольном (например, в Республике Молдова). Система пенсий представлена пенсиями по старости (возрасту), по инва-лидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Однако их коли-чество, условия назначения, порядок исчисления имеют существенные раз-личия.
Социальные пенсии также предусматриваются законодательством, но в некоторых государствах заменены социальными пособиями. Самый низкий пенсионный возраст помимо России (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) установлен в Белоруссии. В остальных государствах этот возраст увеличен. В Армении в целом самые жесткие возрастные требования: для мужчин и для женщин возраст выхода на пенсию составляет 63 года. При этом средняя продолжительность жизни не превышает 73 лет.
В Казахстане при установленном пенсионном возрасте 63 года для мужчин и 58 лет для женщин средняя продолжительность жизни составля-ет 68 лет. В Белоруссии, на Украине, как и в России, помимо невысоких значений средней продолжительности жизни, наблюдается уменьшение численности населения. Еще в 2000 г. академик Д. С. Львов и профессор Ю. В. Овсиенко, анализируя возможные пути реформирования российской пенсионной системы, констатировали наличие серьезных проблем, акту-альность которых, к сожалению, сохраняется в настоящее время для неко-торых стран СНГ. В частности, тенденция старения населения в отличие от других государств происходит не за счет повышения продолжительности жизни пенсионеров, а из-за депопуляции в результате снижения продол-жительности жизни и снижения рождаемости. Демографические тенденции десятилетия «радикальных реформ» создали своеобразный «задел» буду-щего сокращения численности трудоспособного населения. В таких усло-виях не может не вызывать критики возможность повышения пенсионного возраста. Для назначения пенсии по старости необходимо наличие стажа определенной продолжительности.
В ряде стран СНГ устанавливается в качестве необходимого для назначения пенсии стаж гораздо большей продолжительности, чем в Рос-сии (например, в Белоруссии 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответ-ственно), однако такие величины используются для определения размера пенсии по общему правилу, а продолжительность стажа как условия для назначения пенсии имеет другой масштаб.
В той же Белоруссии пенсия в неполном размере устанавливается при наличии страхового стажа не менее пяти лет. Заметно выше требова-ния по стажу в Республике Молдова — не менее 30 лет (15 лет для непол-ной пенсии).
Анализ института трудового стажа применительно к государствам СНГ показывает наличие существенных различий как в периодах, включа-емых в тот или иной вид стажа, так и его роль в пенсионном обеспечении. Например, в Республике Беларусь страховой стаж по Закону от 6 января 1999 г. № 230-3 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в си-стеме государственного социального страхования» понимается как сум-марная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахован-ного лица в течение его жизни, в которые уплачивались страховые взносы. При этом пенсионное законодательство не предусматривает возможность включения в него не страховых периодов времени. Наряду с этим поняти-ем используется понятие стаж работы. Законодательное определение от-сутствует; в него включается страховой стаж и иные периоды времени. Существуют различные льготы при исчислении стажа работы, что наряду с обширным перечнем нетрудовых периодов приближает его к общему трудовому стажу в России до 1 января 2002 г. Имевшее место сокращение включаемых периодов времени по сравнению с ранее действовавшими нормами не столь масштабно, как в Российской Федерации. Страховой стаж выступает в качестве условия для назначения трудовых пенсий. Тру-довой стаж может быть необходимым условием для назначения пенсии за выслугу лет, а также в зависимости от возраста, группы инвалидности для трудовых пенсий по инвалидности и случаю потери кормильца, показате-лем, влияющим на их размер. В отличие от российского законодательства, определение размера трудовых пенсий имеет существенные различия в принципах исчисления. В странах СНГ пенсии могут назначаться также на льготных условиях. Льготный характер пенсионного обеспечения состоит в снижении требований к возрасту (либо в отсутствии таких требований), преимущественных механизмах определения размера пенсии с точки зре-ния коэффициента замещения и индексации с одновременными повышен-ными требованиями к стажу, прежде всего специальному. Россия сохраня-ет один из самых широких перечней льготных пенсий. В Республике Бела-русь в целом перечень предусмотренных досрочных пенсий (с 1 января 2009 г. трансформировались в профессиональные пенсии в рамках про-фессионального пенсионного страхования) и пенсий за выслугу лет анало-гичен российскому: пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравнен-ным к ним, государственным служащим (включая судей), работникам авиации и летно-испытательного состава. Несколько меньше перечень до-срочных (профессиональных) пенсий. В Республике Казахстан после 1 ян-варя 1998 г. по существу исчезают досрочные пенсии в связи с особыми условиями труда и пенсии за выслугу лет. Так, для военнослужащих и приравненных к ним право на пенсию предусмотрено при наличии выслу-ги лет не менее 25 или уволенных по определенным основаниям при нали-чии общего трудового стажа 25 лет, из которых не менее 12 лет и 6 меся-цев составляет непрерывная военная служба или служба в органах внут-ренних дел. Однако при отсутствии 10 лет выслуги на 1 января 1998 г. пенсия устанавливается в размере 2% от денежного содержания за год вы-слуги на 1 января 1998 г. Для лиц, имеющих на 1 января 1998 г. установ-ленный стаж работы по Списку № 1 и отвечающим требованиям к возрас-ту и общему стажу, до достижения пенсионного возраста устанавливается специальное государственное пособие.
В целом для стран СНГ характерно снижение количества льготных пенсий. Особый порядок пенсионного обеспечения сохраняется, как пра-вило, для государственных служащих (прежде всего военнослужащих), лиц, работающих в особо вредных и тяжелых условиях труда. Существен-ным отличием в регулировании пенсий по инвалидности в странах СНГ является наличие требований к продолжительности стажа. В некоторых странах (например, Молдова, Украина) пенсия при наступлении инвалид-ности вследствие общего заболевания устанавливается при наличии мини-мума стажа, устанавливаемого в зависимости от возраста ко времени наступления инвалидности. Чем выше возраст, тем более высокие устанав-ливаются требования по стажу.
Следует оговориться, что в ряде стран, например Белоруссии, Уз-бекистане, при отсутствии требуемого стажа пенсия назначается пропор-ционально имеющемуся или в фиксированных размерах, т.е. пенсия назна-чается, но снижается ее размер. Условия назначения пенсии по случаю по-тери кормильца в части требований к стажу аналогичны действующим условиям для пенсий по инвалидности.
Есть различия в перечне лиц, имеющих право на пенсию. Напри-мер, в Республике Беларусь в зависимости от причины смерти устанавли-вается необходимость трудового стажа: пенсия по случаю потери кор-мильца, умершего вследствие общего заболевания или увечья, не связан-ного с работой, назначается, если кормилец ко дню смерти имел стаж, ко-торый был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности. Размеры пенсий определяются с использованием различных способов. Все страны, реформировавшие свои пенсионные системы, были вынуждены решать проблему сочетания пенсионных прав, приобретаемых по законо-дательству, действовавшему до и после реформирования. Соответственно на размер пенсии влияют продолжительность трудового стажа, заработок лица, уплаченные взносы, доходы от размещения пенсионных накоплений (в рамках накопительной системы), некоторые социальные факторы. Например, согласно ст. 13 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» выплаты из Центра (уполномочен-ный орган) составляют 60% от среднемесячного заработка (за любые три года подряд). За каждый год сверх требуемого стажа, отработанного до 1 января 1998 г., происходит увеличение на сумму 1%, но не свыше 75%. В соответствии со ст. 9 названного Закона при отсутствии требуемого стажа пенсионные выплаты назначаются пропорционально имеющемуся стажу на 1 января 1998 г. Выплаты за счет пенсионных накоплений производятся по отдельной методике. Согласно Закону Республики Узбекистан от 3 сен-тября 1993 г. № 938-XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан» размер пенсии складывается из базового размера, повышения за стаж работы, надбавок. Базовый размер для полных пенсий по возрасту составляет 55% от среднемесячного заработка, повышение за стаж состав-ляет 1% от среднемесячного заработка за каждый год стажа сверх требуе-мого, надбавки в процентах от минимальной заработной платы. Среднеме-сячный заработок считается за любые 60 месяцев подряд в течение по-следних 10 лет трудовой деятельности и принимается в размере не свыше восьмикратного размера минимальной заработной платы. Выплаты за счет пенсионных накоплений производятся по отдельной методике, в до-полнение к государственной пенсии. Используются различные способы обеспечения минимального уровня пенсии. В Республике Казахстан суще-ствует так называемая базовая пенсионная выплата фиксированного раз-мера, которая предоставляется всем гражданам по достижении пенсионно-го возраста или при назначении пенсии за выслугу лет. На Украине при-меняется институт минимального размера пенсии по возрасту. Однако он зависит от имеющегося страхового стажа и устанавливается в размере прожиточного минимума при наличии 25 и 20 лет стажа у мужчин и жен-щин соответственно. При неполном стаже пенсия устанавливается в разме-ре, пропорциональном имеющемуся. В Белоруссии предусмотрен мини-мальный размер пенсии по возрасту, который равен 25% от бюджета про-житочного минимума. При неполном стаже работы, но не менее пяти лет, минимальный размер составляет половину от общего. Для индексации пенсий используются различные механизмы, устанавливающие ее зависи-мость от средней заработной платы по стране, роста цен, для некото
рых видов пенсий изменения заработной платы по занимаемой ранее должности. Рассмотрим некоторые примеры для трудовых пенсий. В Рес-публике Беларусь предусматривается перерасчет пенсий в связи с ростом средней заработной платы. На Украине индексация проводится в зависи-мости от роста потребительских цен, а также при росте среднемесячной заработной платы за прошедший год сверх проведенной в нем индексации. Другой способ определения величины индексации ряда социальных вы-плат применяется в Республике Молдова и состоит в следующем: коэффи-циент индексации определяется как средняя величина между среднегодо-вым ростом индекса потребительских цен и годовым ростом средней зара-ботной платы за предыдущий год. Уровень пенсионного обеспечения с точки зрения коэффициента замещения (т.е. соотношения средней заработ-ной платы к средней назначенной пенсии) продолжает оставаться низким. В Республике Беларусь этот показатель один из самых высоких среди стран СНГ и составляет 0,41. Для сравнения в Российской Федерации он составляет 0,36. Во многих других странах этот показатель существенно ниже (Казахстан — около 0,3, Молдова — 0,23, Таджикистан — 0,28, и т.д.).
3.2 Общие вопросы социального обеспечения в государствах СНГ
В последние годы вопросы права социального обеспечения исследу-ются в юридической литературе стран СНГ. К таким вопросам относятся: концепция социальной защиты населения и социальной защиты; Система социального обеспечения; Субъект закона о социальном обеспечении; Си-стема права социального обеспечения.
Понятие социальной защиты населения и социальной защиты. В научной литературе и законодательстве стран СНГ используются такие ключевые понятия, как «социальная защита населения» и «социальное обеспечение». Под социальной защитой населения, как в России, так и в некоторых других
странах СНГ, понимается деятельность государства, местных властей и работодателей по созданию условий для нормальной жизни населения. При этом социальное обеспечение входит в социальную защиту населения.
Именно такой подход характерен для учебника по праву социально-го обеспечения Республики Казахстан и диссертации А. X. Маликовой. В отличие от этого в белорусском учебнике по праву социального обеспече-ния о социальной защите населения даже не упоминается, речь идет лишь о социальном обеспечении.
Говоря о природе социальной защиты, мы обращаем внимание на оригинальность взглядов коллег из других стран. Так, в учебнике по зако-нодательству о социальном обеспечении, изданном в Казахстане, говорит-ся, что социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ, не связанных с работой. Уже упомянутый белорусский учебник по праву социального страхования показывает, что социальное страхование носит поддерживающий характер. При этом под едой понимается не место назначения материальных благ, а законный способ их распространения. Оказывается, они распространяются бесплатно. Как известно, подобные взгляды были характерны для многих советских ученых 70-х годов. про-шлый век (А. Д. Зайкин, Р. И. Иванова и др.).
Интересна трактовка учеными государств-участников СНГ вопросов системы права социального обеспечения как отрасли национального пра-ва. Мы будем использовать имеющиеся в нашем распоряжении материалы казахстанских и белорусских учебников по праву социального обеспече-ния. У каждого из этих руководств есть свои достоинства и недостатки. Например, в учебнике казахского языка различают общую, особенную и особую части отрасли. И это должно быть одобрено. Однако при напол-нении содержания общей части отрасли не всегда проводится различие между общей частью отрасли права и общей частью отрасли науки. Итак, общая часть отрасли права включает правоотношения в области соци-ального обеспечения и ис-
точники права социального обеспечения. Среди правовых институ-тов Особенной части перечислены правовые институты пенсий по старо-сти, пенсий по инвалидности, пенсий за выслугу лет, социальных пенсий, пенсий по случаю потери кормильца, социальных услуг, пособий по без-работице, пособий по временной нетрудоспособности. В то же время здесь отсутствуют правовые институты медицинской помощи, социальной под-держки (льгот), государственной социальной помощи, а также пособий на детей.
Трудно согласиться с отражением в этом пособии содержания осо-бой части отрасли права социального обеспечения. Особая часть отрасли включает международно-правовое регулирование социального обеспече-ния, а также законодательство зарубежных стран о социальном обеспече-нии. Таким образом, не делается различия между отраслью права, отрас-лью законодательства, отраслью науки и учебной дисциплиной.
В белорусском учебнике большое внимание уделяется вопросам си-стемы права социального обеспечения. Авторы различают базовые, об-щие, функциональные, дисциплинарные (материальные и нормативные), процессуальные или ограничительные правовые институты. Кроме того, в данном учебнике указано, что в структуре отрасли права о социальном обеспечении Республики Беларусь есть две под отрасли: пенсионное право и право предоставлять гражданам льготы. Также выделены правовые учреждения, предоставляющие гражданам бесплатную медицинскую и са-наторно-курортную помощь, а также услуги, льготы, естественные мате-риальные блага гражданам по содержанию и обучению детей в дошколь-ных и внешкольных учреждениях. Что касается общей части отрасли, то ее содержание в белорусском учебнике не определено.
Немало полезного по вопросам системы права социального обеспе-чения содержится в учебниках по праву социального обеспечения, издан-ных в Украине. В учебнике под редакцией П. Д. Пилипенко предпринята попытка детальной разработки содержания Общей части данной отрасли права.
По мнению авторов этого учебника, в Общую часть отрасли входят следующие правовые институты:
1) институт, который определяет сферу действия и предмет правово-го регулирования отрасли;
2) институт правосубъектности;
3) институт государственных социальных стандартов и социальных гарантий;
4) институт социальных рисков;
5) институт принципов;
6) институт обязательного государственного страхования;
7) институт реализации права на социальное обеспечение.
Переходя к законодательству, следует прежде всего отметить, что во всех странах — членах СНГ приняты свои законы о пенсионном обеспече-нии граждан. В Республике Казахстан принят Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения от 18 сентября 2009 г.
По вопросам обеспечения семей, имеющих детей, интерес представ-ляют:
1) Закон Республики Беларусь от 30 октября 1992 г. «О государ-ственных пособиях семьям, воспитывающим детей»;
2) Закон Республики Казахстан от 28 июня 2005 г. «О государствен-ных пособиях семьям, имеющим детей»;
3) Положение о назначении и выплате пособия семьям с несовершен-нолетними детьми, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 декабря 1996 г.
В Законе Республики Беларусь интерес представляет то, что он предусматривает назначение государственного пособия по уходу за ре-бенком в возрасте до трех лет, а также по уходу за ребенком до грех лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком. Весьма своеобразно в Республике Беларусь определяется размер пособия по бе-ременности и родам.
Так, женщинам, работающим на основе трудовых договоров, размер пособия составляет 100% среднедневного заработка, но за каждый кален-дарный месяц не более трехкратной величины средней заработной платы в Республике и не менее минимального размера этого пособия. Минималь-ный размер данного пособия в месяц равен 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума на душу населения.
Оригинально в Белоруссии определяется и размер пособия в связи с рождением ребенка. При рождении первого ребенка размер пособия со-ставляет пятикратную наибольшую величину бюджета прожиточного ми-нимума, при рождении второго и последующих детей — семикратную ве-личину. От бюджета прожиточного минимума исчисляется и размер посо-бия по уходу за ребенком до трех лет: 80% наибольшей величины бюдже-та прожиточного минимума.
Нельзя не сказать и о пособии на детей старше трех лет. Его размер дифференцируется в зависимости от дохода семьи. В размере 30% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пособие назна-чается, если средний совокупный доход на члена семьи в месяц не превы-шает 60% бюджета прожиточного минимума. Пособие составляет 50% указанного выше размера, если средний совокупный доход на члена семьи не превышает 80% бюджета прожиточного минимума.
В Законе Республики Казахстан «О государственных пособиях семь-ям, имеющим детей» обращает на себя внимание установление размеров пособий при рождении детей, а также пособий по уходу за ребенком в за-висимости от того, на какого по счету ребенка назначается пособие. Кроме того, размеры пособия определяются из месячного расчетного показателя. Например, пособие но уходу за первым ребенком составляет 5,5 этого по-казателя, за вторым — 6,5, за третьим — 7,5, за четвертым и следующими — 8,5.
В Узбекистане решение о назначении и выплате пособия на детей се-мьям принимается сходом граждан (собранием представителей) поселка, кишлака, аула или комиссией, уполномоченной сходом для принятия та-ких решений. Пособия назначаются лицам, нуждающимся в получении по-собия. Размер пособия: на одного ребенка — 50% минимальной оплаты труда, на двух детей — 100%, на трех и более — 140%.
Из других актов Республики Узбекистан следует упомянуть Законы «Об основах государственной молодежной политики», «О социальной за-щищенности инвалидов», «Об обязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнитель-ных мерах по материальной и моральной поддержке молодых семей».
Рассмотрев указанные выше вопросы, можно прийти к следующим выводам.
1) возможна подготовка модельного учебника по праву социального обеспечения для стран СНГ;
2) существует необходимость проведения научно- практической кон-ференции представителей стран СНГ по вопросам права социального обеспечения;
3) весьма желательно разработать модельные законы: о пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, о пособиях на детей, о социальном обеспечении лиц, пострадавших от несчастных случа-ев на производстве и профессиональных заболеваний, и членов их семей
4 Проблемные вопросы социального обеспечения в странах СНГ
4.1 Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Рос-сийскую Федерацию из стран СНГ
Распад СССР и связанные с этим геополитические процессы значи-тельно усложнили жизнь людям, особенно тем, кто по тем или иным при-чинам вынужден переезжать из одной страны СНГ в другую. Трудности возникают во многих сферах, в том числе в сфере пенсионного обеспече-ния и реализации прав граждан на получение пенсии по старости. Россий-ским судам часто приходится разрешать пенсионные споры о назначении и выплате пенсий гражданам Российской Федерации и гражданам госу-дарств-участников СНГ, постоянно проживающим в Российской Федера-ции.
Регулируя этот вопрос, Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правитель-ствами Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Большое значение имеют Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Укра-ина. Согласно ст. 1 настоящего Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств-участников указанного Соглашения и членов их семей осуществляется в соответствии с законодательством государства, на терри-тории которого они проживают. При назначении пенсии гражданам, при-бывшим в Россию из государств — участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на терри-тории государств — участников Соглашения от 13.03.1992 года. Исчисле-ние пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, кото-рые засчитываются в трудовой стаж. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах — участниках Согла-
шения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. В случае, если в государствах — участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем пере-вода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назна-чением пенсии — независимо от того, за какие периоды представляется за-работок для исчисления пенсии. Курс валюты публикуется в «Российской газете». (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 № 1-369-18 «О пенси-онном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее вхо-дивших в состав СССР»).
При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. пе-ре-вод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенси-онных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Рос-сийской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной пла-ты в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним (п. 11 Распоряжения Правле-ния ПФ РФ от 22.06.2004№ 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Россий-скую Федерацию из государств — республик бывшего СССР». При этом чаще всего размер пенсии в таких случаях для граждан, обращающихся за назначением пенсии в Российской Федерации, оказывается значительно ниже, чем для граждан, работавших в Российской Федерации. Дело в том, что, рассчитывая средний размер заработной платы, подразделения Пен-сионного фонда РФ переводят его суммы в российскую валюту на дату конвертации, при этом ещё учитывают деноминацию в России в 1998г. де-ля сумму заработка до 1998г. на 1000. В связи с этим, естественно, размер пенсии оказывается унизительно малень-ким. Существуют и иные пробле-мы, с которыми сталкивают граждане, при-бывшие из стран СНГ
Министерство социальной защиты населения Российской Федерации своим указанием от 29 октября 1992 г. № 1-91-У разъяснило, что лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из республик, ранее входивших в состав СССР, органы социальной защиты населения производят назначе-ние социальных выплат только в случаях их прописки на территории Рос-сии или признания их в установленном порядке беженцами либо вынуж-денными переселенцами. Назначение социальных выплат производится при предъявлении заявителем подтверждающего соответствующий факт документа.
В связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера-ции» реализация права на пенсионное обеспечение по нормам междуна-родных соглашений граждан, снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, стала затрудни-тельной, так как возникли се-рьезные проблемы относительно сроков назначения и получения пенсии при переезде из одного государства так называемого ближнего зарубежья в другое. Естественно, что применение пенсионного законодательства с учетом норм о гражданстве привело к существенным нарушениям пенси-онных прав и к массовым обращениям за их судебной защитой. Так, гражданин Казахстана, переехавший на постоянное жительство к дочери в г. Ярославль, при выезде с прежнего места жительства был снят с учета в органах социального обеспечения.
Стремительно он был оформлен по месту пребывания и обратился в учреждение Пенсионного фонда (ПФР), где ему пояснили, что иностран-ные граждане владеют правом на трудовую пенсию при постоянном про-живании на территории России, а признать их такими можно при получе-нии вида на жительство, который выдается лишь по истечении одного года с момента получения разрешения на временное проживание. Разрешение же, в свою очередь, может быть выдано паспортно-визовой службой по окончании шести месяцев с момента заявления.
Таким образом рассмотрения правил и процедуры получения вида на жительство право на пенсионное обеспечение в России возникает не ра-нее чем через 25 — 27 месяцев после переезда. Пенсионер обратился в рай-онный суд г. Ярославля с иском к отделению ПФР о признании недействи-тельным решения об отказе в назначении ему пенсии по старости. Суд, ис-следовав материалы дела, счел толкование пенсионного законодательства органами ПФР неправильным. Однако часто судами принимались и прямо противоположные решения. Так, В.А. Немцев, являясь гражданином Узбе-кистана, в октябре 2002 г. приехал в Ульяновскую область, где приобрел в собственность квартиру, зарегистрированную на имя жены, оформил ре-гистрацию в данной квартире. Районный суд своим решением от 29 января 2003 г. обязал УПФР назначить ему пенсию с 26 ноября 2002 г. Определе-нием Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда это решение было оставлено без изменения. По надзорной жалобе от-ветчика дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, который Определением от 4 октября 2005 г. передал его для рассмотрения по существу в Президиум
Ульяновского областного суда на предмет отмены состоявшихся судебных постановлений. При этом Верховным Судом было отмечено, что на мо-мент рассмотрения дела истец имел статус временно пребывающего в Рос-сийской Федерации, поэтому вывод суда о том, что он в соответствии с за-конодательством приобрел право на пенсию, являлся преждевременным. Таким маневром, по-прежнему, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, назначают и выплачивают пенсию и гражданам стран ближ-него зарубежья лишь после получения ими вида на жительство или — в единичных случаях — при наличии решений судов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории России. При этом возможность обращения в суд за установлением такого факта органами ПФР не разъяс-няется. При этом в ч. 3
ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, прямо сказано, что наравне с граждана-ми Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключе-нием случаев, установленных международным договором Российской Фе-дерации. Следственно, преимущество отдается нормам международного договора. Ссылка на международный договор со всей очевидностью де-монстрирует о том, что им может быть установлено и большее льготное условие предоставления права на пенсию иностранным гражданам по сравнению с Законом, т.е. в данном случае и без факта их постоянного проживания в России.
Подводя итог, необходимо отметить следующее. На настоящее время назрела острая нужда создания Интернет-портала инвалидов СНГ, путём которого можно собрать международные нормы в сфере прав инвалидов, опыт поддержки инвалидов, созревший в виде национального законода-тельства стран СНГ, механизмов саморегулирования или этических стан-дартов в наших странах, уровень гармонизации международных норм и национального законодательства. Судебная практика по пенсионным де-лам граждан СНГ довольно распространена и в то же время неоднознач-на. Очевидно, что в суд за защитой своих пенсионных прав обращается лишь незначительная часть пенсионеров, переезжающих в Россию. Другая часть, как правило, мирится с низким размером пенсии либо с многоме-сячной невыплатой им пенсии. Становится заметно, что законодатель дол-жен своим волевым решением защитить права пенсионеров, приехавших их стран СНГ, урегулировав спорные вопросы в законодательстве Россий-ской Федерации.
4.2 Международно-правовое сотрудничество в сфере социальной защиты прав инвалидов в странах СНГ
Международно-правовые формы сотрудничества в области социаль-ного обеспечения на уровне регионального объединения государств — Со-друже-
ства Независимых Государств — тема, к которой нередко обращаются научные исследователи, при этом реализации и защите прав инвалидов в этом аспекте не уделяется должного внимания. Изучение практики регио-нальных международных организаций по защите прав указанной катего-рии населения представляется весьма важным, т.к. региональные механиз-мы учитывают специфические особенности развития конкретного региона, поэтому могут служить дополнительной гарантией прав людей с ограни-ченными возможностями, а также могут усилить и укрепить действие уни-версальных международных стандартов защиты их прав.
Любые интеграционные проекты на постсоветском пространстве не исключают, а подразумевают и стремятся к социальной модернизации. В этом смысле особенно важным сегодня представляется аккумулирование международного опыта реализации и защиты прав инвалидов, социальной адаптации инвалидов.
Приходится констатировать, что роль Содружества Независимых Государств на постсоветском пространстве ослабла и уступает по значи-мости таким организациям, как Таможенный союз (Россия, Белоруссия и Казахстан), ШОС (Китай, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Уз-бекистан) и военной организации ОДКБ. Однако его потенциал далеко не исчерпан, а в сфере синхронизации социальной политики реальное буду-щее именно за СНГ, а в дальнейшем и Евразийским Союзом. К числу до-стижений Содружества следует отнести то, что за прошедшие годы в его рамках создана солидная договорно-правовая база, действует ряд фунда-ментальных многосторонних соглашений, в том числе в сфере прав чело-века.
В соответствии со ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. “все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и пра-вах”. Численность инвалидов во всем мире составляет от 670 до 800 млн. человек, т.е. примерно 10-12% от общей численности населения планеты, а с учетом членов их семей проблема инвалидности напрямую касается чет-верти населения мира.
В настоящее время в России насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8% населения страны. В общей численности инва-лидов в Российском государстве люди пенсионного возраста составляют большую часть -65,2%, инвалиды трудоспособного возраста — 30,5 %, дети — 4,3 %. Положение людей с инвалидностью в регионе СНГ, как и в других регионах мира, остается весьма непростым. По данным обращения к пра-вительственным порталам и официальным сайтам профильных мини-стерств государств — участников СНГ, количество инвалидов в странах Со-дружества составляет порядка 17,6 млн. человек.
Люди с ограниченными возможностями слишком часто относятся к числу наиболее маргинализированных групп и сталкиваются с уникаль-ными проблемами в деле осуществления своих прав человека, объективно нуждаются в социальной инклюзии. Дискриминация принимает разные формы — от оскорбляющей дискриминации, например лишения возможно-сти получить образование, найти работу, до более изощренных, таких, как сегрегация и изоляция путем возведения физических и социальных барье-ров. Безусловно, общество при этом тоже страдает, теряя огромный по-тенциал инвалидов.
Важность проблемы потребовала ее общемирового решения. В рам-ках ООН в 1975 году был принят первый международный акт, способ-ствующий общемировому решению проблемы, — Декларация о правах ин-валидов. Комплексно такие права были закреплены в Конвенции ООН о правах инвалидов (далее — Конвенция), принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. С этого времени мы имеем право говорить о начале формирования нового международно-правового института защиты прав инвалидов.
Принципами настоящей Конвенции являются:
– уважение присущего человеку достоинства и личной независимо-сти;
– недискриминация;
– полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
– уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компо-нента людского многообразия и части человечества; равенство возможно-стей; доступность;
– равенство мужчин и женщин; уважение развивающихся способно-стей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
Подход, основанный на принципе “уязвимости” инвалидов, уступил место концепции развития социальной самодостаточности инвалидов, включающей в себя мероприятия по созданию условий адаптации инвали-дов в “обычных” социальных и экономических структурах. Процесс дей-ственной и полной интеграции в жизнь общества в первую очередь осно-ван на обеспечении доступности всех сфер общественной жизни, на содей-ствии полноценному и эффективному участию инвалидов в процессе при-нятия решений. Финансовая реализация данных мероприятий во многих странах проходит за счет снижения ассигнований в результате проведения свертывания сети специализированных интернатов и учреждений стацио-нарного типа и развития обслуживания инвалидов по месту жительства.
По состоянию на июль 2013 года 132 государства и Евросоюз участ-вуют в Конвенции, 77 государств — в Факультативном протоколе. На тер-ритории государств СНГ и постсоветского пространства ситуация с подпи-санием и ратификацией Конвенции о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней находится на разных стадиях реализации. Одновременно во всех этих странах наблюдается продвижение основных принципов и по-ложений Конвенции.
Отмечу, что каждому государству присущи свои характерные осо-бенности. Среди стран — участниц Содружества Независимых Государств Конвенцию ООН по правам инвалидов ратифицировали Армения (22.09.2010 г.), Азербайджан (28.01.2009 г.), Молдова (21.09.2010 г.), Рос-сийская Федерация (25.09.2012 г.), Туркменистан — ассоциативный член СНГ (4.09.2008 г.). Украина, не подписавшая устав СНГ, ратифицировала Конвенцию 4.02.2010 г. Казахстан присоединился к Конвенции 11.12.2008 г., Киргизия -21.09.2011 г., Узбекистан — 27.02.2009 г.
Таким образом, из стран СНГ, кроме Таджикистана и Белоруссии, все остальные страны подписали данную Конвенцию. Конвенционный ме-ханизм сотрудничества государств — участников СНГ в сфере прав инвали-дов, включающий международный режим контроля за несоответствующей реализацией условий договора, на сегодняшний день признается наиболее действенным. Конвенция является базой всего инвалидо-защитного зако-нодательства, присоединение к ней послужило стимулом для государств к широкому кругу действий по реальной, а не декларированной социальной инклюзии инвалидов.
Региональная система защиты прав инвалидов как одной из социаль-но не защищенных категорий населения в рамках СНГ функционирует на основе следующих документов:
1) Устав СНГ от 22 января 1993 г.;
2) Декларация о международных обязательствах в области прав че-ловека и основных свобод в странах СНГ от 24 сентября 1994 г.;
3) Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых госу-дарств;
4) Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека.
Однако ни один из указанных документов СНГ не содержит специ-альные нормы, направленные на защиту прав людей с ограниченными возможностями. Еще в 1996 г. странами СНГ в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвали-дов, в ст. 3 которого отмечалось, что согласование действий сторон в ре-шении проблем инвалидности и инвалидов осуществляется через Консуль-тативный совет по труду, миграции и социальной защите населения госу-дарств — участников Содружества Независимых Государств. Консульта-тивный совет сегодня активно участвует в выполнении Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ.
Следует отметить, что Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ и Советом глав правительств СНГ приняты два очень важных документа программно-концептуального характера. Речь идет о Концепции формирования правовых основ и механизмов реализации со-циального государства в странах Содружества от 31 мая 2007 года и Кон-цепции согласованной социальной и демографической политики госу-дарств — участников Содружества Независимых Государств. Последняя была разработана для создания комплексного механизма защиты соци-альных прав населения стран СНГ. В ней отмечено, что среди приоритетов согласованной социальной и демографической политики стран СНГ зна-чимое место занимает необходимость создания специальных целевых про-грамм по социальной защите инвалидов.
Такого рода документы действительно представляют собой совокуп-ность согласованных взглядов государств — участников Содружества, от-ражающих их общее видение СНГ, цели и направления его развития. Со-гласно п. 4.4 Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств неотъемлемой частью гуманитарного взаимодействия в СНГ должна выступать согласованная политика в сфере реализации прав инва-лидов. Примером этому служит модельный закон о социальной защите инвалидов, способствующий дальнейшему сближению национальных за-конодательств государств — участников Содружества в рассматриваемой сфере.
Общим недостатком законодательства стран СНГ в рассматриваемой сфере является его декларативность, что выражается в плохом исполнении законодательства на практике, невозможности государственных структур реализовать ими же созданные законы и подзаконные акты.
Международное сотрудничество государств — участников СНГ в сфе-ре социальной защиты прав инвалидов осуществляется в рамках межгосу-дарственных тематических симпозиумов, научно-практических конферен-ций, семинаров, выставок, совещаний, публикаций по проблемам инвалид-ности и инвалидов. Важное значение имеют совместные спортивные меро-приятия, создание спортивных клубов для инвалидов.
Анализ законодательства государств — участников СНГ в области обеспечения прав инвалидов, зарубежных исследований, материалов меж-дународных конференций, научных обзоров, нормативных и методиче-ских документов выявил системные проблемы государств Содружества в таких областях, как:
– гармонизация законодательства государств в социальной сфере при сохранении национальных традиций;
– действенная и полная интеграция инвалидов в жизнь общества, свободное и — эффективное участие инвалидов в политическом, социаль-ном, экономическом и культурном развитии общества;
– открытость информации о состоянии и функционировании соци-альной сферы государств — участников СНГ;
– формирование общего социального пространства;
– использование современных методик и новых технологий.
Безусловно, на пространстве СНГ в сфере социальной защиты прав инвалидов проделана большая работа, но очевидно, что этого недостаточ-но. Со времени принятия большинства соглашений прошел значительный период времени, изменились внешние условия, в первую очередь норма-тивно-правовая база каждого государства — участника СНГ, что не замед-лило сказаться на характере действия международных договоров.
Обратившись к опыту иных региональных межправительственных организаций, отмечу, что Советом Европы, Европейским союзом, Органи-зацией американских государств, Африканским Союзом принято большое количество международных актов, направленных на защиту прав лиц с ограниченными возможностями, а также приняты многочисленные про-граммы действий в области улучшения положения людей с ограниченны-ми возможностями.
Отмечу, что ОАГ — одна из первых и немногих межправительствен-ных региональных организаций, которая не только признала необходи-мость бороться с дискриминацией по признаку инвалидности, но и приня-ла специальный акт, посвященный защите этой уязвимой категории насе-ления. Речь идет о Межамериканской конвенции об устранении всех форм дискриминации в отношении людей с ограниченными возможностями. Безусловно, данный опыт должен оказаться полезным и для стран СНГ.
В целях развития дальнейшего эффективного сотрудничества госу-дарств — участников СНГ в сфере социальной защиты прав инвалидов необходимо: актуализировать Соглашение о сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов. Среди конкретных мер, способству-ющих эффективности международного сотрудничества государств — участ-ников СНГ в сфере социальной защиты прав инвалидов, целесообразным представляется создание информационно-коммуникационной площадки взаимодействия трех секторов общества каждого государства — участника СНГ.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, неправительственные организации, хозяйствующие субъекты независимо от их организационно-правовой формы могут делиться опытом о конкрет-ных мерах в области социальной защиты инвалидов. Институционализа-ция Интернета как нового канала такого взаимодействия проявляется в функционировании различных практик самоорганизации в его простран-стве.
Первым российским Интернет-порталом для инвалидов стал Dizability.ru. Заслуживает особого внимания портал, созданный в Казах-стане Invalid.kz, такого же характера, но при этом с большим акцентом на правовую составляющую, чего, собственно, не хватает российскому пор-талу.
Распад СССР и возникшие геополитические в связи с этим процессы значительно затруднили жизнь людей, особенно тем, кто вынужден по тем или иным причинам переезжать из одной страны СНГ в другую. Сложно-сти возникают во многих сферах, в том числе и в области пенсионного обеспечения и реализации прав граждан по получение пенсии по старости. Российским судам нередко приходится разрешать пенсионные споры о назначении и выплате пенсий гражданам Российской Федерации и гражда-нам государств — участников СНГ, постоянно проживающим в Российской Федерации.
В регулировании данного вопроса большое значение имеет Согла-шение «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключен-ного 13 марта 1992 г. Правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины.
В соответствии со ст. 1 этого Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств — участников вышеуказанного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из госу-дарств — участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств — участни-ков Соглашения от 13.03.1992 года.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах — участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и пра-вила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с норма-ми пенсионного законодательства Российской Федерации.
В случае, если в государствах — участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии — независимо от того, за какие пе-риоды представляется заработок для исчисления пенсии. Курс валюты публикуется в «Российской газете». (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР»).
При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. пе-ревод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенси-онных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Рос-сийской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной пла-ты в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним (п. 11 Распоряжения Правле-ния ПФ РФ от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Россий-скую Федерацию из государств — республик бывшего СССР».
При этом чаще всего размер пенсии в таких случаях для граждан, обращающихся за назначением пенсии в Российской Федерации, оказыва-ется значительно ниже, чем для граждан, работавших в Российской Феде-рации. Дело в том, что, рассчитывая средний размер заработной платы, подразделения Пенсионного фонда РФ переводят его суммы в российскую валюту на дату конвертации, при этом ещё учитывают деноминацию в России в 1998г. деля сумму заработка до 1998г. на 1000. В связи с этим, естественно, размер пен-сии оказывается унизительно маленьким.
Существуют и иные проблемы, с которыми сталкивают граждане, прибывшие из стран СНГ. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации своим указанием от 29 октября 1992 г. № 1-91-У разъяснило, что лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из респуб-лик, ранее входивших в состав СССР, органы социальной защиты населе-ния производят назначение социальных выплат только в случаях их про-писки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами. Назначение социальных выплат производится при предъявлении заявителем подтверждающего со-ответствующий факт документа.
В связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера-ции» реализация права на пенсионное обеспечение по нормам междуна-родных соглашений граждан, снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, стала затруднительной, так как возникли се-рьезные проблемы относительно сроков назначения и получения пенсии при переезде из одного государства так называемого ближнего зарубежья в другое. Естественно, что применение пенсионного законодательства с учетом норм о гражданстве привело к существенным нарушениям пенси-онных прав и к массовым обращениям за их судебной защитой.
Подводя итог главе, необходимо отметить следующее. На настоящее время назрела острая нужда создания Интернет-портала инвалидов СНГ, путём которого можно собрать международные нормы в сфере прав инва-лидов, опыт поддержки инвалидов, созревший в виде национального зако-нодательства стран СНГ, механизмов саморегулирования или этических стандартов в наших странах, уровень гармонизации международных норм и национального законодательства.
Судебная практика по пенсионным делам граждан СНГ довольно рас-пространена и в то же время неоднозначна. Очевидно, что в суд за за-щитой своих пенсионных прав обращается лишь незначительная часть пенсионеров, переезжающих в Россию. Другая часть, как правило, мирит-ся с низким размером пенсии либо с многомесячной невыплатой им пен-сии. Становится заметно, что законодатель должен своим волевым реше-нием защитить права пенсионеров, приехавших их стран СНГ, урегулиро-вав спорные вопросы в законодательстве Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реформы в стране нацелены на упорядочение всех сфер жизни, необ-ходимы изменения в социальной сфере, в том числе создание высокоэф-фективной, ориентированной на общество системы многопрофильной ад-ресной социальной защиты населения, которая должна обеспечивать все-стороннюю многоплановую человеческую помощь в решение различных проблем, требующих социальной защиты на протяжении всей его жизни — с момента вынашивания ребенка матерью и заканчивается хорошим по-гребением человека.
В этом отношении социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ухудшения экономической неза-висимости и социального благополучия человека. Мы должны научиться заботиться об этих детях, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчуж-денными от общества, а государство не казалось им абстрактным, беспо-лезным или даже враждебным.
На государственном уровне должна быть недвусмысленно определе-на идеология семейных пособий: либо прямо указать статус этих пособий как пособий по бедности, и тогда критерием их выплаты будет доход до-мохозяйства, либо эти пособия следует считать государственной полити-кой поддержки отечественного генофонда и рождаемости, следовательно, выплата пособий не должна зависеть от дохода семьи, к которой принад-лежит ребенок.
Социальная защита граждан с ограниченными возможностями должна быть направлена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы никто из них не чувствовал себя лишним человеком, обременяющим своих близких, общество. Каждый должен сохранять же-лание и возможность жить как семья как можно дольше, активно участво-вать в экономическом, политическом и культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и, по возможности, приумножать их. Ос-новная роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальным службам и пенсиям, которые необходимо реформировать.
В России серьезной проблемой является проблема социальной по-мощи людям, находящимся в тяжелых жизненных условиях (бездомным, беженцам, вынужденным переселенцам и вынужденным переселенцам). Территориальные органы социальной защиты Органов вместе с другими заинтересованными службами должны решать проблемы организации ночных клубов, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям в экстремальных ситуациях.
Краткий обзор форм правового сотрудничества между государства-ми-участниками СНГ показывает, что соглашения о социальном обеспече-нии играют важную роль. Это объясняется, помимо других причин эконо-мического и политического характера, отсутствием четко сформулирован-ной позиции по согласованию государственной социальной политики в ба-зовых документах Содружества.
Сегодня назрела острая необходимость в создании интернет-портала для людей с ограниченными возможностями в СНГ, благодаря которому можно собирать международные стандарты по правам людей с ограни-ченными возможностями, опыт поддержки людей с ограниченными воз-можностями, сформированный в виде национальное законодательство стран СНГ, механизмы саморегулирования или этические стандарты в наших странах, уровень гармонизации международных стандартов и национального законодательства.
Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить следующее, судебная практика в области пенсионного обеспечения граждан СНГ до-статочно распространена и в то же время противоречива. Конечно, лишь небольшая часть переезжающих в Россию пенсионеров обращаются в суд за защитой своих пенсионных прав. Остальные, как правило, соглашались на низкую пенсию или месяцы невыплаты пенсии. Становится очевидным, что законодатель добровольно должен защищать права пенсионеров из стран СНГ, разрешая спорные вопросы в законодательстве Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голо-сованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 256.
2. О минимальных нормах социального обеспечения (Вместе с «Международной стандартной промышленной классификацией всех от-раслей хозяйственной деятельности») : Конвенция № 102 Международной организации труда // Конвенции и рекомендации, принятые Международ-ной Конференцией труда 1919 — 1956 — Т. I – Женева : Международное бюро труда, 1991. — С. 1055 — 1086.
3. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 13. — Ст. 1489.
4. Декларация о правах инвалидов: [Электронный ресурс] принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Ге-неральной Ассамблеи ООН — Доступ из правовой системы «Консультант Плюс»
5. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ас-самблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. — 1995. — 05 апреля. — № 67.
6. Соглашение о сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов (Заключено в г. Москве 12.04.1996) // Бюллетень международ-ных договоров. — 1998. — № 9. — С. 3 — 5.
7. Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых госу-дарств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Со-дружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.) // Российская газе-та. — 1999. — № 22-23.
8. О Концепции согласованной социальной и демографической поли-тики государств — участников Содружества Независимых Государств : [Электронный ресурс]: решение Совета глав правительств СНГ (Принято в г. Санкт Петербурге 18.10.2011). — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
9. О социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями: закон Республики Молдова от 30 марта 2012 года № 6016 // [Электронный ресурс]: http://lex.justice.md/ru/344149/ (дата обращения: 28.10.2021)
10. О социальной защите инвалидов: закон Республики Таджикистан от 29 декабря 2010 года № 67518 // [Электронный ресурс]: URL: http://hukukivolidayn.tj/content/zakon-respubliki-tadzhikistan-o-sotsialnoi-zashchite-invalidov (дата обращения: 28.10.2021)
11. О социальной защите инвалидов: закон Республики Таджикистан от 29 декабря 2010 года № 67518// [Электронный ресурс]: URL: http://hukukivolidayn.tj/content/zakon-respubliki-tadzhikistan-o-sotsialnoi-zashchite-invalidov (дата обращения: 28.10.2021)
12. О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здо-ровья: закон Кыргызской Республики от 3 апреля 2008 года № 3815 // [Электронный ресурс]: URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30342768 (дата обращения: 28.10.2021)
13. О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан: закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года № 399III ЗРК14 // [Элек-тронный ресурс]: URL: http://online.zakon.kz/document/?doc_id=30008935 (дата обращения: 28.10.2021)
14. О правовом положении иностранных граждан в Российской Фе-дерации: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета. — 2002. — 31 июля. — № 140; Российская газета. — 2015. — 16 июля. — № 154.
15. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Российская газета. — 1995. — 02 декабря. — № 234; Российская газета. — 2015. — 06 июля. — № 145.
16. О профилактике инвалидности и ограничения возможностей здо-ровья детей, реабилитации и социальной защите инвалидов и детей с огра-ниченными возможностями здоровья: закон Азербайджанской Республики от 25 августа 1992 года № 28411 // (дата обращения: 28.10.2021)
17. О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбеки-стан: закон Республики Узбекистан от 18 ноября 1991 года № 4222XII20 // [Электронный ресурс]: URL: http://hemophilia.uz/zakoni/zakon-o-socialnoi-zaschischenosti-invalidov-v-respublike-uzbekistan.html (дата обращения: 28.10.2021)
18. О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 года №12244XII13 // [Электрон-ный ресурс]: http://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_sotsialnoj_zashite_invalidov.htm (дата обращения: 28.10.2021)
19. Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине: За-кон Украины от 21 марта 1991 года № 8755XII21 // [Электронный ресурс]: URL: http://progavrichenko.ru/zakonodatelstvo/zakon-ukrainy-ob-osnovax-socialnoj-zashhishhennosti-invalidov-v-ukraine.html (дата обращения: 28.10.2021)
20. О льготном обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан: Указ Президента Республики Беларусь от 22 марта 2012 года № 139 // [Электронный ресурс] : URL: http://www.worklib.ru/law/331364/ (дата обращения: 27.10.2021)
21. О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из госу-дарств — республик бывшего СССР: распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 № 99р (ред. от 28.01.2005) // Пенсия. — 2004. — № 10. — С.25.
22. О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из госу-дарств, ранее входивших в состав СССР : письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 // Российские вести. — 1994. — 01 марта. — № 36.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф