Вид работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
Тема: Социально-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации старшеклассников
ВУЗ: Герценовский университет
ВВЕДЕНИЕ
Новые социально-экономические условия в России, рынок труда требуют кардинального роста производительных сил страны на основе создания эффективных систем обучения и воспитания, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовки молодежи.
В связи с этим возникает необходимость усиления внимания к проблемам профессионального самоопределения молодежи, а особенно старшеклассников, так как для них выбор профессии наиболее актуален. Особенно важен процесс повышения теоретических знаний обучающихся, совершенствование их практической подготовки именно на этом этапе. Для решения этой проблемы в школах вводятся программы профессионального самоопределения, педагоги-психологи проводят тестирование, организуют экскурсии на предприятия и организации, проводят беседы с родителями.
Цель выпускной квалификационной работы: исследование успешного опыта социально-педагогического сопровождения, способствующего эффективному профессиональному самоопределению молодых людей.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения старшеклассников.
Предмет исследования: социально-педагогическое сопровождение как фактор профессионального самоопределения.
Задачи:
- Изучить понятие социально-педагогического сопровождения;
- Исследовать теоретические основы профессионального самоопределения молодежи как основы профессиональной ориентации;
- Выявить взаимосвязь школы и семьи в профориентации, а также возрастные особенности подростков;
- Проанализировать основные направления социального взаимодействия в сфере профориентации;
- Исследовать опыт работы учителей по организации профориентации.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, наблюдение, анализ педагогического опыта, беседы, проведение эксперимента.
Теоретическая значимость работы состоит в выявлении теоретических основ и педагогических условий организации педагогической деятельности, способствующей эффективному профессиональному самоопределению старшеклассников.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, списка литературы и приложения.
Понятие социально-педагогического сопровождения
Понятие «сопровождение» неоднократно используется в педагогической литературе, но его четкое определение до настоящего времени не сформулировано. По происхождению термин «сопровождение» близок к таким понятиям, как «совместное передвижение», «содействие», «поддержка», «помощь в преодолении трудностей одного человека другому». В словаре В. Даля сопровождение рассматривается как действие по глаголу «сопровождать», т.е. «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать». В общем значении сопровождение – это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути [8].
Социально-педагогическое сопровождение — это совместное движение (взаимодействие) социального педагога (сопровождающего) и ученика на основе прогнозирования перспектив поведения и самовыражения ученика в ситуации развития, направленного на выявление возможных проблем и создание условий, которые обеспечивают наиболее целесообразной помощи. Эскорт не обеспечивает облегчение, гипер-уход, что значительно влияет на формирование социальной адаптации.
Он направлен на стимулирование и накопление социально значимого опыта целесообразного и успешного поведения и самовыражения учеников в различных жизненных ситуациях [36].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что использование этого термина диктуется необходимостью подчеркивать независимость субъекта при принятии решений, т.е. сопровождение имеет конечную цель отпустить эскорта, что позволяет ему действовать независимо, когда он достигает способность делать выбор и брать на себя ответственность за свои действия.
Основными стратегическими направлениями в процессе социально-педагогического обеспечения детей являются создание условий:
— преодоление лишения нарушенного психофизического развития;
— компенсировать последствия семейных лишений, в частности для удовлетворения основных потребностей в овладении основными навыками семейной жизни;
— расширить возможности для социальной активности подростков;
— для развития конструктивных навыков общения.
Сложный характер эскорта заключается в том, что он включает в себя ряд взаимосвязанных и взаимодополняющих действий группы специалистов, которые обеспечивают:
— правовую защиту;
— социальная помощь;
— педагогическая поддержка;
— психологическая поддержка индивидуального развития;
— социальное образование;
— обучение навыкам социальной компетентности[22].
Ведущей целью педагогической поддержки является организация взаимосвязанной деятельности специалистов на основе интеграции образовательного потенциала образовательных учреждений и социальной среды.
Таким образом, социальная и педагогическая поддержка сложна, основой является системный подход ориентации.
Важнейшей позицией системно-ориентированного подхода является опора на внутренний потенциал развития субъекта, на право субъекта делать свой выбор и нести за него ответственность.
Поэтому, чтобы использовать право свободного выбора различных альтернатив развития, необходимо научить человека выбирать, помогать ему разобраться в сути проблемной ситуации, разработать план решения и сделать первые шаги.
Таким образом, результатом социальной и педагогической поддержки является новое качество жизни — приспособляемость, адаптивность, то есть способность самостоятельно достичь относительного баланса с самим собой и другими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.
Профессиональное самоопределение молодежи как основа профессиональной ориентации
При раскрытии понятия профессионального самоопределения наиболее важными являются такие ценности, как материальное благополучие, социальный спрос, карьера, профессиональный рост, удовлетворенность работой, общение, творческое выражение и т.д.
В зависимости от набора приоритетных значений, такие структурные элементы профессионального самоопределения, как степень воздействия влияния внешних и внутренних факторов, готовность принимать решения и реализовывать выбор, планировать профессиональное развитие.
Внешние факторы, влияющие на профессиональный выбор, включают: мнение родителей и сверстников; средства массовой информации и Интернет; педагогическое влияние в процессе профессиональной ориентации; окружающая среда и т. д.
Внутренние факторы — это склонности, способности, интересы, темперамент, мотивация и т. д[20].
Готовность к профессиональному выбору и его реализация является центральным элементом структуры профессионального самоопределения, поскольку она является результатом взаимодействия всех других элементы структуры.
Обеспечение педагогической поддержки является непременным условием формирования профессионального самоопределения студентов.[38].
Педагогическая поддержка может быть стихийной и организованной. Стихийная педагогическая поддержка в процессе профессионального самоопределения имеет место в педагогическом процессе в ходе бесед на выявление предмета выбора молодыми людьми профессии, затрагивании вопросов профессионального самоопределения во время изложения учебного материала, организации экскурсий, ведения кружков по интересам и т.д..
Несомненно, данный вид педагогической поддержки оказывает определенную помощь юношам и девушкам в их профессиональном самоопределении, однако, несопоставимо более значимое влияние на профессиональное самоопределение оказывает организованная педагогическая поддержка, которая реализуется в форме комплекса профориентационных мероприятий.
Процесс профессионального самоопределения молодых людей протекает под влиянием внешних и внутренних факторов. Готовность к профессиональному самоопределению характеризуется знаниями не только о мире профессий, но и информированностью о востребованных профессиях на рынке труда, важно соотносить возможности и желания молодых людей «хочу-могу-надо».
Особенно важна проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте, когда протекает процесс конечного становления личности, выход молодого человека в «большое плавание», осуществляется процесс становления профессионального и трудового пути.
Неотъемлемой частью современной жизни стали деньги, поэтому возникает проблема материального положения молодёжи.
У современной молодежи материальные ценности преобладают над другими, и именно поэтому молодёжь чаще выбирает профессии, где «больше платят». Многие молодые люди не развивают свой творческий потенциал, а лишь слепо следуют за стереотипами. Это все оказывает непосредственное влияние на выбор профессии и постановку жизненных целей молодых людей. Анализируя информационные источники по проблеме профессионального самоопределения в юношеском возрасте, можно сделать вывод о том, что проблема выбора профессии сложна и актуальна для молодых людей. В ситуации разнообразия выбора возникает проблема доступности для них профессиональных проб.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема профессионального самоопределения состоит, в том числе, в отсутствии возможностей профессиональных проб, которые могли бы развеять мифы о профессии или утвердиться в выборе. Наличие противоречия между желанием молодежи в профессиональной пробе и не желанием работодателя брать на свое попечение молодого, неопытного человека, не только снижает эффективность профессионального самоопределения, но и сказывается в целом на совершении процесса производства.
К проблемам профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте исследователи относят:
— слабую ориентацию молодых людей в мире профессий;
— преобладание вербальных форм в профориентации молодежи при отсутствии возможности профессиональных проб;
— ориентация в профессиональном самоопределении на стереотипы общества в плане стремления к материальным благам «любой ценой»;
— незаинтересованность рынка труда в лице работодателей создавать «ученические места» и участвовать в «профессиональном становлении» новичка[33].
Исходя из выше сказанного, следует подчеркнуть, что потенциальными возможностями в решении данной проблемы обладают молодежные общественные организации, которые могут выступать дополнительными, вспомогательными социально-педагогическими инструментами повышения эффективности профессионального самоопределения молодежи.
Возрастные особенности подростка
Старший школьный возраст, или, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 17 лет, что соответствует возрасту учеников IX—X классов средней школы. К концу этого возраста школьник приобретает ту степень психической зрелости, которая достаточна для начала самостоятельной жизни, дальнейшего учения в вузе или производственной работы после окончания школы.
Старший школьный возраст — период гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина и патриота. Личность юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они начинают занимать по сравнению с подростком, в обществе, коллективе. Положение старших в школе, приобретение опыта серьезной общественной деятельности решающим образом сказываются на развитии личности учащихся IX-X классов.
К концу старшего школьного возраста юноши и девушки обычно достигают известной степени физической зрелости. Но все же лишь к 18 годам наступает необходимая степень физической, духовной, гражданской зрелости.
Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее.
Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью.
Профессиональное самоопределение — пролонгированный во времени процесс, который осуществляется на всех этапах жизни человека. Процесс профессионального самоопределения школьников исследователи условно разделяют на три этапа.
Первый этап – эмоционально-образный, охватывает период от старшего дошкольного возраста до окончания начальной школы. В этом возрасте формируются первоначальные трудовые умения, добросовестное отношение к труду, положительный взгляд на мир профессий.
Второй этап – поисково- зондирующий (V — VIII классы). Это этап формирования у подростков профессиональной направленности.
Третий этап – формирующий или детерминантный (IX — XI классы). Это период развития у школьников профессионального самосознания и уточнения социально- профессионального статуса.
Отправной точкой профессионального самоопределения, как одной из составляющих самосознания личности являются ценностные ориентиры.
Прикрепленные файлы:
_SOCIALNO-PEDAGOGIChESKOE_SOPROVOZhDENIE_PROFESSIONALNOJ_ORIENTACII_STARShEKLASSNIKOV_diplom
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


