1 2
2.2. Исследование отношения к инклюзивному образованию на базе общеобразовательного учреждения
Продолжительные годы система образования делила детей на здоровых и инвалидов, которые не имели возможности получить образование на равных правах, потому что их не брали в учреждение, где обучаются обычные здоровые дети. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны иметь одинаковые возможности с обычными сверстниками. Возникла потребность во внедрении инклюзивной формы обучения, которая создаст наилучшие условия обучения. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление данных услуг, привлечение общественности и ликвидацию дискриминации в образовании [21].
В нашей стране появилось много образовательных учреждений, внедряющих инклюзивное образование. У идеи инклюзивного образования есть как сторонники, так и противники.
В каждом обществе существуют свои нормы физического, духовного и умственного развития. По сравнению с нормами инвалид особенно проигрывает и это усиливает опасность возникновения комплекса неполноценности. Это зависит от социального уровня положения семьи, обусловленного уровнем образования отдельных ее членов, их доходами, общественным престижем, от состава семьи, количества детей в семье, от того каким по счету является ребенок-инвалид среди братьев и сестер, есть ли бабушки и дедушки, каковы их качества и возможности; эмоциональной значимости этого ребенка для родителей, то есть желанный он или нет, чего от него ожидали, какие надежды возлагали, и т.д.
Социальная адаптация – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе становления личности социальной адаптации происходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий [33].
Сегодня особенно важно понять, что препятствует внедрению инклюзивного образования и каким образом можно справиться с этими препятствиями, как это делают школы, в которых инклюзивная практика успешна. С целью исследования отношения к инклюзивному образованию у участников образовательного процесса нами было проведено эмпирическое исследование по теме «Состояние инклюзивной образовательной среды в общеобразовательном учреждении». Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №75, которая является участником программы «Доступная среда».
Успех инклюзивной практики зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с инвалидностью. Готовность педагогов и родителей к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья является основным фактором успеха в реализации программы.
В школах и других образовательных учреждениях вводится инклюзивное образование, которое предусматривает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся. В рамках нашей работы было проведено исследование отношения педагогов, детей и родителей к инклюзивному образованию. Анкетирование проводилось на базе образовательного учреждения СОШ №75 г. Барнаула.
Инклюзивное образование актуально на сегодняшний день, особенно важно формировать отношение к людям с ОВЗ и инвалидностью как к равным.
Было опрошено 173 респондента. В исследовании приняли участие родители в количестве 7 человек, педагоги в количестве 14 человек и учащиеся в количестве 152 человек. В данном исследовании применялся метод анкетирования, для чего были разработаны опросники для родителей, педагогов и учеников.
Функциональные роли участников:
- Социальный педагог образовательного учреждения;
- Студентка АлтГПУ – будущий психолог-социальный педагог Абдрахманова Хасият Тахиржановна;
- Школьники (16-17 лет), родители и учителя.
Анкета для родителей
Опросник «Отношение родителей к инклюзивному образованию». (Приложение). Вопросы были направлены на выявление отношения к инклюзивному образованию и к совместному обучению обычных детей и учащихся с инвалидностью.
Было опрошено 7 родителей
Ваш пол
А) женский (7)
Б) мужской
Рисунок 1.
Исходя из рисунка 1, мы видим, что присутствовали только мамы учащихся.
Есть ли в Вашем окружении человек с инвалидностью?
А) нет (1)
Б) да (6)
Рисунок 2.
На рисунке 2 видно, что у 6 интервьюируемых есть в окружении человек с инвалидностью.
Как Вы относитесь к людям с инвалидностью
А) отрицательно (0)
Б) нейтрально (5)
В) хорошо (2)
Рисунок 3.
В вопросе №3 была поднята проблема об отношении к людям с инвалидностью. Больше половины опрошенных (5 человек), относятся к ним нейтрально. То есть интервьюируемые не выделяют их по каким-то внешним признакам.
Есть ли опасения, что ребенок с инвалидностью причинит вред Вашему ребенку?
А) нет (5)
Б) да, есть опасения (2)
Рисунок 4.
На рисунке 4 только 2 человека отметили, что опасаются, что ребенок с инвалидностью причинит вред их ребенку, при этом 5 человек не опасаются в данной ситуации.
Вы являетесь противником инклюзивного образования?
А) Нет, не являюсь (6)
Б) Да, являюсь (1)
Рисунок 5.
В данном вопросе, только один человек ответил, что он является противником инклюзивного образования.
Анализ анкетирования показал, что у 75% опрошенных есть в окружении человек с инвалидностью. Это же количество относится к людям с инвалидностью нейтрально и только 25% положительно. Так же у 25% есть опасения, что ребенок с инвалидностью может по неосторожности причинить вред их ребенку. Но при этом только 12,5 %(один человек) против инклюзивного образования.
Для родителей важным станет решение в большой степени психологических задач по принятию самой идеи включения, изменению отношения к детям с инвалидностью. Поэтому считаем актуальным проведение различных мероприятий в рамках просветительской деятельности, что будет благоприятствовать формированию готовности родителей принять изменившуюся ситуацию в образовании их детей. Полученные результаты исследования могут быть использованы для проведения дальнейшей экспериментальной работы по созданию модели инклюзивного образования в школьной образовательной организации.
Опросник для педагогов «Выявление уровня знаний об инклюзивном образовании и отношения к данному вопросу» состоял из четырех вопросов (Приложение)
Было опрошено 14 педагогов
Есть ли в Вашем классе ребенок с инвалидностью?
А) нет (5)
Б) да (9)
Рисунок 6.
Из 14 опрошенных педагогов у 9 есть в классе дети с инвалидностью.
Как Вы относитесь к детям с инвалидностью?
А) сочувствую, но не афиширую (3)
Б) с жалостью (3)
В) как к обычным детям (8)
Рисунок 7.
На рисунке 7 мы видим отношение педагогов к детям с инвалидностью. 8 педагогов относятся к ним, как к здоровым детям, но 3 педагога относятся с жалостью, что может привести к неадекватной оценке их способностей.
Вы бы был не против, если бы Ваш ребенок дружил/общался с ребенком с инвалидостью?
А) против (4)
Б) не против (10)
Рисунок 8
В вопросе №3 была поднята проблем, о том, что педагоги были бы не против, если бы их ребенок дружил/общался с ребенком с инвалидностью. Только у 4 педагогов ответ был «против», но при этом 10 педагогов не возражают против такой дружбы.
Повышаете ли Вы свою квалификацию в обучении детей с инвалидностью?
А) не было возможности (4)
Б) нет (3)
В) да (7)
Рисунок 9.
На рисунке 9 видно, что 7 педагогов активно участвуют в повышении квалификации.
Анализ показал, что из 14 педагогов у 9 есть в классе обучающиеся с инвалидностью. Педагоги, которые не афишируют свое сочувствие, а также относятся к детям-инвалидам, как к обычным людям составило 57%. К сожалению, только 50% педагогов повышали квалификацию по обучению детей с инвалидностью, а у остальных либо не было возможности, либо не повышали квалификацию.
Переподготовка и повышение квалификации неотъемлемая часть образования педагога, которая будет содействовать повышению их компетентности в области инклюзии, что позволит грамотно обучать детей с инвалидностью.
Опросник для учеников «Личное отношение к детям с инвалидностью» было включено 4 вопроса (приложение)
В анкетировании участвовало 152 учащихся (9-10 классы).
Ваш пол
А) мужской (47)
Б) женский (105)
Рисунок 10
На рисунке 10 видно, что женская аудитория больше (105), а юношей всего 47.
Знаете ли Вы кто такие люди с инвалидностью?
А) нет (0)
Б) да (152)
Рисунок 11
На рисунке 11 видно. Что у 100% есть знания о людях с инвалидностью.
Есть ли в Вашем окружении человек с инвалидностью
А) затрудняюсь ответить (27)
Б) нет (107)
В) да (18)
Рисунок 12
На рисунке 12 видно, что у 107 человек нет в окружении людей с инвалидностью.
Ваше отношение к людям с инвалидностью
А) отрицательно (38)
Б) нейтрально (83)
В) положительно (31)
Рисунок 13
На рисунке 13 видно, что положительно и нейтрально относятся 114 человек, а против 38.
Данные опросника показали, что опрошенные ученики имеют представление, кто такие люди с инвалидностью, так же у 12% учащихся есть в окружении люди с инвалидностью. Отношение к людям с инвалидностью нейтральное и положительное у 75% учащихся, что является большей частью опрошенных.
Наше исследование позволило определить отношение всех субъектов образовательного процесса, связанных с инклюзией. Половина всех опрошенных относятся к людям с инвалидностью нейтрально и положительно – это говорит о том, что общество стало меньше разделять людей на группы по здоровью.
Сама идея включения детей с инвалидностью и с ОВЗ в общеобразовательную среду – это большой шаг к развитию общества. Для успешного осуществления включения детей с инвалидностью и ОВЗ в образовательный процесс необходимо формировать позитивное отношение к ним. А для этого должны быть разработаны практические рекомендации для адаптации и информирования всех участников инклюзивного образования.
2.3. Практические рекомендации для участников инклюзивного образовательного процесса
Организация эффективной системы инклюзивного образования зависит от всех участников инклюзивного образования. Учителя в данном случае играют важную роль в создании «безбарьерной» образовательной среды в сфере коммуникации. Идея инклюзивного образования займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если у учителей будет психологическая и практическая база, которая станет составной частью их профессионального мышления. Внедрение инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения.
Учителям необходимо своевременно проходить повышение квалификации по проблемам обучения детей с инвалидностью.
Помимо курсов можно изучать специализированную литературу, в которой описываются заболевание и психолого-педагогические особенности детей, а также методики работы с детьми.
Одна из современных книг, посвященных проблеме – «Уроки по пониманию инвалидности: пособие для учителя». Т. Н. Седовина и Е. Ю. Шинкарева выпустили это пособие в 2016 году. В данной книге описаны основные термины, необходимые для понимания полной картины: с кем и с чем мы работаем, представлены формы и методы работы [34].
Раздел 1 раскрывает понятия «инвалидность», виды инвалидности, а также приводит данные о дискриминации по признаку инвалидности, в частности в школе.
В разделе 2 описывается, что такое «инклюзивная школа» и ее основные принципы, насколько школа может быть инклюзивной.
В разделе 3 описываются методы и формы общения с детьми с инвалидностью и с ОВЗ.
Раздел 4 содержит методические и дидактические рекомендации. Также приведены тренинговые упражнения.
В приложении описывается опыт педагогов, примеры занятий и классных часов.
Так же в пособии после каждого подпункта для учителей находится список многочисленных источников и литературы, для более углубленного изучения темы.
Конечно, материалы и книги не дают всех ответов на многочисленные вопросы, возникающие перед педагогом при появлении в классе ребенка с особыми образовательными потребностями. Задача изданий состоит в том, чтобы помочь учителям преодолеть сложности при создании образовательной среды, благоприятной для всех учащихся.
Так же важную роль играет сотрудничество с ПМСС центром и, созданными в них, психолого-медико-педагогическими комиссиями. Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями и взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами.
Так же необходима разработка программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с инвалидностью посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Представляется, что в число задач такой программы могут входить:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями развития;
- определение особых образовательных потребностей детей-инвалидов;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи;
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации;
- оказание консультативной и методической помощи родителям.
Ученики должны знать и понимать, что люди-инвалиды такие же, как они. Мировая практика показывает, что дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, «не такими, как все», имеющими отклонения в развитии, не страдают «психологией расизма» и в подростковом, и в старшем возрасте. Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что обычные дети принимают аномальных детей как партнеров, лишь нуждающихся в помощи, что способствует гуманизации их взаимоотношений. Школьники в основном относятся положительно к появлению такого ребенка в их школе, готовы принять его как равного» [10, с.39].
Формирование положительного отношения к детям с инвалидностью и ОВЗ можно поспособствовать при помощи просмотра фильмов и социальных экспериментов, а также обсуждения просмотренных материалов:
- Надежда на Ника Вуйчича. Пусть говорят. Выпуск от 13.04.2016 [24].
- Как относятся к инвалидам в США и России [17].
- Инвалиды, живущие полной жизнью [15].
- Социальный эксперимент «Отношение парней к девушкам инвалидам» [30].
- Этика помощи и общения с инвалидами по зрению [42].
- Мир глазами аутиста [22].
- Что видит слепой [41].
Обсуждение фильмов поможет детям проанализировать действия окружающих и посмотреть на себя со стороны. Также можно упомянуть и о знаменитых людях-инвалидах, рассказать и показать их творчество (спортсмены, актеры, певцы, художники, музыканты и др.).
Очень полезно проводить мероприятия, где дети-инвалиды наравне с обычными детьми, проявляли бы себя и свои индивидуальные способности.
Родители.
Работа с родителями является одним из основных факторов. Многие родители боятся, что дети с инвалидностью, пришедшие в их класс, могут навредить их детям. Необходимо проводить беседы о том, какие дети могут обучаться в общеобразовательной школе, а каким просто необходимо обучение в специализированном учреждении.
Главные методы воспитания в семье – это пример, общие с родителями беседы, занятия, поддержка ребенка в разных делах, в решении проблем, исключение его в разные виды деятельности в семье и вне ее. Подросток осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в трудной ситуации.
Одной из проблем инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями является нежелание родителей нормально развивающихся сверстников обучать своих детей вместе с детьми-инвалидами. Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе специалистов центра и осуществляется через лекторий для родителей, участие в родительских собраниях, индивидуальные и групповые консультации, тренинговые занятия, распространение памяток, оформление стендов, публикации в средствах массовой информации, в сети Интернет. Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ, правильно организовать общения с ними. Специалисты центров ПМСС выходят на родительские собрания и обсуждают с родителями взаимодополняющую роль общения здорового ребенка с ребенком-инвалидом, обсуждают тревоги и опасения родителей.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей-инвалидов и с ОВЗ проходит через консультирование, организацию «Школ для родителей», «Семейных клубов» и др. Вся работа с родителями, воспитывающими данных детей, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.
Социальный педагог систематически проводит информационные мероприятия, использует разнообразные формы при подготовке педагогов к работе с детьми-инвалидами.
Задачи и функции этих звеньев сопровождение инклюзивного образования различны, но в своей деятельности они неразрывно связаны между собой в реализации конкретных инклюзивных процессов. Главным условием является принятие всеми участниками образовательного процесса философии и принципов инклюзивного образования.
Индивидуальный учебный план для обучающегося с ОВЗ может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на каждую четверть. ПМПК школы вправе в любое время вносить в индивидуальный учебный план изменения по ходатайству педагогов, родителей (законных представителей), членов окружной ПМПК. В индивидуальный учебный план для ребенка включаются следующие пункты:
— необходимость полного или частичного присутствия тьютора в образовательном процессе;
— организация индивидуального режима (снижение объема знаний, дополнительный день отдыха в течении недели и др.);
— организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с особыми образовательными потребностями;
— организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной направленности;
-организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом и другими специалистами.
Высокая степень эффективности совместного обучения достигается при преобразовании школ и детских садов в полифункциональные образовательные организации. В них традиционные инвариантные функции обучения, воспитания и развития расширены вариативными образовательными функциями: сервисной, реабилитационной, коррекционной, оздоровительной, компенсирующей, комплексного сопровождения, педагогической поддержки, психотерапевтической, правозащитной, персонологической, социальной помощи, интеграционной [9].
Выводы по второй главе
Проведение разъяснительных мероприятий, просмотр фильмов и их обсуждение, а также включение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в активную социальную среду позволит сверстникам не «видеть» проблемы в инвалидности и принимать особенных детей такими, какие они есть. То есть будет сформировано позитивное отношение к детям-инвалидам и детям с ОВЗ. Социальный педагог образовательной организации должен оказывать учителям помощь и поддержку в процессе организации инклюзивного образования по их запросу.
Родителям детей с инвалидностью и обычных детей социальный педагог помогает найти общий язык, улаживать противоречия, способствует принятия родителями идеи инклюзивного образования и конкретных детей.
Данное исследование позволило определить уровень отношения всех субъектов образовательного процесса, связанных с инклюзией. Больше половины всех опрошенных относятся к людям с инвалидностью нейтрально и положительно – это говорит о том, что общество стало меньше разделять детей на группы по здоровью.
Заключение
Инклюзивное образование является ведущей тенденцией развития системы образования. В основу инклюзивного образования заложена идеология, формирования позитивного отношения к детям с инвалидностью и с ОВЗ.
Успех инклюзивной практики зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с инвалидностью. Готовность педагогов и родителей к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья является основным фактором успеха в реализации программы.
В школах и других образовательных учреждениях вводится инклюзивное образование, которое предусматривает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся. В рамках нашей работы было проведено исследование отношения педагогов, детей и родителей к инклюзивному образованию.
Наше исследование позволило определить отношение всех субъектов образовательного процесса, связанных с инклюзией. Половина всех опрошенных относятся к людям с инвалидностью нейтрально и положительно – это говорит о том, что общество стало меньше разделять людей на группы по здоровью.
Сама идея включения детей с инвалидностью и с ОВЗ в общеобразовательную среду – это большой шаг к развитию общества. Для успешного осуществления включения детей с инвалидностью и ОВЗ в образовательный процесс необходимо формировать позитивное отношение к ним. А для этого должны быть разработаны практические рекомендации для адаптации и информирования всех участников инклюзивного образования.
Заявленные критерии гипотезы нашли свое подтверждение. Это подтверждается как результатами анкетирования.
Поставленные задачи считаю выполненными: психолого-педагогическая литература по проблеме исследования проанализирована и рассмотрены теоретические основы понятия социально-педагогического сопровождения; разработаны и даны практические рекомендации.
Цель исследования, заключающаяся в изучении особенностей организации социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ и инвалидностью с другими субъектами инклюзивного образования, считаю достигнутой.
Список литературы
- Aлeксaндровa, E.A. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / E.A. Aлeксaндровa. – Москва: НИИ школьных технологий, 2014. – 336 с.
- Aлeксaндровскaя, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для вузов / Э.М. Aлeксaндровскaя, Н.И. Кокуринa, Н.В. Курeнковa. – Москва: Aкaдeмия, 2012. – 208 с.
- Азева, А.А. Опыт разработки и реализации детско-родительских проектов как способа интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели технологии: сб.материалов Всеросс.науч.-практ. конф. 27 марта 2014 г. В 2 ч. Ч. 1/ под общ. ред. С. В. Соловьевой. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО ИРО, 2014. – С. 18 – 21
- Аксенова Л. И.. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. − Москва: Академия, 2012. — 192 с.
- Алехина, С.В. Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. -Красноярск, 2013. – С. 71-95
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — Москва: Генезис, 2000. – 298 с.
- Введенский, В. Н. Изменение и оценка качества повышения квалификации учителей в системе дополнительного педагогического образования / В. Н. Введенский // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – №4. – С. 41–44.
- Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Социальная работа по решению проблемы самовольных уходов несовершеннолетних из семей: технологический подход // Социально-экономические явления и процессы. -Тамбов, 2014. -Т. 9. -№ 9. -С. 139-147.
- Голиков, Н. А. Качество жизни учащейся молодежи: социальные механизмы управления и оптимизации / Н. А. Голиков // Теория и практика общественного развития. – 2011. – №2. – С. 60-64.
- Гилевич, И. М. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе / И. М. Гилевич, Л. И. Тигранова // Дефектология. – 1995. — №3. – С. 39
- Декларация о правах инвалидов. ООН, от 9 дек. 1975. [электронный ресурс]. Электрон. журн, РООИ Родник жизни. – Режим доступа к журн.; www.rodnikzhi7ni.ru
- Естемесова, Ж.Т. Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья / Естемесова, Ж. Т. // Проблемы и перспективы развития образования:, материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. – С. 147-149
- Захарова, Н. А. Инвалидность: порядок признания, социальная защита и поддержка / Н. А. Захарова, О. В. Шашкова. – Ростов на Дону: Феникс, 2015. – 189, – (Консультирует юрист). С.26.
- Ильина О. Ю. Государственная защита детей, оставшихся без попечения родителей // Закон. – 2015. — N 10. — С. 51-55.
- Инвалиды, живущие полной жизнью. [Видеозапись] / https://www.youtube.com/watch?v=nVMvhERSx5Y
- Казакова, Е.И. Сопровождение развития – новая образовательная технология // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — С. 9–14.
- Как относятся к инвалидам в США и в России [Видеозапись] / https://www.youtube.com/watch?v=vVhAIDZgo- I
- Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon, свободный. (Дата доступа 20.10. 2018)
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Ларин А.Н., Коноплева И.Н. Современные международные проблемы детей-сирот //Современная зарубежная психология. — 2015. Том 4.- № 2. — С. 5–10.
- Макаренко, А. С. Книга для родителей // Макаренко, А. С. // – Киев, 1987. – С. 237, 241
- Мир глазами аутиста [Видеозапись] / https://www.youtube.com/watch?v=MgchJtKvy81
- Михалева С. Е. Дети с ограниченными возможностями: выход из «замкнутого круга» // Директор школы. – 2015. — №8. – с.46-52.
- Надежда на Ника Вуйчича. Пусть говорят. Выпуск от 13.04.2016 [Видеозапись] / https://www.youtube.com/watch?v=3cSSx-_IBOw
- Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. – Москва: Академия, 2008. – 112 с.
- Платонова Н.М. Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации / Н.М. Платонова. — Москва: Академия, 2016. – 320 с.
- Пугачев, А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый.– 2012. – № 10– С. 374-377.
- Расчетина, С.А. Феномен социально-педагогической поддержки: исторические корни и современное состояние // Социально-педагогическая поддержка и сопровождение. – Санкт-Петербург; Тюмень, 2014. — С. 61-73.
- Рожков, М. И., Байбородова, Л. В., Сапожникова, Т. Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот [Текст]: методическое пособие / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, Т. Н. Сапожникова. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. – 108 с.
- Социальный эксперимент «Отношение парней к девушкам инвалидам» // [Видеозапись] / https://www.youtube.com/watch?v=njNhGcIpoJc
- Субботина, Л.Г. Модель взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащихся // Сибирский психологический журнал. — 2007. — № 25. — С. 120–125.
- Суртаева Н.Н. Философия социально-педагогической поддержки // Социально-педагогическая поддержка и сопровождение. – Санкт-Петербург; Тюмень, 2014. — С. 8-16.
- Степанов, С. С. Дефектология. Словарь справочник // Степанов, С. С. // Сфера. Москва. 2004 г. // [Электронный ресурс] http://vokabulary.ru/dictionary/1019360/word/adaptacija-socialnaja
- Уроки по пониманию инвалидности: пособие для учителя // [сост.: Т. Н. Седовина, Е. Ю. Шинкарева]. – Архангельск: Лоция, 2016 – 128с. – (Инклюзивное образование).
- ФГОС для детей с ОВЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minobr.gov-murman.ru/activities/modernization/fgos-ovz/fgos-doc.php, свободный. (Дата доступа 20.10. 2018)
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/#, свободный. (Дата доступа 20.10. 2018)
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»
- Холодкова, О. Г. Подготовка педагогических кадров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Материалы научно практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» VII Краевая неделя психологии – Барнаул, 2016.
- Холостова Е. И. Социальная работа с семьей. – М.: «Дашков и К», 2007. – 212 с.
- Что видит слепой [Видеозапись] // https://www.youtube.com/watch?v=8GdIZhWqSLY
- Этика помощи и общения с инвалидами по зрению [Видеозапись] // https://www.youtube.com/watch?v=ZrkYLjZ7Mqg
- Яковлева, И. М. Подготовка педагогов к реализации инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии // [Интернет ресурс]. http:// psyJournals.ru/inclusive_edu/issue/44260_full.shtml
- Яничева, Т.Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки // Журнал практического психолога. — 1999. -№ 3. — С. 101–119.
- Goffman E. Stigma: Notes on the Management of spoiled Identity. Penguin Books, London, 1990
- What Really Works in Specialand Inclusive Education: Using evidence-based teaching strategies, edited by D. Mitchell, 2008, London, Routledge, 231 pp.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф