Заявка на расчет
Меню Услуги

Социально-психологическая поддержка несовершеннолетних на примере работ органов социальной защиты г. Москвы

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1 Понятие, сущность и виды социально-психологической поддержки
1.2 Правовой статус несовершеннолетнего
1.3 Правовые особенности социально-психологической поддержки несовершеннолетних
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ Г. МОСКВЫ ПО РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
2.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности органов социальной защиты г. Москвы по работе с несовершеннолетними
2.2 Анализ деятельности органов социальной защиты г. Москвы по работе с несовершеннолетними
2.3 Анализ организации социально-психологической поддержки несовершеннолетних в г. Москва
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ Г. МОСКВЫ
3.1 Анализ проблем нормативно-правового регулирования социально-психологической поддержки несовершеннолетних органами социальной защиты г. Москвы
3.2 Пути совершенствования нормативно-правового регулирования социально-психологической поддержки несовершеннолетних органами социальной защиты г. Москвы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

Роль социально-психологической поддержки несовершеннолетних в современном обществе крайне велика. Современный подросток, кроме тех рисков, которые были характерны для жизни несовершеннолетнего ранее (неблагополучная семья, проблемы с адаптацией в обществе, влияние различных субкультур и молодежных групп, и пр.), сталкивается с новыми рисками, обусловленными развитием информационных технологий, сети Интернет, и пр.
На сегодняшний день несовершеннолетние вынуждены воспринимать и интерпретировать намного больше информации, нежели раньше, и это тоже является сильным негативным фактором, воздействующим на психику ребенка. Именно поэтому в последнее время так много внимания как в обществе, так и на государственном уровне отводится организации работы социальных служб, специализирующихся на психологической поддержке несовершеннолетних.
Психосоциальная работа с несовершеннолетними – это профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным несовершеннолетним, семье, группам в повышении или восстановлении их способности к социальному функционированию и создании благоприятной общественной ситуации в их целях. Центральной задачей практической социально-психологической поддержки считается содействие адаптации несовершеннолетних к социальной среде и, в частности, к своему окружению.
Однако в работе с несовершеннолетними социальный психолог сталкивается с рядом особенностей, которые обусловлены не только особенностями психофизического развития несовершеннолетнего, но также особенностями нормативно-правового регулирования организации социально-психологической поддержки несовершеннолетних.
Так, согласно законодательству РФ несовершеннолетний является лицом недееспособным, поэтому для проведения с ним психологической работы необходимо согласие его родителей, что не всегда получается. Также существуют значительные разночтения в самом понятии «социально-психологическая поддержка несовершеннолетнего», так как существует ряд нормативно-правовых актов федерального, регионального, муниципального и локального уровня, которыми регулируется данная деятельность, что вносит значительную путаницу и создает проблемы в их правоприменении.
Итак, актуальность выбора темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в правовой науке до сих пор сохраняются противоречия по поводу степени разработанности нормативно-правового регулирования организации социально-психологической поддержки несовершеннолетних органами социальной защиты на региональном уровне.
Проблемам организации и нормативно-правового регулирования оказания социально-психологической поддержки несовершеннолетним были посвящены труды многих исследователей, к примеру: Кардановой И. В., Кевля, Ф. И., Кирилловых А. А., Лифинцева Д. В., Серых А. Б., Анцута А. Н., Седых Е. А., Халанской В. А., Ситниковой М. А., Воронцова А. В., Богачева А. М., и др.
Однако несмотря на достаточное количество научных трудов, посвященных организации социально-психологической поддержки, нормативно-правовому регулированию органов социальной защиты, правовому статусу несовершеннолетних, и пр., до сих пор остается слабо проработанной проблема нормативно-правового регулирования социально-психологической поддержки несовершеннолетних региональными органами социальной защиты, поэтому данная проблема до сих пор представляет научный интерес.
Предметом денной работы является процесс правового регулирования организации социально-психологической поддержки несовершеннолетних.
Объектом – правовое регулирование организации социально-психологической поддержки несовершеннолетних в органах социальной защиты г. Москвы.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ правовых аспектов социально-психологической поддержки несовершеннолетних в органах социальной защиты г. Москвы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие, сущность и виды социально-психологической поддержки;
– определить правовой статус несовершеннолетнего;
– выявить правовые особенности социально-психологической поддержки несовершеннолетних;
– определить нормативно-правовое регулирование деятельности органов социальной защиты г. Москвы по работе с несовершеннолетними;
– провести анализ деятельности органов социальной защиты г. Москвы по работе с несовершеннолетними;
– провести анализ организации социально-психологической поддержки несовершеннолетних в г. Москва;
– провести анализ проблем нормативно-правового регулирования социально-психологической поддержки несовершеннолетних органами социальной защиты г. Москвы;
– определить пути совершенствования нормативно-правового регулирования социально-психологической поддержки несовершеннолетних органами социальной защиты г. Москвы.
Методологическую основу работы составили следующие методы:
– общенаучные: анализа, синтеза, ндукции и дедукции, классификации, сравнения;
– научные: социологический, правовой;
– частнонаучные: формально-юридический, сравнительно-правовой, толкования правовых норм.
Исследоваательской базой при написании данной работы послужили:
– научные труды, статьи и монографии, посвященные теме исследования;
– нормативно-правовые акты федерального, регионального, муниципального и локального уровня, регулирующие организацию социально-психологической поддержки несовершеннолетних;
– статистические данные о деятельности органов социальной защиты г. Москвы по работе с несовершеннолетними;
– отчеты о деятельности органов социальной защиты г. Москвы по работе с несовершеннолетними;
– иные источники, в частности, информация из СМИ, сети Интернет.
Теоретической значимостью данной выпускной квалификационной работы является то, что исследование внесло значительный вклад в развитие и систематизацию научных подходов к пониманию сущности и механизма правового регулирования социально-психологической поддержки несовершеннолетних социальной службой.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке заявленной проблемы, в практической деятельности социальных работников, социальных психологов а также при преподавании дисциплин «Семейное право» и «Право социального обеспечения».
Структура данной работы обусловлена ее целью и решаемыми задачами. Так, работа состоит из введения, основной части, которые включают в себя три главы, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.1 Понятие, сущность и виды социально-психологической поддержки

Социально-психологическая направленность социальной работы проходила трансформация на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в 20в., и в итоге привела к возникновению психосоциального подхода. Данный подход традиционно связывают с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф. Холлиз (Florence Hollis), а в 1950-1960-е гг. огромное влияние на его формирование оказали психоаналитические идеи Фрейда, потом – работы Дж. Боулби [11, с.301].
Целью психосоциального подхода является поддержание равновесия между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оцениваются потенциал личности и её способности к росту и развитию при наличии соответствующих Условий, ресурсов и помощи.
Сущностью социально психологической помощи является эффективное участие общества, государства, социальных и иных служб в решении психологических, межличностных и социальных проблем личности в кризисной ситуации.
Не смотря на то, что институт социально-психологической поддержки в РФ функционирует уже в течение долгого времени, до сих пор нет единого мнения относительно терминологии. Так, такую помощь и в научных трудах, и в юридических документах, методических рекомендациях, отчетах называют по-разному – социально-психологическая помощь, социально-психологическая поддержка, психосоциальная помощь, и др.
Однако в рамках настоящей работы мы будем придерживаться термина «социально-психологическая поддержка». Итак, по мнению ряда исследователей, социально–психологическая поддержка – это профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной социально–психологической ситуации.
Социально-психологическая поддержка – понятие, которое совмещает в себе социальную работу и работу психолога, которая осуществляется социальными работниками с дополнительной психологической подготовкой, психологами, психотерапевтами.
По мнению Кардановой И. В., социально-психологическая поддержка –это «такое направление в социальной работе, в рамках которого уделяется особенное внимание психологическим аспектам в трудной жизненной ситуации гражданина».
По мнению Лифинцева Д. В., понятие «социально-психологическая поддержка», с одной стороны, относится к психологической помощи человеку справиться с его психологическими проблемами, с проблемой преодоления жизненных трудностей, когда социальные и психические трудности взаимодействуют друг с другом, а с другой – в рамках данного понятия предполагаются методы решения подобных трудностей, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которыми, в свою очередь, работают параллельно.
Профессиональной группой, которая находится между психотерапией и психосоциальной работой, являются социальные работники в системе социальной защиты, криминального исправления, школьного образования и большей части учреждений здравоохранения, поэтому в последние годы их работу стали именовать психосоциальной.
Психосоциальная работа имеет место в большинстве направлений лечебной, воспитательной и исправительной деятельности:
– работа в дошкольных учреждениях (адаптация, работа с особенными детьми);
– школах (работа с трудными подростками, неуспеваемостью, и пр.);
– работа в системе социальной зашиты;
– исправительной системе;
– профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– профилактики несовершеннолетнего материнства, и психологической работы с таким контингентом;
– профилактики суицида, наркомании, девиантного поведения несовершеннолетних;
– выявление неблагополучия в жизни несовершеннолетнего;
– забота о здоровье матери и ребенка, и иные направления деятельности.
Социально-психологическая поддержка включает в себя две разные формы:
1) Общественно направленное действие либо профилактическая психосоциальная работа, которая заключается в просветительской деятельности либо передаче знаний разным группам. Примером данной работы могут служить информация и курсы в школе об алкоголе и половых отношениях, и др.;
2) Другая форма психосоциальной работы применяется во время работы с отдельными лицами, т. е. в психокоррекции, психотерапии, реабилитации, и др.
Особенностью социально-психологической поддержки от просто социальной поддержки является то, что в первом случае личность клиента затрагивается в большей степени, чем при оказании социальной помощи. Работа (консультации, беседы, психотерапия, и пр.) являются по своему характеру поддерживающими и нацелены на проработку пограничных проблем. Работа по оказанию социально-психологической поддержки является в высшей степени индивидуально направленной.
Для организации социально-психологической поддержки, которая включает в себя психологическое тестирование, консультирование, психотерапию, и иные работы, напрямую затрагивающие внутреннюю, личную сторону гражданина, необходимо его согласие. В случае с несовершеннолетними – согласие его родителей или законных представителей.
В отечественной методологии и практике социальной работы мысль синтеза психологического и общественного прослеживается на всех уровнях – в формулировках целей и задач социальной помощи гражданам, в квалификационных требованиях и обязанностях социальных работников, в государственных образовательных эталонах подготовки профессионалов по социальной работе. Соответственно, такой подход заложен и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как:
– оказание гражданам квалифицированной социально-психологической поддержки, в частности – консультирования;
– помощь в конфликтных и психотравмирующих ситуациях;
–расширение у клиентов спектра социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и их преодоления;
– помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных, личных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
– стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.
Особый акцент в деятельности социального работника при этом делается на понимании того, что думает клиент, какова его персональная ситуация, требующая определенной стратегии и тактики, а также в чем уникальность человека, его персонального опыта, социально-психологических характеристик. Не менее важно определенное влияние социального опыта, событий жизни индивида на его психологические особенности, эволюцию психологического содержания личности, оценка влияния последнего на решение проблем жизни и адаптации в обществе.
Принципиальное значение в данном контексте отношений, взаимодействия социального работника и клиента имеет учет индивидуального опыта, психологического склада, уникальности личности того, кому оказывается помощь.
Основными направлениями социально-психологической поддержки являются:
– социально-психологическое консультирование – оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации;
– социально-психологическая профилактика – содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений;
– социально–психологическая коррекция – активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Социально — психологическая поддержка осуществляется в целях:
– психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации;
– предупреждения развития негативных тенденций, преодоления трудностей личностного роста, коррекция отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.
Основными методами социально-психологической поддержки:
– социально-психологическое просвещение;
– социально-психологическое и психотерапевтическое консультирование;
– социально-психологическая диагностика;
– социально-психологический тренинг;
– социально-психологическая коррекция;
– другие индивидуальные и групповые методы социально-психологической работы
Виды социально-психологической поддержки:
1. По теоретической ориентации (психоаналитическая, поведенческая, гуманистическая и т. д.);
2. По возрасту клиента (детская, подростковая, поддержка взрослых и т. д.);
3. По пространственной организации (контактная, или очная, то есть беседа лицом к лицу, и дистантная, или заочная, которая, в свою очередь, подразделяется на телефонную, письменную, электронную — через Интернет);
4.По количеству клиентов (индивидуальная или групповая);
5.По психологической проблематике (по проблемам общения, по проблемам в эмоциональной сфере, по личностным проблемам, исправительные, и др.);
6. По сфере приложения (подростковая, семейная и супружеская, профессиональная, и т. д.).

1.2 Правовой статус несовершеннолетнего

Первым правовым актом, касающимся прав детей, стала принятая в 1959г. ООН «Декларация прав ребенка», основным тезисом которой является то, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что имеет. В Декларации ООН 1959г. были закреплены социальные и правовые принципы, основанные на защите и благополучии детей на национальном и международных уровнях, определяющие действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав несовершеннолетних. Было провозглашено, что человечество обязано гарантировать ребенку пользование всеми правами и свободами на его благо и благо общества. Однако, формат документа носил рекомендательный характер и не имел обязательной юридической силы.
В течение 30 лет существования Декларации ООН 1959г. изменились многие представления, сформировались новые подходы к проблемам детства, поэтому 20 ноября 1989г. Генеральная ассамблея ООН приняла «Конвенцию о правах ребенка», которая приобрела обязательный характер исполнения для его участников и в которой были отражены имеющиеся у международного сообщества потребности в придании правам детей силы норм договорного права. Конвенцию о правах ребенка подписала 61 страна, а 29 сентября 1990г. этот договор приняла и ратифицировала Россия.
В отличии от Декларации о правах ребенка 1959г., где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений, Конвенция состоит из статей, учитывающих практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Вновь подписанное международное соглашение не только развило и конкретизировало положения Декларации прав ребенка, но и пошло дальше, утверждая, что государства, которые присоединяются к ней, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.
Положения Конвенции в национальном законодательстве были закреплены в Конституции РФ, Семейном кодексе РФ и других федеральных законах РФ. Основной Закон Российской Федерации определяет правовой статус человека и гражданина РФ, признает и гарантирует неотчуждаемость основных прав и свобод, обязывает государство поддерживать семью, материнство, отцовство и детство.
Рассматривая понятие конституционно-правовой статус ребенка, необходимо определить из чего складывается эта категория. Правовой статус принято рассматривать как юридически закрепленное положение субъекта в государстве и обществе. Он реализуется в различных формах общественных отношений, является по сути характеристикой того или иного субъекта права. Юридически закрепленное положение субъекта права — это не что иное, как его права и обязанности, утвержденные законодателем в соответствующем нормативно-правовом акте.
По мнению Дягилевой Л. Н., в конституционном праве различают общий, специальный и индивидуальный правовые статусы. [6, C.8] Общий правовой статус традиционно отождествляется с конституционным. Он заключает в себе основные права, свободы и обязанности личности, признаваемые Конституцией РФ. Является единым и общеобязательным.
Специальный правовой статус определяется особенностями субъекта, к которому этот статус применим (пенсионеры, военнослужащие, несовершеннолетние и т. д.). Как правило, регулирование правовых отношений таких субъектов закреплено в законах и кодексах, принятых на основе и в поддержку норм, закрепленных в Конституции РФ, детально раскрывающих особенности положения этих субъектов. Это обусловлено наличием дополнительных прав и обязанностей, льгот или ограничений.
Рассматривая индивидуальный правовой статус, необходимо отталкиваться от характеристики конкретного субъекта в зависимости от возраста, пола, семейного положения и т. д. Комплексный персонифицированный подход к регулированию прав и обязанностей личности отражает суть индивидуального правового статуса. Его особенность — это нестабильность. Подвижность индивидуального статуса обуславливается переходом субъекта в различные юридически значимые состояния.
Следовательно, несовершеннолетний, как субъект права, в этой конфигурации обладает как общим, так и специальным правовым статусом. А каждый конкретный ребенок — и индивидуальным. Таким образом, рассматривать правовой статус детей в национальном законодательстве РФ необходимо только в совокупности общего, особого и единичного.
В Конституции РФ основы статуса детей определяются в контексте правового положения личности, что может свидетельствовать о наделении законодателем равными правами и предоставлении равных гарантий защиты всем членам российского общества, в независимости от возраста.
Существуют различные подходы к определению конституционно-правового статуса личности в российской юридической науке.
Так, В. А. Черепанов под правовым статусом личности понимает «совокупность прав, обязанностей и ответственности человека в определенных правоотношениях» [4, С.68].
С. В. Нарутто предлагает более широкое определение: «правовой статус личности — юридически закрепленное положение личности в обществе, складывающееся из совокупности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, гарантии их реализации, ответственность» [2, С.131].
Однако, утверждая, что права детей в современном российском конституционном праве соотносятся с правами человека и гражданина во второй главе Основного закона РФ, В. И. Абрамов отмечает, что «несовершеннолетние — специфичны и в политическом, и в материальном, и в процессуальном плане, поэтому нужен специальный механизм правового закрепления и регулирования его прав» [5, С.81].
Таким образом, полагаем, что под конституционно-правовым статусом несовершеннолетнего необходимо понимать гарантированные Конституцией права, свободы и обязанности лица, не достигшего возраста 18 лет.
В соответствии с внесенными в Конституцию РФ изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020г., несовершеннолетние являются важнейшим приоритетом государственной политики России, условия для реализации которого создает государство в лице уполномоченных органов, а также провозглашается приоритет семейного воспитания (ст.67.1 ч.4). Это юридически закрепленное положение, по сути, является новаторством для конституционного права РФ.
Впервые в Основном Законе дети рассматриваются не в контексте семьи, а как отдельный субъект права, что:
– во-первых, обуславливает наличие у этого субъекта прав и обязанностей не только в парадигме прав и обязанностей личности;
– во-вторых, обязывает законодателя дальнейшее правовое регулирование правоотношений с участием несовершеннолетнего выстраивать с позиции преимущественного положения ребенка;
– во-третьих, создает предпосылки к уточнению категориального аппарата семейно-правовых отношений в дальнейшем.
Так, действующая редакция Семейного кодекса РФ (п.1 ст. 54) определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Однако, в российском праве термин «ребенок» употребляется в двух аспектах: для квалификации специального субъекта правоотношений (ст.ст. 54–60, 67–79 СК РФ) и для определения степени родства, биологической или юридической связи с родителями (ст.ст. 85, 87, 88).
Возникающую коллизию, по нашему мнению, можно устранить путем введения категории «несовершеннолетний ребенок» для обозначения правового положения субъекта. Необходимость уточнения этих понятий провоцирует сам законодатель, вводя в Конституцию РФ термин «совершеннолетний ребенок» (п. ж.1 ст.72), подразумевая как аспект родства, так и состояние дееспособности.
В развитие социальных норм, направленных на укрепление положения несовершеннолетних в правовом поле РФ, в ст.72 новой Конституции РФ теперь закреплено совместное ведение РФ и субъектов РФ:
– защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
– защиты института брака как союза мужчины и женщины;
– создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.
Данная норма подразумевает дальнейшее принятие новых нормативно-правовых актов как в федеральном законодательстве, распределяющих зоны ответственности уровней публичной власти, так и изменений в региональной правовой базе. Так, в ст.114 Конституции РФ определяется, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой социально ориентированной политики в области укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей.

1.3 Правовые особенности социально-психологической поддержки несовершеннолетних

Прежде чем рассматривать правовые особенности социально-психологической поддержки несовершеннолетних, необходимо рассмотреть, на какую категорию несовершеннолетних направлена такая социально-психологическая поддержка.
Итак, социально-психологическая поддержка несовершеннолетних нацелена в основном на такие категории несовершеннолетних, как:
– дети из неблагополучных семей;
– пережившие попытку суицида;
– подростки, употребляющие алкоголь, наркотики, табачные изделия;
– подростки, состоящие в асоциальных группах, относящие себя к определенной субкультуре, которая признана девиантной;
– несовершеннолетние беременные и матери;
– подростки, склонные к бродяжничеству;
– малолетние преступники (неважно, отбывающие наказание условно, либо в исправительном учреждении), и др.
Перечисленные выше категории несовершеннолетних относят в научной литературе к так называемой «группе риска». Несовершеннолетние группы социального риска – это категория подростков, которая в силу определенных обстоятельств жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.
Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому под понятием «дети группы социального риска» нами понимаются дети и подростки, находящиеся под воздействием рисков, то есть нежелательных факторов, которые с некоторой вероятностью могут оказать негативное влияние.
Фактически речь идет о двух сторонах риска:
–с одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории;
– с другой стороны, эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего, с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития, что приводит к социальной дезадаптации несовершеннолетнего.
Говоря о социальной дезадаптации несовершеннолетних, мы должны учитывать, что детство – это период наиболее интенсивного психического, физического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает несовершеннолетнего искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате – невозможность реализации внутренних ресурсов, и, как следствие – социальная дезадаптация несовершеннолетнего.
В свою очередь, социальная дезадаптация, вызванная совокупностью факторов социального, психологического, психосоматического характера, приводит к депривации основных потребностей несовершеннолет-них – потребностей в полноценном развитии и самореализации.
Все множество социальных проблем, с которыми сталкиваются несовершеннолетние, можно условно разделить на следующие группы:
1. Проблемы, спровоцированные возрастными и личностными особенностями несовершеннолетних: возрастными кризисами (год, три, семь лет, кризис переходного возраста), психофизиологическими особенностями ребенка и т. п.
2. Проблемы, обусловленные характеристиками семьи ребенка: социальным статусом, уровнем и качеством жизни, микроклиматом в семье, особенностями детско-родительских отношений (стилем и методами воспитания, степенью привязанности) и т. п.
3. Проблемы, порожденные деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с несовершеннолетними (конфликты с педагогами в образовательном учреждении, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).
4. Проблемы, обусловленные особенностями социально-экономического и социально-политического развития общества (сокращение детских учреждений, дети-беженцы, эксплуатация детей).
Итак, социально-психологическая поддержка несовершеннолетних группы риска направлена на повышение социально-психологической компетентности, оказания психологической помощи и поддержки при решении психологических проблем, возникновении трудностей адаптации и социализации; трудностей в межличностных отношениях, возникновении личностных проблем.
Важным моментом при социально-психологической работе с несовершеннолетними является позиция самого специалиста, которая должна строиться на следующих установках:
– искренняя заинтересованность в ребенке и умение строить теплые доверительные отношения с ним;
– безоговорочное принятие ребенка таким, как он есть;
– создание ощущения безопасности, что способствует ощущению ребенка себя свободным в собственных исследованиях в возможности самовыражения;
– бережное отношение к чувствам несовершеннолетнего, а также их рефлексия, что помогает несовершеннолетнему принять собственные чувства и эмоции и прийти к пониманию реальности;
– искренняя вера в способность ребенка действовать ответственно;
– уважение его стремления решать личные проблемы и, предоставление ему возможность это делать;
– вера во внутреннюю устремленность ребенка, что позволяет ему лидировать во всех областях отношений.
Следовательно успешность социальной работы с несовершеннолетними группы риска взаимосвязана, с одной стороны, с профессиональной компетентностью и профессионализмом специалиста, а с другой – с его личностным потенциалом, сформированностью профессионально важных качеств и свойств, умением использовать личностные ресурсы в ходе решения профессиональных задач.
Далее стоит отметить, что организация социально-психологической поддержи несовершеннолетним имеет кроме психологических, нормативно-правовые особенности, которые также крайне важно учитывать в работе с такими детьми. В своей деятельности педагоги-психологи социальных служб в должны руководствоваться нормативно-правовыми актами международного, федерального, регионального, локального уровней.
Основной особенностью организации социально-психологической поддержки несовершеннолетних является то, что согласно Гражданскому кодексу РФ, они до 18 лет являются недееспособными, и даже в случае личного обращения несовершеннолетнего за психологической поддержкой, сотрудник социальной службы, психолог, и др., обязан сообщить об этом факте родителям несовершеннолетнего или его законным представителям.
Постановка семьи и (или несовершеннолетнего) на социально-психологическое сопровождение производится в соответствии со ст.6 ФЗ РФ от 24.06.1999г.№ 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. При этом определяется уровень сопровождения (адаптационный, базовый, кризисный, экстренный).
Далее, обратимся к основному закону в сфере образования, который закрепляет необходимость получения от родителей согласия на осуществление деятельности психолога.
Федеральный закон No 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет за образовательными организациями право на:
1. Организацию социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст.28 Закона).
2. Оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и т. д. (ст. 42 Закона)
Таким образом, школа должна предложить родителям, дети которых учатся неудовлетворительно, нарушают правила поведения в школе, проявляют признаки агрессии, девиантного поведения, имеют психофизиологические особенности, являются детьми с ОВЗ, помощь школьного или социального психолога. Такая помощь может включать в себя и тестирование, и коррекционно-развивающие занятия, и беседу и т. д.
Не следует путать проведение диагностики школьным психологом и диагностики, которая проводится в рамках ФГОС. Например, тестирование метапредментных навыков, или итоговое тестирование знаний по различным предметам. Тестирование знаний проводится со всеми детьми без исключения. Психологическое тестирование и оказание психологической помощи обязательно должно осуществляться с согласия родителей обучающихся.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей/законных представителей (п.3 ст.42 Закона). Чаще всего в школах раздают бланки, где родители ставят свою подпись и соглашаются/или не соглашаются на работу школьного психолога с их ребенком. Бланк согласия обычно содержит информацию о психологе, который проводит работу с детьми, видах деятельности, которые сопровождают образовательный процесс.
Родители имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований для учащихся (психологических, психолого-педагогических), давать согласие на проведение таких обследований или отказаться от их проведения и участия в них ребенка (ст. 44 Закона).
Родители имеют право обратиться с запросом к психологу и получить данные обследования. Также родители имеют право присутствовать при обследовании детей ПМПК, присутствовать при обсуждении результатов обследования, высказать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. Нередко родители хотят присутствовать и при проведении диагностики школьным психологом — это не запрещено.
Если психолог провел диагностику или коррекционно-развивающую работу без согласия родителей, то это может считаться незаконным вмешательством в частную жизнь.
Специалисты должны помнить, что работа школьного психолога должна соответствовать множеству нормативных положений о работе практического психолога в сфере образований. Например, был разработан профессиональный стандарт педагога-психолога в сфере образования (Приказ Министерства труда и социального развития No 514-н 24.07.2015 об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»).
Еще одним видом тестирования, которое может проводиться в школе, является тестирование на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 июня 2014 г. N 658 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»).
Данное тестирование также проводится на основании информированного согласия родителей обучающихся в возрасте до 15 лет.
Если обучающемуся уже есть 15 лет, то он самостоятельно и добровольно решает будет он проходит такое тестирование или нет. Диагностика должна обеспечивать соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.
Выводы по 1-й главе:
Сущностью социально психологической помощи является эффективное участие общества, государства, социальных и иных служб в решении психологических, межличностных и социальных проблем личности в кризисной ситуации.
Не смотря на то, что институт социально-психологической поддержки в РФ функционирует уже в течение долгого времени, до сих пор нет единого мнения относительно терминологии. Так, такую помощь и в научных трудах, и в юридических документах, методических рекомендациях, отчетах называют по-разному – социально-психологическая помощь, социально-психологическая поддержка, психосоциальная помощь, и др.
Социально-психологическая поддержка несовершеннолетних группы риска направлена на повышение социально-психологической компетентности, оказания психологической помощи и поддержки при решении психологических проблем, возникновении трудностей адаптации и социализации; трудностей в межличностных отношениях, возникновении личностных проблем
Организация социально-психологической поддержи несовершеннолетним имеет кроме психологических, нормативно-правовые особенности, которые также крайне важно учитывать в работе с такими детьми. В своей деятельности педагоги-психологи социальных служб в должны руководствоваться нормативно-правовыми актами международного, федерального, регионального, локального уровней.
Основной особенностью организации социально-психологической поддержки несовершеннолетних является то, что согласно Гражданскому кодексу РФ, они до 18 лет являются недееспособными, и даже в случае личного обращения несовершеннолетнего за психологической поддержкой, сотрудник социальной службы, психолог, и др., обязан сообщить об этом факте родителям несовершеннолетнего или его законным представителям.
Итак, ориентация законодателя на регулирование конституционных норм, связанных с правоотношениями с участием несовершеннолетних, определяет тренд современной национальной юридической науки. Попытки определить в Основном Законе РФ положение ребенка как отдельного специального субъекта права заключают в себе однозначно позитивный сдвиг в сторону легитимизации прав детей. Однако, провозглашенные Конституцией нормы нуждаются в дальнейшем регулировании на всех уровнях законодательства.


Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф