Скоро защита?
Меню Услуги

Социально-психологическая поддержка несовершеннолетних на примере работ органов социальной защиты г. Москвы. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ Г. МОСКВЫ

3.1 Анализ проблем нормативно-правового регулирования социально-психологической поддержки несовершеннолетних органами социальной защиты г. Москвы

Основной проблемой нормативно-правового регулирования социально-психологической поддержки несовершеннолетних органами социальной защиты является то, что в РФ на федеральном уровне до сих пор не создано специальной нормативной базы регулирования оказания психологической помощи населению. Психологическая помощь рассматривается действующими законами как частный случай оказания социальных услуг.
По общему правилу оказание психологической помощи подпадает под действие широкого спектра законодательных актов, включая Конституцию РФ, ГК РФ и Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Кроме того, если оказание психологической помощи оформлено документально, на возникающие отношения может распространяться действие актов профессиональных сообществ, принятых ими в порядке саморегулирования, в тех случаях, когда в тексте документа это условие прямо оговорено[25].
Примером такого акта может служить Этический кодекс психолога[31], принятый съездом Российского общества психологов в 2012г.
В целом, работа по оказанию психологической помощи несовершеннолетним в РФ систематически ведется по линии двух ведомств: здравоохранения, образования. Исключением является лишь г. Москва, в котором был принят собственный Закон о психологической помощи населению [23]. Стоит отметить, что действие данного Закона ограничено не только территориально, но и содержательно: его положения не распространяются на отношения «в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам» [23]. Несмотря на существенный характер указанных ограничений, значимость Закона г. Москвы «О психологической помощи» весьма высока.
Как уже отмечалось, основу нормативно-правового регулирования на федеральном уровне оказания психологических услуг составляют законодательные акты, регламентирующие вопросы социального обслуживания населения. Так, важнейшим из них является ФЗ от 28.12.2013 N442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» и ряд национальных стандартов социального обслуживания населения. Положения этих документов определяют понятие социальной службы, играющее центральную роль в рамках нормативной базы деятельности в этой сфере.
Так, согласно ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», социальной службой может являться не только организация, которая предоставляет социальные услуги, но и физические лица, т. е. «граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица».
В силу того, что ни ГОСТ Р 52495-2005, ни Федеральный закон явным образом не определяют понятие «социальная помощь», интерпретация последнего в каждом конкретном случае остается за сторонами возникающих правовых отношений, а в обстоятельствах судебного разбирательства – за судом.
В то же время в приложении к оказанию психологической помощи неюридическими лицами положения Стандарта распространяются на такие «действия, [которые] заключаются в оказании социальной помощи», направленной на преодоление ситуации, «объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина [ввиду ее особенностей психологического характера], которую он не может преодолеть самостоятельно».
Возвращаясь к вопросам социальной реабилитации и адаптации, которые также входят в состав определения понятия социального обслуживания, следует отметить, что эти понятия отнесены стандартом к группе общих понятий и, следовательно, помещены в один разряд с понятием социального обслуживания, что прямо указывает на их принципиальное отличие от социальных услуг и объясняет, почему они все конъюнктивно входят в понятие «социальное обслуживание».
Поскольку, согласно стандарту, социальная адаптация представляет собой систему «мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности», эта разновидность социального обслуживания пересекается с деятельностью по оказанию социальных услуг в том, что она предназначена для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом социальная услуга является деятельностью социальных служб, направленной на оказание социальной помощи, в то время как социальная адаптация нацелена на приспособление к правилам и нормам поведения и окружающей среде.
Что же касается социальной реабилитации, то она также представляет собой самостоятельный вид социального обслуживания, не входящий в состав группы социальных услуг и не требующий наличия трудной жизненной ситуации. Социальная реабилитация предполагает наличие «системы мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности» и также вполне может пересекаться с множеством работ по оказанию психологической помощи.
В то же время на лиц, оказывающих психологическую помощь без образования юридического лица, действие данных стандартов распространяется в более широком спектре обстоятельств: в той части, в которой их деятельность рассматривается либо как оказание социальной помощи гражданину в преодолении трудной жизненной ситуации, либо как содействие восстановлению утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранению или возможно полной компенсации ограничений жизнедеятельности, либо как обеспечение приспособления к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей среде жизнедеятельности. Указанные особенности существенны как с точки зрения оформления отношений с потенциальным получателем психологической помощи, так и в случае возникновения противоречий, которые могут оказаться неразрешимы в несудебном порядке.
Специфика определения стандартом социальной реабилитации обращает на себя отдельное внимание, поскольку, в отличие от всех других отношений с получателем психологической помощи, связь этой формы социального обслуживания с трудной жизненной ситуацией явным образом не обозначена. Указанием на наличие тяжелой жизненной ситуации при осуществлении социального обслуживания может служить тот факт, что в качестве контрагента социальной службы, а значит, и неюридического лица, предоставляющего психологическую помощь, стандарт в большинстве случаев ссылается на клиента социальной службы, которого определяет как «гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляют социальные услуги».
Таким образом, в большинстве случаев при оформлении отношений, возникающих в ходе предоставления психологической помощи, следует обосновать, что помощь оказывается лицу, находящемуся в ситуации, объективно нарушающей его жизнедеятельность, и именно в связи с тем, что это лицо не может преодолеть ситуацию, делающую оказание помощи необходимым, самостоятельно.
Следует также обратить внимание на то, что в тексте подавляющего числа определений, содержащихся в стандартах, в качестве получателя социальных услуг, а значит, и психологической помощи выступают гражданин или граждане. Согласно ГК РФ понятие «граждане» практически эквивалентно понятию «физические лица» (Глава 3).
Итак. в настоящее время на общенациональном уровне законодательство не дает определения психологической помощи. В то же время национальный стандарт, регулирующий порядок оказания основных видов социальных услуг, содержит упоминание психологической помощи в числе социально-психологических услуг, направленных на обеспечение социальной безопасности. Понятие «психологическая помощь» упоминается в связке с еще одним термином, также не имеющим жесткого определения: «психологическая помощь и поддержка».
Учитывая это обстоятельство, вероятнее всего, понятие «психологическая помощь» в смысле положений национальных стандартов будет интерпретироваться соответствующими административными и судебными инстанциями как понятие, охватывающее все виды социально-психологических услуг, которые законодатель не выделил в самостоятельные категории.
Как уже упоминалось, стандартами четко определены различные виды помощи психологической направленности в сфере социального обслуживания населения. Так, социально-психологическая услуга рассматривается как «социальная услуга, направленная на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности».
В рамках данной категории законодательством определены восемь разновидностей социально-психологических услуг:
–социально-психологическое консультирование (его цель – раскрытие и мобилизация клиентом собственных внутренних ресурсов и последующее решение социально-психологических проблем);
– психологическое консультирование (направлено на «налаживание межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для клиента людьми»);
–психодиагностика и обследование личности (состоит в «выявлении и анализе психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений»);
– психологическая коррекция (заключается в «активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента»);
– психотерапевтическая помощь (направлена «на решение проблем клиента, которые лежат в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов»;
– психопрофилактическая и психологическая работа (содействие «в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента»);
– психологический тренинг (заключается в «активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым условиям»);
– социально-психологический патронаж (заключается в «систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-психологической помощи»).
Поскольку законодательство не дает четкого определения понятия «социальная помощь», а понятие «психологическая помощь», вероятнее всего, следует рассматривать как остаточное, включающее в себя все виды социально-психологических услуг, которые законодатель не выделил в самостоятельные категории, установление факта и оценка качества исполнения обязательств по оказанию такой услуги всегда будут весьма неопределенными.
Вопросу определения качества социальных услуг законодатель уделил особое внимание. Так, в настоящее время действует ряд национальных стандартов, регулирующих вопросы качества социальных услуг в целом, методы контроля качества социальных услуг, а также разработанных специально для определенных категорий населения, в частности, для несовершеннолетних и семей.
Требования к персоналу, осуществляющему предоставление психологической помощи или услуг. ГОСТ Р 52883-2007 устанавливает основные требования к персоналу учреждений социального обслуживания, т. е. его положения формально распространяются только на действия некоммерческих организаций и непосредственно не касаются частных предпринимателей, ведущих деятельность без образования юридического лица.
Наиболее существенной особенностью психологической службы в РФ можно считать направленность ее деятельности на оказание экстренной психологической помощи несовершеннолетним в случаях, с вязанных с насилием, с вовлечением в экстремистские организации, в связи с попытками суицида.
Экстренную психологическую помощь несовершеннолетним оказывает «кризисный психолог», однако описание квалификации «кризисный психолог», а также методические рекомендации по организации работы кризисного психолога до сих пор представлены в более-менее развернутом виде только в методических рекомендациях по оказанию экстренной психологической помощи МЧС.
Так, соответствующий раздел содержит описание квалификации «кризисный психолог», согласно которому важнейшим требованием к работнику, занимающему эту должность, является обладание высшим профессиональным (психологическим) образованием.
В образовательной отрасли предусмотрена собственная разновидность специалистов-психологов, которые осуществляют работу с несовершеннолетними группы риска – «педагог-психолог». Согласно положениям ЕКС уровень квалификации лица, занимающего такую должность, предполагает наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо образования того же уровня, а также дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы. Эта норма согласуется с положениями ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Закон города Москвы от 07.10.2009 N 43 «О психологической помощи населению в г. Москва» содержит определение понятия «психологическая помощь», которое охватывает довольно широкий спектр деятельности и отличается рядом существенных особенностей. Важной особенностью определения понятия психологической помощи Законом города Москвы N 43 является указание на то, что она может быть связана с преодолением сложной психологической ситуации. Это понятие аналогично применяемому в законодательстве федерального уровня понятию «трудная жизненная ситуация».
Довольно много внимания законодатель уделил вопросам оценки качества оказания психологической помощи. Особые стандарты качества социальных услуг разработаны для отдельных категорий граждан, в частности несовершеннолетних, семей, женщин.
В итоге действующее законодательство рассматривает контроль качества психологических услуг в негосударственном секторе как процесс проверки на соответствие требованиям Закона N 2300-1, а также на наличие доступной клиенту информации о составе услуг. Другие контрольные мероприятия служат расширением этой основы и проводятся по трем ключевым направлениям: полноты, своевременности и результативности предоставленной услуги.
Наличие в г. Москва собственного Закона о психологической помощи населению придает деятельности профессионального сообщества психологов в этом регионе дополнительные особенности. Ключевую роль в этом Законе в части регулирования доступа к рынку психологических услуг играет требование профессиональности предоставляемой психологической помощи. Формулировка этой нормы интересна тем, что она распространяет действие закона только на коммерческую деятельность и может быть неприменима в ситуации безвозмездного оказания психологической помощи. Таким образом, Закон Москвы N 43 предназначен преимущественно для регулирования вопросов доступа к рынку коммерческих услуг, в то время как вопросы, лежащие вне этой сферы, регламентируются федеральными законами и нормативными актами.
Итак, в настоящее время в России существует хорошо развитая нормативная база, регулирующая вопросы оказания психологической помощи представителями государственных и муниципальных организаций. В то же время если выработанные в среде государственных ведомств нормы и правила вполне могут служить надежной основой для создания и ввода в действие профессиональных стандартов в сфере оказания психологических услуг, то работа над созданием системы регулирования допуска к профессии, контроля качества услуг, а также разрешения возникающих при этом споров пока далека от завершения.

3.2 Пути совершенствования нормативно-правового регулирования социально-психологической поддержки несовершеннолетних органами социальной защиты г. Москвы

Итак, в рамках написания данной выпускной квалификационной работы нами был выявлен ряд недостатков нормативно-правового регулирования социально-психологической поддержки несовершеннолетних органами социальной защиты как в целом в стране, так и в г. Москва:
1. Очевидно, что до сих пор не выделено в отдельный нормативно-правовой акт регулирование социально-психологической поддержки несовершеннолетних органами социальной защиты:
– не разработаны отдельные методические рекомендации по организации работы служб социально-психологической поддержки несовершеннолетних органами социальной защиты;
– не выделены четко прописанные требования к работе по социально-психологической поддержке несовершеннолетних в отдельном законодательном акте;
2. Нормативно-правовое регулирование социально-психологической поддержки несовершеннолетних органами социальной защиты осуществляется с применением множество законных и подзаконных актов федерального, регионального, муниципального и локального уровней, что вносит значительную путаницу при организации такой работы;
3. До сих пор существуют разночтения в терминологии относительно содержания социально-психологической поддержки и ее видов;
4. До сих пор не принят единый федеральный закон, регулирующий деятельность по социально-психологической поддержке;
5. До их пор в РФ не достаточно разработано законодательство в отношении закрепление правового статуса и прав несовершеннолетнего – несовершеннолетний рассматривается не как отдельный субъект права, а лишь в составе семьи.
Способствовать решению проблемы релурирования правового статуса и правосубъектности несовершеннолетнего, по нашему мнению, будут следующие предложения:
– создание единого нормативно-правового акта, регулирующего права несовершеннолетнего;
– усиление ответственности лиц, отвечающих за обеспечение прав несовершеннолетних или вопросов касающихся их защиты, то есть устранение формалистского подхода должностных лиц и организаций в целом в решении проблем защиты материнства и детства;
– правовое обеспечение чести и достоинства детей;
– формирование действенной системы адресной государственной социально-психологической поддержки несовершеннолетних и обеспечение приоритета интереса несовершеннолетних, находящихся в трудных жизненных условиях;
– увеличение доли ресурсов, выделяемых на социально-психологическую поддержку несовершеннолетних
– развитие системы правового просвещения несовершеннолетних и их родителей, повышение уровня их правосознания.
При воплощении в практику указанных предложений, полагаем, повысится эффективность законодательства, регулирующего правовое положение несовершеннолетних, улучшится механизм защиты и реализации их прав.
Для достижения цели всестороннего и полноценного обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних на современном этапе необходима координация действий органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, политических партий и общественных организаций, направленная на достижение стратегической цели государственной социальной политики в интересах несовершеннолетних.
Также с учетом вышесказанного, считаем необходимым усовершенствовать нормативно-правовое регулирование социально-психологической поддержки несовершеннолетних органами социальной защиты как на федеральном уровне, так и в законодательстве г. Москва:
1. Разработать отдельный нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы социально-психологической поддержки в отношении несовершеннолетних как особой группы граждан органами социальной защиты:
– разработать отдельные методические рекомендации по организации работы служб социально-психологической поддержки несовершеннолетних органами социальной защиты;
– четко прописать требования к работе по социально-психологической поддержке несовершеннолетних в отдельном законодательном акте;
2. На федеральном уровне упорядочить нормативно-правовое регулирование социально-психологической поддержки несовершеннолетних органами социальной защиты путем выведения отдельного НПА;
3. Упорядочить и разработать четко прописанную в НПА терминологию относительно содержания социально-психологической поддержки и ее видов;
4. Принять единый федеральный закон, регулирующий деятельность по социально-психологической поддержке.
Выводы по 3-й главе:
В настоящее время в России существует хорошо развитая нормативная база, регулирующая вопросы оказания психологической помощи представителями государственных и муниципальных организаций. В то же время если выработанные в среде государственных ведомств нормы и правила вполне могут служить надежной основой для создания и ввода в действие профессиональных стандартов в сфере оказания психологических услуг, то работа над созданием системы регулирования допуска к профессии, контроля качества услуг, а также разрешения возникающих при этом споров пока далека от завершения.
На сегодняшний день работа, связанная с оказанием психологической помощи или психологических услуг, регламентируется множеством законодательных актов, тексты которых пока не составляют вполне завершенной системы.
Определенный интерес представляют положения национальных стандартов, устанавливающих нормы и правила социального обслуживания населения. В частности, стандарты связывают обстоятельства, при которых обязательно соблюдение установленных ими нормативов, с наличием трудной жизненной ситуации у получателя услуг и допускают распространение понятия «социальная служба» на частнопрактикующих психологов.
Отдельного внимания заслуживают вопросы трактовки названия предоставляемых услуг, особенно в договорах, рекламных и других документах, так как согласно установленной стандартами номенклатуре социально-психологическое и психологическое консультирование представляют собой разные виды услуг, различаемые по цели их оказания.
Наличие в г. Москва собственного Закона о психологической помощи населению придает деятельности профессионального сообщества психологов в этом регионе дополнительные особенности. Ключевую роль в этом Законе в части регулирования доступа к рынку психологических услуг играет требование профессиональности предоставляемой психологической помощи.
Итак, актуальность создания соответствующей законодательной базы представляется очевидной, подтверждением чему служит ведущееся уже не первый год активное обсуждение проекта ФЗ «О психологической помощи населению в РФ».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно сказать, что за годы существования Служба накопила уникальный опыт практической работы. Сегодня ГБУ МСППН является крупнейшим в Москве и Российской Федерации профильным центром практической психологии. Доступность услуг обеспечивается сетью филиалов и участковых подразделений во всех административных округах города.
Служба постоянно учится и обучает: на регулярной основе работает Городская школа психологических знаний для москвичей, в рамках которой проводятся циклы бесплатных лекций, семинаров, тренингов, которые ориентированы на решение различных психологических задач, открыты Школы подготовки к материнству и отцовству, а также приемных родителей и т.д.
Помимо психологической поддержки, широко используются возможности психологической реабилитации. Она представлена новейшими аппаратными комплексами. В настоящее время любой москвич может пройти бесплатный курс.
Служба активно использует социальные сети для общения с населением. У нас есть аккаунты в Twitter, Facebook, Instagram, ВКонтакте, а теперь и свой канал на YouTube. МСППН старается стать ближе, в том числе и к подросткам, молодым людям – они могут обращаться к психологам как напрямую, так и в социальных сетях. Активно развивается направление по психологической помощи с использованием Интернет-коммуникаций.
Мощным инструментом в работе Службы является бесплатный круглосуточный многоканальный Телефон неотложной психологической помощи, куда может позвонить любой человек в острой, кризисной ситуации и получить квалифицированную психологическую помощь.
Сегодня в городе функционирует ряд профильных психологических учреждений, но, как правило, в таких центрах заняты отраслевые психологи, которые оказывают человеку поддержку, но не выходя за рамки своего направления. Поэтому так важно, что эффективно работает и стремительно развивается городская мобильная служба, ориентированная на практически любые психологические вызовы мегаполиса. Специалисты ГБУ МСППН способны решить самый широкий круг проблем, и в круглосуточном режиме помочь любому жителю столицы, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации и нуждающемуся в поддержке профессионального психолога
Одним из органов социальной защиты, специализирующемся на социально- психологической поддержке несовершеннолетних в г. Москва является ГБУ «Московская служба психологической помощи населению».
Государственное учреждение г. Москвы «Московская служба психологической помощи населению» Департамента семейной и молодежной политики города Москвы (далее – Служба) было создано Постановлением Правительства Москвы от 18 марта 2003г. N163-ПП в целях обеспечения социально-психологической стабильности общества путем оказания профессиональной психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в сложную психологическую ситуацию, предотвращения негативных последствий драматических событий различного происхождения и проведения реабилитационной работы с таким контингентом.
Опыт работы Службы лег в основу уникального правового акта – Закона г. Москвы «О психологической помощи населению в г. Москве», который был разработан при непосредственном участии Службы.
Деятельность ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
– НПА Федерального значения;
– Локальными нормативно-правовыми актами.
Опираясь на статистические данные об оказанных ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» услугах, можно констатировать, что с каждым годом наблюдается планомерный рост количества обращений в Службу, связанных с несовершеннолетними, что может говорить о том, что:
– в г. Москва выявлено большое количество подростков, столкнувшихся с различными проблемами, требующих помощи специалиста;
– деятельность Службы становится все более привычной для общества – если ранее граждане, столкнувшись с психологической проблемой, старались умолчать о ней, считая постыдным обращаться к психологу, то на сегодняшний день у граждан стал более цивилизованный подход к этой проблеме
В настоящее время в России существует хорошо развитая нормативная база, регулирующая вопросы оказания психологической помощи представителями государственных и муниципальных организаций. В то же время если выработанные в среде государственных ведомств нормы и правила вполне могут служить надежной основой для создания и ввода в действие профессиональных стандартов в сфере оказания психологических услуг, то работа над созданием системы регулирования допуска к профессии, контроля качества услуг, а также разрешения возникающих при этом споров пока далека от завершения.
На сегодняшний день работа, связанная с оказанием психологической помощи или психологических услуг, регламентируется множеством законодательных актов, тексты которых пока не составляют вполне завершенной системы.
Определенный интерес представляют положения национальных стандартов, устанавливающих нормы и правила социального обслуживания населения. В частности, стандарты связывают обстоятельства, при которых обязательно соблюдение установленных ими нормативов, с наличием трудной жизненной ситуации у получателя услуг и допускают распространение понятия «социальная служба» на частнопрактикующих психологов.
Отдельного внимания заслуживают вопросы трактовки названия предоставляемых услуг, особенно в договорах, рекламных и других документах, так как согласно установленной стандартами номенклатуре социально-психологическое и психологическое консультирование представляют собой разные виды услуг, различаемые по цели их оказания.
Наличие в г. Москва собственного Закона о психологической помощи населению придает деятельности профессионального сообщества психологов в этом регионе дополнительные особенности. Ключевую роль в этом Законе в части регулирования доступа к рынку психологических услуг играет требование профессиональности предоставляемой психологической помощи.
Итак, актуальность создания соответствующей законодательной базы представляется очевидной, подтверждением чему служит ведущееся уже не первый год активное обсуждение проекта ФЗ «О психологической помощи населению в РФ».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамбле-ей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронные ресурс]. URL: www.consultant.ru
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31.
3. Гражданский кодекс РФ (Ч.1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/7b6abd47219e2aa6081ac21b41e9e83d80fb45df/
4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/83966821943b9b65c6ad4d1d4041a3075283ed01/
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/2244fcd3b7b86a331a75c3b551f4f6057c363ccb/
6. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция) URL: www.consultant.ru
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронные ресурс]. URL: www.consultant.ru
8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция) [Электронные ресурс]. URL: www.consultant.ru
9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 122-ФЗ «Об основах социальной поддержки населения в РФ».
10. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 01.01.2001г.
11. ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/
12. ФЗ РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» [Электронные ресурс]. URL: www.consultant.ru
13. Проект ФЗ «О психологической помощи населению в РФ» https://psy.su/materialy/normativnye_dokumenty/zakonoproekt_o_psihologicheskoy_pomoschi_naseleniyu_v_rf/?
14. Постановление Правительства Москвы от 14 февраля 2006 года за № 106-ПП «О деятельности Государственного учреждения города Москвы «Московская служба психологической помощи населению Департамента семейной и молодежной политики города Москвы и дальнейшем его развитии»
15. Закон г. Москвы «О психологической помощи населению в г. Москве» URL: http://www.mosopen.ru/document/43_zk_2009-10-07
16. Концепция создания Интернет-службы психологической помощи населению (утв. Приказом Минздрава России, МЧС России, Минобрнауки России и Минкомсвязи России от 29.09.2011 N 1086/550/2415/241).
17. Типовой стандарт оказания психологической помощи населению в учреждениях Департамента социальной защиты населения города Москвы (утв. Протоколом от 19.12.2013 N 8 к заседанию коллегии Департамента социальной защиты населения города Москвы). URL: http://www.centrblago.ru/?page_id=4234
18. ГОСТ Р 52142-2013 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» (принят Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1179-ст).
19. ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»
20. Абрамов, В. И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей / В. И. Абрамов. // Государство и право. — 2007. — № 8. — С. 79–84.
21. Воронцов А. В., Богачев А. М. Психологическая помощь в социальном и правовом аспектах
22. Дегтярева, Л. Н. Теоретико-правовые основы защиты конституционных прав и свобод несовершеннолетних в России: монография. М-во образования и науки РФ, ЦФ РГУП / Л. Н. Дегтярева. — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. — 78 c.
23. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2017. — С. 72–83.
24. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие / Е.В. Змановская. — М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 288с.
25. Иванова Н. П. Ребенок в неблагополучной семье: показатели диагностики // Социальная педагогика. — 2019. — N 3. — С. 97-108.
26. Илатовская Л. А. Психологическое сопровождение детей группы риска //Социальная педагогика. – 2018, — № 4. – С. 89-97
27. Инновационный подход к развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Сборник материалов VII Всероссийского совещания по вопросу организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (5–6 ноября 2020 года, г. Москва). — Москва: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2020. — 195 с
28. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. — СПб.: Речь, 2018. — 336 с.
29. Карданова И. В. К вопросу об определении понятия «социальная поддержка» (конституционно-правовой аспект) // Черные дыры в Российском законодательстве. 2019. № 4. С. 40–42.
30. Кевля, Ф.И. Социально-психологическая поддержка семей и детей «группы риска» / Ф.И. Кевля //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2018. — №1. — С. 24-28.
31. Кирилловых А. А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. 2018. № 7. С. 72–83.
32. Козлова Н. В., Филиппова С.Ю. Договор об оказании психологической и психотерапевтической помощи: правовые аспекты // Национальный психологический журнал. 2013. N 1(9). С. 83 — 88
33. Кошелева Е.П. Социально-психологическая помощь детям из неблагополучных семей. – М.: МГПИ, 2018.-С. 105–117
34. Крылова Т. А., Струкова М. Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями «группы риска». – М.: НИИ «Школьные технологии», 2019, с.26-52
35. Крылова Т. А., Струкова М.Л. Работа социального педагога с семьей группы риска (статьи). — //Социальная педагогика, 2019, №№ 2-5
36. Лазарев, В. Н. Социальные основы местного самоуправления / В.Н. Лазарев. – Белгород: ООО «ГиК», 2014. – 342 с.
37. Лифинцев Д. В., Серых А. Б., Лифинцева А. А. Социальная поддержка как психологический феномен // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 105–117.
38. Лифинцев Д. В., Серых А. Б., Анцута А. Н. Социальная поддержка: сопоставительный анализ политико-правового и социально-психологического подходов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология 2016. Вып. 2 (41). С. 7–14
39. Методика работы социального педагога. — /под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2016. – С. 145-147
40. Наруто С. В., Таева Н. Е., Шугрина Е. С. Конституционное право России: учебник. М., РИОР, 2020.– 435 с.
41. Нечуйкина, Е. В. Социальная защита: понятие, категории, терминология / Е.В. Нечуйкина // Известия РГПУ им. Герцена. Серия «Социология». – 2018. – №2. – С. 145-147.
42. Опыт деятельности Школ приемных родителей Московской службы психологической помощи населению под редакцией Ляшенко А.И., Пилипко Н.В. — М.: ООО «Сотрудничество». 2019 — 80 с.
43. Развитие деятельности детского телефона доверия. — М. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 2018. — 85 с., ил.
44. Седых, Е. А. Конституционно-правовой статус ребенка в современном российском законодательстве // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 164-166.
45. Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 31. Ст. 4398.
46. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М., 2001.
47. Фурманов И. А. Психология депривированного ребенка. — М.: ВЛАДОС, 2019. — 319 с.
48. Халанская В. А., Ситникова М. А. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебно-методическое пособие / В. А. Халанская, М. А. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2019. -222с.
49. Черепанов В. А. Конституционное право России: учебник. М., НОРМА., 2016. — 367 с.
50. Этический кодекс психолога. М.: РПО, 2012. URL: http://рпо.рф/rpo/documentation/ethics.php
51. Воронцов А. В., Богачев А. М. Психологическая помощь в социальном и правовом аспектах // Управленческое консультирование №2 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-pomosch-v-sotsialnom-i-pravovom-aspektah/pdf
52. Задачи социальной защиты населения. [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-zashchita.html
53. Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования [Электронный ресурс]: под ред. О.Н. Пентюковой. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/57353850
54. Официальный сайт Департамента социальной защиты населения города Москвы https://dszn.ru/
55. Carstensen L. L. Socioemotional and selectivity theory: Social activity in life-span context // Annual Review of Gerontology and Geriatrics. 1991. № 11. Р. 195–217.
56. Cohen S. E., Wills T. A. Stress, Social Support, and the Buff ering Hypothesis // Psychological Bulletin. 1985. № 98(2). Р. 310–357.


Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф