Страницы 1 2
Содержание
Введение
1. Психологическая структура юридической деятельности и личность юристконсульта
1.1. Психологическая структура юридической деятельности
1.2. Понятие и содержание психологии личности юристконсульта
1.3. Психологические особенности деятельности юристконсульта
2. Качественные характеристики личности юристконсульта
2.1. Правовая компетентность юристконсульта
2.2. Этика профессиональной деятельности юристконсульта
2.3. Профессиография юристконсульта
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы. Психологии принадлежит значительное место в организации всех видов человеческой деятельности. Закономерности пси-хики индивида во многом определяют не только его способность участво-вать в общественном труде, выполняя при этом самые различные функции в зависимости от должностных или личных устремлений, но и возможно-сти осуществлять свою работу в соответствии с избранной профессией. Ис-следуя закономерности психической деятельности человека в связи с его профессиональной принадлежностью (в силу необходимости или по при-званию), мы выясняем ее особенности, которые способствуют, с одной сто-роны, познанию организационных основ выполняемых индивидом про-фессиональных функций, а с другой — совершенствованию организации этой деятельности.
Юридическая деятельность — это деятельность, связанная с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это основное поня-тие: правоприменительная деятельность, правоохранительная деятель-ность, правозащитная деятельность и т. д. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона. В уголовном судопроизводстве поиск истины — процесс творче-ский, поэтому следователю, прокурору, судье, адвокату необходимы чут-кость, внимание, человечность, умение проникнуть во внутренний мир че-ловека и т. д. Среди юридических профессий есть такие, овладение которы-ми требует не только задатков, призвания и образования, но и большого жизненного опыта, целого ряда профессиональных навыков и умений. Та-ковы, в первую очередь, профессии судьи, прокурора, а также следовате-ля, арбитра и некоторых других. Сложный и ответственный труд этих лю-дей предъявляет к личности работника повышенные требования.
Большинство этих профессий в настоящее время считается престиж-ными, об этом свидетельствуют конкурсы в юридические вузы и другие специальные учебные заведения, готовящие кадры для правоохранитель-ных органов. Однако многие молодые люди выбирают для себя эти про-фессии, не имея ясного представления обо всей сложности предстоящей де-ятельности и, главное, не представляя, какие требования будут к ним предъявлены.
Профессиональная деятельность юристов, особенно тех, кто работает в органах прокуратуры, суда и т.д., представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. Знание этих особенностей необходимо не только для раз-работки профессиограммы труда юристконсульта, но может быть полез-ным и для тех, кто стремится получить юридическое образование, овла-деть профессией юристконсульта, приложить свои способности на попри-ще правоохранительной деятельности, кто должен быть готовым к пре-одолению тех трудностей, которые он неизбежно встретит в своей работе.
Современный юрист должен не только владеть системой профессио-нальных знаний, умений и навыков, быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить, гибко адаптироваться в изменяющихся услови-ях, профессионально самосовершенствоваться, но и демонстрировать вы-сокий уровень культуры, выстраивать свою деятельность, исходя из осо-знания ответственности за принятые решения, ценностей гуманизма и справедливости.
Таким образом, актуальность и практическая значимость темы вы-пускной квалификационной работы состоит в выявлении путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности на основе всестороннего изучения индивидуально-психологических особенностей, свойств личности юристконсульта, его соответствия требованиям, предъ-являемым профессией.
Степень разработанности темы. Проблеме психологического порт-рета юристконсульта в специальной, учебной и периодической литературе уделяют внимание многие авторы. Выделим труды Л.В. Алексеевой, Г.А. Артемовой, В.Л. Васильева, О.Ф. Гаврилова, Л.Я. Драпкина и А.Е. Шуклина, В.Ф. Енгалычева, Д.Ю. Жданухина, В.П.Кириленко, В.В. Рома-нова, И.В. Савельевой, В.Ф. Спиридонова, А.М. Столяренко, Ю.В. Чуфа-ровского, Ю.А. Шаранова.
Объектом исследования являются общественные отношения, связан-ные с психологическими особенностями деятельности юристконсульта.
Предметом исследования является комплекс правовых норм, регу-лирующих деятельность юристконсульта, источники специальный литера-туры, затрагивающие психологические особенности деятельности юрист-консульта.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в составле-нии психологического портрета юристконсульта.
Основные задачи работы:
1) изучить психологическую структуру юридической деятельности;
2) рассмотреть подходы к определению понятия и содержания пси-хологии личности юристконсульта;
3) проанализировать психологические особенности деятельности юристконсульта;
4) рассмотреть правовую компетентность юристконсульта;
5) охарактеризовать этику профессиональной деятельности юрист-консульта;
6) обобщить требования, предъявляемые к работникам правоохра-нительных органов.
Структура исследования. Цель и задачи дипломной работы опре-делили ее структуру, которая включает в себя: введение, две главы, заклю-чение, список использованных источников и литературы. В первой главе дана изучена психологическая структура юридической деятельности и личность юристконсульта. Во второй главе проанализированы качествен-ные характеристики личности юристконсульта.
1. Психологическая структура юридической деятельности и личность юристконсульта
1.1. Психологическая структура юридической деятельности
Одной из центральных проблем юридической психологии является изучение и раскрытие закономерностей юридической деятельности. Это требует, прежде всего, установление психологической структуры деятель-ности, дает возможность более полно и глубоко изучить все ее особенно-сти, а значит — тщательно подготовиться к ее выполнению. Выявление и изучение психологической структуры является необходимым условием и для решения задач научной организации труда в системе деятельности.
Любая деятельность характеризуется направленностью, наличием специфических целей; особенностями субъектов и объектов деятельности; конкретными методами и средствами достижения цели; наличием специфи-ческих условий деятельности . Сказанное в полной мере относится и к юридической деятельности.
Цель (или совокупность целей) юридической деятельности определя-ется, прежде всего, необходимостью обеспечения условий для функциони-рования правового государства и нормальной жизнедеятельности (без-опасности жизни и здоровья, права собственности и т.д.) каждого конкрет-ного гражданина этого государства. Ни один из других видов деятельно-сти не является носителем совокупности целей, присущих правотворчества, охране прав и правоприменению, что собственно и определяет специфич-ность психологической структуры юридической деятельности .
Объекты деятельности — преимущественно лица, находящиеся в кон-фликтных отношениях с законом, нарушают правовые нормы или являют-ся носителями информации, значимой для раскрытия и расследования преступлений, их профилактики. Таким лицам присущи не только специ-фические эмоциональные состояния, но и определенная совокупность ин-дивидуально-психологических свойств.
Одним из вспомогательных компонентов структуры юридической деятельности является профилактика — правовое воспитание граждан для предупреждения нарушений закона и влияние на правонарушителей (пре-ступников) с целью недопущения ими противоправных действий в даль-нейшем. В более общем плане профилактическая деятельность может счи-таться разновидностью воспитания, в котором цели, условия и объект имеют свою специфику; отличаются и принципы такой воспитательной ра-боты. Это обусловлено, прежде всего, особыми качествами людей, являю-щихся носителями отрицательных черт характера и антисоциальных уста-новок .
Наличие в психологической структуре конструктивной деятельности не исключает деятельности организационной, направленной на создание оптимальных условий для осуществления других компонентов деятельно-сти. Ее необходимость определяется такими особенностями осуществления юридического труда:
1) множественность и многоплановость — установление фактов, их анализ, принятие решения, осуществление воспитательных и профилакти-ческих функций и т.д. Все это становится возможным только при условии строгой организации, т.е. согласование и координации действий всех участников этого процесса;
2) поисковый характер познания — никогда нельзя точно прогнози-ровать, каким образом и какие факты будут установлены; факты непросто изучаются, их сначала нужно найти, причем часто при противодействии заинтересованных лиц;
3) высокая интенсивность мыслительной процесса, характеризуется необходимостью решения многочисленных задач за короткий промежуток времени;
4) цикличность, разная степень напряженности и интенсивности дея-тельности, что приводит к неравномерности повседневной нагрузки (ум-ственной и физической) .
При отсутствии организаторской деятельности указанные условия могут привести к нежелательным последствиям, в частности, к изменениям в личности и невозможности эффективно осуществлять профессиональные функции.
По каждому компоненту юридической деятельности организация проявляется по-разному. Так, организация познания означает упорядоче-ние процесса восприятия и переработки информации, поступающей, со-здание условий для ее сохранения и систематизации. Привлечение других лиц требует обеспечения им соответствующих условий и осуществление общего руководства, оптимального распределения функций. Особого вни-мания требует самоорганизация — определение общей и частных (промежу-точных) целей, оптимальной последовательности действий, учет индивиду-ально-психологических особенностей динамики процесса трудоспособно-сти и т.п. Осуществление организаторской деятельности предполагает так-же наличие умений расчленить каждое действие на соответствующие со-ставляющие элементы, что является непременным условием организации деятельности других лиц, контроля за их действиями. Организация прояв-ляется также в руководстве процессом коммуникации на любом этапе пра-воохранительной и правоприменительной деятельности.
Коммуникативный процесс всегда взаимовлияния, взаимодействием людей, причем по юридической деятельности в целом ему присущ высокий уровень регламентации и контроля. Отношения регламентируются таким образом, чтобы обеспечивался в основном односторонний психологиче-ское воздействие (от субъекта деятельности к ее объекта), чтобы защитить специалистов-юристов от попыток давления, шантажа и провокаций со стороны заинтересованных лиц. Этой цели служат определенные процес-суальные нормы, предоставленные работникам полномочия и профессио-нально-психологическая подготовка, направленная на формирование не-обходимых свойств и качеств . С учетом указанного, процесс коммуника-тивного взаимодействия должен сознательно регулироваться в односто-роннем порядке, не исключает, а наоборот, предполагает накопление про-фессионального опыта, обогащение положительных качеств личности спе-циалиста в результате общения с лицами — носителями отрицательных ка-честв, познание негативных аспектов жизни.
Специфической особенностью коммуникации в юридической дея-тельности является также ее принудительный характер: объекты часто привлекаются к взаимодействию без учета наличия у них такого желания; закон обязывает их делать это под угрозой применения определенных санкций, не может проходить бесследно, особенно на начальных стадиях общения. На осознание принудительности влияет, усиливая его, наличие предвзятого отношения к правоохранительным органам в целом, причины которого мы не будем здесь анализировать. Предвзятость, в свою очередь, возрастает вследствие неравноправия в общении, наличии ущемления лич-ных прав, что обусловлено сути следственных, судебных и иных действий, и зависимости объектов взаимодействия от ее субъектов.
Одним из обязательных компонентов психологической структуры юридической деятельности является коммуникация — профессиональное общение. Основой решения любых сложных задач в большинстве областей науки и практики является кооперация усилий, то есть одновременно осу-ществляемая взаимодействие, может быть достигнуто только благодаря общению. При общении люди обмениваются информацией, осуществляют необходимое влияние друг на друга, учатся и обмениваются опытом. Очень часто достижения цели невозможно без предварительного воздей-ствия одного лица на другое, без предварительной сложной коммуника-тивной деятельности. По словам А.М. Яковлева, познание и взаимное вли-яние людей друг на друга — обязательный элемент любой сознательной де-ятельности .
Юридическая деятельность не ограничивается только познанием и коммуникативными связями. Обязательными являются разработка и при-менение активных мер по ликвидации фактов нарушений закона, наказание и изоляции от общества преступника, для исключения повторения нару-шений закона. Все это проявлениями конструктивной деятельности в юрисдикцией процессе, направленной на принятие положительных реше-ний, обусловленных как правами, так и обязанностями соответствующего уполномоченного государством лица.
Юридическая деятельность является разновидностью трудовой дея-тельности. В свою очередь, ее разновидности различаются по профилю (правотворческая, правоохранительная, правоприменительная) и по субъ-ектам реализации (оперативно-розыскная, следственная, пенитенциарная, прокурорская, адвокатская, нотариальная) .
Содержательно психологическая структура юридической деятельно-сти представлена следующими основными видами:
— познавательная;
— конструктивная;
— коммуникативная
— организационная .
Следует выделить два вспомогательных вида юридической деятель-ности, которые не определяют содержания, но создают условия для ее ре-ализации: 1) профилактическая и 2) удостоверяющая.
При осуществлении деятельности в сфере правоотношений каждый из указанных разновидностей (компонентов общей структуры) может вы-ступать как ведущий, самостоятельный элемент, в тесной взаимосвязи с другими видами, или как вспомогательный, обеспечивающий другие виды. Каждый из них может быть составной частью психологической структуры любых видов профессиональной деятельности человека, специфика же юридической деятельности определяется именно содержательными ее ха-рактеристиками. Рассмотрим подробнее каждый структурный компонент.
В психологической структуре разных профессий и видов деятельно-сти процесс познания имеет различное содержание, которое определяется его целью, объектами, объемом необходимой Информации, методами и средствами, условиями реализации познания, обработки и закрепления информации и т.п. В юридической деятельности все указанные элементы достаточно своеобразны, что придает ей специфику. Чтобы установить ис-тину, необходимо, прежде всего, познать значительное количество фактов, обстоятельств, взаимосвязей, касающихся как событий настоящего, так и прошлого времени .
Существенной особенностью юридической деятельности является то, что она почти во всех случаях требует соответствующего закрепления по-лученных в процессе познания фактов. Истина устанавливается не только для достижения определенной удаленной цели (общественного развития научного прогресса и т.п.) или удовлетворения собственного интереса, но для убеждения других лиц в существовании определенных фактов, для возможности проверки правильности принятия определенных решений на основе данной суммы фактов. Все достигнутые результаты должны быть закреплены, сохранены для их восприятия и оценки в дальнейшем: дея-тельность не заканчивается сбором фактов, они переходят от одного лица к другому, от одной стадии юридического процесса к следующей. Позна-ние является не самоцелью, а лишь средством достижения цели.
Таким образом, удостоверяющих деятельность заключается в предо-ставлении всей полученной информации специальных, предусмотренных законом форм (протокол, постановление и др.), причем наибольшее значе-ние она имеет в следственной и судебной деятельности как наиболее про-цессуально регламентированных. При осуществлении удостоверяющий деятельности следует учитывать такие факторы:
1) поступления информации происходит, как правило, в ситуации взаимодействия. Поэтому профессионально значимой чертой специалиста-юристконсульта является профессиональная культура речи, состоящая в чистоте языка, точности построения предложений, владении тембровыми и интонационными характеристиками, отсутствия формально существенных, лексических и артикуляционных дефектов;
2) достаточно часто искажения информации, ее искажения возникает из-за неправильного понимания жаргонных выражений и говоров, прису-щих определенным социальным слоям и группам. Необходимо учесть также национальные диалекты, обычаи и ритуалы общения;
3) особые требования предъявляются к процедуре оформления про-цессуальных документов: а) безупречность мышления в грамматическом, стилистическом, юридическом отношении, лаконичность высказываний б) сохранение особенностей лексикона собеседника, при возможности — ком-ментирование интонационных характеристик речи и их мимического со-провождения в) нежелательности одновременного выслушивания и записи, поскольку графическое оформление мыслей не только требует переключе-ния внимания (это не автоматическая деятельность), но и прерывает психо-логический контакт.
1.2. Понятие и содержание психологии личности юристконсульта
В соответствии с традициями, сложившимися в российской обще-ственной науке, личность рассматривается: на индивидуальном уровне, как портрет профессиональной группы (личность судей), как социальный тип (личность юристконсульта в конце XX в., а ранее, например, в середине XIX в.). Цели изучения личности юристконсульта, взятые в развитии — это и выявление системы свойств и качеств, соотносимых с его профессией, ко-торые влияют на нее как позитивно, так и негативно; это и описание реаль-но существующей системы свойств и качеств личности, что создает про-фессиональный портрет и профессиональный социальный тип; это и ана-лиз полезности, действенности, реальных и мнимых, нормативно-правовых и этических требований общества к личности юристконсульта .
Под внутренней структурой личности понимаются свойства, инте-грированные в ее сознании: это прежде всего психические элементы отра-жения внешних объективных условий жизни личности (определяемые по-требностями интересы, мотивы, цели, воля); психические свойства лично-сти (способности, характер); «идеологические» свойства сознания (уста-новка, направленность, ценностно-нормативная ориентация); биологически обусловленные особенности (темперамент, инстинкты и т.д.). На этой осно-ве в структуре личности юристконсульта выделяются такие группы свойств, как:
а) мировоззренческие, к которым относятся отношения к общепри-знанным социальным ценностям, прежде всего личности, ее основным пра-вам и свободам; правовое сознание, включающее отношение к праву, за-кону, государству; этические и моральные нормативы, в том числе мило-сердие, сострадание, сопереживание, чувство верности, чести, собственно-го достоинства;
б) интеллектуально-мыслительные, к которым относятся общие про-фессиональные знания, способность решения мыслительных задач, как ти-повых, так и нестандартных, способность к обучению, наблюдательность, способность концентрироваться на предмете познания, воспринимать ин-формацию в процессе коммуникации и пр.;
в) психологические, к которым можно отнести развитость волевого начала, соотношение конформности и нонконформности, психологическую восприимчивость (эмпатию), правдивость, коммуникативность, самооцен-ку, терпение, определенную степень мужества как готовность противосто-ять реальным или мнимым угрозам и пр.;
г) физические, к которым относятся: возраст, состояние здоровья, утомляемость, некоторые индивидуальные физические свойства (зрение, подвижность и пр.) .
Структурно эта характеристика может быть изменена. Но главное при анализе свойств личности юристконсульта — оценка их реального со-стояния, содержания и сущностных свойств.
Профессиональное поведение юристконсульта может выражаться в виде действий: во-первых, совершаемых при исполнении служебных обя-занностей или в непосредственной связи с ними (служебное поведение); во-вторых, связанных с его должностным положением либо обладанием про-фессиональной информацией, профессиональными навыками и пр. (внес-лужебное поведение). Примерами различных позитивных, нейтральных и негативных видов и проявлений профессионального (служебного и внес-лужебного) поведения юристконсульта могут быть, в частности: ведение политической агитации; лоббирование законопроектов; совершение в сво-их целях юридически значимых действий; выступления в средствах массо-вой информации и перед гражданами; соблюдение некоторых общих и специальных норм нравственности; совершение гражданско-правовых сделок с использованием должностного влияния (приобретение акций, по-купка квартиры) и др. Все эти виды поведения могут проявляться в слу-жебной сфере, а также в сфере политики, экономической деятельности, в быту.
Смысл регулирования профессионального поведения юристов со-стоит в том, чтобы: обеспечить интересы общества и граждан, минимизи-ровать риск злоупотребления значительными возможностями юридиче-ской профессии, особенно в отдельных ее сферах (правоохрана, суд, про-куратура и пр.); защитить — самих юристов от преувеличенных требова-ний; обосновать необходимые и разумные методы социального контроля за деятельностью юристов, поскольку начинающие и даже опытные юри-сты вынуждены считаться с тем, что общество постоянно проявляет повы-шенный интерес к поведению юристов.
Используются два способа правовой регламентации профессиональ-ного поведения, тесно связанные между собой: запреты совершать опреде-ленные действия либо наносить ущерб авторитету профессии; предписания вести себя должным образом в соответствующих ситуациях .
Действующее законодательство довольно подробно и иногда весьма жестко регламентирует профессиональное поведение юристов именно пу-тем запретов. Рассмотрим вначале общие предписания о поведении юри-стов, а затем предписания, относящиеся к отдельным сферам поведения. Формально трудно говорить о наличии правового регулирования поведе-ния всех групп юристов как единого целого. Разумеется, все юристы своим профессиональным поведением не могут нарушать Конституцию РФ, со-вершать правонарушения. Многие положения, регулирующие профессио-нальное поведение должностных лиц в сфере борьбы с преступностью, сформулированы в документах ООН и международных соглашениях. В то же время существуют общие предписания, определяющие поведение юри-стов, находящихся на государственной службе. Они, не распространяясь на юристов — лиц свободной профессии, все же в какой-то мере могут быть впоследствии включены и в законы, определяющие положение «свобод-ных» юристов. В каждом случае, разумеется, необходим особый подход.
Так, в соответствии с гл. III Федерального закона «Об основах госу-дарственной службы Российской Федерации» , государственный служа-щий, а им может быть и юрист, имеет в сфере профессионального поведе-ния определенные права, несет основные обязанности и подвергается ограничениям.
Применительно к профессиональному поведению следует указать на ряд ограничений, воспринятых отраслевым законодательством: запреще-ние заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогиче-ской, научной и иной творческой); быть депутатом органов представи-тельного и местного самоуправления; заниматься лично или через дове-ренных лиц предпринимательской деятельностью и многие другие. В част-ности, в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» , кроме упоминавшихся положений в ст. 3 «Требования, предъявляемые к судье» говорится, что судья при исполнении своих полномочий, а также во внес-лужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авто-ритет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объ-ективности, справедливости и беспристрастности.
Это предписание повторяется и конкретизируется в Кодексе судей-ской этики от 19 декабря 2012 г. , который устанавливает, как говорится в преамбуле, правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности судьи Российской Федерации. Статья 1 гласит, что судья обязан руководствоваться наряду с Конституцией и другими законода-тельными актами, действующими на территории РФ, общепринятыми нормами нравственности и правилами поведения, способствовать утвер-ждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда. Далее устанавливается, что судья не вправе причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интере-сам других лиц, в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести.
Сходные предписания есть и в других законодательных актах. Так, в ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О полиции» говорится, что ее сотрудни-кам запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство чело-века.
Приведенные положения отраслевого законодательства представля-ются довольно абстрактными, но сама идея формулирования общих пра-вил поведения, распространяющихся на всех юристов, является верной.
Таким образом, мы приходим к выводу, что психология личности юристконсульта обусловлена теми требованиями, которые предъявляют к ней юридические профессии, а также социаль¬ными ожиданиями, которые возникают в обществе к людям, стоящим на страже закона и порядка. Со-ответствовать социальным ожиданиям способна личность с нравственными ценностями, нормальной жиз¬ненной позицией, установкой на справедли-вость решений, профессио¬нальной компетентностью, развитыми интеллек-туальными качествами и личностной устойчивостью к противоречивым условиям труда.
К противоречивым условиям труда юристконсульта, проявляющим-ся в разной степени в разных профессиях, могут быть отнесены такие осо-бенности профессиональной деятельности:
— одновременно рутинный и творческий ее характер;
— педантичность, скрупулезность и экстремальность;
— процессуальная самостоятельность, ответственность и субордини-рованность;
— властность, обязательность полномочий и чувствительность к про-блемам людей;
— нормативность профессионального поведения, принимаемых реше-ний и опасность соблазнов использования служебного положения.
Таким образом, личность юристконсульта должны характеризовать цен¬ностные ориентации, стойкость духа, зрелость, развитость, самосто-ятельность, целеустремленность, компетентность, способностью к гибкому нормативному и творческому взаимодействию, продуктив¬ному сотрудни-честву.
Можно выделить пять основных факторов профессиональной при-годности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств.
I фактор — высокий уровень социальной (профессиональной) адапта-ции. Данный фактор напрямую связан с нормативностью поведения юристконсульта в любых, в том числе в сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. Поэтому его следует рассматривать в ка-честве одного из главных факторов профессиональной пригодности ра-ботников правоохранительных органов.
II фактор — нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость лич-ности юристконсульта. Рассматриваемый фактор предполагает:
— устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоци-ями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фруст-рацию ситуациях;
— развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравнове-шенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, ла-бильность, пластичность нервных процессов), позволяющие на должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.
III фактор — высокий уровень интеллектуального развития, познава-тельная (когнитивная) активность юристконсульта, которые обусловлены следующими качествами личности: развитый интеллект, широкий круго-зор, эрудиция; гибкое, творческое мышление, умственная работоспособ-ность, сообразительность; аналитический склад ума, прогностические спо-собности, умение выделять главное; активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкой памяти, продуктивного мышления, внимания); развитое воображение, интуиция, способность к аб-страгированию, рефлексии.
IV фактор — коммуникативная компетентность юристконсульта. Ком-муникативная компетентность предполагает следующие качества личности: способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участ-никами общения, поддерживать с ними в необходимых пределах довери-тельные отношения; проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики; доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника); свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения; умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию ком-муникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения; способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, со-глашений; развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстре-мальных ситуациях; адекватную самооценку; чувство юмора.
V фактор — организаторские способности. Организаторские способ-ности позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной дея-тельности, оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения .
Поэтому юрист, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества:
— активность, инициативность, находчивость, распорядительность;
— смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, уме-ние выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых реше-ний;
— самостоятельность;
— чувство ответственности за свои действия и поступки;
— организованность, собранность, аккуратность в работе.
Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше свойства: коммуникативная компетентность, нервно-психическая устойчивость, адекватная самооценка, высокая моти-вация достижения успеха.
Помимо перечисленных выше качеств личности, имеющих отноше-ние к различным подструктурам правоохранительной деятельности, эф-фективность труда юристконсульта во многом зависит также и от мотива-ционной сферы его личности: в какой мере в ней доминируют социально значимые мотивы, потребность в достижении успехов в работе, в завоева-нии профессионального престижа, авторитета и уважения среди сотрудни-ков, а также граждан, чьи законные права и интересы ему приходится за-щищать.
1.3. Психологические особенности деятельности юристконсульта
Деятельность юристконсульта относится к интеллектуальным видам труда, поскольку в ее психологической структуре доминирует когнитив-ный компонент, т.е. основные профессиональные функции юристконсульта требуют высокой активности мышления (аналитико-синтетических и логи-ческих операций), речи в ее монологической и диалогической формах, долговременной и оперативной памяти, устойчивости внимания, вообра-жения. При этом данная деятельность как сложная система включает в себя и другие психические функции, во взаимодействии с которыми она обу-словливает способность юристконсульта к эффективному решению про-фессиональных задач .
По классификации профессий деятельность юристконсульта относит-ся к гуманитарным видам профессий типа «человек – человек» («человек – группа» и «человек – общество»), поскольку она связана с постоянным взаимодействием с людьми. В своей деятельности юрист сталкивается с необходимостью оценивать поступки людей с позиций норм права и зако-на. При этом он наблюдает самые разнообразные проявления активности людей в самых кризисных ситуациях их жизни и должен решать их судьбу на основе норм правосудия. Поэтому данная профессия несет в себе высо-чайшую социальную значимость и ответственность.
Значимость и престижность юридического труда всегда была доста-точно высокой, но особо популярной эта профессия становится в настоя-щее время, когда в обществе происходят кардинальные перемены в соци-ально-экономической структуре государства и связанные с ними суще-ственные изменения в жизни людей; когда обостряются как позитивные, так и негативные проявления в их личных и коллективных взаимодействи-ях.
Профессия юристконсульта предъявляет повышенные требования к психике, интеллекту, эмоционально-волевым качествам человека. В какой бы области правоприменительной деятельности он не занимался, его ра-бочий день нередко бывает насыщен разнообразными проблемными ситу-ациями, различного рода конфликтами, требующими принятия решений правового характера, что уже само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, избыточно-му раздражению, появлению стресса . Так, в ходе исследований выясни-лось, что больше половины опрошенных прокурорских работников под воздействием перегрузок в работе постоянно испытывают отрицательные психические состояния, усталость, апатию, растерянность. Многие из них переживают повышенную тревожность, ощущают малозначительность, ненадежность своего социального, профессионального положения. Прак-тически половина из них жалуется на раздражительность, головную боль, нарушения сна .
Использование юристом, работающим в правоохранительных орга-нах, своих властных служебных полномочий нередко существенно затра-гивает интересы граждан, юридических лиц, организаций. Малейшее от-ступление от требований закона при использовании служебных полномо-чий должностным лицом может привести к тяжелым последствиям, причи-нить моральный вред, нравственные страдания человеку, его близким, от-рицательно повлиять на авторитет и репутацию среди окружающих, сформировать негативное мнение о таком представителе власти.
Профессиональная деятельность юристов, особенно тех, кто нахо-дится на переднем крае борьбы с преступностью, в ряде случаев носит весьма напряженный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита ин-формации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, зачастую игнорирующих правовые нормы. Нервно-психические перегруз-ки нередко усугубляются нерегулярной сменой условий труда, несоблю-дением привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, психосоматических, функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве. Потому юристы, особенно служащие в правоохранительных органах, должны отличаться хорошим физическим здоровьем, иметь высокий уро-вень нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости, работо-способности, что следует рассматривать в качестве одного из важнейших факторов их профессиональной пригодности.
В наиболее обобщенном виде основными подструктурами професси-ональной деятельности юристконсульта являются следующие.
1. Познавательная подструктура правоохранительной деятельности. Расследование преступлений, изучение причин совершения правонаруше-ний, разработка рекомендаций по их устранению, разрешение граждан-ско-правовых споров в суде представляют собой разновидность всеобщего процесса познания. Характерная особенность познавательного процесса, осуществляемого дознавателем, следователем, прокурором, судьей, адво-катом, состоит в том, что главными объектами познания чаще всего явля-ются события прошлого. Однако этим событиям, как правило, сопутству-ют очень важные элементы настоящего, устанавливая которые указанные субъекты познания выявляют их связи с прошлыми фактами и по этим свя-зям ретроспективно познают событие, имевшее место в прошлом.
Составной частью познавательного процесса является прогнозиро-вание, т.е. мысленное представление хода и результатов действий, а также планирование предстоящих действий. Характерной чертой познания, установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, является закрепление в строго определенной процессуальной форме получаемых результатов, т.е. совершение регламентированных, документально фикси-руемых действий, с помощью которых можно проверить достоверность полученных знаний и законность принятых решений. Проверяемость (ве-рифицируемость) — обязательная черта знаний, получаемых в процессе уголовного, административного, гражданского судопроизводства. Все это придает доказательственный характер всему процессу познания .
Особенностями познавательных процессов в деятельности юристов, требующих от них определенных личностных качеств, являются:
— строгая законодательная регламентация процесса познания (как са-мой процедуры познания, так и закрепления ее хода и результатов);
— ретроспективный характер процесса познания, мысленное модели-рование событий прошлого;
— негативный характер объектов познания в виде результатов пре-ступной деятельности;
— доказательственно-удостоверительный характер процесса познания с фиксацией результатов познания с опорой на полученные доказатель-ства;
— дефицит, неупорядоченность, разнообразие информации (дезин-формации);
— противодействие заинтересованных лиц процессу доказывания, сбору различной информации по делу;
— принудительный характер применяемых методов познания с ис-пользованием властных полномочий;
— особый эмоциональный фон, сопутствующий процессу познания, воздействие стресс-факторов, нередко вызывающих избыточную эмоцио-нально-психическую напряженность;
— общественный резонанс, нередко сопутствующий познавательной деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Изучение социальных явлений, их правовой анализ, особенности са-мого процесса доказывания предполагают наличие определенных когни-тивных качеств, составляющих в совокупности один из основных факторов профессиональной пригодности юристконсульта. Среди такого рода ка-честв разносторонние общие и глубокие профессиональные знания; разви-тый интеллект, гибкое, творческое мышление, высокая умственная работо-способность; аналитический склад ума, прогностические способности, уме-ние выделить главное; активное смысловое восприятие исследуемых собы-тий, емкая память, устойчивое внимание, развитые воображение, интуиция, высокая степень обучаемости.
2. Коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юристконсульта. В значительной мере профессиональная деятельность юристов протекает в условиях общения, которое нередко составляет ос-новное содержание их деятельности, становится особым видом труда, — профессиональным общением. Во многих случаях общение для юристкон-сульта приобретает самостоятельный, процессуальный характер как осо-бый вид профессиональной деятельности, например, в ситуации допроса в ходе предварительного или судебного следствия, при постановлении при-говора, в ходе публичных выступлений перед судебной аудиторией, во время встреч с представителями средств массовой информации, обще-ственностью и т.д.
Способность устанавливать межличностные (психологические) кон-такты с различными участниками общения, коммуникативная компетент-ность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффектив-ность труда юристов, одним из важнейших факторов их профессиональ-ной пригодности.
3. Организационно-управленческая подструктура правоохранитель-ной деятельности. Значительный удельный вес в деятельности юристкон-сульта занимают организационно-управленческие вопросы, от правильно-го разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в це-лом.
Причем в некоторых видах юридической деятельности значение ор-ганизационно-управленческих вопросов существенно возрастает, и неред-ко управленческий аспект становится одним из ведущих, оказывающих важное влияние на деятельность других лиц. Поэтому юристконсультам, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта необходимо иметь организаторские качества, такие как умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, сплачивать его для решения задач, мотивировать подчиненных на достижение поставлен-ных целей, должная требовательность к ним и к самому себе; активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решитель-ность, настойчивость; способность выделять главное, прогнозировать по-следствия принимаемых решений; самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки.
4. Воспитательная подструктура правоохранительной деятельности. Воспитательная функция в деятельности сотрудников правоохранитель-ных органов определяется прежде всего целями и задачами правосудия, их участием в проведении профилактических мероприятий в ходе борьбы с правонарушениями, при разъяснении законодательства различным кате-гориям граждан, в том числе с помощью средств массовой информации. Особое значение воспитательная функция имеет в деятельности юристов, работающих в местах лишения свободы с контингентом лиц, отбывающих там уголовное наказание .
Итак, мы приходим к следующим выводам.
Особенностями профессиональной деятельности юристконсульта яв-ляются:
1) правовая регламентация (нормативность) профессионального по-ведения, принимаемых решений работников правоохранительных орга-нов, юридических служб и других юристов, профессионально участвую-щих в правоприменительной деятельности;
2) властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов;
3) экстремальный характер правоохранительной деятельности мно-гих юристов, особенно тех, кто работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции (условия острого дефицита ин-формации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы);
4) нестандартный, творческий характер труда юристконсульта (спе-циальные знания из различных областей науки и техники, образования и культуры, развитый интеллект);
5) процессуальная самостоятельность (независимость деятельности должностных лиц правоохранительных органов является одним из осно-вополагающих принципов правосудия), персональная ответственность юристов, работающих в правоохранительных органах, государственно-правовых структурах.
Подведем основные итоги первой главы выпускной квалификацион-ной работы. Всестороннее рассмотрение юридической деятельности, пси-хологических особенностей труда юристконсульта позволяет увидеть в этой области наиболее важные направления, наметить пути повышения эффективности трудовых затрат работников правоохранительных орга-нов, более качественно проводить оценку и отбор лиц, желающих полу-чить юридическое образование и в последующем стать юристом.
Основными особенностями профессиональной деятельности юрист-консульта являются:
1) правовая регламентация (нормативность) профессионального по-ведения, принимаемых решений работников правоохранительных орга-нов, юридических служб и других юристов, профессионально участвую-щих в правоприменительной деятельности;
2) властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов;
3) экстремальный характер правоохранительной деятельности мно-гих юристов, особенно тех, кто работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции и т.п.:
4) нестандартный, творческий характер труда юристконсульта;
5) процессуальная самостоятельность, персональная (для многих — повышенная) ответственность юристов, работающих в правоохранитель-ных органах, государственно-правовых структурах.
Деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, рекон-структивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную. Роль этих сторон в разных юридических профессиях специфична, но в каждой из них проявляются личностные качества специалиста.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф