Скоро защита?
Меню Услуги

Социально-психологический портрет юристконсульта. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


2. Качественные характеристики личности юристконсульта

2.1. Правовая компетентность юристконсульта

Сущность и структура профессиональной компетентности юристкон-сульта устанавливалась на основе результатов анализа исследований кате-горий «компетенция» и «компетентность», феномена профессиональной компетентности и ее структуры, а также из результатов изучения особен-ностей юридической деятельности, в контексте которой рассматривается профессиональная компетентность.
Анализ множества определений категории «профессиональная ком-петентность» выявил наличие проблемы единого понимания ее сущности, о которой пишут многие исследователи. Существующий спектр сущностных характеристик профессиональной компетентности обусловлен, прежде все-го, разностью подходов, которые используют исследователи при их выде-лении. Чаще всего ученые рассматривают сущность данной категории в контексте личностного, деятельностного, акмеологического и интегратив-ного подходов. В рамках личностного подхода в качестве сущностной ха-рактеристики профессиональной компетентности выступают:
— интегральное личностное свойство;
— качество личности;
— способность;
— состояние .
В контексте личностного подхода существует ряд сущностных ха-рактеристик категории «профессиональная компетентность», различаю-щихся по степени обобщенности и отражающие как личностные свойства (качества, способности), так и психические состояния личности. При этом в научных работах чаще всего используется категория «личностные свой-ства» в качестве сущностной характеристики профессиональной компе-тентности, под которой понимается индивидуальные особенности лично-сти, включающие их деловые качества, а также способности, темперамент, потребности и направленность личности и т. п., имеющие непосредствен-ное отношение к выполняемой профессиональной деятельности.
С позиции деятельностного подхода в качестве сущностной характе-ристики категории «профессиональная компетентность» выделяют: знания, умения и навыки. При этом исследователи отмечают деятельностную сущ-ность профессиональной компетентности, где совокупность знаний, умений и навыков необходима для успешной профессиональной деятельности .
В рамках акмеологического подхода сущность профессиональной компетентности сводится к уровню профессионального развития, который характеризуется готовностью к деятельности. Зафиксированные основные сущностные характеристики категории «профессиональная компетент-ность» в рамках рассмотренных подходов определили своеобразие и не-сводимость ее сущности ни к одному из них.
Целостная сущностная характеристика профессиональной компе-тентности может быть обнаружена, по мнению ряда исследователей, в ин-теграции ее отдельных сущностных характеристик. Так рассматривается сущность профессиональной компетентности в рамках интегративного подхода. Интегративный подход обеспечивает придание структурным компонентам особых интегрирующих (придающих целостность) свойств, превращение суммативной структуры в интегрирующую. Исходя из этого, категория «профессиональная компетентность» рассматривается как инте-гративное (системное) образование, состоящее из множества согласован-ных компонентов, обладающих собственными характеристиками, раскры-вающими ее сущность .
Основываясь на вышеизложенных положениях, сущность категории «профессиональная компетентность» рассматривается в логике интегра-тивного подхода. Исходя из этого, сущность профессиональной компе-тентности будет заключаться в интегрировании знаний, умений, навыков, личностных свойств и готовности к деятельности, обеспечивающих опре-деленный уровень профессионального развития.
Таким образом, профессиональная компетентность рассматривается как готовность личности специалиста к эффективному осуществлению профессиональной деятельности, обеспеченной системой знаний, умений, навыков и личностных свойств. Трактовка категории «профессиональная компетентность» является достаточно общей для определения и характе-ристики сущностных черт данного феномена в контексте того или иного вида профессиональной деятельности, в частности, юридической. Исходя из этого, при определении категории «профессиональная компетентность юристконсульта», важно понимание сущности юридической деятельности.
Определение сущности категории «юридическая деятельность» осно-вывается на наиболее разработанных и устоявшихся подходах к ее иссле-дованию: деятельностном и личностно-квалификационном. Признаком профессиональной деятельности в контексте первого подхода является вид трудовой деятельности, выделившийся в процессе разделения труда. В контексте второго подхода основное внимание уделяется человеку как но-сителю профессии.
Главным признаком профессиональной деятельности, согласно лич-ностно-квалификационного подхода, является уровень подготовленности личности к специальному виду занятий, что находит выражение в некото-рой совокупности навыков и умений, определяемых спецификой трудовой деятельности. Так, С.С. Алексеев зафиксировал, что «юрист – это специа-лист, сведущее лицо в праве, обладающее профессиональными (фундамен-тальными и специализированными) правовыми знаниями и умеющее их применять в практической деятельности». Естественно, данная дефиниция не содержит полного перечня признаков юридической деятельности, ак-цент смещен в область знаний и умений – «два основных показателя, ха-рактерных для любого специалиста, в том числе и юридического работни-ка» .
При этом справедливо отметить, что нельзя свести деятельность юристконсульта лишь к процедурно и технически правильному толкова-нию законов и применению норм, совершению юридически значимых дей-ствий (вызов свидетеля, проведение допроса, предъявление обвинения и др.), составлению юридических документов, оформлению доказательств, проведению экспертиз, научных заключений и др.. Профессиональная дея-тельность юристконсульта, имея в своей основе жизненные случаи, орга-нически включает в себя человека, человеческие поступки и отношения. В них невозможно разобраться и принять верные решения, не учитывая сложность человеческой психологии. Исходя из этого, профессиональная компетентность людей, работающих в системе «человек-человек», как от-мечает Н.Н. Ивакина «…определяется не только базовыми научными зна-ниями и умениями, но и ценностными ориентациями специалиста, мотива-ми его деятельности, подниманием себя в мире и мира вокруг себя…» .
Содержание профессиональной компетентности юристконсульта представлено через совокупность содержаний каждого из ее структурных компонентов (мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, эмоционально-волевого). Важное значение для определения содержания профессиональной компетентности юристконсульта имеет учет особенно-стей видов юридической деятельности, юридической профессии, описан-ных в научной литературе и закрепленных в нормативных правовых до-кументах, ее регламентирующих (Федеральный закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» , ФЗ «О прокуратуре РФ» , Основы за-конодательства Российской Федерации о нотариате , Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» ), а также совокупности требований, предъявляемых работодателями.
Содержание мотивационно-ценностного компонента определяется системой ценностей и мотивов личности юристконсульта. Выделяют ос-новные личностно-профессиональные ценности, которые должны быть сформированы у юристконсульта: справедливость, законность, граждан-ское достоинство, ответственность, патриотизм, профессиональное самосо-вершенствование. Анализ государственного образовательного стандарта по специальности 021100 – юриспруденция позволил выделить требова-ния, предъявляемые к выпускнику в рамках мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетентности. Так, выпускник должен иметь представление о ценности закона и социальной значимости профес-сии юристконсульта; знать идеологические, нравственные ценности обще-ства и следовать им.
Таким образом, можно выделить следующие ценности юристкон-сульта: ответственность, справедливость, законность, патриотизм, профес-сиональное самосовершенствование, гражданское достоинство, гуман-ность. Данные ценности определяют содержание системы мотивов специа-листа.
При определении содержания деятельностного компонента профес-сиональной компетентности юристконсульта исходят из предположения о том, что для каждого существующего вида юридической деятельности можно выделить действия, являющиеся для них общими, составляющими основу юридической деятельности в целом. На основе анализа научных исследований по проблеме юридической деятельности, классификаций ти-пов и видов юридической деятельности, сопряженности выявленных об-щих действий с требованиями, предъявляемыми к представителям различ-ных сфер юридической деятельности, результатов анкетирования профес-сионалов-юристов и потенциальных работодателей, мы выделили обоб-щенные действия, которые, с нашей точки зрения, являются содержанием деятельностного компонента профессиональной компетентности юристкон-сульта.
На основании проведенного анализа, содержание эмоционально-волевого компонента профессиональной компетентности юристконсульта включает: умение и навыки управления собственным эмоциональным со-стоянием, самокоррекции эмоциональных реакций в ситуациях регламен-тированного и нерегламентированного взаимодействия; целеустремлен-ность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержку, самооб-ладание, самостоятельность.

2.2. Этика профессиональной деятельности юристконсульта

Среди отраслей этической науки выделяют профессиональ¬ную этику. Термин «профессиональная этика» обычно употребляется для обозначе-ния не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нрав-ственного кодекса людей определенной про¬фессии.
Профессиональная этика обусловлена особенностями не¬которых профессий, корпоративными интересами, профессио¬нальной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функ-ции, вырабатывают специ¬фические традиции, объединяются на основе профессиональ¬ной солидарности, поддерживают репутацию своей соци-аль¬ной группы. Таким образом, профессиональная этика – это, прежде всего, специфический нравственный кодекс людей определенной про-фессии. Д. П. Котов высказывает иное мнение, считая, что сле¬дует разли-чать понятия «профессиональная мораль (нравствен¬ность)» и «профессио-нальная этика», понимая под последней лишь раздел этической науки .
Профессиональная этика — это совокупность правил пове¬дения опре-деленной социальной группы, обеспечивающая нрав¬ственный характер взаимоотношений, обусловленных или со¬пряженных с профессиональной деятельностью, а также от¬расль науки, изучающая специфику проявлений морали в раз¬личных видах деятельности. Профессиональная этика рас-пространяется на те социаль¬ные группы, к которым предъявляются обыч-но наиболее высо¬кие нравственные требования. Юридическая этика обу-словлена спецификой профессиональной деятельности юристконсульта, особенностями его нравственного и социального положения.
Юридическая этика обусловлена спецификой профессио¬нальной дея-тельности юристконсульта, особенностями его нравственно¬го и социально-го положения. «Необходимость повышенных мо¬ральных требований, а следовательно, и особой профессиональ¬ной морали, как показывает исто-рический опыт, проявляется прежде всего во врачебной, юридической, пе-дагогической, на¬учной, журналистской и художественной деятельности, т. е. в тех сферах, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовле-творением потребностей личности» .
Особенности профессиональной деятельности судьи, про¬курора, следователя настолько своеобразны и так существенно затрагивают права и интересы людей, что требуют отдельной характеристики с точки зрения их влияния на нравственное содержание этой деятельности.
Деятельность судьи, следователя, прокурора носит госу¬дарственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные пол¬номочия. Они наделяются этими пол-номочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств и в своем служебном общении с другими людьми представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо опре-деляет государственный характер принимаемых ими решений. Так, приго-воры по уголовным делам и решения по гражданским делам выносятся именем государства. Прокурор осуществляет надзор за исполнением зако-нов и поддерживает государственное обвинение. Все постановления следо-вателя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его произ-водстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми, кого они касаются.
Действия и решения суда, прокурора, следователя затра¬гивают ко-ренные права и интересы граждан. Поэтому она должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторите¬та государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей вла¬сти повышенного чувства долга. Люди, решающие судьбы дру¬гих, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.
Реализуя правовое и нравственное требование справедли¬вости, юрист опирается на закон. Подчеркивая неразрывное единство справедли-вости и законности, М. С. Строгович писал, что всякое решение, принима-емое органами государства, «должно быть законно и справедливо; более того, законным может быть только справедливое решение, несправедли-вость не может быть законной» . В этой формуле правильно определено соотношение пра¬вового и нравственного в деятельности любого юрист-консульта. Всякое решение, всякое действие следователя, прокурора, судьи, если оно соответствует закону, его правильно понимаемой сущно-сти, будет соответствовать нравственным нормам, на которых зиж¬дется за-кон. Отступление от закона, обход его, искаженное, превратное толкование и применение по сути своей безнравст¬венны. Они противоречат не только правовым нормам, но и нор¬мам морали, профессиональной этики юрист-консульта. При этом без¬нравственны не только сознательные нарушения закона, но и неправильные, противозаконные действия и решения, обу-слов¬ленные нежеланием глубоко овладеть необходимыми знания¬ми, по-стоянно их совершенствовать, неряшливостью, неоргани¬зованностью, от-сутствием внутренней дисциплины и должного уважения к праву, его предписаниям.
Таким образом, профессиональная этика юристконсульта форми-руется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности право¬вых и нрав-ственных принципов, норм, правового и нравствен¬ного сознания.
Независимость и подчинение только закону образуют важ¬нейший принцип деятельности органов юстиции, оказывающий существенное вли-яние и на ее нравственное содержание.
В соответствии с Конституцией РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции и зако¬ну. Органы прокуратуры в пределах их компе-тенции осущест¬вляют свои полномочия независимо от органов государ-ственной власти и управления, общественных и политических организа¬ций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.
Независимость и подчинение только закону предполагает строжай-шее их соблюдение судьями, прокурорами, следовате¬лями. Здесь к юрист-консультам всегда предъявлялись повышенные тре¬бования. Выступая в глазах общества в роли блюстителей за¬конности, они должны показывать образец неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его защит-никами подрывают веру в его незыблемость и авторитет.
Судья, прокурор, следователь несут личную ответствен¬ность за за-конность или незаконность своих действий и реше¬ний, их справедливость или несправедливость, пользу или вред, причиняемый ими, без права со-слаться на чей-либо приказ, указание, распоряжение или совет. Они мо-рально ответствен¬ны как перед государством, обществом, другими людь-ми, так и перед своей совестью.
Особенностью профессиональной деятельности юристконсульта яв-ляется гласность ее осуществления или результатов, контроль обществен-ности, общественного мнения, оценка ими справедливости, нравственности или безнравственности деятельности профессиональных участников судо-производства. Конституция устанавливает, что разбирательство дел во всех судах откры¬тое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Открытое разбирательство уголовных дел во всех судах — правило, а закрытое — редкое исключение. Приговоры же во всех случаях провозгла-шаются публично. Судьи выполняют свои обязанности по осуществлению правосудия в открытых судеб¬ных заседаниях, публично, в присутствии граждан. Соблюде¬ние ими нравственных норм или же отступления от них, спра¬ведливость или несправедливость принимаемых решений кон-тролируются общественным мнением .
Деятельность юристконсульта осуществляется в сфере социаль¬ных и межличностных конфликтов. Например, при производ¬стве по уголовным делам она ведется по поводу преступления в целях привлечения к ответ-ственности виновного, восстановле¬ния нарушенных преступлением прав. Деятельность суда — правосудие затрагивает интересы многих людей, не-редко пря¬мо противоположные. Судебная власть призвана справедливо решать разнообразные и сложные вопросы не только тогда, когда кто-либо нарушил уголовный закон и должен быть наказан, но и тогда, когда конфликтная ситуация возникает в любой другой сфере, регулируемой правом. Это и законность забастовки, и правомерность закрытия печатно-го издания, и законность акта исполнительной или командной власти, и споры об имуществе, и отсутствие согласия между родителями по поводу того, с кем остаются дети при разводе, и т. д.
Люди, которым доверено в соответствии с законом разре¬шение со-циальных и межличностных конфликтов, несут повы¬шенную нравственную ответственность за свои действия и решения. Нравственные проблемы все-гда сопровождают людей юридической профессии . Из сказанного следу-ет, что особенно¬сти профессии юристконсульта обусловливают необходи-мость сущест¬вования юридической этики.
Деятельность юристконсульта осуществляется в сфере социальных и межличностных конфликтов. Например, при производстве по уголовным делам она ведется по поводу преступления в целях привлечения к ответ-ственности виновного, восстановления нарушенных преступлением прав. Деятельность суда — правосудие затрагивает интересы многих людей, не-редко прямо противоположные. Судебная власть призвана справедливо решать разнообразные и сложные вопросы не только тогда, когда кто-либо нарушил уголовный закон и должен быть наказан, но и тогда, когда конфликтная ситуация возникает в любой другой сфере, регулируемой правом. Это и законность забастовки, и правомерность закрытия печатно-го издания, и законность акта исполнительной или командной власти, и споры об имуществе, и отсутствие согласия между родителями по поводу того, с кем остаются дети при разводе и т.д. Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение социальных и межличностных кон-фликтов, несут повышенную нравственную ответственность за свои дей-ствия и решения. Нравственные проблемы всегда сопровождают людей юридической профессии. Из сказанного следует, что особенности профес-сии юристконсульта обусловливают необходимость существования юри-дической этики.

2.3. Профессиография юристконсульта

Профессиограммы юридических профессий представляют собой комплексное отражение основных сторон этой деятельности, а также ка-честв, которые в ней реализуются .
Деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, рекон-стру-ктивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.
Социальная деятельность охватывает политический аспект в деятель-ности следователя, прокурора оперативного работника, воспитателя ис-правительного учреждения и т.д. как организаторов борьбы с преступно-стью на порученном им участке. Эта деятельность включает профилакти-ческие мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для возвращения его к социальной норме поведения.
Поисковая деятельность заключается в собирании исходной инфор-мации, необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности наиболее высок в профессиограммах следователя, опе-ративного работника, судьи.
Реконструктивная деятельность – это текущий и завершающий ана-лиз всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование работы есть также результат реконструктивной деятельности.
Коммуникативная деятельность заключается в получении необходи-мой информации в процессе общения. Особенной большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов, оперативных работников, воспитателей исправительного учреждения.
Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организации людей в коллективном решении профессиональной задачи.
Удостоверительная деятельность — приведение всей полученной ин-формации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (по-становление, протокол, приговор и т.д.).
В различных юридических профессиях с разной интенсивностью проявляются те или иные стороны деятельности. У каждой конкретной личности, занятой юридическим трудом, та или иная сторона может доми-нировать на базе развития личностных качеств.
Профессиографический анализ деятельности прокурорско-следственных работников позволил сформулировать пять основных фак-торов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств .
1 фактор – высокий уровень социальной (профессиональной) адап-тации.
2 фактор – нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость лич-ности юристконсульта:
— устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоци-ями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фруст-рацию ситуациях;
— развитые адаптивные свойства нервной системы (сила уравнове-шен-ность, подвижность, активность, чувствительность, динамичность, ла-биль-ность, пластичность нервных процессов), позволяющие на должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.
Отрицательно оцениваются следующие качества личности:
— низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность;
— избыточная агрессивность, импульсивность поступков;
— невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процес-сов;
— психопатические свойства характера.
3 фактор – высокий уровень интеллектуального развития, познава-тель-ная (когнитивная) активность юристконсульта.
4 фактор – коммуникативная компетентность юристконсульта.
Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности:
— способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах до-верительные отношения;
— проницательность, способность понимать внутренний мир собесед-ника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;
— доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участников диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);
— свободное, гибкое владение вербальными и невербальными сред-ствами общения;
— умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоя-тельств стиль общения;
— способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, согла-ше-ний;
— развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремаль-ных ситуациях;
— адекватную самооценку;
— чувство юмора.
Качествами, затрудняющими коммуникативные процессы, снижаю-щими их результативность, являются: замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на свих проблемах, переживаниях (интровертирован-ность); легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликт-ность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.
5 фактор – организаторские способности.
Организаторские способности позволяют юристу, независимо от ро-да его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздей-ствие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения.
Качествами, снижающими организаторские возможности юристкон-сульта, эффективность его воздействия на других лиц, являются: психопа-тические свойства характера, повышенная агрессивность, несбалансиро-ванность процессов торможения и возбуждения, эмоциональная неустой-чивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тре-вожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям .
Профессиональное мышление юристконсульта есть обобщен¬ная ори-ентация и конкретных профессионально-правовых ситуациях действитель-ности, или иначе — система информацион¬но-правовой насыщенности, сло-жившаяся благодаря установ¬кам профессионального назначения. В про-фессиональном мышлении юристконсульта устанавлива¬ется отношение условий его деятельности к цели, осуществля¬ется перенос юридических знаний из одной ситуации в дру¬гую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Умение юридически мыслить озна-чает целенаправленно оперировать понятиями в условиях возник¬шей юри-дически значимой практической задачи. Мышление судьи, адвоката, сле-дователя — это практическое мышление, оно на каждом этапе связано с определенными практическими проявлениями. Умственная деятельность юристконсульта-теоретика (ученого) осуществляется на пути перехода от практики к абст¬ракции, теории, а юристконсульта-практика — от абстрак-ции к живой действительности.
Осматривая место происшествия, следователь находит следы про-шедшего события. Устанавливая существенные, не¬избежно повторяющиеся взаимосвязи между событиями, сле¬дователь, путем логического мышления реконструирует цело¬стную картину возможного хода события. Эта рекон-струкция происходит опосредованным путем — через понимание связей между внешними проявлениями и сущностью того, что про¬исходило в действительности. Такое логическое отражение возможно на основе обоб-щения и знаний.

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Всестороннее рассмотрение юридической деятельности, психологи-ческих особенностей труда юристконсульта позволяет увидеть в этой об-ласти наиболее важные направления, наметить пути повышения эффектив-ности трудовых затрат работников правоохранительных органов, более качественно проводить оценку и отбор лиц, желающих получить юридиче-ское образование и в последующем стать юристом.
Основными особенностями профессиональной деятельности юрист-консульта являются:
1) правовая регламентация (нормативность) профессионального по-ведения, принимаемых решений работников правоохранительных орга-нов, юридических служб и других юристов, профессионально участвую-щих в правоприменительной деятельности;
2) властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов;
3) экстремальный характер правоохранительной деятельности мно-гих юристов, особенно тех, кто работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции и т.п.:
4) нестандартный, творческий характер труда юристконсульта;
5) процессуальная самостоятельность, персональная (для многих — повышенная) ответственность юристов, работающих в правоохранитель-ных органах, государственно-правовых структурах.
Характерным для всех видов правоохранительной деятельности яв-ляется то, что ее основные структурные элементы присущи и следственной, и прокурорской, и судебной, и юрисконсультской деятельности. Однако в зависимости от особенностей того или иного вида деятельности удельный вес, значимость каждой отдельно взятой подструктуры несколько меняет-ся. В наиболее обобщенном виде основными подструктурами профессио-нальной деятельности юристконсульта являются:
— познавательно-прогностическая (когнитивная);
— коммуникативная (общения);
— организационно-управленческая;
— воспитательная.
Деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, рекон-структивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную. Роль этих сторон в разных юридических профессиях специфична, но в каждой из них проявляются личностные качества специалиста.
Профессионально значимые качества юристконсульта, являясь структурным компонентом личности, проявляются в социальной, поиско-вой, реконструктивной, коммуникативной, организационной, удостовери-тельной, сторонах юридической деятельности. Профессионально важные качества следователей, судей, прокуроров обусловлены, прежде всего, их взглядами, направленностью и последовательностью мировоззрения, ко-торое способствует выработке каждой личностью глубокого понимания социальной значимости своей профессии, идейной убежденности, воспиты-вает чувство долга, справедливости, объективности, честности, как ком-плекс профессиональных функций, а также предопределяет активность личности, как стремление принимать деятельное участие в жизни обще-ства, проявляя при этом социально важную инициативу.
Сложность и ответственность деятельности по осуществлению право-судия требуют мобилизации всех способностей личности, поскольку по-следние прямо зависят от ее психологической структуры и избранной профессии. Профессиональные функции формируют психические качества личности, подчиняя их требованиям, предъявляемым той или иной сфере человеческой деятельности. Поэтому каждый субъект, выполняющий пра-воохранительную работу, должен сознательно совершенствовать свои психические качества, анализировать их состояние применительно к из-бранной им профессии.
К наиболее важным качествам специалиста в области юриспруден-ции относят такие, как: наблюдательность, образную, двигательную и дру-гие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносли-вость, пластичность, настойчивость, целеустремленность, дисциплиниро-ванность, самоконтроль и др.
С психологической точки зрения юристу приходится преодолевать противодействие заинтересованных лиц, которые могут противостоять установлению истины. В этом отношении необходимо применять принуди-тельный характер познания с использованием властных полномочий. Важ-ную роль здесь играет эмоционально-волевой фон, сопутствующий про-цессу познания, воздействие стресс факторов, нередко вызывающих избы-точную эмоционально-психическую напряжённость.
Безусловно, в процессе познания необходимы и определённые лич-ностные качества, которые в своей совокупности составляют один из ос-новных факторов профессиональной пригодности. К ним относятся: раз-витый интеллект, разносторонние общие и профессиональные знания, творческое мышление, аналитический склад ума, умение выделять главное, активное восприятие, ёмкая память, устойчивое внимание, развитое вооб-ражение, интуиция.
Юристу, помимо установления межличностных контактов с руково-дителями других предприятий и фирм, необходимо так же, эффективно, с учётом индивидуально-психологических особенностей подчинённых рас-пределять между ними обязанности, координировать ход их деятельности. Ему необходимо сохранять в коллективе нормальную, спокойную психо-логическую обстановку, и препятствовать возникновению конфликтных ситуаций.
Юристу, в любой конфликтной ситуации, необходимо сохранять са-мообладание, принимать наиболее правильные решения и предвидеть их последствия. Поэтому многим юристконсультам, особенно управленческо-го звена, помимо глубоких профессиональных знаний, необходимо иметь организаторские способности.
Изучив факторы, влияющие и вызывающие стрессы у лиц, работаю-щих юристконсультами в организациях, методы и способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе сотрудников, можно существенно уменьшить количество конфликтов, что является важным для успешной профессиональной деятельности сотрудников.

Список литературы

I. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. с изм. от 05 февраля 2014 г // Российская газета. — 1993. – 25 декабря. — №237; Российская газета. – 2014. — 7 февраля. — №6299.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Фе-деральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 02.12.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. — № 32. — Ст. 3301; Российская Газета от 28.12.2013. — №6009.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: Федераль-ный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 25.11.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. — № 25. — Ст. 2954; 2013. — № 51. — Ст. 6161.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. от 12.05.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. –2013. — №15. – Ст. 2263.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2013 г. № 3-ФЗ «О полиции» (с изм. от 03.12.2012) // Российская газета. — 8 февраля 2013. — №5401.
6. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О госу-дарственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. от 02 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. — № 31. — Ст. 3215.
7. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокат-ской деятельности и адвокатуре в РФ» (в ред. от 2 июля 2013 г.) // Собра-ние законодательства Российской Федерации. — 2013. — № 23. — Ст. 2102.
8. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Рос-сийской Федерации» (в ред. от 2 июля 2013 г.) // Ведомости Съезда народ-ных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. — № 30. — Ст. 1792; Собрание законодательства Россий-ской Федерации. – 2013. — № 19. — Ст. 2273.
9. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокура-туре Российской Федерации» (с изм. от 23.07.2013 г.) // Собрание законо-дательства Российской Федерации. – 1995. — № 47. — Ст. 4472; Российская газета. — 26.07.2013.
10. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I (с из. от 05 апреля 2013 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. — № 10. — Ст. 357.
11. Приказ Министерства образования Российской Федерации 02.03.2000 г. № 686 [электронный ресурс]. — Доступ: http://www.consultant.ru.
12. Приказ МВД России от 11 февраля 2016 года № 80 «Руковод-ство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [электрон-ный ресурс] // доступ свободный: http://www.consultant.ru.
13. Приказ МВД России от 24 декабря 2018 года. № 1138 «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» [электронный ресурс] // режим доступа свободный: http://www.consultant.ru.
14. Кодекс судейской этики от 19 декабря 2012 г. (утв. VIII Всерос-сийским съездом судей 19 декабря 2012 г.) [электронный ресурс]. — Доступ: http://www.consultant.ru
15. Типовой кодекс этики и служебного поведения государствен-ных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих / Одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Феде-рации по противодействию коррупции от 23 декабря 2016 г. (протокол № 21) [электронный ресурс] // режим доступа свободный: http://www.consultant.ru.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф