Страницы 1 2
Содержание
Введение
Глава I. Теоретическое исследование эмоционального интеллекта и влияния на него тренингов личностного роста
1.1. Характеристика понятия «эмоциональный интеллект»
1.2. Факторы развития эмоционального интеллекта
1.3. Возможности использования тренингов личностного роста для развития эмоционального интеллекта
Выводы по главе 1
Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта и влияния на него тренингов личностного роста
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время все больший инте-рес вызывает проблема связи чувств и разума, эмоционального и рацио-нального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект – это феномен, который объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоци-ями своих партнеров по общению.
Область изучения эмоционального интеллекта является сравнитель-но молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сего-дня этой проблемой занимаются специалисты по всему миру.
Проблема эмоционального интеллекта активно исследуется учёными, такими как: Д. Гоулман, Дж. Мейер, П. Саловей, Д. Карузо, Р. Бар-Он, Р. Стернберг, Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, С.П. Деревянко, М.А. Манойлова, Г.В. Юсупова и другие.
В основном проводятся исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и интеллектуальной активности (обыденный интеллект), твор-ческих интеллектуальных возможностей (креативности), эффективности социального познания (социальной компетентности).
Значительно меньше исследований эмоционального интеллекта и особенностей личности. Между тем, способность к пониманию, и способ-ность к пониманию эмоций и управлению эмоциями тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, с интересом к внут-реннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям. Поэтому эмоциональный интеллект можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны – с личностными характеристиками.
В связи с тем, что само понятие «эмоциональный интеллект» в насто-ящее время стало актуальным как фактор социального успеха, представля-ется важным изучение формирования и развития эмоционального интел-лекта. В виду малой изученности интерес представляет развитие эмоцио-нального интеллекта через личностный рост, формирование конструктив-ных совладающих стратегий, повышение стрессоустойчивости и жизне-стойкости. Для развития таких личностных качеств оптимальным является использование тренингов личностного роста.
Цель исследования – изучение эмоционального интеллекта и влия-ния на него тренингов личностного роста.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: влияние тренингов личностного роста на эмоциональный интеллект.
Гипотеза исследования: предполагается, что тренинги личностного роста и в частности развития самоотношения, жизнестойкости, конструк-тивных копинг-стратегий способствуют развитию эмоционального интел-лекта.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятия «эмоциональный интеллект».
2. Проанализировать факторы развития эмоционального интеллекта.
3. Изучить возможности использования тренингов личностного ро-ста для развития эмоционального интеллекта.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование эмоциональ-ного интеллекта и влияния на него тренингов личностного роста.
5. Оценить эффективность тренинга личностного роста для развития эмоционального интеллекта.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анкетирование, тестирование, математико-статистические методы.
Глава I. Теоретическое исследование эмоционального интеллек-та и влияния на него тренингов личностного роста
1.1. Характеристика понятия «эмоциональный интеллект»
Введению термина «эмоциональный интеллект» (ЭИ) в научную па-радигму предшествовало постепенное изменение точки зрения на соотно-шение эмоциональных и познавательных процессов. Оформление понятия ЭИ можно проследить, начиная с Ч. Дарвина, который отмечал: «Когда разум сильно возбужден, мы можем ожидать, что он мгновенно окажет непосредственное действие и на сердце… Когда сердце испытает это воз-действие, оно направит свою реакцию в мозг… при любом возбуждении будет иметь место значительное взаимное воздействие и реагирование между этими двумя важными органами тела» (цит. по [21; с. 23]).
Г. Гарднер, профессор Гарвардского университета посчитал, что существующий взгляд на интеллект слишком узок. Проверки IQ выявляют лишь малую часть способностей — как правило, вербальных, логически — математических и пространственных навыков. В 1983 г. Г. Гарднер опуб-ликовал свою работу, посвященную исследованию того, что он называл «множественным интеллектом». Его книга «Рамки разума» расширила по-нятие об интеллекте и включила в него еще четыре способности, которые не измеряли стандартные тесты IQ. Две из этих способностей касаются му-зыкальных и кинестетических талантов, остальные — внутриличностная и межличностная способности — представляют собой навыки, составлявшие эмоциональный интеллект.
Внутриличностная способность заключается в умении оценивать собственные чувства. Межличностные навыки касаются чуткости человека по отношению к окружающим. Сразу же после публикации исследований Г. Гарднера, в 1985 г., Р. Бар-Он разработал формальный психологиче-ский опрос. Это можно назвать попыткой измерить то, что автор называл «эмоциональным коэффициентом», то есть EQ. С его точки зрения, EQ включает в себя оптимизм, гибкость, способность справляться со стрессом и решать проблемы, а также способность понимать то, как чувствуют себя другие люди, и поддерживать удовлетворительные межличностные отно-шения.
П. Саловей и Дж. Майер. В 1990 г. П. Саловей и Дж. Майер опубли-ковали свое исследование, посвященное эмоциональному интеллекту. Со-гласно их теории, эмоциональный интеллект включает в себя способность осуществлять мониторинг собственных чувств и эмоций, а также чувств и эмоций окружающих, делать различия между ними и использовать эту информацию для руководства своими мыслями и действиями.
В 1995 г., после публикации книги «Эмоциональный интеллект», Д. Гоулман обеспечил этой теме популярность и сделал ее предметом обще-ственного сознания. Д. Гоулман расширил понятие эмоционального ин-теллекта далеко за рамки изначальной концепции и включил в нее такие качества характера, как сострадание, самодисциплину и альтруизм [3].
Д.В. Люсин понимал эмоциональный интеллект как способности к пониманию своих и чужих эмоций (может распознать эмоцию, идентифи-цировать эмоцию, и понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт) и управлению ими (может контроли-ровать интенсивность эмоций, контролировать внешнее выражение эмо-ций, может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмо-цию).
И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других лю-дей [27].
В отечественной психологии эмоциональный интеллект иногда по-нимается как некий дефектный компонент мыслительного процесса, сни-жающий объективность познания и отличающийся «ригидностью, косно-стью» [3]. Зачастую отечественные исследователи ограничиваются лишь констатацией наличия данного понятия, не определяя его, не выделяя чет-ко его структурные компоненты, что, возможно, связано как с семантиче-ской неоднозначностью понятия, так и с вытекающими отсюда проблема-ми операционализации эмоционального интеллекта.
В противоположность изложенной выше точке зрения в ряде совре-менных зарубежных и отечественных теорий эмоции рассматриваются как особый тип знаний [14]. Психологи, принадлежащие к этому направлению, рассматривают эмоцию как упорядоченную реакцию, которая с целью адаптации фокусирует когнитивную активность и последующие действия.
Интересным представляется предложенное Э.Л. Носенко и Н.В. Ковригой [31] «встраивание» эмоционального интеллекта в рамки выдви-нутого С. Л. Рубинштейном принципа единства внутреннего и внешнего в детерминации психического. Из данного принципа вытекает утверждение о том, что «различные уровни и типы сознания определяют и различные уровни и типы поведения (реакция, сознательное действие, поступок), то есть сознание как высшая форма развития психики человека обусловлива-ет изменение внутренней природы действия, или актов поведения, а изме-нение природы является одновременно и изменением психологических за-кономерностей их внешнего объективного течения» [35, с. 11].
Исходя из этого, о психологической реальности эмоционального ин-теллекта свидетельствует наличие у людей способности отражать внешние ситуации в различных формах [31]. Существование различных видов та-кого отражения предполагает и наличие соответствующих им различных форм реагирования, которые могут осуществляться на сенсорно-перцептивном уровне деятельности; на уровне понятийного мышления, интеллекта; на высшем уровне сознания, в структуре которого содержится «присвоенный» общественный опыт [25].
Если человеку доступно отражение окружающей действительности на высшем уровне сознания, то его внешнее поведение является относи-тельно независимым от непосредственной ситуации, оно определяется не только ею, но и опытом, предвидением возможного, замыслами, целями, представлениями о принципах поведения и составляющими «внутреннего мира человека» [25, с. 188]. В соответствии с этим эмоциональный интел-лект можно рассматривать как одну из форм отражения во внешнем пове-дении субъекта его относительной независимости от непосредственного момента жизнедеятельности, в рамках которого осуществляется эмоцио-нальное реагирование.
ЭИ является проявлением высокого уровня психического отражения. Если разграничить «внутреннее» и «внешнее» в феномене эмоционального интеллекта, то, по мнению Э. Л. Носенко и Н. В. Ковриги, можно говорить о его интеллектуальной составляющей как о внутреннем, а об эмоциональ-ной – как внешнем. Представления человека об адекватности той или иной формы поведении, то, что определяет выбор конкретной формы поведения из нескольких возможных альтернатив, можно считать внутренним в ЭИ, а сами характеристики протекания эмоционального поведения (его содер-жание, количественные и качественные характеристики) – внешним [31].
Эмоциональный интеллект не только отражает определенный аспект внутреннего мира человека, но и порождает конкретные формы разумного внешнего поведения.
Каждый человек имеет определенный уровень сформированности своего эмоционального интеллекта. Самому низкому уровню эмоциональ-ного интеллекта соответствуют:
• эмоциональные реакции по механизму условного рефлекса;
• осуществление активности с преобладанием внешних компо-нентов над внутренними, на низком уровне ее понимания;
• низкий самоконтроль и высокая ситуативная обусловленность.
Среднему уровню сформированности эмоционального интеллекта соответствует:
• произвольное осуществление деятельности и общения на базе определенных волевых усилий;
• высокий уровень самоконтроля, определенная стратегия эмо-ционального реагирования;
• ощущение психологического благополучия, позитивного от-ношения к себе;
• высокая самооценка.
Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню развития внутреннего мира человека. Это значит, что у человека есть определенные установки, которые отражают индивидуальную систему ценностей. И эта система ценностей была выработана человеком самостоя-тельно и четко им осознается [34].
Человек с высоким эмоциональным интеллектом обладает твердым умом и рассудком и не поступится ими ни при каких обстоятельствах. Та-кой человек способен пребывать в состоянии интеграции и руководство-ваться в действиях своими ценностями. Человек с высоким эмоциональным интеллектом обладает способностью оставаться спокойным и сконцентри-рованным, сохранять самообладание в присутствии других людей, осо-бенно тех, с которыми у него есть эмоциональные связи, способен следо-вать своим курсом, даже когда авторитетные или сильные люди идут с ним на конфликт или давят, пытаясь заставить согласиться с ними или подчи-ниться им. Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта спосо-бен соглашаться, не чувствуя при этом, что предает самого себя, или не соглашаться, не испытывая при этом ужаса от возможного разрыва отно-шений. Когда у человека высокий EQ, он может сохранять отношения с людьми даже в том случае, если не согласен с ними.
Человек с высоким EQ способен ассимилировать даже высокие уров-ни стресса; он может находиться среди встревоженных людей, не проника-ясь и не заражаясь их тревогой. Кроме того, человек с высоким EQ обла-дает такими качествами, как сострадание, альтруизм, самодисциплина, оп-тимизм, гибкость и способность решать проблемы и справляться со стрес-сом. Он способен читать и отслеживать собственные чувства и чувства окружающих. Он может поддерживать хорошие межличностные отноше-ния.
1.2. Факторы развития эмоционального интеллекта
По поводу возможности развития эмоционального интеллекта в пси-хологии существуют два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру. Дж. Майер) придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ практически невозможно, поскольку это относительно устойчивая способ-ность.
В то же время эмоциональные знания — вид информации, которой эмоциональный интеллект оперирует. Эти знания относительно легко при-обретаются, в том числе и в процессе обучения.
Их оппоненты (в частности. Д. Гоулман) считают, что эмоциональ-ный интеллект можно и нужно развивать. Одним из подтверждений этой позиции является тот факт, что нервные пути мозга продолжают разви-ваться вплоть до середины человеческой жизни. В связи с этим становится возможным и эмоциональное развитие, которое проявляется в сознатель-ном регулировании эмоций [9].
Последней точки зрения придерживается и Т.П. Березовская, резуль-таты эмпирического исследования которой указывают на возможность развития ЭИ путем специально организованного обучения и воспитания. В ее исследовании установлено, что обучение сценической деятельности со-действует расширению эмоциональной компетентности [6].
И.Н. Андреевой показано, что к биологическим предпосылкам эмо-ционального интеллекта относятся уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности пе-реработки информации. B качестве социальных предпосылок эмоциональ-ного интеллекта рассматриваются синтония, закономерно сменяющаяся рационализацией, степень развития самосознания, уверенность в эмоцио-нальной компетентности, уровень образования родителей и семейный до-ход, эмоционально благополучные отношения между родителями, андро-гинность, внешний локус контроля, религиозность. Социальные предпо-сылки эмоционального интеллекта складываются прежде всего в семейном окружении. Они определяются характером отношений между супругами, их вниманием к внутренней жизни ребенка и такой стратегией воспитания, которая предполагает формирование адекватной самооценки и позитивно-го образа Я, развитие самоконтроля и способности к взвешенному анализу эмоциональной информации; отсутствие жесткой установки на соответ-ствие поведения ребенка требованиям его гендерной роли [4].
Д. Гоулдман компетенциями эмоционального интеллекта считает следующие.
Личные компетентности, которые определяют, как мы управляем со-бой:
− эамоосознанность;
− эмоциональная самоосознанность: видеть свои собственные эмоции и понимать их влияние, использовать интуицию, «ощущение из живо-та» при принятии решений;
− правильная самооценка: знание своих собственных сильных сторон и ограничений;
− уверенность в себе: разумное понимание своих достоинств и способ-ностей;
− управление собой;
− эмоциональный само-контроль: сохранять деструктивные эмоции и импульсы под контролем;
− открытость: честность и целостность, быть достойным доверия;
− адаптивность: гибкость в приспособлении к меняющимся ситуациям и обстоятельствам;
− достижение: стремление улучшить показатели для того, чтобы соот-ветствовать высоким внутренним стандартам;
− инициатива: готовность действовать и не упускать возможностей;
− оптимизм: способность видеть хорошую сторону вещей и событий.
Социальные компетентности: эти способности определяют как «люди управляют взаимоотношениями»:
− социальная чуткость;
− эмпатия: чувствовать эмоции других, понимать их точку зрения и интересоваться их заботами;
− деловая осведомленность: способность видеть, что происходит, по-нимать «цепочки принятия решений», политику на уровне организа-ции;
− предупредительность: понимание и соответствие нуждам подчинен-ных, клиентов или покупателей;
− управление взаимоотношениями;
− вдохновляющее управление: вести и мотивировать с помощью вдох-новляющих целей и видения будущего;
− влияние: владение набором тактик убеждения;
− развитие других: повышение способностей других через обратную связь и руководство;
− катализатор перемен: начало, управление и способность вести за со-бой в новом направлении;
− управление конфликтом: способность разрешать противоречия и не-согласия;
− создание связей: культивация и сохранение сети взаимоотношений;
− работа в команде и сотрудничество: способность к сотрудничеству и созданию команд [11, с. 403].
Также выделяют следующие характеристики, развитие которых спо-собствуют развитию эмоционального интеллекта.
1. Самоосознанность – умение распознавать и понимать свои эмо-ции, настроения, побуждения, потребности, сильные и слабые стороны, тип личности, индивидуальный стиль общения, привычки, предпочтения и другие особенности.
2. Самообладание – способность размышлять и действовать вдумчи-во, держать под контролем свои негативные эмоции, отвечать за себя и свои поступки, способность чувствовать себя комфортно, оставаться от-крытым к новым возможностям и использовать их, быстро приспосабли-ваясь к меняющимся условиям. Самообладание – одна из самых сложных способностей. По этому поводу стоит вспомнить высказывание Аристоте-ля: «Всякий может разгневаться – это легко, но совсем не так легко разгне-ваться на того, кто этого заслуживает, причём до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом».
3. Мотивация характеризует страстное желание достичь поставлен-ной цели и проявляется в оптимизме, творческом подходе, настойчивости и упорстве.
4. Проявление чуткости выражается в умении чувствовать эмоции и настроения других людей, понимать их точку зрения и проявлять актив-ный интерес к их заботам.
5. Коммуникация позволяет человеку самому чувствовать и у других вызывать доверие, строить взаимопонимание, точно выражать свои идеи, мысли и чувства и так же точно понимать сообщения других, разрешать конфликты, устранять напряжение и разногласия, сотрудничать с окру-жающими людьми [31].
Кроме перечисленных характеристик к факторам развития эмоцио-нального интеллекта можно причислить самоотношение, жизнестойкость, конструктивные стратегии совладания со стрессом.
Самоотношение рассматривается как эмоционально-ценностный компонент в структуре самосознания и Я-концепции [10].
Строение самоотношения может характеризоваться самопринятием, са-моуважением, симпатией, чувством расположения, переживанием соб-ственной ценности, самоуверенностью, самообвинением, недовольством собой и т.д. В. В. Столин в эмоциональном самоотношении выделяет сим-патию, уважение, близость [40, с.56]. С.Р. Пантелеев понимает самоотно-шение как выражение смысла своего «Я» для субъекта деятельности [32, с. 88]. Эмоционально-ценностное отношение к себе составляют субъективные переживания, которые отражают отношение личности к тому, что она де-лает, узнает, понимает. Самоотношение может проявляться в виде непо-средственных эмоциональных явлений и в виде оценочных суждений.
Результаты самоотношения влекут за собой организацию личностью собственного поведения – процесс саморегуляции. В этом заключаются важнейшие функции самоотношения. Кроме этого самоотношение в опре-деленных случаях может выступать как психологический механизм защи-ты личности. При восприятии информации, несущей угрозу сложившимся представлениям о собственной личности, при различных психотравмиру-ющих обстоятельствах защитные механизмы личности могут быть направ-лены на трансформацию, формирование образа «фальшивого я» и т. д. Че-ловек может защищать свое «Я» от негативных эмоций и поддерживать са-моуважение на относительно постоянном приемлемом уровне. Одним из средств такой зашиты является заниженная самооценка, рассчитанная на возникновение у других людей сочувствия [13].
Трехкомпонентная структура самоотношения включает [41]:
− Когнитивный компонент, включающий представление о своих спо-собностях, навыках, чертах характера, внешности, социальной зна-чимости и т.д.
− Эмоционально – оценочный компонент, включающий эмоциональ-ные реакции относительно своего «Я»- самоуважение, самокритич-ность, себялюбие, самоуничтожение и т.д.
− Конативный компонент, включающий внутренние действия относи-тельно себя или готовность к таким действиям.
Когнитивный компонент самоотношения реализуется с помощью процессов ощущения и восприятия, памяти, мышления и воображения. При этом невозможно назвать психическую функцию, которая выполняла бы доминирующую роль при этом. Все когнитивные процессы являются необходимыми и значимыми. В частности самовосприятие на ранних эта-пах онтогенеза способствуют выделению себя как субъекта деятельности и определяет формирование самосознания. Процессы памяти обеспечивают воспоминания о прошлой жизни, совершенных действиях и поступках и дает основу для формирования ретроспективного «Я». С помощью мысли-тельных процессов образуются определенные связи в структуре представ-лений личности о себе. Воображение способствует формированию воз-можного «Я», идеального «Я», «проспективного «Я», что лежит в основе проектирования собственной жизни.
Эмоциональный компонент включает различные эмоции и чувства, которые человек может испытывать по отношению к самому себе. Эмоция, связанная с «Я», – это реакция на значение, приписываемое своей лично-сти или отдельным ее чертам и поступкам, форма субъективной представ-ленности самооценки. Именно самооценка задает определенный модус са-моотношения – позитивное или негативное, с чертами приятия, любви, симпатии или неприятия, отрицания, антипатии, определяет чувство соб-ственного достоинства или ощущение своей малоценности [8].
Конативный компонент проявляется в качестве внутренних действий в адрес собственной личности или как готовность к ним. Это может быть самоуверенность, самопоследовательность, самоконтроль и самокоррек-ция, одобрение самого себя, доверие к себе, или самообвинение, самобиче-вание, ожидаемое отношение от других людей, и самопрезентация другим людям и т. д. Действия или планы действий по отношению к самому себе, реализуются по-разному, что обусловлено особенностями самоотношения.
К числу фундаментальных и наиболее общих факторов формирова-ния самоотношения относят общение, различные коммуникативные систе-мы, которые приводят к различным новообразованиям в психической жизни человека и по своей сущности являются субъектно-объектными от-ношениями, которые стимулируют развитие активных форм психической деятельности [40].
Основными ресурсами повышения самоотношения взрослого чело-века выступают осознаваемые позитивные переживания «силы» внутрен-него «Я», удовлетворенность профессией, проведением досуга. На неосо-знаваемом уровне качество самоотношения формируется за счет эмоцио-нального переживания «силы» и «коммуникативного» потенциала внут-реннего «Я», а также определяется благополучностью отношений с дру-гими.
Жизнестойкость определяется как свойство личности иметь устойчи-вость к неблагоприятным воздействиям и позволяющее выживать.
Структура жизнестойкости по С. Мадди включает в себя:
Жизнестойкие установки:
1. Вовлеченность – это уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях, отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Противоположностью вовлеченности является отчужден-ность.
2. Контроль – это убежденность в том, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуа-ция принципиально не поддается никакому воздействию, то человек с вы-сокой установкой контроля примет ситуацию как есть, то есть изменит свое отношение к ней, переоценит происходящее и т.д. Противоположностью контроля является беспомощность.
3. Принятие риска – вера в то, что стрессы и перемены – это есте-ственная часть жизни, что любая ситуация – это как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы.
Трансформационный копинг:
• рассмотрение перемен как проблем, ожидающих своего реше-ния;
• осуществление необходимых когнитивных и поведенческих ша-гов для эффективного решения проблемы;
• извлечение из опыта решения проблемы максимальной пользы: наблюдений, находок, мудрости, чтобы расти и развиваться как личности [2, с. 84 – 85].
В отечественной психологии проблема жизнестойкости чаще рас-сматривалась с позиций трудных и экстремальных жизненных ситуаций, опирающимися на такие понятия, как копинг-стратегии, стратегии совла-дания с трудными жизненными ситуациями (Н.В. Тарабрина, М. Ш. Ма-гомед-Эминов, Н.Н. Пуховский, Ф.Е. Василюк, Б. Шведин, К. Муздыбаев, В. Лебедев, М.М. Решетников, Ц.П. Короленко, Александровский Ю., и другие).
Совладающим или копинг-поведением в психологии на сегодняшний день принято считать целенаправленное социальное поведение, позволя-ющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. При этом, если ситуация поддается контролю, поведе-ние сознательно направлено на активное изменение, преобразование ситу-ации, если же ситуация не поддается контролю, то на приспособление к ней [17].
М.К. Акимова, С.Ю. Семенов под совладающим поведением (копин-гом) понимают поведение человека, направленное на преодоление стрессо-генной, трудной ситуации; оно объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями «человек-среда» [1].
Обобщая имеющиеся в литературе данные, можно разделить факто-ры, детерминирующие выбор стратегии совладания на три группы: лич-ностные ресурсы субъекта; социальная среда и объективные параметры жизненной ситуации, когнитивное оценивание ситуации.
Спорным является соотношение понятий копинга и адаптивных пси-хологических защит. По мнению ряда авторов (Р.М. Грановской, Б.Д. Карвасарского, Т.Л. Крюковой и др.), совладающее поведение следует от-личать от адаптивных защит тем, что оно применяется сознательно, целе-направленно и является проявлением активности, осознанным действием, которое направленно на активное взаимодействие с ситуацией – это ее из-менение или приспособление к ней.
Другие исследователи (Л.И. Анцыферова, Дж. Вайс, Р. Лазарус, С.К. Нартова-Бочавер, С. Фолкман и др.) под копингом понимают как «совла-дающие» (направленные на преобразование ситуации), так и защитные стратегии преодоления трудностей. Другими словами, копинг рассматри-вается как родовое, широкое понятие, включающее в себя и бессознатель-ные защитные механизмы, и активные, целенаправленные способы поведе-ния.
Совладающее поведение позволяет субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией и если субъект не владеет этим видом поведения, возможны неблагоприятные последствия для его здоровья и благополучия.
Важной закономерностью функционирования копинга является то, что характеристики совладания изменяются в процессе развития самой трудной (стрессовой) ситуации. Совладающее поведение может трансфор-мироваться по мере изменения требований ситуации к субъекту, либо его собственных изменений в ней. Взросление, развитие самопознания и вла-дения собой повышает субъектность совладания, делает его менее проти-воречивым и в большей степени соответствующим внешним критериям успешного совладания. Способность изменять трудную ситуацию, не быть ее «пленником» чрезвычайно важна, т.к. это повышает возможности чело-века действовать в кризисной ситуации. Регуляция и укрепление совлада-ющего поведения возможны на основе способности субъекта к обучению навыкам совладания.
Согласно концепции Р. Лазаруса и С. Фолкман, совладание может быть представлено в виде стратегий проблемно-ориентированного или эмоционально-ориентированного плана. В свою очередь, каждый тип со-владания включает в себя следующие стратегии [19]:
Проблемно-ориентированный копинг | |
Конфронтация или противостояние ситуации | Агрессивные усилия, направленные на разрешение ситуации, наличие у человека определенной степени враждебности; включает использование риска, импульсивные действия и необдуманные поступки |
Планирование решения проблемы | Действия по изменению ситуации и ее разрешению |
Эмоционально-ориентированный копинг | |
Дистанцирование (отстранение) | Когнитивные усилия, направленные на отстранение от проблемы и от ситуации с помощью снижения ее значимости или поиска в затруднительной ситуации оборотной стороны без ее непросредственного разрешения |
Самоконтроль | Эмоциональные усилия (сохранение самообладания, регуляция собственных чувств) и поведенческие усилия (саморегуляция поведения) |
Поиск социальной поддержки | Усилия, связанные с поиском информационной и инструментальной поддержки от других людей |
Принятие ответственности | Осознание собственной роли в сложившейся ситуации, включает в себя критику, самообвинение и изменение к лучшему социальных взаимоотношений и способов самоутешения |
Бегство-избегание | Выражается в мечте о желаемом, различных способах самоинтоксикации и вариантах защитного поведенческого устранения |
Положительная переоценка | Усилия, связанные с созданием позитивного образа случившегося в результате перенесения акцента с проблемы на личностное развитие |
Выделяют также стили совладающего поведения: продуктивный стиль совладания направлен на решение проблем (систематическое обду-мывание проблемы; работа и достижения, поиск поддержки) и непродук-тивный стиль совладания – беспокойство, чудо, отказ от действий, игно-рирование, самообвинение, уход в себя. Однако, в каждом стиле совлада-ющего поведения одновременно представлены и продуктивные, и непро-дуктивные составляющие [24]. Следовательно, эффективное совладающее поведение предполагает способность использовать все стили совладания с учетом, в первую очередь, продуктивной составляющей каждого стиля, т.е. следует говорить о таких качествах совладающего поведения, как мо-бильность и вариантивность, которые обусловлены уровнем сформиро-ванности интеллектуального контроля.
1.3. Возможности использования тренингов личностного роста для развития эмоционального интеллекта
Личностный рост – понятие психологии, изначально было сформу-лировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека, (мне нравится простое и ясное определе-ние буддистов — «благая природа») и возможности развития внутреннего потенциала. Результатом развития А. Маслоу видел такой уровень бытия личности, который он назвал самореализацией. Для нее характерны ряд черт, таких как креативность, непосредственность, принятие себя и приро-ды, мистические переживания и т.д. А. Маслоу был убежден: если научить человека пользоваться ресурсами, заложенными в нем самом, для него не будут существовать такие понятия, как «несбыточная мечта» или «недо-стижимая цель» [28].
В отечественной психологии синонимом самоактуализации является «самовоспитание» или сознательная деятельность, направленная на воз-можно более полную реализацию человеком себя как личности. Самовос-питание предполагает наличие осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Оно связано с определенным уровнем самосознания, критиче-ского мышления, способности и готовности к самоопределению, самовы-ражению, самораскрытию, самосовершенствованию. А.С. Андреев опре-деляет личностный рост как изменения личности, делающие ее более адап-тивной, а, следовательно, и более адекватной как в восприятии, так и в действии [33]. В.Н. Дружинин рассматривает самоактуализацию как один из возможных жизненных сценариев или «вариантов жизни» [12].
В зарубежной психологии проблема личностного роста освещена в русле экзистенциально — гуманистического направления. Согласно этим теориям, личностный рост характеризуется внутренним движением к соб-ственной идентичности, поискам себя, идентификацией с настоящим «Я». Это составляет суть развития (Э. Эриксон), является механизмом само-определения личности (А.В. Мудрик, М.Р. Гинзбург). Адекватное созна-ние и выражение собственной идентичности отражают психологическое здоровье человека (А. Менегетти, А.Б. Орлов).
Термин личностный рост употребляется в зарубежной психологиче-ской литературе часто как рядоположенный с термином личностное раз-витие (К. Юнг; А. Адлер; Г. Олпорт; В. Штерн; К. Роджерс; А. Маслоу; Л. Хьелл; Д. Зиглер и др.).
В отечественной психологии знак равенства между понятиями лич-ностный рост и развитие ставит А.Ф. Лазурский. По его мнению, этот про-цесс заканчивается к 25-30 годам [20].
В отечественной психологии личностный рост отражен в следующей терминологии:
➢ самореализация (Л.А. Коростылева);
➢ прогрессивное развитие личности, продолжающееся всю жизнь (Л.И. Анцыферова);
➢ нарастание и обогащение системы гармоничных отношений лично-сти (В.Н. Мясищев);
➢ интеграция (А.В. Петровский);
➢ самосовершенствование и развитие потенциала личности (В.И. Чер-ненилов) [16].
В настоящее время личностный рост понимается как увеличение по-тенциала личности. Личностный рост понимается двояко: как некоторые изменения в человеке (личностный рост как результат работы с лично-стью) и как особый процесс, идущий именно как рост, как естественное разворачивание в человеке того, что заложено в нем природой или стало его второй природой — в отличие от развития и формирования личности.
Личностный рост как процесс – это увеличение потенциала личности, происходящее вследствие естественного разворачивания в человеке того, что заложено в нем природой. Две основные разновидности процесса лич-ностного роста – пассивный и активный личностный рост. Наиболее опти-мальным вариантом и вершиной личностного роста является самоактуали-зация личности.
Процесс личностного роста характеризуется реализацией возможно-стей личности и включает в себя: социально-психологический рост – ак-тивность в отношениях личности с окружающим миром, увеличение ком-муникативного потенциала и индивидуально-психологический рост, в ре-зультате которого происходит накопление личностных потенциалов: мо-рально-нравственного, интеллектуального, творческого [7].
Цель личностного роста — сделать личность более зрелой как в от-ношении человека к самому себе, так и в контактах с окружающим миром. Личностный рост не равен физическому взрослению, он не измеряется в годах, и преклонный возраст не приносит автоматически личностную зре-лость, возрастные критерии здесь не действуют.
Важнейшими характеристиками зрелой личности являются: целе-устремленность, самостоятельность, динамичность, целостность, конструк-тивность, индивидуальность. Эти черты заложены в каждом, а вот осуще-ствятся ли они, — это зависит от условий, которые будут способствовать их проявлению. Главный закон личностного роста можно сформулировать так: если есть соответствующие условия, то в человеке запускается процесс саморазвития, тот внутренний потенциал, который сделает личность более зрелой. Причем потребность в личностном росте является внутренней по-требностью человека, а не навязывается ему извне, и этому невозможно научить.
Личностный рост человека сильно зависит от воздействия на него внутреннего и внешнего мира. Человек не только должен знать свое пред-назначение и быть уверенным в собственных силах, но также должен чув-ствовать уважение и понимание со стороны окружающих его людей, при-нятие людьми его внутреннего мира [39].
Основным внутренним механизмом личностного роста является са-моразвитие за счет самопознания, самоотношения, самопобуждения, само-программирования, самореализации, что выражается в стремлении к творчеству; высокой интеллектуальной активности; высокой эмоциональ-ной чувствительности; мобильности способностей; рефлексии.
При личностном росте происходят изменения как во внутреннем ми-ре человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром. Суть этих изменений состоит в том, что человек постепенно освобождается от иска-жающего влияния психологических защит, становится способным дове-рять воспринимаемой информации, а не «фильтровать» ее с целью защиты своего «Я-образа» и может жить настоящим. При этом он может здраво оценить свои возможности и взять на себя ответственность именно за то, что от него реально зависит, а также планировать свою жизнь именно как свою, а не в соответствии с чужими, навязанными извне стереотипами.
Личностный рост зависит, прежде всего, от усилий самого человека, но только их не достаточно. Полноценный личностный рост возможен лишь в том случае, если человек опирается на доброжелательное участие окружающих, если он добивается признания и уважения его внутреннего мира другими людьми, по крайней мере, «значимыми другими». Эффек-тивным методом личностного роста является тренинговый метод.
Тренинг – это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок, отработку физиологи-ческой релаксации и элементов психологической саморегуляции, снятия состояния психологической тревожности, неуравновешенности, эмоцио-нальной неустойчивости. На осознание движущих жизненных мотивов и развитие навыка двигаться в соответствии с целями.
Принципы при проведении тренинга:
1. Учитывать специфику конкретной аудитории: состав группы, цели обучения, уровень мотивации обучения и т. д.
2. Чередовать теоретический и практический материал.
3. Учитывать жизненный опыт участников группы в работе тренера.
4. Обмен опытом участников группы между собой.
5. Выбор форм работы обусловлен особенностями клиентской груп-пы тренинга (острота состояния отдельных участников, степень прорабо-танности проблемы, уровень напряженности и др.).
6. Включение в тренинг упражнений и процедур, направленных на решение личностных проблем участников.
Терапевтический, коррекционный эффект на тренинге обусловлен динамикой группы. В процессе работы на тренинге также применяются приемы и техники теории социального научения (наставничество, подска-зывание, подкрепление, обратная связь, разыгрывание ролей), а также ис-пользуются разного рода мотивирующие стимулы (поощрение, похвала, оценка промежуточных и конечных результатов деятельности и проч.).
Тренинг личностного роста – это разновидность психокоррекци-онного тренинга, который направлен на совершенствование личностных качеств участников, на развитие психических процессов (познавательных, волевых и эмоциональных), свойств и качеств человека.
Целевые ориентации тренинга личностного роста: помощь развитию личности путём снятия ограничений, комплексов, преодоления стереоти-пов, развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей. Повышение уровня психологической культуры.
Тренинг личностного роста предлагает обучающую среду, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты, создаваемые им в жизни. Тренинг личностного роста осу-ществляется в учебных группах в рамках развивающей и развивающе- коррекционной психологической работы.
Основной момент в тренинге личностного роста направлен на эффек-тивное межличностное общение, т.е. на общение индивидуума с окружаю-щим его миром: взаимодействие человека в команде, результативность в партнёрстве, с клиентом. Большое внимание уделяется работе с личной самооценкой, отношениям человека с самим собой и собственными целями и приоритетами в жизни. Уникальность тренингов личностного роста за-ключается в том, что никто не говорит, как следует жить. Участники сами обнаруживают то, как иначе можно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия.
Составными элементами и методами проведения тренинга личност-ного роста являются психотехнические упражнения и игры. В программу тренинга личностного могут быть включены методы аутогенной трени-ровки, релаксации, методы телесно-ориентированной терапии, арт-терапии, поведенческой терапии и т.п., а также включать тренинги разви-тия стрессоустойчивости, коммуникативности и т.п.
Например, тренинг развития стрессоустойчивости направлен на из-менение психической сферы человека, на изменение его поведения, совер-шенствование самосознания [29]. Тренинг предупреждения развития стресс-реакции, направлен на вскрытие патогенетической сути конфликта, определяющего запуск невротической реакции; активацию позитивных особенностей личности; коррекцию эмоциональных реакций; переработку стереотипа поведения, нормализацию системы эмоционально-волевого ре-агирования; изменение системы отношений.
Коммуникативный тренинг направлен на регенерацию личностной активности и коррекцию неадекватных личностных отношений, на способ-ность более точно понимать, принимать и вербализировать свои чувства; закрепление новых форм поведения и реагирования, которые будут спо-собствовать адекватной адаптации и функционированию; обучение спо-собности выходить из конфликтных ситуаций путем поиска активных форм адаптивного поведения.
Аутогенная тренировка способствует восстановлению динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия, развитию и усилению процессов саморегуляции, самоконтроля и самооб-ладания, регуляции нарушений в вегетативной нервной системе, формиро-ванию компенсаторных механизмов, а также релаксации.
Когнитивный тренинг направлен на повышение способности адек-ватного реагирования на проблемные ситуации и принятие конструктив-ных решений; на формирование адекватного самосознания, раскрытие и переработку внутреннего психологического конфликта; осознание связи между негативными эмоциями и появлением дезадаптивных состояний, между особенностями своего поведения и эмоциональным реагированием в различных ситуациях, степенью их адекватности и конструктивности; между адекватностью и реалистичностью собственных потребностей, стремлений, мотивов, личностных установок; особенностей формирования своей системы отношений. Когнитивный тренинг проводится в три этапа. Первый этап — коррекция проблем поведения. Второй этап — анализ и целенаправленное изменение так называемых автоматических, непроиз-вольно возникающих мыслей, которые сопровождают подавленное настроение и неадекватное поведение. Третий этап — помощь в изменении внутренних позиций и схем, лежащих в основе ощущения беззащитности, вплоть до депрессии и тревожных расстройств [29].
Арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную по-требность человека — потребность в самоактуализации. Часто люди, вы-ходя из детского возраста, пренебрегают этой базовой потребностью, что вызывает хроническую неудовлетворённость. Хорошие результаты арт-терапия даёт тогда, когда к ней прибегают в состоянии сильного стресса. Современное понятие арт-терапии предполагает, во-первых, использова-ние языка изобразительной экспрессии (музыка, танец, рисование и т.п.), во-вторых, непосредственное участие человека в творчестве [22].
Арт-терапия, как психологический процесс состоит из двух основных этапов: психодиагностического и психокоррекционного. И на первом и на втором этапе способность клиента к образотворчеству является основопо-лагающей. Образотворчество – это способность человека (мыслительная, чувственная, сенсорная, интуитивная, эмоциональная) к созданию и вос-приятию образов, предметов, ситуаций как реальной, так и вымышленной действительности (фантазии, мечты), лежащая в основе процесса вообра-жения. С помощью воображения человек создает не только образное представление окружающего его мира, регулирует эмоциональные состо-яния, познавательные процессы, а также формирует свой внутренний план действий. Поэтому целесообразность использования воображения, интуи-ции и, как следствие, образов в консультационной практике арт-терапевта представляется очевидной.
В арт-терапии также существуют определенные правила или запове-ди:
1. Необходимо забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «я не художник» или «я не умею», основная задача: вырисовать весь накопленный стресс, тревогу, страхи, и другие эмоции, чтобы улучшить состояние.
2. Рисунок (или скульптура или инсталляция) должны анализиро-ваться в первую очередь самим автором, а не психологом. Это значит, что анализируя своё творение, человек сам понимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему никто другой.
3. Даже если человек с трудом понимает: чем и для чего он сейчас занимается и до инсайта ещё далеко, — помнить, что арт-терапия лечит уже по факту. Можно не понимать механизм, но после создания творения уже станет легче.
Методы поведенческой коррекции. Аверсивная терапия использует механизм подавления поведенческой реакции за счет отрицательного под-крепления нежелательного поведения. Метод систематической десенсиби-лизации и имплозивная терапия основываются на механизме актуализации (освобождения подавленной реакции). «Жетонный метод» направлен на создание условного подкрепления, необходимого для упрочения жела-тельного поведения. Холдинг-метод используется в коррекции широкого спектра эмоциональных расстройств и относится к разряду острых мето-дов.
Методы социальной терапии – это методы психологического воздей-ствия, основанные на использовании социального принятия и признания, социального одобрения и положительной оценки значимым социальным окружением [38].
Таким образом, основным психологическим смыслом личностного роста является самоактуализация человека, обретение своего жизненного пути, освобождение от навязываемых обществом приоритетов и идей, реа-лизация собственных навыков в практической деятельности. Личностный рост человека напрямую зависит от воздействия на него внутреннего и внешнего мира. Человек не только должен знать свое предназначение и быть уверенным в собственных силах, но также должен чувствовать ува-жение и понимание со стороны окружающих его людей, принятие людьми его внутреннего мира. Полноценный личностный рост возможен лишь в том случае, если человек опирается на доброжелательное участие окру-жающих, если он добивается признания и уважения его внутреннего мира другими людьми. Эффективным методом личностного роста является тре-нинговый метод. Тренинг личностного роста предлагает обучающую сре-ду, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосред-ственно влияют на результаты, создаваемые им в жизни. Психологическая практика по развитию личностного роста, повышению стрессоустойчиво-сти, жизнестойкости обладает большим арсеналом средств и методов, применение которых должно быть согласовано с индивидуальными, про-фессиональными особенностями людей, характером проблем, мотивацией личностного роста.
Выводы по главе 1
1. Эмоциональный интеллект – это способность эффективно разби-раться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для ре-шения задач, связанных с отношениями и мотивацией. Предложены не-сколько моделей эмоционального интеллекта. В настоящее время не выра-ботано четких принципов развития эмоционального интеллекта. Среди уровней эмоционального интеллекта выделяют высокий, средний и низкий. Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уров-ню развития внутреннего мира человека.
2. К биологическим предпосылкам эмоционального интеллекта отно-сятся уровень ЭИ родителей, правополушарный тип мышления, наслед-ственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамен-та, особенности переработки информации. B качестве социальных предпо-сылок эмоционального интеллекта рассматриваются синтония, самосозна-ние, уверенность в эмоциональной компетентности, уровень образования родителей и семейный доход, эмоционально благополучные отношения между родителями, андрогинность, внешний локус контроля, религиоз-ность. Также выделяют следующие характеристики, развитие которых способствуют развитию эмоционального интеллекта: самоосознанность, самообладание, мотивация, проявление чуткости, коммуникация. Мы так-же предполагаем, что к факторам развития эмоционального интеллекта можно причислить самоотношение, жизнестойкость, конструктивные стра-тегии совладания со стрессом.
3. Тренинг личностного роста предлагает обучающую среду, в кото-рой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влия-ют на результаты, создаваемые им в жизни. Поэтому тренинги личностно-го роста могут успешно применяться для развития эмоционального интел-лекта.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф