Страницы 1 2
Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта и влияния на него тренингов личностного роста
2.1. Организация исследования
Цель эмпирического исследования – изучить влияние тренингов личностного роста на эмоциональный интеллект.
Гипотеза исследования: предполагается, что тренинги личностного роста способствуют развитию эмоционального интеллекта. Что в свою очередь способствует развитию самоотношения, жизнестойкости, конструктивных копинг-стратегий
Характеристика выборки
В исследовании приняли участие 15 человек в возрасте 35 – 40 лет, из них 10 женщин и 5 мужчин. 5 человек (33,3%) имеют высшее образование; 6 испытуемых (40%) имеют средне-специальное образование, 4 (26,7%) учатся в вузах. 10 человек (66,7%) работают, 5 (33,3%) не работают. 3 испытуемых (20%) состоят в официальном браке; 9 человек (60%) состоят в неофициальном браке; 3 человек (20%) не состоят в отношениях. 7 человек (46,7%) имеют детей, 8 человек (53,3%) детей не имеют.
Эмпирическое исследование проходило в несколько этапов.
На первом этапе были определены методики исследования, сформирована выборка, обговорены условия проведения исследования, были подготовлены бланки для исследования.
На втором этапе проходила психологическая диагностика по выбранным методикам (1 замер).
На третьем этапе испытуемые проходили трехступенчатую программу «тренинга», в ходе которой была произведена диагностика по выбранным методикам: после базового курса (БК) (2 замер), после продвинутого курса (ПК) (3 замер) и после Лидерской программы – посттренинговой программы (ЛП) (4 замер).
На четвертом этапе проводилась количественная и качественная обработка материала, статистический анализ, интерпретация данных результатов, были сделаны выводы.
Методики исследования:
- Тест-собеседование «Сферы жизни»;
- Опросник способов совладания (копинг – тест) Р. Лазаруса, С. Фолькмана;
- Опросник эмоционального интеллекта «ЭМИН» (Д.В. Люсин);
- Методика исследования самоотношения (МИС) (С.Р. Пантелеев);
- Тест жизнестойкости С. Мадди, в адаптации Д.А. Леонтьева;
- Шкала экзистенции (тест ШЭ) А. Лэнгле и К. Орглер.
Характеристика методик
Тест-собеседование «Сферы жизни» применяется с целью оценки значимости для испытуемых различных сфер жизни. Оцениваются следующие сферы:
— физическая среда (комфорт в окружающей обстановке, гармония);
— здоровье (отношение к здоровому образу жизни, вредным привычкам, наличие заболеваний, жалоб на здоровье);
— деньги (финансовое положение и удовлетворенность им);
— отношения (важность отношений с другими людьми, оценка их качества).
Инструкция и текст теста представлены в Приложении 1.
Опросник способов совладания (копинг – тест) Р. Лазаруса, С. Фолькмана предназначен для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него. Описание субшкал:
- Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
- Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
- Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий.
- Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
- Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
- Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
- Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
- Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение [18, с. 93].
Инструкция, текст опросника, ключи, способ обработки представлены в Приложении 2.
Опросник эмоционального интеллекта «ЭМИН» (Д.В. Люсин) позволяет оценить способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, идентифицировать эмоцию и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт. Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию. Опросник состоит из 46 суждений, с которыми испытуемому необходимо выразить степень согласия [26].
Инструкция, текст опросника, ключи, способ обработки представлены в Приложении 3.
Методика исследования самоотношения (МИС) (С.Р. Пантелеев) предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения. Методика содержит 110 пунктов. Инструкция подразумевает два варианта ответов испытуемого: «согласен — не согласен», которые фиксируются в соответствующих позициях бланка. Методика МИС содержит 9 шкал:
Шкала 1 — внутренняя честность (открытость).
Шкала 2 — самоуверенность.
Шкала 3 — саморуководство.
Шкала 4 — зеркальное «Я».
Шкала 5 — самоценность.
Шкала 6 — самопринятие.
Шкала 7 — самопривязанность.
Шкала 8 — внутренняя конфликтность.
Шкала 9 — самообвинение.
Значения подсчитываются по 9 шкалам с помощью специального ключа-трафарета, накладываемого на бланк. Трафарет конструируется в соответствии с ключом теста [30, с.141].
Инструкция к тесту, тестовый материал, ключи, порядок обработки и интерпретация данных представлены в Приложении 4.
Тест жизнестойкости С. Мадди, в адаптации Д.А. Леонтьева представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом С. Мадди. Жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже испытывает стресс и лучше справляется с ним. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Соответственно, тест жизнестойкости включает как общий показатель, так и три показателя по отдельным компонентам (субшкалам).
Вовлеченность – это активная жизненная позиция личности, уверенность в том, что только деятельный человек может найти в жизни стоящее и интересное. Контроль – это уверенность в том, что, только борясь и преодолевая трудности, можно изменить происходящее и быть хозяином своей судьбы. Принятие риска – готовность рисковать, убежденность в том, что на любых ошибках можно учиться. Из всего, что случается, как положительного, так и отрицательного, можно извлечь новый опыт, знания [23].
Инструкция, текст опросника, ключи, способ интерпретации представлены в Приложении 5.
Шкала экзистенции (тест ШЭ) А. Лэнгле и К. Орглер измеряет экзистенциальную исполненность, как она субъективно ощущается тестируемым. Уровень экзистенциальной исполненности показывает, много ли осмысленного в жизни, как часто человек живет с внутренним согласием, соответствуют ли его сущности его решения и поступки. Речь идет не о том, как на самом деле живет человек, а о том, как он полагает, что живет. Тест отображает субъективную оценку человеком своей жизни. Опросник состоит из 46 пунктов, ответы на которые испытуемый дает, оценивая себя и свою сегодняшнюю жизнь по различным аспектам [15].
Инструкция, текст опросника, ключи, способ интерпретации представлены в Приложении 6.
Методы обработки данных предполагали использование математико — статистического анализа. Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистического пакета программы STATISTIKA 10.0. Вычислялись:
- Среднее арифметическое (М) – мера центральной тенденции, отражающее наиболее ожидаемое значение из ряда. Среднее арифметическое рассчитывается по формуле: M = , где M – среднее арифметическое, ∑ — знак суммы, V – варианта, n – количество наблюдений.
- Критерий Фридмана X2 применяется для сопоставления показателей, измеренных в трех или более условиях на одной и той же выборке и строится на ранговых последовательностях Критерий х2 позволяет установить факт того, что значения показателей от условия к условию изменяются, но не указывает на направление этих изменений [37].
- Т – критерий Вилкоксона применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. С его помощью можно определить, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом [37].
Таким образом, выбранные методы математико-статической обработки данных позволяют более качественно представить результаты эмпирического исследования.
Испытуемые проходили программу «Тренинг Личностного Роста». Это трехступенчатый курс, который основан на индивидуальных ощущениях и переживаниях. Цель программы – повысить уровень личной эффективности для достижения тех результатов, которые важны, вывести каждого участника на новый виток его эффективности для того, чтобы мечта становилась реальностью.
Программа «тренинга» состоит из трёх ступеней: базовый курс (БК), продвинутый курс (ПК) и лидерская программа – посттренинговая программа (ЛП).
Базовый и Продвинутый курсы проходят в зале в течение нескольких дней под руководством тренера, в работу включены лекции и упражнения: в парах, в небольших группах.
От начала Базового курса до окончания Лидерской Программы проходит около 120 дней, во время которых работа в тренинге и программе чередуется с перерывами.
Базовый курс посвящен личности, осознанию сильных и слабых сторон своей личности и того, что может продвигать в жизни, поддерживать и вдохновлять, а что «тормозит» и не дает развиваться в полной мере.
Продвинутый курс – об отношениях в самом широком смысле этого слова. Мы живём в обществе, и хотим мы того или нет, каждый из нас находится в отношениях с кем-то. Умеем ли мы их строить или они складываются сами по себе? Для многих людей этот тренинг становится пробуждением, когда включается самосознание, включенность в процесс жизни.
В Лидерской Программе отрабатывается все то, что узнали на Базовом и Продвинутом курсах, это не тренинг, а практический курс, где люди ставят именные цели и идут к ним, при поддержке профессиональных координаторов и команды парнтеров. Структурно Лидерская Программа состоит из: 3 уикендов, равномерно распределенных по программе, 10-минутных утренних звонков-тренировок ежедневно и нескольких мастер-классов.
2.2. Результаты исследования
Результаты по тесту-собеседованию «Сферы жизни» в группе испытуемых, прошедших два курса тренинга и посттренинговую программу, представлены в таблице 1. При этом в таблице отражены замеры: 1 – до тренингов; 2 – после первого курса тренинга; 3 – после второго курса тренинга; 4 – после посттренинговой программы.
Таблица 1
Результаты по тесту-собеседованию «Сферы жизни»
№ | Ф.И. | Физическая среда | Здоровье | Деньги | Отношения | |||||||||||||
Замеры | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | С.Ю. | 60 | 68 | 67 | 40 | 65 | 62 | 51 | 57 | 58 | 53 | 75 | 65 | |||||
2 | Д.И. | 44 | 48 | 57 | 50 | 55 | 58 | 60 | 57 | 41 | 25 | 33 | 37 | 66 | 59 | 70 | 65 | |
3 | С.О. | 48 | 40 | 50 | 50 | 48 | 55 | 46 | 29 | 20 | 35 | 43 | 48 | 24 | 68 | 49 | ||
4 | К.Е. | 56 | 52 | 51 | 42 | 42 | 43 | 42 | 35 | 45 | 54 | 34 | 33 | 55 | 62 | 49 | 47 | |
5 | О.Ю. | 68 | 67 | 59 | 46 | 47 | 54 | 26 | 18 | 27 | 60 | 68 | 66 | |||||
6 | У.Д. | 48 | 48 | 57 | 57 | 52 | 43 | 52 | 59 | 42 | 43 | 49 | 49 | 44 | 44 | 58 | 64 | |
7 | М.Л. | 28 | 44 | 45 | 39 | 45 | 48 | 21 | 29 | 50 | 45 | 46 | ||||||
8 | Е.Т. | 43 | 51 | 44 | 42 | 29 | 39 | 32 | 31 | 38 | 31 | 32 | 29 | 44 | 63 | 47 | 42 | |
9 | К.Ев. | 46 | 43 | 53 | 50 | 38 | 55 | 23 | 21 | 27 | 60 | 57 | 62 | |||||
10 | К.Н. | 37 | 36 | 35 | 63 | 44 | 41 | 58 | 65 | 31 | 24 | 33 | 50 | 44 | 49 | 60 | 71 | |
11 | К.Ел. | 52 | 45 | 48 | 61 | 48 | 40 | 51 | 58 | 32 | 30 | 28 | 40 | 60 | 68 | 46 | 72 | |
12 | У.В. | 42 | 51 | 47 | 53 | 48 | 53 | 56 | 69 | |||||||||
13 | Ч.А. | 58 | 56 | 60 | 59 | 29 | 21 | 64 | 64 | |||||||||
14 | С.А. | 43 | 53 | 60 | 67 | 43 | 45 | 53 | 66 | 31 | 36 | 46 | 57 | 41 | 45 | 66 | 73 | |
15 | В.Е. | 55 | 45 | 53 | 54 | 51 | 49 | 52 | 48 | |||||||||
Хср. | 46,4 | 46,6 | 50,3 | 54,0 | 44,7 | 44,1 | 49,7 | 53,0 | 36,1 | 32,9 | 36,2 | 42,3 | 50,3 | 51,8 | 58,0 | 60,4 | ||
Наглядно результаты диагностики важности сфер жизни на разных этапах исследования представлены на рисунке 1.
Анализ тенденций с помощью критерия Фридмана представлен в таблице 2.
Таблица 2
Статистический анализ тенденций по тесту-собеседованию «Сферы жизни»
Параметр | Критерий Фридмана, X2 | Уровень значимости, р |
Физическая среда | 3,00 | 0,39 |
Здоровье | 5,03 | 0,17 |
Деньги | 3,46 | 0,33 |
Отношения | 3,07 | 0,38 |
Рис. 1. Результаты диагностики важности сфер жизни на разных этапах исследования.
Результаты показали, что на всех этапах исследования иерархия важности жизненных сфер у испытуемых стабильна: наиболее значимы – отношения, наименее значимы – деньги, физическая среда, комфортность и здоровье имеют примерно одинаковую среднюю значимость в жизни испытуемых. От начала тренингов личностного роста к концу всех этапов тренинга наблюдается рост значимости в жизни всех ее сфер, однако, статистически динамика малозначимая.
Результаты по опроснику «Способы совладающего поведения» (ССП) Р. Лазаруса в группе испытуемых представлены в таблице 3. При этом в таблице отражены замеры: 1 – до тренингов; 2 – после первого курса тренинга; 3 – после второго курса тренинга; 4 – после посттренинговой программы.
Таблица 3
Результаты по опроснику «Способы совладающего поведения»
№ | Ф.И. | Конфронтация | Дистанцирование | Самоконтроль | Поиск поддержки | ||||||||||||||
Замеры | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | С.Ю. | 12 | 11 | 15 | 11 | 11 | 11 | 13 | 10 | 12 | 16 | 14 | 12 | 7 | 7 | 8 | 3 | ||
2 | Д.И. | 9 | 12 | 10 | 6 | 7 | 6 | 11 | 7 | 17 | 17 | 17 | 12 | 12 | 15 | 18 | 13 | ||
3 | С.О. | 14 | 13 | 12 | 11 | 12 | 12 | 12 | 10 | 14 | 15 | 12 | 13 | 14 | 12 | 9 | 10 | ||
4 | К.Е. | 7 | 12 | 8 | 8 | 11 | 10 | 7 | 10 | 14 | 13 | 14 | 12 | 7 | 12 | 10 | 10 | ||
5 | О.Ю. | 8 | 7 | 10 | 9 | 8 | 5 | 6 | 7 | 12 | 10 | 14 | 13 | 16 | 16 | 16 | 15 | ||
6 | У.Д. | 5 | 8 | 8 | 6 | 7 | 11 | 5 | 5 | 17 | 13 | 6 | 9 | 10 | 10 | 14 | 12 | ||
7 | М.Л. | 13 | 13 | 13 | 5 | 13 | 10 | 15 | 19 | 18 | 16 | 16 | 13 | ||||||
8 | Е.Т. | 6 | 7 | 11 | 8 | 2 | 9 | 8 | 7 | 12 | 15 | 11 | 10 | 14 | 16 | 15 | 12 | ||
9 | К.Ев. | 13 | 13 | 15 | 15 | 7 | 4 | 4 | 3 | 14 | 11 | 11 | 13 | 10 | 9 | 12 | 11 | ||
10 | К.Н. | 8 | 10 | 7 | 10 | 13 | 13 | 11 | 13 | 16 | 18 | 20 | 20 | 13 | 9 | 10 | 13 | ||
11 | К.Ел. | 7 | 10 | 14 | 10 | 12 | 3 | 9 | 10 | 19 | 12 | 15 | 16 | 15 | 15 | 17 | 15 | ||
12 | У.В. | 10 | 9 | 5 | 8 | 13 | 14 | 15 | 15 | ||||||||||
13 | Ч.А. | 10 | 12 | 7 | 5 | 4 | 3 | 12 | 11 | 11 | 13 | 15 | 15 | ||||||
14 | С.А. | 11 | 9 | 11 | 7 | 9 | 8 | 8 | 7 | 15 | 13 | 12 | 12 | 10 | 13 | 8 | 9 | ||
15 | В.Е. | 11 | 9 | 10 | 7 | 14 | 8 | 11 | 9 | ||||||||||
Хср. | 9,1 | 10,2 | 11,0 | 9,2 | 9,0 | 8,4 | 8,5 | 8,1 | 14,7 | 13,9 | 13,3 | 12,9 | 11,6 | 12,2 | 12,5 | 11,2 | |||
№ | Ф.И. | Ответственность | Бегство | Планирование | Переоценка | ||||||||||||||
Замеры | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | С.Ю. | 9 | 7 | 8 | 7 | 17 | 17 | 16 | 11 | 16 | 16 | 18 | 16 | 18 | 15 | 18 | 18 | ||
2 | Д.И. | 7 | 8 | 9 | 5 | 15 | 16 | 15 | 8 | 12 | 14 | 15 | 13 | 17 | 16 | 16 | 15 | ||
3 | С.О. | 10 | 8 | 7 | 5 | 11 | 15 | 12 | 8 | 13 | 14 | 14 | 14 | 19 | 14 | 17 | 15 | ||
4 | К.Е. | 10 | 11 | 8 | 8 | 13 | 17 | 13 | 11 | 12 | 12 | 10 | 14 | 15 | 12 | 13 | 14 | ||
5 | О.Ю. | 4 | 6 | 5 | 5 | 11 | 7 | 8 | 9 | 15 | 14 | 16 | 16 | 14 | 13 | 18 | 18 | ||
6 | У.Д. | 5 | 7 | 5 | 5 | 7 | 9 | 3 | 5 | 12 | 12 | 13 | 12 | 8 | 11 | 16 | 15 | ||
7 | М.Л. | 7 | 12 | 5 | 19 | 22 | 17 | 13 | 15 | 11 | 17 | 16 | 15 | ||||||
8 | Е.Т. | 1 | 6 | 5 | 3 | 8 | 14 | 13 | 13 | 14 | 13 | 15 | 15 | 9 | 12 | 13 | 12 | ||
9 | К.Ев. | 7 | 7 | 6 | 7 | 11 | 7 | 6 | 8 | 13 | 17 | 14 | 17 | 17 | 18 | 16 | 17 | ||
10 | К.Н. | 10 | 12 | 12 | 10 | 20 | 17 | 12 | 13 | 11 | 12 | 14 | 15 | 14 | 15 | 17 | 20 | ||
11 | К.Ел. | 10 | 11 | 9 | 9 | 13 | 15 | 17 | 13 | 17 | 16 | 17 | 15 | 20 | 20 | 20 | 19 | ||
12 | У.В. | 7 | 8 | 9 | 8 | 18 | 18 | 16 | 16 | ||||||||||
13 | Ч.А. | 6 | 6 | 6 | 12 | 7 | 7 | 18 | 15 | 16 | 15 | 18 | 17 | ||||||
14 | С.А. | 9 | 10 | 8 | 8 | 9 | 10 | 11 | 10 | 10 | 13 | 11 | 12 | 11 | 14 | 10 | 11 | ||
15 | В.Е. | 8 | 6 | 13 | 6 | 12 | 12 | 13 | 13 | ||||||||||
Хср. | 7,5 | 8,5 | 7,5 | 6,5 | 12,3 | 13,1 | 11,5 | 9,9 | 13,2 | 13,9 | 14,3 | 14,5 | 14,7 | 14,5 | 15,8 | 15,8 | |||
Анализ тенденций с помощью критерия Фридмана представлен в таблице 4.
Таблица 4
Статистический анализ тенденций по копинг-тесту
Параметр | Критерий Фридмана, X2 | Уровень значимости, р |
Конфронтационный | 5,68 | 0,13 |
Дистанцирование | 5,84 | 0,12 |
Самоконтроль | 3,48 | 0,32 |
Поиск соц. поддержки | 3,15 | 0,37 |
Принятие ответственности | 11,78 | 0,01 |
Бегство-убегание | 6,43 | 0,09 |
Планирование решения проблемы | 8,16 | 0,04 |
Положительная переоценка | 1,18 | 0,76 |
Наглядно результаты диагностики напряженности копинг-стратегий на разных этапах исследования представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты диагностики напряженности копинг-стратегий на разных этапах исследования.
Результаты показали, что в среднем и до тренингов и после тренингов у испытуемых ведущими являются такие стратегии совладания со стрессом как положительная переоценка (положительное переосмысление, рассмотрение проблемы как стимула для личностного роста); самоконтроль (целенаправленное подавление и сдерживание эмоций); планирование решения проблемы (целенаправленный анализ ситуации и возможных вариантов поведения). Наименее используемыми стратегиями являются: принятие ответственности (самокритика, самообвинение), дистанцирование (отстранение, переключение внимания) и конфронтация (поведенческая активность).
Статистически значимым является снижение напряженности стратегии принятия ответственности и повышение напряженности стратегии планирования решения проблемы. То есть, по мере прохождения курсов тренингов личностного роста у испытуемых снижалось самообвинение, самокритика в стрессовых ситуациях и развивалась стратегия целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.
Результаты по опроснику эмоционального интеллекта «ЭМИН» представлены в таблице 5. При этом в таблице отражены замеры: 1 – до тренингов; 2 – после первого курса тренинга; 3 – после второго курса тренинга; 4 – после посттренинговой программы.
Таблица 5
Результаты по опроснику эмоционального интеллекта «ЭМИН»
№ | Ф.И. | Эмоциональный интеллект | ||||
Замеры | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | С.Ю. | 100 | 115 | 121 | 133 | |
2 | Д.И. | 116 | 77 | 86 | 81 | |
3 | С.О. | 85 | 86 | 97 | 99 | |
4 | К.Е. | 62 | 75 | 68 | 75 | |
5 | О.Ю. | 109 | 106 | 119 | 114 | |
6 | У.Д. | 81 | 84 | 100 | 120 | |
7 | М.Л. | 87 | 77 | 78 | ||
8 | Е.Т. | 72 | 69 | 56 | 73 | |
9 | К.Ев. | 102 | 105 | 105 | 117 | |
10 | К.Н. | 76 | 88 | 99 | 120 | |
11 | К.Ел. | 73 | 80 | 92 | 88 | |
12 | У.В. | 90 | 98 | |||
13 | Ч.А. | 91 | 109 | 101 | ||
14 | С.А. | 61 | 74 | 59 | 68 | |
15 | В.Е. | 86 | 85 | |||
Хср. | 85,2 | 87,2 | 91,1 | 98,9 | ||
Наглядно результаты диагностики эмоционального интеллекта на разных этапах исследования представлены на рисунке 3.
Анализ тенденций с помощью критерия Фридмана представлен в таблице 6.
Таблица 6
Статистический анализ тенденций эмоционального интеллекта
Параметр | Критерий Фридмана, X2 | Уровень значимости, р |
Эмоциональный интеллект | 12,64 | 0,00 |
Рис. 3. Результаты диагностики эмоционального интеллекта на разных этапах исследования.
Результаты показали, что от начала тренингов личностного роста к концу всех этапов тренинга у испытуемых наблюдается рост эмоционального интеллекта от среднего уровня к высокому. Статистический анализ показал, что положительная динамика в развитии эмоционального интеллекта достоверна.
Результаты по методике исследования самоотношения (МИС) (С.Р. Пантелеев) в группе испытуемых представлены в таблице 7. При этом в таблице отражены замеры: 1 – до тренингов; 2 – после первого курса тренинга; 3 – после второго курса тренинга; 4 – после посттренинговой программы.
Таблица 7
Результаты по методике исследования самоотношения (МИС)
№ | Ф.И. | Замкнутость | Самоуверенность | Саморуководство | |||||||||||
Замеры | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | С.Ю. | 5 | 5 | 5 | 5 | 7 | 10 | 10 | 9 | 8 | 9 | 9 | 9 | ||
2 | Д.И. | 5 | 5 | 6 | 6 | 9 | 5 | 7 | 7 | 6 | 6 | 8 | 6 | ||
3 | С.О. | 7 | 6 | 6 | 6 | 8 | 6 | 8 | 7 | 4 | 4 | 9 | 9 | ||
4 | К.Е. | 6 | 5 | 6 | 5 | 6 | 7 | 6 | 8 | 6 | 8 | 6 | 8 | ||
5 | О.Ю. | 6 | 5 | 6 | 6 | 9 | 8 | 9 | 8 | 8 | 8 | 8 | 7 | ||
6 | У.Д. | 6 | 7 | 7 | 6 | 9 | 5 | 8 | 9 | 7 | 5 | 8 | 8 | ||
7 | М.Л. | 4 | 4 | 4 | 7 | 6 | 4 | 5 | 7 | 3 | |||||
8 | Е.Т. | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 6 | 7 | 4 | 8 | 4 | 4 | ||
9 | К.Ев. | 4 | 5 | 5 | 6 | 7 | 9 | 9 | 9 | 7 | 9 | 7 | 8 | ||
10 | К.Н. | 7 | 5 | 5 | 7 | 7 | 5 | 8 | 9 | 3 | 5 | 6 | 8 | ||
11 | К.Ел. | 5 | 5 | 7 | 7 | 8 | 7 | 8 | 9 | 9 | 7 | 8 | 8 | ||
12 | У.В. | 5 | 6 | 9 | 9 | 9 | 8 | ||||||||
13 | Ч.А. | 6 | 9 | 6 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 7 | |||||
14 | С.А. | 6 | 7 | 5 | 6 | 8 | 7 | 7 | 10 | 7 | 8 | 7 | 9 | ||
15 | В.Е. | 6 | 6 | 9 | 9 | 5 | 7 | ||||||||
Хср. | 5,6 | 5,5 | 5,6 | 5,9 | 7,5 | 6,6 | 7,8 | 8,4 | 6,3 | 7,0 | 7,3 | 7,6 | |||
№ | Ф.И. | Отраженное самоотношение | Самоценность | Самопринятие | |||||||||||
Замеры | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | С.Ю. | 7 | 7 | 6 | 7 | 6 | 10 | 10 | 10 | 9 | 8 | 9 | 8 | ||
2 | Д.И. | 8 | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 | 6 | 7 | 9 | 7 | 7 | 7 | ||
3 | С.О. | 8 | 6 | 7 | 6 | 9 | 5 | 10 | 10 | 4 | 5 | 7 | 8 | ||
4 | К.Е. | 6 | 9 | 6 | 7 | 5 | 7 | 7 | 8 | 3 | 5 | 5 | 6 | ||
5 | О.Ю. | 9 | 8 | 7 | 7 | 10 | 8 | 10 | 9 | 8 | 8 | 8 | 9 | ||
6 | У.Д. | 8 | 6 | 10 | 8 | 7 | 6 | 10 | 9 | 8 | 5 | 9 | 8 | ||
7 | М.Л. | 6 | 6 | 4 | 9 | 8 | 7 | 4 | 5 | 3 | |||||
8 | Е.Т. | 3 | 6 | 5 | 6 | 5 | 7 | 5 | 7 | 9 | 5 | 10 | 10 | ||
9 | К.Ев. | 6 | 7 | 6 | 7 | 8 | 8 | 8 | 9 | 8 | 7 | 8 | 8 | ||
10 | К.Н. | 5 | 6 | 6 | 8 | 8 | 5 | 7 | 8 | 8 | 7 | 9 | 7 | ||
11 | К.Ел. | 8 | 5 | 7 | 7 | 9 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 8 | 9 | ||
12 | У.В. | 10 | 10 | 9 | 10 | 7 | 9 | ||||||||
13 | Ч.А. | 8 | 6 | 8 | 7 | 9 | 7 | 6 | 7 | 8 | |||||
14 | С.А. | 6 | 6 | 4 | 8 | 9 | 6 | 6 | 7 | 6 | 7 | 10 | 7 | ||
15 | В.Е. | 5 | 7 | 10 | 10 | 7 | 7 | ||||||||
Хср. | 6,7 | 6,6 | 6,5 | 7,0 | 7,5 | 6,9 | 8,1 | 8,5 | 7,5 | 6,7 | 8,2 | 7,9 | |||
№ | Ф.И. | Самопривязанность | Внутренняя конфликтность | Самообвинение | |||||||||||
Замеры | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | С.Ю. | 5 | 7 | 6 | 6 | 6 | 5 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 4 | ||
2 | Д.И. | 1 | 1 | 3 | 3 | 10 | 5 | 5 | 6 | 9 | 6 | 5 | 4 | ||
3 | С.О. | 5 | 5 | 7 | 8 | 5 | 6 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 6 | ||
4 | К.Е. | 1 | 3 | 3 | 2 | 6 | 4 | 6 | 5 | 7 | 4 | 4 | 6 | ||
5 | О.Ю. | 6 | 5 | 6 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | ||
6 | У.Д. | 6 | 4 | 8 | 7 | 1 | 4 | 1 | 2 | 4 | 4 | 1 | 1 | ||
7 | М.Л. | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 6 | 8 | 7 | |||||
8 | Е.Т. | 2 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | 5 | 5 | 6 | 5 | 6 | 7 | ||
9 | К.Ев. | 2 | 5 | 4 | 7 | 6 | 5 | 5 | 4 | 6 | 6 | 4 | 5 | ||
10 | К.Н. | 6 | 3 | 5 | 6 | 9 | 7 | 4 | 4 | 7 | 7 | 7 | 4 | ||
11 | К.Ел. | 5 | 7 | 7 | 7 | 4 | 4 | 5 | 2 | 4 | 4 | 4 | 1 | ||
12 | У.В. | 7 | 7 | 4 | 2 | 4 | 1 | ||||||||
13 | Ч.А. | 5 | 7 | 6 | 4 | 1 | 2 | 4 | 2 | 4 | |||||
14 | С.А. | 5 | 7 | 5 | 5 | 10 | 5 | 8 | 5 | 8 | 9 | 6 | 6 | ||
15 | В.Е. | 2 | 6 | 5 | 5 | 4 | 2 | ||||||||
Хср. | 4,0 | 4,7 | 5,4 | 5,5 | 6,1 | 5,0 | 4,6 | 3,8 | 5,6 | 5,0 | 4,3 | 4,3 | |||
Наглядно результаты диагностики самоотношения на разных этапах исследования представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Результаты диагностики самоотношения на разных этапах исследования.
Анализ тенденций с помощью критерия Фридмана представлен в таблице 8.
Таблица 8
Статистический анализ тенденций по методике исследования самоотношения
Параметр | Критерий Фридмана, X2 | Уровень значимости, р |
Замкнутость | 1,42 | 0,70 |
Самоуверенность | 8,28 | 0,04 |
Саморуководство | 4,53 | 0,21 |
Отраженное самоотношение | 1,83 | 0,61 |
Самоценность | 11,44 | 0,01 |
Самопринятие | 5,60 | 0,13 |
Самопривязанность | 7,53 | 0,06 |
Внутренняя конфликтность | 11,63 | 0,01 |
Самообвинение | 5,63 | 0,13 |
Результаты показали, что в среднем у испытуемых от начала к окончанию тренингов личностного роста повысилась самоуверенность, самоценность, саморуководство, самопривязанность. Практически не изменились самопринятие, отраженное самоотношение, самоценность, снизилась внутренняя конфликтность и самообвинение. Статистически значимым является повышение самоуверенности, самоценности и снижение внутренней конфликтности. То есть, по мере прохождения курсов тренингов личностного роста у испытуемых снижалась склонность к самокопанию, несогласию с собой, повышалась самоуверенность, ощущение силы собственного «Я», смелость в общении, мотивация успеха, ценность собственного «Я» для других, богатство внутреннего мира, восприятие себя как индивидуальности.
Результаты по тесту жизнестойкости С. Мадди представлены в таблице 9. При этом в таблице отражены замеры: 1 – до тренингов; 2 – после первого курса тренинга; 3 – после второго курса тренинга; 4 – после посттренинговой программы.
Таблица 9
Результаты по тесту жизнестойкости С. Мадди
№ | Ф.И. | Жизнестойкость | ||||
Замеры | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | С.Ю. | 70 | 94 | 113 | 107 | |
2 | Д.И. | 69 | 67 | 84 | 70 | |
3 | С.О. | 74 | 67 | 88 | 83 | |
4 | К.Е. | 89 | 95 | 86 | 82 | |
5 | О.Ю. | 97 | 113 | 105 | 109 | |
6 | У.Д. | 82 | 84 | 107 | 102 | |
7 | М.Л. | 63 | 56 | 61 | ||
8 | Е.Т. | 49 | 39 | 46 | 44 | |
9 | К.Ев. | 90 | 100 | 95 | 104 | |
10 | К.Н. | 40 | 39 | 62 | 100 | |
11 | К.Ел. | 76 | 75 | 79 | 87 | |
12 | У.В. | 102 | 96 | |||
13 | Ч.А. | 107 | 124 | 105 | ||
14 | С.А. | 84 | 77 | 77 | 87 | |
15 | В.Е. | 67 | 81 | |||
Хср. | 74,5 | 77,3 | 85,6 | 88,6 | ||
Наглядно результаты диагностики жизнестойкости на разных этапах исследования представлены на рисунке 5.
Анализ тенденций с помощью критерия Фридмана представлен в таблице 10.
Таблица 10
Статистический анализ тенденций жизнестойкости
Параметр | Критерий Фридмана, X2 | Уровень значимости, р |
Жизнестойкость | 7,35 | 0,06 |
Рис. 5. Результаты диагностики жизнестойкости на разных этапах исследования.
Результаты показали, что от начала тренингов личностного роста к концу всех этапов тренинга у испытуемых наблюдается рост уровня жизнестойкости, то есть системы убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. Однако положительная динамика не достигает статистической значимости.
Результаты по шкале экзистенции (тест ШЭ) А. Лэнгле и К. Орглер представлены в таблице 11. При этом в таблице отражены замеры: 1 – до тренингов; 2 – после первого курса тренинга; 3 – после второго курса тренинга; 4 – после посттренинговой программы.
Таблица 11
Результаты по шкале экзистенции
№ | Ф.И. | Исполненность | ||||
Замеры | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | С.Ю. | 165 | 216 | 229 | 240 | |
2 | Д.И. | 196 | 192 | 205 | 196 | |
3 | С.О. | 182 | 205 | 222 | 220 | |
4 | К.Е. | 163 | 171 | 181 | 185 | |
5 | О.Ю. | 228 | 236 | 234 | 220 | |
6 | У.Д. | 220 | 178 | 220 | 241 | |
7 | М.Л. | 152 | 154 | 152 | ||
8 | Е.Т. | 168 | 204 | 147 | 194 | |
9 | К.Ев. | 180 | 220 | 220 | 227 | |
10 | К.Н. | 144 | 163 | 199 | 200 | |
11 | К.Ел. | 198 | 203 | 190 | 191 | |
12 | У.В. | 224 | 211 | |||
13 | Ч.А. | 240 | 243 | 245 | ||
14 | С.А. | 178 | 199 | 184 | 187 | |
15 | В.Е. | 215 | 193 | |||
Хср. | 183,8 | 198,8 | 202,8 | 209,2 | ||
Наглядно результаты диагностики исполненности на разных этапах исследования представлены на рисунке 6.
Анализ тенденций с помощью критерия Фридмана представлен в таблице 12.
Таблица 12
Статистический анализ тенденций жизнестойкости
Параметр | Критерий Фридмана, X2 | Уровень значимости, р |
Исполненность | 7,99 | 0,05 |
Рис. 6. Результаты диагностики исполненности на разных этапах исследования.
Результаты показали, что от начала тренингов личностного роста к концу всех этапов тренинга у испытуемых наблюдается рост уровня исполенности, при этом на всех этапах – уровень исполенности средний. Положительная динамика достигает статистической значимости, то есть по мере прохождения тренингов личностного роста испытуемые становились более открытыми, восприимчивыми, ясными, готовыми к действию и имеющими чувство долга.
Также для оценки эффективности тренингов личностного роста для развития эмоционального интеллекта применялся Т-критерий Вилкоксона. Сравнивались результаты до тренинга и результаты после окончания всей программы. Статистический анализ представлен в таблице 13.
Таблица 13
Статистический анализ результатов
Методика | Параметр | Тэмп | Уровень значимости, р |
Тест-собеседование «Сферы жизни» | Физическая среда | 19,5 | 0,13 |
Здоровье | 6,5 | 0,01 | |
Деньги | 22,5 | 0,20 | |
Отношения | 11,0 | 0,05 | |
«Способы совладающего поведения» | Конфронтационный | 35,0 | 0,75 |
Дистанцирование | 21,0 | 0,28 | |
Самоконтроль | 20,5 | 0,15 | |
Поиск соц. поддержки | 25,5 | 0,50 | |
Принятие ответственности | 5,0 | 0,02 | |
Бегство-убегание | 9,5 | 0,02 | |
Планирование решения проблемы | 21,0 | 0,28 | |
Положительная переоценка | 18,5 | 0,36 | |
ЭМИН | Эмоциональный интеллект | 15,0 | 0,03 |
Методика исследования самоотношения | Замкнутость | 4,0 | 0,34 |
Самоуверенность | 22,0 | 0,33 | |
Саморуководство | 18,5 | 0,20 | |
Отраженное самоотношение | 26,0 | 0,15 | |
Самоценность | 18,0 | 1,33 | |
Самопринятие | 24,5 | 0,45 | |
Самопривязанность | 3,0 | 0,01 | |
Внутренняя конфликтность | 3,0 | 0,01 | |
Самообвинение | 10,5 | 0,08 | |
Тест жизнестойкости | Жизнестойкость | 16,0 | 0,04 |
Шкала экзистенции | Исполненность | 5,0 | 0,01 |
Статистический анализ показал значимую динамику в показателях: здоровья (р≤0,01), отношений (р≤0,05), принятия ответственности при стрессовых ситуациях (р≤0,05), избегания проблем (р≤0,05), эмоционального интеллекта (р≤0,05), самопривязанности (р≤0,01), внутренней конфликтности (р≤0,01), жизнестойкости (р≤0,05), исполненности жизни (р≤0,01).
Таким образом, у испытуемых после проведения программы тренингов личностного роста значительно повысилась осмысленность в жизни, внутреннее согласие, ощущение самодостаточности, снизилась внутренняя конфликтность, возрос уровень жизнестойкости и уровень эмоционального интеллекта. Испытуемые стали меньше избегать проблем и обвинять в них себя, для них возросла значимость таких сфер жизни как здоровье и отношения с другими людьми. Можно сказать, что программа тренингов личностного роста оказалась эффективной для испытуемых.
Выводы по главе 2
- Эмпирическое исследование было организовано с целью выявления влияния тренингов личностного роста на развитие эмоционального интеллекта. Испытуемые проходили программу «Тренинг Личностного Роста». Это трехступенчатый курс с целью повысить уровень личной эффективности.
- На всех этапах исследования иерархия важности жизненных сфер у испытуемых стабильна: наиболее значимы – отношения, наименее значимы – деньги. Физическая среда, комфортность и здоровье имеют примерно одинаковую среднюю значимость в жизни испытуемых. От начала тренингов личностного роста к концу всех этапов тренинга наблюдается незначительный рост значимости в жизни всех ее сфер.
- В среднем и до тренингов и после тренингов у испытуемых ведущими являются такие стратегии совладания со стрессом как положительная переоценка; самоконтроль и планирование решения проблемы. По мере прохождения курсов тренингов личностного роста у испытуемых снижалось самообвинение, самокритика в стрессовых ситуациях и развивалась стратегия целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.
- От начала тренингов личностного роста к концу всех этапов тренинга у испытуемых наблюдается рост эмоционального интеллекта от среднего уровня к высокому.
- От начала к окончанию тренингов личностного роста повышалась самоуверенность, самоценность и снижалась склонность к самокопанию, несогласию с собой.
- От начала тренингов личностного роста к концу всех этапов тренинга у испытуемых наблюдается незначительный рост уровня жизнестойкости, то есть системы убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации.
- От начала тренингов личностного роста к концу всех этапов тренинга у испытуемых наблюдается рост уровня исполненности, при этом на всех этапах – уровень исполненности средний, то есть по мере прохождения тренингов личностного роста испытуемые становились более открытыми, восприимчивыми, ясными, готовыми к действию и имеющими чувство долга.
- По сравнению с данными диагностики до тренингов, после проведения программы тренингов личностного роста у испытуемых значительно повысилась осмысленность в жизни, внутреннее согласие, ощущение самодостаточности, снизилась внутренняя конфликтность, возрос уровень жизнестойкости и уровень эмоционального интеллекта. Испытуемые стали меньше избегать проблем и обвинять в них себя, для них возросла значимость таких сфер жизни как здоровье и отношения с другими людьми. Можно сказать, что программа тренингов личностного роста оказалась эффективной для испытуемых.
Заключение
Данное исследования было организовано с целью изучения эмоционального интеллекта и влияния на него тренингов личностного роста. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что эмоциональный интеллект – это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией. В настоящее время не выработано четких принципов развития эмоционального интеллекта. Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню развития внутреннего мира человека. К биологическим предпосылкам эмоционального интеллекта относятся уровень ЭИ родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации. B качестве социальных предпосылок эмоционального интеллекта рассматриваются синтония, самосознание, уверенность в эмоциональной компетентности, уровень образования родителей и семейный доход, эмоционально благополучные отношения между родителями, андрогинность, внешний локус контроля, религиозность. Также выделяют следующие характеристики, развитие которых способствуют развитию эмоционального интеллекта: самоосознанность, самообладание, мотивация, проявление чуткости, коммуникация. Мы также предполагаем, что к факторам развития эмоционального интеллекта можно причислить самоотношение, жизнестойкость, конструктивные стратегии совладания со стрессом.
Тренинг личностного роста предлагает обучающую среду, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты, создаваемые им в жизни. Поэтому тренинги личностного роста могут успешно применяться для развития эмоционального интеллекта.
Эмпирическое исследование включало в себя диагностику на четырех этапах и проведение тренингов личностного. Испытуемые проходили программу «Тренинг Личностного Роста». Это трехступенчатый курс с целью повысить уровень личной эффективности.
При анализе результатов выяснилось, что от начала тренингов личностного роста к концу всех этапов тренинга наблюдается незначительный рост значимости в жизни всех ее сфер – физической среды, здоровья, денег, отношений. По мере прохождения курсов тренингов личностного роста у испытуемых снижалось самообвинение, самокритика в стрессовых ситуациях и развивалась стратегия целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов, наблюдался рост эмоционального интеллекта от среднего уровня к высокому, незначительный рост уровня жизнестойкости,
От начала к окончанию тренингов личностного роста повышалась самоуверенность, самоценность и снижалась склонность к самокопанию, несогласию с собой, наблюдался рост уровня исполенности.
По сравнению с данными диагностики до тренингов, после проведения программы тренингов личностного роста у испытуемых значительно повысилась осмысленность в жизни, внутреннее согласие, ощущение самодостаточности, снизилась внутренняя конфликтность, возрос уровень жизнестойкости и уровень эмоционального интеллекта. Испытуемые стали меньше избегать проблем и обвинять в них себя, для них возросла значимость таких сфер жизни как здоровье и отношения с другими людьми.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: тренинги личностного роста способствуют развитию эмоционального интеллекта, так же развитию самоотношения, жизнестойкости, конструктивных копинг-стратегий
Список литературы
- Акимова М.К., Семенов С.Ю. Стили защитно-совладающего поведения у зависимых и независимых от психоактивных веществ подростков // Вопросы психологии. – № 1 – 2008. – С. 54-63.
- Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 82 – 90.
- Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. № 5. С 83 – 95.
- Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 57 – 65.
- Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78–86.
- Березовская Т.П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников // Когнитивная психология: сб. ст. – Мн.: БГПУ, 2006. – С. 16 – 20.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 64 с.
- Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное изучение самооценки. Автореферат дисс. докт. психол. наук. – М., МГУ, 1999. – 89с.
- Власова О.И. Психология социальных способностей: структура, динамика, факторы развития: Монография. – К.: «Киевский университет», 2005. – 48с.
- Волкова М.Н. Психология субъекта: Хрестоматия. – Владивосток: М. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2007. – 182 с.
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: ACT: ACT, 2009. – 478с.
- Дружинин В. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. – СПб.: ИМАТОН-М, 2000. – 156 с.
- Колышко А.М. Психология самоотношения: Учеб. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 102с.
- Кравцов Г.Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 53–64.
- Кривцова С.В., Лэнгле А., Орглер К. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер. 2009. – 59с.
- Крупчак М.М. Проблема личностного роста // Психологические аспекты профессионального становления. – М., 2009. – 53с.
- Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающго поведения // Психологический журнал. – Том 29. – 2008. – №2. – С. 88-95.
- Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. – 2007. – № 3. – С. 93-112.
- Лазарус Р. Фолькман С. Копинг и адаптация. – Нью-Йорк: 1984. – 141с.
- Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. – СПб.: Алетейя, 2001. – 346с.
- Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2004. – 256с.
- Лебедева Л.Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб, 2003. – 256 с.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М: Смысл, 2006. – 63с.
- Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. – М.: Эксмо, 2008. – 400с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.– 444 с.
- Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика.- 2006. -№4. — С. 3-22.
- Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 176с.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Под ред. Г.А. Балла, А.Н. Леонтьева и др. – М.: Смысл, 1999. – 425 с.
- Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб.: Речь, 2009. — 250 с.
- Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – М.: АСТ: Хранитель, 2008. – 671 с.
- Носенко Е. Л. Эмоциональный интеллект: концептуализация феномена, основные функции / Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига. – Киев, 2003. – 126 с.
- Пантелеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания: Хрестоматия по социал.психологии личности / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. Дом “БАХРАХ-М”, 2007. – С. 45 – 97.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 2-е изд. стереотип. –М.: Академия, 2000. – 512с.
- Робертс Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. – 2004. – Т.1. № 4. – С. 3–24.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М., 1973. – 424 с.
- Семенака С.И. Развитие эмпатийных проявлений у детей как условие формирования эмоционального интеллекта // Начальная школа: плюс до и после. — 2–13. – №6. – С.34 – 40.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2007. – 350с.
- Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие). – Ставрополь, 2008. – 240 с.
- Степанов С. Личностный рост: издержки цивилизации // Первое сентября. – 2001. — №30. – С. 2 – 4.
- Столин В. В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 288с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 144с.
- Mayer J.D. Emotion, intelligence, emotional in telligence // Forgas J.P. (ed.). The handbook of affect and social cognition. Mahwah, NJ: Law rence Erlbaum, 2000. P. 410—431.
- Mayer J.D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence as zeitgeist, as personality and as a standard intelligence // R. BarOn, J.D.A. Parker (Eds.). Handbook of emotional intelligence. N.Y.: JosseyBass, 2000. P. 92—117.
- Mayer J.D., Salovey P., Caruso D. Emotional in telligence: Theory, Findings, and Implications // Psychological Inquiry, 2004. V. 15. N 3. P. 197— 215.
- Ortony A., Clore G. L., Collins A. The cognitive structure of emotions. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф