Заявка на расчет
Меню Услуги

Практика организации надомного социального обслуживания пожилых граждан. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


Глава 2. Результаты практического исследования

2.1. Надомное социальное обслуживание как эффективный механизм развития стационарозамещающих форм помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам

На основах действующих законов в РФ сформирована система управлений и сеть учреждений, предоставляемых социальные услуги населению. В настоящее время около 14 млн. человек в России (пожилых граждан, инвалидов, детей-инвалидов) нуждаются в социальном обслуживании. По данным, опубликованным на сайте Минтруда и соцзащиты РФ на 2015 г., насчитывается 4192 государственных учреждения, предоставляющих социальное обслуживание пожилым гражданам и инвалидам:

— 1406 стационаров для граждан пожилого возраста и инвалидов, из них 30 геронтологических центров,

— 840 домов интернатов общего типа,

— 505 психоневрологических домов интернатов.

— 132 стационара для детей инвалидов

— 42 социально-оздоровительных центра

— 2201 центр социального обслуживания, где функционируют 11231 отделение социального обслуживания на дому,

— 1436 отделений социально-медицинского обслуживания на дому,

— 1976 отделений срочного социального обслуживания на дому,

— 825 отделений социально-реабилитационных служб.

— 233 специальных дома для одиноких престарелых

— 28 иных специализированных домов [18].

По данным отделений социального обслуживания приоритет отдается оказанию услуг на дому для граждан пожилого возраста и инвалидов. Данная форма является более экономичной, по сравнению со стационарными учреждениями, но в то же время нацелена на сохранение привычной среды обитания граждан.

В 2015 г. надомные услуги предоставлены 1,3 млн. граждан пожилого возраста и инвалидам, в то время как в 2014 г. их получили всего 362 тыс. граждан. Медицинское обслуживание на дому предоставлено 103,3 тыс. гражданам, а в 2014 г. — 150,5 тыс. гражданам. Срочное социальное обслуживание предоставлено 11,9 млн. граждан, в 2014 г. получили на 500 тыс. граждан меньше.

Предоставление социального обслуживания на дому заметно расширилась в 2015 г. за счет увеличения количества центров, по сравнению с 2014 г. Сейчас в очереди на обслуживание 12,4 тыс. человек, в 2014 г. было свыше 131 тыс. человек [18].

Растущие темпы прироста отделений социального обслуживания на дому и специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому выражают преобладающую тенденцию: дать пожилым людям возможность как можно дольше оставаться полноценными членами общества, проживать в домашних условиях, пользуясь для этого необходимыми социальными услугами. С этой целью учреждениями системы социальной защиты увеличивается спектр оказываемых услуг на дому, активно ведётся поиск инновационных технологий по организации предоставления социальных услуг данной категории граждан.

Технология надомного социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в Амурском районе определяется как одна из приоритетных, обеспечивая одну из главных задач социальных служб — максимальное приближение социальных услуг к месту проживания клиента, реализацию принципа адресности и доступности услуг для маломобильных граждан округа.

С целью информирования населения о надомном социальном обслуживании сформированы информационные папки, которые размещены в администрациях муниципальных образований района. Информация в папках регулярно обновляется.

Все социальные работники работают по индивидуальному графику. При его составлении учитывается необходимая частота посещений обслуживаемых ими граждан, характер и количество оказываемых услуг, компактность проживания. При необходимости графики пересматриваются.

При составлении перечней услуг на весенне-летний и осенне-зимний периоды заведующими отделениями проводилась корректировка структуры рабочего дня социальных работников в зависимости от количества оказываемых услуг.

Ведется активное сотрудничество с председателями советов ветеранов, медицинскими учреждениями, главами и специалистами муниципальных образований района по выявлению  граждан, нуждающихся в надомных социальных услугах.

Специалистами отдела опытно-экспериментальной и инновационной работы Краевого Государственного Бюджетного Учреждения «Амурский Комплексный Центр Социального Обслуживания Населения» выявлены наиболее эффективные формы организации социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. К ним относятся: служба социальных помощников; стационар на дому; санаторий на дому; домашнее визитирование; программа по обучению граждан пожилого возраста и инвалидов на дому правильному и здоровому питанию «Здоровое питание»; библиотерапия; гимнастика на дому; бригадный метод обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому.

Анализ организации обслуживания граждан в надомных условиях в Амурском районе выявил востребованные инновационные технологии социального обслуживания, одной из которых, наиболее приемлемой в наших условиях, является бригадный метод социального обслуживания.

С февраля 2012 г. в учреждениях социального обслуживания Амурского района внедрена надомная форма социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов посредством социальных бригад для предоставления социальных услуг, требующих коллективного выполнения.

Основная идея состояла в объединении социальных и медицинских работников (в рамках отделений) в профильные бригады в отличие от сложившейся схемы обслуживания, когда один социальный работник оказывает клиенту весь спектр социальных услуг.

В соответствии с Положением об отделении надомного обслуживания Комплексного Центра социального обслуживания населения в Центре основными задачами являются:

— направленность на обслуживание пожилых людей с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей клиента;

— организация более полного и качественного обслуживания с использованием наиболее приемлемых для клиентов форм и объемов услуг;

— создание комфортных условий для клиента, его максимальная независимость, автономность, невмешательство в частную жизнь;

— уменьшение личной зависимости клиента от конкретного социального работника;

— рациональное использование знаний и умений кадров, профессионального мастерства, личностных качеств социальных работников;

— дифференцированный подход к нагрузке социального работника;

— экономия рабочего времени социального работника;

— возможность централизованной доставки промышленных товаров, продуктов транспортными средствами;

— комплексный подход к сотрудничеству с различными организациями и учреждениями города.

В учреждении сформированы и функционируют несколько социальных бригад.

— по приобретению и доставке на дом продуктов питания (промышленных товаров) — 3 бригады (6 чел.);

— по проведению генеральных уборок — 3 (9 чел.);

— по приготовлению и подаче пищи — 3 (18 чел.);

— по оплате коммунальных услуг и сбору документов — 3 (3 чел.);

— по выписке льготных рецептов и доставке лекарственных препаратов -3 (з чел.);

— по доставке технических средств ухода и реабилитации, сопровождению в ЛПУ, содействию в проведении МСЭ — 3 (3 чел.);

— по оказанию медицинской помощи (наблюдение, обеспечение ухода, проведение процедур) — 3 (12 чел.).

Анализ внедрения надомного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов посредством социальных бригад

Отмечены следующие положительные изменения:

— повысилась рациональность использования рабочего время и увеличилась производительность труда социальных работников;

— повысились уровень качества предоставляемых услуг и степень удовлетворенности клиентов социальным обслуживанием;

— возросло количество посещений клиентов специалистами отделения при сохранившемся объёме социального обслуживания;

— улучшилось психоэмоциональное состояние клиентов.

При специализированном отделении социально-медицинского отделения для своих клиентов с 2013 г. была введена новая услуга – «Санаторий на дому». В силу своего возраста, физического и материального состояния многие пенсионеры не могут выехать по путевке за пределы своей квартиры.

«Санаторий на дому» был организован для помощи одиноким пожилым людям, имеющим серьезные проблемы со здоровьем. Основные причины обращений – помощь в ускоренном восстановлении после болезней, травм, профилактика хронических заболеваний, уменьшение риска послеоперационных осложнений, необходимость психологической поддержки, обучение практическим навыкам по уходу за малоподвижными гражданами.

Работа «Санатория на дому» направлена на максимальное восстановление здоровья и способности к самообслуживанию пожилых людей в комфортных и привычных для них условиях. Терапия включает комплекс услуг для улучшения самочувствия, повышения иммунитета, а также просветительскую работу с пациентами по санитарной гигиене и диетологии. Программа по улучшению качества жизни пенсионеров полностью ориентирована на их потребности и включает в себя десятидневный реабилитационный курс. В перечень услуг входит обследование врача и назначение процедур с проведением мониторинга состояния здоровья. При этом учитывается диагноз основного и сопутствующего заболевания, общее самочувствие клиента. Затем составляется индивидуальный план реабилитации, включающий магнитотерапию, рефлексотерапию на аппаратах «ДЕНАС», ингаляции, водные процедуры, витаминотерапию и др.

Эти услуги  востребованы у клиентов Центра, позволяют улучшить физическое и психологическое состояние пожилых граждан и инвалидов, поднять на новый уровень возможности учреждений социального обслуживания.

Преимуществами проведения реабилитационных мероприятий на дому можно считать также исключение заражения внутрибольничной инфекцией и возможность одновременного оздоровления супружеской пары. Пожилые люди отмечают эффект от домашнего лечения уже после первого дня проведения процедур.

В данном проекте участвуют специалисты Центра, психологи, медицинские работники.

Большое значение при работе с клиентами в отделениях надомного обслуживания придается положительному эмоциональному фону, который способствует активизации жизнедеятельности пожилых людей.

Для удовлетворения информационных потребностей, повышения жизненного и интеллектуального потенциала, самообразования,  проведения досуга и в рамках реализации мероприятий  с планами развития в учреждении с 2013 г. в надомных отделениях действует инновационный проект «Мобильная библиотека». Созданная в мобильная библиотека пользуется всё большей популярностью. Её постоянными читателями стали более 14 % граждан, находящихся на надомном обслуживании работа «мобильной библиотеки» осуществляется через социальных и медицинских  работников, заведующих отделениями.

По заявкам клиентов отделений им на дом доставляется соответствующая литература. Особым спросом пользуются исторические и женские романы, детективы.

В настоящее время библиотечный фонд составляет 400 экземпляров книг. Пополняется фонд за счет безвозмездной передачи книг сотрудниками учреждения, спонсорами.

С февраля  2014 г. начал  работать новый проект «Электронная библиотека». Этот проект направлен на развитие новых услуг для пожилых граждан, а также с ограниченными возможностями здоровья, слабовидящих и слепых граждан.

Практическая и обучающая часть реализовывается на базе Центра и в ходе домашнего визитирования. Создание и внедрение данного проекта у лиц с ограниченными возможностями актуально еще и потому, что применимо в домашних условиях и способствует реабилитации указанных категорий граждан.

Важным шагом на пути социальной адаптации пожилых людей является создание электронной библиотеки и аудио-библиотеки на базе Центра. Многие пенсионеры нашего города имеют недостаточную возможность доступа к современным средствам информации. Электронная библиотека расширит возможность пенсионера в получении той или иной информации, в выборе любимых произведений художественной литературы, которая может быть, как прочитана, так и прослушана по электронной книге.

Таким образом, социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов является одной из приоритетных и востребованных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Результатом социального обслуживания на дому является оказание всесторонней помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам с учетом их интересов, состояния здоровья, специфики ситуации, материальных возможностей и других объективных факторов.

Конструктивный смысл деятельности учреждений социального обслуживания заключается в том, что постепенно складывается и укрепляется единый нравственно-этический стандарт отношения к пожилому человеку, основанный на уважении. Так, социальные учреждения начинают воспринимать пожилых людей как партнеров, способных участвовать в решении вопросов, затрагивающих их интересы. Четко формулируется и становится всеобщим достоянием базовый принцип социального обслуживания — ориентация на индивидуальную оценку нуждаемости клиента, более совершенный механизм предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участие самих пожилых людей в планировании услуг.

2.2. Инновационные технологии в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов

В своей деятельности Комплексный Центр социального обслуживания населения Амурского района большое внимание уделяет внедрению инновационных технологий работы с одинокими гражданами.

Для выявления потребностей граждан пожилого возраста в тех или иных видах услуг, а также в целях определения видов деятельности отделом постоянно проводится мониторинг граждан пожилого возраста.

По результатам мониторингов, учитывая, что большая часть пожилых граждан, нуждающихся в предоставлении услуг социального обслуживания, проживает в частном секторе, возникла необходимость внедрения альтернативных форм и методов работы с пожилыми людьми.

В связи с этим в 2010 г. была внедрена новая форма социального обслуживания «Хоспис на дому», предусматривающий паллиативную помощь больным онкологическими заболеваниями и иными трудноизлечимыми неинфекционными заболеваниями, а также гражданам, нуждающимся в постоянной посторонней помощи.

Целью социального обслуживания «хоспис на дому» является улучшение качества жизни граждан путем удовлетворения их физических, социальных и духовных потребностей, т.е. оказание комплекса социальной помощи на дому.

В период с 2012 – 2015 гг. обслуживанием «Хоспис на дому» воспользовалось 10 граждан, на сегодняшний момент обслуживается 4 гражданина.

Рассматривая опыт зарубежных стран необходимо отметить, что обслуживание «хоспис на дому» оказывают квалифицированные специалисты (медицинские работники, психологи), что нельзя сказать о наших социальных работниках.

Сегодня остро стоит проблема одиночества среди людей пожилого возраста и инвалидов. Многие из них находят приют в специализированных домах – интернатах, но большинство остаются наедине с собой, со своими проблемами и болезнями.

Около половины клиентов, получающих надомное обслуживание, отмечают, что хотят больше проводить времени с социальным работником: беседовать, читать книги, газеты, журналы, обсуждать интересующие их темы.

С 2010 г. на территории Амурского района внедрен новый вид социального обслуживания – «Приемная семья» для граждан с ограниченными возможностями и граждан пожилого возраста, который является альтернативой устройства в дома — интернаты.

Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов – форма социального обслуживания, представляющая собой совместное проживание и ведение общего хозяйства. В приемную семью принимаются одинокие граждане, одинокие семейные пары пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Приемная семья для каждого гражданина подбирается индивидуально. Социальное обслуживание гражданина в приемной семье осуществляется, как правило, по месту жительства приемной семьи. Гражданин имеет право предложить приемной семье совместное проживание с его письменного согласия в жилом помещении, находящемся в его владении и пользовании.

С момента начало работы было создано 5 приемных семей, на данный момент в районе действует 1 приемная семья.

По итогам мониторинга, опроса, данные показывают, что многие люди преклонного возраста, оставшиеся в одиночестве, не хотят оставить свой родной дом, что является особенностью менталитета людей. Так, 95 % респондентов не желают покинуть родной угол, при этом только у 4-5% респондентов оформлены дома в собственность. И этот факт значимо влияет на создание приемных семей.

С марта 2012 г. в Амурском районе была создана Мобильная служба «Социальный экспресс», которая является мобильным формированием, предназначенным для оказания социальных, реабилитационных, медицинских, бытовых и др. услуг гражданам, в связи с экстренной необходимостью, маломобильным группам населения малых и отдаленных населенных пунктов района.

При необходимости к работе привлекаются медицинские работники, юристы, сотрудники Министерства внутренних дел, работники сферы бытовых услуг (парикмахеры, ремонт одежды и т.д.).

Мобильная служба предоставляет услуги, входящие в перечень гарантированных и дополнительных социальных услуг в соответствии с нормативно-правовыми актами Хабаровского края.

Выезд мобильной службы осуществляется:

— по заявкам граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальных услугах в экстренном порядке;

— по заявкам общественных организаций, должностных лиц, организаций и учреждений, выявивших граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальных услугах в экстренном порядке;

В «Дни социального обслуживания» проводится информирование граждан: раздается информационный материал, листовки, буклеты. У граждан малых и отдаленных населенных пунктах, где отсутствуют медицинские учреждения, появляется возможность консультаций медицинского работника. Показатели работы мобильной службы «Социальный экспресс» за 2014-2015 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1. Динамика показателей работы мобильной службы «Социальный экспресс»

Показатели 2014 год 9 месяцев 2015 года Итого
1 Количество выездов 19 14 33
2 Количество принятых граждан 116 120 236
3 Количество оказанных услуг учреждениями социального обслуживания 128 215 343
4 Количество оказанных услуг физическими лицами (парикмахер) 56 62 118

 

Необходимость организации различных видов патронажа над пожилыми людьми становится все актуальнее. Одним из новых социальных услуг являются услуги «Сиделки». Ведь в каждом районе есть семьи, в которых родители или родственники временно или постоянно утратили способность к самообслуживанию и передвижению, а дети ввиду занятости, работы, отъезда или отдаленности проживания, не могут осуществлять круглосуточный уход. Родственникам приходилось заниматься поиском сиделки, а теперь они могут обратиться в органы социальной защиты населения.

Услуга сиделки включает в себя следующие виды работ:

— гигиенические процедуры: обтирание, вынос судна, смена постельного и нательного белья, причесывание;

— кормление;

— ведение беседы с Клиентом, чтение книг, газет и другое, совместный просмотр телепередач;

— контроль температуры тела и артериального давления;

— обеспечение вызова скорой медицинской помощи и уведомление родственников, при ухудшении состояния здоровья Клиента.

С ноября 2014 г. в рамках этого проекта, услуги сиделки были предоставлены 25 гражданам. Время работы составило от часа до трех часов в день. Создан банк данных граждан, которые могли бы оказывать услуги в качестве сиделки и граждан которые нуждаются в услуге сиделки.

Системы социальной работы всегда и везде следовали главному принципу — необходимости заботиться о тех, кто не в состоянии позаботиться о себе сам. Таким образом, инновационные технологии социального обслуживания востребованы гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Исследование услуг и особенностей социального обслуживания на дому показало, что сложившиеся формы соц. обслуживания востребованы и нуждаются в дальнейшем развитии и совершенствовании.

2.3. Рекомендации по организации практики надомного социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в современной социальной работе

На основании исследования можно предложить следующие рекомендации для повышения организации надомного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Краевым государственным бюджетным учреждением «Амурский комплексный центр социального обслуживания населения».

  1. Подготовить рекомендации работникам по получению высшего социального образования, прохождению курсов переподготовки и повышения в сфере социального менеджмента в связи с изменением в законодательстве РФ с 2015 г., социальной психологии и пр., проведение встреч по обмену опытом.
  2. В рамках курсов повышения квалификации раз в год проводить для соц. работников курсы обучения навыкам оказания первой медицинской помощи с выдачей сертификатов об их окончании. Целью курса является повышение квалификации специалистов и работников поставщиков социальных услуг для получения знаний и практических умений по оказанию первой помощи пострадавшим. Необходимо проработать возможность выездного обучения, по поселениям района.
  3. Регулярно проводить обучающие семинары: «Совершенствование профессиональной деятельности работников сферы социального обслуживания»; «Особенности организации социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому»; «Повышение эффективности социального обслуживания пожилых людей»; целью семинаров является повышение квалификации работников Центра и в конечном итоге улучшение качества социального обслуживания местного населения.
  4. Регулярно проводить профилактическую работу с персоналом в целях избежания последствий профессионального эмоционального выгорания.
  5. Изучить потребность граждан пожилого возраста и инвалидов в доврачебном санитарном обслуживании на дому, формах и условиях предоставления данных услуг.
  6. Необходимо решить проблему досуга пожилых граждан и отсутствия общения, организовав различные мероприятия средствами Центра. Например, организация развлечений (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач); общения с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий). А для тех территориальных отделений, в которых эти мероприятия проводятся применять различные формы привлечения граждан пожилого возраста для их организации и проведения.
  7. Необходимо организовать обучение основам компьютерной грамотности, навыкам пользования сетью Интернет, играм на компьютере, как это практикуется в Западных странах, навыкам оплаты коммунальных услуг через Интернет.
  8. В качестве альтернативы имеющимся формам обслуживания, можно предложить внедрение инновационной формы надомного обслуживания «Бюро социальных услуг», которое предназначено для оперативного реагирования на поступающие запросы граждан, которым необходимы только разовые или однотипные социальные услуги, а также дополнительные платные услуги.

«Бюро социальных услуг» позволяет предоставлять социальные услуги на постоянной, временной основе, а также разового характера для тех получателей социальных услуг, которыми не востребован комплекс социально-бытовых услуг. Бюро социальных услуг включает в себя:

Услуги по доставке товаров — продуктов питания, промышленных товаров и медикаментов первой необходимости. Закупка осуществляется централизовано в крупных сетевых супермаркетах, аптеках, рынках города только тех товаров, на которые представляются подтверждающие документы (чек, кассовый чек, товарный чек).

Выполнение разовых поручений — оплата коммунальных услуг, оформление документов, субсидий, сопровождение в социально-значимые учреждения города и района; помощь в оформлении документов; выписка лекарственных препаратов.

Наряду с выполнением государственного задания в Бюро могут быть созданы условия для развития дополнительных социальных услуг, таких как:

— выездная ремонтная бригада,

— бригада по комплексной уборке,

— выездная столовая,

— служба социальных сиделок,

— социальное такси.

Услуги выездной ремонтной бригады — мелкий ремонт, устранение неполадок, выполнение срочных ремонтных работ первостепенной важности.

Услуги выездной столовой — приготовление и доставка горячих обедов на дом гражданам, утративших способность к самостоятельному приготовлению пищи по состоянию здоровья.

Услуги социального такси – создание оптимальных условий для передвижения граждан пожилого возраста и инвалидов, обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры и оперативная доставка граждан к социально значимым объектам без ожидания в черте города.

Служба социальных сиделок —  уход за получателями социальных услуг, существенно утратившими способность удовлетворять свои жизненные потребности и нуждающимися в постоянном постороннем уходе, по обращению родственников, не имеющих возможности ухода за тяжелобольными близкими.

Бригада по комплексной уборке — оказание оперативной помощи в поддержании санитарно-гигиенических условий проживания граждан, проведение комплексных генеральных уборок помещений. Услуги оказываются с использованием материалов и инвентаря учреждения.

Услуги в Бюро предоставляются мобильными бригадами из числа социальных работников, обслуживающих граждан, проживающих в отдаленных разбросанных сельских населенных пунктах.

Заявки на выполнение разовых или дополнительных социальных услуг принимает диспетчер по телефону либо лично от гражданина при посещении учреждения, регистрирует в журнале заявок, формирует маршрут следования. Исполнение заявок производится в порядке их поступления, приоритетность отдается исполнению заявок для решения жизненно важных проблем. С гражданином заключается договор на оказание услуг. Оплата услуг производится непосредственно в день оказания услуги на основании акта выполненных работ.

Реализация проекта «Бюро социальных услуг» позволит повысить качество социального обслуживания путем оперативного реагирования на поступающие запросы граждан, избежать нерационального использования рабочего времени социальных работников, приблизить инфраструктуру к мало мобильным получателям социальной службы и гражданам, проживающим в отдаленных от автострады населенных пунктах, расширить спектр социальных услуг, в том числе дополнительных.

В заключение отметим, что успех любой деятельности заключается в поиске новых форм работы, внедрении инновационных технологий, принятии нестандартных решений. Помогая людям, сотрудники Центра социального обслуживания населения должны стремиться всегда подходить комплексно к выполнению работы, учитывая не отдельно взятую проблему человека, а его жизненную ситуацию в целом. Руководству необходимо искать новые пути решения задач, проводить обучающие семинары среди специалистов. Но самым главным в деятельности Центра социального обслуживания населения должно быть обеспечение качественными и результативными социальными услугами всех жителей района.

 

Заключение

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Осуществляется путем предоставления гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, частично утратившим способность к самообслуживанию, помощи на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и др. Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, клиентам социальной службы могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих различными расстройствами, тяжелыми заболеваниями, за исключением требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

К числу надомных гарантированных услуг, предусмотренных федеральным перечнем, относятся: доставка продуктов на дом; приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости, содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение; уборка помещения; содействие в организации юридических услуг; содействие в организации ритуальных услуг и другие надомные услуги (например, содействие в обеспечении топливом).

Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

В данной работе были рассмотрены принципы социального обслуживания граждан в отечественной социальной работе, выявлены особенности предоставления надомных социально-медицинских услуг пожилым гражданам и инвалидам в РФ.

С целью изучения нормативно-правовой базы в сфере социального обслуживания населения, проанализированы новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации.

Используя опыт надомного обслуживания Краевого государственного бюджетного учреждения «Амурский комплексный центр социального обслуживания населения», мы проанализировали инновационные технологии в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.

На основе исследования, были предложены рекомендации по организации практики надомного социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в современной социальной работе.

В заключение отметим, что отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов предназначены для улучшения качества жизни престарелых и нетрудоспособных граждан и создания условий для оптимизации их жизненного уклада и решения различных проблем.

 

Библиографический список

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г.).
  2. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон от 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ (с изм. от 1 янв. 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2015. — № 26. – С. 1487.
  4. Антонова, А.В. Социальная помощь по федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» / А. В. Антонова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2015. — № 41. — С. 40-42.
  5. Афтахова, А.В. Система социального обслуживания населения в Российской Федерации как реализация конституционных прав граждан / А. В. Афтахова // Вестник Тверского государственного университета. — 2015. № 1. — С. 172-184.
  6. Бельский, С.П. Изменение законодательства и стационарное социальное обслуживание граждан / С П. Бельский, Ю. Ю. Шурыгина // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию открытия первого в Бурятии кабинета медико-социальной помощи в поликлиническом звене. — 2015. — № 4. — С. 48-49.
  7. Благодир, А.Л. К вопросу о совершенствовании законодательства о социальной адаптации в системе социального обслуживания граждан / А. Л. Благодир // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. — 2012. — № 16. — С. 116-120.
  8. Васильчиков, В.М. Успехи и проблемы геронтологической службы системы социальной защиты населения / В. М. Васильчиков // Успехи геронтологии. — 2014. – № 13. — С. 7-20.
  9. Вахитова, Д.В. Социальное обслуживание пожилых и престарелых граждан / Д. В. Вахитова, Г. Ф. Токарева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2011. — № 38. — С. 64-65.
  10. Волкова, О.А. Сущность профессионального самоопределения специалиста по социальной работе с лицами пожилого возраста / О. А. Волкова // Инновационные формы социальной работы с пожилыми людьми: Сборник научных трудов / под ред. О. М. Никулиной. — Балашов, 2014. — С. 6-8.
  11. Волостнова, Т.И. Предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста / Т. И. Волостнова // Наука и современность. — 2014. — № 29. — С. 276.
  12. Голубева, Е.Ю. Социально-медицинские потребности в видах обслуживания у населения пожилого возраста и оценка эффективности предоставляемых услуг / Е. Ю. Голубева, Р. И. Данилова // Экология человека. — 2011. — №11. — С. 53-56.
  13. Грачева, А.С. О комплексном подходе к оказанию медицинской и социальной помощи пожилым людям / А. С. Грачева // Вестник Росздравнадзора. — 2011. — №1. — С. 4-11.
  14. Гурьянова, И.В. Подготовка специалистов по социальной работе к работе с пожилыми / И. В. Гурьянова, Н. В. Сычкова // Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире: матер. III Все-рос. науч.-практ. конф. — Магнитогорск : МаГУ 2015. – 30 с.
  15. Даниелян, Е.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста : формы и услуги / Е. В. Даниелян // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция : теория и практика. — 2016. — № 5. — С. 34-39.
  16. Дементьева, Н.Ф. Анализ состояния и тенденция развития медико-социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов /
    Н. Ф. Дементьева //Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 2014. — № 2. — С. 6-10.
  17. Дитятковский, М.Ю. О реализации конституционного права граждан на социальное обслуживание в Российской Федерации / М. Ю. Дитятковский // Вестник Омского университета. — 2014. — № 4. — С. 116-120.
  18. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ на 2013-2015 гг. «Модернизация и развитие социального обслуживания населения» [Электронный ресурс] // Материалы официального сайта Министерства труда и социальной защиты РФ [сайт]. URL: http://www.rosmintrud.ru/ministry/about/reports/2013-2015 (дата обращения: 10.05.2015).
  19. Ефимов, С.Г. Социальное обслуживание граждан старшего возраста в условиях модернизации общества / С. Г. Ефимов // Вестник Бурятского государственного университета. — 2012. — № 5. — С. 171-176.
  20. Здравомыслова, О.М. Старшее поколение в современной России: Статистика, исследования, общественные организации / О. М. Здравомыслова, Ю. Качалова. — М. : Агентство социальной информации, 2012. — 80 с.
  21. Калашников, И. Г. Геронтологический центр — учреждение нового типа по оказанию комплексных реабилитационных услуг, медико-социальной и психологической помощи пожилым людям в стационарных условиях / И.Г. Калашников, Н.В. Тихонова, Д.Г. Никитина // Помощь инвалидам и пожилым людям. — 2014. — № 6. — С. 24.
  22. Карпова, Е.Ю. Новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации / Е. Ю. Карпова // Наука и современность. — 2015. — № 35. — С. 228-232.
  23. Карпунина, А.В. Надомное социально-медицинское обслуживание пожилых и инвалидов : к вопросу об удовлетворенности клиентов /
    А. В. Карпунина, Т. А. Локтева // Отечественный журнал социальной работы. — 2015. — № 2. — С. 154-159.
  24. Карпунина, А.В. Особенности предоставления надомных социально-медицинских услуг пожилым и инвалидам в РФ / А. В. Карпунина // Омские социально-гуманитарные чтения. – Омск, 2015. — С. 60-67.
  25. Кирьянова, Т.П. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Российской Федерации : организация и контроль со стороны государства / Т. П. Кирьянова, М. В. Козлова // Вестник Росздравнадзора. — 2011. — № 1. — С. 12-17.
  26. Комлева, Е.Р. Надомное социальное обслуживание как эффективный механизм развития стационарозамещающих форм помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам / Е. Р. Комлева // Социосфера. — 2013. — № 3. — С. 182-186.
  27. Корнилова, М.В. Особенности социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов / М. В. Корнилова // Социологические исследования. — 2011. — № 8. — С. 94-97.
  28. Краснова, В.Г. Проблемы надомного социального обслуживания граждан пожилого возраста / В. Г. Краснова // Научная перспектива. — 2014. — № 4. — С. 136-137.
  29. Краснова, О.В. Социальная психология старения / О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. – М. : Академия, 2012. -169 с.
  30. Кукушкина, Л. Социальная помощь — нуждающимся / Л. Кукушкина // Социальная работа. — 2011. — № 1. — 25 с.
  31. Лобода, М. А. Новые технологии в деятельности социальной службы по социокультурному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов / М. А. Лобода // Социальное обслуживание. — 2012. — № 5. – С. 9-13.
  32. Максимова, С. Г. Особенности функционирования и развития системы социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста / С. Г. Максимова // Социальное обслуживание. — 2010. — № 2. — С. 20.
  33. Малахин, И. А. Опыт организации социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому / И. А. Малахин, Ю. В. Чудакова // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 12. — С. 97-100.
  34. Мартыненко, А. В. Медико-социальная работа: Теория, технологии, образование / А. В. Мартыненко. — М. : Наука, 2011. — 231 с.
  35. Медведева, Г. П. Введение в социальную геронтологию / Г. П. Медведева. – Воронеж : Модек, 2014. — 96 с.
  36. Медведева, Г. Л. Роль психологической компетентности социального работника в организации социального обслуживания пожилых людей / Г.Л. Медведева // Мир психологии. — 2009. -№ 2. — С. 164.
  37. Михайличенко, Д. Н. Методы психологической коррекции состояния депрессии у людей пожилого возраста / Д. Н. Михайличенко // Социальное обслуживание. — 2012. — № 6. — С. 41.
  38. Мухлынина, М. М. К вопросу о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации / М. М. Мухлынина, И. А. Петрова // Теоретические и практические аспекты осуществления и защиты прав и свобод сборник материалов IV Всероссийской научно-теоретической конференции. — 2015. — С. 93-96.
  39. Назаров, Е. Г. Гарантии реализации прав граждан, связанные со стандартизацией услуг в сфере социального обслуживания населения / Е. Г. Назаров // Право и государство: теория и практика. — 2013. — № 2. — С. 41-47.
  40. Новикова, К. Н. Социальная реабилитация инвалидов: состояние, проблемы, перспективы/ К. Н. Новикова.- Казань : КГУ, 2012. – 120 с.
  41. Новокрещенова, И. Г. Организация медико-социального обслуживания граждан пожилого возраста / И. Г. Новокрещенова, В. В. Чунакова // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. — 2013. — № 12. — С. 1339-1442.
  42. Огибалов, Н. В. Работа с пожилыми людьми / Н. В. Огибалов // Социальная работа. — 2012. — № 2. – С. 38-40.
  43. Пашкова, Г. Г. К вопросу о социальном обслуживании граждан / Г. Г. Пашкова // Правовые проблемы укрепления российской государственности. – 2015. — № 7. – С. 12-16.
  44. Петрова, О. Н. Некоторые аспекты социального обслуживания населения (на примере социальных услуг для граждан престарелого возраста) / О. Н. Петрова // Труд и социальные отношения. — 2014. — № 7. — С. 18-26.
  45. Пономарева, И. П. История развития хосписов в России / И. П. Пономарева // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 7. — С. 377-380.
  46. Светова, И. Н. Социальная адаптация пожилых людей как теоретическая проблема / И. Н. Светова // Отечественный журнал социальной работы. — 2011. — № 2. – С. 32-35.
  47. Соснина, В. В. Об опыте работы социального обслуживания людей старческого возраста в геронтологическом центре / В. В. Соснина // Социальное обслуживание. — 2013. — № 5. – С. 13-27.
  48. Социальная работа: теория и практика / под ред. Е.И. Холостовой,. — М. : ИНФРА — М., 2011. — 427 с.
  49. Тузина, И. Д. Инновации в социальном обслуживании граждан Российской Федерации / И. Д. Тузина // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — 2015. — № 2. — С. 48-51.
  50. Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми / Е. И. Холостова. — М. : Изд. дом Дашков и К, 2012. — 37 с.
  51. Чагин, К. Г. Новации федерального законодательства в сфере соц. обслуживания / К. Г. Чагин // Руководитель бюджетной организации. — 2014. — № 6. – С. 21-25.
  52. Чернякова, С. С. Психосоциальные проблемы людей пожилого и старого возраста / С. С. Чернякова // Психология зрелости и старения. — 2014.- № 3. – С. 78-87.
  53. Шарин, В. Г. Социальное обслуживание: проблемы, пути развития / В. Г. Шарин // Соц. обеспечение.- 2009.- № 1. – С. 12-15.
  54. Шитина, Е. М. Инновационные технологии в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов / Е. М. Шитина // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности Материалы II Международной научно-практической конференции. — 2013. — С. 406-408.
  55. Шипулина, Л. Н. Обслуживание инвалидов и пожилых граждан на дому : проблемы и инновации / Л. Н. Шипулина, М. Г. Блинова // Бизнес, менеджмент и право. — 2010. — № 2. — С. 147-152.

Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф