Меню Услуги

Социальное обслуживание в Российской Федерации

Страницы:   1   2   3   4


СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Теоретико-правовые основы социального обслуживания
  • 1.1. Правовая природа социального обслуживания (понятие и принципы)
  • 1.2. Правовое регулирование социального обслуживания
  • Глава 2. Виды социального обслуживания
  • 2.1. Общая характеристика видов социального обслуживания
  • 2.2. Стационарное социальное обслуживание
  • 2.3. Полустационарное социальное обслуживание
  • 2.4. Социальное обслуживание на дому
  • 2.5. Социальное обслуживание, не связанное с помещением в социальные учреждения
  • 2.6. Срочное социальное обслуживание
  • 2.7. Социально-консультативная помощь
  • Глава 3. Социальное обслуживание на дому в городе Санкт-Петербург
  • 3.1. Основания и порядок оказания социальной помощи на дому
  • 3.2. Анализ организации, предоставляющие социальные услуги на дому (на примере Комплексного центра социального обслуживания населения Выборгского района г. Санкт-Петербурга)
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Выбранная тема актуальна по нескольким причинам. Увеличение продолжительности жизни — одно из главнейших достижений человечества, глобальный процесс, который только начинает «набирать обороты». Доля людей пожилого и старческого возраста в общей численности населения России за последние годы значительно выросла и сегодня составляет 26 %. Снижение темпов прироста населения на фоне его старения и увеличения продолжительности жизни создает напряжение в здравоохранении и социальной сфере. Экономические и социальные последствия этого уже не одно десятилетие обсуждаются в научных и политических кругах. Катастрофическим старение населения выглядит большей частью в изложении политически ангажированных авторов. Истинные последствия старения населения не столь угрожающи, как представляется. Трудоспособное население всегда обслуживало и обеспечивало и себя, и детей, и пожилых людей. Как утверждают демографы, «нагрузка на одного трудоспособного сейчас идеальная — наименьшая за все время после 1950 года». Необходимо переосмыслить данную социальную проблему и депутатам, и Министерству социального развития, и Министерству финансов и начать решать эту глобальную задачу в комплексе, с учетом интересов всех категорий граждан.

Механизм социальной защиты пожилых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. На государственном уровне социальная защита обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного.

Однако их также не достаточно. Я вижу удручающее положение наших пенсионеров, хотя всем известно, что для того, чтобы оценить государство, нужно посмотреть, как живут дети и старики.

В рамках это глобальной для нашей страны проблемы необходимо разработать абсолютно иной концептуальный подход.

Степень научной разработанности темы исследования. Исследованию института социального обеспечения посвящен достаточно объемный массив работ ученых и практиков. Различные аспекты социального обеспечения исследовались в работах Г.В. Атаманчука, И.Н. Барцица, Д.Н. Бахраха, Х.А. Валеева, В.В. Володина, А.А. Гришковца, А.В. Гусева, С.В. Качушкина, Н.М. Ершовой, А.А. Кирилловых, С.С. Козлова, А.М. Нечаевой, Л.Ю. Михеевой, В.И. Синайского, и других ученых.

Обширный круг публикаций от монографий и диссертационных исследований до отдельных статей и тезисов в различных сборниках затрагивают как анализ основ института социального обеспечения, характеристики его видов, проблемы его реформирования, обсуждение и систематизацию категориального аппарата, теоретические проблемы соотношения конституционного, административного и трудового права в системе регулирования отношений социального обеспечения, так и отдельные аспекты и проблемы организации и деятельности государственных учреждений, оказывающих социальное обеспечение населению.

Вышеназванные и иные научные труды по данной тематике, несомненно, внесли огромный вклад в формирование теоретической базы для анализа проблем социального обеспечения в России в целом. Вместе с тем, в современной отечественной юридической науке отсутствует комплексное исследование, посвященное данному вопросу, что и предопределяет высокую степень актуальности настоящей работы.

Цель исследования выпускной квалификационной работы (далее по тексту – ВКР) состоит в том, чтобы выявить специфику социального обслуживания определенным категориям граждан в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить сущность социального обслуживания;
  2. Определить принципы и виды социального обслуживания;
  3. Выявить сущность и особенности социального обслуживания в субъектах Российской Федерации (г. Санкт – Петербург);
  4. Проанализировать современное состояние социального обслуживания в Российской Федерации;
  5. Выявить проблемы социального обслуживания в г. Санкт — Петербурге;
  6. Предложить мероприятия по совершенствованию социального обслуживания в РФ.

Предметом исследования являются виды социального обслуживания на примере г. Санкт — Петербурга.

Структура работы определена целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

 

Глава 1. Теоретико-правовые основы социального обслуживания

1.1. Правовая природа социального обслуживания (понятие и принципы)

В настоящее время из-за стремительного и частого изменения законодательства в науке, практике и повседневной жизни встречаются в равной степени близкие по смыслу, а порой тождественные понятия, такие, как социальная помощь, социальная услуга, социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальная поддержка, социальная защита, социальное содействие.

В нормативном регулировании в России для определения социального действия по удовлетворению естественных потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов, а также других социально уязвимых категорий населения в разные временные интервалы были приняты к употреблению различные понятия, соответствующие реалиям времени.

В современной науке, практике реализации социальной политики органами государственной власти и местного самоуправления, а также в современном законодательстве понятия социальной защиты, социальной помощи и обслуживания значительно различаются. В настоящее время в социологии исследованию понятий «услуга», «обслуживание», «помощь», «сервис» и их соотношению уделяется значительное внимание. Для полноценного раскрытия темы исследования и разграничения указанных понятий, учитывая неоднозначность применения этих понятий на практике, необходимо обратиться как можно к большему количеству изысканий.

Термин «обслуживание» неразрывно связан с понятием «услуга», к определению которого следует подойти комплексно, учитывая большое количество точек зрения к его толкованию и сфер его применения.

В социологии понятие «услуга» наиболее широко рассматривается в рамках социологии труда, экономической социологии территорий и других специализированных направлений.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова даёт двойную трактовку услуги: как действие, приносящее пользу, помощь другому или как бытовое удобство, предоставляемое кому-нибудь. То есть, говоря о процессе предоставления услуги, подразумевается предоставление помощи, некой пользы или бытового удобства субъекту оказания услуги.

В связи с изменением социальной политики государства в 90-х годах XX века и переходом от концепции социального обеспечения к социальному обслуживанию все чаще в научных исследованиях появляется понятие «сервис», которое заимствованно из английского языка.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Термин «услуга» представляет собой своеобразную кальку с английского service. Service, в свою очередь, в современном американском английском в первую очередь трактуется как предоставление работы кому- либо за плату, а также как помощь; организация, члены которой работают на общество, в качестве публичной организации (института) — армия, Военно-морской флот (далее по тексту – ВМФ); исполнение долга в армии или ВМФ; исполнение религиозных обрядов.

Именно такой способ ассимиляции иностранного термина и привел к тому, что в современном русском языке слово «услуга» имеет специфическую коннотацию, подразумевающую возмездность её оказания, в то время как слово «помощь» — безвозмездное принесение пользы — лишено такого значения.

Если попытаться устранить последствия небрежного калькирования, то необходимо придерживаться использования слов «сервис» и «услуга» в отношении деятельности, подразумевающей возмездное удовлетворение потребности клиентов (в том числе по государственному заказу) любым способом, так же путём предоставления товаров, вещей и других материальных ценностей. Это утверждение подтверждается практикой применения указанных понятий в соответствии с федеральным законодательством о социальном обслуживании.

При описании социальной политики государства необходимо придерживаться понятий «социальная услуга» в качестве отдельного акта взаимодействия по удовлетворению разовой потребности субъекта и «социальное обслуживание» как комплекс социальных услуг, предоставляемых нуждающимся в них гражданам. Также под социальным обслуживанием понимается сам социальный институт, включающий в себя:

1) систему государственных, муниципальных органов, организаций и учреждений, реализующих полномочия по социальному обслуживанию,

2) негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги,

3) систему правового регулирования и другие элементы.

В настоящее время при определении акта социального взаимодействия между службой и клиентом по поводу предоставления социальных услуг исследователями используются также разные понятия. Отсутствие единства в описании процессов, происходящих внутри института социального обслуживания, приводит к размытию предмета изучения.

В периодической литературе существует множество определений социальной помощи и социальной услуги. Например, социальная помощь иногда трактуется как самостоятельная форма социального содействия и представляет собой такой вид отношений между субъектами, при котором один действует в интересах другого (неспособного в силу тех или иных причин действовать самостоятельно) для достижения полезного для другого результата.

Однако социальная помощь в действующем российском законодательстве определена в таких понятиях, как материальная, консультативная, психолого-педагогическая помощь и другие виды помощи в рамках оказания различного вида социальных услуг. Таким образом, помощь является более узким понятием, чем услуга, и входит в состав некоторых комплексных услуг, а также используется в качестве синонима оказания некоторых разовых услуг, связанных с передачей клиенту социального облуживания материальных ценностей либо важной информации или знаний.

После революции 1917 года понятие «социальное обеспечение» заключало в себе весь комплекс государственных мер реализации социальной политики: пенсионное обеспечение, социальное страхование, обеспечение всевозможных выплат, компенсаций и льгот. При этом содержание нуждающихся граждан в стационарных учреждениях и другие услуги, входящие в настоящее время в систему социального обслуживания, также назывались социальным обеспечением. Окончательное нормативное оформление система социального обеспечения получила 7 октября 1977 года с принятием Конституции СССР, которая закрепила приоритет социального развития на уровне высшего государственного закона. Забота о престарелых гражданах и об инвалидах гарантировалась государством так же, как и другие формы социального обеспечения.

Изменение и модернизация социального обеспечения в Советском Союзе продолжались до времен перестройки, после которой начался современный этап развития института социального обслуживания. Создание нового государства и новый курс государственной политики повлек за собой значительные изменения в законодательстве, изменился и сам государственный подход, концепция социальной политики государства. Новой Конституцией Российской Федерации от 25 декабря 1993 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, государственные пенсии и социальные пособия, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

С принятием Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» в 1995 году на законодательном уровне был введено понятие социального обслуживания. С этого момента начинается официальная точка отсчёта создания института социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации (далее по тексту – РФ).

Систематическую деятельность по оказанию социальной помощи или услуг в современной науке принято называть социальной работой. Социальная услуга как система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента, является ключевым элементом института социального обслуживания граждан.

Новый Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон), вступивший в силу с 1 января 2015 года, расставил по местам все терминологические неточности и толкования, имевшие место ранее. Данный документ чётко определил понятия социального обслуживания, социальной услуги, получателя и поставщика социальных услуг с учётом реалий современного общества и установившейся рыночной экономики.

Теперь Закон не содержит развернутое определение, наоборот, оно предельно кратко. Социальное обслуживание понимается как деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.

При этом понятие «социальная услуга» дано в п. 2 ст. 3 Закона, где под ней понимается действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Таким образом, понятие «социальное обслуживание», приведенное в Законе через дефиницию «социальные услуги», во многом аналогично ранее приведенному в Законе 1995 г. об основах социального обслуживания определению.

Социальное обслуживание определяется, прежде всего, как деятельность. Под деятельностью понимают активный процесс, состоящий из определенной совокупности действий, направленных на достижение определенной цели. Социальное обслуживание как деятельность можно понимать как в узком, так и в широком смысле.

В узком смысле социальное обслуживание — это процесс предоставления социальных услуг конкретному получателю социальной услуги определенным поставщиком социальной услуги. То есть, например, социально-бытовое обслуживание в виде организации помощи в уборке жилого помещения или медицинского ухода.

В широком смысле социальное обслуживание — это комплекс правовых, экономических, организационных мер по организации предоставления социальных услуг. Таким образом, социальное обслуживание — это деятельность, состоящая из совокупности правовых, экономических и организационных мер по предоставлению социальных услуг.

Кроме того, в Законе для определения понятия социального обслуживания вводится новое понятие «поставщик социальной услуги», что, в том числе, обусловлено рядом изменений в принципах и порядке предоставления социального обслуживания. Поставщик социальных услуг — лицо, осуществляющее социальное обслуживание. То есть согласно п. 1 ст. 3 Закона — субъект, предоставляющий социальные услуги определенного вида.

Таким образом, для комплексного исследования правовой природы социального обслуживания необходимо рассмотреть принципы осуществления данной деятельности.

Принципы социального обслуживания закреплены в ст. 4 Закона. Часть 1 данной статьи носит декларативный характер, провозглашая основой социального обслуживания соблюдение прав человека и уважение достоинства личности.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание статьи основывается на конституционных положениях, посвященных правам человека. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. В свою очередь, Российская Федерация, являясь социальным государством, осуществляет политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Гуманный характер социального обслуживания, о котором говорит ч. 1, выражается в особой заботе о тех людях, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в связи с особыми жизненными обстоятельствами, например, такими как старческая немощность, инвалидность, малообеспеченность и т.п.

В Законе об основах социального обслуживания 1995 г. гуманность называлась одним из принципов социального обслуживания, и, по сути, тем же принципом и осталась (п. 4 ст. 5 Закона). Разница в том, что этот принцип приобрел более четкое наполнение и высокую значимость. Принцип гуманности всегда означал, что при предоставлении гражданам социальных услуг должны проявляться уважение к их человеческому достоинству, чуткость, забота, справедливость, предусмотрительность, вежливость. В максимальной степени должны учитываться их физическое и психическое состояние. На этом же принципе изначально строилась вся система законодательства о социальном обслуживании.

Кроме того, новым направлением в рамках российского социального законодательства является профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании.

В силу прямого указания ч. 1 ст. 4 Закона, социальное обслуживание не допускает унижения чести и достоинства человека. Представители поставщика социальных услуг обязаны не только исполнять порядок предоставления социальных услуг (ст. 27 Закона), условия заключенного договора о предоставлении социальных услуг (ст. 17 Закона), но и проявлять уважительное отношение, корректность и внимательность в отношении получателя социальных услуг.

Называя в ст. 4 принципы социального обслуживания, законодатель также основывается на правах и свободах человека и гражданина, закрепленных в общепризнанных источниках международного права, которые являются составной частью правовой системы.

Так, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 25 закрепила положение о том, что, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам Тем самым возможность социального обслуживания фактически названа одной из составляющих достойного жизненного уровня человека.

Европейская социальная хартия 1961 г. содержит в себе нормы, которые являются составной частью стандартов Совета Европы в области прав человека. Доклады об исполнении Хартии представляются государствами — участниками Хартии раз в два года. Среди прав, закрепленных названным документом, — право на социальное обеспечение (ст. 12), право на социальную и медицинскую помощь (ст. 13), право на получение услуг со стороны социальных служб (ст. 14) и др. Россия ратифицировала данную Хартию в октябре 2009 г., но не полностью, а признав обязательными для себя из положений ч. II Хартии ст. 1 — 3, 5 — 11, 14, 16, 17 и ряд других. Таким образом, в систему российского законодательства вошла ст. 14 Хартии, обязывающая государство «содействовать деятельности или созданию служб, которые, используя методы социальной работы, способствовали бы благосостоянию и развитию, как отдельных лиц, так и групп в обществе, а также их адаптации к социальной среде», а также «поощрять участие отдельных лиц, в том числе добровольных или иных организаций в создании и деятельности таких служб».

В ч. 2 ст. 4 Закона названы шесть принципов, на которых основаны нормы Закона и законодательства о социальном обслуживании в целом. Подробнее остановимся на каждом из названных принципов.

Первый принцип состоит в том, что граждане имеют равный, свободный доступ к социальному обслуживанию вне зависимости от каких-либо обстоятельств и личных особенностей гражданина. В числе таких обстоятельств названы пол, раса, возраст, национальность, язык, происхождение, место жительства, отношение к религии, убеждения и принадлежность к общественным объединениям.

Так, по одному из дел суд удовлетворил требования прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению абз. 1 и 2 подп. 1.1 п. 1 Перечня гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, поскольку эти нормы ограничивали предоставление услуг в зависимости от наличия у учреждения социального обслуживания таких возможностей. Кроме того, региональный перечень гарантированных социальных услуг не соответствовал федеральному перечню.

В данном примере прослеживается действие принципа равного доступа к социальному обслуживанию вне зависимости от места жительства лиц. В данном случае граждане, проживающие на территории одной области, не могут быть ущемлены в своих правах на получение ряда социальных услуг по сравнению с гражданами, проживающими в других субъектах РФ.

Второй принцип состоит в адресности предоставления социальных услуг. Названный принцип означает, что конкретные виды социальных услуг оказываются не группам граждан, а конкретным нуждающимся, с учетом их индивидуальных потребностей. В отношении каждого получателя социальных услуг выбираются форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Документом, который подчеркивает адресный характер предоставления социальных услуг, является индивидуальная программа, которая составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах и в установленные сроки подлежит пересмотру (ст. 16 Закона). Третий принцип назван как приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг. В целом данный принцип состоит в создании необходимых внешних условий как материального, так и нематериального (информационного и др.) характера, комфортных для оказания гражданам социальных услуг.

На рассматриваемом принципе строится, например, ст. 13 Закона об информационной открытости поставщиков социальных услуг.

Кроме того, данный принцип предполагает финансовую доступность нуждающимся гражданам услуг социального характера. Плата за социальное обслуживание должна быть соразмерной.

Одним из элементов обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании является создание доступной социальной среды для лиц с ограниченными возможностями. Так, объекты социального обслуживания должны быть оборудованы пандусами.

Сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде является четвертым принципом социального обслуживания. В законодательстве, действовавшем до 01.01.2015, подобный принцип отсутствовал, а потому названный принцип стоит считать шагом вперед к внедрению в российское законодательство основополагающих норм и принципов международного права. Так, Конвенция о правах инвалидов в ст. 19 также закрепляет возможность граждан «жить в обычных местах проживания», а также говорит о недопущении «изоляции или сегрегации от местного сообщества» (ст. 19, п. 3 ст. 23).

Среда должна быть благоприятной, т.е. исключающей воздействие на человека вредных факторов, максимально приспособленной для его нужд и потребностей личного и материального характера. При этом на практике необходимо избегать бездумного следования этому принципу с целью избежания проблемы сегрегации, т.е. принудительного отделения группы населения по тому или иному признаку, от общества (напр., в интернате).

Добровольность (п. 5 ч. 2 ст. 4 Закона) как принцип социального обслуживания состоит в том, что ни одному гражданину социальное обслуживание не может предоставляться без его согласия или согласия его законных представителей, опекунов или попечителей.

Первоочередным и основным способом вступить в правоотношения по социальному обслуживанию для граждан является подача по собственной инициативе обращения о предоставлении социального обслуживания. В некоторых случаях, прямо названных в ст. 15 Закона, гражданин может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании по обращению в его интересах иных граждан, обращению государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений. Принцип добровольности предполагает, что гражданин вправе без объяснения причин и независимо от обстоятельств отказаться от осуществления в отношении его социального обслуживания, начиная с момента, когда он ознакомлен с решением уполномоченного органа, о признании его нуждающимся в социальном обслуживании, и в любое время в течение срока действия договора о предоставлении социальных услуг.

Кроме того, добровольность заключается и в праве на замену одного поставщика социальных услуг на другого (в случаях, когда это возможно с учетом места жительства получателя социальных услуг, возраста и др.). И наконец, шестой принцип, закрепленный в п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона, — конфиденциальность. В узком смысле принцип конфиденциальности означает, что работники организаций социального обслуживания при оказании социальных услуг не должны разглашать ставшие им известными сведения личного характера, составляющие профессиональную тайну, а при необходимости оказывать услуги анонимно. Свой полный смысл принцип конфиденциальности приобретает благодаря содержанию ст. 6 Закона. Соблюдение конфиденциальности в смысле ст. 6 понимается не как принцип, а как основанная на нем обязанность лиц, имеющих доступ к информации о получателях социальных услуг, не допускать разглашения этой информации.

Законодатель не счел необходимым указывать в Законе принципы приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также профилактической направленности (п. 4, 5 и 7 Закона об основах социального обслуживания 1995 г.). Принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним означает, что предоставление услуг детям и подросткам, как наиболее социально незащищенной и уязвимой категории населения, должно осуществляться в первоочередном порядке и являться важнейшей задачей обслуживающего персонала учреждений (организаций). Принцип профилактической направленности состоит в том, что социальные услуги должны оказываться как для преодоления гражданами трудной жизненной ситуации и семьями в социально опасном положении, так и для предупреждения и профилактики различных негативных явлений (болезней, психологических стрессов, конфликтов, разводов, безнадзорности и социального сиротства детей, потери работы, бедности, осложнений состояния здоровья и других), способных усугубить ситуацию. Таким образом, социальное обслуживание — это деятельность, состоящая из совокупности правовых, экономических и организационных мер по предоставлению социальных услуг.

С целью более детального определения социального обслуживания, Закон ввел ряд новых специфических понятий, в т.ч. термин «социальная услуга». Социальная услуга — действие по оказанию постоянной, периодической или разовой помощи, в том числе срочной, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Принципами социального обслуживания являются:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресность предоставления социальных услуг;

3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

5) добровольность;

6) конфиденциальность.

1.2. Правовое регулирование социального обслуживания

Становление и развитие социальной государственности в Российской Федерации обусловлено активной деятельностью государства в социальной сфере. В связи с этим многократно возрастает значимость социальной политики как сферы государственного управления. Она способствует формированию соответствующих устойчивых ценностных ориентаций, принципов поведения граждан и социальных групп.

Социальная политика направлена на поддержание некоего доступного уровня жизни членов общества, уменьшение остроты социальной напряженности, предотвращение социальных конфликтов сохранение физического, интеллектуального, духовно-нравственного потенциала государства.

Политика государства в социальной сфере включает в себя различные аспекты и призвана решать многие проблемы, касающиеся жизнедеятельности населения в различных областях. Сюда включается политика в области охраны и поддержания здоровья, пенсионное обеспечение, поддержка и социальная адаптация людей с ограниченными возможностями, сирот, работа с молодежью, обеспечение трудовой занятостью, оказание помощи гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, поддержка молодых семей, демографическая политика, жилищная политика и т.д.

Эффективная социальная политика является базовой основой государства, стремящегося к обеспечению всеобщего благосостояния наряду с демократическими принципами организации общества, хорошо проработанными нормативно-правовыми актами, регулирующими жизнедеятельность всех сфер государственной жизни, уважительным отношением к основным правам и свободам человека и гражданина, закрепленным в Конституции.

Государственную социальную политику можно определить как комплексную, многогранную деятельность государства, осуществляемую им в процессе управления социальным развитием общества и направленную на гармонизацию интересов различных социальных групп населения.

В условиях современного гражданского общества социальные мероприятия, проводимые государством, не могут осуществляться без взаимосвязи государственных и общественных институтов. Такое понимание проблемы отражено в следующем определении: «Социальная политика — это деятельность государства и/или общества (общественных институтов) по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяющих согласовать интересы этих групп с интересами человека и долговременными целями общества».

Для эффективного управления государством, вся деятельность государства в любой сфере, в том числе социальной, должна основываться на хорошо проработанной законодательной базе, которая представляет собой совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном и правовом государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства.

Основные направления деятельности российского государства в социальной сфере зафиксированы в Конституции РФ. Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию как социальное, политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Воплощение в жизнь данного конституционного принципа — основная конституционная обязанность государства, согласно которому создание данных условий не является сугубо личным делом самого человека, а возводится в ранг общегосударственной политики.

Именно успехи в социальной политике являются показателем эффективности деятельности государства. Конституция РФ гарантирует широкий круг социальных прав, а в соответствии со ст. 2 признание, соблюдение и защита прав и свобод — обязанность государства.

Однако, не смотря на закрепление и провозглашение России социальным государством, декларирование обязанностей государства в социальной сфере, недостатком Конституции РФ является отсутствие принципов и направлений государственной политики в целом, в том числе и в социальной сфере.

Данный пробел должен восполняться в рамках различных федеральных законов, подзаконных актов, региональных и местных законов.

Так, например, Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» отражает особенности установления отдельных расходных обязательств Российской Федерации и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения населения. Аналогичные законодательные акты принимаются на уровне российских регионов и на местах, учитывающих специфику региона, области, города, уровень социально-экономического развития.

В Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» перечислены приоритетные направления в социальной политике, определен размер увеличения заработных плат, пенсий, социальных выплат, предусмотрена необходимость создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установления соотношения средней заработной платы руководителей и работников этих организаций, представления руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.


Страницы:   1   2   3   4