Заявка на расчет
Меню Услуги

Социальные нормы как регулятор демографической ситуации

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы влияния социальных норм на регулирование демографической ситуации
  • 1.1. Сущность и содержание демографической ситуации на современном этапе
  • 1.2. Демографическая ситуация в России в контексте демографического поведения населения
  • 1.3. Влияние социальных норм на репродуктивное поведение населения
  • Глава II. Оценка влияния социальных норм на демографическую ситуацию в РФ
  • 2.1. Изучения воздействия социальных норм на демографическую ситуацию
  • 2.2. Развитие социальных норм для улучшения демографической ситуации в стране
  • 2.3. Улучшение социальных программ на базе демографической экспертизы
  • Заключение
  • Библиографический список

 

Введение

Актуальность работы. В настоящее время вопросы демографии чрезвычайно актуальны для нашей страны и общества в целом. Показатели рождаемости и смертности не соответствуют уровню, необходимому для стабилизации численности населения. Также немаловажно отметить, что социальные нормы общества в своём комплексе нормативно регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность людей активно воздействуют на процесс становления материальных и духовных ценностей, а также оказывают непосредственное влияние на демографическую ситуацию в стране.

В данный момент сокращение населения в определенной степени сдерживается благоприятной половозрастной структурой, образовавшейся в результате высокой рождаемости восьмидесятых. Последнее обстоятельство способствовало появлению в наши дни многочисленных брачных контингентов, чем объясняется небольшой рост рождаемости в последние годы. Актуальность работы также обусловлена важностью определения факторов, доминирующих в развитии процессов депопуляции российского общества, повышением смертности и сокращением продолжительности жизни.

Степень изученности проблемы. Научные работы по проблемам воспроизводства населения следует структурировать исходя из наличия в демографической теории макро- и микроуровня анализа, а также специфики развития демографии от анализа общих показателей движения населения к познанию его социальной обусловленности.
К макроуровню демографической теории относятся исследования, ориентированные на поиск наиболее общих закономерностей развития населения, которым занимались такие западные демографы как: А.Ландри , Р.Лестейг, Ф.Нотештейн , А.Сови,Л.Омран ,и отечественные демографы — А.Г.Вишневский , А.Г.Волков, С.И.Голод.

Если в работах перечисленных авторов развивалась концепция демографического перехода, то изучению причин институционального кризиса семьи и его последствий для общества посвящены труды таких западных ученых как: А.Карлсон, У.Филипс , и отечественных — А.И.Антонов , В.Н.Архангельский , В.М.Медков , А.Б.Синельников.

В рамках формальной демографии существует множество исследований, посвященных отдельным видам демографических процессов — рождаемости, смертности, миграциям. К ним относятся работы таких авторов, как Б.Ц.Урланис , Л.Е.Дарский,А.Г.Волков ,А.Л.Кваша , в которых содержится преимущественно демографическое понимание движения населения, поскольку задача социологического объяснения этого явления данными учеными и не ставилась.

Развитие социологической методологии в познании рождаемости осуществлено в работах отечественных ученых А.И.Антонова, В.А.Борисова , В.В.Бойко , В.А.Беловой,Л.Е.Дарского , и зарубежных — Дж.Блейк, К.Бека, К.Дэвиса, Р.Фридмена, Р.Хилла и др.

В работах В.Н.Архангельского , Ф.Б.Бурхановой,А.И.Кузьмина,А.А.Бадина , Р.Т.Насибуллина, Б.С.Павлова,Тарабрина Л.С , раскрыты локальные особенности развития демографических процессов. На основе местных статистических материалов и данных оригинальных социологических исследований ими выявлены региональные характеристики репродуктивного и брачного поведения населения и развиты некоторые теоретико-методологические положения его изучения.

Изучение социально-демографического состояния на сегодняшний день не приобрело достаточной распространенности. Одной из немногих работ, в которой затрагиваются демографические и социальные проблемы, является работа И.П.Мокерова иА. И. Кузьмина.

Цель исследования — раскрыть особенности социальных норм как регулятора демографической ситуации.
Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность и содержание демографической ситуации на современном этапе.
2. Изучить влияние социальных норм на репродуктивное поведение населения.
3. Провести оценку влияния социальных норм на демографическую ситуацию в РФ.
4. Провести улучшение социальных программ на основе демографической экспертизы.

Объектом работы являются социальные нормы как регулятор демографической ситуации.

Предметом являются особенности влияния социальных норм на демографическую ситуацию в РФ.

Теоретико-методологической основой исследования являются научные разработки российских и зарубежных ученых, посвященные теории и методологии экономической социологии и демографии. Изучение проблемы проводилось с учетом законодательных актов и нормативных документов; Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года; проекта Национальной программы демографического развития России.
Эмпирическую базу исследования составляют научные результаты конкретных исследований в области демографии, математики и прикладной социологии, а также методы социологического исследования, полученные в работе, направлены на совершенствование государственной социально-демографической политики, оптимизацию программно-целевого механизма ее реализации с учетом особенностей демографического поведения.

Основная структура данной квалификационной работы состоит из двух глав, каждая из которых состоит из еще трех подглав, в первой главе мы проведем разбор сущности и содержания демографической ситуации на современном этапе, а также разберем влияние социальных норм на репродуктивное поведение населения. Во второй главе мы перейдем к оценке влияния социальных норм, а также изучению и развитию социальных норм для улучшения демографической ситуации в стране, с помощью социальных программ на основе демографической экспертизы.
В качестве основных исследовательских методов работы применялись такие как статистический и вторичный анализ данных, а также анкетный опрос, который позволил выявить основные факторы репродуктивных установок молодежи.

 

Глава I. Теоретические основы влияния социальных норм на регулирование демографической ситуации

1.1. Сущность и содержание демографической ситуации на современном этапе

Занимая первое место в мире по площади территории, Россия стремительно теряет свои позиции на демографическом поле. Если в 1991 г. по численности населения РФ была на 6 месте, то в 2012 г. – 10 место, к 2050 г. Россия займёт 14 место. Сокращение численности населения при такой огромной территории создаёт угрозы в первую очередь территориальной целостности государства. Ситуация очевидна: страна переживает демографический кризис.

Демографическая ситуация в России в 2016 году демонстрирует прежние тренды:

— русское население страны стремительно вымирает;
— естественная убыль населения характерна для большинства субъектов России;
— Россия компенсирует вымирание собственного населения за счет миграционного прироста.
Росстат опубликовал новые данные по демографии за первое полугодие 2016 года. В ходе внимательного анализа приходим к следующим интересным выводам:
— в результате естественных причин (рождаемость и смертность) население страны за первые полгода сократилось на 30 тыс. человек, но благодаря тому, что за это полугодие в страну прибыло мигрантов 140 тыс., Росстат отчитался о росте населения в 109,7 тыс. человек;
— планомерное ухудшение экономической ситуации с 2013 года отразилось и на демографической компоненте — рождаемость сначала замедлилась, а в 2015 году наблюдалось ее падение в сравнении с предыдущим годом (рис. 1).

Готовность заводить детей в условиях ухудшения экономической ситуации в России снижается.

Рис. 1. Рождаемость в России (по данным Росстата)

 

— долгожданный естественный прирост, который в стране начался с 2013 года, имеет исключительно единственное объяснение — население национальных окраин стало расти столь стремительно, что его прирост стал перекрывать естественную убыль россиян. Например, в 2015 году в одном только Северо-Кавказском федеральном округе прирост превысил российский годовой показатель в 2,6 раз (рис. 2) .

Рис. 2. Естественный прирост/убыль по федеральным округам (по данным Росстата)

 

В это же время регионы с высокой концентрацией русского населения продолжают демонстрировать тенденции естественной убыли населения рекордными темпами.

В 2015 году два наиболее проблемных округа показали наилучший прирост рождаемости, хотя именно в них она остаётся самой низкой, особенно в «самом русском» Центральном ФО. В Северо-Кавказском ФО рождаемость существенно упала, да и вообще с 2008 года она там практически не растёт, колеблясь около 2, а в Чечне и Ингушетии за последние 5-6 лет и вовсе сильно уменьшилась.

В остальных округах она почти не изменилась, почти везде чуть повысившись. В целом по России суммарный коэффициент рождаемости вырос до 1,78. Напомним, он показывает, сколько детей в среднем родит одна женщина при сохранении текущего уровня рождаемости во всех возрастах. То есть это текущий показатель, своего рода текущая «демографическая скорость». Для воспроизводства населения он должен быть не менее 2,2. С учётом того, что на рубеже 1990-2000-х он был 1,2, до заветного рубежа пройдена половина пути. Всего лишь или уже – это зависит от точки зрения .

В первом полугодии 2016 г. естественный прирост населения зафиксирован только в 35 субъектах Российской Федерации, в то время как остальные 50 продолжают вымирать. Посмотрим, для примера, как изменилась численность регионов к 2015 году с 2000 года (рис. 3).

Рис. 3. Изменение численность населения к 2015 году с 2000 года (по данным Росстата)

 

Только 24 субъекта не сократили свою численность — это кавказские республики и другие национальные регионы, столичные и нефтегазовые субъекты. Население выросло более чем на 10% только в 9 субъектах, а сократилось более чем на 10% в 37. Абсолютными лидерами стали Чечня и Магаданская область. Чеченская республика увеличила численность населения на 91%, а Магадан потерял почти 40% своих жителей.

— сменился вектор международной миграции в последние годы. Ежегодно численность России возрастает за счет миграционного прироста на 230–300 тысяч человек, 96% из которых — это выходцы из стран СНГ. Если раньше основной миграционный поток шел из республик Средней Азии, то с ужесточением законодательства и девальвацией рубля число оставшихся в стране мигрантов снизилось, в то время как с начала конфликта на Украине растет число граждан Украины, которые приезжают в Россию как с целью заработка, так и в надежде найти убежище (рис. 4). Однако жесткость российского законодательства и многочисленные препоны для въезжающих из Украины превращают эту надежду в горькое разочарование. Но в любом случае для них худой российский мир намного лучше войны.


Рис. 4. Миграционный прирост (по данным Росстата)

 

— с 2013 года наметилась тенденция сокращения браков среди населения, что также во многом объясняется ухудшением экономического положения. В первом полугодии 2016 года число браков сократилось с предыдущим аналогичным периодом на 12%, а число разводов при этом выросло на 2%.

Для определения мер по оптимизации воспроизводства населения и укрепления семьи необходимо знать не только сегодняшнюю, но и завтрашнюю ситуацию в составе населения, брачности, рождаемости, миграции. В этой связи анализ и прогнозирование демографических процессов являются предпосылкой для разработки всех разделов плана социального развития.

Следует отметить, что качественное изменение общественных отношений возможно лишь в масштабе всей страны на основе пропорционального развития всех сторон общественной жизни. В этой связи совершенно справедливо, на наш взгляд, замечание Н.А.Аитова о том, что: «Успех дела во многом будет зависеть от наличия объективной информации о развитии различных сторон жизни общества на всех уровнях, о существующих недостатках, тормозящих социальное развитие. Возникает, следовательно,задача детального анализа, поиска надежной информации, которая бы всесторонне отражала существующее положение дел, была бы конкретной и деловой».

В комплексе мер, направленных на оптимизацию и регулирование воспроизводства населения, развития семьи особое место занимают меры идеологического и социально-психологического характера. Так, снижение устойчивости, дестабилизация семейных отношений у определенной части населения связаны, видимо, с нарастанием новых видов ценностей, которые если и не препятствуют, то в какой-то мере способны приглушить «брачные ценности». Эти ценности во многом носят и реальный, и мифический характер, однако очевидно, что формируются они не только за счет целенаправленных усилий со стороны общества, государства, но и благодаря массовому обыденному сознанию. Отсюда возникает необходимость выработки специальных мер воздействия на общественное сознание.

Таким образом, для повышения эффективности современной государственной демографической политики необходимы: определенные органы управления, которые работали бы по определенным законам; развивали традиционные и семейные ценности; отвечали за улучшение трудовой деятельности населения.

1.2. Демографическая ситуация в России в контексте демографического поведения населения

Термин «демографическое поведение» имеет многоаспектный характер. В научных работах по изучению демографического поведения, основанных на солидной исследовательской базе данных, методах и результатах, определено несколько подходов.

Демографическое поведение определяется структурой населения. Существует множество понятий демографического поведения.

Д.И. Валентей определяет демографическое поведение как поведение человека в области принятия решений в сфере брака, семьи, рождения детей. «Общество регулирует отношения между полами через социальные институты семьи и брака; деторождение определяется совокупностью условий жизни, труда и быта, детерминирующих социальные потребности, и регулируется социальными и культурными нормами».

У А.И. Антонова, М.С. Мацковского демографическое поведение — «система взаимосвязанных действий субъекта, направленных на изменение или сохранение его демографического состояния». Субъектами демографического поведения, как правило, выступают отдельные индивиды, малая группа, семья, иногда — население региона, нация и так далее.

В современных работах демографическое поведение определяется как система действий и отношений, опосредующих демографические поступки, явления. Это такая сторона деятельности индивида, семей и других групп, которая непосредственно ведет к сохранению или изменению их демографического статуса. Иногда субъектами демографического поведения выступает целая нация или население региона. Демографическое поведение — это сложный результат взаимодействия физиологических и психологических характеристик и условий жизнедеятельности человека, а также духовных норм и ценностей социальных групп, окружающие его, и общества в целом.

Различается широкое и узкое трактования термина «демографическое поведение». В широком понимании демографическое поведение включает действия относительно воспроизводства населения и миграции населения, а также социальноймобильности. В узкой трактовке — относительно воспроизводства населения непосредственно (с рождаемостью и смертностью) или опосредованно (с брачностью или разводимостью). Само демографическое поведение принято делить на три группы: репродуктивное поведение, матримониальное и самосохранительное .
Демографическое поведение относительно деторождения называется репродуктивным или генеративным (иногда прокреативным) поведением. Термин «репродуктивное поведение» заимствован из биологии. Репродуктивное поведение различается трех типов: многодетное, когда возникает потребность в пяти и более детях, среднедетное (при потребности в 3-4-х детях) и малодетное (при потребности в 1-2-х детях). К этому виду поведения относят действия и отношения при осуществлении полного репродуктивного цикла, при последовательной смене репродуктивных событий, действий и отношений, препятствующих наступлению каждого звена репродуктивного цикла. Сюда относят и количество детей в семье, очередность и интервалы между рождениями, методы внутрисемейного регулирования рождаемости, аборты и т.д.

Демографическое поведение относительно сознательного или несознательного сохранения здоровья и, наоборот, его разрушения имеет название самосохранительное, санитарное или витальное поведение. К этому виду поведения относят действия и отношения, направленные на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла, на продление сроков жизни в пределах этого цикла. Это область изучена сравнительно слабо.

Демографическое поведение в контексте семейно-брачных отношений принято называть матримониальным или брачным. Под ним понимается поведение людей в связи с заключением и прекращением браков. Оно тесно связано с репродуктивным поведением и через него может оказывать влияние на возникновение определенной демографической ситуации. Его демографически значимыми аспектами являются: продолжительность безбрачного периода, возраст и очередность вступления в брак, формы брака, очередность расторжения брака. Психологическим регулятором демографического поведения являются демографические установки личности.

Демографическое поведение в данной работе понимается в узком смысле этого слова, и миграционное поведение остается за рамками исследования, поскольку оно играет компенсирующую роль и опосредовано влияет на режим воспроизводства населения. Анализируются репродуктивная и самосохранительная составляющие демографического поведения, связанные непосредственно с воспроизводством населения. Брачное поведение не исследуется, так как в основном оно интересно с позиции его воздействия на репродуктивное поведение (ведь большинство рождений детей осуществляется в браке).

В определенном смысле население является всеобщим и универсальным объектом исследования для многих наук. Еще в древности мыслители начали задумываться над проблемами народонаселения. К примеру, уже в VI веке до нашей эры древнекитайский философ и историк Конфуций впервые поставил вопрос об оптимальной численности населения, исходя из идеального соотношения между количеством земли и населением. Реальная потребность в сборе подробной информации о населении, его численности, возрастной структуре, расселении, наконец, о сословном делении и собственно демографическом поведении возникла лишь с началом кардинальной ломки системы общественных отношений, в период перехода от феодального сословного общества к капиталистическому, от аграрной экономики к индустриальной, поставившей население в принципиально иные условия с позиций социальной и пространственной мобильности.

Несомненно, результативность демографической политики, оптимизирующей процессы в области народонаселения, будет в значительной степени зависеть от адекватного осознания детерминации демографическогоповедения. Принципиальная особенность демографической политики, заключающейся в воздействии на демографическую ситуацию опосредовано, через поведение, позволило рассмотреть демографическое поведение каксубъективный фактор ее развития.

Вопрос о соотношении объективных и субъективных причин возникновения кризисной демографической ситуации России имеет особый смысл. Логически важно разделить, в чем демографическое поведение населения является следствием объективных социально-экономических причин, а в чем оно само является непосредственной причиной сложившейся ситуации, как ее субъективный фактор.

В первом аспекте исследователь фиксирует внимание на том, какие социально-экономические и политические процессы и события в обществе формируют определенные мотивы и установки поведения людей, во втором -наоборот, в какой мере эти мотивы и установки проявляются в конкретных результатах социально-демографического развития. В частности, эта схема детерминации объясняет тот факт, что показатели демографической ситуации и параметры, через которые мы оцениваем демографическое поведение населения, во многом совпадают.

Такой подход сообщает нам необходимость изучения демографического развития общества чрез призму демографического поведения различных групп населения.

Современные изменения социально-демографической структуры общества и стереотипов демографического поведения, переживаемые в настоящее время Россией, проявились на фоне общих для всех экономически развитых стран тенденций в демографическом развитии и стали следствием процесса постиндустриальной модернизации.
В России образовалась «специфическая гипертрофированная структура населения, которая в условиях острого экономического и политического кризиса, инертности процессов демографического развития оказывает блокирующее воздействие на социально-экономические преобразования». Все это происходит на фоне социальной эволюции, ведущей к смене режима воспроизводства от патриархальной многодетной к современной малодетной семье .
Следует рассмотреть наиболее общие показатели сложившейся ситуации, которые позволяют ее характеризовать как демографический кризис, что и входит в задачи данного параграфа.

В группе причин, порождающих данные явления, необходимо отметить общедемографические и общемировые тенденции снижения рождаемости (до определенного уровня) и порожденные глобальным социально-экономическим и политическим кризисом структурные изменения населения, вызвавшие сокращение численности населения фертильных возрастов, сверхвысокую смертность и низкую продолжительность предстоящей жизни.

Как отмечает профессор Т.В. Блинова, причины глубокого демографического кризиса в России могут быть объяснены не только закономерностями демографического перехода, но и адаптацией к ухудшению условий воспроизводства населения, завершением перехода от экстенсивного к интенсивному типу воспроизводства. При переходе к интенсивному типу демографического развития возрастает роль качества трудовых ресурсов, психического и физического здоровья нации, среды обитания, условий воспроизводства населения, уровня и качества жизни.

Перестройка социально-экономической структуры, хотя и по-разному, отразилась на социальных и демографических процессах, условиях и стиле жизни, стереотипах поведения, иерархии ценностей всех групп и слоев населения. Ведь каждый крупный этап социально-экономического развития имеет свои социальные механизмы детерминации демографических процессов, включающие социально-экономические отношения на макроуровне, семейные отношения, демографические нормы и ценности, индивидуальное поведение. В этих условиях необходима оценка имеющихся и намечающихся в будущем негативных тенденций демографического развития.

Демографическая экспертиза должна дать ответы на следующие вопросы: во-первых, как принятие и выполнение различных запланированных решений отразятся на характере демографических процессов, во-вторых, как тенденции в воспроизводстве населения в соответствии с законами обратной связи отразятся на социально-экономических процессах. Такая экспертиза должна стать обязательным элементом всех плановых решений, краткосрочных и долговременных, для возможности их воплощения гибкой системой контроля и управления.

Демографическая экспертиза является разновидностью социальной экспертизы, определение которой дано в работе Л.А. Фиглина и О.В. Лавровой: «Социальная экспертиза является проводимым специалистами (экспертами) исследованием, включающим диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема».72 Демографическая экспертиза направлена на преодоление разрыва нормативно-правового и организационно-управленческого обеспечения социальной политики реальностям жизни.

Факторы, воздействующие на жизнедеятельность семьи, в соответствии с теорией принятия решений, могут быть разделены на: 1) контролируемые (управляемые) факторы, выбор которых осуществляется соответствующим органом власти; 2) неконтролируемые (неуправляемые) факторы, на которые орган власти влиять не может.
Но согласно концепции «ограниченной рациональности» Беккера-Линдберга, выбор каждого человека регламентирован фундаментальными предпочтениями, в которых фиксируется отношение к основным аспектам жизнедеятельности (деньги, престиж, здоровье, чувственные наслаждения и т.д.). Такие предпочтения являются стабильными, что дает основание надежно предполагать реакцию на те или иные изменения в обследовании и основной смысл социальной экспертизы — управляемость факторами поведения.

Потребность в проведении демографической экспертизы возникает всякий раз, когда решение нормативного характера может сказаться положительно или отрицательно на жизнедеятельности людей. При этом у принимающего решения органа нет ясности: — в возможных масштабах влияния принимаемого решения на жизнедеятельность людей; — в том, насколько будут различаться последствия его реализации для разных социальных групп, разных территорий, как они проявятся в разных социокультурных условиях; — в том, какое ресурсное обеспечение необходимо.

Именно в этом состоит необходимость, и значение оценки самосохранительного поведения населения, которая таким образом приобретает роль инструмента указанной экспертизы. Понятие самосохранительного поведения было введено в демографию именно в связи с осознанием исследователями факта, что в современных условиях все большую роль в детерминации заболеваемости и смертности начинает играть поведенческий фактор, отношение людей к собственному здоровью и продолжительности собственной жизни. Изучать же поведенческий фактор можно лишь с помощью социологических методов, проводя социологические исследования, применяя в их ходе те же подходы и приемы, которые были выработаны для изучения человеческого поведения вообще. Для этого следует рассмотреть

1.3. Влияние социальных норм на репродуктивное поведение населения

Под социальными нормами понимается не что иное, как определённые образцы и правила поведения, которые закрепились в обществе. Данное закрепление произошло в результате практической деятельности, в процессе которой появились определённые стандарты, а также модели поведения, признанные стандартными. Социальные нормы поведения определяют то, как человек должен поступать в определённых ситуациях. В какой-то мере они определяют и то, каким должен быть тот или иной человек.

Социальные нормы многочисленны:

— нормы морали. Одно является хорошим, а другое – плохим, одно есть добро, а другое есть зло. Как правило, санкциями в данном случае является общественное порицание, а также угрызения совести;
— нормы этикета. Это нормы общения, правила ведения переговоров и так далее. Они определяют то, как человек должен вести себя в обществе;
— нормы права. Они закреплены в законах. Их несоблюдение ведёт за собой государственные санкции;
— традиции и обычаи. Они закрепились в результате длительных повторений;
— политические нормы. Как уже понятно из названия, они регулируют политическую жизнь. Эти нормы закреплены в международных договорах, хартиях и так далее;
— эстетические нормы. Применяются по отношению к произведению искусства, поступкам человека и так далее;
— корпоративные нормы. Регулируют отношения внутри каких-либо организаций;
— религиозные нормы. Содержатся в священных писаниях.

Правда, несмотря на всё многообразие, существуют определённые признаки, позволяющие причислять явление к нормам социума, а именно:

— это, прежде всего, общие правила, принятые для всего общества в целом;
— это всегда результат неоднократно повторяющейся модели поведения;
— это всегда регулятор отношений между членами общества;
— это всегда чётко проходящий процесс, условно обозначенный «фактор – результат – модель поведения»;
— это всегда отражение общества и его культуры, в любом проявлении последней.

Кроме уже рассмотренных норм, теоретики права и социологи выделяют ещё несколько видов, которые классифицируются по нижеприведённым признакам:

— сфере деятельности – религиозные, экономические, экологические и прочие;
— механизму имплементации – нормативные (закреплённые в специальных актах) и само соблюдающиеся (например, религиозные обеты).

Основные виды социальных норм разрабатывались и появлялись поочерёдно, по мере необходимости в них. Все они представляют собой законы поведения в обществе (их называют «общими правилами»), которые постоянно действуют в отношениях каждого человека. Их соблюдение связано с внутренним убеждением каждого человека. Меры, следующие за определённым поведением, можно разделить на два вида. Они могут быть, как поощрительными (позитивными), так и наказывающими (негативными). Также существуют формальные и неформальные санкции, исходящие от официальных либо неофициальных организаций. Данные виды социальных норм и санкций играют важнейшую роль в социальном контроле, поощряя либо наказывая членов общества за выполнение, либо отклонение от норм поведения.Социальные нормы действенны лишь в том случае, когда они становятся компонентом индивидуального сознания. Именно тогда они действуют как факторы и регуляторы поведения и самоконтроля.

Необходимо, чтобы каждый член общества относился к социальным нормам всерьёз и выполнял их беспрекословно. В первую очередь это необходимо для того, чтобы обезопасить самого человека и все общество в целом. Наказание за несоблюдение социальных норм – различные санкции, которые могут быть в данном случае весьма и весьма специфическими. Речь идёт и о муках совести, и о санкциях со стороны государства. Все зависит от конкретного случая и от того, какие социальные нормы были нарушены.

Все эти нормы, так или иначе, регулируют те отношения, которые возникают в результате осуществления социально-культурных, политических и многих других задач, которые возникают перед государством, обществом и, конечно же, перед отдельной личностью.

Социальные нормы являются регуляторами, устанавливающими очень конкретные и чёткие рамки поведения всех участников социальных отношений. Конечно же, данные нормы содержат в себе одинаковые меры и повеления. Социальные нормы отличительны тем, что никому не адресованы, но в то же самое время адресованы всем и каждому. Никто не может безнаказанно нарушать их. Регулирующее воздействие в данном случае направлено на то, чтобы достичь определённого состояния общественных отношений. Для этого вполне могут быть использованы механизмы социального принуждения.

Чем лучше развито общество, тем лучше развиты в нем социальные нормы. Сферой их действия всегда являются общественные отношения. Социальные нормы создаются внутри коллективов и предназначаются для этих же коллективов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что эти нормы помогают сделать взаимодействие между людьми максимально эффективным.


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф