Страницы 1 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ
1.1. Понятие качества и уровня жизни. Критерии оценки
1.2. Роль органов государственного и муниципального управления в повышении уровня и качества жизни населения
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЛИПЕЦКА
2.1. Комплексная оценка уровня и качества жизни населения в г. Липецк
2.2. Деятельность органов государственного и муниципального управления по оптимизации уровня и качества жизни в регионе. Пути совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На протяжении последних десятилетий понятия «качества жизни», «уровень жизни» являются предметом постоянного спора ученых. Они рассматривают различные аспекты детерминации образа и уровня жизни, включая их соотношение, разрабатывают социальные показатели образа жизни.
Качество жизни является сложным понятием и определяется целым комплексом показателей: достойный уровень благосостояния, отсутствие экологических проблем, хорошо развитая транспортная инфраструктура, высокий уровень образования и здравоохранения и т.д. Не вызывает сомнения, что не только в различных регионах страны, но и на территории одного региона уровень и качество жизни населения существенно отличаются. Кардинально ситуация изменить быстро в большинстве случаев нельзя, но всегда имеется возможно ее улучшить. Именно эта задача должна являться приоритетной для руководства страны, поскольку существенный разрыв в качестве и уровне жизни населения на территории одного государства является недопустимым.
Безусловно, многие региональные различия заданы географически и климатически, и в среднесрочной перспективе диспропорции изменить сложно. Здесь должны быть приложены усилия не только региональных властей, которые в силу особенностей государственного устройства и ограниченности бюджета не в состоянии радикально изменить ситуацию. Основная определяющая роль должна принадлежать федеральному центру. Но для этого необходимо, в первую очередь, регулярно проводить диагностику сложившейся ситуации в регионах и определять ключевые факторы, определяющие различия регионов по качеству жизни, для разработки стратегических планов развития территорий.
Степень разработанности проблемы: Вопросам качества жизни посвящено значительное количество работ. Качество жизни населения регионов России освещены в работах И.В. Гришиной, Г.П. Петропавловой, Н.В. Зубаревич и др. Выявление приоритетов социально-экономического развития региона разработаны М.А. Исакиным. Теоретические подходы к исследованию проблемы качества жизни рассмотрены А.М. Нагимовой, Е.Ю. Гоманом, А.С. Якуниным и др.
Институциональные индикаторы качества жизни изложены Е.К. Аванесовым. Диалектическая взаимосвязь категорий «уровень жизни» и «качество жизни» в динамике благосостояния общества описаны Н.И. Морозовой. Институциональный подход к исследованию качества жизни освещен Е.В. Фахрутдиновой. Территориальные аспекты качества жизни в регионе определены А.С. Чумаком. Участие органов государственной власти в повышении качества жизни изложено Е.В. Охотским, Е.В. Такмаковой, Е.Ю. Богатенковой.
В работе использованы материалы местных официальных сайтов и информационных порталов, нормативно-правовые акты Российской Федерации и Липецкой области.
Объект исследование – качество и уровень жизни населения.
Предмет исследования – показатели оценки уровня и качества жизни населения на территории г. Липецка.
Целью исследования является определение качества и уровня жизни населения в территориальном разрезе.
Заданная цель диктует необходимость решения ряда задач:
1. Рассмотреть понятие качества и уровня жизни. Критерии оценки.
2. Выявить роль органов государственного и муниципального управления в повышении уровня и качества жизни населения.
3. Провести комплексную оценку уровня и качества жизни населения в г. Липецк.
4. Оценить деятельность органов государственного и муниципального управления по оптимизации уровня и качества жизни в регионе. Пути совершенствования.
Теоретическая значимость. Полученные материалы позволят оценить дифференциацию уровня и качества жизни населения в регионе с целью определения направлений совершенствования деятельности органов государственной власти для формирования оптимального уровня данных показателей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ
1.1. Понятие качества и уровня жизни. Критерии оценки
Жизнедеятельность современного общества в Российской Федерации характеризуется бурными соц. процессами, которые плотно связаны с переменой системы социальных отношений, развитием рыночной экономики, штатских ВУЗов и демократии в политической системе . Свежие публичные дела, сформированные в критериях глобализации общественных связей, как скорректировали базу финансовых отношений в обществе, например, и трансформировали правовую и политическую систему. Соответственно подверглись изменению образ жизни и система ценностей населения. Данные изменения происходили на неблагоприятном фоне экономической и социальной дифференциации, повлекшей рост экономического неравенства. Соответственно резко увеличился «разрыв» в возможности людей удовлетворить свои социальные и витальные потребности. В связи со значительными переменами в сфере рассредотачивания (и, в соответствии с этим, потребления) социальных благ неувязка свойства и значения жизни всевозможных слоев населения стала покупать все большее смысл.
Абстрактные расклады к изучению свойства жизни имели пространство ещё со лет Античной Греции, с утверждения Аристотеля, собственно что «цель страны – это совместное продвижение к высочайшему качеству жизни». Впрочем больший лепта в составление научных представлений о качестве жизни занесли классики британской и французской политической экономики: А. Смит, Дж. Бентам и др. В научной практике качество жизни применяется разными социальными дисциплинами для описания политических, общественных, финансовых, экологических, культурных и других критерий жизни населения, характеризуя высококачественную сторону в различие от количественной. Специфику качеств рассмотрения свойства жизни определяет объект и вещь всякой науки. К примеру, в экономике делается выговор на финансовых отношениях, на выгоды и доходности. Еще экономистами рассматриваются методы ублажения вещественного и духовного спроса населения. Но при безусловно не предусматривается вероятность формирования предоставленного спроса, воспитательное смысл критерий жизни на общественность. В политологии за базу выдвигается идейное заполнение мнения, связанное с формированием правового страны и штатского общества. С точки зрения политологии, действенная работа ВУЗа районного самоуправления, ужесточение правовых почв считаются критериями увеличения свойства жизни за счет увеличения свойства демократии. Психология позиционирует качество жизни сквозь индивидуально-личностный степень ублажения необходимостей. Самое абсолютное и обширное осознание свойства жизни отображено в социологии, так, как лишь только социологический расклад разрешает все полноценно раскрыть оглавление данной категории. Как раз свойства и закономерности свойства жизни считаются объектом и предметом исследования социологии. Спасибо социологическому раскладу возможно рассматривать в ансамбле степень жизни (экономические показатели), тип жизни (характерные особенности будничной жизни), составление ценностно-нормативной системы общества, направленного на пользу и созидание, духовность и ещё большое количество элементах. Кроме сего, социология разрешает рассматривать данные феномены на 3-х уровнях: уровне индивидума, массовом уровне и социальном (общественном) уровне. Аналогичная комплексность элементарно невыполнима в рамках иной науки . Если рассматривать историю трансформации представлений о качестве жизни, то можно заметить, что концептуальные интерпретации «качества жизни» предполагают эклектическую смесь финансовых, общественных, философских, политических доктрин и мыслях. В целом интерпретации можно условно разделить на два направления: объективистский и субъективистский подходы.
1. Объективистский подход основывается на концепции «экономического человека». При этом он представляет собой определенный синтез качеств индивида: расчетливость, стремление к материальным благам, эгоизм. Исходя из предоставленного расклада, качество жизни дает собой качество физиологической и общественной находящейся вокруг среды, дающей вероятность реализовать нужды и потребности.
2. В противоположность ему, субъективистский подход основывается на социально-психологических концепциях, опирающихся на ценностные установки и переживания. В соответствии с субъективистским подходом элементами качества жизни являются: счастье, удовлетворенность жизнедеятельностью, самочувствие.
Не следует смешивать понятия «качество жизни» и «уровень жизни». Выбор показателя свойства жизни в облике результирующего показателя всецело согласуется со заметкой 7 Конституции РФ и положениям Конвенции 117, которые считаются основными при выработке гос. общественной политические деятели . В случае если термин «уровень жизни» был в первый раз введен ООН (Положения Повальной декларации прав человека, заметка 259), то внимание к «качеству жизни» появился в середине 50-х годов минувшего века. Как раз на данный этап довелось ужесточение перемещения за права человека, закрепление национальных и международных институтов, провозглашение новых гуманистических приоритетов. Показатель «уровня жизни» помогает представиться совместную картину среднего значения жизни в стране, но не имеет возможность расценить высококачественную компонент становления общества. Как раз в следствие этого появилась надобность дополнить его иных качественных показателей, характеризующих ситуацию в стране и позволяющих ее корректировать. Таким образом, возникла необходимость наряду с «уровнем жизни» оперировать мнением «качество жизни». Исходная попытка устроить выговор на высококачественные свойства привела к выходу в свет свежего мнения – «образ жизни». Между категориями «уровня жизни» и «качества жизни» существует определенный тип зависимости, называемый некоторыми исследователями генетическо-диалектическим. Подневольность выражается в том, собственно что качество жизни в собственной базе содержит конкретный степень вещественного благосостояния, становления культуры, науки, экономики и т.д. Этим образом, качество жизни делается показателем, снимающим невсеобъемлемость показателя «уровень жизни» измерением тех «качественных критерий ублажения необходимостей, которые не поддаются прямому количественному измерению» . Показательно, собственно что в ходе обсуждений меж адептами всевозможных направлений формировалась научная концепция свойства жизни, обусловленная пониманием невсеобъемлемости финансового расклада к заключению общественных социальных задач . На протяжении последних лет научные работники каждый день разрабатывают в первую очередь как раз общественные характеристики свойства жизни, оценивают нюансы детерминации вида и значения жизни, их соответствие .
Сообразно русской школе экономики труда и оценки жизни населения, броским адептом которой был С. А. Айвазян, мнения значения, свойства и вида жизни ориентируются грядущим образом :
Степень жизни – уровень ублажения вещественных и культурных необходимостей населения, задающих благосостояние людей.
Качество жизни – совокупа природно-климатических, экологических, производственно-технологических, институционально-организационных, политико-правовых и общественных критерий (качество труда, безработица), в коих люд воплотят в жизнь жизнедеятельность.
Тип жизни – это мотивированные актуальные установки, охватывая идеологию (религию), населения государства, вытекающие из обыкновений, охватывая правовые обыкновения, ситуацию народа, компанию обстановки, домашних отношений, создающие модели общественного поведения (определяет качество людского потенциала и его эффективность, итоги труда и производительность, отношение к труду, образованию, профессии, иным агентам, правительству и решениям).
Однако до сих пор все же нет единого подхода к определению качества и уровня жизни. Уровень жизни чаще всего рассматривают в двух аспектах: широком и узком смысле слова. В узком смысле «уровень жизни» – достигнутый уровень потребления населением материальных благ и услуг. В широком смысле «уровень жизни» включает в себя весь комплекс социально-экономических условий жизни общества.
В настоящий момент основная масса изыскателей предполагают под мнением «качество жизни» кое-какую всеохватывающую характеристику населения, определяющую социально-экономическое состояние в совокупы критерий, обеспечивающих жизнедеятельность человека на данной земли. При данном главные качества свойства жизни бывают замечены во содействии с наружными объектами. Знакомый русский социолог и экономист Е.В. Фахрутдинова подчеркнула главные соединяющие расклады концепций, которые сводятся к грядущим положениям:
1. Качество жизни дает совокуп конкретных актуальных ценностей, характеризующих облики работы, обстоятельства существования, структуру необходимостей, довольство индивидуума жизнью, соц. отношениями и состоянием находящейся вокруг среды.
2. Значимая индивидуальность передовых раскладов к определению мнения – признание порознь имеющих место быть (и взаимосвязанных) беспристрастной и личной элемента в оценке свойства жизни. При данном беспристрастная сторона ориентируется статистическими и нормативными чертами, позволяющими осуждать о степени ублажения обоснованных интересов и необходимостей людей .
В кое-каких передовых исследовательских работах качество жизни предлагается рассматривать с позиции системного расклада, как системную единство, выражающуюся сквозь связи ее элементах: качество здоровья, качество окружающей среды, качество культуры (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Модель качества жизни как целостной системы
Источник: [10]
В системном подходе центр тяжести находится в выделении особых целостных свойств, в схватывании особой сущности целого, рассматриваемого как многое . Подобная трактовка позволяет считать понятие не конгломератом аморфных разрозненных частей, а именно системой. Взаимосвязь таких составляющих, как здоровье, качество образования, качество культуры и т.д., переносит перечисленные элементы на качественно новый уровень, чем и является качество жизни. Таким образом, системность определяется качеством целостности и качеством взаимосвязей между составляющими. При системном подходе исходной неделимой целостностью качества жизни является духовность.
Актуальным и интересным представляется подход к качеству жизни с позиций характеристик современного общества, как глобального общества риска . С позиций «общества риска» организующим общее социальное пространство началом становится безопасность. Именно безопасность становится основной рационального поведения в современном обществе. В данном ключе качество жизни индивида будет определяться именно рисками, так как уровень риска является фундаментальным фактором безопасности. Таким образом, в свете понятия качества жизни, риски – все явления, события, процессы, которые могут вызвать неблагоприятные изменения состояния человека (ущерб здоровью, изменение социального, материального положения и т.д.). Соответственно, качество жизни – совокупность рисков, опасностей и угроз, характеризующих условия жизнедеятельности человека, реализация которых может привести к неблагоприятным последствиям для индивида.
Анализ методов измерения качества жизни провел российский ученый В.А. Ильин . Он показал 3 облика концепций в зависимости от выбора лица, с позиций которого выполняется оценивание:
объективные концепции, акцентирующие не зависящие от чьего-либо понятия характеристики актуальных условий;
субъективные – изучающие представления населения об их актуальных условиях;
концепции, сочетающие личные и беспристрастные моменты.
Между беспристрастных указателейиндикаторов свойства жизни более всераспространены:
индекс настоящего становления (Ge№ui№e Progress I№dex, GPI), разработанный в 1995 году южноамериканскими учеными под управлением Джона Кобба. Индекс считается мерой финансового благосостояния, беря во внимание в одно и тоже время больше 20 качеств, включающих свойства моментов среды обитания и общественной сферы;
индекс физиологического свойства жизни, разработанный еще в США, рассчитывается как среднее арифметическое из индексированной детской смертности, индексированной ожидаемой длительностью жизни годовалых ребят и процента толковых. Индекс подвергался резкой критике за что прецедент, собственно что детская смертность ориентируется схожими причинами с длительностью жизни. В реальное время применяется редко;
индекс людского становления, разработанный в Центральном экономико-математическом ВУЗе РАН. Индекс считается интегральным индикатором свойства жизни населения;
показатель ожидаемой удачной жизни, созданный социологом Руутом Веенховеном в 1993 году. С точки зрения научного работника, показатель сводит «предполагаемое» и «видимое» качество жизни. Для его определения показатель ублажения жизнью множится на среднюю длительность жизни.
В Совете по исследованию производительных сил по заказу Министерства финансового становления РФ разработана способ всеохватывающей оценки свойства жизни населения в ареалах РФ . Способ предусматривает главные направленности модификации общественной сферы и экономики, нацеленной на посткризисное становление государства, стабильность финансового подъема и на предоставленной базе – взлет значения и свойства жизни русских ареалов. Под качеством жизни населения ареала, сообразно способу, понимается многоаспектная категория, отражающая систему посылов и критерий, сформировавшихся в ареалерегионе. Также методика учитывает достигнутые результаты экономического развития, обеспечивающие:
возможности реализации человеческого потенциала, повышения потребления материальных благ и услуг (личного и общественного);
всестороннее развитие личности, поддержание благоприятной среды обитания и здорового образа жизни;
обеспечение веского уровня культуры и образования; комфортный уровень проживания; комплексную безопасность человека.
В интегральном (результирующем сводном) индексе объединены семь функциональных блоков, включающих девятнадцать репрезентативных базовых показателей (рис. 1.2).
К числу «ключевых» компонентов свойства жизни в ареалах определены :
1. Степень прибылей населения дает собой сводный индекс настоящих прибылей людей. Индекс ориентируется в облике средней арифметической из 2-ух личных индексов: валютных прибылей на душу населения, пропорции валютных прибылей к величине прожиточного минимального количества.
2. Степень становления потребительского рынка: виток розничной торговли, размер коммерческих предложений на душу населения.
Рис. 1.2. Сводный интегральный индекс качества жизни населения региона
Источник: [13]
3. Богатство квартирами и качество жилищных критерий: общая площадь жилого здания на 1-го человека, сводный индекс благоустройства жилищного фонда.
4. Богатство населения ведущими вещественными благами: количество личных легковых автомашин на 1000 населения, количество ПК на 100 домохозяйств.
5. Степень становления образования и здравоохранения: количество медицинских работников на 10 000 населения, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений на 10 000 населения, коэффициент детской смертности, толика обученных сотрудников в совместной количества занятых в экономике, количество ПК на 10 000 обучающихся, применяемых в учебных целях.
6. Положение рынка труда и миграционная притягательность: степень совместной отсутствия работы интенсивного населения, удельный авторитет безработных, разыскивающих работу больше 12-ти месяцев, коэффициент миграционной привлекательности ареала.
7. Положение находящейся вокруг природной среды: размер выбросов загрязняющих препаратов, сброс загрязняющих препаратов в воды, удельный авторитет населения, обеспеченного недоброкачественной водой. Для свода показателей в частные индексы используют формулу многомерной средней. Комплексная оценка представляет собой оценку, выполненную по сравнению как на среднероссийском фоне, так и с другими регионами РФ. Методика реализует задача формирования системы нескончаемого прогноза процессов в сфере свойства жизни и призвана гарантировать помощь принятия заключений в практике регионального становления развития.
К основным субъектам, не только формирующим качество м уровень жизни, но и влияющим на него, относят: государственную власть, муниципальную власть, организации, человека. Любой из данных субъектов оказывает дуальное влияние на показатель – внутреннее и внешнее. Внешнее влияние со стороны властных структур проявляется в социально-экономической политике. С стороны организаций имеется влияние посредством предоставления товаров и услуг. Отдельно взятый человек активно воздействует на качество жизни других людей на основе собственного поведения и многочисленных взаимосвязей. Внутреннее влияние со стороны властных структур проявляется во внутренней политике по отношению к гражданам. Внутреннее влияние со стороны организаций проявляется во внутренней политике по отношению к сотрудникам. Не стоит недооценивать внутреннее влияние на качество жизни, особенно в организациях, так как человек практически 50% времени бодрствования проводит на рабочем месте. Это представляет собой весьма значительный ресурс, влияние которого на показатель может быть даже определяющим. Но не стоит занижать значение и внутреннего влияния самого человека на качество жизни. Человек влияет на него, выбирая определенный стиль поведения, систему целей, ценностей и способов достижения. Однако многие отечественные исследователи склоняются к мнению, что качество жизни должно отражать не только условия жизнедеятельности индивида (группы, общества), но и, в обязательном порядке, результат жизнедеятельности – реализацию возможностей, потребностей человека. Например, Маликов Н.С. выделяет надлежащее определение свойства жизни: «Функция и итог жизнедеятельности общественного субъекта, который ориентируется реализуемым потенциалом человека в имеющих место быть условиях» . Безусловно, что определение качества жизни только с позиции удовлетворения потребностей является не корректным . Сами потребности определяются как необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности личности, группы, общества. В то же время главной причиной активности индивида (группы, общества) являются интересы, служащие формой выражения и реализации потребностей. Чем выше уровень свободы в выборе способов реализации интересов, тем выше уровень качества жизни. Исходя из данной концепции И.А. Филюков предложил следующее определение свойства жизни: «Это всеохватывающее понятие, отражающее уровень становления людского потенциала, беспристрастные обстоятельства проживания и личную оценку его реализации в процессе жизнедеятельности человека, общественной группы и общества в целом» .
Рациональность данного определения в том, что оно позволяет довольно четко разделить смежные категории – «уровень жизни», «социальное настроение», «образ жизни». В соответствии с данной концепцией, С.А. Баженов приводит основные индикаторы, используемые на всех уровнях для оценки уровня и качества жизни (табл. 1.1).
Таблица 1.1 – Индикаторы, используемые для оценки качества жизни
Индикаторы качества жизни | Показатели |
Уровень жизни | Объем ВВП на душу населения, кратный прожиточному минимуму среднедушевой доход, структура расходов по видам товаров и услуг, общее потребление в расчете на одного жителя |
Уровень социальной инфраструктуры | Обеспеченность автомобилями на душу населения, общая протяженность автомобильных дорог, протяженность железных дорог, число телефонов, количество почтовых служащих и т.д. |
Экология | Загрязнение поверхностных вод, воздуха, почвы, уровень шума, оседание грунтов, степень изменения ландшафта, неприятные запахи и т.д. |
Продолжение Таблицы 1.1
Состояние здоровья | Коэффициент младенческой смертности, средняя продолжительность жизни, количество обращений в больницу на 1000 жителей и т.д. |
Личная безопасность | Уровень преступности, доля несовершеннолетних в преступлениях, риск смерти от неестественных причин и т.д. |
Уровень образования | Численность учащихся по всем видам учреждений, средний уровень образования активного населения, обеспеченность местами в школах и т.д. |
Занятость | Нагрузка на одну вакансию, уровень занятости населения и т.д. |
Качество трудовой жизни | Доля рабочих с вредными условиями труда, средняя продолжительность рабочего времени, продолжительность оплачиваемого отпуска и т.д. |
Качество жилья | Площадь жилья на одного жителя, стоимость жилья, благоустроенность жилья и т.д. |
Качество отдыха и досуга | Отношение занимающихся спортом к общей численности населения, количество посещений музеев, театров и т.д., тираж дневных газет и др. |
Демографическая ситуация | Коэффициент естественного прироста, индекс старения, сальдо миграции и т.д. |
Семья | Соотношение браков и разводов, размер семьи (средний) и т.д. |
Социальные связи | Частота общения с родственниками, друзьями и т.д. |
Финансово-экономическое состояние территории | Расходная часть бюджета административной территории, сумма инвестиций в расчете на одного жителя, сумма и количество вкладов населения в банки и т.д. |
Неравенство | Размер различий в доходах, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и т.д. |
Социальная уверенность | Преференции, социальные выплаты |
Природно-климатические условия | Природно-ресурсный и природно-климатический потенциал территории |
Источник: Баженов С.А. Качество жизни населения: теория и практика 2012.
Очевидно, что подобная оценка качества жизни является наиболее комплексной. Для обобщения подобного большого количества данных используются интегральные показатели.
Для оценки значения жизни ведущей системой характеристик считаются характеристики интернациональной статистики ООН, включающие 12 ведущих групп характеристик: демографические свойства, санитарно-гигиенические обстоятельства, употребление продовольственных продуктов, воспитание и цивилизация, занятость и обстоятельства труда, прибыли и затраты населения, потребительские стоимости и цена жизни, организация развлечения, транспортные способы, общественное обеспечивание, воля человека. Очевидно, что значительная часть показателей «перекликается» с показателями качества жизни.
Таким образом, до сих пор нет единого подхода к определению качества и уровня жизни. Уровень жизни чаще всего рассматривают в двух аспектах: широком и узком смысле слова. Качество жизни более нередко ориентируется в нюансе совокупы конкретных актуальных ценностей, характеризующих облики работы, обстоятельства существования, структуру необходимостей, довольство индивидума жизнью, социальными отношениями и состоянием окружающей среды.
1.2. Роль органов государственного и муниципального управления в повышении уровня и качества жизни населения
Вопросы уровня и качества жизни населения в РФ имеют территориальное измерение. Учитывая существенной разнообразие страны можно утверждать, что показатели качества и уровня жизни отдельно взятого индивида существенно определяются территорией проживания. Причем данная дифференциация имеет не только региональный (и муниципальный) аспект, но и аспект проживания в большом городе или провинции. На настоящем этапе максимальная часть хозяйственного и социального потенциала сосредоточена в нескольких десятках столиц регионов РФ[1]. Наиболее крупные города концентрируют более трети всего населения, формируют до 70% ВВП соответствующего региона, привлекают более 80% региональных инвестиций и т.д.
В условиях аномально дисперсного распределения уровня и качества жизни по территориям страны требуется отличать мнения общественного и финансового неравенства. В первом случае речь идет о сосредоточении домашней работы в пространствах, владеющих беспристрастными конкурентоспособными превосходством (природные ресурсы, прибыльное географическое состояние, агломерационный эффект, развитый человечий капитал, подходящая институциональная среда); во втором – о неравном доступе к ублажению всевозможных актуальных необходимостей. По ИЧР (индекс людского развития), созданного ООН в заинтересованностях сопоставления значения и свойства жизни, ареалы государства делятся на 3 кластера:
- Небольшие регионы-лидеры (регионы с экспортно-сырьевой экономикой и города федерального значения).
- Неблагополучные регионы РФ (республики юга Сибири и Северного Кавказа).
- Подавляющее большинство административно-территориальных единиц РФ со значениями ИЧР ниже среднего. Именно за счет повышения уровня и качества жизни территорий данного кластера возможно наращивание человеческого капитала РФ[2].
Основными причинами и факторами, обусловливающими подобную дифференциацию, принято считать следующие:
Уровень доходов различных социальных групп и слоев населения. Именно неравенство в доходах является наиболее острой социальной проблемой РФ. Период непродуманных реформ сопровождался значительным перераспределением доходов населения, сформировав коэффициент фондов 16, 5:1 (при предельно допустимом в мировой практике 10:1)[3]. Данные процессы послужили причиной обнищания значительной части населения страны и практически полного отсутствия среднего класса. Главными причинами неравенства в доходах можно выделить следующие:
возникновение и стремительное развитие частного сектора в экономике;
демографические факторы (особенно неравенство в занятости населения по возрастному цензу и, как следствие, снижение доходов лиц старше среднего возраста);
гендерные моменты. Подъем гендерных различий обоснован увеличивающейся межотраслевой дифференциацией с кулоном к «мужским» профессиям и движением мужиков в личный раздел экономики. Предоставленная желание уже считается общемировой. В следствие этого ужесточение сосредоточении дам в низкодоходных экономных сферах содействует наращиванию разрыва в доходах, который иногда оформляет 50- 70%, и развитию «феминизации бедности»;
территориальные особенности проживания (например, в республике Ингушетия разрыв по уровню доходов на душу населения составляет 10,6, а в г. Москве – 28,2);
рост межотраслевой дифференциации заработной платы.
Социальное неравенство регионов, основными факторами которого являются:
уровень финансового становления ареала, определяющий в значимой степени прибыли, положение секторов экономики общественной сферы, занятость и т.д. Случием имеет возможность считаться республика Дагестан, большое количество лет которых являются;
- «депрессивным» ареалом с невысокими темпами финансового становления, собственно что определило возвышенный степень отсутствия работы, доминирующий степень населения с доходами ниже прожиточного минимального количества и т.д.;
- факторы природно-климатического нрава. К примеру, жестокий климат вызывает немаловажный подъем затрат на несложное жизнеобеспечение, увеличение физических нагрузок, влияющих на телесное положение и здоровье;
- территориальные различия.
- Различная уровень привыкания общественных групп и слоев к свежим экономически условиям. Аналогичное состояние относится как к «не элитным» слоям населения (в сознании кое-какой части коих сохранилось влечение переложить заботу о личном благосостоянии на государство), например, и к пафосным группам, имевшим в минувшем доступ ко почти всем благам.
- Существенные различия уровня и качества жизни населения региональных центров (и городов федерального значения) и российской провинции. В российской провинции при этом присутствует значительное количество проблем, связанных с уровнем и качеством жизни населения:
Трудности финансовой и территориально-организационной организации места на городском уровне. Территориальное городское дележ до сих времен не вошло в обиход как общества, так и чиновников. Термины, которыми фиксируют различные виды («муниципальный район», «сельское поселение», «городской округ») вызывают путаницу в отчетности и в быту. При этом статистическое однообразие муниципалитетов, существовавшее в советский период, практически исчезло. До сих пор связать разрабатываемые научные критерии типологизации территориальных единиц с закрепленной в нормативно-правовых актах муниципальной структурой невозможно[4].
Несоответствие присвоенного земли, селу, городку исторически детерминированного общественного статуса, городского статуса приводит к инцидентам и недоработкам меж районными и региональными властями, элементами в кое-каких случаях ключевое оглавление жизни провинции. Подобное несоответствие структуры особенно четко прослеживается в городских округах, где можно наблюдать два различных феномена: аморфный территориальный статус и разрушение административно-территориальной структуры. Ряд исследователей-социологов разделяют муниципальные образования на 2 категории: выморочные и развивающиеся муниципалитеты [5].
Выморочные муниципалитеты не имеют возможностей становления в связи с демографической структурой, транспортной недоступностью, ресурсной невсеобъемлемостью и другими. Величина, как правило, невелик, конструкция населения буквально однородна. В составе наблюдаемых групп преобладают дамы среднего возраста с симптомами воплощенного переутомления (при наружно определяемом возрасте 50 лет на самом деле – 30-40), люди пенсионного возраста и социально опустившиеся люд[6].
Главным занятием населения этих земель считается подсобное хозяйство. При данном важная доля населения располагается на временных заработках в больше развитиях экономически землях. В том числе и при имеющих место быть предприятиях в кое-каких аналогичных районах, рабочую мощь оформляют трудящиеся из населенных пунктов рангом ниже.
Развивающиеся муниципалитеты больше эффективны в мощь освоения свежих обликов ресурсов. Данные ресурсы нередко укрыты и выявляются лишь только способами включенного исследования. Освоением ресурсов в этих районах промышляют малозначительные по количества группы населения, но, как правило, и ресурсов некоторое количество. В следствие этого с первого взора на эти муниципалитеты понятно, собственно что ресурсы и жизнь в поселении есть. Почаще всего развивающиеся муниципалитеты имеют ресурсы для становления по причине конкретной близости к большущим мегаполисам, считается специфичной «зоной освоения» прилегающих земель. Позитивным фактором считается добрая транспортная доступность, тем более близко региональных и федеральных стальных и авто дорог. Особенностью «вторичной урбанизации» считается нередко наблюдаемое соседство поместий роскошных людей с «хрущевками» и дряхлыми жилищами коренного населения. В развивающихся городских округах при наблюдении можно выявить сферы «неформальной занятости», которые обеспечивают доход определенной части населения[7].
Примеров неформальной занятости в российской провинции множество: заготовка лекарственного сырья, полный цикл изготовления срубов на европейском Севере, выращивание «рачков» не экспорт в Юго-Восточную Азию и т.д. На Юге России в приграничных районах развита контрабанда в виде бизнеса, которая, являясь высокодоходным родом деятельности, разрешает обитателям приграничных муниципалитетов обживать поместья. Похожие муниципалитеты довольно бурно застраиваются, не имея при данном официальных личных прибылей. В некоторых малых муниципалитетах население осваивает исторически традиционное производство-промыслы: ловля рыбы, отгонное коневодство, производство древесного угля и т.д. При этом районные рыболовы, коневоды, охотники агрессивно соперничают с группами лиц, для коих данные облики работы считаются стандартом отношений изнутри верхушки или формой досуга[8]. Подобные процессы могут привести к некоторым проблемам.
В настоящее время четко прослеживаются два противоположных процесса: некоторая территория РФ «опустынивается», пропадают выморочные поселения; с иной стороны – идет вторичная урбанизация с образованием поселений в пределах трасс, куда перемещается общественность выморочных муниципалитетов. Впрочем, данная категория населения, обустраивая дачи и имения около городов, практически не участвуют в муниципальной жизни, одновременно определяя ее течение.
Проблема коренного и пришлого населения в провинции. Дела в провинции меж данными группами населения довольно специфичны. К примеру, зоны контакта меж ними сведены до минимального количества, на основании чего возможно устроить подозрение о существовании нескольких слабо связанных меж собой «культур»:
а. Сезонной культуры дачников, обеспечиваемой ввезенными городскими ресурсами.
б. Цивилизация районного «коренного» населения, основного инерционный обычный тип жизни, базирующийся на занятости в управлении и экономной сфере, на пенсии и районном коммерциале «выживания».
в. Цивилизация районного населения, оказавшегося в отходе и тайно занятого районного населения[9].
В настоящее время практически невозможно точно определить численность и соотношение представителей трех «культур» в муниципальных образованиях. Особенно сложно определяется процент отходников, учитывая, что данный феномен не учитывается властями всех уровней в социальной политике[10]. По некоторым сведениям, отходники составляют до 38% в некоторых муниципальных образованиях[11]. В то же время местные власти не ведут учет данной категории населения, оценивая по расходу воды, количеству бытовых отходов – «на глазок».
Значимой задачей большинства городских поселений считается что прецедент, собственно, что общественность принципов не вожделеет инвестировать способы в составление совместной инфраструктуры, ограничивая инвестиции в границах ограждающего забора. Формируется эмоцию, собственно, что общественность воспроизводит обычно сельский или же хуторской тип жизни. Этот парадокс разъясняется слабеньким развитием низового самоуправления, при котором местная власть ограничивается формальным отношением к ТОСам и ТСЖ. Так как формальным хозяином «ничейной» земли является муниципалитет, то в последние годы в практику стал входит современный аналог «барщины» и «оброка» – местное население заставляют принимать участие в благоустройстве территории, либо предпринимателей обязывают вывозить мусор не только с прилегающей территории. В целом все вышеперечисленные процессы меняют картину жизни провинции, существенно влияя на уровень и качество жизни. Значительные группы «коренного» населения выпадают, уезжая на промыслы или учебу, из местной жизни, а на их место заступают «чужие» – мигранты и отходники.
Для полноценной характеристики качества жизни населения в провинции основное значение имеет трудовая активность и занятость, так как данные показатели являются производными от социально-экономической и демографической ситуации. За период 1990-2013 гг. в РФ более чем на 3 миллиона уменьшилась численность только сельских жителей. Основной причиной является естественная убыль населения, сопровождающаяся естественным старением населения[12]. Те же тенденции характерны и для большинства российских провинциальных городов. В провинции сокращается численность населения трудоспособного возраста, численность молодежи[13]. Старение население в провинции представляет значительную демографическую проблему, так как наблюдается рост «экономической трудовой нагрузки на производительное население», в результате «страдает» экономика. Также присутствует разрыв в начисленной заработной платы, хотя в официальных источниках данные факты просто замалчиваются. По версии СМИ, например, средняя заработная плата врача в российской «глубинке» – 35 000 рублей! При том, что больше 20 000 тысяч он не получает, да и для них следует помимо положенного по ТК количества часов отработать определенное количество ночных (или суточных) дежурств.
Проблемы с доступной медициной. Учреждения городского здравоохранения создают «каркас», на котором возводятся дела по предлогу заболевания или же самочувствия дела, очень важные для свойства жизни, но имеющие к государству наружный внешний нрав. В сознании людей ценность здоровья остается доминирующей[14]. Значительную часть бытовых разговоров составляют беседы о чудодейственных исцелениях, вреде и пользе продуктов питания, действия для поддержания здоровья и т.д. Повсеместно в провинции распространена реклама оздоровительных процедур у «известных специалистов», «современных методов лечения и диагностики» и т.д. В идеале в провинции государственная политика и деятельность муниципальных властей в здравоохранении ориентированы на стройную (внешне) территориально-административную схему медицинского обслуживания. В случае необходимости высококвалифицированной помощи пациенты направляются в региональное медицинское учреждение. Однако не все так просто – реалии гораздо «богаче» вышеприведенной схемы[15]. Обмен пациентами в связи со страшным дефицитом врачебных кадров распространен не только «по вертикали», но и «по горизонтали». В случае отсутствия у одной ЦРБ лицензии на определенный вид деятельности, пациента «перебрасывают» в другую ЦРБ. Данная тенденция во взаимосвязи с концентрацией ресурсов в центрах муниципалитетов приводит к выпадению населения «выморочных» поселений из системы гос врачебной поддержке. В соответствии с этим она замещается самолечением, предложениями лекарей и знахарей. Не подлежит сомнению распространенность знахарства и самолечения в русской провинции[16]. Нет поселений, в коих не наличествуют знахарки или же лекари. Любопытно, собственно, что кое-какие доктора и фельдшеры связаны с ними партнерскими отношениями. Не только в провинции, но уже и в крупных городах аптеки начинают замещать систему здравоохранения в плане консультативной помощи. В аптеку обращаются напрямую за корректировкой рецептов, консультациями по приему лекарств и т.д.
Еще одним существенным аспектом в формировании уровня и качества жизни в провинции является система образования. В современной провинции происходит постепенное снижение социального статуса общеобразовательной школы. Практически во всех провинциальных поселениях школы расположены в старых зданиях, в противовес «элитных» построек Сбербанка или налоговой инспекции. При наличии компьютерных классов, свободный доступ в них, как и функционирующий интернет – редкость. Практически нет обновлений книжного фонда в школьных библиотеках. Учитывая введенное среднедушевое финансирование, классы переукомплектованы – по 35-40 человек. Проблемы малокомплектных школ решаются просто – закрывая или присваивая статус филиалов[17]. Все это приводит к деградации системы муниципального управления образованием.
Однако в российской провинции можно отметить не только негативные тенденции. В частности, нравственный уровень населения зачатую намного выше, чем у жителей больших городов. До сих пор в большинстве провинциальных поселений сохраняются нравственные ценности традиционных отношений к личности, коллективу. Также достаточно высок уровень нравственной зрелости, формируемый через опыт коллективного и индивидуального осмысления и переживания[18]. Данную устойчивость к базовым нравственным ценностям нельзя квалифицировать, как инерцию 90-х годов. Именно эта структурная ориентация являясь основой общественных отношений, не дает скатиться в хаос и создает новый нравственный облик российского общества.
Таким образом, по ИЧР (индекс человеческого развития) регионы страны разделяются на три кластера: малочисленные регионы-лидеры (регионы с экспортно-сырьевой экономикой и города федерального значения), неблагополучные регионы РФ (республики юга Сибири и Северного Кавказа), подавляющее большинство административно-территориальных единиц РФ со значениями ИЧР ниже среднего. Причем, помимо дифференциации территорий по кластерам, в РФ отмечается существенная дифференциация по основным критериям между региональными центрами (и городами федерального значения) и провинциальными городами.
Таблица 1.1 – Индикаторы, используемые для оценки качества жизни
Индикаторы качества жизни | Показатели |
Уровень жизни | Объем ВВП на душу населения, кратный прожиточному минимуму среднедушевой доход, структура расходов по видам товаров и услуг, общее потребление в расчете на одного жителя |
Уровень социальной инфраструктуры | Обеспеченность автомобилями на душу населения, общая протяженность автомобильных дорог, протяженность железных дорог, число телефонов, количество почтовых служащих и т.д. |
Экология | Загрязнение поверхностных вод, воздуха, почвы, уровень шума, оседание грунтов, степень изменения ландшафта, неприятные запахи и т.д. |
Продолжение Таблицы 1.1
Состояние здоровья | Коэффициент младенческой смертности, средняя продолжительность жизни, количество обращений в больницу на 1000 жителей и т.д. |
Личная безопасность | Уровень преступности, доля несовершеннолетних в преступлениях, риск смерти от неестественных причин и т.д. |
Уровень образования | Численность учащихся по всем видам учреждений, средний уровень образования активного населения, обеспеченность местами в школах и т.д. |
Занятость | Нагрузка на одну вакансию, уровень занятости населения и т.д. |
Качество трудовой жизни | Доля рабочих с вредными условиями труда, средняя продолжительность рабочего времени, продолжительность оплачиваемого отпуска и т.д. |
Качество жилья | Площадь жилья на одного жителя, стоимость жилья, благоустроенность жилья и т.д. |
Качество отдыха и досуга | Отношение занимающихся спортом к общей численности населения, количество посещений музеев, театров и т.д., тираж дневных газет и др. |
Демографическая ситуация | Коэффициент естественного прироста, индекс старения, сальдо миграции и т.д. |
Семья | Соотношение браков и разводов, размер семьи (средний) и т.д. |
Социальные связи | Частота общения с родственниками, друзьями и т.д. |
Финансово-экономическое состояние территории | Расходная часть бюджета административной территории, сумма инвестиций в расчете на одного жителя, сумма и количество вкладов населения в банки и т.д. |
Неравенство | Размер различий в доходах, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и т.д. |
Социальная уверенность | Преференции, социальные выплаты |
Природно-климатические условия | Природно-ресурсный и природно-климатический потенциал территории |
Источник: Баженов С.А. Качество жизни населения: теория и практика 2012.
Очевидно, что подобная оценка качества жизни является наиболее комплексной. Для обобщения подобного большого количества данных используются интегральные показатели.
Для оценки значения жизни ведущей системой характеристик считаются характеристики интернациональной статистики ООН, включающие 12 ведущих групп характеристик: демографические свойства, санитарно-гигиенические обстоятельства, употребление продовольственных продуктов, воспитание и цивилизация, занятость и обстоятельства труда, прибыли и затраты населения, потребительские стоимости и цена жизни, организация развлечения, транспортные способы, общественное обеспечивание, воля человека. Очевидно, что значительная часть показателей «перекликается» с показателями качества жизни.
Таким образом, до сих пор нет единого подхода к определению качества и уровня жизни. Уровень жизни чаще всего рассматривают в двух аспектах: широком и узком смысле слова. Качество жизни более нередко ориентируется в нюансе совокупы конкретных актуальных ценностей, характеризующих облики работы, обстоятельства существования, структуру необходимостей, довольство индивидума жизнью, социальными отношениями и состоянием окружающей среды.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф