Вид работы: Проект
Тема: Социальный феномен глянцевых журналов в современном мире
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы социального феномена глянцевого журнала на современном этапе. Приведены основные статистические показатели читательской аудитории. Основная «проблема» рассмотрена на основании журналов «Cosmopolitan» и «Лиза». Настоящее исследование проведено с использованием методов описания, сопоставления.
Ключевые слова: глянцевый журнал, «Cosmopolitan», «Лиза», социальный феномен, символический интеракционизм, теория микроуровня
Summary. In article questions of a social phenomenon of the glossy magazine at the present stage are considered. The main statistics of reader’s audience are given. Main «problem» is considered on the basis of the Cosmopolitan and Lisa magazines. This research is conducted with using methods of the description, comparison.
Keywords: glossy magazine, «Cosmopolitan», Lisa, social phenomenon, symbolical interactionism, theory of microlevel
Важной характеристикой в современном консюмеризме является стремление людей к статусному потреблению, образованию личного набора необходимых вещей, а также формирование и потребление, представляющее определенный стиль жизни, когда используются «правильные» вещи и потребляются «правильные» услуги; в данном случае правильность моет быть определена преобладающими на локальном уровне ценностями и ожиданиями [1]. В свою очередь, локальные ценности зависят от глобальных ориентиров, которые формируют так называемые потребительские гиды, а именно, глянцевые журналы. Данные гиды способствуют становлению идеологии статусного потребления.
Медийная индустрия в качестве заметного атрибута использует глянцевые журналы, рассчитанные на потребителя; их целью является пропаганда потребления как стиля жизни. Распространение идеи потребления сопровождается тем, что журнал также становится желанным предметом потребления. В «глянце» происходит трансляция определенных ценностных установок, в основе которых лежит материальное благополучие. На его страницах изображается яркая беззаботная жизнь, представляющая в виртуальной форме доступность материальных символов достатка, позволяющая приобщиться к сообществу успешных людей.
Интерес к глянцевым журналам определяется тем, что, будучи задуманным как руководство к определенному стилю жизни, благодаря общественным трансформациям, «глянец» позволяет выйти за пределы потребительского гида, приобретая характер социально значимого проекта. С целью привлечения большего количества потребителей, глянец расширяет своё информационное поле, становясь глубже и содержательнее.
В соответствии с происходящими кризисными явлениями в экономике страны, сопровождающимися реальным сокращением доходов, покупатели всё более внимательно относятся к качественным характеристикам потребляемой печатной продукции, учитывают её информативность, нужность, универсальность. На данный момент осуществляется экономически более осознанный выбор: потребителем учитывается ряд важных для него факторов (цена, наличие полезности, содержательности, значимости). В связи с этим в повседневной жизни совершаются заметные преображения: произошло изменение общественно значимых приоритетов, трансформация индивидуальных потребительских привычек и культуры потребления. Потребители стали экономически разумными, ими проводится тщательный анализ продуктов потребления, в том числе и «глянцевых» журналов, часть из которых пришли к необходимости преобразования своих форматов, а другие исчезают из потребительской корзины. Но в целом они необходимы обществу, несмотря на такие непростые условия. Глянцевыми журналами демонстрируется, что они являются путеводителями в мире моды, а также становятся помощниками в решении некоторых проблем, с которыми сталкивается современное общество. В связи с этим актуально научное и практическое изучение и осмысление проблемы их социального влияния в современном обществе.
В результате исследований были получены данные, свидетельствующие о том, что лишь 1,5% молодых людей читают книги, 25,3% — глянцевые журналы. В соответствии с мнением Т. Хагурова, сознание, которое сформировано современной медиа-культурой, при столкновении с любым когнитивным затруднением, будет стремиться к нахождению уже готового ответа или рецепта вместо того, чтобы провести глубокий анализ возникшей проблемы. Таким образом, мышление «потребителя» является некритичным и несамостоятельным в том смысле, что ориентировано не на выяснение истины, а на применение штампов, стереотипов, медиа-подсказок. Возможно, глянцевая продукция представляет собой некий стереотип, на который рассчитывает молодежь, считает жизненным ориентиром, оказывающим влияние на массовое сознание молодежи.
На сегодняшний день более половины опрошенной молодежи (53%) читают глянцевые журналы. Данные результаты говорят об интересе молодёжи к новым тенденциям, событиям в культуре потребления. Очевиден и тот факт, что среди юношей и девушек отдают предпочтение глянцевым журналам 59,7% девушек и 33% юношей[2].
По возрастному составу основными читателями глянцевых журналов являются молодые люди: подростки от 14 до 17 лет и молодежь от 18 до 21 года. На наш взгляд, молодые люди на данных возрастных этапах являются наиболее чувствительными, стараются стать самостоятельными, но не всегда это получается. Тем не менее, они прислушиваются к мнению родителей, друзей, отчасти, к глянцевому журналу. Результаты исследования, проведённого глянцевыми журналами, основной читающей женской аудиторией являются женщины в возрасте 20-24 года (30%), женщины 25-34 года (23%).
Противоположный результат был получен при исследовании чтения глянцевых журналов молодыми людьми: в целом 47% молодёжи отказываются от чтения глянцевой продукции, среди них 67% — юноши и 40,3% — девушки. Данные результаты связаны с отсутствием мотивации чтения журналов.
Противоположность представленных мнений связано с уменьшением заинтересованности в чтении журналов, кроме того, по мнению респондентов, для журнальных статей характерен примитивный язык, отсутствие качественного содержания, что выражается в повторе тем, в содержательном аспекте тексты не несут никакой полезной информации.
Возможной причиной неполного прочтения журналов является повторение тематики статей, что приводит к нецелесообразности чтения. Некоторыми респондентами не читаются журналы по причине отсутствия надобности в таком чтении, кроме того, респондентами отмечается большое количество места в журналах, которое занято рекламами; также отмечается, что часть статей несут некую практическую пользу, но данная информация может быть получена другим, более доступным, способом.
Достаточной популярностью обладает на современном этапе глянцевый журнал «Cosmopolitan», его читают 30,5% молодежи [3]. Основной концепцией журнала является реализация личностного подхода, на страницах журнала авторы статей обращаются к каждой конкретной читательнице, стараются максимально приблизиться к реальности, оказывают помощь в преодолении различных трудностей, при этом авторы никогда не настаивают на каких-то конкретных действиях. Одним из популярных лозунгов издания является: «Будь разной, будь собой!». При сравнении некоторыми респондентами номеров журнала десятилетней давности и современных журналов, приходят к выводу о преимущественном изменении его благодаря рекламе.
Для части молодёжи характерно противоположное отношение к глянцевому журналу Cosmopolitan: некоторых респондентов к нежеланию открывать и читать журнал приводит манера озаглавливать статьи, к примеру, статья «Дорогая передача» рассказывает о бывшем бой-френде подруги, «Методы от противной» — в содержание статьи входит информация о том, как общаться со стервой, «Моя первая ночь» повествует историю редакторе журнала, которая в течение ночи выполняла работу водителя такси.
В редакции журнала считают, что не нужно останавливаться на достигнутом, необходимо развиваться, преодолевать трудности, идти дальше, в связи с чем на современном этапе журнал имеет три дочерних журнала: «Cosmo-beauty», «Cosmo-Магия», «Cosmopolitan Shopping», каждый из которых отличается определённой концепцией. Журнал «Cosmo-beauty» рассказывает о красоте, представляет новинки косметики, освещает новые тенденции. Журнал «Cosmo-Магия» направлен на успех, оказывает помощь читательницам в нахождении внутренней гармонии. «Cosmopolitan Shopping» — журнал о стилях, моде, о современных тенденциях, позволяющих осуществить выбор гардероба и подходящих к нему аксессуаров.
Второе место по популярности у обследуемой молодёжи занимает журнал «Лиза» (17,5%), который представляет собой еженедельное издание, предназначенное для женщин. Основной концепцией журнала является следующая: «Журнал «Лиза» — это классическое издание, в котором практическая направленность журнала сочетается с умным развлечением [5]. В данном журнале уникальным способом смешиваются развлечения и информация, поэтому основные читательницы журнала — работающие женщины, молодые домохозяйки и мамы, женщины, создающие семью и живущие отдельно. Таким образом, в содержание журнала входят: обзор модных тенденций, статьи, оказывающие помощь в решении различных психологических проблем, статьи, непосредственно затрагивающие карьеру и карьерный рост и др. Главным преимуществом журнала является доступность по цене, компактность объёма и содержания.
Ценное качество журнала заключается в его реальной оценке ситуации в обществе, журнал не нацеливает читателей на перфекционизм в любой сфере (к примеру, как это делается в журналах «Cosmopolitan», «ELLE», «MINI» и др.), а оказывает помощь в принятии адекватных решений в сложных ситуациях. Одним из отрицательных свойств журнала, характерным для большинства у еженедельных изданий, является повторяемость информации [4].
Для журнала характерно выполнение не только познавательной функции, но и функции трансляции. В журнале большое место отведено рекламным образам.
Исследование феномена глянцевых журналов привело к обоснованию двух методологических направлений: символический интеракционизм и теория микроуровня. Основная идея символического интеракционизма заключается в обладании вещами, подмене ими духовной культуры и ценностей. Товары и услуги обычно распространяются с помощью медийной продукции, ярким представителем которой считается глянцевый журнал. Глянец представляет собой гида, позволяющего ознакомиться с потребительскими товарами и услугами. На данный момент заметным явлением стали повседневные практики потребления среди молодого поколения. Вместе с обладанием вещами, существенно подражание одних личностей другим в социальных группах, молодежь рассматривается на микроуровне. Это способствует подтверждению идеи о дуалистическом подходе.
Являясь гидом статусного потребления, глянцевый журнал стал объектом элитарного потребления для значительной части молодежи, при этом не фиксируется прямая зависимость от возраста, тендерной и социальной принадлежности, дохода. Интерес к феномену глянцевого журнала заключается в том, что, будучи задуманным как культурный проводник элитарного стиля жизни, с течением времени, различными общественными и экономическими трансформациями, «глянцем» всё больше приобретаются черты потребительского гида, при этом сохраняется характер социально значимого проекта[6]. По культурному потенциалу глянцевый журнал способствует продвижению иллюзорной реальности, способной сформировать ложные или утопические представления о действительности, с другой — глянец представляет собой оппонента большей части медийной продукции, способствует созданию позитивного эмоционального настроя, оказывает влияние на оптимистические социальные настроения.
В большинстве своем, просмотром и чтением глянцевых журналов заняты девушки, но юноши не уступают им. В результате проведённого нами исследования, были выделены некоторые закономерности при потреблении глянцевого журнала. Преимущественно журналы покупаются и читаются девушками, но покупки журнала характеризуются эпизодичностью. Для юношей свойственным является регулярная покупка журналов и полное их прочитывание. Возможно, журналами диктуются определенные приоритеты, позволяющие отслеживать модные тенденции. Девушек увлекает чтение интересных статей в журналах, при этом рассматривание образов вторично.
Таким образом, повседневная реальность оказывает помощь в формировании определенных практик потребления глянцевой продукции, читаемой аудиторией. Результатами исследования было подтверждено, что основным потребителем глянцевых журналов является современная молодежь, представляющая собой активную часть общества. При проведении исследования была задействована студенческая молодежь, которая в большинстве своем не трудоустроена, а также трудоспособная молодежь [4].
Итак, очень часто глянцевые журналы являются единственным источником информации, ориентированным в основном на разнообразие досуговой сферы (чтение литературы — 1,5%; чтение глянцевого журнала -25,3%). Полученная информация служит ориентиром и применяется в повседневной жизни. Причем «глянец» оказывается более влиятельным, чем общественно-политическое издание. При сохранении стиля и формы подачи материала (превалирование визуальных образов) и интересной тематики, глянцевый журнал обладает характеристикой значимости социально-культурного проекта, может быть применён для формирования элементов социально-одобряемого стиля жизни.
Литература
- Буряковская В.А.Глянцевый журнал, как феномен массовой культуры: речевое и прагматическое значение//В.А.Буряковская – Политическая лингвистика, 2012 г — №1 – С.169-172.
- Гаврилова М.А. Глянцевые журналы и молодежная культура//М.А.Гаврилова, В.В.Андреева – Новое слово в науке: перспективы развития – 2014 — №1 – С.266-267
- Гут В.В. Особенности восприятия читателями глянцевых журналов//В.В.Гут — Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 2012 г. — №9 – С.228-232
- Долгова Ю.А.Репрезентация потребеления в глянцевых журналах в условиях социально-экономического кризиса//Ю.А.Долгова – Вестник Приволжского института управления – 2010-№3- С.197-201
- Иванова С.В. Динамика развития жанров глянцевого журнала (на материале анализа журнала HARPER’S BAZAAR)//С.В.Иванова, О.С.Исхакова – Вестник башкирского университета – 2016 – Т.21-№2- С.397-401
- Маевская А.Ю. Контент медиатекста в глянцевых журналах//А.Ю.Маевская – Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал – 2013 – Т.1 — №31 – С.81-87
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


