Вид работы: Контрольная работа
Предмет: Социокультурная коммуникация
ВУЗ: «Оренбургский государственный университет» (ОГУ)
Оглавление
Введение.
- Культура как мир человеческих ценностей.
- Сущность и понятие социокультурной компетенции.
Заключение.
Список использованных источников.
Введение
В настоящее время наблюдается интенсивный рост количества коммуникативных контактов между людьми, принадлежащими различным лингвистическим и культурным сообществам. Такие коммуникативные контакты происходят, прежде всего, в результате совместной деятельности в различных областях науки, культуры, образования, в бизнесе, туризме и других сферах.
Культурно-нравственная компетенция направлена на создание представлений о нормах в системе социальных отношений, нравственных ориентиров и жизнеутверждающих ценностей; получение опыта продуктивного межличностного взаимодействия; развитие сознательного и ответственного отношения к духовно-нравственным ценностям общества; приобретение способности к рефлексии своего поведения, адекватной самооценке; формирование умения делать нравственный выбор в ситуации принятия решения; развитие стремления сделать мир и окружающее жизненное пространство более гармоничным, совершенным.
Рассматривая культурно-нравственную компетенцию, необходимо принимать во внимание культурный и социальный аспекты социокультурной коммуникации, то есть единство языка, религии и культуры. Язык является частью культуры, а культура представляет собой часть языка, который невозможно изучать как средство коммуникации без устойчивых культурно-нравственных знаний. Вследствие этого, культуру можно определить, как способ восприятия мира людьми, принадлежащими к одному обществу, образ их мышления и поведения. Культура определяется интеллектуальными, моральными и материальными ценностями.
Целью данной работы является рассмотреть культурно-нравственную компетенцию социокультурной коммуникации.
Для достижения цели были поставлены данные задачи:
- Изучить литературу по данной теме.
- Рассмотреть культуру как мир человеческих ценностей
- Соотнести между собой культуру и социокультурную коммуникацию
- Раскрыть смысл социокультурной компетенции
Данной темой интересовались многие ученые. Гришаева Л.И. затрагивала проблемы межкультурной коммуникации как культурно-нравственной компетенции. Мухамеджанова Н.М. раскрывала механизмы воспроизводства и развития культуры и ее влияние на социум.
Почепцов Г,Г.разбирает коммуникацию как базовый элемент в структуре человеческой цивилизации.
Культура как мир человеческих ценностей
Культура являются объектом исследования многих ученых: культурологов, философов, психологов и т.д. В широком смысле культура (от лат. сolere – «возделывать почву») представляет собой систему отношений между человеком и миром. Культура – творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она может рассматриваться как совокупность накопленных в том, или ином обществе знаний, умений, правил поведения, норм и ценностей. Культура выступает сложной самоорганизующейся системой, формирование которой обусловлено многообразием видов человеческой деятельности. Культура как ценностно-нормативная структура определенным образом формирует общество.
Культура исторически сформировалась как способ духовного освоения действительности; основная функция культуры – сохранение и воспроизводство духовного опыта человечества, передача этого опыта другим поколениям и его обогащение. Для культуры как системы свойственно присутствие материальных и духовных ценностей, систематизированных на основе определенного идеала.
Культура – транслятор социального опыта, социализатор личности. Благодаря культуре у человека вырабатывается картина мира, содержащая ценности, смыслы, идеи, понятия в целостную систему. По утверждению ряда исследователей, ценности – это идеалы, высшие цели личности. Так, исследователь в области психологии ценностей В. П. Тугаринов отмечает, что, «значимость ценностей опосредована ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы».
Анализируя культуру через призму ценностей, В.П. Большаков говорит: «Культура – это обработка, оформление, одухотворение, облагораживание людьми окружающей среды и самих себя, своих разнообразных отношений, своей деятельности: ее процессов, целей, способов, результатов. Когда мы в таком ракурсе характеризуем культуру, то предполагается именно особое оформление природы, самого человека: его тела, движений, мыслей, чувств, намерений, отношений с другими людьми. Оформление, имеющее ценностный смысл, ценностное содержание».
Следует подчеркнуть, что культура формируется через созидание системы ценностей. Она емко влияет на развитие социальных взаимосвязей через заложенные в ее системе ценности и нормы. Прогресс синтеза индивидуализации ценностей – процесс способствующий развитию культуры. Культурно-жизненный опыт, содержащийся в мировоззрении личности – это результат процесса социальной трансляции ценностей культуры, отражающийся в реальном поведении человека. Центральная проблема здесь заключена в уровне индивидуального принятия и понимания ценностей и обозначается понятием «ценностные ориентации».
В любой культуре ценности размещаются в определенной иерархии. На верху пирамиды ценностей расположены ценности, которые составляют ядро культуры. К существенным элементам культуры относятся нормы, совокупность которых представляет нормативную систему культуры. Культурные нормы – это идеальные образцы, указывающие на то, как человек должен поступать в тех или иных ситуациях. Нормы, которые предписывают образцы поведения, транслируются человеку в процессе инкультурации. Нормы и ценности являются консервативным элементом любой культуры, ее цивилизационный код. Культурному ядру общества присущ ряд норм, которые проявляются в традициях, передаваемых из поколения в поколение.
Для существования и развития любой культуре необходимо взаимодействие сдругими культурами.Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре.Не существует изолированных культур — все они живут и развиваются только в диалоге с другими культурами.
Культура часто выступает не только средством объединения, идентификации, но и орудием разобщения людей. Существует так называемый «культурный барьер», который затрудняет эффективную коммуникацию. В. В. Сафонова отмечает, что «даже при высоком уровне лингвистической компетенции неносителей языка их полноценное (непосредственное или опосредованное) общение с носителями языка может не состояться, и они могут даже испытать “культурный шок”». Но
Знание культуры является основным, но не единственным условием формирования социокультурной компетенции.
Сущность и понятие социокультурной компетенции
Термин «социокультурная компетентность» в последнее время становиться одним из самых частотных в профессионально-методической литературе. Разные авторы вкладывают в него разное понимание, что приводит к многочисленным разночтениям и не способствует объединению усилий в разработке эффективных подходов и методик формирования социокультурной компетентности.
Понятие социокультурной компетенции тесно связанно с понятием межкультурной компетенции. В широком смысле слова межкультурную компетенцию можно определить, как способность успешно общаться представителей разных культур.
Она требует знания особенностей культуры родного языка и культуры других народов, наличия умения устанавливать взаимоотношения, опыта эмоционально ценностного отношения к субъектам культуры.
Анализ литературы позволяет обобщить, что зарубежные исследователи рассматривают межкультурную компетенцию, во-первых как способность сформировать в себе чужую культурную идентичность (усвоение максимального объема информации об иной культуре); во-вторых как способность достигать успеха при взаимодействии с представителями иного культурного сообщества. Российские исследователи определяют её как способность членов некой культуры добиваться понимания в процессе взаимодействия с представителями другой культурной общности [2].
Анализ литературы по данной проблеме позволяет констатировать, что исследователи по-разному рассматривают сущность понятия «социокультурная компетенция». По определению Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина, социокультурная компетенция – это «совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться этими знаниями в процессеобщения, следуя обычаям, правилам поведения, нормами этикета, социальными условиями и стереотипами поведения носителей языка».
В. В. Сафонова определяет социокультурную компетенцию, как наличие знаний в различных социальных и культурных сферах, характеризующих страну, различные общества и социумы страны изучаемого языка и наличие умений адекватно применять эти знания в акте общения.
По мнению П. В. Сысоева, социокультурная компетенция – это «расширение объема знаний о социокультурной специфике изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно специфике, складывающегося социокультурного контекста деятельности, а также развитие умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентациях».
Социокультурная компетенция является комплексным явлением и включается в себя набор разного рода компонентов, относящихся к различным категориям. В интерпретации И. Л.Бим, социокультурная компетенция включает социолингвистическую, предметную, общекультурную и страноведческую компетенции.
Социокультурная компетенция, по мнению Е. Д. Кошеляевой, состоит из содержательного (знания) и функционального (умения и навыки) компонента. Фоновые знания и осведомлённость о культурных ценностях и нормах взаимодействия носителей изучаемого языка, знания специфических национально – культурных лексических единиц составляют содержание социокультурной компетенции.
Структуры множества моделей, выявляющие структурные компоненты социокультурной компетенции имеют много общего. Большинство исследователей (А. М. Верещагина, В. Г. Костомаров, Г. Д. Томахин, В. В. Сафонова, И. Л. Бим, Г. В. Воробьев, М. А. Богатырева, Н. Д. Гальскова, Г. В. Елизарова) выделяют следующие компоненты:
- лингвострановедческий (лексические единицы с национально – культурной семантикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения);
- социолингвистический (языковые особенности социальных слоёв, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов, речевые стереотипы, клише, формулы речевого этикета);
- социально-психологический (владение социо- и культурнообусловленными сценариями, национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре);
- культурологический (социокультурный, историко-культурный, этнокультурный фон, знание традиций, обычаев народа).
Заключение
Социокультурная компетенция как система, включает в себя ряд различных компонентов, имеющую собственную организацию и обладающую свойствами целого, не сводимого к свойствам отдельных частей.
Сформированная социокультурная компетенция позволяет участникам межкультурного общения, с одной стороны, постичь чувства и мысли другого народа и преодолеть национальный культуроцентризм, а с другой – лучше осознать самого себя, глубже понять собственную культуру в сравнении с культурой другой страны.
Таким образом, каждый контакт с иноязычной культурой повышает знания о собственной, что также важно для развития личности в целом [5].
Социокультурная компетенция направлена на формирование способности и готовности к межкультурному диалогу, а также толерантного и позитивного восприятия иноязычной культуры. Все это позволяет успешно участвовать в процессе межкультурного взаимодействия.
Список использованных источников
- Большаков В. П. Культура как форма человечности. Великий Новгород, НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.
- Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. Пособие / Л.И. Гришаева, Л. В. Цурикова. – 4-ое изд., стер.- М.: Академия, 2007.- 2336 с.
- Злобин, Н.С. Культура, личность, история / Н.С. Злобин, М. Б. Туровский, // Постижение культуры. – Вып. 3-4.- М.: Рос. Инст-т культорологии, 1995.- С. 12-58.
- Культура и коммуникация: глобальные и локальные измерения: монография / под ред. Ю. В. Петрова. –Томск : НТЛ, 2004 – 400 с.
- Мухамеджанова, Н. М. Актуальные проблемы социокультурной динамики :учебю пособие / Н.М. Мухаменджанова. – Оренбург : ГОУ ОГУ, 2009
- Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепсов. – 2-е изд., стер. – М.: СтартБук, 2009.-651 с.
- Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. / В. В. Сафронова, Воронеж: Истоки. 1996. 237 с.
- Сысоев П. В. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования в России средствами иностранного языка и родного языков// Иностранные языки в школе. 2003 №1 С.42-47
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. / С. Г. Тер-Минасова М.: Слово/Slovo, 2000. 264 с.
Прикрепленные файлы:
Kulturno-nravstvennaya_kompetenciya_sociokulturnoy_kommunikacii
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


