Заявка на расчет
Меню Услуги

Система социального обеспечения в малых городах. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


1.2. Основные социальные проблемы граждан пожилого возраста

В большинстве стран современного мира возрастает число пожилого возраста. В экономически развитых странах доля лиц старше 60 лет составляет от 12% до 22% общей численности населения. В 2008 году людей старше 60 лет на земле было 590 млн.; в 2015году их уже 1 млрд. 100 млн. В России сейчас около 30 млн. пожилых: 4,3% из них это люди старше 75 лет, 3-4 млн. пожилых нуждаются в постоянной медико-социальной помощи, а в интернатных учреждениях пребывает только 216-220 тыс. человек. Согласно статистике:

50% пожилых людей испытывают затруднения при ходьбе и подъеме по лестнице;

15% лиц в возрасте 65-74 года страдают явным ограничением подвижности, а после 75 лет эта цифра увеличивается до 30%;

от 17 до 41% не могут самостоятельно посещать медицинские учреждения;

31% испытывают затруднения при самообслуживании (одевании, купании, приеме пищи, отправлении собственных потребностей);

8% не выходят из своих квартир;

5% не покидают постели;

от 4 до 5% заболеваний приходится на каждого пожилого; в дальнейшем на каждые 10 лет добавляются по 1-2 заболеваниям;

74% постоянно принимают лекарства;

58% оценивают свое здоровье как «плохое» и 10%- «как очень плохое»;

33% лиц старше 60 лет падают ( по крайней мере ,  1 раз в году, причем половина падений приводит к повреждениям , 25% больных с переломами  бедренной кости умирают  в течении первых 6 мес, только 25 возвращаются к прежней подвижности;

30% страдают  нарушением слуха;

26% нарушением зрения;

10-13% 60 летних и 31-40% 80  летних людей поражены деменцией (слабоумием);

15% страдают недержанием мочи;

11% вызывают «скорую помощь» чаще 2-3 раз в месяц;

20% пожилых людей проживают одиноко;

25% пожилых людей периодически не хотят жить или хотят покончить жизнь самоубийством.

В пожилом  возрасте анатомо- физиологические системы человека приобретают более или менее значительные изменения. По мере старения меняются социальные положения человека и образ жизни, ухудшается самочувствие и состояние здоровья. Человек с трудом приспосабливается к возрастным ограничениям. Для того чтобы помочь пожилому человеку справиться с наступающими изменениями, необходимо хорошо знать, что же происходит со стареющим организмом.

С возрастом ухудшается обоняние. Пожилые люди плохо ощущают и различают запахи. Из-за отсутствия обоняния еда кажется безвкусной , что приводит к потере аппетита. Другая серьезная проблема , обусловленная нарушением обоняния – риск отравления испорченными продуктами, газом выходящим из открытой комфорки на кухне. Но почувствовав запах дыма при возгорании, пожилой человек может не заметить вовремя пожар.

У людей старшего возраста ухудшаются способность тонкого ощущения предметов. Из-за того они берут предметы неловко, могут легко выронить их из рук и в результате  обжечься, ошпариться; вызвать возгорание и пожар. Предметы которые часто использует пожилой человек – это например посуда. Она должна иметь достаточно большие и удобные ручки, чтобы можно было  надежно браться за них. Предметы должны быть достаточно весомыми , чтобы они хорошо ощущались в руке « особенно это относится к тростям».

Нарушение чувствительности приводит к тому, что пожилой человек плохо ощущает характер поверхности на которую ступает его нога. Это создает дополнительную возможность падения. Ботинки должны быть подобраны точно по ноге ( очень опасна разношенная обувь).

Возрастное ухудшение тактильной чувствительности совсем не означает, что не нужно прикасаться к старикам. Наоборот! Выяснилось, что нежилые люди очень нуждаются в прикосновениях, не меньше чем маленькие дети. Прикосновения, поглаживания, простое пожатие руки все это очень важно для воодушевления, душевной поддержки пожилого подопечного социальной службы. Тактильный контакт может ему помочь восстановить уверенность в себе, ощущение собственной востребованности, неоставленности в этом мире.

У людей старшего возраста замедленная реакция на воздействие температуры. Это может привести к тому, что прикоснувшись к горячей кастрюле, сковородке или открытому огню, пожилой человек не сразу одернет руку, а только через некоторое время, достаточное для развития серьезного ожога. При мытье в ванной пробуя на ощупь температуру воды, он не всегда в состоянии правильно ее определить и погрузившись в очень горячую воду, может получить ожоги. Поэтому важно измерять температуру воды в ванной не на ощупь, а с помощью водяного термометра.

У старческой памяти тоже есть свои особенности. Помимо общего снижения способности запоминать характерно нарушение памяти на недавно прошедшие события, а также намерения и действия, связанные с текущей жизнью. Пожилые с трудом запоминают даты, имена, номера телефонов, назначенные встречи.

Они быстро забывают увиденное по телевизору или прочитанное, не могут вспомнить, куда положили ту или иную вещь. В таких случаях специалисту по социальной работе  приходится принуждать их делать записи, класть все вещи на одни и те же места, ни в коем случае не менять установившегося порядка или месторасположения предметов! Это относится и к тем, кто ухаживает за пожилыми. Убираясь в комнате раскладывая вещи на столе или в шкафу, наводя порядок на кухне, нельзя забывать о том , что все изменения который сделал специалист , могут быть восприняты пожилым как катастрофа.

Пожилые люди с трудом  ориентируются в новой квартире, в больнице, доме- интернате, помногу раз осваивают новые пути передвижения по местности. Поэтому необходимо помнить , что помещение пожилого человека в новую среду, например в стационарное учреждения социального обслуживания – это всегда сильный стресс для него, который может резко ухудшить состояние здоровья.

Можно помочь такому клиенту выделить в новой для него информации самое главное, значимое для него не перегружать его память маловажной информацией. Помня о том, что пожилые люди для лучшего запоминания часто логически структурируют материал, необходимо передавать им  информацию в заранее структурированном виде. Необходимо добиваться того, чтобы после получения инструкции ваш пациент обязательно повторил, как он понял задание. Хорошо, если он еще раз повторит задание через минут 5-7.

У телефонного аппарата, на видном месте должен быть список основных номеров телефонов родственников, соседей, медицинских и социальных  организаций, оказывающих данному человеку помощь, с обязательным указанием фамилий, имен, отчеств занимающих ими должностей. На столе нужно иметь список необходимых дел, например на сегодняшний день или на ближайшее будущее.

Полезно, чтобы пациент имел перед собой план последовательности выполнения определенных действий. Например для того чтобы принять душ, нужно:

  • Приготовить свежее белье и полотенце;
  • Постелить резиновый коврик в ванну;
  • Приготовить купальный халат;
  • Расположить удобно мыло и мочалку;

Необходимо, особенно в первое время, контролировать выполнение врачебных назначений  и инструкций социального работника.

Нужно помнить о том, что в одних случаях пожилой человек действительно не может что-то запомнить хотя и хочет, а в других просто не хочет запоминать, потому что например ленится или апатичен или находится в депрессии. Он может считать с подачи родственников, медиков или по собственному разумению, — что нарушение памяти у него связано с возрастными особенностями, развивается фатально и не поддается коррекции. Поэтому важно знать, существуют ли у пожилого человека побудительные мотивы к запоминанию.

На фоне потери памяти на текущие события у стариков сохраняется и даже «оживляется» память на «дела» давно минувших дней. Считается, что «уход в прошлое» и воспоминания, связанные периодом социальной активности и значимости, повышают самооценку пожилого человека, позволяют ему отвлечься от осознания грустной действительности, с которой он не хочет согласиться и которую он не хочет осмысливать. Возможно, что пожилой человек часто не готов к решению таких глобальных вопросов бытия, как смысл прожитой жизни и осознание того, что его ожидает после смерти.

Лицам старшего возраста требуется больше времени, чтобы заснуть и достичь стадии глубокого сна, который приносит отдохновение. Увеличивается период поверхностного сне, не дающего отдыха. При такой структуре сна могут быть жалобы типа: « всю ночь не сомкнул глаз». Если таких людей случайно разбудить, они могут потом долго не заснуть. Частота случайных пробуждений с возрастом увеличивается, а общая продолжительность сна не меняется. Это часто приводит к усталости и апатии.

Однако нельзя забывать, что сонливость, усталость и апатия могут быть связаны не только с нарушением сна, но и с психическим расстройствами. Способствуют нарушению сна и другие факторы: стресс, заботы, депрессии, нарушении режима дня, длительный постельный режим, обезвоживание, факторы окружающей среды.

Психическая активность пожилых лиц падает. Они быстро устают. Нужно внимательно следить за тем, как ведет себя ваш пациент и обнаружив первые признаки усталости, давать ему возможность отдохнуть, «перевести дыхание».

Внимание пожилых легко отвлекается внешними причинами, и тогда они теряют нить разговора ,часто забывают, о чем только что шла речь. Поэтому важно при общении создавать такие условия чтобы ничто не отвлекало их от разговора. Плохо воспринимается быстрая речь с короткими промежутками между словами. Надо говорить достаточно медленно, с перерывами между словами. Нельзя проглатывать окончания слов и говорить «взахлеб». Выражение лица специалиста, работающего с пожилым клиентом, должно быть приветливым и доброжелательным.

Пожилые люди с трудом участвуют в групповой беседе, если одновременно говорят несколько человек, они плохо понимают смысл происходящих разговоров, не сразу включается в разговор, отвечают на заданный вопрос. Поэтому, когда медики или социальные работники им что то говорят и советуют, они не могут сразу запомнить данные рекомендации и назначения и от этого начинают волноваться, раздражаться и, в результате еще хуже понимают и запоминают. Характерны попытки избегать ситуаций, требующих напряженного мышления, подменять интеллектуальные усилия различными двигательными приемами –покачивание головы, почесыванием в затылке, растягиванием речи. Если пожилой человек говорит с раздражением, ни в коем случае нельзя отвечать ему тем же. Следует отвечать мягко, постараться отвести разговор от темы , вызывающей у пожилого человека раздражение или неприятное чувство.

Как уже было сказано, пожилые плохо адаптируются к изменениям внешних условий, не в состоянии запомнить распорядок дня, расположение помещений, распоряжения врачей и сестер, их имена. От этого замыкаются, уходят в себя. Пожилые люди так же тяжело переживают если заболевают. Беспокоятся, тревожатся, паникуют, впадают в депрессию. Боятся, что не хватит денег на лечение, что окажутся беспомощными, зависимыми от других. Страх увеличивается при помещении в больницу в которой все  незнакомо, не понятно и кажется враждебным и агрессивно настроенным. Страх и стресс в свою очередь, ухудшают память , когнитивные( познавательные) функции.

Пожилые люди нуждаются в поощрении своих действий. Желательно чаще подтверждать правильность их действий и поощрять успехи. «Вы сегодня увереннее двигаетесь с тростью!»,.

Расспросы пожилых людей об их прошлом очень благотворно действуют на них. Можно попросить пожилого человека рассказать о его родственниках, детстве, местах, где он жил в юности, о прошлой работе, интересах. Очень хорошо вместе рассматривать старые фотографии мест, где он родился, жил, трудился, особенно те на которых он изображен в силе, при исполнении  социально значимой работы. Это всегда способствуют повышению самоуважения пожилого человека. Однако пожилые люди должны чувствовать действительную заинтересованность специалиста в рассказываемых событиях, его желание пережить то, что когда-то он пережил и прочувствовал. Если он не поверит заинтересованности то, скорее всего, замкнется в себе, и тогда этот специалист надолго потеряет доверие.

Большое оживление в жизнь пожилых людей, особенно тех кто много времени вынужден проводить в постели или кресле, вносят прогулки на кресле качалке, пешие с помощью ходунков или в сопровождении попутчика- по коридорам больницы или дома – интернета, а лучше по улице ,во дворе или в саду.

В целом можно сказать, что социальные проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных , так и от субъективных факторов, однако можно попытаться условно объединить их в несколько групп – это проблемы материально –финансового характера, медико- социальной реабилитации. К сожалению, достаточно часто это направление социальной поддержки остается нереализованным.

Переход  в категорию пожилых людей ( выход на пенсию) связан, прежде всего, с осознанием человека того, что он вступает в последний этап своей жизни. Впереди неизбежно старение, болезни, полное или частичное ограничение жизнедеятельности. Осознание всего этого размышления неизбежности приближающейся смерти вызывают осложнения психологического плана, причем уровень этих осложнений зависит от этого ,та или иная степень помощи опытного психолога  на данном этапе требуется любому человеку.

Кроме того выход на пенсию- это тот цикл человека в жизни после которого он кардинально меняется. Это во многом связано со сменой социального статуса человека. Если раньше человек занимался активной трудовой деятельностью, чувствовал себя необходимым и значимым, то в пожилом возрасте его опыт и знания часто становятся ненужными и невостребованными. Далеко не для всех пожилых людей выход на пенсию становится долгожданным событием, многие из них стремятся оттянуть переход на « заслуженный отдых», причем не только из-за финансовых соображений. Яркой иллюстрацией этого может послужить известная комедия « старики- разбойники», сюжет которой основан на нежелании пожилых людей, чувствующих себя еще достаточно здоровыми и активными, покидать рабочие места.

И наконец к психологическим проблемам можно отнести резкое сужение контактов пожилого человека, которое может привезти к полному одиночеству. Уменьшение возможностей для общения связано с тем, что человек « выпадает»  из трудового коллектива, больше времени проводит дома. В этом возрасте уходят из жизни многие друзья, родственники и сверстники, что также сужает контакты ,а приобретение новых друзей становится затруднительным. Особенно  эта проблема актуальна для пожилых людей, живущих отдельно от своих взрослых детей.

К материально- финансовым проблемам этой категории населения России, несомненно, относится низкий уровень пенсий, который, зачастую, находится ниже уровня бедности. Индексация пенсий только в последние годы стала проводится, относительно регулярно однако её коэффициент пока отстает от уровня инфляции.

Финансово- экономический кризис 17 августа 1998 года, а также современные проблемы в этой сфере, связанные  с кризисом  кредитно- банковской системы и иных сфер общественного производства, существенно ухудшил материальное положение пенсионеров, доведя многих из них до полной нищеты.

С июня 2008 года Правительство РФ приняло решение об увеличении коэффициента соотношения средней пенсии к средней заработной плате, что также вызовет повышение её номинального уровня. Однако и этот уровень является недостаточным для достойной жизни пожилых людей. Сегодня многие из них с ностальгией вспоминают «советскую» пенсию в 132 рубля которой вполне хватало на месяц. Однако часто при этом  забывают , что тратить деньги тогда было затруднительно  в связи с отсутствием многих товаров в продаже. С другой стороны, обилие качественных продуктов питания, одежды и других предметов первой необходимости  в сегодняшних магазинах и невозможность их приобрести в связи с отсутствием денег вызывают их законную обиду и раздражение.

Старение сопровождается неуклонным увеличением риска смерти, отражающим снижение жизнеспособности организма, его диапазона адаптационных возможностей. Достаточно острой является проблема ограничения жизнедеятельности, которая понимается, как «полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентация, общение, контроль над своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью». Пожилому человеку и его семье нужна помощь и поддержка – психологическая, медицинская, социальная. И цивилизованность сегодняшнего общества определяется в частности тем, насколько широка сеть специализированных учреждений, оказывающих помощь пожилым людям в решении их медико – социальных проблем.

Проблемы пожилого человека активно изучаются различными науками: политологией, социологией, демографией, социальной – психологией и социальной педагогикой, психологией, физиологией, теорией социальной работы, геронтологией и др. Осуществляется обобщение позитивного и негативного опыта жизнедеятельности пожилых людей в семье и социуме, а на практическом уровне осуществляется поиск и совершенствование методик их социальной защиты на международном и национальном уровнях.

1.3. Государственная политика в области решения социальных проблем граждан пожилого возраста РФ

В начале  80-х годов XX века  проблема старения населения Земли стала предметом специального рассмотрения ООН. В 1991 году взгляды международного сообщества на место и роль пожилых людей получили свое выражение в « Принципах ООН в отношении пожилых людей». Документ ООН « Сделать плодотворной  жизнь лиц  преклонного возраста» предусматривает меры по обеспечению их независимости ухода, условий для всесторонней реализации их потенциала, возможности вести достойный образ жизни. 1999 году был объявлен  ООН  Международным  годом пожилого человека. В апреле 2002 году в Мадриде состоялось международная конференция ООН, посвященная проблемам пожилых людей всего мира. На конференции была выработана стратегия  международной социальной политики в отношении пожилых людей.

Весь комплекс видов и сфер деятельности, составляющих содержание социальной  работы с пожилыми людьми может быть представлен в своей совокупности как многоуровневый комплекс государственной социальной защиты пожилого населения.

Теоретико – методологический уровень предполагает:

а) глубокое и всестороннее  изучение социальной ситуации в стране и перспектив ее развития во всех сферах общественной жизнедеятельности в связи  со старением населения в России и изменением их социального статуса после окончания активной трудовой деятельности;

б) прогнозирование возможных изменений в социальном самочувствии и статусе основных социальных групп населения, среди которых важное место принадлежит пожилым людям;

в) целеполагание  в развитии социальной работы с ними как со стороны государственных органов , так и общественных организаций и объединений граждан;

г) определение соотношения социальных потребностей пожилых людей с экономическими возможностями государства и общества на переходном этапе их развития страны;

д) формирование имиджа пожилого человека как человека, внесшего свой вклад в развитие государства и общества в трудных условиях  предыдущих этапов их развития и соответствующего отношения к нему общественного мнения и др.

Концептуально – политический уровень комплекса видов и сфер деятельности по решению социальных проблем пожилых людей  предполагает выработку социальной политики по отношению к этой группе населения.

В данном случае социальная политика определяется как специфическая деятельность государственных органов в частности и всего общества в целом по удовлетворению жизненных интересов пожилых людей; по обеспечению стабильного уровня жизни этой части населения в соответствии с демократическими и гуманистическими ценностями общества.

Социальная политика в отношении пожилых людей рассматривается также и как совокупность приоритетов и развитии социальной работы с этой категорией населения, а также как совокупность правил, определенных принципов  и подходов к решению социальных проблем пожилого человека на конкретном этапе развития общества.

В настоящее время приоритет в формировании и реализации социальной политики в отношении этой группы населения принадлежит государству, не имеющему, однако, для этих целей достаточных средств. Это обстоятельство обусловливает активное вовлечение в сферу, работы с пожилыми людьми неправительственных, негосударственных организаций.

Общественно гражданский уровень предполагает участие в реализации социальной политики в отношении пожилых людей негосударственных, общественных объединений ( партии социальных движений, фондов, различных ассоциаций, групп и т. п.) и коммерческих структур.

В связи со своими уставными целями или коммерческими интересами эти представители гражданского общества способны не только влиять на выработку приоритетов развития социальной работы с пожилыми людьми, осуществляемую представителями государства, но и прилагать серьезные усилия  по развитию и функционированию социальной инфраструктуры для реализации этой социальной политики.

Нормативно – практический уровень решения этих проблем предусматривает обеспечение социально- правовой защиты пожилого человека.

При этом под социально- правовой защитой понимается система социальных гарантий, ( а также деятельность по их разработке, законодательному закреплению и реализации),  обеспечивающих достаточные условия жизни льготы и привилегии отдельным категориям пожилых людей. Эти социальные гарантии составляют часть общего законодательства страны в социальной сфере.

Повседневно – практический уровень решения социальных проблем пожилых людей предполагает формирование системы социальной защиты данной  социальной группой как в системе деятельности федеральных органов государственной власти, так и в структурах региональных и территориальных (муниципальных) органов социальной защиты населения.

Без развития инфраструктуры повседневно – практического уровня комплекса видов и сфер деятельности социальные приоритеты остаются лишь пожеланиями и заявлениями, а указы и законы – всего лишь нормами, изложенными на бумаге. В этом и заключается одна из причин недостаточной эффективности деятельности государственных структур по реализации социального законодательства в области социальной защиты пожилых людей и социальной работы с ними.

Признавая неразвитость механизмов  обеспечения потребностей этой категории населения, многие исследователи сосредоточивают свои усилия на поиске условий оптимизации процесса реинтеграции пожилых людей в социуме. Ограниченные возможности влияния на процессы, протекающие на концептуально политическом, общественно гражданском и нормативно юридическом уровнях комплекса видов и сфер повседневной работы с пожилыми людьми, объективно- обусловливает повышение внимания к социально- экономическим, медико- социальным, социально- психологическим и иным проблемам этого процесса.

Можно констатировать, что практически на всех уровнях проблема социальной защиты пожилых граждан в той или иной мере решена. Существует серьезные международные и внутрироссийские  нормативные документы, определяющие приоритеты социальной политики  по отношению к пожилому человеку, накоплен богатый  опыт работы с ними в различных регионах страны с пожилыми людьми, разрешено на теоретическом уровне большинство научных проблем жизнедеятельности пожилых в обществе.

Однако недостаточное развитие социальной инфраструктуры государства и гражданского общества, отсутствие необходимого для удовлетворения насущных социальных потребностей пожилого человека материально-финансовых ресурсов, относительно невысокий уровень профессиональной подготовки специалистов в области практической работы с каждым пожилым человеком – все это вновь и вновь заставляет обращаться к данной проблеме, а реальное положение дел такого человека в государстве и обществе заставляет концентрировать внимание на пожилых людях находящихся в противоречивых, социальных трудных и кризисных ситуациях.

Социальная работа определяет основное противоречие любого человека в т.ч. и пожилого, как противоречие между его социальной и личностной  жизнедеятельностью. Социальная организация жизнедеятельности пожилого человека может способствовать, а может и препятствовать личностному его самочувствию, в результате чего происходит либо потеря его способности к социальному функционированию, либо деформация социального статуса. Личностная же организация жизнедеятельности пожилого человека может не соответствовать социальному устройству государства, уровню и ценностям общественного развития.

Учитывая ,что социальная защита как область практической деятельности направлена на человека в ситуации его взаимодействия  с тем или иным социумом, следует отметить, что взаимодействие пожилого человека с социумом имеет различные характеристики, критерием оценки которых является совокупность собственных ценностных ориентаций и приоритетов жизненных целей конкретного пожилого человека, а также соответствие этих ценностных ориентаций общественно признанным социальным ценностям.

Первая группа пожилых людей может быть условно названа « социально- стабильной». Несмотря на все присущие пожилым людям социальные, психологические и физиологические проблемы , представители этой группы  не имеют ярко выраженных или стабильных проблем взаимодействия с социумом (семьей, товарищами и друзьями, социальной средой в целом). На бытовом уровне  таких пожилых людей иногда называют «живущими стариками».

Вторая группа пожилых людей может быть условно названа « социально- проблемной» группой, представители которой, наоборот, имеют ярко выраженные временные, стабильные или нарастающие проблемы взаимодействия с социумом, которые заставляют каждого пожилого человека все в большей мере ощущать снижение личностного и социального статуса без какой либо надежды на улучшение их жизни. Пожилых людей, относящихся к этой группе, на бытовом уровне называют «доживающими стариками».

Стратегия и тактика социальной защиты пожилых людей этих групп различна, но общими направлениями их реализации являются следующие:

а) оказание всех видов помощи пожилому человеку, попавшему в критическую ситуацию;

б) предупреждение или устранение  разнообразных причин, формирующих социально- проблемную группу пожилых людей;

в) возвращение каждого пожилого человека социально – проблемной группы в социально – стабильную;

г) сохранение устойчивости социально стабильной группы с точки зрения предотвращения перехода пожилых людей из нее в социально проблемную группу и др.

Анализ содержания государственной социальной защиты пожилых людей по этим направлениям подтверждает справедливость выводов исследователей о том, что профилактическая, предупредительная работа с каждым пожилым мужчиной и женщиной является основной задачей и социальной политики государства и общества, и социальной работы на федеральном, региональном  и муниципальном уровнях. Однако  и немедленная, кризис-интервентная социальная работа по оказанию пожилому человеку, попавшему в ту или иную кризисную ситуацию,  также должна иметь место.

 

Глава 2. Организация социального обслуживания пожилых граждан как одно из направлений социальной защиты населения

2.1. Сущность социального обслуживания и его место в системе социальной защиты населения

Специфика социальной защиты населения на современном этапе обусловливается тем, что новая социальная политика, проводимая государством, требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. Одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания.

Социальное обслуживание является относительно самостоятельным звеном в общей системе социального обеспечения и социальной защиты. Начиная с 1995 года, появилось достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в различных видах и организацию деятельности соответствующих служб. Основополагающие из них — федеральные законы: №195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 года и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2. 08. 1995 года.

В последние годы принят ряд программных документов, касающихся намерений Правительства Российской Федерации в сфере социального обслуживания, — комплексная программа о социальной поддержке населения. Воплощение их в жизнь — сравнительно отдаленная перспектива, связанная, прежде всего, с преодолением затянувшейся кризисной социально — экономической ситуации в стране.

Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных, малообеспеченных граждан. Социальное обслуживание является существенным дополнением к таким выплатам (пенсии, пособия и др.), но не может заменить их. В этом смысле оно является вспомогательным звеном в системе социального обеспечения. Без развитой системы денежных выплат, за счет которых удовлетворяются основные потребности человека, такое обслуживание не может достичь своей цели — обеспечить достойную жизнь человека, содействовать его адаптации в обществе. В то же время социальное обслуживание, благодаря которому удовлетворяются специфические потребности старых и нетрудоспособных людей в определенных услугах, которые зачастую нельзя купить на рынке обычных услуг, делает всю систему материального обеспечения в денежной форме более эффективной и рациональной.

В соответствии с законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, социально- медицинских, психолого- педагогических, социально- правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание.

Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально — значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация. Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и прочее.

Право на социальное обслуживание имеют: граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Социальное  обслуживание основывается на следующих принципах: соблюдение прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере  социального обслуживания; обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственности всех видов социального обслуживания; ориентации социального обслуживания на индивидуальные  потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.  Государство гарантирует  гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг  на основе  принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,  имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. В законе также перечислены формы социального обслуживания:

а) материальная помощь;

б) социальное обслуживание на дому;

в) социальное обслуживание в стационарных учреждениях;

г) предоставление  временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания;

д) дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания;

е) социально – консультативная помощь;

ж) проведение реабилитации.

Эти  формы социального обслуживания различаются по целям оказания социальных услуг, по видам социальных услуг ,которые предоставляются в рамках той или иной формы социального обслуживания. Так социальное обслуживание на дому необходимо для тех кто не может о себе позаботиться в полной степени, а с другой стороны, такие люди достаточно самостоятельны, чтобы жить  одному дома.

Понятие « социальное обслуживание», как и любой термин, описывает некоторый идеальный объект. С точки зрения его системных свойств, он выступает как множество подсистем и элементов. С формальной точки зрения, социальное обслуживание – это вид социальной деятельности, осуществляемый главным образом через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой  во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления клиентам социальных услуг.

Таким образом, можно сказать, что система социального обслуживания населения состоит из социальных служб, осуществляющих социальное обслуживание семей с детьми, граждан пожилого возраста и инвалидов, других категорий граждан.

Однако целесообразно исходить из того, что социальное обслуживание как система характеризуется не просто суммой учреждений с их динамикой развития на определенных территориях РФ, а совокупностью таких составляющих, как:

а) определенный порядок взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственная взаимосвязь, последовательные и обоснованные действия всех учреждений, направленные на поддержку различных слоев населения;

б) форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, определенный способ устройства региональной упорядоченной совокупности учреждений, объединенных общими целями, задачами, функциями;

в) финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение деятельности территориальных социальных служб;

г) многоуровневое научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности территориальных социальных служб;

д) степень сформированности нормативно-правового поля, создающего необходимые условия для становления и развития социальных служб;

е) соотнесение усилий, направленных на становление социальных служб, и полученных результатов социального обслуживания, выражающихся прежде всего в степени удовлетворенности клиентов социальных служб, эффективности социальных услуг.

Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и выяснения:

а) структуры, видов, форм и методов социальных услуг;

б) структуры социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания населения;

в) подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные);

г) организации социального обслуживания (учреждения и предприятия);

д) управления социальным обслуживанием;

е) ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное).

Известно, что структура перечисленных подсистем и элементов социального обслуживания характеризует систему со стороны устойчивости, стабильности, качественной определенности. Безусловно, это важная, но недостаточная характеристика. Поэтому сущность социального обслуживания раскрывается через анализ функций учреждений социального обслуживания населения, различных субъектов социальной работы и постижение функционирования социальных служб в целом.

Исследователи проблем социального обслуживания выделяют две группы функций системы социального обслуживания:

а)Сущностно-деятельностные функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный патронаж);

б)Нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).

Практическая реализация этих функций неразрывно связана с оптимальным уровнем функционирования всех подсистем и элементов социального обслуживания. Функции социального обслуживания проявляются на макро- и микроуровнях.

Цель создания системы социального обслуживания населения – организация разнообразных форм социальной работы с разными категориями населения в непосредственном контакте с ними и на наиболее адресном территориальном уровне. Она включает комплекс целевых услуг различным категориям граждан, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новой социальной обстановки в поддержке и помощи со стороны работников социальных служб.

Создание системы социального обслуживания содействует решению многих проблем по воспитанию, уходу за нетрудоспособными членами семьи, организации быта, досуга; проблем, связанных с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, а также помогает поднять уровень социальных гарантий населению. Кроме того, система социального обслуживания позволяет координировать усилия государственных органов и различных социальных структур, включая государственные, частные, общественные и благотворительные организации.

Основная задача системы социального обслуживания состоит в том, чтобы построить социальную политику, в основу которой была бы положена деятельность государства, включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам граждан достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Основные показатели эффективности проводимых мероприятий в системе социального обслуживания включают:

а) уменьшение зависимости клиентов от окружения и социальной службы;

б) повышение автономности и самостоятельности клиентов;

в) возвращение элементов утраченных функций и возмещение понесенного ущерба;

г) пробуждение мотивации к активности и выбор оптимальных ее форм, подходящих для каждого клиента. Если скобка-то буквы маленькие, если точка-то большие!!!

В основу критериев эффективности социального обслуживания можно положить степень сложности и продолжительности социальных услуг, степень их адекватности социальным потребностям и нуждам различных категорий населения. С точки зрения управления социальным обслуживанием можно взять на вооружение такие индикаторы как уровень развития социальных служб, их автономность и управляемость, самоуправляемость и адаптивность к изменяющейся ситуации в стране и в различных регионах Российской Федерации. Существует и третья группа критериев, позволяющая оценивать их с точки зрения полномочий федеральных органов государственной власти, полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания или по уровням иерархии подсистем социального обслуживания.

Основные направления развития системы социального обслуживания:

а)Разработка методики индивидуального подхода к определению потребностей клиента в социальных услугах (клиенто- центристский подход, в центре которого – клиент);

б)Гибкое использование местных ресурсов в государственном и негосударственном секторах социального обслуживания для развития инициатив в соответствии с клиенто- центристским подходом (включает расширение спектра услуг, предоставляемых клиенту; расширение возможностей клиентов по самообслуживанию; определение помощи их опекуна, попечителям и помощникам; упрочнение партнерских связей с органами здравоохранения, образования, ОВД, с НКО и др.);

в)Обогащение умений, повышение статуса и развитие способностей к принятию решений у ведущих специалистов социальных служб (включая сотрудников ОСЗН и смежных служб других министерств и ведомств);

г)Выработка механизмов распространения практического опыта и информации (в т.ч. изучение мнения клиентов, распространение сведений о службах, т.п.);

д)Совершенствование стандартов социального обслуживания населения в РФ.

Итак, социальное обслуживание населения как одна из подсистем социальной защиты населения, в соответствии с законодательством РФ, включает конкретные виды, типы, методы, организационные формы, процедуры, технологии, субъекты и объекты социального обслуживания.


Страницы:   1   2   3   4


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф