Заявка на расчет
Меню Услуги

Основные направления деятельности учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных детей и подростков

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Безнадзорность детей и подростков как социально — правовая проблема в России
  • 1.1. Понятие безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних
  • 1.2. Причины возникновения и роста детской и подростковой безнадзорности
  • 1.3. Профилактика детской и подростковой  безнадзорности и беспризорности
  • Глава 2. Деятельность учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных детей и подростков
  • 2.1. Система и организация работы органов социальной защиты и учреждений социального обслуживания населения по социальному обслуживанию безнадзорных детей и подростков
  • 2.2. Основные направления деятельности специализированных социальных учреждений для безнадзорных детей и подростков
  • 2.3. Региональный опыт социальной работы с безнадзорными детьми и подростками
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема детской беспризорности и безнадзорности в России приняла общенациональные масштабы в начале 1990-х годов. Однако лишь спустя десять лет, в конце 2001 года, она была признана на государственном уровне и даже стала рассматриваться как угроза национальной безопасности.

В начале XXI века, по разным оценкам, в России насчитывалось от одного до пяти миллионов беспризорных и безнадзорных детей. Девяносто процентов из них — «социальные сироты», то есть сироты при живых родителях.

Эти ужасающие цифры являются следствием современного социально-экономического и духовно-нравственного состояния в нашей стране. Уровень детской безнадзорности и беспризорности является индикатором благополучия и стабильности общества.

В Санкт-Петербурге, по мнениям различных экспертов, в настоящее время количество беспризорных и безнадзорных детей составляет от трех до десяти тысяч. Только в органы внутренних дел в Санкт-Петербурге ежегодно в качестве безнадзорных доставляются около 3 тысяч несовершеннолетних, и еще более тысячи задерживаются за совершение уголовных преступлений. Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в Санкт-Петербурге ежегодно рассматриваются около 4 тысяч дел в отношении несовершеннолетних.

Целью данного исследования будет являться изучение проблем безнадзорных детей и подростков в современном обществе и основных направлений деятельности учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных детей и подростков.

Для достижения этой цели автором дипломной работы решались следующие задачи:

  1. рассмотреть необходимость определения понятия безнадзорного несовершеннолетнего в действующем законодательстве России;
  2. дать содержательную характеристику нормативно-правового обеспечения по вопросам социальной работы с безнадзорными детьми и подростками;
  3. описать причины возникновения и роста детской и подростковой безнадзорности;
  4. рассмотреть основные направления деятельности учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных детей и подростков;
  5. разработать предложения по совершенствованию технологий социального обслуживания безнадзорных детей и подростков.

Объектом исследования избрана деятельность учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных детей и подростков.

Предметом исследования является реализация технологий социальной работы и социального обслуживания безнадзорных детей и подростков.

Так, социально-психологические аспекты положения безнадзорных детей и подростков исследуется представителями психологического направления социологии У.Томасом и Д. Морино; вопросы социальной адаптации безнадзорных детей и подростков раскрывает А.С. Сорвина, Е.И. Холостова;  вопросы технологии социальной работы с безнадзорными детьми и подростками раскрывает Н.М. Платонова, Д.А. Донцов, М.В. Донцова, Рудакова Г.И.

Поставленная цель, задачи и методы исследования  определили структуру работы — она состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

Глава 1. Безнадзорность детей и подростков как социально — правовая проблема в России

1.1. Понятие безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что один из важнейших критериев дееспособности и прозорливости власти — ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. С этого, по сути, начинается соблюдение прав гражданина и человека.

В раннем возрасте дети, как известно, особо уязвимы и особенно подвержены различным влияниям. Поэтому ребенок всегда должен пользоваться приоритетом в том, что касается забот о нем со стороны государства.

В зависимости от семейного положения дети могут быть разделены на имеющих семью и воспитываемых в ней, а также лишенных попечения родителей. Это различие существенно отражается на их правовом положении, условиях жизнедеятельности, а также на их социальном обеспечении.

Семья жизненно необходима для полноценного развития ребенка. Ее отсутствие для него трагично. Ребенок, оказавшийся без родительского попечения, нуждается в попечении общества и государства. Проблемы таких детей актуальны не только с общественно-политической и научной точек зрения, но и с человеческой, эмоциональной и духовно-нравственной. Речь идет о сегодняшней и грядущей судьбе ребенка, его счастье, безопасности, здоровье, любви, окружающей его или, напротив, отсутствующей в его мире. Неслучайно мировым сообществом признано, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».

К сожалению, приметой времени является то, что значительная часть детей оказывается вне родной (биологической) семьи не потому, что они осиротели из-за смерти родителей, а потому, что лишились попечения, воспитания и заботы родных отца и (или) матери в силу иных причин — социально-экономического, нравственного, психологического, медицинского характера. Такие дети называются социальными сиротами. [11, с.180] Как отмечают Д.В. Волков и Г.М. Погорелова, проблема социального сиротства сегодня характерна для многих развитых и развивающихся стран. Налицо явный кризис культуры, охвативший различные страны и слои общества. Произошла переоценка и перекомпоновка слагаемых духовно-смыслового ядра культуры, включая вековые народные традиции, в том числе по отношению к семье и детям. По данным американских исследователей, во всем мире больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. [11, с.183]

В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. Международные эксперты ООН указывают на заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы. Исследователи отмечают и то, что под влиянием новых рыночных, социально-политических и правовых отношений появился совершенно новый вид сиротства, именуемый скрытым.

Это дети, которые становятся практически беспризорными, находясь в родной семье. Скрытое сиротство обусловлено резким ухудшением материального положения семьи, падением ее нравственных устоев, что приводит к искажению родительского поведения, изменению отношения к детям: у родителей не хватает чувства ответственности, любви, сострадания и милосердия.

Политические и социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, придали социальному сиротству особый трагизм. Для России характерно обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства населения, значительное и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе.

Кризис современной российской семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на детях, привел к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. В начале 90-х годов прошлого века впервые проблемой стало их переуплотнение. Сегодня по числу сирот, приходящихся на каждые 10 тыс. детей, Россия занимает первое место в мире.

Конечно, многие дети, своевременно изолированные от родителей, в том числе из-за лишения последних родительских прав, еще сохраняют шансы на жизнь. Но кто будет этим заниматься, например, в сельской глубинке, где сейчас в порядке «оптимизации» закрываются даже больницы и школы?

Особую категорию детей, лишенных родительского попечения, представляют безнадзорные, в том числе беспризорные, дети.

Их понятие определяет Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Безнадзорный — это несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей, иных законных представителей либо должностных лиц. [2, ст.1.]

Беспризорный — это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. [2, ст. 1.]

Закон определяет и понятие несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, как лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. [11, с.195]

Правовую основу деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В развитие положений, касающихся организации и осуществления деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности, содержащихся в законодательных актах Российской Федерации, указанные вопросы регулируются на уровне субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований.

В Федеральной целевой программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на период с 1997 г., а затем и в Федеральном законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» обращается внимание на увеличение количества безнадзорных детей и приводится перечень групп детей, относящихся к этой категории.

Это дети, потерявшие семейные и родственные связи; брошенные родителями или самостоятельно ушедшие из семей, не обеспечивших им минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними; дети, убежавшие из интернатных учреждений, оказавшиеся без средств к существованию; дети, занимающиеся бродяжничеством; дети, занимающиеся попрошайничеством; дети, совершающие мелкое воровство; дети, употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества; дети, являющиеся жертвами сексуальных преступлений; дети, вовлечённые в противоправную деятельность, и другие категории. [11, с.191]

Проблема современной безнадзорности пока слабо осознаётся обществом как гуманитарная катастрофа. В целом по России из школ-интернатов ежегодно убегают 20 тыс. детей, а из дома – около 50 тыс., примерно 10% из общего количества погибает.

Безнадзорность несовершеннолетних – это не только сложная социально-педагогическая проблема, но и проблема всего общества в целом, существенно влияющая на социализацию подрастающего поколения.

По мнению Л.Г. Татьяниной, преступность несовершеннолетних имеет свои особенности, которые отличают ее от преступности вообще. Она является высоко латентной и для ее структуры характерны следующие особенности: а) более узкий по сравнению со взрослыми круг совершаемых преступлений, что объясняется особым социальным и правовым статусом несовершеннолетних лиц, исполняемыми ими социальными ролями; б) несколько меньшая доля тяжких преступлений; в) групповой характер совершаемых преступлений.

В сложившейся ситуации государство не предпринимает эффективных мер для решения проблем беспризорности. В государственных детских домах, которых в России 2 тысячи, находятся 67 тыс. детей, еще 27 тыс. живут в 150 школах-интернатах. Однако и у большинства этих детей, вроде бы как-то устроенных, жизнь далека от благополучия. 10% детских домов и школ-интернатов не имеют нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии.

Во многих местах детские учреждения не получают даже положенного по бюджету финансирования.

Все эти факторы приводят несовершеннолетних в криминальную среду.

При определении безнадзорного ребенка необходимо исходить из следующих факторов:

1) как родители (законные представители) реагируют на ребенка, его поведение или сложившуюся ситуацию, в том числе на потребности ребенка, которые трудно удовлетворить или, вообще, невозможно;

2) какие взаимоотношения между ребенком и родителем (законным представителем);

3) каков уровень благосостояния, есть ли в семье безработные;

4) наличие в семье членов с асоциальным поведением;

5) наличие частых социальных контактов членов семьи с носителями асоциальных форм поведения.

Так, по данным опроса детей, находящихся в реабилитационных центрах, 45,3% подвергались оскорблениям со стороны взрослых дома, у 35,9% опрошенных родители лишены родительских прав, 48,6% курят, 58,6% употребляют спиртные напитки, у 36% родители пьют запоями, у 45% родители пьют почти каждый день, 37,9% имели знакомых, ранее судимых. 41% подростков с трудом учились в школе, 38,2% часто прогуливали уроки, 32,2% часто не выполняли домашних заданий, 14,35% мешали учителю и одноклассникам на уроке, 12% задирали, дразнили, дрались с одноклассниками, 58,2% – мальчики.

Понятие «безнадзорность» прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию. В социологии оно связано с комплексом проблем в социально-экономической политике государства, так как изменения в системе общественных отношений негативно воздействуют на институт семьи, деформируя его и опосредованно искажая всю систему социализации, воспитания и развития подростка. В юриспруденции рассматривается в контексте причин и профилактики безнадзорности и беспризорности; в педагогике это правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи близких взрослых с подростком; в психологии – деформация межличностных отношений подростка с окружающими людьми; в социальной педагогике – социально-педагогический анализ явления, причины, существенно влияющие на безнадзорность, необходимость профилактики и преодоление ее последствий.

Первое полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой советской энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные – это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье». Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, – дети подобных родителей тоже считаются беспризорными».

Термина «безнадзорность» Большая советская энциклопедия не содержала.  Понятие «безнадзорность» в сочетании с детской беспризорностью появилось в официальных документах и законодательных актах только с 1935 г. В годы Великой Отечественной войны в постановлениях Правительства также использовались оба термина, однако их определений в законодательных актах того времени не было.

Не уделяется должного внимания понятию детской безнадзорности и в действующем законодательстве. Этого понятия нет ни в одном кодифицированном правовом акте.

Под детской безнадзорностью понимается отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно – в безразличии родителей, воспитателей к детям.

Впервые понятие безнадзорности появилось в Федеральном законе «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,  в соответствии с которым к категории безнадзорных относятся такие дети, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Безнадзорный несовершеннолетний, как правило, живет с родителями, сохраняет связи с семьей, но лишен любви, внимания, понимания, влияния, контроля близких ему людей или, это ребенок, родители которого лишены родительских прав.

Н.И. Ветров считает, что «безнадзорность является тем криминогенным фактором, который во многом способствует правонарушениям среди детей и подростков…, безнадзорность – постоянный «спутник» преступлений несовершеннолетних, один из источников общественно опасных действий и поступков».

В работе О.А. Третьяковой «безнадзорность» понимается как один из потенциальных факторов преступного поведения, который при определенных обстоятельствах (воздействии среды) может быть реально действующим, причем среда может оказывать как усиливающее, так и тормозящее влияние на проявление этого фактора.

По мнению Ю.В. Челышевой, «безнадзорность – явление общественной жизни, при котором ребенок проживает совместно с родителями, но при этом отсутствуют социально приемлемое воспитание, поддержка со стороны семьи, образовательных учреждений в его развитии и саморазвитии в процессе социализации». [18, с.17]

Отсюда к категории безнадзорных необходимо отнести детей, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей.

Это дети:

  1. с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  2. оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы обстоятельств;
  3. из неблагополучных, асоциальных семей;
  4. из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
  5. с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации. [18, с.143]

1.2. Причины возникновения и роста детской и подростковой безнадзорности

Причины детской беспризорности и безнадзорности довольно многообразны, что отражает сложность этого общественного явления.

Среди основных причин эксперты называют следующие:

  • Кризис семей и разрушение их воспитательного потенциала.

Так, в Санкт-Петербурге более 28% семей с детьми относятся к категории малообеспеченных. Около 11% детей в Санкт-Петербурге воспитываются в неполных семьях. В последние годы появилась даже категория так называемых «новых бедных», которую составляют полные семьи с 1–2 детьми и работающими родителями, которые не в состоянии обеспечить достаток. Алкогольная и наркотическая зависимость родителей, их асоциальный образ жизни зачастую являются причиной невыполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей. [12, с.17]

  • Разрушение государственной инфраструктуры общественного образования и воспитания несовершеннолетних.

 Уменьшилось количество детских образовательных, творческих и спортивных организаций. Вместе с тем, растет стоимость внешкольных досуговых кружков и секций, что, несомненно, снижает их доступность.

По данным Минобразования, в 2000 г. на территории Российской Федерации не обучались 367,7 тысяч детей и подростков в возрасте 6–17 лет, или 1,5% несовершеннолетних этого возраста. Около 40% несовершеннолетних, совершающих уголовные преступления в Санкт-Петербурге, нигде не учатся и не работают. [12, с.25]

  • Неэффективность сложившейся системы социальной поддержки уязвимых семей и социальной реабилитации несовершеннолетних.

Семьи, находящиеся в кризисной ситуации, не получают должной своевременной помощи, направленной на преодоление кризиса и предотвращение изъятия ребенка. В результате, основным методом «помощи» становится лишение родителей их родительских прав и помещение ребенка в интернатное учреждение. Неблагоприятным фактором является также недостаточное развитие семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Существующая же система приютов, интернатов и детских домов наиболее эффективно справляется с реабилитацией и жизнеустройством детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Эти учреждения не отвечают потребностям и интересам подростков, которые на сегодняшний день пополняют ряды и составляют основное число безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.

  • Высокая интенсивность миграции, как между регионами Российской Федерации, так и из стран ближайшего зарубежья.

Например, в Москве до 80% беспризорных и безнадзорных составляют приезжие.

В Санкт-Петербурге из числа беспризорных и безнадзорных детей и подростков, доставленных в органы внутренних дел в 2006 г., 46% не были жителями города, а 26% являлись иностранными гражданами. Среди несовершеннолетних, совершивших преступления в Санкт-Петербурге в 2006 г., 29% составляли приезжие. [12, с.29]

  • Несовершенство законодательной базы в области охраны жилищных прав несовершеннолетних.

В начале 1990-х годов многие дети и подростки потеряли жилье в связи с продажей его родителями-алкоголиками или наркоманами.

Ситуация стабилизировалась с вступлением в силу в 1995 года части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации, которая предоставила возможность продажи жилья, где проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, только с согласия органа опеки и попечительства. Однако 1 января 2005 г. вступили в силу изменения к Гражданскому Кодексу, ограничившие полномочия органов опеки и попечительства сделками на жилье, затрагивающими только интересы несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Аналогичная норма содержится и в Жилищном Кодексе Российской Федерации. Данные изменения, внесенные в законодательство, могут привести к новым массовым нарушениям прав детей на жилье и новой волне бездомности среди несовершеннолетних.

Жизнь на улице представляет угрозу жизни и благополучию несовершеннолетнего и является нарушением фундаментальных прав, закрепленных в Конвенции ООН по правам ребенка.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются беспризорные и безнадзорные, включают:

  • Различные заболевания, включая дистрофию, авитаминозы, травмы, переохлаждения, инфекционные и паразитарные заболевания, такие как ВИЧ/СПИД, туберкулез и т.д., что связано с образом жизни, насилием и рискованными формами поведения и что приводит к снижению качества жизни и высокой смертности;
  • Психические и поведенческие расстройства, включая депрессии, реактивные состояния, когнитивные нарушения, зависимости, акцентуации личности, сниженная самооценка и другие, которые являются как следствиями, так и причинами жизни на улице;
  • Отсутствие доступа к медицинской помощи, образованию и социальной защите, что препятствует нормальному росту и развитию ребенка;
  • Вовлечение в различные формы незаконного труда, включая криминальную деятельность, детскую проституцию и порнографию;
  • Злоупотребление психоактивными веществами, в том числе токсическими ингалянтами, алкоголем и внутривенными наркотиками;

Необходимо отметить, что сегодня количество беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних значительно уменьшилось, и изменился их возрастной состав: большинство из них теперь составляют подростки 15-18 лет и молодые люди в возрасте до 24 лет, в то время как в 1990-х годах значительную долю беспризорных и безнадзорных составляли дети до 14 лет.

Это может быть связано как с улучшением благосостояния общества в целом и каждой семьи в отдельности, что повысило воспитательный потенциал российских семей, так и с эффективностью действующей системы социальной защиты и социально-психологической реабилитации несовершеннолетних.

Вместе с тем, уменьшение числа детей на улицах может быть связано с общим уменьшением количества детей школьного возраста в 2000–2010 гг., что вызвано резким падением рождаемости в 1990-х годах. [12, с.45]

В любом случае, несмотря на значительное улучшение социально-экономической ситуации в Российской Федерации в последние годы, большинство экспертов сходятся во мнении, что проблема беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних — это проблема долговременная.

Государственные учреждения и общественные организации прикладывают все больше усилий к профилактике безнадзорности, правонарушений и наркозависимости среди несовершеннолетних. Однако какой бы эффективной ни была профилактика, неизбежны случаи социальных заболеваний, таких как алкоголизм и наркопотребление родителей, асоциальный образ жизни, неисполнение ими своих обязанностей по воспитанию детей и, как следствие, – выпадение детей и подростков из лона семьи, школы и общественной жизни в уличную среду.

Особо уязвимую группу социального риска сегодня составляют молодые люди поколения 1980-х, выросшие на улице или в интернатных учреждениях в 1990-х, имеющие низкий уровень образования, страдающие алкогольной и наркотической зависимостями, и сегодня вступившие в репродуктивный возраст. При отсутствии должной социально-психологической и профилактической помощи эти молодые люди могут стать источником воспроизводства детской безнадзорности и беспризорности.

Дефиниции, используемые для определения детей из социально неблагополучных семей, очень многочисленны и разнообразны, что отражает сложность и неоднозначность этого социального феномена. Большинство из этих определений не являются взаимоисключающими и используются для описания того или иного аспекта неблагополучия ребенка или семьи. Ниже приведены термины, наиболее часто встречающиеся в практике социальной работы с несовершеннолетними.

Безнадзорный несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

Беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

Семья, находящаяся в социально опасном положении- семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации — дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Дети улиц, или уличные дети — это несовершеннолетние, которые постоянно проживают или значительную часть своего времени проводят на улице. Этот неофициальный термин часто используется ввиду его емкости, краткости и понятности в обиходе. Однако именно из-за своей широты, этот термин страдает неточностью, поскольку он не отражает нюансов социального статуса ребенка.

Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) различает «детей улиц» (children of the street), то есть тех, которые постоянно живут вне дома, вне семьи или интернатного учреждения, «детей на улицах» (children on the street), то есть тех, которые сохраняют связь с семьей и проводят на улице лишь часть времени, и «детей из уличных семей» (street-family children), то есть тех, которые живут на улице вместе со своими родителями. [12, с.68]

Реабилитация уличных детей и подростков, имеющая целью возвращение их к кровным родителям, помещение в замещающую семью, направление в интернатное учреждение или адаптацию к успешному независимому проживанию, является сложным и длительным процессом, который предполагает вовлечение различных служб, как государственных, так и общественных.

Однако начальным звеном этой длительной и кропотливой работы является служба первичной помощи детям улиц.

Эта служба включает несколько низкопороговых, т. е. легко доступных и дружественных клиентам, компонентов, таких как уличная социальная работа («аутрич»), мобильный пункт помощи, центр дневного пребывания с социально-психологической и санитарно-гигиенической помощью и отделение кратковременного кризисного проживания. Низкопороговая служба первичной помощи является точкой первого контакта социальных служб с такой труднодоступной и высокомобильной целевой группой, которую представляют беспризорные и безнадзорные дети и подростки. [12, с.85]

Для этих клиентов низкопороговая служба зачастую становится единственной «дверью» в общество и шансом возвратиться в него.


Страницы:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф